Кутна гора и чума

Обновлено: 24.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

КУТНА ГОРА. Часть 1 (история города и не только. )

Неподалеку от красавицы Праги, примерно в часе пути в сторону промышленного центра Чехии - Брно, находится небольшой богемский городок - КУТНА ГОРА, который, по моему мнению, является обязательным для посещения всеми, кто интересуется европейской историей вообще, и историей Чехии, в частности.
В этом своем посте (первом из посвященных Кутной Горе), я постараюсь объяснить, почему.
История Кутной Горы неразрывно связана с добычей серебряных руд. Уже в конце XIII века кутногорские шахты поставляют примерно одну треть европейского серебра. Город становится центром чеканки так называемых пражских грошей, принадлежавших к числу самых стабильных европейских валют. Главная местная шахта "Осел" достигает на рубеже XIV - XV веков глубины 500 метров и является в то время самой глубокой шахтой в мире. Благодаря своему богатству Кутна Гора становится вторым по значению после Праги городом Чешского королевства. Богатство местных шахт, ставшее экономическим оплотом власти чешских королей, создало возможность возведения в Кутной Горе множества интереснейших памятников архитектуры, поскольку жители города ни в чем не хотели уступать столице. Благодаря этому Кутна Гора была включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Около 1260 года на земельных владениях цистерианского седлицкого монастыря были открыты месторождения серебряных руд. К числу первых поселенцев принадлежали немецкие шахтеры из города Йиглава, в окрестностях которого серебро добывалось в то время уже около 30 лет.

Современный вид монастырского собора Святой Марии в Седлеце (основан в 1142 г.)

Новые жители селились вдоль дорог, создавая первые горняцкие поселки. Один из них назывался Cuthna Antiqua, что в переводе с латыни означает "старая монашеская ряса", от чего и произошло имя будущего города. Существует легенда, что серебряные месторождения случайно обнаружил некий монах, прилегший отдохнуть и обнаруживший под своей рясой крупинки серебра.
В конце XIII века началось то, что в чешских хрониках получит название "скопление народа в Кутне", т.е., "серебряная лихорадка" со всеми своими пороками. Среди хаотически нагроможденных деревянных лачуг и трактиров находились бани, хлебные и мясные лавки, коптили металлургические печи и работали шахты. Но вскоре, в 1300 г. чешский король Вацлав II объединил горняцкие поселки в одно целое, и возникшая таким образом Кутна Гора обрела привилегии королевского города. Тогда же король издал горный кодекс "Ius regale montanorum", положивший начало всему предпринимательству в области горного дела.
Образ горняка в архитектуре и изобразительном искусстве Кутной Горы является главенствующим, с ним могут соперничать только изображения Христа и Девы Марии.

Шахтер в рабочей одежде (костел Св. Варвары. Около 1700 г.)


В то же время в Кутной Горе был основан центральный монетный двор чешского королевства. Благодаря чеканке так называемого пражского (чешского) гроша с твердо определенным содержанием серебра, была устранена разобщенность денежной системы, что способствовало стабилизации европейской экономики. Образ чеканщика пражских грошей также нашел свое отражение в искусстве.

Фрески костела Св. Варвары "Чеканщики монет" (после 1463 г.)

Растущее богатство Чехии пришлось не по нраву императору Германской империи Альбрехту Габсбургу, который в 1300 году потребовал закрытия кутногорских шахт или выплаты 80.000 гривен серебра (т.е., около 20 тысяч кг. драгоценного металла; одна гривна в то время равнялась 253 г. серебра). Для достижения своих притязаний он дважды безуспешно осаждал Кутну Гору, что лишь ускорило постройку городских укреплений.
Стремительный рост экономической мощи города сопровождался строительством великолепных храмов и домов, а также благоустройством города.
В 1388 г. был заложен кафедральный собор города, а поскольку он строился под шефством шахтеров, был посвящен их покровительнице Святой Варваре. Богатая Кутна Гора старалась всегда равняться с Прагой, поэтому не случайно, что строительство храма было поручено Яну Парлержу - сыну строителя кафедрального собора Праги, гениального зодчего - Петра Парлержа. Как и большинство шедевров готической архитектуры, собор Святой Варвары оказался долгостроем, он был закончен лишь в 1905 г., т.е. спустя 517 лет после начала строительства. (Этому замечательному собору будет посвящен отдельный пост).

Храм Святой Девы Варвары


В 1626 г. в Кутну Гору приходят иезуиты, чтобы укрепить католицизм в городе после бурных событий Тридцатилетней войны. Основное внимание ими уделяется воспитанию в католической вере детей, поэтому в 1667-1700 гг. около храма Святой Варвары было построено общежитие по проекту итальянского архитектора Орси. Элементом, объединяющим главный собор города и иезуитское общежитие послужила искусственно созданная терраса, созданная в подражание знаменитому Карлову мосту в 1680-1716 гг. Эта терраса украшена двенадцатью скульптурными группами святых в стиле барокко, автором которых был Франтишек Баугут.

все вы наверно знаете о замечательном чешском городишке Кутна Гора
где находится костехранилище и выстроена церковь из человеческих костей

то есть, что мы имеем по факту
мы имеем внезапно начавшуюся эпидемию чумы выкосившую город и при этом каким-то образом эта эпидемия не распространилась на соседние деревушки
что же произошло?

Кто же применил это оружие в 14 веке ? можно попробовать ответить на вопрос для чего и затем уже понять кто.)

у Виктора Рогожкина есть версия, что психотронику люди получили от пришельцев, в обмен на разные уступки
первое упоминание о таком оружии ( небесном оружии ) встречалось уже в Махабхарате

Моха – оружие, приводящее к потере сознания;
Тващар – средство, рождающее хаос в рядах противника;
Мурччхадхана – одна из пяти стрел Кандарпы, приводящая к отключению восприятия;
Майядхара – великая иллюзия
Мали – оружие, которое удерживает или связывает.
Махамайя – великая магическая иллюзия или оружие лжи.
Модана – опьяняющее оружие.
Видьядхара – оружие, приводящее в восторг, принадлежит видьядхарам
Вилапана – оружие, вызывающее раскаянье
Винидра – оружие, вызывающее сонливость
Дхармапаша – оружие, способное связывать врага
Кандарпа – оружие, возбуждающее половое влечение, названное так по имени бога любви, Кандарпы
Нандана – оружие, вызывающее чувство радости, которое используют видьядхары.
Нирашья – оружие, лишающее храбрости.
Прашвапана – оружие, наводящее сон.
Ракшас – оружие демонов, уничтожающее удачу, смелость или жизнь врага
Сауманаса – оружие, воздействующее на ум.
Свапана – оружие, погружающее в сон

то есть сегодня мы понимаем, что это виды психотронного оружия
а ниже описание blue beam технологии

и еще немного о Ваджре

В мифологии Индии ваджра – это мощное бога Индры, которое может убивать без промаха. При этом, как алмаз, она цела и невредима в любых ситуациях – разрушает все, но на ней не остается ни царапины.

евс на древне-греческих фресках явно держит в руках ваджру! А мы помним, что Зевс-громовержец обладал мощным оружием, которое умело метать молнии, и кроме того, он умел управлять погодой! Значит, это загадочное оружие и инструмент в незапамятные времена имелось в разных частях планеты…


в Непале есть храмовый комплекс Боднатх, построенный в VI веке нашей эры. В центре этого комплекса стоит так называемая буддийская ступа – (кстати, еще одно загадочное культовое сооружение, которое больше всего напоминает космический корабль – это правильная полусфера с навершием). Около этой ступы находится огромная ваджра, которая является объектом поклонения многих паломников.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Черная смерть" и чумные столбы

Не так давно с одним моим френдом по ЖЖ немного поспорили насчет чумных столбов, которые можно увидеть во многих европейских городах. Ему они кажутся нелепыми и неуместными.
Я же так не считаю. Кроме того, что они привлекательны эстетически (особенно в городах Центральной Европы), они соответствуют исторической традиции устанавливать некий знак в качестве благодарности за избавление от страшных эпидемий, уносивших миллионы жизней как в средневековый период, так и в более поздние времена.

Чумной столб в Вене:


Для того, чтобы понять, что в не таком уж давнем прошлом для человечества означала чума, получившая название "черной смерти", достаточно привести лишь несколько фактов с опорой на демографические даные.

Но я предлагаю пойти несколько дальше и попытаться разобраться, почему именно в середине XIV века смертность от чумы (и других эпидемий) в Европе достигла совершенно потрясающих воображение современников и потомков масштабов.

Для периода с XI по XIII в., называемого западными историками "центральным Средневековьем", был характерен процесс роста населения и производства, благодаря которому по демографическим оценкам к концу XIII века в Европе насчитывалось 70 - 80 миллионов населения.
Этот процесс прерывается в XIV веке. К середине этого столетия население Европы сокращается до 50 миллионов, а к началу XV века - до 35 миллионов человек. То есть, за столетие численность европейского населения сократилась примерно в два раза. Для возвращения к прежним показателям понадобилось (в зависимости от местности) от 100 до 400 лет.

"Пляска смерти" из "Нюрнбергских хроник" (1493 г.):


В основе этого демографического коллапса лежат частые периоды голода, которых Европа не знала на протяжении предыдущих как минимум 500 лет.

Рост населения в Средние века держался на экстенсивном недиверсифицированном сельскохозяйственном производстве, в котором при постоянном недостатке удобрений не сущестовало взаимодополнительных отношений между земледелием и животноводством. Потребность в землях для выращивания сельхозкультур не позволяла высвободить под пастбища обширные пространства (а это ограничивало возможность получать удобрения) и вовлекало неплодородные земли в неэффективное землепользование. Как только естественное плодородие земли истощалось, при отсутствии удобрений она давала все более скудные урожаи, что вызвало продовольственный кризис.

Кроме того, важным фактором стало ухудшение климата, начавшееся именно в конце XIII - начале XIV в. Несколько плохих лет подряд тяжело отразились на урожаях; за счет этого сельское население поредело, что в свою очередь сказалось и на городах, столкнувшихся с трудностями со снабжением продуктами питания.

Еще более усугубил ситуацию массовый исход селян в города, где они надеялись найти себе протитание. А это привело к еще большей продовольственной проблеме в городах и к ухудшению и без того неблагополучного их гигиенического состояния. Население, стадавшее хроническим недоеданием, сосредоточенное на небольших пространствах с нездоровыми условиями жизни, становится легкой жертвой эпидемий, которые быстро распространяются и часто повторяются.

"Триумф смерти"
(Питер Брейгель Старший, 1562 г.):


Самой страшной такой эпидемией в XIV веке была пандемия бубонной чумы, охватившей Европу и Азию в 1346 - 1353 годах.

Причиной этой эпидемии стала бацилла Yersinia pestis, которую переносят крысиные блохи 55 видов. Она поражает человека только после того, как от заболевания погибает слишком много крыс. А то, что в европейских городах в условиях царившей в них антисанитарии, обитали полчища грызунов, очевидно. Инкубационный период бубонной (и легочной) чумы всего лишь 2 - 3 дня, а смертность в Средние века достигала 95 - 99% инфицированных.

"Четвертый всадник Апокалипсиса", олицетворявший Смерть
(французская миниатюра XV века):


Впрочем, и остальные три всадника: Завоеватель, Война и Голод (на белом, рыжем и вороном конях),
являлись не менее актуальными для XIV века, чем Смерть на бледном коне.

Первоначальная вспышка пандемии была зафиксированная в районе Гималаев, отсюда чума начала распространяться, когда монгольская империя усилила контакты с обширными азиатскими регионами и с Европой. В 1347 году ордынцы, осаждавшие генуэзскую колонию в Крыму - Кафу, с помощью катапульт забросили внутрь крепости несколько трупов погибших от чумы; те, кто остался в живых после осады, вывезли на себе бациллу в Константинополь, а затем по всему Западу, начиная с прибрежных морских городов.

Похороны жертв чумы
(европейская миниатюра XIV века):


За время этой эпидемии чумы погибло около 60 миллионов человек (в некоторых регионах от половины до 2/3 населения). В 1361 и 1369 годах и еще несколько раз эпидемия повторялась, унося все новые и новые человеческие жизни. В последующие века чума также постоянно посещала европейские города вплоть до конца XVIII века (имененно в XVII - XVIII веках в городах Центральной Европы устанавливаются по-преимуществу барочные чумные столбы, сохранившиеся до наших дней).

Чумной столб в чешском Оломоуце, признанный шедевром барочного искусства
(сооружен в 1716 - 1754 гг., внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО):


В азиатских странах эпидемии чумы продолжались намного дольше. Так, в Индии в период с 1898 по 1963 год от чумы умерло более 12 миллионов человек.

Весной следующего 1353 года чума достигла Москвы. Жертвами эпидемии стали митрополит Феогност, умерший 11 марта 1353 года, великий князь Московский и Владимирский Симеон Иванович Гордый (ум. 27 апреля), его малолетние сыновья Иван и Семен, а также его младший брат - удельный князь Серпуховской Андрей Иванович (ум. 6 июня).
В результате само существование московской княжеской династии, так упорно боровшейся за великокняжеский ярлык на протяжении предыдущих 50 лет, оказалось под большим вопросом. Из всех её представителей в живых остались - слабый и явно не способный к самостоятельному правлению Иван Иванович Красный, унаследовавший престол после смерти своих братьев, его сын Дмитрий, родившийся в 1350 году и каким-то чудом выживший во время мора 1353 года (если кто-то не понял, это будущий Дмитрий Донской), а также родившийся на сороковой день после смерти отца Владимир Андреевич, которому предстоит сыграть главную роль в Куликовской битве и войти в историю под именем Храброго (кстати, первоначально именно князя Владимира Андреевича называли Донским, а вовсе не его старшего двоюродного брата Дмитрия. Но об этом я обязательно напишу отдельный пост).

Как и в Западной Европе, эпидемия чумы неоднократно возвращалась на Русь. Так, в 1387 году от чумы практически полностью вымер один из крупнейших городов Восточной Европы Смоленск. Летописцы сообщают, что из всего населения города, насчитывавшего несколько тысяч, в живых осталось не более 5 - 10 человек!

Страшные эпидемии чумы в России были и позже. Наиболее известны из них моры 1603, 1654, 1738 - 1740, 1769 - 1772 годов. И, конечно же, всем известна московская чума 1771 - 1772 годов, вызвавшая знаменитый "Чумной бунт", усмиренный Григорием Орловым, в ходе которой число жертв достигло 57 тысяч человек.

Однако, в русских городах не появилась традиция установки чумных столбов. Но это не удивительно, поскольку такая практика была сочтена чуждой православию, противопоставляющему себя католицизму (заметьте, что чумные столбы в Европе являются характерной особенностью именно католических стран). Вместо таких столбов в России, как и по случаю значимых военных побед, строили часовни и церкви.

Кстати, не только РПЦ являлась противником чумных столбов. Не так давно (в августе этого года) мне пришлось побывать в красивейшем венгерском городке Сентэндре, расположенном неподалеку от Будапешта. С конца XVI века его населяли преимущественно православные сербы, бежавшие в пусть и католическую, но все-таки христианскую Венгрию от турок. Этот сербский городок в самом центре Венгрии в XVIII веке также пережил чуму, и его православное население в знак благодарности от эпидемии решило установить на одной из главных площадей чумной столб по примеру своих католических соседей. Но этому воспротивились местные православные священники. В результате, вместо чумного столба в центре Сентэндре стоит вот этот монумент, больше похожий на памятник на могиле, чем на пямятный знак:


Возможно, это и правильно. Хотя бы потому, что первые в Европе чумные столбы ставились как раз на месте массовых захоронений жертв чумных эпидемий. Но все-таки, согласитесь, что этот православный "чумной столб" по своей красоте значительно уступает католическим. Не так ли?
На мой взгляд, это как раз тот самый случай, когда компромисс между православием и католицизмом приводит к не самому лучшему результату.

Поэтому, как я считаю, лучше придерживаться собственных национальных традиций: чумные столбы в католических странах Центральной Европы и православные часовни и храмы в России - одно из подтверждений моей точки зрения.

Костница в Чехии является одной из тех достопримечательностей, которые вызывают смешанные и весьма неоднозначные чувства. С одной стороны – восторг, неподдельный интерес, желание сделать селфи на фоне груды костей. С другой – неимоверный ужас и благоговейный трепет. А что ощутите вы после знакомства со склепом?

Люстра из костей в Костнице

Общие сведенья

Костница или Кладбищенский костел всех Святых представляет собой небольшую средневековую церковь, расположенную в предместье Кутна-Горы в 80 км от Праги. Когда-то он славился богатыми серебряными рудниками, но после их закрытия единственной туристической достопримечательностью города остается этот костел, созданный из 40 тыс. человеческих костей.

Черепа в Костнице

Конечно, в Средние века часовни, в которых хранились останки усопших людей, были самым обычным делом, но мы уверены, что чешская Костница вызвала бы резонанс даже у древних людей. А все потому, что в этом храме кости не только сберегаются, но и выступают главными элементами интерьера. В силу этой особенности костехранилище в городке Седлец в Чехии мало кто осмеливается посещать по одному, да еще и в темное время суток. А вот днем здесь регулярно проходят организованные туристические экскурсии.

Историческая справка

Костница внутри

История Костницы в Чехии началась в 13 ст., когда один из аббатов развеял над кладбищем Седлецкого монастыря принесенную с Голгофы землю. После этого события место стали называть священным, а быть похороненным на его территории считалось честью. Слава о монастырском кладбище стала настолько громкой, что на ее территорию начали свозить покойников не только из Чехии, но и из соседних стран.

Когда же в 1318 г. эпидемия чумы подкосила значительную часть населения Европы, монахи решили расширить территорию погоста, ликвидировав при этом практически все старые захоронения. А так как прах в те времена не могли перерабатывать должным образом, вырытые кости просто бросали в подвалы монастырских часовен.

Интерьер Костницы

Со временем отношение людей к усопшим несколько изменилось – тела начали сжигать, поэтому часовни в Седлеце оставались невостребованными в течение многих лет. Ситуация поменялась лишь в 1870 г., когда территория монастыря перешла во владения князя Шварценберга. Оставшись недовольным увиденным, новый владелец решил всё полностью переделать. Для реконструкции часовни был приглашен Франтишек Ринт, местный резчик по дереву. Поставленную задачу – превратить церковь во что-нибудь готическое – он понял по-своему, поэтому вместо резных панно, пилястров и капителей интерьер часовни украсили найденные под землей останки. Именно в таком виде Церковь Костница в Седлеце сбереглась до наших дней. Теперь это один из самых популярных туристических объектов не только Чешской Республики, но и Центральной Европы.

Архитектура и интерьер

Внешне Костница в Кутна-Горе выглядит, как один из многих костелов Чехии – строгий готический храм с арочными окнами, несколькими башнями и обычными геометрическими формами. А вот интерьер церкви действительно поражает воображение. Но обо всем по порядку!

Костёл в Костнице

Помимо огромных костяных колоколов, расположенных по обе стороны от входа в склеп, здесь также можно увидеть костяные своды, арки, украшения и вазы. Из скелетированных человеческих останков сделаны и другие элементы интерьера. Среди них особого внимания заслуживает церковный иконостас, дароносицы и ризы у главного алтаря, и огромный канделябр, декорированный гирляндами из черепов. Если хорошо присмотреться, то можно заметить, что из костей сделана не только сама люстра, но и основания для свечей, а также удерживающие ее крепления.

Символ иезуитов

В этой же технике выполнен и фамильный герб Шварценбергов, который венчает корона из костей с крестом. Мало того, резчик Ринт даже собственную роспись исполнил из костей. Ее легко рассмотреть на стене у входа в храм.

Не меньшего внимания заслуживает и подвальная усыпальница, возле дверей которой находится сразу несколько костяных элементов – скульптуры в виде громадных кубков, декоративный крест и столбы из черепов и двух скрещенных костей.

Практическая информация


Костехранилище находится по адресу: Zamecka 279, Кутна-Гора 284 03, Чехия.

  • Октябрь – март: 9.00-17.00;
  • Апрель – сентябрь и воскресенья: 9.00-18.00.

Склеп работает каждый день, кроме 24 декабря.

Костехранилище
Взрослые Дети, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями
Индивидуальная плата за вход 90 60
Родители с детьми

Билеты можно купить в кассах возле информационного центра, расположенного буквально в 200 м от склепа (ул. Zámecká 279). Кассы работают до 15.00. К оплате принимаются как наличные, так и банковские карты.

Цены и расписание на странице указаны на май 2019.

Полезные советы

Решив посетить костехранилище в Седлеце, прислушайтесь к советам побывавших там туристов.

Как видите, Костница в Чехии – это уникальное место, вызывающее массу споров и не оставляющее равнодушным ни одного человека. Если вы все же решите нанести сюда визит, делайте это скорее. Дело в том, что и сам костел, и прилегающие к нему земли начали активно проседать. Этому явлению есть логическое объяснение – под ними, как и под большинством объектов Кутна-Горы и Седлеца, простираются километры подземных шахт и туннелей, подмываемых водой. Кто знает, возможно, в ближайшем будущем о Кладбищенском костеле всех Святых останутся одни воспоминания.

Видео о поездке в Костницу.

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 6 Май, 2019 Кутна-Гора – как добраться из Праги самостоятельно? Этот…

Обновлено: 6 Ноя, 2019 Санта-Мария-дель-Мар – одна из самых необычных готических построек…

Обновлено: 7 Сен, 2021 Древний город Демре Мира поистине можно назвать жемчужиной…

Обновлено: 28 Мар, 2022 Коптская церковь – одна из самых молодых достопримечательностей…

Панорама Кутны-Горы с церковью св. Якуба, Чехия

Некогда Кутна-Гора (Kutná Hora) была вторым по значимости городом во всей Чехии и уступала только Праге. Так случилось из-за найденной тут серебряной жилы. Благодаря ей город и богател. Но жила истощилась, и город остановился в развитии. Кутна-Гора замерла в Средневековье. Лишь оказываешься в центре этого провинциального городка, так переносишься на несколько столетий назад. Как будто перенёсся на машине времени.

Собор святой Варвары, Кутна-Гора, Чехия

Собор святой Варвары, Кутна-Гора, Чехия

Легенда о происхождении названия

В Седлеце жил один монах Антоний. Он перетрудился от работ в винограднике и уснул на горе и увидел слитки серебра во сне. Проснувшись, он последовал к тому месту, которое ему приснилось. И действительно там лежали слитки серебра. Антоний прикрыл их своей рясой, которая по-чешски называется “кутной”. Так и появилось название города — Кутна-Гора.

Немного истории Кутна-Горы

За счёт серебра город быстро богател и стал вторым городом Чехии, уступая лишь Златой Праге. Это не удивительно – Кутна-Гора добывала почти половину всего европейского серебра.

Однако тремя столетиями позже рудники истощились и город стал приходить в упадок. Сейчас в городке есть табачная фабрика и стеклодувный завод. Однако большую часть городского дохода составляет туризм, и главными достопримечательностями города являются собор святой Варвары и Костница в Седлеце.

Другим шахтёрским городком, в котором я побывал, была польская Величка. Но оно специализировалась на добыче соли.

Интересно, что в том же доме, где располагается инфоофис есть ещё и музей алхимии.

Достопримечательности Кутна-Горы

Собор Святой Варвары

Собор святой Варвары, Кутна-Гора, Чехия

Главный собор города носит посвящение Святой Варвары, покровительницы шахтёров. Собор выстроен в стиле поздней, владиславской готики.

Костница в Седлеце

Костница, Кутна-Гора

Главная достопримечательность Кутной-Горы находится на окраине города, в Седлеце. Это Костница в кладбищенском костёле Всех Святых. Она с большой фантазией декорирована человеческими костями: люстра, гебр, пирамиды, чаша.

Читайте также: