Конспект урока по биологии для 9 класса вирусы

Обновлено: 17.04.2024

Цель: углубить знания по данной теме.

Задачи: выяснить особенности и продолжительность существования вирусов; их роль;

- научить учащихся распознавать вирусные инфекции, предупреждать их и бороться с ними;

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

а) Определение темы, целей и задач урока.

Сегодняшний урок мы с вами начнём с небольшого видеосюжета.

Видеосюжет №1 (00.22 – 02.02).

С давних пор существовала версия, что нельзя вскрывать ничьи гробницы. Люди после этого заболевали очень серьёзными заболеваниями и умирали. В те времена считали, что это было ничто иное, как проклятие фараона. Что же было в данном случае? Внимание на экран.

Видеосюжет №2 (02.39 – 03.33).

б) Историческая справка.

в) Характеристика вируса.

г) Размножение вирусов.

Как же происходит размножение вирусов? Давайте посмотрим видео сюжет (видеосюжет №3: 08.03 – 08.42). Схематически это выглядит следующим образом: обратите внимание на схему показывающую размножение вируса в клетке бактерии; вирусы бактерий называются фаги (демонстрация схем; схему смотри в приложении №2).

д) Происхождение вирусов.

Как же вирусы произошли? На сегодняшний день версий очень много. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них (видеосюжет №4: 13.03 – 14.04). Единого мнения о возникновении вирусов нет. Одни учёные считают, что вирусы – это потомки бактерий, другие их считают неклеточными формами жизни, третьи – относят их к неживым веществам. Существует гипотеза, которая говорит о том, что у человека очень много молчащей ДНК, и она не работает на организм, а воспроизводит вирусы. Если собрать вирусологов вместе и задать им вопрос о происхождении вирусов, то они будут очень сильно спорить, разве что не подерутся, об этой проблеме. На сегодняшний день нет истинной версии о том, откуда они появились.

е) Способность выживать.

Вирусы очень живучи. Давайте посмотрим один небольшой видео-эксперимент (видеосюжет №5: 03.57 – 04.56). Какой вывод мы можем сделать? Вирусы способны выживать как при очень низких, так и при очень высоких температурах.

Рассматривая такие вопросы как происхождение жизни на Земле, появление человека, можно сказать, что в какой-то степени вирусы бессмертны. Человеку около 2 миллионов лет, а вирусам, как доказывают учёные, около 4 миллиардов лет. Получается, что это мы пришли в их мир, а не они в наш.

ж) Физминутка.

Ребята, а теперь я прошу вас встать для физминутки. (Учащиеся выполняют наклона и повороты головой, туловищем, руками). Молодцы! Садитесь.

з) Вирусные инфекции и причины их возникновения.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Сегодня уже было сказано о том, что когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусные инфекции довольно тяжёлые. Это зависит от многих причин.

Выделим некоторые: 1) от того, какие клетки и в каком количестве поражены. Например, поражение клеток головного мозга приведёт к более серьёзной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа; 2) клетки человеческого организма в процессе роста и развития изменяются. Например, клетка печени – гепатоцит у трёхмесячного ребёнка является недозрелой и поэтому вирусу гепатита А в таких клетках развиваться трудно. Поэтому дети первого года жизни почти никогда не болеют гепатитом, дети постарше болеют очень легко, подростки – потяжелее, а взрослые – тяжело. Поэтому более-менее лёгкие детские инфекции (ветрянка) могут у взрослых протекать очень и очень тяжело; 3)тяжесть болезни во многом определяется состоянием здоровья конкретной клетки. Например, клетки слизистой оболочки бронхов курящего человека слабее, чем у некурящего. Поэтому грипп у курящего человека будет протекать тяжелее.

Вирусные гепатиты – это острые инфекционные заболевания, вызываемые особыми вирусами, поражающими в первую очередь клетки печени, а также других органов и систем. В настоящее время существуют 5 вариантов данного вируса – гепатиты А, В, С, Д и Е. Наиболее распространён вирусный гепатит А. Вирус попадает в организм через инфицированные предметы обихода, реже с пищей или инфицированную воду. Симптомы следующие: тошнота, отвращение к мясной пище, боли в животе, преимущественно в правом подреберье, возможна как диарея, так и задержка стула, желтушное прокрашивание слизистых, тёмная моча. Данное заболевание характеризуется выраженной сезонностью, с пиком случаев в октябре – декабре.

Грипп человека – это вирусная инфекция с поражением респираторного и желудочно-кишечного тракта, а также центральной нервной системы. В семейство гриппа входят вирусы гриппа А, В и С. Принято считать, что вирус гриппа С вызывает небольшие вспышки эпидемии, а вирус гриппа В – медленно распространяющиеся эпидемии, появляющиеся раз в 3 – 4 года. Вирусы гриппа В и С инфицируют только человека. Зато вирус гриппа А является причиной массовых вспышек каждые 10 – 15 лет, при этом сложность борьбы с ним вызвана тем, что он постепенно меняет свои свойства и инфицирует птиц и млекопитающих. Важное место в гриппозных вспышках занимают домашние животные. В период между эпидемиями они могут играть роль резервуаров вируса. Впервые вирус гриппа А был выделен у кур в Италии ещё в 1902 году, за 35 лет до выделения вируса человека. Кроме птиц вирусы могут заражать собак, свиней, коров. Грипп сопровождается высокой температурой, ломотой в суставах, слабостью, головной болью, насморком, затруднённым дыханием. Больным назначают медикаментозное лечение, обильное питьё и постельный режим.

Говоря о гриппе, стоит вспомнить осень 2005 года, когда с экранов телевизоров не сходил один и тот же сюжет – мёртвые и умирающие куры, гуси, утки. Догадались, о чём идёт речь? Да, о птичьем гриппе, который в последствии назвали классической европейской чумой птиц, появившейся в Италии в конце 18 века. Наибольшее распространение грипп птиц получил на территории США. По этой проблеме у нас работала группа юных журналистов, которые предложат вашему вниманию хронику событий за последние 20 лет.

1983 – 1985 года – в мелких птицеводческих хозяйствах США были отмечены первые вспышки гриппа птиц.

1986 год – вирус появился в 5 северо-восточных штатах США; более чем на половине рынков были обнаружены инфицированные птицы.

1994 год – установлено, что стали распространяться новые разновидности вируса гриппа и распространяться они стали повсеместно.

декабрь 1994 года – эпидемия охватила 156 из 286 ферм в Пакистане, расположенных в радиусе 100 км; было поражено более 2 миллионов голов птиц.

1999 год – на севере Италии была диагностирована вспышка гриппа у индеек мясного направления, мясных кур, несушек и у водоплавающих птиц; в итоге около 13 миллионов птиц было поражено и уничтожено.

2000 год – вспышка гриппа у индюков в Калифорнии, которая не сопровождалась массовой гибелью, но характеризовалась снижением продуктивности птиц.

2001 год – в 11 штатах Мексики грипп птиц нанёс экономический ущерб на сумму около 10 миллионов долларов, вызывая острые вспышки ежегодно.

май 2002 года – в Чили началась массовая гибель поголовья, и птицефабрику пришлось уничтожить.

январь 2004 года – вирус явился причиной заболевания птиц в Корее, Вьетнаме, Японии, Таиланде, где уничтожено более 1 миллиона голов птиц.

2005 год – основательно доказано, что птичьим гриппом можно заразиться по схеме: птица – человек – человек.

июль 2005 – волна птичьего гриппа докатилась до России; заболевание гриппом птицы были обнаружены в 6 административных регионах Сибири.

в Тамбовской области – 1.

Таким образом, в современном мире ни одно государство с развитой птицеводческой промышленностью, не застраховано от внезапного возникновения гриппа птиц.

Данная хронология показывает огромную скорость распространение инфекции, которая характерна как для животных, так и для человека. По сравнению с 2005 годом, сегодня об этой проблеме мы слышим, конечно, реже, но опасность всё-таки существует и об этом забывать нельзя.

ВИЧ передаётся следующими способами: 1) через кровь: при использовании нестерильных инструментов, при переливании крови или пересадке органов и тканей; 2) от матери к ребёнку: во время беременности, родов, грудного вскармливания; 3) половым путём.

ВИЧ не передаётся бытовым, воздушно-капельным путём, через укусы насекомых.

СПИДом может заразиться любой человек вне зависимости от возраста, пола или рода занятий. Сейчас по официальным данным СПИДом заражено 50 миллионов человек.

На сегодняшний доказано, что так называемый синдром хронической усталости – это именно вирусное заболевание, поражающее мозг и психику человека. Ежегодно от вирусных инфекций умирает не менее 10 миллионов человек.

Тот конкретный факт, что вирусы находятся именно внутри клеток человеческого организма, обуславливает главнейшие сложности в лечении любых вирусных инфекций. Очень трудно уничтожить вирус и оставить при этом в живых саму клетку. Сегодня человек объявил войну вирусам. Это очень сложно, т.к. нельзя победить безнаказанно: побеждая одно, мы делаем слабым другое. Сейчас все медикаменты, используемые для лечения вирусов, весьма специфичны, т.е. действуют на строго определённый вирус или на строго определённую группу вирусов, а так же имеют много побочных действий. Становится понятным, что главным принципом лечения вирусных инфекций – это помочь организму самому победить вирус. Эта помощь выражается в режиме, правильном питании, соблюдении здорового образа жизни, правильном приёме лекарственных препаратов и т.д.

Мы с вами рассмотрели довольно серьёзный аспект, который в какой-то степени даёт эффект напряжения. Чтобы от него избавиться, я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.

и) Дыхательная гимнастика.

Итак, существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

к) Что такое вирус?

А теперь внимание на экран (видеосюжет №6: 37.15 – 38.01).

Сегодня нельзя сказать, что вирус – это что-то живое, или что-то неживое. Сегодня учёные утверждают, что это особая форма существования материи.

л) Положительная роль вирусов.

Ребята, всё, что существует на планете, имеет плюсы и минусы. То, что вирусы имеют бесчисленное количество минусов, мы сегодня это доказали. А имеют ли вирусы плюсы? (Выслушиваются высказывания учащихся).

м) Итоги творческого задания.

3) Итоги урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодняшняя тема вас не испугала. В наш сегодняшний информационный век, вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы просто будите с ними бороться, искать новые пути их ликвидации и поэтому давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся. Ведь хорошее настроение, положительные эмоции – это тоже своего рода защита организма.

Урок окончен. До скорой встречи!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока будет удобен на уроке биологии, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, постановка учебной задачи, актуализация опорных знаний, открытие нового, физкультминутка, закрепление, релаксация, итог, рефлексия, домашнее задание.

Цель: Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни

Задачи: Сформулировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Но существуют и неклеточные формы жизни. Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.

Ныне открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются вирусами (оспа, чума, грипп, краснуха, корь, СПИД и др.) В процессе эволюции они приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на группы: вирусы животных, человека, растений бактерий (бактериофаги).

На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ.

Вирусология – наука изучающая вирусы.

Бейеринк Мартинус – в 1898 дал название ВИРУС

В конце 19 и начале 20 веков стали открывать вирусы один за другим. Например:

1898 – открытие вируса ящура (Фридрих Лефлер, Пауль Фрош).

1901 – открытие вируса желтой лихорадки.

1907 – открытие вируса натуральной оспы

Подавляющее большинство ныне живущих на Земле организмов состоит из клеток, и лишь вирусы не имеют клеточного строения.

По этому важнейшему признаку все живое в настоящее время делится учеными на две империи:

- доклеточные (вирусы и фаги),

- клеточные (все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы, грибы, зеленые растения, животные и человек).

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Цель урока: изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Задачи урока: 1. Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики. 2. Развивающая. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации. 3.Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в паре и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-поиск с использованием технологии развивающего обучения.

Оборудование: проектор, раздаточный материал на каждую парту с информацией о разных вирусах, рабочие листы у каждого на парте,.

Ход урока: I. Организационный момент. Знакомство с рабочими листами. (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

Учитель: На уроках мы изучили строение и особенности процессов жизнедеятельности клеточных организмов: прокариотических и эукариотических, представителей царства Растений, Животных, Грибов, Бактерий. Однако, существуют ещё неклеточные формы жизни - Вирусы.

Что вам известно о вирусах? (Это клеточные паразиты, возбудители опасных заболеваний). Сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с вирусами и ответить на ряд сложных вопросов.

III. Основная часть.

Учитель: Немного из истории открытия вирусов.

Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами.

Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов.

Учитель: О каких особенностях вирусов свидетельствует история их открытия? (маленьких размерах) С момента открытия вирусов возникло немало вопросов. И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. ( Цели и задачи урока для учащихся на слайде) ли и задачи урока для учащихся на слайде тических

Цель урока: Найти ответ на вопрос: вирусы - это существа или вещества, они живые или неживые?

В течение урока мы будем заполнять таблицу:

Характерные особенности вируса


Сходство с живыми организмами


Отличие от живых организмов


Учитель: Какие определения даны вирусам в справочной литературе?

Работа класса с информационными – листами и последующая фронтальная беседа.

Учитель : Вирусов существует очень много. Предлагаю познакомиться подробнее со строением некоторых из них. Информацию вы найдёте у себя на парте. Изучите её и расскажите остальным.

Работа в группах – знакомство с информацией о вирусах в течение 5 минут по информационным листам.

Рассказы учащихся о вирусах в течение 3-х минут в сопровождении слайдов по предложенному плану.

Учитель: Что же представляет собой вирус? Подпишите его части на схеме в рабочем листе.

Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (ДНК или РНК ); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Вирусы очень разнообразны. Они отличаются формой и величиной частиц, типом симметрии.

Давайте попробуем классифицировать вирусы. Что можно положить в основу их классификации? ( Наличие определённой нуклеиновой кислоты, наличие или отсутствие внешних оболочек, тип симметрии).

Пример похожей классификации вы можете увидеть на слайде.

Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения. А как же осуществляются их процессы жизнедеятельности?

Предварительно вы разбились на три группы. Каждая получила на прошлом уроке задание. Расскажите коротко и понятно как осуществляется:

Учитель: Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте ее проверим.

Характерные особенности вируса


Сходство с живыми организмами


Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)

3. Не вырабатывают энергии

З. Занимает пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК

5. Нет обмена веществ

6. Имеют неклеточное строение


Вывод (формулируют учащиеся): вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяине, а в свободном виде вирусы не обладают признаками живого. Вирусы – это особая группа организмов, занимающая промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой.

Учитель: А как возникли вирусы? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Это ещё один сложный вопрос. Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Их зависимость от других организмов, в клетках которых они растут и размножаются, дает основание считать, что они появились не раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в процессе приспособления к паразитизму все, без чего можно обойтись (клеточную стенку, цитоплазму с органеллами), за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и защитного аппарата в форме белковой капсулы.


IV. Рефлексия. Давайте ответим на поставленные в начале урока задачи:


  1. Что нового вы узнали о вирусах?

  2. Какая особенность вирусов, вас больше всего удивила?

  3. И всё-таки вирус – существо или вещество?


Д/З § 16-17, стр.92, вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" 8 класс Цель урока:Ознакомление учащихся с путями распространения и методами борьбы с компьютерными вирусами.Ход урока:Организационный момент.


Урок биологии 10 класс. "Вирусы или заимствованная жизнь".

Урок биологии 10 класс. "Вирусы или заимствованная жизнь". Презентация к уроку.

Урок "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" (8 класс)

Урок "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" (8 класс).



План-конспект урока по биология 9 класс "Вирусы"

"Вирусы-неклеточные формы жизни".

План-конспект урока по биологии 9 класс "ВИРУСЫ"

План-конспект урока в 9 классе предназначен для учителей биологии. Основная цель: помощь учителю в подготовке к уроку по данной теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная - формирование новых биологических понятий: вирус, вирион, облигатный паразит, лизис.
  • Развивающая - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.
  • Воспитательная - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Оборудование: Мультимедийная презентация, пробирки с водой, щелочью (КОН), индикатор (фенолфталеин), зачетные листы №1 и №2 (приложение №1, приложение №2).

Ход урока

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевали 2/3 родившихся, а из 8 человек заболевших умирали 3. И хотя оспа - единственная вирусная болезнь, которая побеждена человечеством и продолжает существовать лишь в лабораториях США, России, ЮАР, тем не менее эпидемиологи опасаются её возвращения в связи с бактериологической войной, начатой террористами против США. Вслед за использованием бацилл сибирской язвы террористы могут использовать и законсервированные штаммы оспы.

Учитель: Последний случай оспы был описан в 1977 году в Сомали, а вот заболевание, которое ежегодно приводит к эпидемиям, существует и поныне. Как вы думаете, о какой болезни идет речь? (грипп).

Впервые грипп был описан в 412 г. до н.э. Гиппократом.

Учитель: Рассмотрим ещё одно вирусное заболевание, которое хотя и лечится, но не дает иммунитета. Им может заболеть любой, а после выздоровления нужно несколько месяцев придерживаться диеты, т.к. оно поражает печень. О какой болезни идет речь? (о гепатите). В чем же его опасность, расскажет вам.

Учитель: итак, о вирусах нам известно следующее:

  1. вызывают разнообразные заболевания, иногда смертельные;
  2. способны воспроизводить себя;
  3. являются внеклеточными формами жизни;
  4. способны быстро изменяться, т.е. эволюционировать.

В течение урока вам предстоит заполнить 2 таблицы в зачетных листках.

Как вы думаете, что отличает вирусы от других живых организмов?

  1. не имеют клеточного строения
  2. не растут
  3. не имеют обмена веществ
  4. являются облигатными паразитами, т.е. могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, а вне ее существуют в неактивном состоянии.

Изложение нового материала с опорой на презентацию.

Ученики заполняют таблицы в зачетном листе № 1.

Работают с учебником, заполняют зачетный лист № 1.

Вирусы - живые внеклеточные организмы, являющиеся облигатными паразитами, способными переходить из одной клетки в другую. Вне клетки хозяина они существуют в неактивной форме, в состоянии вириона. Во внутриклеточной форме может осуществляться процесс размножения вирусов.

Как же устроен вирус? Какие из уже изученных свойств вируса помогают нам сделать вывод о его строении?

Если вирус способен воспроизводить себя, а также обладает наследственностью и изменчивостью, в его составе есть нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК. Поэтому различают ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Кроме того, вирус имеет белковую оболочку - капсид.

Капсид почти у всех вирусов состоит из полипептидных цепей более чем одного типа, причем эти цепи нередко сгруппированы в несколько слоев. У многих вирусов их белковый капсид окружен ещё и мембраной, в которую помимо белка входят липиды и которая по своему строению напоминает плазматическую мембрану. У вирусов, имеющих мембрану, липидные компоненты идентичны тем, которые содержатся в плазматической мембране клетки - хозяина.

Строение оболочки вируса, тип его НК, способы проникновения в клетку - все это у различных вирусов сильно варьируется.

Какое действие оказывает вирус на организм?

Совещание в группе. Ученики ищут ответ на проблемный вопрос.

Вирион - неактивная форма вируса - внедряется в клетку хозяина и заставляет её синтезировать ДНК или РНК вируса, т.е. вирус использует генетические механизмы клетки, нарушая их нормальное функционирование.

Обычно вирусная инфекция завершается разрушением (лизисом) инфицированной клетки и высвобождением потомства вируса. Однако некоторые вирусы могут включаться в хромосомы клетки, не вызывая её разрушения. Здесь вирусные гены реплицируются с генами хозяина.

Давайте подведём итоги первой части урока. Итак, вирусы - опаснейшие противники человечества. В чем же их сила?

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Вирусы имеют мельчайшие размеры, что делает их всепроникающими.
  2. Живучесть вирусов обеспечивается, с одной стороны, их стабильностью, позволяющей сохранить уникальные и полезные гены, с другой - необычайной изменчивостью.

Нельзя умолчать ещё об одном РНК-содержащем вирусе, который родом из Центральной Африки, о ВИЧ. Что же известно об этом вирусе?

В 1981 году в Сан-Франциско были выявлены люди, пораженные тяжелыми формами разных заболеваний. Анализ крови показал, что у этих людей снижен иммунитет, что было вызвано поражением клеток крови. Этот вирус и был назван ВИЧ. Сейчас в мире болеют СПИДом более 4 миллионов человек, только в России - более 15 тысяч выявленных и столько же являются носителями.

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции.

Ученики заполняют зачетный лист № 2.

Глядя на схему, назовите пути передачи ВИЧ-инфекции:

  1. Половой
  2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,
  3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,
  4. При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию.

Работа с таблицей.

  1. гомосексуалисты
  2. люди, ведущие беспорядочную половую жизнь
  3. проститутки
  4. наркоманы
  5. доноры и реципиенты

Практическая личностно-ориентированная работа.

Подведение итогов. Заполнение таблицы в зачетном листе № 2.

Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

  1. использовать одноразовые инструменты
  2. установить хороший контроль за донорской кровью
  3. вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.

Итак, подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

  • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.
  • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
  • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
  • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
  • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
  • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

II. Изучение новой темы.

Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

  1. Вирусы - вещество или существо?
  2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
  3. Особенности строения вирусов?
  4. Что такое капсид?
  5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
  6. Свойства вирусов?
  7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
  8. Способны ли вирусы расти?
  9. Способы размножения вирусов?
  10. Как называется наука о вирусах?

IV. Выводы.

Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

V. Итоги.

Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.

Читайте также: