Коронавирус в беларуси у дальнобойщика

Обновлено: 24.04.2024

Коронавирус стал настоящим бедствием. Границы закрыты: если не белорусские, то для белорусов, многие страны уже объявили чрезвычайное положение, напряжение возрастает с каждым днем. Можно только посочувствовать нашим соотечественникам, которые в этой ситуации оказались за рубежом и отчаянно пытаются найти любую возможность вернуться домой. Так четверо белорусских дальнобойщиков застряли в Германии: польская граница закрыта, пути нет.

Долгая дорога домой

Работа за границей

Их четверо сейчас: Павел, Владимир, Сергей, Дмитрий. С ними двое коллег-дальнобойщиков из Украины. Каждый отработал в Европе не один месяц, каждый очень хочет домой.

— Я был и в Италии, когда там обстановка уже ухудшилась. Трудно сказать, какие меры они там принимали: на одну фирму приезжаешь — все в масках, перчатках, из кабины не выпускают, говорят об угрозе вируса, сами все выгружают-загружают. Прибываешь в другую компанию — там ничего особенного не происходит, все без масок.

В прошлую субботу, 14 марта, наших дальнобойщиков во Франции сменили коллеги. Они уехали на грузовиках работать дальше, а шесть человек — четверо белорусов и двое украинцев — сели в микроавтобус и направились в сторону дома. Прежде еще нужно было заехать в Литву, в офис работодателя: сдать отчеты о проделанной работе, получить расчет.

Кордон

— Мы поехали через Бельгию, Голландию, Германию в направлении Литвы. В 5 утра в воскресенье были на границе Германии и Польши, — рассказал корреспонденту Onliner Павел.

На границе ситуация сложная. С немецкой и с польской стороны за порядком следит полиция. Выстроилась многочасовая очередь из тех, кто хотел пересечь границу.

— Теперь на каждом переходе стоит полиция с обеих сторон, медицинский персонал в химзащите, палатки. Измеряют температуру у всех. Тем, кого пропускают, дают анкеты заполнять: там личные данные, конечный адрес — все, чтобы с человеком можно было связаться в случае необходимости.


Несколько часов в очереди — и шокирующая новость: въезд в Польшу гражданам Беларуси и Украины запрещен, граница закрыта.

— Своих они пропускают, грузовики через границу тоже идут, но в основном опять же польские. А нам нет и все! Мы спрашиваем, как быть, а поляки пожимают плечами, мол, это не их ответственность, они выполняют приказ. И повторяют: граница закрыта.


Дальнобойщики, было дело, свернули с широкой трассы на второстепенные и даже лесные дороги, надеясь, что где-то можно будет проехать.

— Куда там! Везде вдоль границы стоят военные: не немцы — поляки. Офицер и двое солдат с автоматами. В общем, поехали мы обратно.

В офисе компании, на которую работают белорусы, им не могли сказать ничего толкового. Вроде бы был коридор, через который пропускали всех тех, кому нужно было проследовать транзитом через польскую территорию. Но нужно было знать, в какой пункт пропуска и к какому времени приезжать.



— Мы позвонили на фирму, и руководство сказало нам, что они решат проблему. После обеда нам перезвонил менеджер, сказал снова ехать на границу. Результат оказался тот же. В итоге мы два раза за день отстояли в очереди по 5 часов понапрасну. На следующий день в 5 утра мы приехали на другую границу (там ночью пропустили одну нашу машину), отстояли 8 часов в пробке, и нас развернули.

Так дальнобойщики и колесили без толку вдоль немецко-польской границы, теряя время в очередях только для того, чтобы Польша развернула их, отказав во въезде.


Варианты спасения

Раз граница по земле была закрыта, белорусам и украинцам приходилось искать другие варианты, как добраться до дома. Таких вариантов было два: паром или самолет.

— На паром, к сожалению, билетов уже не было. Много людей в Европе в одночасье оказались в такой же ситуации, что и мы, все билеты очень быстро разобрали, — констатирует Павел.

— В этом случае мы бы, конечно, не добрались до Литвы, не сдали бы отчеты, не понятно, как получить деньги. Микроавтобус пришлось бы оставить в Германии, по сути, самовольно. Но ладно с деньгами — все можно было бы решить потом, выслать отчеты по почте, в конце концов. Главное было вернуться домой.

Пытаясь отыскать свободные билеты на любые рейсы в Беларусь, дальнобойщики ехали в Берлин.


— Цены на билеты на самолет выросли за сутки в 3 раза: вчера были 133 евро, сегодня уже 500. Но мы рассматривали все варианты, даже с учетом того, что покупать пришлось бы за свой счет. При этом в Украину билетов уже нет.

Вариант с перелетом в Беларусь в итоге тоже сорвался.

Гостиницы, придорожные магазины

Литовская фирма не могла вернуть своих сотрудников домой, но, по крайней мере, их не бросали на произвол судьбы. Две ночи дальнобойщики провели в гостиницах, стоимость которых компенсировал работодатель.

— Еду покупаем в придорожных магазинах или на заправках. Не сказать, что в Германии чувствуется паника либо что-то такое, в тех магазинах, где мы бываем, продукты есть. Хотя рассказывают, что в городах, в гипермаркетах многое сметают с полок. В такие магазины толпы уже не пускают: охрана разрешает пройти только 10—15 покупателям одновременно, чтобы не создавались очереди. Но это в городах, мы таких проблем не ощутили, — рассказал Павел.






В понедельник вечером, после совещания с представителями фирмы, было решено ехать в гостиницу. В четверг дальнобойщикам пообещали билеты на паром.

— Четверо суток не спал нормально, люди уже на пределе, заводятся с пол-оборота. Нервы сдают.

Хорошо еще есть связь с домом через интернет. Близкие в Полоцке, Гомеле, Ивье, Солигорске переживают и ждут.


Утро. Новый план

Сегодня рано утром дальнобойщики получили новую вводную: билеты на паром отменяются, но есть шанс прорваться через границу — поезжайте в пункт пропуска.

— Позвонили и сказали ехать на границу. 20 км очередь. До сих пор толкаемся. Фирма уже третьи сутки говорит о каком-то литовско-польском договоре, жаль только, на границе об этом договоре ничего не знают, — говорит Павел.



Водители параллельно пытались дозвониться во все инстанции, где могли бы оказать помощь.

— Везде отвечают, что ничего не могут сделать.

Во время подготовки этой публикации мы получили известие от Павла: микроавтобус с белорусами пропустили в Польшу и теперь под конвоем ведут через страну в направлении литовской границы. В любом случае это хорошая новость. Если водителей впустят в Литву, они смогут закончить необходимые дела и затем вернуться в Беларусь. В самом крайнем случае, если на границе возникнут непредвиденные проблемы, у Польши есть общая граница с Беларусью — это путь домой.

Onliner продолжает следить за долгим путешествием наших дальнобойщиков, которые многие месяцы, с начала года, не были со своими родными.


Комментарий МИД

Вчера Министерство иностранных дел Беларуси опубликовало заявление в связи c дополнительными ограничениями в сопредельных странах ввиду распространения вирусной инфекции COVID-19.

«По сути белорусы, находящиеся сегодня за рубежом, оказываются практически отрезанными от возможности вернуться на родину транзитом через многие страны.

В связи с текущим развитием ситуации гражданам Беларуси рекомендуют воздержаться в данный период от зарубежных поездок.

В соответствии с решением мобильного оператора life:) звонки абонентов, в том числе в роуминге, на экстренные номера белорусских загранучреждений (исключительно из данного списка) будут бесплатными в этот период (подробнее см. тут).

Дополнено. Они добрались

Павел сообщил, что вчера утром он наконец добрался домой.

— Дальше все шло как по маслу, — отметил он и выразил надежду на то, что и остальные водители смогут благополучно вернуться домой.

Коронавирус: первые симптомы и рекомендации по профилактике

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Как известно, в связи с пандемией коронавируса дальнобойщики, следующие через Беларусь транзитом, должны ехать только по республиканским автодорогам, на которых разрешена остановка (стоянка) для отдыха и питания, заправки исключительно в специально отведенных для этого местах.

Список этих мест Совмин Беларуси определил постановлением №171 от 25 марта, он понемногу расширяется. Решение было принято "в целях снижения риска распространения в РБ инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, и упорядочения транзитных автомобильных перевозок грузов по территории Республики Беларусь". По данным УГАИ МВД, на территории РБ определено более 40 таких мест.


На границе транзитникам дают подписывать "Требование к водителю, выполняющую транзитную автомобильную перевозку грузов". Также в бумаге водителей предупреждают о необходимости покинуть территорию РБ по кратчайшему пути следования не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию.

Это требование распространяется как на иностранцев, так и на граждан РБ. Это не нравится водителям-белорусам, которые работают на иностранные фирмы, расположенные в Литве, России, Польше и не только. "Как это соотносится с Конституцией РБ, ведь статья 30 говорит о том, что граждане РБ имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно", - отмечают они.


"Правда, статья 63 Конституции говорит о том, что права и свобода личности могут быть приостановлены только в условиях чрезвычайного или военного положения. Но в Беларуси ведь нет ЧП или прочего, - отмечает один из водителей, обратившихся в Автобизнес. - То, что раздают эти бумаги на границе, - это не закон, это требование. И штраф дают за неповиновение от 2 до 5 базовых. На каком основании? А штрафы реальные. Проверяют ГАИ, транспортники. Я понимаю - пандемия и т.д. Но требование - это ничто, это не закон. Раньше было деление на резидент - не резидент. Сейчас всех под одну гребенку. Кому 2 базовые штраф, кому 5. Особенно часто штрафуют в Витебской области. "

Сегодня УГАИ МВД сообщило, что "ГАИ проводится работа по недопущению нарушений требований постановления Совмина водителями транзитных грузовых транспортных средств. Сотрудниками ГАИ проведено более 1500 профилактических бесед. В случае отказа следовать по определенным маршрутам или остановки и стоянки вне специально отведенных мест водители транзитных грузовиков привлекаются к административной ответственности по статье 23.4 КоАП РБ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий". Наказание за нарушение статьи 23.4 КоАП РБ - штраф в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.

Фото: Александр КОРОБ

В разных странах мира, где был введен карантин, дальнобойщики наряду с медиками стали героями. Пока большинство людей сидели на самоизоляции, водители большегрузов обеспечивали им нормальную жизнь. На автобанах Европы висели плакаты с благодарностями, на заправках водителей угощали кофе, где-то сделали бесплатными туалеты и душ.

Согласно Постановлению Совмина №171 дальнобойщики могут останавливаться только на выделенных стоянках, покинуть Беларусь они должны не позднее дня, следующего за днем въезда, за отклонение от маршрута – штраф.

Дальнобойщики говорят, что они знали, что к ним будут применены какие-то меры по недопущению завоза COVID-19, но что меры окажутся настолько суровы, никто не ожидал.

Водителям выделено 98 стоянок по стране. Они говорят, этого мало. Причем первоначально стоянок было выделено только 43. Позже их точечно стали добавлять. И только после заявления российского Минтранса об избыточных требованиях к дальнобойщикам на территории Беларуси, 30 мая добавили сразу 44 стоянки постановлением Совмина.

Инфографика: Минтранс РБ

Инфографика: Минтранс РБ

– Жестоко стали относиться к нам. Не считают за людей. Ни в какой стране нет никаких ограничений [для дальнобойщиков], кроме Беларуси, – говорит водитель Павел.

Поехать домой поменять вещи и взять еды дальнобойщики-белорусы не могут. Если у них закончилась смена, они должны провести на карантине 14 дней. Никаких тестов им не делают. В это время члены их семей ходят на работу, дети общаются с друзьями. Да и все остальные белорусы, разной степени зараженности, ездят в транспорте, ходят по магазинам, часто без масок и без перчаток.

– Я считаю, что это полный беспредел. У нас забрали право свободного перемещения. Мы как собаки. Дома не бываем по два месяца, – говорит водитель Павел.

Дальнобойщики не понимают, почему в стране, где не введены ЧС или всеобщий карантин, именно к ним применяются такие жесткие меры.

11 июня стало известно о сокращении числа стран, после которых нужна самоизоляция, но полностью этот пункт не отменили.

Почему в Беларуси нет карантина? Министр здравоохранения ответил на вопросы о коронавирусе

Фото: Вадим ЗАМИРОВСКИЙ, NNNN

Прежде чем начать разговор, Владимир Караник представил Олега Скрипко и Сергея Касперовича. В этот момент к онлайн-трансляции подключилось около 10 тысяч человек. Как пошутил министр, раньше никто из них не видел в себе потенциала собрать стадион.

Министр напомнил, что коронавирусы — вирусы не новые, известны с 1965 года и циркулируют достаточно давно. Многие из них вызывают лишь легкую простуду. Некоторые, например, вирус SARS способен вызвать атипичную пневмонию.

При коронавирусах SARS и MERS источником заражения становится больной человек. COVID-19 от них отличается: человек может заразить других еще до проявления симптомов.

Как объяснил Владимир Караник, каждая страна выбирает свою стратегию.

— Понимаю, что сейчас наиболее распространенный вопрос касается карантина и ограничения передвижений. (…) Чтобы не принимать ошибочных решений, мы много внимания уделяли изучению рекомендаций ВОЗ, опыта Китая. Мы стараемся работать с научно обоснованным подходом. Сейчас основная задача всех — не допустить перегрузку системы здравоохранения, чтобы количество пациентов не превысило ее возможности оказывать помощь. (…) Мы применяем точечный подход за счет четкого контроля по периметру нашей страны. (…) Все приезжающие проходят измерение температуры тела.

В национальном аэропорту было выявлено больше 250 человек с признаками вирусной инфекции, у большинства из них оказался грипп или риновирусная инфекция.

Вторая мера — при выявлении коронавирусной инфекции проходит оценка контактов первого уровня. Это те люди, которые плотнее всего общались с инфицированным человеком: работали с ним в одном кабинете, ездили в одной машине, летели в самолете в радиусе двух метров.

— У тех, кто общался кратковременно, вероятность заражения минимальная, но они берутся под учет. Это позволяет сдерживать распространение вирусной инфекции, не допустить неконтролируемой цепной реакции. На данный момент, мы считаем, нам это удается. Сейчас под медицинским наблюдением находятся 1200 контактов первого уровня. — Для чего это делается? При тесном контакте вероятность заражения все-таки существует. Коэффициент передачи — 1 к 2,2—2,5. У 41 человека положительный тест был в процессе наблюдения. При таких показателях в течение 18−19 дней это дало бы более 1000 новых случаев, если бы они не были изолированы.

По каждому случаю, говорит министр, санитарно-эпидемиологические службы проводят точечные детальные эпидрасследования. И приводит пример.

— В одном из городов девушка, которая вернулась из-за границы, решила посетить ночной клуб. Когда выяснилось, что ее тест положительный, в течение суток представители УВД проверяли все камеры наблюдения, устанавливали все ее контакты, после чего всех взяли под наблюдение. — Когда нет санслужбы, не проводятся эпидрасследования или количество пациентов такое, что его провести невозможно, принимаются меры разобщения в виде карантинных мероприятий. Чтобы в долгосрочной перспективе они привели к серьезному снижению заболеваемости, они должны продолжаться 12−13 недель.

Мы понимаем, что вряд ли любая страна в мире выдержит 12−13 недель полного паралича, — считает Владимир Караник. — Единственное, чего мы боимся, изучая опыт Италии, чтобы основным источником распространения инфекции не стал медперсонал. Во-вторых, там очень быстро пошло распространение в больницах, где находились люди с сопутствующими патологиями и проблемами со здоровьем.

Коронавирусная инфекция, естественно, усугубила их состояние и обусловила такие высокие показатели летальности. Изначально мы приняли решение о разделении потоков пациентов и перепрофилировании больниц, чтобы избежать пересечения пациентов после хирургических вмешательств, с инфарктами, инсультами.

На данный момент, считает начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович, вводить карантин в университетах смысла нет. А тех мер, которые касаются переноса лекций и времени начала занятий, на данный момент достаточно. Опыт перевода на дистанционное обучение БНТУ, у студента которого обнаружили коронавирус, нельзя назвать позитивным, считает министр здравоохранения. И вот почему.

— Что в итоге получили? Порядка 600 студентов в тот же день уехали по городам и весям. Мы в течение суток передавали информацию в органы здравоохранения, кто из студентов прибыл к ним на территорию, чтобы взять их под контроль. Больше сотни было госпитализировано в разные учреждения с признаками респираторной вирусной инфекции. Ни в одном случае коронавирус не подтвердился.

— Изначально мы пробовали давать более точную информацию. Но это привело к тому, что многие СМИ и представители блогосферы начинали активно вмешиваться в личную жизнь граждан, пытались выяснять, как работают их предприятия, что происходит в городе. Таким образом они больше сеяли панические настроения. Кроме того, люди стали менее охотно рассказывать о своих контактах, стали позже обращаться к медикам — уже только с клиникой. И это существенно затрудняло наше эпидрасследование, — утверждает Караник.

Владимир Караник ответил, что межведомственная группа была создана еще в январе, и уже тогда принимались нужные противоэпидемиологические меры: когда из Китая возвращались коллективы студентов и работников, их наблюдали, помещали в карантин. — Хочу заметить, что из Китая ни одного завозного случая у нас не было. В тот же период разрабатывались меры контроля на границах.

На данный момент, говорит Владимир Караник, у пациентки точно есть пневмония. А вот тесты на коронавирус показывают разные результаты. Минздрав проводит диагностику по трем видам теста: отечественного производства, российскими и теми, которые Беларуси предоставила ВОЗ.

— Есть определенные разночтения в тестах, пока проходит уточняющая диагностика. Но сказать, что есть коронавирус, мы пока не можем. Это второй или третий тест, который дал неоднозначный результат. Сейчас мы разбираемся почему.

— Марлевая повязка в силу своей структуры не отфильтрует вирус, — говорит заместитель главного врача Минской инфекционной больницы Олег Скрипко. — И в принципе в воздухе его быть не должно. Повязка, которую вы будете носить длительное время, станет влажной, на ней поселятся другие микробы. В таком случае смысла в ней нет. А есть смысл в соблюдении расстояния между друг другом, в личной гигиене.

— Если все поверхности в столовой обрабатываются так, как положено, и посуда моется тщательно, то риска заражения нет, — считает Олег Скрипко. — Через книгу в библиотеке теоретически заразиться можно, если вы листаете страницы, а потом облизываете пальцы или трете глаза. На поверхности книги вирус может сохраняться несколько часов, через неповрежденную кожу он не проникает. И со страниц он на вас не прыгнет. Что теперь будет со свиданиями? По словам Олега Скрипко, свидание ничем не отличается от обычного тесного контакта. Если человек был за границей или считает, что мог контактировать с зараженным, то встречаться с людьми ему не рекомендуется.

При этом Владимир Караник отмечает, что эндорфины, или гормоны радости, которые выделяются у влюбленных людей, в данном случае полезны: они повышают иммунный статус. — У нас уже есть даже свой опыт по поводу общения. Девушка [зараженного] спокойно прошла этот период, а вот за родителями пришлось понаблюдать. Весна, свидания, положительные эмоции положительно скажутся на состоянии организма и повысят его устойчивость к вирусным атакам.

— Нам нужно понимать, что этиотропного лечения, которое воздействует непосредственно на сам вирус, сегодня нет, — говорит министр. — Препараты, которые используются для лечения гриппа, у нас есть в достаточном количестве. Мы их включаем в схему не потому, что надеемся: он окажет мощное терапевтическое действие. А потому, что видим миксты заболеваний, когда у пациента есть и коронавирус, и грипп H1N1 (более известный как свиной. — ). Таких случаев мы видим немало.

Для лечения возможных осложнений, говорит министр, есть резервы антибиотиков. — Сегодня создан неснижаемый запас, который позволяет удовлетворять нашу потребность. Как говорит Владимир Караник, в США на 100 тысяч населения приходится 12,9 аппарата ИВЛ, в Италии — 8,8, в Беларуси — 25 (и 38 — с учетом всего наркозно-дыхательного оборудования). — Но мы стараемся не доводить ситуацию до того, чтобы нам массово понадобились аппараты ИВЛ.

Во-первых, говорит Владимир Караник, церковь в Беларуси отделена от государства. Во-вторых, еще месяц назад он подписал письмо в адрес духовенства, в котором попросил избежать целования икон, крестов и других церковных атрибутов.

— В ответ мы получили письма от глав католической и православной церкви, что эту информацию учтут, распространят по всем приходам, что от данных ритуалов в этот период лучше воздержаться. Скоро грядут пасхальные праздники у католиков и православных.

Я думаю, что и в Москве, и в Ватикане этот вопрос сейчас обсуждают. Мы со своей стороны будем смотреть, чтобы в этом случае соблюдалась дистанция, а помещения хорошо вентилировались.

Напомним, по данным на 25 марта, число зараженных коронавирусом в Беларуси выросло до 86. На сегодняшний день уже выписаны или готовятся к выписке 29 пациентов. Ранее у них тест на COVID-19 дал положительный результат. В процессе наблюдения и лечения получены отрицательные результаты тестов. Продолжается медицинский контроль и лечение 57 пациентов.




По данным Минздрава, заболеваемость ковидом резко падает начиная с 13 февраля. За последние сутки, как сообщает ведомство, в стране выявлено 1949 (на 134 меньше, чем вчера) пациентов с COVID-19, выписаны 1194 человека, умерли 14.


Согласно подсчетам Минздрава, за последние сутки в стране выявлено 5663 пациента с подтвержденным коронавирусом, 1476 человек выписаны, умерли 17.


Сегодня министр здравоохранения Дмитрий Пиневич после конференции с регионами заявил, что снижение заболеваемости коронавирусом составило около 30%. По его словам, медики уже не отмечают прежней нагрузки на амбулатории и поликлиники. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.


Наступление омикрона с трудом поддается оценке в абсолютных цифрах и официальных процентах, многим землянам приходится ориентироваться на личные наблюдения и ощущения. Между тем эта волна может привести к тому, что эпидемия иссякнет — осторожные надежды на такой исход выдвигают не только обыватели, но и специалисты.


Вчера о ситуации с коронавирусом в Европейском регионе высказывался Ханс Клюге, директор Европейского регионального бюро ВОЗ. По его мнению, системы здравоохранения Европы испытывают все большую нагрузку, так как заболеваемость среди медиков также растет: за месяц заболеваемость медперсонала выросла с 30 тысяч до 50. В то же время ряд европейских стран частично или полностью отменил антиковидные ограничения.





Читайте также: