Лабораторная работа по теме вирусами

Обновлено: 28.03.2024

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать.

Актуальной проблемой в работе учителя является то, что существует противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие позволяет использование новых информационных технологий.

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.


В данной статье я представляю свой опыт работы использования ИТ на уроке биологии по теме “Вирусы”.

  • сформировать знания о неклеточной форме жизни - вирусах, их составе, строении и особенностях жизнедеятельности, мерах предупреждения заболевания СПИДом;
  • продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги; формирование чувства ответственности за свое здоровье.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Слайд-фильмы “Вирусы” (Приложение 1) для демонстрации, учебные электронные издания: “Лабораторный практикум “Биология 6-11 класс””, “Физикон. Открытая биология – 2,5”.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)

Посмотрите, что я принесла сегодня на урок (учитель показывает две аптечки с медицинскими препаратами). Это медицинские препараты против бактерий, которые также вызывают различные заболевания. А вот всего четыре препарата, которые мне предложили в аптеке против вирусов (вернее для профилактики вирусных заболеваний).

Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (Слайд 1).

У каждого из вас есть информационный лист, с которым вы будете работать в течение всего урока (Приложение 2). Запишите тему, цель и проблемный вопрос в информационный лист.

II. Первичное осознание.

Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.

В ваших лабораториях есть образцы некоторых вирусов [1]. Рассмотрите их. Ответьте на вопросы, которые есть в информационных листах. Вирусологи имеют дело с опасными инфекциями. Их работа требует исключительной аккуратности и оперативности. Поэтому, чтобы рассмотреть, как устроены вирусы, вам дается 5 минут. (Работа учащихся в парах).

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 2)

Вопрос. Так просто не устроен ни один живой организм. Какой вывод по этой части работы можно сделать? Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных, грибов и бактерий? В ваших информационных листах есть незаконченная формулировка этого вывода. Закончите утверждение.

Готовы ли вы сейчас ответить на проблемный вопрос? Что еще необходимо для этого рассмотреть? (Ответы учащихся).

Комментарий учителя. Вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев? Для того чтобы узнать основные этапы жизнедеятельности вирусов, выполните задание № II в информационных листах. (Работа учащихся в парах).

  • Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).
  • Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.
  • Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.
  • Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.
  • Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Запишите его в информационный лист. (Слайд 3)

Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Комментарий учителя. К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

III. Применение ЗУН.

Чтобы каждый из вас понял, достиг ли он цели, которую поставил в начале урока, предлагаю выполнить лабораторную работу на компьютере.

Лабораторная работа.

Инструктаж учащихся: Для выполнения работы вам понадобятся информационные листы, здесь указаны № заданий, которые вы должны сделать. (Учащиеся выполняют лабораторную работу с помощью СD “Лабораторный практикум “Биология 6-11 класс””.

Вопрос. Кто из вас знает, что означает слово “вирус” в переводе с латинского?

Это “яд”, который поражает все царства живой природы.

И сегодня, я не могу не сказать еще об одном вирусе, который известен человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса. Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека).

Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции? Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? Ответы учащихся)

Рассмотрим различные ситуации контакта с ВИЧ-инфицированным и выстроим линию риска. Примеры ситуаций находятся в конвертах. Прочитайте и определите уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией: безопасно, опасно, очень опасно. Постройтесь в три колонны. (Слайд 5).

Комментарий учителя. Опасных и очень опасных ситуаций не так уж и много. Но, тем не менее, эта страшная болезнь поражает все больше и больше людей. В Омской области выявлено около 500 ВИЧ-инфицированных. Больше всего в Калачинском и Называевском районе. Есть они и в Азовском районе.

В 16 лет трудно поверить в то, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто молодым людям кажется, что болеют и умирают одни старики. Но с ВИЧ-инфекцией все обстоит по-другому. СПИД – одна из серьезнейших проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться твоим сверстникам во всем мире. Скоро вы отправитесь в самостоятельную жизнь. У вас появятся новые друзья, знакомые, которые будут влиять на решения, которые вы будете принимать. Но в конечном итоге в любой ситуации на кого ложится ответственность за свою жизнь, за здоровье? (На самого человека). Я желаю вам здоровья. Благодарю за оперативную работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Компьютерные вирусы и антивирусные прграммы.

В теме "Защита информации" учащиеся составляли свои презентации. Автор Серов Артем, специальность - электомонтер по ремонту и наладке промышленного элекрооборудования.


Антивирусные программы

Презентация по теме: "Антивирусные программы".

Лабораторная работа "Изучение компонентов материнской плат" (для студентов)


Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы".


Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет

Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет рассчитан на 22 часа. Данный комплекс имеет тематическое направление, связа.


Урока: Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

Цели урока: а) образовательная:—.


Лабораторная работа "Создание пазла в программе "ActivInspire"

Лабораторная работа для слушателей курсов повышения квалификации "Использование интерактивного оборудования в учебном процессе" для интерактивной доски Activeboard. Показана пошаговая инстру.

Цель работы: Изучить царство вирусов. Познакомиться с представителями. Рассмотреть строение вирусов. Узнать какова роль вирусов в окружающем нас мире.

Задание 1. Прочитайте предложенный текст. Рассмотрите строение вирусов и заполните таблицу.

Ученые, открывшие вирус

Свойства и особенности вирусов

Примеры вирусных заболеваний

Задание 2. Рассмотрите схему проникновения бактериофага в бактерию и зарисуйте ее в тетради.

Задание 3. Сделайте вывод по всей работе.

Лабораторная работа №4

Цель работы: Изучить царство вирусов. Познакомиться с представителями. Рассмотреть строение вирусов. Узнать какова роль вирусов в окружающем нас мире.

Задание 1. Прочитайте предложенный текст. Рассмотрите строение вирусов и заполните таблицу.

Ученые, открывшие вирус

Свойства и особенности вирусов

Примеры вирусных заболеваний

Задание 2. Рассмотрите схему проникновения бактериофага в бактерию и зарисуйте ее в тетради.

Задание 3. Сделайте вывод по всей работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

[Методическая разработка] Лабораторной работы

Урок: лабораторная работа Название: ПМ.01. «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промыш.


Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование режимов работы электрической цепи постоянного тока"

Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнени.


Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование неразветвленной цепи переменного тока"

Описание используемого в работе учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнения лаборато.


Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Трехфазная электрическая цепь при соединении приемников звездой"

Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, методики выполне.



Методическая разработка лабораторной работы "Двухканальный микропроцессорный измеритель температур 2ТРМ0".

Измеритель микропроцессорный двухканальный 2ТРМ0 совместно спервичными преобразователями (датчиками) предназначен для измерения температуры идругих физических параметров, значение которых внешними дат.

Пятигорск 2017 г.

  1. План практического занятия ……………………………. 4
  2. Содержание занятия …………………………………. …4
  3. Тезисы изучаемого материала. …………………………5

3.2. ВИРУСЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ ОРЗ………………….11

3.3. ВИРУСЫ ПАРАГРИППА………………………. 13

3.4. ВИРУС ПАРОТИТА……………………………. …16

4. Практические задания для студентов…………….……22

5. Рекомендуемая литература……………….………….….22

ЦЕЛЬ: способствовать формированию у студентов умений по изучению вирусных инфекций: грипп, парагрипп, ОРВИ, паротит, корь.

- рассмотреть биологические свойства вирусов – возбудителей гриппа, парагриппа, ОРВИ, паротита, кори;

- изучить эпидемиологию, патогенез, особенности клинического течения вызываемых ими заболеваний,

- обучить методам их лабораторной диагностики, профилактики, лечения;
- усвоить способы их профилактики и принципы рациональной терапии.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: морфологию и биологические особенности вирусов, вирусологические и серологические методы их идентификации;

2) после изучения темы: таксономию изучаемых вирусов, эпидемиологию, патогенез, вирусологическую диагностику вызываемых ими заболеваний, принципы их специфической профилактики и лечения

Студент должен уметь :

- отбирать патологический материал от больных для вирусологического исследования;

- проводить исследования по изучению биологических свойств вирусов,

- осуществлять серологические методы диагностики вирусных заболеваний.

- проводить противовирусные профилактические мероприятия.

  1. Что Вам известно об истории открытия и изучения вирусов гриппа, парагриппа. паротита, кори?
  2. Какова таксономия этих вирусов?
  3. Каковы основные биологические свойства этих вирусов( морфология, особенности генома, белки и антигены, закономерности взаимодействия с чувствительными клетками)?.
  4. Какую роль в патологии человека играют эти вирусы?
  5. Чем характеризуются эпидемиология, патогенез, клинические признаки вызываемых ими заболеваний?
  6. Каков характер постинфекционного иммунитета при этих инфекциях?
  7. Какие методы применяются для лабораторной диагностики указанных вирусных заболеваний?
  8. Каковы основные принципы их специфической профилактики и терапии?

1. План практического занятия

1.1. Организационные вопросы 3 мин

1.2. Теоретическая часть 30 мин

1.3. Практическая работа 30 мин

1.4. Изучение демонстрационного материала 5 мин

1.5. Оформление протоколов 5 мин

1.7. Задание на следующее занятие 5 мин

1.8. Проверка протоколов и их подпись 7 мин

1.9. Уборка рабочего места 5 мин

2. Содержание занятия

2.1.Контроль исходного уровня знания. Способ – программированный тест-контроль.

2.2. Ориентировочные основы самостоятельной работы студентов;

- разбор таблиц по морфологии вирусов, особенностям их репродукции и по методам культивирования вирусов;

- выполнение практической работы;

- оформление и защита протокола занятия.

3. ТЕЗИСЫ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

3.1. ВИРУСЫ ГРИППА

Грипп – острая массовая вирусная инфекция с воздушно-капельным механизмом передачи, характеризующаяся сочетанием поражения слизистых оболочек верхних дыхательных путей с тяжелой общей интоксикацией. Периодически принимает эпидемический и пандемический характер распространения

Грипп – одна из самых распространенных инфекционных болезней. Имеет склонность к эпидемическому и пандемическому распространению . Заболевание известно очень давно . За последние 120 дет отмечены несколько пандемий: 1889, 1918, 1957, 1977 г.г. Самой необычной по масштабам и последствиям была 2-я пандемия (1918 г.), грипп тогда назвали испанкой. Тогда переболело более 500 миллионов человек; число погибших от гриппа было более 1,5 миллиона человек, что фактически превысило потери всех воевавших стран, участвовавших во 2-й мировой войне.

Вирус открыл в 1931 году английский ветеринар Шоп, выделивший его от больных свиней. В 1933 году Смит, Эндрюс и Лейдлоу подтвердили это открытие, заразив хорьков смывом с носоглотки больного гриппом. В 1936 году такой же вирус выделили Смородинцев в Ленинграде и Зильбер в Москве. В 1940 году американский исследователь Френсис и независимо от него Мейгал обнаружили несколько отличный вирус и дали ему название вирус гриппа В, а выделенному ранее присвоили название вирус гриппа А.

В 1947 году Тейлор выделил 3-й вирус гриппа его назвали вирус гриппа С.

Семейство – Ortomyxoviridae; имеется 3 типа вируса - А , В и С. Тип вируса А делится по гемагглютинину (НА– антигену) на 13 подтипов, или штаммов (от1до 13); по нейраминидазе (NА – антигену) – на 10 (от 1 до 10).

По рекомендации ВОЗ, обозначение штаммов вируса А включает 5 позиций: тип вируса, естественный хозяин (если он – не человек), географическое распространение (место выделения), порядковый номер, год выделения вируса, антигенная характеристика .

Например: А / Гонконг/ 1/ 68 / ( Н3 N2); или А / СССР / 90 77 (Н1N1).

Строение вириона . Вирус гриппа имеет сферическую ( или овальную)

форму, средние размеры (диаметр вируса гриппа типа А составляет 90-100

нм, вирусы типов В и С – 100 –120 нм). Вирусы гриппа имеют белок М, окружающий нуклеокапсид и называемый матриксным белком, так он связывает между собой отдельные структуры вируса. Его пронизывают шипы, выходящие на поверхность суперкапсида. Вирус гриппа - сложноорганизованный, на поверхности суперкапсида имеются многочисленные шипики (их около 900) –это гемагглютинины (НА) и нейраминидаза (NА).

Особенности вирусного генома. Геном вируса гриппа представлен однонитевой молекулой РНК, закрученной в двойную спираль с односпиральными концами. Геном состоит из 8 фрагментов (сегментов), каждый из 5 кодирует синтез 1 белка, 3 остальные - по 2 белка (всего кодируется 11 белков).

Химический состав вируса

В составе вируса - 50-70% белков, 14% липидов, 5-9% углеводов,

1-2% РНК. Липиды и углеводы содержатся, в основном, в суперкапсиде, они имеют клеточное происхождение.

Белки и антигены .

Белок М – стабилизирующий белок, связывающий РНК с суперкапсидом.

Рибонуклеопротеид (белок NР) – капсидный белок, по его антигенам выделяют типы вируса гриппа (А, В, С) в РСК.

Внутренние белки (Р1, Р2, Р3) - это белки полимеразного комплекса, участвующие в транскрипции и трансляции. в процессе репродукции вируса. Р2 - транспортный белок.

Два поверхностных антигена НА и NА выполняют разные функции.

Гемагглютинины обладают способностью распознавать чувствительные клетки и прикрепляться к их поверхности; они обладают также протективными свойствами и имеют способность изменяться

Нейраминидаза обеспечивает проникновение вируса в клетку и выход из нее размножившихся вирусо; тоже обладает изменчивостью..

Описаны 2 антигенных комплекса, освобождающиеся при обработке вирусных частиц эфиром ; это S- и V- антигены.

S- антиген (растворимый) связан с нуклеопротеином, отличается стабильностью, неинфекеционен. Выявляется в РСК и является типоспецифическим. V-антиген – штаммоспецифический, состоит из гемагглютинина и нейраминидазы, располагается на шипиках, определяет вирулентность. Выявляется в РТГА.

Изменчивость вирусов гриппа .

Внутренние структуры вируса экранизированы от действия внешней среды и не изменяются. Изменчивость присуща антигенам суперкапсида, причем гемагглютинины и нейраминидаза изменяются независимо друг от друга благодаря 2 генетическим механизмам - дрейфу и шифту .

Антигенный дрейф (от английского слова дрейф –медленное течение) вызывает незначительные изменения , обусловленные точечной мутацией, причем в большей степени происходит изменение структуры гемагглютинина. Это приводит к развитию штаммовых различий. В результате антигенного дрейфа могут возникать эпидемии (через 3-4- года).

Шифт – (от английского слова сдвиг, скачок) - это полная замена гена, которая приводит к появлению нового антигенного варианта вируса. Полагают, что шифт - это результат генетической рекомбинации, т.е.обмена генетической информации между вирусами человека и животных, который приводит к смене подтипа НА или NА (а иногда – обоих). Такая изменчивость может привести к появлению новых вариантов вирусов, способных вызывать пандемию.

Вирусы гриппа В и С лишены штифтовой изменчивости, поэтому вирусы гриппа В редко вызывают эпидемии, а вирусы гриппа С обладают еще меньшей изменчивостью и вызывают спорадические заболевания или небольшие вспышки.

Вирусы гриппа А вызывают заболевание у человека, млекопитающих и птиц, вирусы гриппа В и с - только у человека. Вирусы всех трех типов могут вызывать ОРВИ.

Устойчивость вирусов во внешней среде вне организма человека невелика: при 22 0 С они инактивируются через несколько часов. Плохо переносят повышенную температур: при 65 0 С погибают через 5-10 минут, при 100 0 С– мгновенно. Чувствительны к высушиванию, действию ультрафио-

летовых лучей и обычных дезинфектантов: эфира, спирта, дезоксихолата. Вирусы хорошо сохраняются при глубоком холоде (-70 0 С)

1.Адсорбция на рецепторах чувствительных клеток, содержащих сиаловую кислоту, происходит за счет гемагглютининов.

2.Проникновение в клетку осуществляется путем рецепторного эндоцитоза с последующим слиянием мембран вируса со стенкой клеточной вакуоли.

3.Депротеинизация: вирус освобождается сначала от липопротеидной оболочки, затем – и от капсидных белков.

4.Вирусная РНК проникает в цитоплазму клетки, затем – в ядро, где имеется продукт, необходимый для транскрипии и трансляции. Здесь синтезируется РНК. Белки NP, P1, P3 , М синтезируются в цитоплазме на рибосомах.

5. Сборка НК происходит в цитоплазме клетки.

6. Выход из клетки осуществляется путем почкования или взрыва (лизиса).

Вирусы гриппа можно выращивать а организме чувствительных животных (белые мыши, крысы, хорьки и т.д.); в развивающихся куриных эмбрионах; в первичной культуре клеток почек эмбриона человека и некоторых животных (например, телят) и в перевиваемых клетках.

Источник инфекции – больные люди, в том числе – со стертыми формами заболевания. Заражение происходит воздушно-капельным или воздушно-пылевым путями, реже – контактным. Отмечается выраженная сезонность заболевания - осенне-зимний или зимне-весенний период. Спад эпидемии обычно связан с формированием коллективного иммунитета.

Инфекция распространена повсеместно, проявляется в виде вспышек, эпидемий, пандемий, охватывающих большую часть населения.

Чувствительность к вирусу человека – достаточно высокая. Вирусы аэрогенным путем попадают на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и избирательно поражают клетки цилиндрического эпителия с преимущественной локализацией в области трахеи (отсюда – мучительный сухой кашель).

Вирус разрушает пораженные клетки и проникает в кровеносное русло (этап вирусемии ), что сопровождается интоксикацией, которая усиливается за счет всасывания в кровь продуктов клеточного распада. Возможно поражение сосудистых капилляров с повышением их проницаемости. Вирус угнетает иммунную и кроветворную системы, с чем связаны тяжелые осложнения гриппа в виде вторичных инфекций или анемии.

Клинические особенности гриппа . Инкубационный период – 1-2 дня. Отмечаются симптомы ринофаринголаринготрахеита: кашель, насморк чихание.

Интоксикация проявляется в виде головных болей, мышечных болей Тяжесть заболевания и его длительность зависят от состояния защитных сил организма. Наиболее тяжело протекает грипп, вызванный вирусами типа А.

Большое значение имеют факторы неспецифической противовирусной защиты организма, состояние местного иммунитета , уровень секретороного Ig А. Постинфекционный иммунитет - гуморальный и клеточный, длитель- ный, но он не только типо-, но и штаммоспецифический.

Неспецифическая профилактика состоит в изоляции больных, ограничении контактов с заболевшими, ограничении посещений массовых мероприятий, соблюдении эпидрежима в лечебно-профилактических и прочих учреждений и т.д. Рекомендуется также профилактический прием препаратов ремантадин и амантадин. Но они эффективны только для профилактики гриппа, вызванного вирусами типа А.

Специфическая профилактика проводится с применением противогриппозных вакцин, которые применяются по эпидпоказаниям в межэпидемический период. Наиболее известными противогриппозными вакцинами являются:

- сухая гриппозная вакцина, изготовленная из ослабленных вирусов (высушенная аллантоисная жидкость куриных эмбрионов, зараженных вирусами гриппа типов А и В );

- вакцина гриппозная, инактивированная ультрафиолетовыми лучами (ре--комендована для детей до 11лет);

- вакцина Смородинцева из умеренно аттенуированного штамма вируса гриппа А для комбинированного применения: вначале – через рот, через 2-3 недели – интраназально; вакцина способствует формированию иммунитета, по напряженности сопоставимого с постинфекционным.

С лечебной целью применятся ремантадин и амантадин (препараты эффективны только в первые 2-3 дня заболевания и только при гриппе А.) . В наиболее тяжелых случаях заболевания применяется противогриппозный донорский иммуноглобулин.

Вирусологический метод проводится с применение заражения одной из чувствительных моделей: экспериментальных животных, развивающихся куриных эмбрионов или культуры клеток. Индикация в случае использования чувствительных животных или куриного эмбриона проводится по видимым признакам заражения модели; при работе с куриными эмбрионами можно применить еще и РГА с аллантоисной жидкостью. При заражении клеточных культур методами индикации будут показатели цветной пробы, положитель ные реакции гемагглютинации и гемадсорбции. Идентификация осуществляется в РСК,РТГА с диагностическими типовыми и штаммовыми сыворотками.

3.2. ВИРУСЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ ОРЗ

ОРЗ– острые инфекционные заболевания , характеризующиеся поражением слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Эти заболевания являются наиболее распространенными инфекциями – ежегодно ими переболевает 9 –13% населения.

Возбудителей ОРЗ - более 170, ими могут быть как бактерии, так и вирусы. Причинами широкого (нередко эпидемического) распространения являются :

- воздушно-капельный путь заражения;

- большое разнообразие возбудителей;

- отсутствие стойкой невосприимчивости у людей к повторному заражению.

Из вирусов возбудителями ОРЗ являются, в основном, представители 5 семейств: ортомиксовирусы, парамиксовирусы, пикорнавирусы, аденовирусы, коронавирусы.

По частоте встречаемости ведущее место занимают риновирусы, за ними идут коронавирусы и далее - вирусы парагриппа, аденовирусы, вирусы гриппа (таблица 1).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму.

Практическое занятие №3.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, изучите теоретический материал:

Учебник Биология В.М. Константинов, стр. 35-38.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Капсомеры. Суперкапсид. Ретровирусы. Бактериофаг. ВИЧ.

Вопросы для самоконтроля исходного уровня знаний:

Что собой представляют вирусы, и к какой форме жизни их можно отнести?

Вспомните, какие заболевания вызывают вирусы?

Кем и когда были открыты вирусы?

Какое строение имеют вирусы?

Чем может быть представлен генетический аппарат вирусов?

На какие 2 группы можно разделить вирусы? Приведите примеры таких вирусов.

Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

Какими свойствами обладают вирусы?

Назовите механизмы передачи вирусных инфекций.

Какие вирусы называют бактериофагами?

Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?

Задания.

Перечислите отличия вирусов от других форм жизни.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты. Объясните, почему?

Зарисуйте в тетради схематичное строение простого и сложного вируса. Сделайте обозначения.



Простые Сложные

Размножение вирусов принципиально отличается от размножения других организмов.

Заполните таблицу, охарактеризовав каждую стадию взаимодействия вируса и клетки.

Читайте также: