Коричневая чума шагала по европе

Обновлено: 23.04.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

По мнению В.А. Поповича, растущая сегодня агрессивность капитализма снова ставит вопрос об опасности возрождения фашизма. К сожалению, под влияние крайне правых попадает сегодня и часть российской молодёжи. А усугубляет положение антикоммунистическая и антисоветская официальная пропаганда, которая осуществляется в нашей стране.

Проблемы внезапности нападения гитлеровской Германии на СССР затронул историк, в прошлом сотрудник внешней разведки А.Б. Мартиросян. Он привёл свидетельства того, что советские спецслужбы исправно докладывали о военных приготовлениях Германии. В то же время нельзя не отметить, что разведчиками назывались самые разные даты, среди которых фигурировало и 22 июня. Разведка также сумела верно определить и направления будущих главных ударов немецких войск. Однако советское военное руководство не смогло вовремя правильно оценить эти данные, по-прежнему ожидая главный удар на южном направлении. В то же время очевидно, что для И.В. Сталина начало войны не могло быть и не было неожиданным.

Эту тему развил доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул, заметив, что действовать на упреждение советское политическое руководство не имело возможности. Сталин имел сведения от резидентуры в Великобритании о том, что эта страна приняла решение вступить в войну против того, кто ударит первым. Подобного подхода придерживались и в США. Оценка ситуации Сталиным оказалась верной. Приняв на себя удар, СССР понёс большие потери. Но это позволило избежать ситуации, когда Запад выступил бы против Советской страны консолидировано, и в итоге дало возможность сформировать антигитлеровскую коалицию. В стратегическом плане решение Сталина предопределило победу.

Говоря о ситуации на территории бывшего СССР, М.Б. Чистый указал на героизацию нацистских пособников, которая сочетается с откровенно националистической и шовинистической политикой новых властей, в частности, в отношении русского населения. Что позволило осуществляющим эти действия силам поднять сегодня голову? Корни этого нужно искать в том, что инструментарий фашистов был тщательно изучен и во многом взят на вооружение послевоенными западными политиками. Национал-сепаратистские силы были задействованы при разрушении СССР, используются они и сейчас. Это и есть основной источник рецидивов фашизма в мире в настоящее время.

Хельсинкское соглашение и его последствия затронул в своей реплике заслуженный работник Минтопэнерго В.И. Катков. Изначально этот документ был представлен как средство достижения мира и безопасности в Европе. Однако в действительности он способствовал обострению межнациональных противоречий и в итоге оказался одним из важных инструментов для организации пересмотра итогов Второй мировой войны. Декларировав нерушимость границ в Европе, Хельсинкское соглашение на самом деле подтолкнуло процесс их ра-дикального изменения.

Многие идеологи белоэмигрантов, например Иван Ильин, открыто выражали свои симпатии к фашизму и делали это в том числе после войны, отметил М.С. Костриков. Так, Ильин хвалил режимы Франко и Салазара, которые сохранили верность крайне правой идеологии, но открыто не называли себя фашистскими. Идти по их пути он призывал своих соратников, идеологические постулаты которых сегодня широко применяются в России в борьбе с коммунистическим движением и для очернения советского прошлого.

Доктор исторических наук, профессор Ю.Ю. Ермалавичюс посвятил выступление деятельности пособников гитлеровцев в прибалтийских республиках в годы Великой Отечественной войны. Отдельно он остановился на проблеме ренессанса фашистской идеологии в Прибалтике на современном этапе. Она стала оружием тех, кто разрушал СССР и сегодня является неотъемлемой частью прибалтийских марионеточных режимов.

Доктор философских наук, профессор В.И. Пантин обратил внимание участников конференции на то, что традиционно в центре изучения оказывались итальянский и германский фашизм. При этом недостаточно внимания уделялось фашизму англосаксонскому, который, не будучи у власти, тем не менее сыграл свою роль в развязывании Второй мировой войны. Великобритания и отчасти США в период между мировыми войнами под либеральными лозунгами пестовали фашизм в Италии и нацизм в Германии, натравливая их на СССР, который они считали главным врагом.

Председатель ЦС РУСО И.И. Никитчук коснулся деятельности украинских националистов в годы Великой Отечественной войны. Он рассказал о корнях украинского националистического движения и о роли соседних государств, в частности Австрии, а потом и Польши, в его создании. Перед войной Организация украинских националистов (ОУН) финансово подпитывалась Германией по линии Абвера и министерства внутренних дел.

Отвратительная коричневая краска залила липкой грязью значительную часть Западной Европы. Коричневый цвет — это цвет германского фашизма.

Старые культурные народы Европы задыхаются под пятой свирепого завоевателя. Полчища Гитлера, торжествуя победу над слабыми государствами, не способными защищать себя, растоптали независимость Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Чехо-Словакии, Греции, Югославии. Прогнившие насквозь правящие классы Франции, Венгрии, Румынии, Финляндии в животном страхе перед завоевателем, а еще больше в страхе перед своими народами рабски преклонились перед Гитлером. Правительства этих стран продали свои народы в рабство германскому фашизму.

Топор палача повис над Европой, как эмблема германского фашизма. Всюду в этих государствах германские фашистские чиновники и жандармы держат в своих руках судьбу и жизнь народов. Сотни тысяч людей томятся в тюрьмах и концентрационных лагерях. Положение остальных немногим лучше. Только стон и плач нарушают кладбищенскую тишину в оккупированных странах.

Но и Германия оккупирована бандами Гитлера. В ней народные массы точно так же бесправны, безгласны, осуждены на каторжную работу, на пытки и страдания.

Голод и смерть шествуют по следам германского фашизма. Гитлер опустошает Европу, как в далекие века опустошала ее чума. Чума убивала жизнь в городах и селах. Она останавливала промышленность и торговлю, прекращала движение на дорогах и переполняла кладбища.

Германский народ назвал фашизм коричневой чумой.

Гитлер начал свое властвование с поджога германского рейхстага. Он заканчивает его военным пожаром в Европе и во всем мире.

Никакая чума не сделала бы того, что сделал фашизм.

В развалинах лежат старые города, уничтоженные беспощадной, бесчеловечной бомбардировкой. В пламени погибли сокровища культуры, которые в течение веков бережно охранялись людьми. Разрушены заводы и фабрики. Сотни тысяч безоружных людей, женщин и детей в том числе, погибли от коричневой чумы.

Гитлеровские полчища, как саранча, поедают все, что можно награбить в захваченных государствах. Они вывозят хлеб, масло, скот. А в покоренных странах население стоит перед ужасом голодной смерти. Во Франции, Чехо-Словакии, Дании умирают дети, лишенные молока.

Населению во всех покоренных государствах внушается: немец — господин в этой стране, прочие — слуги.

На деле расовая теория разоблачила себя как пустой вздор: германскому фашизму безразличны север и юг, восток и запад. Он всюду стремится к своему господству.

Чума не считалась с народами и расами. Не считается с ними и коричневая чума Гитлера.

Это обман, слишком явный для того, чтобы он мог держаться. Но весь фашизм построен на обмане. Фашизм боится говорить о себе правду народу. Только в узком кругу доверенных лиц Гитлер откровенно делится своими планами захвата и разбоя.

В одной из зал этого мрачного вертепа, внушающего отвращение каждому честному немцу, сидела небольшая группа людей, из которых каждый мог многое рассказать о другом, но которых пока связывала общая тайна преступлений. Тут был главарь фашистской банды Адольф Гитлер, был его друг Дарре, впоследствии министр сельского хозяйства, был Герман Раушнинг — видный фашистский деятель, председатель сената в Данциге, был Рудольф Гесс — правая рука Гитлера, его первый советник.

Эта тихая беседа была разбойничьим заговором против народа Германии и народов Европы, против всего передового человечества и Советского Союза.

Мы бы так и не узнали о том, как откровенничали между собой главари фашистской шайки. Но это обычная история разбойничьих шаек: не поделив добычи, они выдают друг друга.

Правда ли то, о чем рассказывает Раушнинг? Можно ли верить этому бывшему фашисту?

На эти вопросы отвечает жизнь. Надо сравнить тайные речи германских фашистских главарей с их делами, известными всему миру.

Гитлер говорил о том, что Германия должна господствовать над всем миром. Этого надо добиться какими угодно средствами, ни перед чем не останавливаясь, чтобы в Германии вся власть принадлежала фашистам, принадлежала ему, Гитлеру.

Господство Германии над всем миром — это прежде всего полное, безграничное господство фашистов над всеми немцами. Фашисты — господа. Все прочие немцы, в первую очередь все трудящиеся, — подчиненные, рабы.

Гитлер призывал своих друзей не бояться слов. Да, господа и рабы — так должен делиться весь мир. Надо отбросить всякие мысли о равенстве людей.

Так он открыл своим доверенным заветную мысль о превращении Германии в большое рабовладельческое государство по примеру древнего Рима. Гитлер призывал повернуть колесо истории почти на две тысячи лет назад.

Превращение германского народа в нацию господ и рабов — это первый шаг к мировому господству Германии.

Второй шаг — превращение в рабов всех других народов.

Только эта высшая аристократия имеет право на знания, на технику и науку. Впрочем, к науке фашисты относятся презрительно. Наука нужна лишь в той мере, в какой она служит задачам войны и порабощения.

Гитлер предвидит вопрос: да как же держать в подчинении сотни миллионов рабов, как превратить в рабов весь мир?

И он отвечает очень просто. Надо, чтобы рабы ничего не знали, ничего не понимали, ничему не учились, не умели читать и писать.

Фашистские бандиты слушали своего шамана и поддакивали, ему. Дарре, например, развивал программу нового закрепощения крестьян. Вся земля в Германии и в подвластных ей странах должна быть отобрана у крестьян и разделена на огромные помещичьи имения. Немцы-дворяне должны стать царями над своими батраками. Это помещичье дворянство, говорил он, является избранным орудием осуществления германского господства над всем миром.

Недостаточно, однако, отделить класс господ от класса рабов. Надо навсегда оградить класс господ от проникновения в него рабов. Неравенство должно быть вечным. Классы должны стать наследственными. Речь идет о том, чтобы искусственно создать породу господ и породу рабов.

Дарре — агроном по образованию. Законы скотного двора он распространяет на людей. Он предлагает искусственным скрещиванием вывести породу господ. Брак он заменяет случкой породистых производителей.

Этот последыш главаря фашистской банды показывал своим друзьям таблицы случки господ. Он об'яснял:

Что же, вся эта философия конюшни и скотного двора, все эти дикие речи — только бред свихнувшихся людей? Нет, этот бред лежит в основе всей звериной деятельности гитлеровской шайки, неуклонно выполняющей свою разбойничью, людоедскую программу.

Насаждая рабство, фашистские руководители воскрешают убогую мудрость крепостников и рабовладельцев. Гитлер цинично заявляет в кругу своих собеседников, что считает большой ошибкой отмену рабства.

Господство фашизма — это рабство народов.

А победа Советской страны над фашистской Германией будет означать: освобождение и воскрешение народов. || Давид Заславский.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

по организации и выполнению практических работ

ОУД.01 Русский язык

по специальности _________________________________________

код и наименование специальности

Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №_______ от _______

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема лабораторных/практических работ

Практическая работа № 1.

Выполнить информационную переработку текста.

Практическая работа № 2.

Изучить особенности фонетического разбора слов.

Практическая работа № 3:

Ознакомиться с выразительными средствами языка.

Практическая работа № 4:

Изучить способы словообразования.

Практическая работа № 5.

Изучить особенности написания имен числительных.

Практическая работа № 6.

Изучить правописание глаголов.

Практическая работа № 7.

Изучить особенности употребления частиц.

Практическая работа № 8.

Изучить виды односоставных предложений.

Практическая работа № 9.

Изучить виды придаточных предложений.

Практическая работа № 10.

Изучить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Разработчик: Майорова О.Л.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель методических указаний по организации и выполнению практических работ учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык достижение студентами следующих результатов:

личностных :

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных :

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных :

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Выполненная работа должна быть представлена в виде отчета по заданной форме. Результат выполнения практических заданий оценивается.

Критериями оценки являются следующие показатели:

уровень усвоения учебного материала,

умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий,

сформированность общеучебных умений,

оформление материала в соответствии с требованиями.

С учётом вышеизложенного в данных методических указаниях приведено 10 практических работ.

Каждое практическое занятие содержит:

количество часов на выполнение работы:

перечень необходимого оборудования работы;

методика выполнения задания;

требования к оформлению отчётного материала;

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Выполнить информационную переработку текста.

Количество часов на выполнение работы: 1

Цель: закрепить знания о способах информационной переработки текста.

Оснащение/оборудование:

Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Кони о Л.Н.Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах,— жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.

Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.

Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интересуетесь. Постарайтесь написать ее так, чтобы заинтересовать этой книгой своих одногруппников.

Теоретическая информация:

Тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — эти текст из 3—4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р. Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992.- 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут. Рассчитана на широкий круг читателей.

Основные требования к аннотации

Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста.

Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью.

Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

День памяти латышских легионеров Ваффен СС в Риге, 16 марта - Sputnik Латвия, 1920, 31.03.2021

РИГА, 31 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Латвийский правозащитник Александр Гапоненко провел презентацию своей недавно вышедшей книги "Европейский фашизм: проблемы идентификации и преодоления". В дискуссии приняли участие многие эксперты, которые рассказали, как эта человеконенавистническая идеология постепенно возрождается в европейских странах.

Тюремные размышления

По словам Гапоненко, изданная книга – это плод его полуторагодичных размышлений после четырехмесячной отсидки в латвийской тюрьме за антифашистские и антимилитаристские высказывания.

Мероприятия Дня легионеров в Риге 16 марта 2017 года - Sputnik Латвия, 1920, 13.03.2019

"У меня было время подумать, с чем же мы сталкиваемся. Что произошло, когда Грузия напала на Осетию и начала геноцид осетин. Это что было в социальном плане? Или сейчас, когда Киев нападает на Донбасс и гибнут люди, это какой социальный строй? Или почему в Прибалтике ограничивают в правах русских детей на обучение на своем родном языке?" – задался вопросами правозащитник.

Размышляя над ними, он сформулировал гипотезу, предложив рассматривать фашизм как разновидность способа строительства нации, основанный на господстве одного этноса над другими, характеризующийся экономической дискриминацией и социальным подавлением, а также ведущий к делению общества на "высшие и низшие" расы или этносы.

"Высшие" этносы приостанавливают возможности социального развития "низших", и это происходит достаточно длительное время, то есть вырастает естественным путем", – указал Гапоненко.

По мнению ученого, если эту теоретическую модель применить к опыту развития европейских наций в 20-40-е годы XX века, то она объясняет практически все, что в то время происходило в Европе. В своей книге он рассмотрел историю немецкой, австрийской, итальянской, венгерской, румынской и некоторых других наций, развивавшихся как фашистские. Гапоненко объяснил, как они были наказаны или не наказаны после окончания Второй мировой войны, а также как страны Антигитлеровской коалиции не допускали возрождения фашизма в послевоенный период.

Коричневая чума поднимает голову: грядет ли в Европе очередная волна фашизма - Sputnik Латвия, 1920, 31.03.2021

Анализируя многие явления, происходящие в жизни современной Европы, Гапоненко приходит к выводу, что их можно идентифицировать как возврат к фашизму, и, по его мнению, определяющую роль в этом процессе играют англосаксонские правящие элиты.

"После войны появился хороший механизм, предупреждавший развитие фашизма, но с распадом СССР и социалистического лагеря он перестал действовать, и доминирующая в нынешнем мире англосаксонская элита активно поощряет развитие "коричневого" проекта во многих странах", – подчеркнул он, предложив тему для дискуссии.

Что считать фашизмом?

Как рассказал ученый, с ним вступил в переписку британский политолог Роджер Гриффин, считающийся одним из ведущих исследователей фашизма. Гриффин жестко раскритиковал предложенную Гапоненко теоретическую модель. В то же время сам Гапоненко отметил, что Гриффин помогал писать резолюцию Европарламента в 2019 году об уравнивании фашизма и коммунизма.

Возложение цветов у памятника Свободы в Риге в неофициальный День памяти латышских легионеров СС - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2021

"Конфликт, зреющий между Евросоюзом и Россией, как раз покоится на той идеологии, что разрабатывал Гриффин и ему подобные", – указал Гапоненко.

То, что подобная точка зрения не нова, отметил политолог Станислав Смагин, напомнивший, что еще в 1986-1987 годах в Западной Германии прошел так называемый спор историков, где группа ученых во главе с Эрнстом Нольте отстаивала точку зрения, что фашизм – это, конечно, не очень хорошо, но это всего лишь реакция на коммунизм. По мнению Нольте, коммунизм и фашизм равны или, по крайней мере, сравнимы, и фашизм лишь защищался от более раннего и намного более агрессивного большевизма.

Интересно, что в результате той дискуссии Нольте потерпел поражение, и его теория была признана маргинальной. Однако сейчас подобная позиция снова начинает активно набирать обороты. Как указал Смагин, это все более довлеющая в западной мысли точка зрения, но она все же может быть оспорена интеллектуальными аргументами.

"Достаточно жестко, без того, чтобы открывать "окна Овертона" и как-то оправдываться, эту позицию вполне можно опровергнуть доказательно", – подчеркнул политолог.

В связи с этим, по его мнению, можно обратить внимание на книгу немецкого социолога Мануэля Саркисянца "Английские модели Гитлера. От британской к баварско-австрийской расе властителей", обнаружившего истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи.

"Его тоже ругали за то, что он посмел говорить об английских корнях фашизма и о том, что Гитлер учился у англичан их практикам", – заявил Смагин, отметив, что книга Гапоненко важна как исторически, так и политически.

"С ней можно спорить, но аргументированно, с опровержением или подтверждением", – сказал он.

Разновидности фашизма

Среди выступающих была Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований (Белград), отметившая, что книга вышла как раз вовремя, когда в мире происходит переформатирование существующих систем.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Бубонная чума - это бактериальное заболевание, переносимое блохами, которые паразитируют на крысах, поражает людей в течение более 1000 лет. Факторы, ответственные за чередующиеся подъемы и спады этой болезни, пока до конца не известны

ТАК ПРОДОЛЖАЛОСЬ до 1894 г., пока французский бактериолог Александр Иерсин не установил, что бубонная чума вызывается грам-отрицательной бактерией Yersinia реstis, относящейся к группе бактерий, известных как палочковидные бациллы, многие из которых патогенны. Чумные бациллы, хотя и изредка, находят повсюду во многих популяциях диких грызунов; передаются они от одного грызуна другому блохами. Бубонная чума наиболее часто распространяется азиатской крысиной блохой Xenopsylla cheopis. Когда блоха кусает инфицированную крысу, она проглатывает бациллы, которые размножаются в ее пищеварительном тракте, образуя твердую массу, закрывающую кишечник. Блоха теряет способность глотать кровь, становится прожорливой, но всегда голодной. Стремясь насытиться, блоха многократно кусает животное-хозяина, изрыгая при этом обратно в его кровоток бациллы чумы. Места укусов действуют как очаги распространения бацилл. Если животное погибает, что и происходит в большинстве случаев, блоха перескакивает на другую живую крысу. Таким образом болезнь быстро распространяется. Если количество живых крыс снижается, блохи перемещаются на другого теплокровного хозяина, на котором они обычно не кормятся. Им может быть человек или домашние животные; именно так и создаются условия для начала эпидемии.

Как только заболевание поражает человеческую популяцию, оно начинает передаваться прямо от человека человеку, иногда при вдыхании инфицированных капельных аэрозолей, выдыхаемых больным легочной чумой.

Однако нормальная передача происходит укусом крысиной блохой; в отсутствие грызунов, которые являются первичным носителем чумных бактерий и крысиных блох, болезнь не возникает.

Преимущественным причинным фактором эпидемии среди людей является эпизоотия, возникающая у грызунов. Именно она обусловливает начало и дальнейшее распространение болезни среди людей. Конечно, передача инфекции возможна только при условии, если эти две популяции находятся в близком контакте, но в средние века в этом отношении вряд ли одни районы сколько-нибудь заметно отличались от других. Как в сельской местности, так и в городах люди жили в окружении крыс.

КОСТЮМ ВРАЧА

КОСТЮМ ВРАЧА, который носили во время вспышки чумы в Марселе в 1720 г. Птичьего вида облачение из кожи покрывало врача с головы до пят; полагали, что такое одеяние способно защитить от заразы. В большой клюв клали приятно пахнущие травы для фильтрации заразы, передающейся по воздуху; в жезле был ладан, который, как думали, может защитить от нечистой силы. Даже отверстия для глаз, в которые вставляли стеклянные линзы, были защищены.

Действительно, придумать более эффективные средства распространения чумы, чем средневековые корабли, было бы очень трудно. Трюмы этих кораблей обычно кишели крысами, и, как только команда засыпала, они принимали вахту, носясь повсюду среди такелажа и буквально сея блох на всех палубах. Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться только до тех пор, пока популяция крыс не сокращалась от заболевания до такой степени, когда она уже переставала быть способной прокормить всех блох, зараженных чумными бактериями. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили затем заболевание на человека. Не вызывает поэтому большого удивления тот факт, что к концу 1347 г. чума разразилась в большинстве портовых городов по дороге, соединяющей Каффу с Генуей на севере Италии.

К этому времени эпидемия уже свирепствовала по всему побережью Средиземноморья. Корабли, доставляющие шелк, рабов и меха, привезли ее в Александрию еще до конца 1347 г.; отсюда она распространилась на юг в Каир, на восток в Газу, Бейрут и Дамаск и наконец вдоль северного побережья Африки в Марокко.

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

Из Англии через Северное море чума попала в Скандинавию, зажав ее в свои смертельные клещи. Согласно одной из легенд, нашествие чумы на Скандинавию началось в 1349 г., когда в мае из Лондона в Берген направился корабль с полным составом команды и грузом шерсти. По имеющимся сведениям корабль несколько дней спустя видели дрейфующим у берегов Норвегии. Местные жители, которые подплыли, чтобы узнать, в чем дело, нашли команду мертвой. Они вернулись на берег, забрав с собой шерсть, а вместе с ней, ничего не ведая, и переносчиков чумы. Так началась цепная инфекционная реакция, когда один поселок за другим вдоль норвежского побережья становились жертвами завезенной заразы.

Власти понимали, что карантины опасны для здоровых людей, содержащихся взаперти вместе с больными родственниками, но тем не менее они заставляли людей идти на это, полагая, что некоторые жизни должны быть принесены в жертву, чтобы остановить дальнейшее распространение болезни. Так как основным переносчиком чумы являются крысы (а они были свободны в своем передвижении), все карантинные усилия оказались потерей времени и жизней.

Существует мало свидетельств тому, чтобы такие карантины были когда-либо очень эффективными. Венеция была одним из первых морских портов, которые ввели карантинные правила в начале XV в., установив смертную казнь всякому, кто нарушит эти правила. Однако чума поражала Венецию не реже, чем другие города Италии, по-видимому, из-за того, что предохраниться от проникновения корабельных крыс с находящегося на карантине судна на берег было невозможно. Крысы и несли чуму в город.

Другая, более подходящая теория (хотя тоже не вполне убедительная) основана на том, что исчезновение чумы по времени совпало с началом постепенного улучшения системы здравоохранения и гигиены. Конечно, улучшение гигиены нельзя не учитывать как профилактический фактор, однако это не объясняет, почему последующие вспышки чумы, как и раньше, протекали очень тяжело и несли с собой высокую смертность. Тем не менее каждый раз они появлялись все дальше и дальше от центра Европы. Это выглядело почти так, как будто европейские страны вырабатывали какую-то форму защиты от чумы, которая сдерживала распространение инфекции. На севере дорога отступления чумы была направлена на восток; в Средиземноморье она уходила на юг. Чем позже возникали эпидемии, тем, казалось, они меньше были способны распространяться. Кроме того, это происходило в то время, когда по всем имеющимся данным перевозки наземным и морским транспортом интенсивно увеличивались.

Когда, наконец, в конце XIX в. была установлена роль крыс в распространении бубонной чумы, то стали полагать, что затухание чумы можно объяснить изменениями в динамике популяции черных крыс (Rattus rattus). На основе наблюдений в течение XVIII в. было установлено, что черная крыса, исторический носитель чумной инфекции, в основном была вытеснена новым видом — серой крысой (Rattus norvegicus), которая оказалась намного менее активным переносчиком чумы: она также чувствительна к чумной бацилле, как и черная крыса, но не живет обычно близко к человеку. Серая крыса, как правило, обитает в темных погребах и сточных трубах, в то время как черные крысы наводняют в доме верхние комнаты и чердаки.

Предположение о том, что серые крысы сыграли определенную роль в сдерживании масштабов чумной эпидемий в Европе, кажется правдоподобным, но оно не вяжется с географическими данными; в XVIII в. серые крысы распространялись в Европе с востока на запад, в то время как чума отступала с запада на восток. В Москве серые крысы появились намного раньше, чем там разразилась исключительная по своим масштабам эпидемия чумы в 70-е годы XVIII в.; в Англии их не было до 1727 г., спустя более 60 лет после последней вспышки чумы в этой стране.

Более вероятна теория, утверждающая, что появился новый вид чумных бактерий, Yersinia pestis, который оказался менее вирулентным, чем более ранний штамм. Будучи менее вирулентным, он может действовать как вакцина, стимулируя у инфицированных животных и людей относительный иммунитет к более вирулентному штамму этих бактерий.

Открытие и широкое применение антибиотиков позволили создать несколько форм защиты людей от чумы. Хотя болезнь еще возникает регулярно в некоторых районах Африки, Южной Америки и на юго-западе США, она, по-видимому, уже никогда не достигнет эпидемического уровня, поскольку теперь мы знаем, как она распространяется, какие необходимы медико-санитарные меры и как лечить больных чумой. Тем не менее многие вопросы, связанные с чумой, все еще остаются без ответа. Например, совсем не ясны механизмы передачи чумы в сельской местности, где популяции крыс чрезвычайно велики. И как объяснить распространение чумы по всему миру в наши дни? Наконец, почему только отдельные популяции грызунов являются резервуарами этой болезни, в то время как другие совершенно свободны от нее?

Читайте также: