Корана вирус православные старцы

Обновлено: 24.04.2024

«Враг рода человеческого всегда находит повод, чтобы попрать период Великого Поста, Святой Четыредесятницы, и помешать христианам сосредоточиться на посте, молитве и покаянии, чтобы испортить шествие христианина к Пасхе и Воскресению Христову. На этот раз он сеет страх смерти, чтобы лишить жизни ничего не подозревающих людей. Давайте не будем забывать того, что Господь наш Иисус Христос — это Жизнь. А диавол использовал своих приспешников (живущих по ту сторону Атлантики), которые слепо и послушно выполняют его волю: распространить коронавирус и таким образом запугать население Земли, сократить количество людей, а также — ограбить и расхитить достояние каждого народа.

Слова и наставления старца-аскета преподаются нам именно в тот момент, когда в сторону нашей Святой Церкви выпущены тучи ядовитых стрел лукавого, чтобы нанести раны святому делу нашей Православной Церкви. И они были выпущены не со стороны верующих и настоящих сознательных христиан, но теми, кто открыто и публично заявляет о своем атеизме и безразличии к вопросам веры. Теми, которые не имеют абсолютно никакого отношения ко Христу и Его Церкви, совершая фарисейские визиты в храм лишь ради того, чтобы собрать на выборах больше голосов.

Лично я убежден, что в данном случае речь идет о биологическом оружии Нового Мирового Порядка, о котором было предсказано и заявлено его ведущими лидерами еще в те годы, когда никто ничего не подозревал, чтобы вызвать у людей широкомасштабную смертность и разорение мировой экономики от пандемии по примеру краха 1929 года. Биологические виды оружия обладают естественным преимуществом, прежде всего потому, что они скрывают вину тех, кто его использует, и, с другой стороны, они вызывают страх, которым нападающие могут незаметно управлять ради своей выгоды…. Насаждение страха способствует разграблению имущества народов и помогает в успешной реализации мер по установлению глобализации.

Регулярная церковная жизнь и частое участие в Таинстве Божественной Исповеди и Божественной Евхаристии послужит для верующих своего рода противоядием и станет лучшей вакциной против коронавируса.

Во всем мире приняты беспрецедентные меры по борьбе с пандемией коронавируса, которые затронули, в том числе, и Церковь. Так, в некоторых странах в это особое великопостное время под запретом оказалось само общественное богослужение. Священноначалие Русской Православной Церкви приняло особую Инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, которая поможет сохранить храмы открытыми. Мы попросили священников, имеющих медицинское образование, рассказать о мерах — физических и духовных — противодействия новой заразе.



Пусть люди молятся,
а не думают о том, как бы им не заразиться

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии, директор гимназии преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде:

Иеромонах Тихон (Зимин)

Иеромонах Тихон (Зимин) — Ситуация беспрецедентная. Такого еще не было. Параллельно с эпидемиологической обстановкой, безусловно, активизировался информационный фронт: кто-то явно желает, воспользовавшись ситуацией, спровоцировать массовое замешательство или, может быть, проверить, насколько люди внушаемы. Такое ощущение, как будто какой-то сценарий в мировой масштабе (возможно, просто параллельно пандемии) отрабатывается. Надо сохранять трезвение. При тщательном соблюдении санитарных требований надо усилить и внутреннюю гигиену души. Не утопать в новостях, не поддаваться массовому гипнозу.

Хотя в нашей стране карантин введен все же по упреждающему сценарию. Все, кто приезжают из очагов заражения, изолируются. Многое делается.

По своим прихожанам я вижу, что люди спокойны. Приходя в храм, они чувствуют себя защищенными. У нас просто небольшой приход, мы как семья — все друг у друга на виду. Я не вижу, чтобы кто-то был болен, да и это бы сразу стало известно.

Сложнее, конечно, на больших городских приходах. Тут меры просто необходимы. Люди приходят в храм для молитвы — пусть они молятся, а не думают о том, как бы им не заразиться. Об исключении рисков надо заранее начальствующим и сотрудникам храма позаботиться — для этого Священным Синодом и была утверждена соответствующая Инструкция. Понятно, что есть те, у кого и молитва, и упование, и здоровье крепки. Но Церковь обо всех печется, и это в духе апостольских наставлений (Рим. 14: 1 и др.). И мы должны думать не только каждый о себе, но и о других.

Церковь призвана идти царским путем, мы во всем ищем золотую середину. Предотвращая распространение инфекции, дезинфицируем и вирусы разногласий между людьми. О ком-то родители, близкие переживают — профилактические меры и их успокоят.

С другой стороны, нельзя, конечно, переусердствовать. Не должно быть в храме атмосферы какого-то госпиталя с усиленной химзащитой. Всё должно быть на своих местах. И тогда Бог всё управит. Надеемся на Господа.


Вот вам и Великий пост

Протоиерей Михаил Капчиц, настоятель храма Московской Патриархии в честь святителя Николая Чудотворца в городе Бейонн, штат Нью-Джерси, США, врач по светской профессии:

Протоиерей Михаил Капчиц

Протоиерей Михаил Капчиц ​— Лучше соблюдать предписанные меры, чем лишиться возможности всем вместе собираться на богослужение. У нас на прошлой неделе в Америке вообще храмы позакрывали. Не везде, правда. В Нью-Йорке просто ограничили число прихожан, которые могут за раз прийти (до 50 человек). Службы, конечно, будут продолжаться везде, но где-то, видимо, за закрытыми дверями. Я специально звонил в мэрию, у нас в храмах власти разрешили пока только отпевать. Мы еще не знаем, как будем выходить из этого положения. Но будем.

С духовной точки зрения, всё, что ни происходит, — милость Божия. Смотрите: закрыли же и все клубы, бары, увеселительные учреждения. Вот вам и Великий пост! Когда начинают роптать, обвинять всех вокруг — это просто идут на поводу у врага. Тот, кто молится, во всем видит руку Божию.

Будучи по своей светской профессии врачом, понимаю: коронавирус особо контагиозен (заразен). Меры предосторожности, безусловно, нужны. Надо быть аккуратными. Болезнь есть. Ее много. Она распространяется. Нельзя хорохориться: мол, шапками закидаем. Когда у нас храмы были еще открыты, я запретил людям с симптомами простудного заболевания приходить на службы.

Как найти правильный баланс между предусмотрительностью и мнительностью? Молиться. Господь подскажет.

В Америке люди перепуганы. Уже более 400 смертей. Заболели порядка 30 тысяч. Следующие несколько месяцев динамику не удастся переломить, этого никто не скрывает. Те меры, которые сейчас предпринимаются светскими властями и предписываются Священноначалием, — вынужденные действия.

Помню, у отца Валериана Кречетова в Акулово мы, тогда еще советская молодежь, такой хороший мужской хор организовали. Все уже, считай, спелись. А батюшка нам и говорит:

— Братия, вы, конечно, молодцы, но я еще послужить здесь хочу (раньше за такое власти настоятеля сразу же с данного прихода переводили — Ред.).

Мужество и благодушие должны быть неразлучны. Если чего-то сейчас нельзя — ничего страшного: всегда есть масса других возможностей. А потом — раз! — Господь и эту дверь открывает. Всего-то и надо было потерпеть немножко.


К этой пандемии надо отнестись очень серьезно,
но никакой паники быть не должно

Иерей Алексий Тимаков, настоятель храма святителя Николая при Центре борьбы с туберкулезом (Москва), 18 лет проработал сначала на скорой помощи, в реанимации и анестезиологии:

Иерей Алексий Тимаков

Иерей Алексий Тимаков — Мы имеем дело с пока не изученным вирусом. Неизвестно, как он себя поведет, как будет распространяться заболевание, в какой степени и когда оно начнёт угасать. Обычно вирусная инфекция имеет такую динамику: 4 недели подъем, 4 недели спад — в итоге за два месяца всё проходит. Пока этот сценарий в данной ситуации не работает. Поэтому к этой пандемии надо отнестись очень даже серьезно.

Но никакой паники быть не должно. То, что творится в Италии, это из ряда вон выходящее. Судя по всему, страна оказалась совершенно не готова к испытанию. Я не знаю, как у нас всё будет дальше развиваться. Но пока наши эпидемиологи действуют очень профессионально. Работа поставлена хорошо. Выделены специальные больницы, где выявляют заболевших. В больницу в Коммунарке госпитализируют пациентов с подтверждённым диагнозом коронавируса. Главврач этой больницы Денис Проценко прекрасно погружён в проблему и обстоятельно освещает все происходящее.

По своей светской специальности я врач, окончил медицинский институт, всего в медицине проработал 18 лет: сначала на скорой помощи, затем в реанимации и анестезиологии. Хорошо понимаю, что такое вирусные и инфекционные заболевания, как они передаются. Если бы через Святые Дары можно было бы заразиться, то я бы уже точно с вами сейчас не говорил. Искренне верю, что в чаше — огонь любви Христовой, попаляющий всякую скверну.

Современная практика причастия сложилась около 1700 лет назад, со времен святителя Иоанна Златоуста: именно он предложил использовать лжицу (специальную ложечку). И кто только за эти уже почти два тысячелетия не подходил к чаше! И в любые эпидемии батюшки народ причащали, а потом сами потребляли Святые Дары. Да если бы можно было от этого заразиться, то священники уже давно бы перестали существовать.

Я вспоминаю 1970-е годы, когда храмов было раз-два и обчелся. В те, что были открыты, народа набивалось битком. Мой отец служил тогда в храме святителя Николая в Кузнецах, там Великим постом собиралось до 1500 причастников. Вот выходят к ним с чашами два-три иерея, и по полтысячи причастников к каждому выстраивается очередь. Всех причащают, а потом потребляют Святые Дары. И ни разу не помню, чтобы кто-то из священников подхватил какую-то инфекцию. А что, разве среди всех причастников не было больных? Разумеется, были.

Сейчас вышло распоряжение Священноначалия о необходимости выполнения противоэпидемиологических мер, предписанных органами здравоохранения, например, обрабатывать лжицу перед причащением каждого следующего человека. Исполняем: окунаем в кипяток, протираем спиртом. Мы это делаем добросовестно, в том числе, чтобы успокоить общество. При Соборовании каждого помазываем отдельной ватной палочкой.

Если бы кто-то когда-то подсчитал статистику, сколько священников или причащающихся прихожан заболело, — было бы интересно посмотреть. Священники и сейчас в группе риска: они в постоянном контакте с людьми, в том числе с теми, кто болеет. Они их исповедуют, причащают, потребляют Дары. Многим батюшкам за 60. Господь хранит.

Никакой бравады, конечно, быть не должно. С инфекцией лучше не шутить. Если есть определенные симптомы: кашель, температура и т.д. — в храм идти нельзя, чтобы не инфицировать других. Нужно лечиться дома, а в случае необходимости вызывать врача. Я всегда всем обращающимся ко мне за медицинскими советами рекомендую прежде всего слушаться врачей. Если нет доверия к доктору, эффективность лечения резко снижается.

Надо бы нам также помнить, что напасть попущена не просто так. Ниневитянам в оное время предрекалась гибель. Ан, явился пророк Иона, они послушали его, принесли покаяние — и беда отошла. Думаю, что современному человеку есть в чём каяться, тем более что время Великого поста к этому во все времена всех всегда призывает. И важно помнить, что это таинство открывает сердце человека навстречу Богу.

Вера — это главное, что есть у человека. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, вера — это то, ради чего ты живёшь и ради чего готов умереть. Когда Господь тебя призовёт — это Его дело. Я вполне отдаю себе отчет, что я могу заболеть как коронавирусной инфекцией, так и какой-либо иной болезнью: в троллейбусе ли, в метро, на улице, в магазине — где угодно могу заразиться, но при этом искренне верю, что не из чаши.

А вера приводит к миру с Богом. Мир водворяется в сердце человека, и это не может не повышать сопротивляемость организма любым невзгодам.



Протоиерей Павел Великанов

Должно пройти достаточно времени, чтобы входящий в Церковь понял: здесь своя, отличная от мирской, система координат. Именно здесь по сей день живет то, что в иных местах давным-давно переродилось или кануло в лету. И целование — как жест выражения подчинения вместе с декларацией любви — один из таких выразительных штрихов именно церковного пространства.

Разрыв, который долго зрел между сутью и формой религиозности, благодаря пандемии коронавируса подходит к своему пределу — дальше так продолжаться уже не может.


Но не будешь ведь приставлять к каждой иконе в храме сотрудника — чтобы он за каждым поцеловавшим ее протирал кивот спиртом? Значит, придется как-то существенно ограничить количество таких икон, возможно, даже вообще убрать все аналои. Есть иконостас — вот перед ним и можно, да и нужно, возносить свои молитвы. Но пойдет ли наш прихожанин в храм, когда поймет, что его не допустят прикасаться к его любимым святыням?…

Это я, впервые оказавшись в супермаркете Вашингтона, никак не мог понять: чего это они как-то поодаль все стоят, и к кассе не подходят. Ну я-то уж не буду мешкать, наша ведь очередь — это когда в затылок дышать, и так ненавязчиво, по сантиметру, подталкивать впереди стоящего! И как же обеспечить желательное пространство в целый квадратный метр вокруг каждого прихожанина? Да это же просто нереально! Не цепями же все разгораживать!…

Священник в храме — личность высочайшей степени привлекательности. Каждый стремится взять благословение и поцеловать десницу. А если руку священнику не целовать — это же вообще полная дехристианизация и расцерковление! Правда, можно вместо лобызания просто поклониться, а священнику — опустить благословляющую руку на голову, что все чаще, надеюсь, и будет встречаться на приходах.

А что, если отнестись к требованиям по ограничению физического контакта как к реальному, а не ритуальному, посту — инструменту духовного делания? Разве пост — это не время для самоограничения, укрепления воли, собранности и трезвенности? Тем более, когда вполне понятно, ради чего предпринимаются все эти сложности: но об этом следует сказать поподробнее.

Самый главный тест, который сегодня предлагает нам ситуация с коронавирусом, очень простой: на самом ли деле евангельский ближний — реальность в моей жизни или не более, чем красивая и вполне абстрактная идея? Ведь все коварство нового вируса в том, что на протяжение двух недель заболевание протекает бессимптомно, и до проведения клинического исследования никто не может быть уверен, что он не является переносчиком этой заразы.

Что это значит? То, что моя небрежность по отношению к мерам предосторожности может стать для прихожанина — в первую очередь пожилого — роковой, смертоносной. Дело не в том, не заражусь ли я сам в храме, потому что это вопрос моей веры и моих отношений с Богом. Вопрос, как я смогу дальше жить с совестью, если вдруг выяснится, что именно я стал источником инфицирования других? А если — не дай Бог — с летальным исходом?


Не ради себя, а ради ближнего своего

Нет, не надо никакой паники. И жизнь, и смерть в руках Божиих. Это факт. Но ведь и на каждого из нас Он внимательно смотрит — сможем ли мы научиться ограничивать себя в том, к чему привыкли? Или же это — запредельный подвиг? Если нам сложно поместить себя в определенные рамки приходских инструкций, то, может, лучше честно идти шашлык постом есть — ибо такова наша реальная, а не самопридуманная, религиозность?…

Останется ли что-то от православия в храме — когда уберут аналойные иконы, перестанут целовать руки священникам, не будут помазываться освященным елеем, а Причастие будут давать каждому из рук в руки — как это и делали в ранней Церкви? Или для нас прежде всего бесконечно дорог наш, человеческий, крепко сидящий в сознании, обряд — даже с риском потерять живых людей?


И не за храмовые святыни Христос умирал. Даже не за сам храм как таковой. Он умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон. Руку священника. Причащаться буду с широко открытым ртом, откинув голову назад — чтобы священник мог положить в рот частичку Святых Даров, и я не буду хватать и облизывать лжицу — а спокойно отойду и запью из одноразового стаканчика. И стоять буду в храме там, где есть свободное пространство — тоже ради ближнего моего.

И если появятся самые незначительные признаки простуды — кашель, насморк — даже понимая, что это вовсе не коронавирус, я останусь дома, чтобы не давать повода тем, чья вера не столь крепка, как моя. И делая так, я смогу увидеть иные, новые грани моего служения Христу — и вот тогда, без всякого сомнения, никакой вирус ко мне и близко не подступит — ибо Свет Христов куда действеннее, чем самое интенсивное кварцевание!…

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!


Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) 3 июля обратился к Псковской пастве по поводу вакцинации от коронавируса.

В своем видеообращении, опубликованном на сайте Псковской митрополии, владыка Тихон, в частности сказал:

«Индийский штамм поражает очень жестоко. Как когда-то губительная оспа была приостановлена вакцинацией, в том числе и в России (Екатерина II была одним из инициаторов вакцинации еще в 18 веке), так и сегодня ничто эту болезнь не оставит, кроме вакцинации.

Сейчас у нас вакцинация добровольная. Это позиция государства и это надо принимать как данность. В начале ХХ века в Подмосковье умерло огромное количество старообрядцев. В Гуслицах — так называлась эта местность. Они отказались прививаться от оспы, потому что считали, что это печать антихриста. И если члены Российской Православной Церкви все были привиты и они остались невредимы, то среди старообрядцев тогдашних там в Подмосковье умерли тысячи людей.

И сегодня, как и прежде, единственным реальным средством борьбы против эпидемии является вакцинация. Но все больше и больше раздается голосов о том, что вакцины, в частности российские вакцины от ковида опасны. Опасны и с духовной точки зрения, и с медицинской.

Давайте вспомним, за прошедшие несколько десятилетий что только не выставляли в качестве духовной опасности: новые паспорта, карточки москвича, ИНН, пенсионные удостоверения. Наш старец Иоанн Крестьянкин, когда увидел вот эту бурю сомнений и нестроений, которая надвигалась на Церковь, написал множество писем к своим духовным чадам, записал видео-обращение. И везде он повторял одно и то же, что, казалось бы, должно быть совершенно очевидным для православного христианина:

В другом месте он пишет:

Но, несмотря на то, что и Священное Писание говорит об этом, и в житиях святых мы читаем, что не просто на мучеников налагали печать языческих богов или кесаря, а требовали от них личного отречения от Христа и поклонения языческим идолам либо императору. Но, несмотря на это, мы продолжаем утверждать, что то, что мы в эти несколько лет, прошедших от прошлых идолов, которые мы сами для себя создали — новый паспорт, ИНН, пенсионное удостоверение и так далее…

Здесь происходит совершенно особая, коварная и страшная подмена: православные люди сами конструируют бездушный идол и утверждают, что именно он, а не Христос является краеугольным камнем нашего спасения.

Отец Иоанн Крестьянкин сказал такие удивительные слова, которые для нас, его духовных детей, остаются путеводной звездой во многих и многих сложных обстоятельствах:

Конечно, человек волен слушать того, кого он считает нужным, волен поступать так, как он считает нужным, и это совершенно правильно. Наш личный опыт и наше рассуждение — наши главные ориентиры в этой тяжелой ситуации.

Сам я могу сказать о себе, что еще в конце августа сделал прививку от ковида препаратом Спутник-V. Прививка прошла совершенно спокойно, я ничего не заметил. Я хорошо знаю с детства институт Гамалеи, в котором эта прививка создана. Моя мама, Царствие ей Небесное, всю жизнь проработала в этом институте и я знал и знаю ее учеников и соратников. И абсолютно уверен, что это ответственные и высокопрофессиональные люди, настоящие патриоты нашего Отечества. Но к апрелю месяцу у меня уровень антител упал настолько, что мне посоветовали привиться еще раз и вот совсем недавно, дней 10 назад врачи посоветовали привиться и третий раз. Они объяснили мне, что нынешний индийский штамм вируса очень агрессивен. И он преодолевает даже среднего уровня неплохой иммунитет. Только высокий иммунитет способен защитить человека от этой болезни. И второй, и третий раз никаких последствий у меня не было. И я знаю множество людей, которые и вакцинировали и ревакцинировались разными препаратами.

Задают множество вопросов по поводу вакцины, в том числе и в первую очередь — по поводу вакцины Спутник V. Главное смущение — это то, что этот препарат был создан, как говорят, на основе абортивной ткани. Руководство института Гамалеи ответило на запрос Московской Патриархии на запрос по этому поводу. Они сказали, что действительно, в 1973 году, когда создавалась вакцина, как питательная среда (как я понимаю, наверное) была взята какая-то частичка из неродившегося и извергнутого младенца. Но они говорят, что сейчас нынешняя вакцина не имеет никакого отношения к тогдашнему прототипу вакцины. Мы не знаем, так это или нет, по разному говорят. Но что бы я хотел сказать. Когда я сам прививался Спутником V, никто еще об этом не говорил, было слишком не исследовано это поле. Опыты эти проводились в Нидерландах в 1973 году. Но вот что интересно. Законодательно аборты в Нидерландах были разрешены только в 1984 году, то есть через 10 лет после этих экспериментов. Эксперименты были же, конечно, совершенно официальные. Поэтому представить себе, что был совершен незаконный аборт или воспользовались незаконным искусственным абортом, в общем-то, практически невозможно. Скорее всего, это был выкидыш. Но скажут: и выкидыш — это тоже ужасно. В медицине бывают разные случаи. Вот какие-то злоумышленники застрелили в голову какого-то молодого человека. И врачи берут у умершего его органы: сердце, почки, печень, пересаживают больным людям и благодаря органам этого умершего человека люди выздоравливают, живут.

То, что случилось, это прерывание беременности какой-то женщины в 1973 году, это, конечно, несчастье. Но то, что этот не родившийся младенец, вместо того, чтобы быть выброшенным в канализацию, утилизированным, послужил тому, что миллионы и миллионы людей сохранили свои жизни, были созданы препараты, сохраняющий жизнь (наверное, не только эти вакцины, что-то еще) — вот здесь нельзя сказать, что все так однозначно. Конечно, ни в коем случае нельзя оправдывать аборты. Об этом даже нет и речи. Я представляю, что недоброжелатели сейчас будут обвинять меня в этом. Не об этом, конечно, речь. Но история создания самой этой вакцины именно такова.

С другой стороны, у нас есть еще две замечательные отечественные вакцины, которые никак не связаны с подобными перипетиями, как вакцина Спутник V, даже исторически не связаны.

Что еще утверждается в противовес всем резонам вакцинирования? Говорят о том, что человек сделал себе прививку и вскоре заболел. Мы приглашали сюда, в Псково-Печерский монастырь, главного врача Псковской городской больницы, замечательного человека, православного христианина Алексея Николаевича Васильева, который беседовал с нами, отвечал на все вопросы. Впрочем, на те же самые вопросы нам отвечали многие другие врачи — и инфекционисты, и люди, которые работали в этих ковидных клиниках. Действительно, вскоре после вакцинирования человек может заболеть. Как нам пояснили врачи, заражение могло случиться за несколько дней до вакцинирования. Человек получил порцию этого вируса, общаясь с больным, но проявление болезни еще не наступило. И человек, считая себя здоровым, приходит вакцинироваться, а выработка иммунитета вакциной еще произошла. Таким образом человек заболевает.

Может случиться так, говорят врачи, что человек заболеет между двумя прививками — первой и второй. Еще не выработан достаточный иммунитет и человек заболевает. Поэтому врачи советуют быть очень осторожными в этот период, когда не выработался иммунитет, то есть в период между первой и второй прививкой и после второй еще неделю или 10 дней.

Люди, которые начинают распространять такую информацию, должны понимать свою огромную ответственность. Они должны понимать и то, что они становятся просто самыми настоящими агентами влияния той самой закулисы, которая, с их же слов, стремится к тому, чтобы уничтожить народ. Они делают все, чтобы отвратить людей от реальной и безопасной защиты. От вакцинирования.

Отец Иоанн говорил о духовном состоянии людей, в которых посеяны подобные плевелы лжи: смятение, смущение и неразбериха. Вот что в душах этих людей.

Я, как архиерей Псковской епархии, несущий ответственность за вверенную Богом мне паству, конечно же, безусловно благословляю прислушаться ко всем рекомендациям Государственной санитарной службы России и делать профилактические прививки против смертельно опасной болезни — ковида. Я беру на себя эту ответственность, рекомендации и, конечно же, отвечаю. Конечно же, перед своей паствой несу ответственность. И считаю, что это справедливо. Время пустых слов кончилось.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Читайте также: