Кто не имеет клеток растения грибы бактерии животные вирусы

Обновлено: 23.04.2024

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и др. не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле.
Для упорядочения такого многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, занимающийся описанием, обозначением и классификацией существующих и вымерших организмов по таксонам.
Классификация — распределение всего множества живых организмов по определённой системе иерархически соподчинённых групп — таксонов.
Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон — искусственно выделенная человеком группа организмов, связанных той или иной степенью родства, и в то же время достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определённую таксономическую категорию того или иного ранга.

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов:

  • царство;
  • отдел (тип в систематике животных);
  • класс;
  • порядок (отряд в систематике животных);
  • семейство;
  • род;
  • вид.

Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т. д.

Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется. В настоящее время она имеет следующий вид:

  • Неклеточные формы
    • Царство Вирусы
    • Надцарство Прокариоты (Procariota):
      • царство Бактерии (Bacteria, Bacteriobionta),
      • царство Архебактерии (Archaebacteria, Archaebacteriobionta),
      • царство Прокариотические водоросли
        • отдел Сине-зелёные водоросли, или Цианеи (Cyanobionta);
        • отдел Прохлорофитовые водоросли, или Прохлорофиты (Prochlororhyta).
        • царство Растения (Vegetabilia, Phitobiota или Plantae):
          • подцарство Багрянки (Rhodobionta);
          • подцарство Настоящие водоросли (Phycobionta);
          • подцарство Высшие растения (Embryobionta);
          • подцарство Низшие грибы (одноклеточные) (Myxobionta);
          • подцарство Высшие грибы (многоклеточные) (Mycobionta);
          • подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa, Protozoobionta);
          • подцарство Многоклеточные (Metazoa, Metazoobionta).

          Ряд учёных выделяет в надцарстве Прокариоты одно царство Дробянки, которое включает три подцарства: Бактерии, Архебактерии и Цианобактерии.

          Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

          Царство вирусы

          Вирусы были открыты в 1892 г. русским биологом Д. И. Ивановским, ставшим основоположником вирусологии. Они являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

          Отличия вирусов от неживой природы:

          • способность к размножению;
          • наследственность и изменчивость

          Отличия вирусов от клеточных организмов:

          • не имеют клеточного строения;
          • не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
          • могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
          • не увеличиваются в размерах (не растут);
          • имеют особый способ размножения;
          • имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

          Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида.

          Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.), помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты, могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

          В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

          При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.
          Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.
          Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.
          Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

          Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

          Бактерии

          Все прокариоты принадлежат к одному царству Дробянки. В его состав входят бактерии и сине-зелёные водоросли.

          Строение и жизнедеятельность бактерий.

          Прокариотические клетки не имеют ядра, область расположения ДНК в цитоплазме называется нуклеоидом, единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и не связана с белками, клетки меньше эукариотических, в состав клеточной стенки входит гликопептид — муреин, поверх клеточной стенки располагается слизистый слой, выполняющий защитную функцию, отсутствуют мембранные органоиды (хлоропласты, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи), их функции выполняют впячивания плазматической мембраны (мезосомы), рибосомы мелкие, микротрубочки отсутствуют, поэтому цитоплазма неподвижна, нет центриолей и веретена деления, реснички и жгутики имеют особую структуру. Деление клеток осуществляется путём перетяжки (митоза и мейоза нет). Этому предшествует репликация ДНК, затем две копии расходятся, увлекаемые растущей клеточной мембраной.

          Выделяют три группы бактерий: архебактерии, эубактерии и цианобактерии.

          Архебактерии — древнейшие бактерии (метанообразующие и др., всего известно около 40 видов). Имеют общие черты строения прокариот, но значительно отличаются по ряду физиологических и биохимических свойств от эубактерий. Эубактерии — истинные бактерии, более поздняя форма в эволюционном отношении. Цианобактерии (цианеи, сине-зелёные водоросли) — фототрофные прокариотические организмы, осуществляющие фотосинтез подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода.

          По форме клеток различают следующие группы бактерий: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, дугообразно изогнутые — вибрионы, спиралеобразные — спириллы и спирохеты. Многие бактерии способны к самостоятельному движению за счёт жгутиков или благодаря сокращению клеток. Бактерии — одноклеточные организмы. Некоторые способны образовывать колонии, но клетки в них существуют независимо друг от друга.

          В неблагоприятных условиях некоторые бактерии способны образовывать споры за счёт формирования плотной оболочки вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы. Споры бактерий служат не для размножения, как у растений и грибов, а для защиты организма от воздействия неблагоприятных условий (засухи, нагревания и др.).

          По отношению к кислороду бактерии делят на аэробов (обязательно нуждающиеся в кислороде), анаэробов (погибающие в присутствие кислорода) и факультативные формы.

          По способу питания бактерии делятся на автотрофные (в качестве источника углерода используют углекислый газ) и гетеротрофные (используют органические вещества). Автотрофные, в свою очередь, делятся на фототрофов (используют энергию солнечного света) и хемотрофов (используют энергию окисления неорганических веществ). К фототрофам относят цианобактерии (сине-зелёные водоросли), которые осуществляют фотосинтез, как и растения, с выделением кислорода, и зелёные и пурпурные бактерии, которые осуществляют фотосинтез без выделения кислорода. Хемотрофы окисляют неорганические вещества (нитрифицирующие бактерии, азотфиксирующие бактерии, железобактерии, серобактерии и др.).

          Гетеротрофы делятся на сапрофитов (используют органические вещества мёртвой массы) и паразитов (используют органические вещества живых организмов). Гетеротрофы могут окислять органические вещества при участии кислорода (дыхание) или в анаэробных условиях (брожение). Выделяют несколько типов брожения: спиртовое, молочнокислое, уксусное, маслянокислое и др.

          Размножение бактерий.

          Бактерии размножаются бесполым путём — делением клетки (у прокариот митоза и мейоза нет) при помощи перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.

          Роль бактерий в природе и значение для человека

          Благодаря очень разнообразному метаболизму бактерии могут существовать в самых различных условиях среды: в воде, воздухе, почве, живых организмах. Велика роль бактерий в образовании нефти, каменного угля, торфа, природного газа, в почвообразовании, в круговоротах азота, фосфора, серы и других элементов в природе. Сапротрофные бактерии участвуют в разложении органических останков растений и животных и в их минерализации до СО2, Н2О, H2S, NH3 и других неорганических веществ. Вместе с грибами они являются редуцентами. Клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают.

          Человек использует бактерии в микробиологическом синтезе, в очистных сооружениях, для получения ряда лекарств (стрептомицин), в быту и пищевой промышленности (получение кисломолочных продуктов, виноделие).

          Однако бактерии приносят не только пользу, но и вред. Бактерии-паразиты разрушают клетки хозяина или выделяют токсические вещества. Они являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний, таких как чума, холера, дифтерия, дизентерия, туберкулез и др. Для борьбы с ними проводят вакцинации населения, дезинфекцию предметов, стерилизацию или пастеризацию воды и продуктов питания.

          Царство грибы

          Общая характеристика грибов. Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 тыс. видов.

          Отличия грибов от растений:

          • гетеротрофный способ питания
          • запасное питательное вещество гликоген
          • наличие в клеточных стенках хитина

          Отличия грибов от животных:

          • неограниченный рост
          • поглощение пищи путём всасывания
          • размножение с помощью спор
          • наличие клеточной стенки
          • отсутствие способности активно передвигаться
          • Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм

          Лишайники

          Строение лишайников. Лишайники насчитывают более 20 тыс. видов. Это симбиотические организмы, образованные грибом и водорослью. При этом лишайники представляют собой морфологически и физиологически целостный организм. Тело лишайника состоит из переплетённых гиф гриба, между которыми располагаются водоросли (зелёные или сине-зелёные). Водоросли осуществляют синтез органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. В зависимости от строения тела (слоевища) различают три группы лишайников: накипные, или корковые (слоевище имеет вид налётов или корочек, плотно срастающихся с субстратом); листовидные (в форме пластинок, прикреплённых к субстрату пучками гиф); кустистые (в форме стволиков или лент, обычно разветвлённых и срастающихся с субстратом только основанием). Рост лишайников осуществляется крайне медленно — всего по несколько миллиметров в год.

          В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и др. не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле.
          Для упорядочения такого многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

          Систематика — раздел биологии, занимающийся описанием, обозначением и классификацией существующих и вымерших организмов по таксонам.
          Классификация — распределение всего множества живых организмов по определённой системе иерархически соподчинённых групп — таксонов.
          Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон — искусственно выделенная человеком группа организмов, связанных той или иной степенью родства, и в то же время достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определённую таксономическую категорию того или иного ранга.

          В современной классификации существует следующая иерархия таксонов:

          • царство;
          • отдел (тип в систематике животных);
          • класс;
          • порядок (отряд в систематике животных);
          • семейство;
          • род;
          • вид.

          Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т. д.

          Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется. В настоящее время она имеет следующий вид:

          • Неклеточные формы
            • Царство Вирусы
            • Надцарство Прокариоты (Procariota):
              • царство Бактерии (Bacteria, Bacteriobionta),
              • царство Архебактерии (Archaebacteria, Archaebacteriobionta),
              • царство Прокариотические водоросли
                • отдел Сине-зелёные водоросли, или Цианеи (Cyanobionta);
                • отдел Прохлорофитовые водоросли, или Прохлорофиты (Prochlororhyta).
                • царство Растения (Vegetabilia, Phitobiota или Plantae):
                  • подцарство Багрянки (Rhodobionta);
                  • подцарство Настоящие водоросли (Phycobionta);
                  • подцарство Высшие растения (Embryobionta);
                  • подцарство Низшие грибы (одноклеточные) (Myxobionta);
                  • подцарство Высшие грибы (многоклеточные) (Mycobionta);
                  • подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa, Protozoobionta);
                  • подцарство Многоклеточные (Metazoa, Metazoobionta).

                  Ряд учёных выделяет в надцарстве Прокариоты одно царство Дробянки, которое включает три подцарства: Бактерии, Архебактерии и Цианобактерии.

                  Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

                  Царство вирусы

                  Вирусы были открыты в 1892 г. русским биологом Д. И. Ивановским, ставшим основоположником вирусологии. Они являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

                  Отличия вирусов от неживой природы:

                  • способность к размножению;
                  • наследственность и изменчивость

                  Отличия вирусов от клеточных организмов:

                  • не имеют клеточного строения;
                  • не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
                  • могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
                  • не увеличиваются в размерах (не растут);
                  • имеют особый способ размножения;
                  • имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

                  Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида.

                  Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.), помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты, могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

                  В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

                  При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.
                  Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.
                  Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.
                  Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

                  Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

                  Бактерии

                  Все прокариоты принадлежат к одному царству Дробянки. В его состав входят бактерии и сине-зелёные водоросли.

                  Строение и жизнедеятельность бактерий.

                  Прокариотические клетки не имеют ядра, область расположения ДНК в цитоплазме называется нуклеоидом, единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и не связана с белками, клетки меньше эукариотических, в состав клеточной стенки входит гликопептид — муреин, поверх клеточной стенки располагается слизистый слой, выполняющий защитную функцию, отсутствуют мембранные органоиды (хлоропласты, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи), их функции выполняют впячивания плазматической мембраны (мезосомы), рибосомы мелкие, микротрубочки отсутствуют, поэтому цитоплазма неподвижна, нет центриолей и веретена деления, реснички и жгутики имеют особую структуру. Деление клеток осуществляется путём перетяжки (митоза и мейоза нет). Этому предшествует репликация ДНК, затем две копии расходятся, увлекаемые растущей клеточной мембраной.

                  Выделяют три группы бактерий: архебактерии, эубактерии и цианобактерии.

                  Архебактерии — древнейшие бактерии (метанообразующие и др., всего известно около 40 видов). Имеют общие черты строения прокариот, но значительно отличаются по ряду физиологических и биохимических свойств от эубактерий. Эубактерии — истинные бактерии, более поздняя форма в эволюционном отношении. Цианобактерии (цианеи, сине-зелёные водоросли) — фототрофные прокариотические организмы, осуществляющие фотосинтез подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода.

                  По форме клеток различают следующие группы бактерий: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, дугообразно изогнутые — вибрионы, спиралеобразные — спириллы и спирохеты. Многие бактерии способны к самостоятельному движению за счёт жгутиков или благодаря сокращению клеток. Бактерии — одноклеточные организмы. Некоторые способны образовывать колонии, но клетки в них существуют независимо друг от друга.

                  В неблагоприятных условиях некоторые бактерии способны образовывать споры за счёт формирования плотной оболочки вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы. Споры бактерий служат не для размножения, как у растений и грибов, а для защиты организма от воздействия неблагоприятных условий (засухи, нагревания и др.).

                  По отношению к кислороду бактерии делят на аэробов (обязательно нуждающиеся в кислороде), анаэробов (погибающие в присутствие кислорода) и факультативные формы.

                  По способу питания бактерии делятся на автотрофные (в качестве источника углерода используют углекислый газ) и гетеротрофные (используют органические вещества). Автотрофные, в свою очередь, делятся на фототрофов (используют энергию солнечного света) и хемотрофов (используют энергию окисления неорганических веществ). К фототрофам относят цианобактерии (сине-зелёные водоросли), которые осуществляют фотосинтез, как и растения, с выделением кислорода, и зелёные и пурпурные бактерии, которые осуществляют фотосинтез без выделения кислорода. Хемотрофы окисляют неорганические вещества (нитрифицирующие бактерии, азотфиксирующие бактерии, железобактерии, серобактерии и др.).

                  Гетеротрофы делятся на сапрофитов (используют органические вещества мёртвой массы) и паразитов (используют органические вещества живых организмов). Гетеротрофы могут окислять органические вещества при участии кислорода (дыхание) или в анаэробных условиях (брожение). Выделяют несколько типов брожения: спиртовое, молочнокислое, уксусное, маслянокислое и др.

                  Размножение бактерий.

                  Бактерии размножаются бесполым путём — делением клетки (у прокариот митоза и мейоза нет) при помощи перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.

                  Роль бактерий в природе и значение для человека

                  Благодаря очень разнообразному метаболизму бактерии могут существовать в самых различных условиях среды: в воде, воздухе, почве, живых организмах. Велика роль бактерий в образовании нефти, каменного угля, торфа, природного газа, в почвообразовании, в круговоротах азота, фосфора, серы и других элементов в природе. Сапротрофные бактерии участвуют в разложении органических останков растений и животных и в их минерализации до СО2, Н2О, H2S, NH3 и других неорганических веществ. Вместе с грибами они являются редуцентами. Клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают.

                  Человек использует бактерии в микробиологическом синтезе, в очистных сооружениях, для получения ряда лекарств (стрептомицин), в быту и пищевой промышленности (получение кисломолочных продуктов, виноделие).

                  Однако бактерии приносят не только пользу, но и вред. Бактерии-паразиты разрушают клетки хозяина или выделяют токсические вещества. Они являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний, таких как чума, холера, дифтерия, дизентерия, туберкулез и др. Для борьбы с ними проводят вакцинации населения, дезинфекцию предметов, стерилизацию или пастеризацию воды и продуктов питания.

                  Царство грибы

                  Общая характеристика грибов. Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 тыс. видов.

                  Отличия грибов от растений:

                  • гетеротрофный способ питания
                  • запасное питательное вещество гликоген
                  • наличие в клеточных стенках хитина

                  Отличия грибов от животных:

                  • неограниченный рост
                  • поглощение пищи путём всасывания
                  • размножение с помощью спор
                  • наличие клеточной стенки
                  • отсутствие способности активно передвигаться
                  • Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм

                  Лишайники

                  Строение лишайников. Лишайники насчитывают более 20 тыс. видов. Это симбиотические организмы, образованные грибом и водорослью. При этом лишайники представляют собой морфологически и физиологически целостный организм. Тело лишайника состоит из переплетённых гиф гриба, между которыми располагаются водоросли (зелёные или сине-зелёные). Водоросли осуществляют синтез органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. В зависимости от строения тела (слоевища) различают три группы лишайников: накипные, или корковые (слоевище имеет вид налётов или корочек, плотно срастающихся с субстратом); листовидные (в форме пластинок, прикреплённых к субстрату пучками гиф); кустистые (в форме стволиков или лент, обычно разветвлённых и срастающихся с субстратом только основанием). Рост лишайников осуществляется крайне медленно — всего по несколько миллиметров в год.

                  Задание 24.

                  Это задание на анализ биологической информации. В нем даны 5-6 утверждений, часть из которых (3-4 утверждения) ошибочны. Требуется найти утверждения с ошибками и указать их номера, а также – написать исправленные версии этих предложений, уже без ошибок.

                  1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

                  2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

                  3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

                  4. Во всех клетках имеется ядро.

                  5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

                  Читаем второе утверждение. Оно не делится на части, и мы сразу понимаем, что если организм состоит из клеток, то у этих клеток есть оболочка – плазматическая мембрана. Значит, второе утверждение истинно.

                  Итого, получилось, что утверждения № 1, 3 и 4 содержат ошибки. Указываем это в ответе, а затем даем свои правильные варианты этих предложений.

                  ВНИМАНИЕ! Очень вдумчиво читайте утверждения, приведенные в 24-м задании. Значение имеет каждое слово, и из-за одного слова утверждение, в целом правильное, превращается в ошибочное. Чтобы разобраться, перечитайте каждое утверждение несколько раз, попробуйте его переформулировать, чтобы почувствовать, всё ли правильно стыкуется. Если возможно – раздробите утверждение на несколько смысловых частей и отдельно анализируйте каждую из них.

                  Задание 25 .

                  ВНИМАНИЕ! В 25-м задании может быть не указано, сколько именно утверждений нужно написать в ответе. В этом случае стараемся привести не меньше трех доказательных утверждений, а если возможно, то и больше. И не забываем про их научно аргументированные пояснения, вскрываем логические связи, показываем свои знания теории.

                  На сегодня это все. Если вы прочитали все наши посты о биологии (а это уже четвертый), то уже знаете, какие навыки отрабатывать. Не переживайте, мы на финишной прямой! В следующем посте познакомим вас с последними сложными заданиями экзамена.

                  Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни.


                  Вирус под микроскопом

                  Неклеточные формы

                  К неклеточным организмам относятся вирусы и бактериофаги. Остальные живые существа являются клеточными формами жизни.

                  Неклеточные формы жизни являются переходной группой между неживой и живой природой. Их жизнедеятельность зависит от эукариотических организмов, они могут делиться только проникнув в живую клетку. Вне клетки неклеточные формы не проявляют признаков жизни.

                  В отличие от клеточных форм, неклеточные виды имеют только один вид нуклеиновых кислот — РНК или ДНК. Они не способны к самостоятельному синтезу белков из-за отсутствия рибосом. Также в неклеточных организмах отсутствует рост и не происходят обменные процессы.

                  Общая характеристика вирусов

                  Вирусы настолько малы, что лишь в несколько раз превышают размеры крупных молекул белков. Величина частиц разных вирусов находится в пределах 10-275нм. Они видны только под электронным микроскопом и проходят через поры специальных фильтров, задерживающих все бактерии и клетки многоклеточных организмов.

                  Впервые их открыл в 1892 г. русский физиолог растений и микробиолог Д. И. Ивановский при изучении болезни табака.

                  Вирусы являются возбудителями многих болезней растений и животных. Вирусными болезнями человека являются корь, грипп, гепатит (болезнь Боткина), полиомиелит (детский паралич), бешенство, желтая лихорадка и др.

                  Строение и размножение вирусов

                  Под электронным микроскопом разные виды вирусов имеют вид палочек и шариков. Отдельная вирусная частица состоит из молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), свернутой в клубок, и молекул белка, которые располагаются вокруг нее в виде своеобразной оболочки.

                  Вирусы не могут самостоятельно синтезировать нуклеиновые кислоты и белки, из которых они состоят.

                  Процесс размножения вирусов

                  Процесс размножения вирусов

                  Размножение вирусов возможно только при использовании ферментативных систем клеток. Проникнув в клетку хозяина, вирусы изменяют и перестраивают ее обмен веществ, в результате чего сама клетка начинает синтезировать молекулы новых вирусных частиц. Вне клетки вирусы могут переходить в кристаллическое состояние, что способствует их сохранению.

                  Вирусы специфичны — определенный вид вируса поражает не только конкретный вид животного или растения, но и определенные клетки своего хозяина. Так, вирус полиомиелита поражает только нервные клетки человека, а вирус табачной мозаики — только клетки листьев табака.

                  Бактериофаги

                  Бактериофаги (или фаги) являются своеобразными вирусами бактерий. Они были открыты в 1917 г. французским ученым Ф. д’Эрелем. Под электронным микроскопом они имеют форму запятой или теннисной ракетки размером около 5нм. Когда частица фага прикрепляется своим тонким отростком к бактериальной клетке, ДНК фага проникает в клетку и вызывает синтез новых молекул ДНК и белка бактериофага. Через 30-60мин бактериальная клетка разрушается и из нее выходят сотни новых частиц фага, готовых к заражению других бактериальных клеток.

                  Раньше считали, что бактериофаги могут быть использованы для борьбы с болезнетворными бактериями. Однако оказалось, что фаги, быстро разрушающие бактерии в пробирке, неэффективны в живом организме. Поэтому в настоящее время они применяются в основном для диагностики болезней.

                  Клеточные формы

                  Клеточные организмы делятся на два надцарства: прокариоты и эукариоты. Структурной единицей клеточных форм жизни является клетка.

                  Прокариоты имеют простейшее строение: отсутствует ядро и мембранные органоиды, деление идет путем амитоза, без участия веретена деления. К прокариотам относятся бактерии и цианобактерии.

                  Эукариоты — это клеточные формы, имеющие оформленное ядро, которое состоит из двойной ядерной мембраны, ядерного матрикса, хроматина, ядрышек. Также в клетке находятся мембранные (митохондрии, пластинчатый комплекс, вакуоли, эндоплазматический ретикулум) и немембранные (рибосомы, клеточный центр) органеллы. ДНК у представителей клеточных форм находится в ядре клетки, в составе хромосом, а также в клеточных органоидах, таких как митохондрии и пластиды. Эукариоты объединяют растительный, животный мир и Царство грибов.

                  Сходство между клеточными и не клеточными видами заключается в наличии специфического генома, способности эволюционировать и давать потомство.

                  Клеточная теория

                  Открытие и изучение клетки стало возможным благодаря изобретению микроскопа и усовершенствованию методов микроскопических исследований. Первое описание клетки было сделано в 1665 г. англичанином Р. Гуком. Позже стало ясно, что он открыл не клетки (в современном понимании этого термина), а только наружные оболочки растительных клеток.

                  История открытия

                  Прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопирования в XIX в. К этому времени изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а собственно ее содержимое, протоплазма. В протоплазме был открыт постоянный компонент клетки — ядро. Накопленные многочисленные наблюдения о тончайшем строении и развитии тканей и клеток позволили подойти к обобщениям, которые были сделаны впервые в 1839 г. немецким биологом Т. Шванном в виде сформулированной им клеточной теории. Он показал, что клетки растений и животных принципиально сходны между собой. Дальнейшее развитие и обобщение эти представления получили в работах немецкого патолога Р. Вирхова.

                  Клеточная теория

                  Клеточная теория

                  Значение в науке

                  Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие эмбриологии, гистологии и физиологии. Она дала основу для материалистического понимания жизни, для объяснения эволюционной взаимосвязи организмов, для понимания индивидуального развития.

                  Основные положения клеточной теории сохранили свое значение на сегодняшний день, хотя более чем за 100 лет были получены новые сведения о структуре, жизнедеятельности и развитии клеток.

                  Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

                  Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

                  • Онлайн
                    формат
                  • Диплом
                    гособразца
                  • Помощь в трудоустройстве

                  Выберите документ из архива для просмотра:

                  Задание на закрепление строение растительной клетки.swf

                  Выбранный для просмотра документ Вирусы.ppt


                  Описание презентации по отдельным слайдам:


                  Подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

                  Подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

                  Вирус иммунодефицита человека Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные.

                  Вирус иммунодефицита человека Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

                  Хвостовые нити Чехол из сократительных белков Белковая оболочка, заключающая.

                  Хвостовые нити Чехол из сократительных белков Белковая оболочка, заключающая наследственную информацию

                  Паразитируют внутри клеток Способны жить и размножаться только в клетках живы.

                  Паразитируют внутри клеток Способны жить и размножаться только в клетках живых организмов : растений, животных, бактерий





                  Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы 5 классdocx.docx

                  Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

                  Красноярская общеобразовательная школа.

                  Номинация

                  Тема урока:

                  Разработала учитель биологии и географии

                  1 квалификационной категории

                  МБОУ Красноярской СОШ

                  Кондратова Надежда Сергеевна

                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                  Ф.И.О. учителя – Кондратова Надежда Сергеевна

                  О.У. – МБОУ Красноярская СОШ

                  Предмет – Биология

                  Цель : узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

                  Образовательные:

                  познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

                  выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

                  развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

                  развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

                  развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

                  Воспитательные:

                  формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

                  развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

                  продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

                  Планируемые образовательные результаты:

                  предметные – формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;

                  метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

                  личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

                  Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

                  Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

                  Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

                  Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

                  Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, карства живой природы, вирусы.

                  Тип урока: комбинированный урок.

                  План изучения нового материала:

                  Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

                  Проверка домашнего задания

                  Изучение нового материала.

                  Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

                  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                  Рефлексия (подведение итогов урока).

                  Организационный момент

                  Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
                  и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

                  Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

                  А сейчас проверь, дружок

                  Ты готов начать урок?

                  Все ль на месте,

                  Все ль в порядке,

                  Ручка, книжка и тетрадка?

                  Все ли правильно сидят,

                  Все ль внимательно глядят?

                  Каждый хочет получать

                  Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

                  Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

                  Познавательные : слушают учителя.

                  Регулятивная : демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

                  Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

                  Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

                  Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.

                  Так клетка, кажется мала!

                  Но в микроскоп взгляните:

                  Ведь это целая страна…

                  С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?

                  А с клетками каких организмов ещё не знакомились?

                  Сформулируйте тему урока : Строение клеток животных и грибов.

                  Сформулируем цели и задачи урока: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.

                  Дают ответы на вопросы.

                  Формулируют тему, цели и задачи урока.

                  Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

                  Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

                  Актуализация знаний

                  Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

                  А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

                  А. Индивидуальная работа.

                  Распределите вещества по группам:

                  а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.

                  Вставьте пропущенные слова в тексте:

                  Организация взаимопроверки.

                  Б. Тестирование (диктант).

                  Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. ( Мембрана)

                  Самое распространенное вещество клетки. (Вода)

                  Самый простой увеличительный прибор. (Лупа)

                  Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)

                  Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (Ядро)

                  Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро. (Доядерные)

                  Вязкое полужидкое вещество. (Цитоплазма)

                  Организация самопроверки.

                  Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.

                  Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

                  Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.

                  Коммуникативные : работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

                  Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

                  Регулятивные : ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

                  Изучение нового материала

                  Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

                  Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

                  Организация работы с Приложением.

                  Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.

                  Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?

                  Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.

                  Вирусы – это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.

                  Вывод : Характерные черты вирусов – …

                  Читайте также: