Когда чума от смрадных мертвых тел

Обновлено: 28.03.2024

История создания

Лермонтов написал это произведение в 1830 г., когда ему было всего шестнадцать лет. Молодой автор искренне разделял пафос революционных настроений, ведь всё его детство было овеяно памятью о чудовищной расправе 1825 г., учинённой царём над декабристским восстанием.

Чудесным образом, по истечении нескольких десятков лет, это произведение станет реальностью: революционное восстание 1917 г. явилось прямым следствием давно назревавшего народного негодования.

Жанр, направление, размер

В стихотворении начинающий автор рассуждает, пытаясь спрогнозировать будущее свой Отчизны. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что произведение написано в жанре философской лирики.

Поэтический размер – пятистопный ямб. Рифмовка перекрёстная. Всё стихотворение автор пишет буквально одной строфой – подобным приёмом он передаёт неотвратимость и неразрывность всех социальных событий в стране.

Композиция

Композиция произведения простая, линейная. Всё стихотворение, с первой до последней строки, написано буквально на одном дыхании и представляет собой неделимое синтаксическое целое. Несмотря на это, в нём можно выделить три сюжетных части:

Произведение имеет разбивку на строфы. В нём насчитывается восемнадцать строк, не разделённых на двустишия и четверостишия. При этом, две заключительные строчки – это вывод всего стихотворения.

Образы и символы

Образная система данного произведения напоминает фрагменты Апокалипсиса: речь идёт о той части Евангелия, где повествуется о Конце Света:

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас Лермонтов, состоит в том, что Россию ждёт неминуемый кровавый переворот, в результате которого будет повержен царь, а миллионы невинных людей пострадают. До власти доберётся невероятно жестокий и сильный духом человек: он поведёт за собой основную часть общества. Зная дальнейшее развитие исторических событий в России, данное произведение можно во многом считать пророческим.

Средства выразительности

Произведение основано на использовании разнообразных выразительных средств, посредством которых Лермонтов создаёт соответствующую атмосферу мрачности и безысходности:

В заголовке нет ошибки - из рода Лермонтов (предков М. Ю. Лермонтова) вышли одни из самых ярких, и, безусловно, самых поэтических пророчеств о Руси. Мы знакомы лишь с первой их частью - негативной. Познакомимся сегодня и со второй - доброй.

Очень многие знакомы с пророчеством М. Ю. Лермонтова о приходе революции и Ленина из его стихотворения "Предсказание", которое привожу ниже. Но вряд ли кто знает, что это, по сути, лишь отрывок из поэмы, сочиненной далеким предком русского поэта - шотландским пророком-стихотворцем Томасом из Эркельдуна (Thomas the Rhymer живший где-то между 1220 и 1297 годами). Существует и вторая часть этого "Предсказания" - написанная шотландским пророком - которая говорит о великом восстановлении государства и о грядущей эпохе Царства. Вот об этой "тайной поэме", или "пророчестве в стихах" мы сегодня и поговорим. Но вначале напомню текст известного "Предсказания":

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Дата создания: 1830 г.

Напомню, что на момент создания этого стихотворения Михаилу Лермонтову едва исполнилось 16 лет. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто говорят и спорят о том, что натолкнуло молодого автора на такие размышления, и их мнения расходятся. В то время, когда писалось это стихотворение, царская власть в России была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.

Что ж, Михаил Юрьевич действительно обладал великим даром предвидения - даром пророка. К примеру, он с точностью до деталей описал свою несвоевременную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня – но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Я был на том самом месте, где был убит Лермонтов, посетил это памятное трагическое место. Но как он мог знать - где и как он будет убит? Сам Лермонтов приоткрывает немного завесу тайны своей души в стихотворении "Пророк":

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Но вернемся к предку Лермонтовых - Томасу из Эркельдуна - и к его пророчествам. Мало кто знает, что род Лермонтова (Лермонта) восходит к одному из самых легендарных пророков Шотландии, Томасу из Эркельдуна, ставшему одним из прототипов не менее легендарного Уильяма Уоллеса - Храброе Сердце.

Томас из Эркельдуна, полумифический бард-пророк, известный как Томас Рифмач, является родоначальником шотландской литературы и известным пророком. Вальтер Скотт упоминал о нем как о человеке, обладающем даром предвидения.

Томас предвидел кровавую битву при Флоддене (1513), где шотландский король Джеймс IV потерпел поражение от англичан. Он предрек союз Шотландии и Англии, который суждено было осуществить потомку из рода Брюсов:

«То будет сын французской королевы.

Из рода Брюсов будет он по крови

Этим человеком стал Джеймс VI (1603). В числе пророчеств Томаса Лермонта было и предсказание трагической смерти короля Александра III (1286).

Томас предсказал кровавую битву при Флоддене (1513), предрек союз Шотландии и Англии и произнес ряд других пророчеств, которые, по мнению исследователей, исполнились до мелочей.

Любопытно прочесть о гербе рода Лермонтовых в общем Гербовнике дворянских родов Российской империи:

Участь моя - Иисус! Это - девиз рода со времени Томаса Рифмача. Послушайте, что русский философ Вл. Соловьев записал о шотландском предке поэта Томасе Рифмаче:

«В пограничном с Англиею краю Шотландии, вблизи монастырского города Мельроза, стоял в XIII веке замок Эрсильдон, где жил знаменитый в свое время и еще более прославившийся впоследствии рыцарь Лермонт. Славился он как ведун и прозорливец, смолоду находившийся в каких-то загадочных отношениях к царству фей и потом собиравший любопытных людей вокруг огромного старого дуба на холме Эрсильдон, где он прорицательствовал и между прочим предсказал шотландскому королю Альфреду III его неожиданную и случайную смерть. Вместе с тем эрсильдонский владелец был знаменит как поэт, и за ним осталось прозвище стихотворца, или, по-тогдашнему, рифмача — Thomas the Rhymer; конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.

Понять пророчества Лермонтова, прерванные слишком рано, все же можно - если обратиться к их глубокому источнику. Конечно, источник всякого пророческого дарования есть Бог. Но те пророческие откровения, которые даны были Томасу Рифмачу - родились вновь на русской земле благодаря пра-правнуку его Михаилу.

Когда мы размышляем над тем, как мог 16-ти летний мальчик написать предсказание, которое не перестает поражать историков, поэтов, политиков и простых людей своей точностью, нам следует обратиться к тем родовым истокам пророчества и вдохновения, которые были доступны Михаилу Юрьевичу через пророческие стихи его шотландского предка.

М. Ю. Лермонтов познакомился с балладами Вальтера Скотта о Томасе из Эрсилдуна, видимо, еще в процессе освоения английского языка – в возрасте 14 –15 лет. Томас Рифмач не был забыт в Шотландии, и сборник его пророчеств в стихах являлся народным достоянием Шотландии - и семейным достоянием русского рода Лермонтов. И уже с детских лет Михаил Юрьевич был проникнут этой пророческой стихией.

Я не буду говорить тут обо всех пророчествах Томаса Рифмача - об этом написаны на английском языке целые книги. Познакомлю вас лишь с одним его произведением, которое, частично, и легло в основу "Предсказания".

Это - "Пророчество о Шотландии", состоящее из двух частей - Плача и Песни . Первая часть, или Плач - это пророчество о грядущей гибели Шотландии (или России?) и ее славных королей. Гибель эта видится Томасу Рифмачу из-за внутренней измены и из-за происка врагов. Этот Плач, по всей видимости, и лег в основу "Предсказания", написанного 16-летним Михаилом. Конечно, "Предсказание" Лермонтова - это не перевод "Пророчества о Шотландии", но его пересадка на русскую почву. У Лермонтова есть такие детали, которых нет у его предка. И пишет он не о Шотландии, но о России.

Таким образом молодой потомок шотландского пророка навсегда связывает пророчества своего предка - но только не с Шотландией, а с Россией. В каком-то смысле Томас Рифмач и Лермонтов - едины. В Библии часто говорится об удивительном единстве потомков с родоначальником. Вот и в случае с Томасом и Лермонтовым мы имеем дело с одним единым пророчеством. И это пророчество вовсе не заканчивается там, где успел закончить его при жизни Михаил Юрьевич, не заканчивается Плачем. Оно заканчивается Победной Песней. Ее нет на русском. Вот, сейчас я попробую эту Песнь перевести.

Повторяю: писалась эта Песнь изначально о Шотландии. Но с приходом потомков Томаса на Русь - пророчества эти как-будто покинули Шотландию навсегда вместе с ними. Интересно, что сохранились руины замков дерсийских Лермонтов, к которой принадлежал Георг Лермонт. Он выехал навстречу воинским подвигам из ворот замка Балькоми, а похоронен в Авраамиевом Городецком монастыре под Чухломой18 – в костромских наследственных землях, дарованных за верную службу.

От замка же его предка Томаса Лермонта из Эрсилдуна сохранилась стена Башни Томаса в Эрлстоне, на которой в 1894 году установлена памятная доска с надписью:

«Он говорил: "Прощай, отцовский дом!

Надолго я прощаюсь с замком древним.

Отныне ты не будешь никогда

Да, отныне - все для них будет в России. И Михаил Юрьевич передал это через трагическую первую часть (Плач) - в котором оплакивал уже не Шотландию, но Русь. Но там, где сказали "а", надо говорить и "б". Вот она, Песнь, или то, что будет после Плача, после захваты и развала России и 1917 и 1991: (я не буду придерживаться рифмы, спешу перевести смысл, может быть когда-нибудь переведу в стихах):

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Опять, народные витии… - 18.03.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Мартыновой (Когда поспорить вам придется…) - 17.03.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Весна (+ Анализ) - 07.03.2022

Михаил Лермонтов

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Год написания: 1830

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Написано в связи с крестьянскими восстаниями в России в 1830 г., которые привели Лермонтова к мысли о неизбежности революции.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Мрачный колорит, в котором изображается стихийная народная революция, был характерен для романтической литературы, отражавшей позиции революционного дворянства.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Михаил Лермонтов

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Задумывались ли мы когда-нибудь о том, насколько гениальным могло быть наследие Михаила Лермонтова, если бы он безвременно не ушел от нас в 27 лет? Второй по значимости российский поэт оставил нам не только шедевры любовной лирики, прекрасную прозу и великолепные живописные полотна, но и удивительные предсказания, сбывшиеся в истории.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников. Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.

Михаил Лермонтов

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Возвращаясь к авторской приписке, логично предположить, что Лермонтов действительно мечтал о таком развитии событий. Он видел, что законные способы хоть как-то ограничить самодержавие бесполезны. Если выхода нет, то чаша народного терпения все равно когда-нибудь будет переполнена.

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->


Настанет год, России черный год,

Когда Царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет всё ужасно, мрачно в нем…

Собственно, это и называется предвидением или пророчеством.

В этом предсказании Лермонтова о его собственной судьбе меня более всего удивляет не то, что он провидел место своей будущей дуэли – Кавказ, и даже еще точнее – подножие горы Машук. И не то, как точно он сумел обрисовать участников будущей дуэли: двух офицеров – Печорина, собственно, alter ego его самого, Лермонтова, – и Грушницкого, столь разительно похожего на Мартынова. И даже не то, что Лермонтов предвидел нечестную игру со стороны своих противников, которую Печорин, между прочим, сумел разгадать, а Лермонтов (об этом еще речь впереди), увы, не сумел… Что ж, на всякого мудреца довольно простоты.

Меня удивляет, с какой проницательностью, я сказал бы, смелостью, Лермонтов вскрыл глубинные причины, вызвавшие поединок, показав ту пропасть, которая существовала (и, вероятно, существует по сей день) между людьми одаренными, порядочными, с одной стороны, и ничтожно мелкими и бездуховными – с другой. Это одинаково относится к противостоянию как Печорина с Грушницким, так и Лермонтова с Мартыновым.

Подобно своему герою, Лермонтов отлично сознавал свое интеллектуальное и нравственное превосходство над подавляющим большинством современников, что в значительной степени питало его убежденность в своем избранничестве.

Понятно, защищая себя, Мартынов многое преувеличивал. В действительности остроты и колкости Лермонтова были не столь уж оскорбительны и не выходили за пределы того, что считалось допустимым в обществе (вспомним эпиграммы Пушкина!).

Наш князь Василь —

Чиков по батюшке

В речь вводит стиль

Донцов[97] по матушке…

Васильчиков довольно ровно относился к Лермонтову и, скорее, недолюбливал его. Но вызывать его на дуэль за подобные шутки он никогда бы себе не позволил.

Мартынов был самолюбив и обидчив и, как мы видим, воспринимал шутки Лермонтова совершенно по-другому. Этот «мелко самолюбивый и тщеславный человек, коего умственное и нравственное понимание не выходило за пределы общепринятых понятий, давно уже раздражался против Лермонтова, которого он в душе считал ниже себя и по "карьере", и по талантам "салонным". О его поэтическом гении Мартынов, как и многие современники, судил свысока, вроде командира Михаила Юрьевича, который за стихи на смерть Пушкина выговаривал ему: "Ну ваше ли дело писать стихи?!"

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

78. ПРОРОЧЕСТВО

78. ПРОРОЧЕСТВО Когда тебя петлей смертельнойРубеж последний захлестнетИ речью нечленораздельнойСвоих первоначальных водТы воззовешь, в бреду жестокомЛишь мудрость детства восприяв,Что невозможно быть востоком,Навеки запад потеряв, —Тебе ответят рев

Пазл 31. Пророчество

Великое пророчество континента

Пророчество о римских папах

Пророчество о римских папах В 1590 году в библиотеке Ватикана обнаружилась сенсационная находка: на одной из пыльных полок в самом дальнем углу сыскался старинный пергамент, свернутый кое-как, будто тот, кто его туда запихнул, искренне желал, чтобы рукопись не нашлась

Пророчество на сто миллионов

2. Наше пророчество и указание

2. Наше пророчество и указание 22 мая он уже сидел в вагоне поезда, и было ему грустно. К сожалению, в Москву ехал сам, без Анны Григорьевны, хотя и боялся один: чувствовал себя слишком нехорошо, и, как знать, не случилось бы чего, да и Анне Григорьевне очень хотелось побывать на

Пророчество

Пророчество Однажды, после возвращения из одной из наших охотничьих экспедиций, меня вызвали в Петербург, где я пробыл дольше, чем собирался. Когда я вернулся, я застал младшего сына в постели.У него был дифтерит. К счастью, опасность уже миновала, но ребенок был не тот,

Пророчество

Пророчество Последние годы Сталин, собирая соратников в кабинете, ругая их за какие-нибудь просчеты, часто говорил:— Что вы будете делать без меня? Вы же сами ничего не можете решить и сделать…Смерть Сталина не могла не поставить перед его преемниками вопрос о том, как

Пророчество гадалки

Пророчество гадалки В 1726 году пятилетнюю Жанну-Антуанетту отдали в монастырь в Пуасси, монашенками которого были две сестры Франсуа Пуассона. Там она стала болеть еще больше, но ее образование получило недостающую ему системность.Оставила монастырь Жанна-Антуанетта

Страшное пророчество

Страшное пророчество Альберт отдыхал на берегу океана. Пришли печальные вести из Германии. Они гласили, что к власти пришли нацисты. Уже пострадав от них, став объектом их охоты, он понимал всю опасность ситуации. Нельзя было возвращаться на родину ни при каких

ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА

ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА Говоря о безобразном во всех ведомствах засилье инородцев, я поднимаю вопрос громадной государственной важности. Все великие государства держались единством своего духа, единством крови, веры, языка и культуры, единством сознания, что граждане -

Сбывшееся пророчество

май 22 Пророчество

май 22 Пророчество Съемка в Донском монастыре. Тихо и благостно. Посмотрел много интересного — сюда с Собачьей площадки, Поварской, Пречистенки переезжала на новое место жительства московская аристократия: Оболенские, Долгоруковы. Всех не упомнишь. Здесь могила ПЛ.

16. Пророчество

16. Пророчество Леонард Пейкофф был наследником Айн Рэнд, но только формально. Он был слишком уж большой подхалим — даже по меркам Рэнд, — чтобы стать лидером движения и вызывать доверие у последователей, и слишком уж поверхностный человек, чтобы претендовать на место

Пророчество

Пророчество Тамдинг принес с базара книжку на хинди "Парахамса Нараяны" о пророчествах, касающихся настоящего времени и ближайшего будущего. Очень любопытно, ибо совпадает во многих частях и с другими слышанными пророчествами в Монголии и Тибете. Затем передавали


Первое и, пожалуй, основополагающее чудо – оно из хрестоматий и отрывных календарей. Мы к нему так привыкли, что и не обращаем внимания. А повторить его невозможно. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил двадцать шесть лет – и оставил обширное литературное наследие.

Второе чудо пришло под свист сабель. Из великих русских поэтов Лермонтов первый стал воином, прошёл опасные, кровопролитные бои, пролил кровь. Героика для него была не только поэтической традицией, а эпос – не страницей в хрестоматии. Да, Державин тоже был солдатом и офицером, служил в гвардии и участвовал в разгроме пугачёвского восстания. Сражался. Однажды чуть не попал в плен к пугачёвцам, рисковал головой. И всё-таки там не было столь масштабных сражений, как бои на берегах горной реки Валерик.

Поручик на белом коне врезался в ряды воинственных горцев, не зная страха. Вот что говорилось официально:

Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова.
Масло. 1838 г.

Ордена он тогда не получил только из-за придворных интриг. Ну а стихи о Валерике читать и перечитывать трудно: сразу ощущаешь запах крови, как будто пальцы порезал. И боль.

Третье чудо – быть может, главное. Да именно главное! Просто перечитаем:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Это написал шестнадцатилетний юноша. А лучшего ничего и вообразить нельзя. Он тогда учился в московском университете, а до того посещал занятия в Благородном пансионе. Лекции там читал Алексей Фёдорович Мерзляков – вдохновенный литературный старовер, которого ещё матушка Екатерина наградила за оду в её честь. Он тогда мальчишкой был – как Лермонтов в 1831-м.

Четвёртое чудо известно многим, но вспоминаем мы о нём изредка. Ведь Лермонтов был художником не только в переносном смысле. Рисовать он начал раньше, чем сочинять стихи.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

И в любом стихотворении Лермонтова есть цвет. Парус одинокий именно белеет, а туман моря именно голубой. Так мы видим, цвет обрушивается на нас из каждой строки. В лучших изданиях Лермонтова мы найдём его картины и рисунки.

Вид Тифлиса. Масло. Картина была обнаружена незадолго до войны в в художественной галерее г. Иванова 1837 г.

Вид Тифлиса. Масло.
Картина была обнаружена незадолго до войны в в художественной галерее г. Иванова. 1837 г.

Тут и голос поэта, и говор дяди, простодушный народный глас. Воинская мудрость многих поколений предков поэта открылась ему. Не побывав на войне 1812 года, он узнал о ней всё и всё передал нам.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Седьмое чудо – взыскательность Лермонтова. К самому себе, к поэтическому слову. Он не стремился к публикациям, в поисках совершенства создавал десятки вариантов поэм. Второго такого самоеда история русской поэзии не знает.

Его считали самовлюблённым эгоцентриком, а Лермонтов вечно был недоволен написанным. Из классиков русской литературы, пожалуй, только Лермонтов так мало публиковался при жизни, так равнодушен был ко славе.

Восьмое чудо – юноша Лермонтов написал:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

В ХХ веке иногда это стихотворение приписывали современникам Гражданской войны. А это 1830-й год.

Девятое чудо – а вот это стихотворение, многим известное ещё и как романс, можно написать только под диктовку:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Тут есть переосмысление образов Гейне, но у Лермонтова получилась молитва. Лучших образцов молитвенности современного русского языка не существует.


Но Лермонтов нашёл читателя. В 1850-е годы вышло сразу несколько сборников Лермонтова – немалыми по тем временам тиражами. Позже появились и первые биографические исследования, и опера Рубинштейна… Лермонтову в России стали ставить памятники, когда только двух-трёх писателей увековечивали подобным образом. И в ХХ веке он был одним из самых необходимых собеседников для потомков. И это настоящее чудо. Если упустим его – потом поздно будет корить себя за опрометчивость.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Читайте также: