Лингвистический вирус что это
Обновлено: 18.04.2024
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 37" города Магнитогорска
Направление: Русский язык
Тип проекта : социальный
Автор работы: Бикимов Владислав
Наставник: Антонова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования :
1. определить, что такое слова-паразиты;
2. выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
3. проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
4. выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
5. выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;
Методы исследования :
1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
5. анализ полученных результатов.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
1.1 Определение термина
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну , модальная пожалуй , утвердительная так , вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы ), модальные слова ( конечно, наверное, вероятно, кажется ), вводные единицы ( вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать ) и местоимения (указательное местоимение это , сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли , сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его , местоименное наречие там.
1.2 Причины употребления
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Языковые вирусы.
Слова-паразиты.
І. Введение__________________________________________________ 2
ІІ. Основная часть____________________________________________ 4
1.Теоретическое содержание исследования
Определение термина ______________________________ 4
Причины употребления ______________________________ 6
Список литературных слов - паразитов ________________ 7
4) Как слова-паразиты характеризуют человека_____________ 7
5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________ 8
6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 9
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
3.Способы избавления от слов-паразитов ___________________ 11
4. Вывод_______________________________________________ 13
ІІІ. Заключение ______________________________________________ 13
Свою работу я хотела бы начать с музыкальной композиции.
Почему такой печальный финал у этой песни? Причина проста. Виной всему слова-паразиты.
Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ№8 с. Левокумка.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Определить, что такое слова-паразиты;
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
4. Устный опрос (видеозапись)
5. Анализ полученных результатов
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
II . Основная часть.
1.Теоретическое содержание исследования:
1) Определение термина
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных слов-паразитов. Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.
Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там. Но весь список мы огласим позже.
2) Причины употребления
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова.
3) Список слов-паразитов
Далее я хотела бы познакомить вас со списком наиболее употребляемых слов-паразитов.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Исследовательская работа
по русскому языку
Слова - паразиты - языковые вирусы
Работу выполнила:
Ученица 8 класса
Манджиева Аюна
Руководитель работы:
Цедеева В.О.
учитель русского языка
ІІ. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследования
2. Определение термина
3.Причины употребления
4.Список литературных слов- паразитов
5.Как слова паразиты характеризуют человека.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования :
Определить, что такое слова-паразиты;
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;
Методы исследования : 1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос (видеозапись)
5. Анализ полученных результатов
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова
3). Список литературных слов-паразитов
4).Как слова-паразиты характеризуют человека
6).Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:
ну – 65%
вот – 55%
Короче – 47,5%
так– 37,5%
Чё - 35%
Это – 35%
Ваще – 30%
Как бы – 27,5%
Типа – 25%
Это самое – 12,%
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку слова-паразиты или языковые вирусы бытуют в речи не только обучающихся, но и учителей, а также политиков, теле и радиоведущих- людей, непосредственно работающих со словом.
Вложение | Размер |
---|---|
"Языковые вирусы в речи обучающихся МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ" | 179.64 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
В шуточном стихотворении Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие употребляют в своей речи, так называемые языковые вирусы (при ответах на устных предметах, таких как литература, история, обществознание и в разговорной речи на переменах). И поэтому решила исследовать, насколько засорена речь учащихся нашей школы, потому что важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своим собеседникам, а самое главное к русскому языку.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую литературу по теме исследования;
2) проанализировать собранный материал (анкетирование и опрос);
4) выяснить отношение учащихся к данным словам;
5) классифицировать языковые вирусы;
6) найти решение проблемы употребления данных слов в речи обучающихся;
Объект моего исследования: распространение и употребление языковых вирусов в речи обучающихся среднего и старшего звена школы.
Предмет исследования: языковые вирусы в речи учащихся нашей школы.
Методы исследования, использованные в исследовательской работе:
-- теоретические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг; анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод,
Методы обработки материалов исследования:
Сроки разработки и реализации проекта
Изучение теоретического материала по теме
Подготовка материалов для анкетирования, опроса.
Проведение анкетирования, опроса; обработка результатов.
20 февраля-15 марта
Подведение итогов, подготовка буклета
15 марта-1 апреля
Подготовка презентации для выступления
- методические: изучение лингвистических источников, анализ толковых словарей;
- кадровые: респонденты для проведения анкетирования, опросов;
- технические: компьютер с программой Microsoft Publisher, цветной принтер бумага формата А4 (для подготовки анкет и буклетов).
II. Основная часть
В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе есть определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.
Жаргон [1] – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.
Арго [2] - речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, двояк, стукач).
Сленг [3] – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).
В роли таких слов часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал.
Языковые вирусы может подхватить любой человек, у них вербальный путь передачи. Выделяют три основные группы людей, особенно подверженных заражению.
Если вы заметили, что в последнее время вы стали часто использовать в своей речи одни и те же слова, то с большой вероятностью можно сказать, что вы подхватили языковой вирус, чтобы от него избавиться, можно используйте следующие способы.
1. При выступлении не нужно бояться пауз в своей речи. Может иногда лучше выдерживать паузы и помолчать во время выступления.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете, где и как появляются в вашей речи языковые вирусы.
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, четкой, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли.
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
2. Практическая часть
1) Класс____ Возраст____ Пол_________
4) Читаешь ли ты классическую литературу? ________
В анкетировании приняло участие 257 человек (ученики 5-11 классов).
В устном опросе приняло участие 105 человек.
2. Кронгауз М. Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 64.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
357355 РФ Ставропольский край Предгорный округ пос. Пятигорский ул. Новая 1-а,
русского языка и литературы
Рыбалко Ольга Александровна
1.2 Классификация слов-паразитов и примеры их употребления.
1.3 Функции и причины употребления слов-паразитов.
1.4 Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.
- Глава 2.
- Исследование проблемы употребления слов-паразитов и вариантов ее решения.
- Результаты социологического исследования проблемы.
- Пути решения проблемы употребления в речи слов-паразитов.
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Проблема исследования: Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где используются. Гипотеза исследования: большинство обучающихся нашей школы употребляют слова-паразиты и чаще всего не замечают их в своей речи.
Объект исследования: речь обучающихся МБОУ СОШ 14 пос. Пятигорский.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов обучающимися школы.
Цель исследования: привлечь внимание обучающихся школы к своей речи.
- изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;
- установить, какие слова называются паразитами;
- выявить наличие в речи обучающихся школы слов-паразитов;
- определить причины употребления слов-паразитов и способы избавления от ненужных слов.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме; поиск информации в Интернете; анкетирование; анализ, сравнение и обобщение полученной информации; наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.
Практическая значимость: исследовательская работа может привлечь внимание школьников, родителей, учителей к данной проблеме. Возможно, кто-то задумается над проблемой, станет контролировать свою речь. Также в данном исследовании представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ
1.2.Классификация слов-паразитов и примеры их употребления
Как правило, в роли слов паразитов выступают слова со слабым лексическим значением. Глаголы, существительные, прилагательные, предлоги и союзы никогда не являются словами-паразитами.
В таблице 1 представлена классификация слов-паразитов в зависимости от того, какой частью речи они являются.
Слова - паразиты как части речи:
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы
Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать
Местоимения, местоименные наречия
Это, это самое, как его, там
Переход из одной части речи в другую
Конечно, наверное, вероятно, кажется
Рассмотрим некоторые слова-паразиты и приведем примеры их употребления:
2. Ё-калэмэнэ - (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксельмоксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными. Пример: Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит! Пример: Ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.
Как слова-паразиты характеризуют человека
Наиболее употребляемые слова-паразиты в разные годы
Вот, вот так, ну вот
Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:
1.3. Функции и причины употребления слов-паразитов.
Часто слова-паразиты выражают разное отношение к адресату . Не всякому человеку в речи скажешь то же ведь, или вот, или, скажем, -ка (как в сделай-ка)— эта частица — тоже дискурсивное слово, которое свидетельствует об особом отношении между говорящим и адресатом, скорее всего, об их близком знакомстве или о неформальных отношениях.
Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части .
В письменном тексте эта функция слов-паразитов теряет свое значение — говорящий имеет возможность обдумать фразу и внести необходимые исправления , прежде чем она дойдет до адресата.
Основной причиной употребления слов-паразитов филологи считают бедность словарного запаса и связанные с этим регулярные заминки, неспособность подобрать нужное слово.
Если с филологической точки зрения слова-паразиты могут означать лишь нехватку словарного запаса человека, то с психологической точки зрения, слова-паразиты показывают скрытые человеком переживания и эмоции .
Слова-паразиты накрепко закрепились в лексиконе человека, вошли в привычку. Человек, который использует в своей речи подобные слова, не замечает их, он к ним привык. Однако сорные слова мешают не только пониманию и восприятию речи, но и утомляют собеседника.
1.3. Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.
С одной стороны, слова-паразиты играют роль определенных маркеров, без них речь воспринимается как нечто обезличенное. Можно ли обойтись без них? С другой стороны, нужно помнить, что любая вещь в языке хороша к месту и в меру. Важно не просто излагать мысли, но придавать значение самому этому процессу. Обсуждать, интересоваться, разбираться. В таком случае, если человек слышит себя и отмечает в своей речи повторения, которые ему не нравятся, он прекращает употреблять эти слова так часто. Услышав себя и других, он сможет осознанно выработать свой уникальный стиль языкового поведения. Каждый из нас, носителей языка, сам вправе решать, как поступать со своей речью, как часто и в каких сочетаниях употреблять те или иные конструкции.
К плюсам использования в речи слов-паразитов можно отнести следующие факторы:
В качестве подтверждения негативного влияния использования слов-паразитов в речи можно привести следующие аргументы:
- слова-паразиты мешают говорить четко и информативно, они являются яркими признаками неуверенности, могут превратить речь в поток бессвязных предложений;
- слова-паразиты затрудняют общение и отвлекают внимание как говорящего, так и его собеседника;
- речь со словами-паразитами становится неинтересной, раздражает собеседника;
- употребление слов-паразитов снижает впечатление от высказывания;
- чем больше слов-паразитов в языке, тем больше их в голове. Когда очищается речь, то и мысли становятся ясными;
существует мнение, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере мышления и видения мира. Так зачем рассказывать о себе больше, чем бы хотелось.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ И ВАРИАНТОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ
2.1. Исследование проблемы употребления слов-паразитов;
2.2. Результаты социологического исследования проблемы
В исследовании приняли участие 115 обучающихся МБОУ СОШ №14 из 5-11 классов. Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1).
На предложение назвать слова-паразиты, которые употребляют опрашиваемые или их знакомые, ответы обучающихся были следующими (см. Приложение 3):
Читайте также: