Конспекты занятий в средней группе микробы и вирусы
Обновлено: 17.04.2024
Дать детям элементарное представление о микробах, как источнике большинства болезней. Познакомить детей с новой коронавирусной инфекцией. Формировать понимание важности заботы о собственном здоровье и воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_v_sredney_gruppe.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : дать детям элементарное представление о микробах, как источнике большинства болезней.
Задачи : формировать понимание важности заботы о собственном здоровье, закрепить правила безопасного поведения в быту; развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику; воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Оборудование : мультимедийная установка, кукла, картинки, иллюстрации.
Ход организационной деятельности
1. Организационный момент. Утреннее приветствие
С добрым утром! С новым днем! С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай! День хороший начинай!
Сюрпризный момент : неожиданно кто-то чихает.
Воспитатель :- Ой, дети, а кто это чихает? (Не мы.)
Кукла Маша : - Это я.
Воспитатель : - Давай познакомимся, как тебя зовут?
Кукла : - Меня зовут Маша.
Воспитатель : - Давайте поздоровайтесь с Машей. (Здравствуй Маша.)
- Что с тобой случилось?
Кукла Маша : - Я простудилась.
2. Воспитатель : - Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч, которые разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть. Когда они попадают в организм, человек заболевает.
3. Воспитатель : в организме человека микробы очень быстро размножаются Там тепло, много еды, много тепла, они чувствуют себя очень хорошо. Хотите увидеть, как это происходит?
Воспитатель показывает детям шарик : - Вот так выглядит микроб. Предлагает детям скатать шарик. - Через некоторое время микроб просто делится пополам. Покажите, как у вас получилось? Получилось два микроба, но вот они подросли, добавьте из общего куска пластилин, как будто ваши микробы выросли. (дети выполняют) Правильно, а что теперь с ними произойдет? (дети отвечают и делят каждую часть еще на два) Вот видите, что происходит (дети отвечают) Дети вытирают салфетками руки
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Тут прибежал мальчик Сережа с улицы, и схватил грязными руками кусочек хлеба со стола, и в рот! А на следующий день у него заболел живот и поднялась температура.
Воспитатель : Где могут быть МИКРОБЫ? Откуда они берутся?
- Что в этой сказке ПРАВДА?
- Как вы думаете, ребята, почему заболел Сережа? Что он неправильно сделал? - Как еще попадают микробы в организм человека?
Ответы детей (при чихании и кашле (когда не прикрывают рот и нос - микробы разлетаются на 10 метров); когда пользуются чужими вещами; когда не моют овощи и фрукты и т. д.)
Воспитатель : чтобы не заболеть, надо закаляться и заниматься физкультурой.
Мы решили закаляться, раз - два - раз - два!
(приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз - два - раз - два!
(поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз - два - раз - два!
Не забудем растереться, раз - два - раз - два!
(имитация растирания полотенцем)
6. Воспитатель : Чтобы не болеть, надо делать МАССАЖ Для профилактики простудных заболеваний помогает. Повторяйте за мной.
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем
Ладошку держим козырьком (растираем лоб движениями в стороны)
Массируй ушки ты умело (Растирают точки перед ушами и за ушами)
Знаем, знаем, Да-Да-Да!
Нам простуда не страшна. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель : Чтобы не заболеть нужно соблюдать чистоту
Запомните ребята всех важнее - чистота
От хворобы, от болезней защищает нас она.
И не даром говорят в народе… Чистота залог здоровья.
Воспитатель : Ребята, а какие предметы помогают нам быть чистыми?
Воспитатель : Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.
Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру. В этой игре я проверю, есть ли среди нас неряхи. После каждой строчки вы должны повторять слова:
Кто умеет с мылом мыться и мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щеткой зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко, знает, где лежит расческа?
Кто из малышей, бывает, вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться, станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти, чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей, будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой, грязным, грязным замарашкой?
9. Рефлексия. Проводится игра с мячом.
Воспитатель задает вопрос, а дети предают друг другу мяч и отвечают.
Воспитатель : Ребята, что мы узнали сегодня?
Дети : Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании (закрывать нос и рот носовым платком или рукой) . Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из-под крана. Все это ведет к угрозе заражения, какой либо инфекцией. Будьте здоровы!
Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь — организм, который умеет сам себя регулировать, умеет хорошо приспосабливаться к разным переменам в окружающем мире. Например, и в мороз, и в жару, внутренняя температура человека остается одной и той же — 36.6 градусов по Цельсию. Отклонения бывают только на пол-градуса.
Что это такое? Это болезни, вызванные вредными болезнетворными микробами, которых не увидишь без микроскопа. У каждой болезни свой микроб-возбудитель. Корь,коклюш,дифтерия, свинка, скарлатина, грипп, ветрянка, дизентерия и коронавирус — все эти болезни инфекционные. Болеть ими тяжело и неприятно.
Больной человек может заразить здорового, так как микробы распространяются в воздухе при кашле и чихании, а так же грязные руки, немытые фрукты и овощи могут являться объектом распространения заболевания. Поэтому, чтобы не заразить никого из окружающих необходимо закрывать рот и нос носовым платком. Носовой платок у каждого индивидуальный. Руки необходимо тщательно мыть с мылом, и вытирать насухо полотенцем.
Для больного необходимо выделить посуду и после еды обливать ее кипятком. Больному необходим постельный режим.
Если человек перенес какую-нибудь инфекцию, он уже ею не заболевает, у него вырабатывается невосприимчивость — иммунитет.
Поэтому врачи придумали прививки, которые защищают нас от опасных болезней. Прививка — это введение в организм специального медицинского препарата из убитых или ослабленных микробов. Этот препарат называется вакциной.
Нельзя бояться прививок, они защищают наш организм. А еще нужно больше двигаться, и закаляться. Тогда нам никакие инфекции не страшны.
Цель: создание условий для развития навыков ухода за собой и формирования здорового образа жизни у детей.
Задачи:
- воспитать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами);
- продолжать расширять знания о предметах личной гигиены.
Ход занятия.
- Так что же всего дороже? Каждый из вас, ваше здоровье дороже всего на свете.
– Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году?
– Как вы себя чувствовали?
– А чем вы болели?
– А знаете, почему это произошло?
– К вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены. Какие правила гигиены вы знаете?
1. Мыть руки с мылом перед едой.
2. Мыть овощи и фрукты под краном.
3. Чистить зубы 2 раза в день.
4. Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем.
Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться чтобы победить вирусы и микробы.
– Ребята, я хочу рассказать вам об одном предмете гигиены, который является одним из самых важных – это медицинская маска для лица. Раньше такие маски использовали только врачи в больницах. Теперь же такие маски использовать может кто угодно.
– А как вы думаете, какую пользу приносит такая маска? (Ответы детей).
– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать как раз такая маска. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).
– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. (Ответы детей).
– Правильно, мыть руки перед едой. Но случается, что микробы попадают в организм, и человек заболевает. Как лечит вас мама, когда болит горло или вы заболели гриппом? (Ответы детей).
– Надо как можно больше пить жидкость, чай с малиной. Но когда становится совсем плохо, приходиться принимать ещё одно средство, которое придумали врачи – лекарство.
– А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Хотите знать как?
1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).
2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).
3. А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн. (С-с-с-с).
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечиками чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Заниматься нам пора.
– Ребята, а кроме грязных рук, как ещё могут микробы попасть к нам в организм?
– Конечно, с немытыми фруктами.
– А что же нам делать, не кушать фрукты?
– Надо их тщательно мыть водой из-под крана.
– Посмотрите на ваши руки, ребята, вы видите на них микробы?
– Потому что микробы очень маленькие. Чтобы увидеть микробов, учёные изобрели один знаменитый прибор. Называется он – микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, чего мы не увидим невооружённым глазом.
Послушайте два стихотворения и скажите мне как вы их поняли.
Микробы бывают разные:
Страшные и грязные,
Ну что, тебе понятно?
Ну что, тебе приятно?
Пришли к тебе на руки?
Ну что ж дружочек мой
Бери скорее мыло
И вымой их с водой.
Кто умеет с мылом мыться
И мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое
Делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щёткой
Зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко,
Знает, где лежит расчёска?
Кто из малышей, бывает,
Вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться,
Станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти,
Чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей,
Будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой,
Грязным, грязным замарашкой?
– Ребята, скажите, что вы знали, а что нового узнали на нашем занятии. (Ответы детей)
–Хорошо, правила личной гигиены вы знаете. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.
Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
В-ль: Дети, а вы заметили, что сегодня наш Лунтик не играет с нами. Он лежит в кроватке и выглядит очень грустным.
- У него печальный вид,
Голова с утра болит,
Он чихает, он охрип.
-Как вы думаете. что случилось?. ответы детей.
-Мне кажется, что он заболел.
-Расскажите,а кто из вас болел?
-Болеть приятно или не очень?
-Как вы чувствовали себя во время болезни?. ответы детей.
-Сегодня мы поговорим о том, почему человек болеет, кто заставляет болеть организм и откуда приходит болезнь.
-В нашем мире живёт много микроорганизмов, они есть в воде. в воздухе и в почве. Микроорганизмы-это крошечные существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.
(показываю детям микроскоп)
-Посмотрите на мой рисунок- это микроорганизмы. Среди них есть полезные и безвредные. А ещё есть вредные, их зовут вирусы и микробы.
-Покажите на картинке полезные и вредные микроорганизмы (одни улыбаются, другие злятся)
Давайте и мы с вами попробуем стать то полезными микроорганизмами, то вредными- физ. минутка.
-Микробы и вирусы пробираются в организм человека и поселяются там, если им понравилось.
-Микробы и вирусы любят :
1. Когда вы замёрзните и сильно переохладитесь.
2. Если ваш организм ослаб. Это бывает от того, что вы отказываетесь кушать, не пьёте витамины и много капризничаете. Всё это ослабляет организм и отнимает у него силы.
Если вы ослабли или переохладились, микробы легко проникают в организм. И тут у низ начинается настоящий праздник!Они начинают очень быстро множиться, с каждым часом их становиться всё больше, они выделяют вредные вещества и вызывают различные заболевания.
- В мире встречается много болезней. Болезни, которые вызвали микробы и вирусы, называются инфекционными.
-Ребята, а как вы думает, чего боятся микробы?
- Оказывается многие микробы погибают при воздействии солнечных лучей, а ещё при кипячении воды. Поэтому безопасней пить кипячёную воду, а в воде из-под крана могут жить микробы.
-Ребята, давайте нарисуем с вами полезные и вредные микроорганизмы, покажем рисунки Лунтику и полечим его.
-Дети рисуют полезные и вредные микроорганизмы, используют светлые и тёмные краски или карандаши.
Затем начинается сюжетно-ролевая игра " Больница", "Аптека".
Задачи: формировать понимание важности заботы о собственном здоровье, закрепить правила безопасного поведения в быту; развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику; воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.
Оборудование : мультимедийная установка, микроскоп, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, иллюстрации микробов, кукла.
Ход организационной деятельности
1. Организационный момент. Утреннее приветствие
С добрым утром! С новым днем! С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай! День хороший начинай!
Сюрпризный момент: неожиданно кто-то чихает.
Воспитатель:- Ой, дети, а кто это чихает? (Не мы.)
Кукла Маша: - Это я.
Воспитатель: - Давай познакомимся, как тебя зовут?
Кукла: - Меня зовут Маша.
Воспитатель: - Давайте поздоровайтесь с Машей. (Здравствуй Маша.)
- Что с тобой случилось?
Кукла Маша: - Я простудилась.
2. Воспитатель: - Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч, которые разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть. Когда они попадают в организм, человек заболевает.
3. Воспитатель: в организме человека микробы очень быстро размножаются Там тепло, много еды, много тепла, они чувствуют себя очень хорошо. Хотите увидеть, как это происходит?
Воспитатель показывает детям шарик: - Вот так выглядит микроб. Предлагает детям скатать шарик. - Через некоторое время микроб просто делится пополам. Покажите, как у вас получилось? Получилось два микроба, но вот они подросли, добавьте из общего куска пластилин, как будто ваши микробы выросли. (дети выполняют) Правильно, а что теперь с ними произойдет? (дети отвечают и делят каждую часть еще на два) Вот видите, что происходит (дети отвечают) Дети вытирают салфетками руки
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Тут прибежал мальчик Сережа с улицы, и схватил грязными руками кусочек хлеба со стола, и в рот! А на следующий день у него заболел живот и поднялась температура.
Воспитатель: Где могут быть МИКРОБЫ? Откуда они берутся?
- Что в этой сказке ПРАВДА?
- Как вы думаете, ребята, почему заболел Сережа? Что он неправильно сделал? - Как еще попадают микробы в организм человека?
Ответы детей (при чихании и кашле (когда не прикрывают рот и нос - микробы разлетаются на 10 метров); когда пользуются чужими вещами; когда не моют овощи и фрукты и т. д.)
Воспитатель: чтобы не заболеть, надо закаляться и заниматься физкультурой.
Мы решили закаляться, раз - два - раз - два!
(приседания, с вытягиванием рук перед собой)
И водою обливаться, раз - два - раз - два!
(поднять руки вверх, имитация обливания)
А потом мы полотенцем, раз - два - раз - два!
Не забудем растереться, раз - два - раз - два!
(имитация растирания полотенцем)
6. Воспитатель: Чтобы не болеть, надо делать МАССАЖ Для профилактики простудных заболеваний помогает. Повторяйте за мной.
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем
Ладошку держим козырьком (растираем лоб движениями в стороны)
Массируй ушки ты умело (Растирают точки перед ушами и за ушами)
Знаем, знаем, Да-Да-Да!
Нам простуда не страшна. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Чтобы не заболеть нужно соблюдать чистоту
Запомните ребята всех важнее - чистота
От хворобы, от болезней защищает нас она.
И не даром говорят в народе… Чистота залог здоровья.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы помогают нам быть чистыми?
(Предметы гигиены)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. В этой игре я проверю, есть ли среди нас неряхи. После каждой строчки вы должны повторять слова:
Кто умеет с мылом мыться и мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щеткой зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко, знает, где лежит расческа?
Кто из малышей, бывает, вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться, станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти, чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей, будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой, грязным, грязным замарашкой?
9. Рефлексия. Проводится игра с мячом.
Воспитатель задает вопрос, а дети предают друг другу мяч и отвечают.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали сегодня?
Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании (закрывать нос и рот носовым платком или рукой). Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из-под крана. Все это ведет к угрозе заражения, какой либо инфекцией. Будьте здоровы!
Прикреплённые файлы:
Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).
Материал к занятию: Микроскоп, лупы, презентация с картинками, цветные карандаши, картинки с микробами.
Здравствуй, солнышко лучистое! (руки подняли вверх)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! (руки вперёд).
Сюрпризный момент: неожиданно кто-то чихает.
Воспитатель:- Ой, дети, а кто это чихает? (Не мы.)
Воспитатель: - Давай познакомимся, как тебя зовут?
Кукла: - Меня зовут Зина.
Воспитатель: - Давайте поздоровайтесь с Зиной. (Здравствуй Зина.)
- Что с тобой случилось?
Кукла: - Я простудилась.
Воспитатель: – Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большое расстояние (более трех метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Показывает детям рисунки, чтобы лучше объяснить, как опасные для здоровья микробы и вирусы попадают в организм человека.
(Демонстрация оборудования: микроскоп, лупы.)
- Посмотрите, у нас на столе лежат оптические приборы: лупа и микроскоп.
Лупа – это оптический прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом. Посмотрим на наши руки через лупу?
- Нет, микробы не видно.
Работа с раскрасками.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, восстановили дыхание: глубокий вдох носом и медленный выдох ртом (повторили 3-4 раза).
Воспитатель: Молодцы! Поиграли, отдохнули. А теперь я приглашаю вас присесть на стулья.
Скажите почему нельзя доедать за другим человеком?
Дети: Потому, что он может оказаться больным.
Воспитатель: Чем опасна муха?
Дети: Муха является разносчиком инфекций.
Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?
Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.
Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?
Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.
Воспитатель: Можно или нет пить воду из-под крана?
Дети: Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в некипяченой воде много микробов.
Проводится игра с мячом.
Воспитатель задает вопрос, а дети предают друг другу мяч и отвечают.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали сегодня?
Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании (закрывать нос и рот носовым платком или рукой). Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из-под крана. Все это ведет к угрозе заражения, какой либо инфекцией.
Читайте также: