Каждый мусульманин умерший от чумы является шахидом

Обновлено: 27.03.2024

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 14-го числа месяца Шабан 1441 года по лунному календарю, что соответствует 7-му апреля 2020 г. по григорианскому календарю,

постановил:

- в случаях вынужденности и необходимости допускаются анатомические исследования тела покойного, умершего от коронавируса COVID-19;

- омытие покойного является обязательным (фард кифая). Однако, ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения им других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, Совет считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным. Руководствоваться нужно постановлением, а также рекомендациями Минздрава РФ по данному вопросу;

- необходимо совершение погребальной молитвы (Джаназа-намаза) над умершим от коронавируса COVID-19 в присутствии минимально возможного числа людей, ограничиваясь лишь ближайшими родственниками покойника. По возможности следует соблюдать дистанцию в два метра. Если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы, то в таком случае необходимо совершить молитву над его могилой тогда, когда представится возможность;

- если захоронение умершего от коронавируса COVID-19 традиционным способом, в саване, представляет опасность здоровью и жизни людей, то допускается хоронить его в гробу;

- мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманин или мусульманка должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если такой возможности нет, то допускается хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать;

- кремация тела в Исламе запрещена. Региональным духовным управлениям, входящим в состав ДУМ РФ, следует подготовить соответствующие обращения губернаторам, администрации города или иным высокопоставленным лицам, в чьей власти отдавать соответствующие распоряжения, с просьбой предоставить возможность хоронить мусульман, умерших от коронавируса, согласно их религиозным предписаниям, предав их тела земле. В случае неудовлетворения просьбы кремация тела покойника будет считаться вынужденным обстоятельством и допустимой Шариатом.

Совершать погребальную молитву следует перед кремацией, если такое возможно, но при условии омытия тела покойного. Если омытие не было совершено, то допустимо как совершать погребальную молитву, так и не совершать ее.

Если тело кремировали без совершения погребальной молитвы, то допустимы два варианта:

1. Не совершать погребальную молитву из-за отсутствия тела.

2. Совершать ее перед прахом, направляясь в сторону Каабы.

Следует отметить, что Минздрав РФ отнес коронавирус ко II группе патогенности, что предполагает допустимость захоронения тела умершего от данного вируса и предания его земле, без кремации.

ПОРЯДОК ЗАХОРОНЕНИЯ УМЕРШЕГО

ОТ КОРОНАВИРУСА COVID-19

Каждый день на территории Российской Федерации увеличиваются случаи заражения людей коронавирусом COVID-19. В связи с этим есть необходимость внесения ясности в ряд вопросов, связанных с погребением умершего от данного заболевания. Однако прежде хотелось бы ознакомить читателя с основными распоряжениями, принятыми Минздравом РФ по данному вопросу[1].

Новый коронавирус SARS-CoV-2 (COVID-19) представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус, относится к семейству Coronaviridae, относится к линии Beta-CoV B. Вирус отнесен ко II группе патогенности, как и некоторые другие представители этого семейства (вирус SARS-CoV, MERS-CoV).

С декабря 2019 г. по март 2020 г. наиболее широкое распространение SARS-CoV-2 (COVID-19) получил на территории Китайской Народной Республики (КНР).

В конце февраля 2020 г. резко осложнилась эпидемиологическая обстановка по COVID-19 в Южной Корее, Иране и Италии, что в последующем привело к значительному росту числа случаев заболевания в других странах мира, связанных с поездками в эти страны. ВОЗ объявила 11 марта 2020 г. о начале пандемии COVID-19.

Коронавирус SARS-CoV-2 (COVID-19) предположительно является рекомбинантным вирусом между коронавирусом летучих мышей и неизвестным по происхождению коронавирусом.

Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушнопылевым и контактным путями.

SARS-CoV-2 (COVID-19) включен в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66)[3].

Все события в этом мире происходят по воле и мудрости Всевышнего Аллаха, так как Вселенная находится под абсолютной властью и управлением ее Создателя. А трудности и проблемы – это неотъемлемая часть мирского бытия.

В то же время любое повеление Аллаха (Бога) наполнено глубокой мудростью. За этой постигшей все человечество тягостью в том числе кроются уроки, посредством которых Всевышний напоминает человеку о его немощности пред Богом, призывает к самоанализу и покаянию.

Порядок проведения патологоанатомических вскрытий

Маршрутизация и захоронение трупов.

«Инструментарий, защитные костюмы персонала и все предметы, соприкасавшиеся с трупом, помещения, а также транспорт, на котором перевозили труп, подлежат тщательному обеззараживанию.

Перевозить труп умершего от чумы, геморрагических лихорадок, вызванных вирусами I группы, сибирской язвы, мелиоидоза к месту погребения можно на любом транспорте в металлическом или плотно закрытом деревянном гробу, обитом внутри клеенкой.

Во избежание вытекания трупной жидкости, швы в клеенке должны лежать сверху вниз и располагаться на боковых сторонах гроба. Труп должен быть завернут в материал, пропитанный дезинфицирующим раствором.

Перевозку трупа на кладбище или в крематорий осуществляет эвакуационная бригада в сопровождении специалистов территориальных органов Роспотребнадзора.

На дно могилы засыпают хлорную известь. Труп, уложенный в гроб, засыпают сверху сухой хлорной известью или хлорамином и плотно закрывают крышкой.

В виде исключения при отсутствии гроба допускается захоронение трупов людей, завернутых в простыню, смоченную дезинфицирующим раствором. На дно могилы и на уложенный труп насыпается сухая хлорная известь или хлорамин.

Решение Совета улемов ДУМ РФ

о захоронении умершего

от коронавируса COVID-19

Патологоанатомическое вскрытие тела умершего от коронавируса COVID-19

В случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного[7].

Омытие тела покойного, умершего от коронавируса COVID-19

Ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ей других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, Совет улемов ДУМ РФ считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным. Руководствоваться нужно постановлением, а также рекомендациями Минздрава РФ по данному вопросу.

Мусульманин, заразившийся инфекционной болезнью и умерший в результате этого заболевания, имеет особый статус пред Богом и получает такую же награду, как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины. В достоверных хадисах приводится:

Совершение погребальной молитвы (Джаназа-намаза) за умершего от коронавируса COVID-19

Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином, то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним. Совершение данной молитвы коллективно является сунной согласно мнению большинства ученых правоведов[23].

Если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы, то в таком случае необходимо совершить молитву над его могилой тогда, когда представится возможность, если не прошло излишне много времени[25]. Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы[26].

Захоронение умерших от коронавируса COVID-19 в гробах

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками[27].

Совет улемов ДУМ РФ считает, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако, в тех случаях, когда захоронение умершего традиционным способом, в саване, является опасным для здоровья и жизни людей, то допускается хоронить его в гробу. Такое же решение (фетву) вынесло Управлением по делам религии Турции[28].

Захоронение умерших от коронавируса COVID-19 на немусульманских кладбищах

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманин или мусульманка должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. Св. Коран, 2:286).

Кремация тел умерших от коронавируса COVID-19

Кремация тела в Исламе запрещена. По мусульманским канонам тело покойного предается земле после выполнения всех необходимых обрядов. Региональным духовным управлениям, входящим в состав ДУМ РФ, следует подготовить соответствующие обращения губернаторам, администрации города или иным высокопоставленным лицам, в чьей власти отдавать соответствующие распоряжения, с просьбой предоставить возможность хоронить мусульман, умерших от коронавируса, согласно их религиозным предписаниям, предав их тела земле.

Если тело кремировали без совершения погребальной молитвы, то допустимы два варианта:

1. Не совершать погребальную молитву из-за отсутствия тела. Таково мнение ханафитского мазхаба, большинства шафиитов, а также маликитов[31];

Отметим, что Минздрав РФ отнес коронавирус ко II группе патогенности, что предполагает допустимость захоронения тела умершего от данного вируса и предания его земле, без кремации.

И только Аллаху ведома истина

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[5] См.: Там же. С. 43, 44.

[7] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2608.

[9] Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

[10] Некоторые богословы маликитского мазхаба считали сунной омытие тела покойника. См.: аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 13. С. 49.

[11] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

[13] См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 74, 75.

[14] См.: Там же. С. 71–73.

[15] См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[16] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 669, хадис № 3474

[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1998. С. 794, хадис № 1914

[21] См.: Сабрий. М. Фетвы ученых о коронавирусе. Каир: аль-Башира, 2020. С. 118.

[23] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Т. 16. С. 18.

[25] Богословы-ханафиты говорят о времени, в течение которого тело могло предположительно разложиться. Богословы-шафииты не говорят о временных ограничениях. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 2. С. 502, 503.

[26] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 502, 503.

[27] См.: Там же. Т. 2. С. 158.

[30] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Т. 2. С. 119.

[31] Там же. Т. 2. С. 119.

[32] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 4. С. 2275, хадис № 7288.

Следует отметить, что лишь по отдавшему жизнь на поле битвы в защиту веры или Родины не производятся обычные ритуалы погребения (омытие тела, заворачивание его в саван и совершение над ним погребальной молитвы), тело просто предают земле. А вот по всем остальным категориям шахидов, упомянутым в хадисах, ритуалы погребения производятся в обычном порядке[10].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 669, хадис № 3474; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1080, хадис № 3474; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 636, хадис № 3474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5330.

[2] Мусульманин — человек, обладающий хотя бы малостью веры и покорный Богу хотя бы в чем-то незначительном.

[4] Число пять в данном случае не является ограничением, а лишь частью информации. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

[5] Некоторые современные мусульманские ученые подводят под эту категорию тех, кто умер в авто- или авиакатастрофе.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 226, хадис № 720; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 7. С. 53, хадис № 2829 и пояснение к нему.

[8] Подробно см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 7. С. 54, пояснение к хадису № 2829.

Также см., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175, хадис № 2/1355.

[9] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 175 и 176, хадисы № 3/1356, 4/1357 и 5/1358.

[10] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 174.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Мясной магазин халяль при мечети


В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…


Шахиды, павшие на священной войне, защищая религию Аллаха, подразделяются на две категории. Первого называют шахидом этого (дунья) и потустороннего (ахират) миров, и это тот, кто пал в войне (газават) за возвышение Слова (религии) Всевышнего Аллаха. Второго называют шахидом этого мира (дунья), и это тот, кто пал на газавате, но не ради религии, а ради обретения трофея или с другими подобными намерениями и целями. Мусульмане обязаны завернуть в саван и захоронить обе эти категории шахидов, но обмывать их и совершать за них заупокойную молитву является запретным.

Над шахидом также не совершают погребальный намаз, т. к. Всевышний Аллах даровал ему достоинство и почёт и очистил его. Шахиду обещана Милость Создателя, поэтому шахид не нуждается в том, чтобы мусульмане просили за него Аллаха, чтобы читали ему мольбу. Ангелы Мункар и Накир не допрашивают его в могиле.

Что же касается шахида только потустороннего мира (ахират), то по отношению к нему не существует то же самое шариатское заключение, что и для шахида, павшего на войне. Шахида потустороннего мира, в отличие от последнего, необходимо обмывать, завернуть в саван, совершить за него заупокойную молитву и захоронить.

К такой категории шахидов относится женщина, умершая при родах, утонувший, умерший в пожаре, умерший вследствие падения на него чего-либо тяжелого, погибший от притеснения (зульм), умерший в процессе поиска религиозных знаний, даже если он умер в своей постели, умерший от болей в животе, будь то от поноса или от болезни толстой кишки, или селезёнки, т. е. независимо от какой подобной болезни он умер.

Также к шахидам потустороннего мира относится мусульманин, умерший от чумы (т. е. если он умер не во время распространения этой эпидемии), и тот, кто во время эпидемии чумы умер от чего-либо другого, если он, будучи уверенным в том, что его постигнет лишь то, что предопределил ему Всевышний, и, проявляя терпение, не покинул место, где разразилась эта чума, или же если он, будучи жив во время эпидемии, умер после того, как прекратилась чума.


Читайте также: