Кому чума кому тюрьма

Обновлено: 28.03.2024

Bсе думали, что он давно умер, ведь Николай Панченко был первым, кому в СССР поставили диагноз ВИЧ, — это случилось в 1987 году. А он жив и вовсе не думает о смерти. Сейчас, в 53 года, Николай выглядит гораздо лучше многих своих здоровых сверстников: стильная одежда, обесцвеченные короткие волосы и задорная мальчишеская улыбка.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так получилось, что СПИД стал для Панченко образом жизни и любимой профессией. Николай возглавляет общество “ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом” в Санкт-Петербурге, его знают во всем мире, о нем снимают документальные фильмы иностранцы, на него, как на эталон, равняются российские ВИЧ-позитивные.

Отличная карьера для бывшего милиционера, которого выгнали из органов за гомосексуализм.

Сегодня, в День борьбы со СПИДом, Панченко рассказывает о своей судьбе.

— Трудно быть примером для тысяч ВИЧ-инфицированных?

— Быть на виду всегда очень тяжело: ты должен постоянно улыбаться, не имеешь права на ошибку и плохое настроение. Иногда хочется все бросить. Но я понимаю: если уйду из организации, то она просто развалится. Панченко — это бренд, за счет которого существует наше общество. Найти замену моей фамилии очень сложно: людей, открыто живущих с ВИЧ, в России наберется не больше десятка. Вот если приезжают в Санкт-Петербург зарубежные журналисты, их сразу же ведут ко мне в офис: мол, посмотрите, какие у нас ВИЧ-инфицированные активные и жизнерадостные!

— То есть вы положительный во всех смыслах слова?

— Я самый обычный. Все как у всех: родился и вырос в Калининграде, закончил там же в университете юридический факультет, работал в милиции, женился в 23 года.

— Долго себе супругу искали?

— С Валентиной мы встречались три месяца. Помню, у меня женился друг, я был на свадьбе у него свидетелем, а моя будущая жена — свидетельницей со стороны невесты. Наши отношения были какие-то спонтанные: я даже не понял, как все произошло: познакомились, пообщались, бах — и уже в загсе. А расстались через 13 лет из-за того, что так и не смогли понять друг друга.

— Тринадцать лет это выясняли?

— Мы разошлись бы и раньше, но у нас были маленькие дети. А когда сын и дочка подросли, больше ничего не удерживало. Начались ссоры — Валентина очень скандальная женщина. Я практически не жил дома — то оставался на работе, то уходил ночевать к маме или друзьям. Интимные отношения между нами к тому времени давно закончились. Кстати, именно из-за Валентины мне пришлось оставить органы: от доброжелателей она узнала, что я гомосексуалист, стала устраивать истерики и строчить жалобы на работу. Сами понимаете, как реагировали в 80-е годы на такие заявления. Мне пришлось уволиться и уйти на вольные хлеба.

— Может, ее просто задевало, что у всех мужья как мужья, а у нее — гомосексуалист?

— Валентине надо было просто выжить меня с жилплощади — на работе я получил хорошую квартиру в немецком особняке. Я ушел к маме, потом узнал о своем диагнозе, а потом и вовсе оказался в тюрьме.

— Как это получилось?

— В 1987 году попал в больницу — у меня началось обострение остеохондроза. В то время анализы на ВИЧ-инфекцию брали в Калининграде у каждого больного: все-таки опасный, портовый регион. Меня пролечили, выписали домой. Вдруг на следующий день приезжает милицейский “уазик”, и участковый мне заявляет: “У тебя ВИЧ”. Меня отвезли в поликлинику, врач поставила на учет. А на следующий день снова приезжает тот же “уазик” и снова везет в больницу.

— Выходит, милицейский “воронок” был вместо “скорой”?

— Наверное, чтобы я сам нигде пешком не ходил! Потом меня отправили в Москву, на Соколиную Гору, где я провел три месяца. Нас там лежало человека четыре.

— Вы знали тогда, что такое СПИД?

— А как новость о вашем диагнозе восприняли родные?

— Мама только сказала: “Чего хотел, того и добился!”. С женой я в то время уже не общался, а настоящие друзья все поняли. Хотя всем — и родственникам, и знакомым — пришлось сдать анализ на ВИЧ-инфекцию, чтобы выявить источник заражения. Но так и не нашли: я был единственным больным в Калининградской области.

— Но вирус же не ветром задуло!

— Думаю, меня заразил иностранец — единственный опасный контакт у меня был в Москве. Я приехал в командировку, познакомился со студентом из Юго-Восточной Азии. Наша связь длилась всего два дня. Случайный роман: встретились, разбежались.

— Если бы вы встретили его сейчас, что-нибудь ему сказали?

— Еще неизвестно, жив ли он. Да просто в глаза бы посмотрел. Не стал бы кричать, угрожать — он ответит за все перед Богом. Я же не заразил ни одного человека, могу смело смотреть в глаза людям, потому что не услышу ни от кого: “Идиот, ты сделал меня ВИЧ-инфицированным!”

— Но вас все равно посадили в тюрьму.

— Время было такое — 1987 год. Меня осудили на четыре года по двум статьям: 112-я — поставление в опасность заражения СПИДом, и 121-я — гомосексуализм. Когда я спросил, почему мне дали такой срок, то адвокат пояснил: “Судья не судит, он согласовывает”. Нашли даже одного фиктивного свидетеля, который утверждал, что я вступал с ним в половой контакт. Его просто запугали: ведь за гомосексуализм в СССР сажали без суда и следствия. Либо ты идешь в тюрьму, либо даешь показания против того, на кого тебе укажут. По иронии судьбы, тот свидетель умер через несколько лет от ВИЧ-инфекции. Я встретил его в клинике в Усть-Ижоре почти при смерти. “Ну что, — говорю, — дорогой, хорошо против людей давать показания? Я вот бодрый и здоровый, а ты в тяжелом состоянии!” И это несмотря на то, что мне пришлось пройти через тюрьму, где устраивали настоящую “охоту на ведьм”.

— Говорят, вас даже пытались сжечь?

— По замыслу администрации меня должны были уничтожить сами зэки — меня отправили в колонию строгого режима, чтобы заключенные совершили надо мной самосуд. Якобы таких, как я, заразных, должны облить бензином и подпалить… Но вышло иначе: я сидел вместе с рецидивистами, пил с ними чай и мило общался. Когда этот план провалился, меня перевели в одиночку, где я провел три года и семь месяцев.

— Рецидивисты пили чай с геем?!

— Рецидивисты тоже люди. Видимо, мне удалось найти к ним подход, поговорить по-человечески.

— Каково было находиться столько времени в одиночке?

— Я занимался собой: аутотренинг, зарядка. Но место было ужасное: камера 2 на 3 метра, деревянный топчан с матрасом, туалет тут же. Зарешеченные окна, сквозь которые свет практически не пробивался. Мне выдавали газеты, журналы, но обратно ничего не забирали — боялись, наверное. Так что, когда меня выпустили, в камере осталась целая гора литературы. Я писал жалобы, но начальство колонии их никуда не отправляло. Тогда объявил голодовку — 17 дней ничего не ел. Как раз в это время к заключенному, который содержался в соседней камере, пришел прокурор. Я стал стучать в дверь, просить, чтобы открыли, выслушали меня. И прокурор услышал! Меня немедленно перевели в больницу при ГУИНе, где были все удобства — душ, туалет. А за два дня до освобождения мне объявили: “Поздравляем, вы амнистированы!”

— После освобождения “охота на ведьм” продолжалась?

— В то время в Калининграде моя фамилия звучала со всех каналов и со всех страниц газет. Пресса нагнетала истерию — писали то, что было и чего не было. Естественно, я не мог нигде устроиться на работу. Мне пришлось переехать — я выбрал Петербург, потому что это мой любимый город.

— То есть ехали наобум: Санкт-Петербург — город хороший, поеду-ка я туда!

— Практически так и было. Правда, в Питере у меня были друзья, которые нашли мне работу, приютили на первое время. Они работали в общественной международной организации, которая занималась проблемами ВИЧ, устроили меня туда же. В 1996 году закончился этот проект, и мы зарегистрировали собственное “Общество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом”. Уже больше десяти лет мы занимаемся проблемой “чумы XXI века”, боремся против негативного отношения к ВИЧ-позитивным в обществе, через которое я когда-то прошел.

— А сейчас эта дискриминация есть? Вам, например, поджигают входную дверь, звонят по телефону с угрозами?

— Со мной лично ничего подобного не происходило. Хотя знаю случаи, когда родственники, узнав о диагнозе близких, запрещали им появляться дома. Бывает, к ВИЧ-инфицированному в больницу приходит мать. Поставит еду на подоконник: “Все, пока, я тебя больше не знаю”. Не поцелует, даже пакет в руки не даст. Но это происходит в отношении наркоманов с вирусом иммунодефицита, которые просто достали родственников. Проблема ВИЧ, например, в Санкт-Петербурге огромна: только по официальным данным здесь живет 35 тысяч человек с этим диагнозом! К тому же основной контингент в России заразился вирусом в 2000—2001 году. Значит, через пять-шесть лет эти люди почувствуют себя плохо — так что наплыв больных СПИДом в России еще впереди.

— А сколько человек наблюдается у вас сейчас?

— Все зависит от сезона: летом люди уезжают из города, много солнца, свежего воздуха, фруктов, люди заряжаются какой-то энергией, а осенью ложатся уже на обследования. У нас в отделении лежит 30—60 человек, есть 17 инвалидов, которым мы оказываем помощь на дому. Вот, например, на учете стоит 22-летний ВИЧ-позитивный мальчик, он парализован. У него есть девочка, но она общается с ним, понятно, только из жалости.

— Вы сами общаетесь со всеми больными?

— Мне приходится выполнять всю работу — у нас в штате всего 5 человек. Да и сложно подобрать специалистов, которые бы адекватно реагировали на проблему СПИДа. Дали недавно объявление: “Ищем помощника юриста”, но пока никто не откликнулся.

— Почему к вам неохотно идут работать? По-прежнему боятся СПИДа или не устраивает зарплата?

— Оклады, конечно, невысокие. Да и переносить смерть и горе ежедневно могут не все.

— Как сами–то все выдерживаете?

— На работе я всегда в белом халате — он, как зеркало, отражает боль больных. Я оделся, застегнулся на все пуговицы, и реагирую на человека только как на пациента. А как только выхожу из офиса, выбрасываю все из головы. Наверное, именно поэтому я и живу один: целый день общаешься с человеческими проблемами, вечером хочется уединения. Я такой вот барсук-одиночка. К себе в квартиру приглашаю только близких людей. Хотя и их выдерживаю сутки, а на вторые говорю: “Идите домой!”.

— Может, из-за любви к одиночеству и отношения у вас ни с кем не сложились, из-за этого и с семьей порвали?

— Защитная реакция на страдание — уединение — появилась у меня несколько лет назад. Но, например, с дочерью у меня прекрасные отношения: когда я только освободился, она ушла из дома и какое-то время жила у меня. С сыном общаемся реже — бывшей жене удалось настроить его против меня. Но это никак не связано с моим характером: Валентина просто боялась потерять его так же, как и дочь. А что касается любви, то у меня были и есть друзья. С ними мы видимся и сейчас, проводим вместе время, но не живем вместе — мне так удобно. Кстати, почти все мои друзья — ВИЧ-позитивные.

— Почему? Боитесь кого-нибудь заразить?

— Просто с этими людьми я общаюсь каждый день. Но у меня есть знакомые среди здоровых — зная и соблюдая правила, не заразишься. Например, известно, что пассивные гомосексуалисты заболевают чаще, чем активные. Да и презерватив обеспечивает 99% безопасности. Хотя секс не является для меня самоцелью. Может, лет до 40 это было интересно, но когда человеку за 50, меняется и образ мышления, и желания.

— И какие у вас желания сейчас?

— Дожить до 80 лет. Я веду здоровый образ жизни: гуляю после работы до полуночи или уезжаю в лес, не пью, не курю, не ем после семи. Антиретровирусную терапию стал принимать, хотя и не делал этого 13 с половиной лет. Хочу работать до старости — не собираюсь в 80 лет лежать на печке. Мне кажется, что я умру в движении. Надеюсь, что в собственном офисе.


"От сумы и тюрьмы не зарекайся" - популярное выражение, которое слышал хоть раз в своей жизни каждый человек. Интересная фраза вызывает массу вопросов о том, что означает слово "сума" и какую опасность оно несет для человека. А упоминание тюрьмы заранее отдает негативом.

Старинная пословица

Большинство людей произносит знакомую пословицу, особо не задумываясь о смысле сказанного, но принимая при этом строгое выражение лица и соответствующий тон голоса.

В старину славянский народ с опаской относился к тому, что произносит. Говорят: "Слово не воробей. ", и каждая произнесенная речь имеет характерный вес и значение.

Фраза "От сумы и тюрьмы не зарекайся" смысл имеет, она говорит об излишней самоуверенности человека, который утверждает, что никогда, ни при каких обстоятельствах не поступит так или иначе. Мудрые люди говорят: "Не зарекайся!" Данная пословица - верное тому утверждение.

повороты жизни

Осуждение

Говоря о тюрьме, люди понимают, что речь идет о темнице. Каждый может попасть в такие обстоятельства, когда путем незаконных поступков или несправедливости попадает за решетку. Не всегда государственные органы разбираются в ситуации, и очень часто отбывают срок те, кто ни в чем не виноват. Или отчаянные решения толкают личность на преступления, в итоге добропорядочный гражданин становится в одном ряду с преступниками.

Повороты судьбы

Сума - означает сумку, торбу, котомку, узелок. В данном выражении "сума" характеризует бедность, нищету. Никто не застрахован от банкротства, от безденежья. Каким бы богатым и успешным человек ни был, в один прекрасный момент он может оказаться у "разбитого корыта", в безденежье, абсолютной нищете.

бедность нищета

"Не зарекайся от сумы и от тюрьмы" - выражение, которое предупреждает человека о возможных жизненных поворотах, кардинально меняющих его положение в обществе и материальной сфере. Необходимо быть начеку, сохранять бдительность и трезвость ума, чтобы не попасть в тяжелую ситуацию. Нельзя осуждать человека, павшего низко. Неизвестно, в какие перипетии может попасть каждый из нас.

Важно всегда, при любых обстоятельствах сохранять в душе человечность и милосердие. Говорят, на жизненном пути любые поступки оборачиваются бумерангом. Бедность, осуждение, отвержение, низкое положение и бедствия могут подстерегать каждого. Неважно, какими связями и положением обладает субъект, в любую минуту его жизнь может измениться полностью. Вслед за удачей следует неприятность, за богатством и процветанием - нищета.

В современном обществе не принято делить людей на какие-либо группы, сословия и касты. Однако это правило не касается мест лишения свободы, где уже на протяжении многих десятилетий существует строгая классификация осужденных на своеобразные группы (или, как говорят на зоне, масти).

Тюремные масти

Масти на зоне – это деление всех заключенных на своеобразные группы, которые отличаются друг от друга тюремным статусом, правами и понятиями.

Масти на зоне являются довольно закрытыми группами, и перейти из одной касты в другую практически невозможно.

масти на зоне

Самый главный

кто такой блатной

кто такой мужик

Врагу не пожелаешь

тюремные касты

Бывает и такое

Вышеупомянутые масти имеются во всех зонах и тюрьмах. Однако в некоторых местах лишения свободы бывают свои специфические, так называемые промежуточные касты.

К какой бы масти ни относился заключенный, он обязан соблюдать зоновские понятия. Понятия – это установленные нормы поведения заключенного в местах лишения свободы. Строгое соблюдение указанных неписанных правил помогает избегать возникновения конфликтных, а порой и опасных для жизни ситуаций.

масти на зоне значение

Нельзя на зоне вмешиваться в чужие дела и разговоры, навязывать свое мнение, врать и ругаться матом (так как спрос за любое сказанное слово в тюрьме намного больше, чем на свободе).

зоновские понятия

Не стоит в местах лишения свободы жадничать: принято делиться с сокамерниками. Ну и, конечно, не стоит ставить себя выше остальных, ведь это может привести к страшным последствиям.

Странные нормы

На некоторых зонах есть и совсем странные законы. Особенно это касается колоний, в которых содержатся несовершеннолетние преступники. К примеру, нельзя ничего поднимать с пола, нельзя докуривать сигарету за арестантами, которые входят в более низкие тюремные касты.

Есть такие тюрьмы, в которых могут опустить только за то, что заключенный сходил в туалет и не помыл руки или заштопал себе носки.

тюремные законы

Напоследок

За многие десятилетия в местах лишения свободы сформировались четкие и строгие правила и нормы поведения арестантов. Нарушение установленных правил приводит заключенных к наказанию, которое, чаще всего, заключается в переводе в самую низшую тюремную касту.

И если для обычного законопослушного гражданина подобное наказание кажется ребячеством, то для обитателей зоны – это самое суровое и строгое наказание. Ведь благополучное и спокойное отбывание срока напрямую зависит от того, к какой масти относится арестант.

Несмотря на то, что современное общество и мировоззрение внесло в тюремную жизнь множество нововведений, есть вещи, которые по прежнему остаются неизменными, – это тюремные касты (масти), воровские законы и понятия.

Пандемия коронавируса раздула панику мирового масштаба. Пока одни сражаются с опасной заразой, ищут эффективные лекарства и вакцину, другие ударились в мистику, предрекают скорый конец света и подозревают мировой заговор.

Санитарное состояние русских городов было не в пример лучше, чем на Западе

Однако все это уже было, история человечества, как известно, развивается по спирали. И сегодняшняя пандемия — просто детский лепет по сравнению с чумой, которая опустошила Европу в XIV веке. Сегодня заражены более 7,8 млн человек, умерло свыше 432 тысячи, тогда же погибло, по разным оценкам, от 25 до 100 млн человек. Семьсот лет назад человечеству реально угрожало полное вымирание. И тем не менее оно выжило, более того — получило мощный толчок в своем развитии. Оглянемся назад, чтобы убедиться, как порой поразительно похоже с нашими предками мы мыслим и действуем перед лицом такой напасти.

НУЛЕВОЙ ПАЦИЕНТ: СЪЕЛ ЧУМНОГО СУРКА

До сих пор среди ученых не утихают споры о том, кто и когда занес чуму в Европу. Одни, как и сейчас, во всем винят азиатов, другие утверждают, что в Старом Свете давно к тому времени существовали собственные очаги инфекции, которые под воздействием трагического стечения обстоятельств проснулись. Началась эпидемия после многочисленных климатических катаклизмов. Эта взаимосвязь не осталась незамеченной мистиками, и они сразу заговорили о близком конце света.

Действительно, началу пандемии чумы в XIV веке предшествовали сильные засухи и наводнения. С одной стороны, это привело к миграции грызунов, которые в поисках пропитания перемещались поближе к людям, а с другой — неурожай, голод заставлял людей есть все что попало, кроме того, у них снижался иммунитет, что приводило к возникновению эпидемий.

И хотя это было уже совсем близко от наших границ — в низовье Волги, но на север чума не пошла, в роли заградительного кордона выступило Дикое поле, ордынцы просто не смогли добраться до русских поселений и занести инфекцию, они умирали от чумы еще в пути.

Зато чума продолжила свою страшную экспансию на запад. Многие исследователи сходятся на том, что в Старый Свет болезнь попала с Крымского полуострова, откуда ее привезли генуэзские купеческие корабли. Золотоордынский хан Джанибек осаждал крымский город Каффе (нынешняя Феодосия), и когда среди его соплеменников началась эпидемия, он приказал забрасывать с помощью катапульты трупы умерших воинов в осажденную крепость.

Наверно, это был впервые в мировой истории случай применения бактериологического оружия, но насладиться победой ордынский хан не смог, эпидемия настолько ослабила его войско, что осаду пришлось снять. А чума, проникнув в генуэзскую колонию, отправилась завоевывать Европу.

ОБМАЗАТЬСЯ ФЕКАЛИЯМИ И ВОНЮЧИХ КОЗЛОВ ДЕРЖАТЬ В ДОМЕ

Чумная инфекция распространяется несколькими способами. Например, при легочной форме она передается респираторным путем, для средневекового человека, который ничего не знал о микробах, молниеносное развитие смертельной болезни выглядело как ужасное чародейство. Только что человек был жив-здоров, а завтра он уже харкает кровью, и к вечеру его несут на кладбище. Конечно, это приводило в ужас окружающих. Но еще больший страх вызывала у них бубонная форма чумы, которая поражала лимфатические узлы человека.

Переносчиками инфекции являлись блохи — это настоящие лаборатории по производству чумных бактерий. В пищеводе насекомого образуются миллионы бактерий, которые формируют пробку, она мешает блохе переваривать пищу, поэтому паразит вынужден постоянно срыгивать эту инфицированную слизь в ранку укушенного им человека или животного, тем самым заражая его.

Из-за проблем с пищеварением эта мелкая тварь вынуждена кусаться намного чаще и с большим ожесточением. Вместе с тем, если поблизости не было ни людей, ни животных, насекомое могло несколько суток обходиться без еды и воды, забившись в щель корабля — так блохи путешествовали по миру. Ученые утверждают, что благодаря их прожорливости и выносливости эпидемия чумы распространялась по Европе со скоростью 4 километра в сутки!

Согласитесь, что санитарно-эпидемиологические нормы за семь веков стали намного либеральнее. Подумаешь, цифровые пропуска и прогулки по графику, сейчас по крайней мере нас никто не заставляет обмазываться фекалиями, держать в доме вонючих козлов и не разбрасывают трупы собак на улице — так в Средневековье старались перебить запах чумных миазмов, тем самым предотвратив дальнейшее распространение инфекции.

ВИНОВАТЫ КОЛДУНЫ, МУСУЛЬМАНЕ И ЕВРЕИ

Несмотря на весь свой долгий путь развития, эволюцию и взрыв научно-технического прогресса, человечество даже сейчас продолжает архаично реагировать на глобальные катастрофы.

Пока одни люди ищут адекватные пути решения для коронавирусного кризиса, другие стараются найти скрытый мистический смысл в обыденных вещах и раскрыть вселенский заговор. Разница лишь в том, что сейчас на роль главных злодеев назначили китайцев, Билла Гейтса и мировую цифровую закулису, а в XIV веке обвиняли во всех бедах колдунов, мусульман и евреев. Последних особенно люто ненавидели и линчевали без суда и следствия, и все только потому, что они реже болели, так как строже соблюдали личную гигиену.

На Руси, кстати, не было еврейских погромов во время чумы, впрочем, и самих евреев тоже. Если кого и подозревали в злодействе, то в первую очередь колдунов и ведьм. Православный народ во всех своих бедах и болезнях уповал лишь на Бога и заступничество святых угодников, в зачумленных городах истово служили многочисленные молебны, ходили крестным ходом и строили за один день обыденные храмы.

Наблюдая за тем, как себя ведет болезнь, наши предки со временем накопили опыт и стали применять первые противоэпидемиологические правила. Они пришли к очень верному выводу о прилипчивости, заразности болезни. Поэтому власти строго запрещали присваивать личные вещи покойного, их надлежало сжигать. Возможно, благодаря этому мудрому запрету на Руси не было во время эпидемии такого разгула мародерства, как в Европе. В качестве профилактики лекари также рекомендовали очищать воздух с помощью костров и благовоний, а при возможности советовали покинуть зачумленное место. Карантин на даче или в родовой вотчине — лучший способ спастись от заразы во все времена.

Конечно, тогда тоже находились люди, считавшие, что все самое лучшее и прогрессивное есть только на Западе, поэтому бояре и прочая знать приглашали себе лекарей из Европы, но, по свидетельству очевидцев, заморские врачи часто оказывались шарлатанами, зато среди своих нередко находились одаренные самоучки, хорошо разбиравшиеся в траволечении и народной медицине.

В то время как в Старом Свете счет жертвам чумы шел на миллионы, на Руси ее страшная жатва была намного скромнее — в летописях сообщается о десятках тысяч погибших. Возможно, в статистику попали далеко не те, кто умер от моровой язвы. Ведь летописцы фиксировали только тех, кого хоронили в братских могилах. Так, в Смоленске за два года погребли 32 тысячи человек. А спустя несколько лет, в 1387 году, там вообще в живых осталось только 5 человек, которые вышли из пустого города и закрыли за собой ворота. Кстати, Смоленск наряду с Новгородом и Псковом в XIV веке считался въездными воротами государства, через эти три города шла вся торговля с заморскими странами, соответственно, там была самая напряженная эпидемиологическая обстановка.

Санитарное состояние европейских городов вообще было ужасным, из окон выбрасывали мусор прямо на мостовую, и когда уже невозможно было ни проехать, ни пройти, местный сеньор издавал указ убрать улицу от хлама. А парижский статут, городской закон, предписывал домохозяйкам, прежде чем выливать помои из окна на улицу, трижды крикнуть прохожим: поберегись! В сточные канавы стекала также кровь животных с городских боен, а потом все это попадало в реки, из которых жители брали питьевую воду.

ВОСПЕТЬ СВОЮ ЛАУРУ, ЛЕЖА В БРЕДУ НА ИВЛ

Массовая гибель людей, невиданные доселе страдания поколебали авторитет католической церкви, и спустя какое-то время в Европе возникло протестантское движение. Напротив, светские власти, особенно в Венеции, где впервые были разработаны эффективные карантинные меры, обрели независимость от Папы.

Чума подкосила Золотую Орду, которая представляла серьезную угрозу для всего западного мира, в итоге она распалась на несколько ханств и вскоре прекратила свое существование. Но самое главное — именно в этот момент получила мощный толчок в своем развитии медицина — и благодаря этому продолжительность человеческой жизни резко увеличилась.

Пригодится ли опыт наших дедов

1939 г. В Москву пожаловала чума.

Трудно приходилось жителям многих других стран. В Швеции и Дании, где зараза подкосила до 80% населения, случались перебои в работе телеграфной и телефонной связи. В Англии обезлюдели на какое-то время многие правительственные учреждения, была закрыта часть фабрик. На территории США правительство почти на год, пока буйствовала смертельная болезнь, отменило все массовые мероприятия. Канадцам в 1919-м из-за гриппа пришлось прервать популярнейший чемпионат Национальной хоккейной лиги.

Виноват случай. И спас — тоже случай.

Диагноз должны были уточнить результаты вскрытия. Благодаря счастливому стечению обстоятельств как раз в это время в больнице оказался гость из Ленинграда — опытный пожилой патологоанатом. Он-то и определил, что пациент скончался от черной оспы.


Практически сразу стало понятно, что процесс распространения завозной инфекции в Москве стартовал. На вторые сутки после смерти Кокорекина признаки заболевания оспой были выявлены у одной из сотрудниц медперсонала больницы, которая контактировала с художником при его поступлении в медучреждение, а также у дежурного врача, проводившего первичный осмотр пациента. Третьим заболевшим стал мальчик, лежавший в палате как раз этажом ниже Кокорекина: ему инфекция передалась через расположенное над кроватью отверстие общей вентиляции. А следующим в этой компании занедуживших стал один из технических сотрудников больницы, который и вовсе только прошел мимо открытой двери в палату, где лежал художник.

Чекисты докопались и до приватной встречи художника по прилете в Москву. Эту даму тоже отправили в отдельную больничную палату, но вот с индийскими сувенирами и подарками, полученными ею от художника (а они ведь являются потенциальными переносчиками инфекции!), возникла дополнительная проблема. Женщина некоторые не приглянувшиеся ей импортные вещи успела отнести в комиссионку. Сотрудники спецслужб в кратчайшие сроки выявили всех новых хозяев этих вещей. Неудачливые посетители магазина были отправлены в больницу, а купленные ими индийские вещи сожгли.

Всех потенциально инфицированных отправляли в Боткинскую больницу. Это огромное медицинское учреждение работало отныне в особом режиме. Выход за пределы территории не только пациентов, но и медперсонала был строжайше запрещен.

Все эти экстренные и жесткие меры дали желаемый результат. Вспышку черной оспы в Москве и ее дальнейшее распространение удалось затормозить. А через месяц и вовсе ликвидировать. В общей сложности за этот период в столице было выявлено 46 человек, заразившихся оспой, трое из них скончались.



Очень серьезные противоэпидемические меры пришлось предпринимать властям в 1979 году на Урале, где возникла реальная угроза развития эпидемии сибирской язвы.

Вероятнее всего, заражение территории под Свердловском произошло из-за инцидента в военно-биологической лаборатории, расположенной на территории засекреченной зоны Свердловск-19. В этой лаборатории специалисты занимались тогда экспериментами, связанными с разработкой советского бактериологического оружия. По вине нескольких сотрудников были не соблюдены правила техники безопасности, и, минуя фильтры, в атмосферу вырвались споры сибирской язвы. Их облако накрыло не только сам военный городок, но и его окрестности, где располагались керамический завод и зона для заключенных.


На Урал прибыла государственная спецкомиссия во главе с академиком Петром Бургасовым, а также группа военных медиков.

С 21 апреля началась поголовная вакцинация населения этого района от сибирской язвы. В общей сложности через процедуру прошло 60 тысяч человек (по другим источникам — 200 тысяч). Врачам помогали студенты-старшекурсники Свердловского мединститута. Кроме того, все въезды-выезды перекрыли милицейскими и военными кордонами. Район изолировали от соседних.

Чтобы избавиться от страшной заразы, пришлось провести масштабные дезинфекционные работы. Специальные бригады военных в костюмах химзащиты поливали крыши и стены домов дезинфицирующим раствором. Мыли асфальт, а кое-где даже снимали верхний его слой, также в отдельных наиболее опасных местах удаляли верхний слой земли. Все это вывозили для захоронения. Квартиры, в которых жили заразившиеся, обрабатывали раствором хлорной извести.

Читайте также: