Кто такие вирусы 7кл биология

Обновлено: 18.04.2024

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

ВложениеРазмер
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует в 61.5 КБ
Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет 911.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует выполнение записей в тетради

Форма организации деятельности

Организация, обобщение, контроль усвоения

Ученики формулируют вывод:

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


Описание презентации по отдельным слайдам:


Вирусы Вирусы, паразитирующие на бактериях (бактериофаги) Вирусы, паразитирую.

Вирусы Вирусы, паразитирующие на бактериях (бактериофаги) Вирусы, паразитирующие на растениях (вироиды) Вирусы, паразитирующие на животных и человеке Вирус табачной мозаики бактериофаг Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) Вирус гепатита В Вирус полимеолита

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) Вирус папилломы, или, вирус герпеса Вирус.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) Вирус папилломы, или, вирус герпеса Вирус гриппа Вирус табачной мозаики Вирус синего языка Бактериофаг Многообразие вирусов

Схема строения вирусов, патогенных для человека: ДНК-содержащие вирусы (1—6).

Схема строения вирусов, патогенных для человека: ДНК-содержащие вирусы (1—6), РНК-содержащие вирусы (7—17). 1 — вирусы оспы; 2 — вирусы герпеса; 3 — аденовирусы; 4 — паповавирусы; 5 — гепаднавирусы; 6 — парвовирусы; 7 — парамиксовирусы; 8 — вирусы гриппа; 9 — коронавирусы; 10 — аренавирусы; 11 — ретровирусы; 12 — реовирусы; 13 — пикорнавирусы; 14 — капицивирусы; 15 — рабдовирусы; 16 — тогавирусы, флавивирусы; 17 — буньявирусы. Молекула ДНК Трехмерная модель молекулы РНК

Структура вирусов

Симптомы Вич и Спида

Симптомы Вич и Спида

Симптомы Гепатита

Симптомы Гриппа

Веселых летних каникул!

Веселых летних каникул!

Краткое описание документа:

ЦЕЛИ УРОКА :

охарактеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, подчеркнуть медицинское значение.

ТИП УРОКА : объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА :

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Изучение нового материала

Заключительная глава учебника посвящена царству Вирусы. Эта группа остается самым непознанным царством живых существ (среди ученых нет единого мнения даже по поводу признания вирусов живыми организмами). Поэтому целесообразно ограничиться кратким изложением материала учебника. Важно остановиться на роли вирусов как возбудителей весьма патогенных болезней растений, домашних животных и человека, подчеркнуть необходимость их изучения, прежде всего, в целях поиска эффективных средств и методов профилактики и лечения вирусных заболеваний. Что касается бактериальных инфекций, то использование вирусов-бактериофагов в борьбе с ними считается важнейшим направлением медико-биологических исследований.

Для закрепления нового материала рассмотреть вместе с учениками задания на с. 244–245 учебника.

При изучении нового материала можно остановиться на следующих вопросах:

1. История открытия вирусов.

2. Основные свойства вирусов. Вирусы не могут питаться и размножаться вне клеток хозяина.

3. Строение вируса. Вирион – зрелая частица вируса окружена белковой оболочкой и содержит одну или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Вирусы имеют разные формы: палочковидные, нитевидные, округлые.

4. Вирусы, опасные для человека. СПИД, гепатит, бешенство, оспа. Есть вирусы менее опасные, но также приводящие к болезненному состоянию организм человека: аденовирусы, вирус гриппа, герпес, корь, краснуха, ветрянка.

5. Происхождение вирусов. Вероятно, происхождение их связано с обособлением отдельных элементов, входящих в клетку.

Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что:

1. Тело вируса неклеточного строения.

2. Вирусы осуществляют процессы жизнедеятельности только в клетке хозяина, следовательно, они внутриклеточные паразиты.

3. Существуют просто и сложно организованные вирусы.

4. Развитие и размножение вируса связано с определенными клетками хозяина.

5. Вирусы могли произойти в результате обособления генетических элементов из клеточных форм.

Домашнее задание

1. Выполнить задания на с. учебника 244–245.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

Дети

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Царство Вирусы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Царство Вирусы

Империя Доклеточные (Неклеточные) Клеточные Эукариоты Царства Дробянки (Бакте.

Империя Доклеточные (Неклеточные) Клеточные Эукариоты Царства Дробянки (Бактерии ) Растения Грибы Животные Прокариоты Надцарства Царство Вирусы (ДНК) Вирусы (РНК) Бактериофаги Вирусы Подавляющее большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Лишь немногие примитивнейшие организмы — вирусы и фаги — не имеют клеточного строения. По этому важнейшему признаку все живое делится на две империи — доклеточных (вирусы и фаги) и клеточных (сюда относятся все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы; грибы; зеленые растения; животные).

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл.

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл новые организмы, которые проходили через бактериальные фильтры. Они меньше бактерий в100 раз. Какой же прозорливостью и гениальностью нужно было обладать Д.И. Ивановскому, чтобы, не располагая теми методами и аппаратурой, которые сейчас применяются для изучения вирусов, доказать их существование!

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей.

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей планете, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид) и способные инфицировать живые организмы. Вирусы не способны размножаться вне клетки.


Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть и.

Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания растений(вирус табачной мозаики, мозаики огурцов, желтухи свёклы, бронзовости томатов и др.) В настоящее время известно около 300 форм вирусов, которые поражают животных и человека, 170 растительных вирусов и 50 вирусов, паразитирующих в бактериях. Такие болезни человека, как грипп, полиомиелит, корь, оспа, вызываются вирусами. Группа вирусов, поражающих бактерии, называется бактериофагами (пожирателями бактерий). Эти вирусы, обитающие в кишечнике человека и животных, полезны, т.к. поражают бактерии, вызывающие дизентерию. Их применяют для лечения брюшного тифа, холеры.

Вред, приносимый вирусами, заключается в том что, их генетический материал –.

Вред, приносимый вирусами, заключается в том что, их генетический материал – ДНК или РНК, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные иРНК и белки. Все структуры клетки-хозяина подавляются, а размножившийся вирус переходит в соседние клетки, что приводит к развитию заболевания. Однако если организм обладает хорошим иммунитетом, то он способен бороться с вирусами, начиная с момента проникновения их через клеточную мембрану или путём защитной реакции (образование интерферона)

Формы и размеры вирусов

Формы и размеры вирусов

Сходство вирусов с живыми организмами 1. Способность воспроизводить себе под.

Сходство вирусов с живыми организмами 1. Способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. Обладают наследственностью 3. Изменчивость 4. Приспосабливаются к изменяющимся условиям среды Отличия вирусов от живых организмов 1. Не проявляют свойства живого 2. Не потребляют пищи 3. Не вырабатывают энергию 4. Не растут 5. Нет обмена веществ 6. Имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами

Специфические черты, характерные только для вирусов 1. Вирусы – это паразиты.

Специфические черты, характерные только для вирусов 1. Вирусы – это паразиты, они не имеют клеточного строения и могут жить и размножаться только паразитируя внутри других клеток. Точнее, клетка сама размножает вирусы за счет своих ферментов, рибосом, исходных веществ и АТФ, а вирус поставляет ей только НК и в некоторых случаях дополнительные ферменты. 2. Очень маленькие размеры 3. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. Простое строение – наследственная информация ДНК или РНК (может быть кольцевая или линейная) и заключена в белковую оболочку – капсид. 5. Высокая скорость размножения. 6. Большинство вызывает болезни. Могут долгое время находиться в скрытой форме 7. Легко приспосабливаются к новым условиям. Мутируют. 8. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. 9.Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу 10. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ 11. Вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона 12.Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток 13.Вирусы открыты Д. И. Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики)

простые сложные Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрыв.

простые сложные Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их белковой оболочки (капсид), например вирус табачной мозаики. Классификация вирусов: Сложные вирусы на поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды, белки и углеводы, например вирус гриппа и герпеса. РНК-содержащие вирус кори, бешенства, энцефалита, гриппа, полиомиелита, СПИДа, лейкоза, гепатита A, ОРЗ, желтой лихорадки. ДНК-содержащие вирус оспы, герпеса, бактериофаги Т-группы, гепатита B, паповавирусы (бородавки). РНК ДНК Вирус герпеса ВИЧ

Строение вируса иммунодефицита человека Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Ген.

Строение вируса иммунодефицита человека Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Генетический материал Белковая оболочка Капсид Ферменты Липопротеидная оболочка

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существу.

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов

Вирусы – потомки древних до клеточных форм жизни. На Земле существуют уже бол.

Вирусы – потомки древних до клеточных форм жизни. На Земле существуют уже более 4,5 млрд. лет. 1

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедших к внутриклеточному паразитизму. 2

3

Адсорбция. Это процесс прикрепления вирусов к поверхности восприимчивой клетк.


Фотография бактериофага (увеличение 500000 раз). Вирусы нельзя увидеть в опти.

Фотография бактериофага (увеличение 500000 раз). Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нукл.

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту. Кроме того, они способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом. Вирусы состоят из следующих основных компонентов: 1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса. 2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. 3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами Грипп. Оспа.

Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами Грипп. Оспа. Корь. Свинка. Бешенство. Полиомиелит. Желтая лихорадка. Гепатит. Краснуха. Некоторые злокачественные опухоли (раковые)

СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего им.

СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот виру.

Вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные шарики (лимфоциты), являющиеся важной защитной системой организма. Человек, зараженный вирусом СПИДа (вирус ВИЧ – это ещё не болезнь), может заболеть и умереть от обычной простуды. Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет его защитные, иммунные силы (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням).

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая отвечает за иммуни.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая отвечает за иммунитет, за борьбу с различными инфекциями, попавшими в организм. ВИЧ не передается: Пути передачи вируса ВИЧ:

На рисунке изображен 1 мукор 2 стрептококк 3 бактериофаг 4 спора мха Неклеточ.

На рисунке изображен 1 мукор 2 стрептококк 3 бактериофаг 4 спора мха Неклеточное строение имеют 1 дрожжи 2 пеницилл 3 вирус оспы 4 холерный вибрион Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса 1 белков 2 ДНК 3 генов 4 рибосом Вирусы могут размножаться 1 делением 2 только внутри клеток 3 в воде загрязненных водоемов 4 с помощью митоза Вирусы, в отличие от бактерий НЕ 1 содержат белков 2 имеют ДНК 3 могут сохраняться во внешней среде в покоящемся состоянии 4 содержат рибосом и не могут самостоятельно синтезировать белки Проверь себя: 1. 2. 3. 4. 5.

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Цель : познакомить обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления обучающихся

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

В презентации следующие слайды :

3. Виды различных вирусов.

4. Общий план строения вируса.

5. Группы вирусов по строению (схема).

7. Схема строения бактериофага.

8. Схема размножения вирусов.

9. Заболевания, вызываемые вирусами (таблица).

  1. Открытие вирусов и их общая характеристика.
  2. Строение вирусов и их инфекции.
  3. Строение бактериофага.
  4. Размножение вирусов.
  5. Вирусные заболевания.
  6. Закрепление.

7. Итоги и задание на дом.

2.История от- крытия вирусов

3.Строение вирусов и их инфекции

Объясняет цель и задачи урока

Рассказ, показ слайдов

Рассказ, показ слайдов

Комментирует ответы и выставляет оценки

Схему строения вируса чертят в тетради

Записывают опорный конспект

Высказывают свои знания

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневники

Примерный конспект урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Учитель: Вирусы отличаются от других форм жизни, так как не имеют клеточного строения. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

Учитель: Что же такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? ( беседа с учащимися )

Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;
  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);
  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);
  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы );
  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;
  • вирусы не имеют метаболизма;
  • вирусы не растут.

Учитель: Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Учитель: Что же представляют собой вирусы по строению? ( беседа с учащимися )

Строение вирусов. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся ( вирионы ) и репродуцирующемся ( внутриклеточные ). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Каспид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.

В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК.

По строению различают две группы вирусов. (Схему учащиеся перечерчивают в тетрадь).

состоят из нуклеиновой кислоты -- состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК

ДНК или РНК – и белковой оболочки или РНК, белковой оболочки, могут со-

(капсида), (вирус табачной мозаики). держать липопротеидную мембрану, уг-

леводы и ферменты (вирус гриппа,

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветкоых растений.

Схема строения бактериофага – учащиеся переносят в тетради.

Головка, внутри Полый стержень , окруженный чехлом Базальная пластина, на ней

нее находится из сократительного белка. ( За счет со- закреплены 6-ть нитей, с по-

спираль ДНК. кратительных реакций происходит мощью которых бактериофаг

впрыскивание ДНК в бактериальную осаждается на оболочке бак-

Учитель: А теперь рассмотрим размножение вирусов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.

Учащиеся записывают опорный конспект.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов. Стенки бактерий очень прочные, поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи.

Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.

Учитель: Пути и механизмы возникновения вирусов пока не установлены. О происхождении вирусов существует несколько различных гипотез.

1. Вирусы – это результат деградации таких клеточных организмов, как бактерии или клетки древних эукариот.

2. Вирусы развились из отдельных органоидов клетки – митохондрий или хлоропластов.

3. Вирусы появились после возникновения клетки и вместе с ней проделали длинный путь эволюции. По этой гипотезе вирусы произошли от фрагментов клеточных нуклеиновых кислот. Считается, что эти фрагменты клеточных нуклеиновых кислот вышли из-под контроля клетки, оделись собственной белковой оболочкой и приобрели способность заражать клетки.

– Как вы думаете, какая из этих гипотез является наиболее вероятной?

Учитель: Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Читайте также: