Лингвистический вирус что это

Обновлено: 18.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 37" города Магнитогорска

Направление: Русский язык

Тип проекта : социальный

Автор работы: Бикимов Владислав

Наставник: Антонова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования :

1. определить, что такое слова-паразиты;

2. выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

3. проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

4. выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5. выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования :

1. изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

5. анализ полученных результатов.

Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.

1.1 Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну , модальная пожалуй , утвердительная так , вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы ), модальные слова ( конечно, наверное, вероятно, кажется ), вводные единицы ( вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать ) и местоимения (указательное местоимение это , сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли , сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его , местоименное наречие там.

1.2 Причины употребления

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Языковые вирусы.

Слова-паразиты.

І. Введение__________________________________________________ 2

ІІ. Основная часть____________________________________________ 4

1.Теоретическое содержание исследования

Определение термина ______________________________ 4

Причины употребления ______________________________ 6

Список литературных слов - паразитов ________________ 7

4) Как слова-паразиты характеризуют человека_____________ 7

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________ 8

6)Слова-паразиты в художественной литературе____________ 9

2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

3.Способы избавления от слов-паразитов ___________________ 11

4. Вывод_______________________________________________ 13

ІІІ. Заключение ______________________________________________ 13

Свою работу я хотела бы начать с музыкальной композиции.

Почему такой печальный финал у этой песни? Причина проста. Виной всему слова-паразиты.

Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ№8 с. Левокумка.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

4. Устный опрос (видеозапись)

5. Анализ полученных результатов

Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.

II . Основная часть.

1.Теоретическое содержание исследования:

1) Определение термина

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных слов-паразитов. Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов-паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.

Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там. Но весь список мы огласим позже.

2) Причины употребления

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова.

3) Список слов-паразитов

Далее я хотела бы познакомить вас со списком наиболее употребляемых слов-паразитов.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Исследовательская работа

по русскому языку


Слова - паразиты - языковые вирусы

Работу выполнила:
Ученица 8 класса
Манджиева Аюна


Руководитель работы:
Цедеева В.О.
учитель русского языка

ІІ. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

2. Определение термина
3.Причины употребления

4.Список литературных слов- паразитов

5.Как слова паразиты характеризуют человека.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования :

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования : 1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

3.Анкетирование;
4. Устный опрос (видеозапись)
5. Анализ полученных результатов

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова

3). Список литературных слов-паразитов

4).Как слова-паразиты характеризуют человека

6).Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:

ну – 65%
вот – 55%
Короче – 47,5%
так– 37,5%

Чё - 35%
Это – 35%
Ваще – 30%
Как бы – 27,5%
Типа – 25%
Это самое – 12,%

Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.

Федорова Наталья Николаевна

Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, поскольку слова-паразиты или языковые вирусы бытуют в речи не только обучающихся, но и учителей, а также политиков, теле и радиоведущих- людей, непосредственно работающих со словом.

ВложениеРазмер
"Языковые вирусы в речи обучающихся МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ" 179.64 КБ

Предварительный просмотр:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

В шуточном стихотворении Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие употребляют в своей речи, так называемые языковые вирусы (при ответах на устных предметах, таких как литература, история, обществознание и в разговорной речи на переменах). И поэтому решила исследовать, насколько засорена речь учащихся нашей школы, потому что важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своим собеседникам, а самое главное к русскому языку.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить лингвистическую литературу по теме исследования;

2) проанализировать собранный материал (анкетирование и опрос);

4) выяснить отношение учащихся к данным словам;

5) классифицировать языковые вирусы;

6) найти решение проблемы употребления данных слов в речи обучающихся;

Объект моего исследования: распространение и употребление языковых вирусов в речи обучающихся среднего и старшего звена школы.

Предмет исследования: языковые вирусы в речи учащихся нашей школы.

Методы исследования, использованные в исследовательской работе:

-- теоретические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг; анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод,

Методы обработки материалов исследования:

Сроки разработки и реализации проекта

Изучение теоретического материала по теме

Подготовка материалов для анкетирования, опроса.

Проведение анкетирования, опроса; обработка результатов.

20 февраля-15 марта

Подведение итогов, подготовка буклета

15 марта-1 апреля

Подготовка презентации для выступления

- методические: изучение лингвистических источников, анализ толковых словарей;

- кадровые: респонденты для проведения анкетирования, опросов;

- технические: компьютер с программой Microsoft Publisher, цветной принтер бумага формата А4 (для подготовки анкет и буклетов).

II. Основная часть

В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе есть определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.

Жаргон [1] – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.

Арго [2] - речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, двояк, стукач).

Сленг [3] – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).

В роли таких слов часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания. Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал.

Языковые вирусы может подхватить любой человек, у них вербальный путь передачи. Выделяют три основные группы людей, особенно подверженных заражению.

Если вы заметили, что в последнее время вы стали часто использовать в своей речи одни и те же слова, то с большой вероятностью можно сказать, что вы подхватили языковой вирус, чтобы от него избавиться, можно используйте следующие способы.

1. При выступлении не нужно бояться пауз в своей речи. Может иногда лучше выдерживать паузы и помолчать во время выступления.

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете, где и как появляются в вашей речи языковые вирусы.

5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, четкой, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли.

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

2. Практическая часть

1) Класс____ Возраст____ Пол_________

4) Читаешь ли ты классическую литературу? ________

В анкетировании приняло участие 257 человек (ученики 5-11 классов).

В устном опросе приняло участие 105 человек.

2. Кронгауз М. Язык мой – враг мой? // Новый мир. 2002. № 10.

ВложениеРазмер
proekt.docx 64.07 КБ

Предварительный просмотр:

cfoto

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

357355 РФ Ставропольский край Предгорный округ пос. Пятигорский ул. Новая 1-а,

русского языка и литературы

Рыбалко Ольга Александровна

1.2 Классификация слов-паразитов и примеры их употребления.

1.3 Функции и причины употребления слов-паразитов.

1.4 Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.

  1. Глава 2.
  1. Исследование проблемы употребления слов-паразитов и вариантов ее решения.
  2. Результаты социологического исследования проблемы.
  3. Пути решения проблемы употребления в речи слов-паразитов.

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Проблема исследования: Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где используются. Гипотеза исследования: большинство обучающихся нашей школы употребляют слова-паразиты и чаще всего не замечают их в своей речи.

Объект исследования: речь обучающихся МБОУ СОШ 14 пос. Пятигорский.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов обучающимися школы.

Цель исследования: привлечь внимание обучающихся школы к своей речи.

  • изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;
  • установить, какие слова называются паразитами;
  • выявить наличие в речи обучающихся школы слов-паразитов;
  • определить причины употребления слов-паразитов и способы избавления от ненужных слов.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме; поиск информации в Интернете; анкетирование; анализ, сравнение и обобщение полученной информации; наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Практическая значимость: исследовательская работа может привлечь внимание школьников, родителей, учителей к данной проблеме. Возможно, кто-то задумается над проблемой, станет контролировать свою речь. Также в данном исследовании представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

1.2.Классификация слов-паразитов и примеры их употребления

Как правило, в роли слов паразитов выступают слова со слабым лексическим значением. Глаголы, существительные, прилагательные, предлоги и союзы никогда не являются словами-паразитами.

В таблице 1 представлена классификация слов-паразитов в зависимости от того, какой частью речи они являются.

Слова - паразиты как части речи:

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Рассмотрим некоторые слова-паразиты и приведем примеры их употребления:

2. Ё-калэмэнэ - (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксельмоксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными. Пример: Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит! Пример: Ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.

Как слова-паразиты характеризуют человека

Наиболее употребляемые слова-паразиты в разные годы

Вот, вот так, ну вот

Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:

1.3. Функции и причины употребления слов-паразитов.

Часто слова-паразиты выражают разное отношение к адресату . Не всякому человеку в речи скажешь то же ведь, или вот, или, скажем, -ка (как в сделай-ка)— эта частица — тоже дискурсивное слово, которое свидетельствует об особом отношении между говорящим и адресатом, скорее всего, об их близком знакомстве или о неформальных отношениях.

Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части .

В письменном тексте эта функция слов-паразитов теряет свое значение — говорящий имеет возможность обдумать фразу и внести необходимые исправления , прежде чем она дойдет до адресата.

Основной причиной употребления слов-паразитов филологи считают бедность словарного запаса и связанные с этим регулярные заминки, неспособность подобрать нужное слово.

Если с филологической точки зрения слова-паразиты могут означать лишь нехватку словарного запаса человека, то с психологической точки зрения, слова-паразиты показывают скрытые человеком переживания и эмоции .

Слова-паразиты накрепко закрепились в лексиконе человека, вошли в привычку. Человек, который использует в своей речи подобные слова, не замечает их, он к ним привык. Однако сорные слова мешают не только пониманию и восприятию речи, но и утомляют собеседника.

1.3. Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов.

С одной стороны, слова-паразиты играют роль определенных маркеров, без них речь воспринимается как нечто обезличенное. Можно ли обойтись без них? С другой стороны, нужно помнить, что любая вещь в языке хороша к месту и в меру. Важно не просто излагать мысли, но придавать значение самому этому процессу. Обсуждать, интересоваться, разбираться. В таком случае, если человек слышит себя и отмечает в своей речи повторения, которые ему не нравятся, он прекращает употреблять эти слова так часто. Услышав себя и других, он сможет осознанно выработать свой уникальный стиль языкового поведения. Каждый из нас, носителей языка, сам вправе решать, как поступать со своей речью, как часто и в каких сочетаниях употреблять те или иные конструкции.

К плюсам использования в речи слов-паразитов можно отнести следующие факторы:

В качестве подтверждения негативного влияния использования слов-паразитов в речи можно привести следующие аргументы:

  • слова-паразиты мешают говорить четко и информативно, они являются яркими признаками неуверенности, могут превратить речь в поток бессвязных предложений;
  • слова-паразиты затрудняют общение и отвлекают внимание как говорящего, так и его собеседника;
  • речь со словами-паразитами становится неинтересной, раздражает собеседника;
  • употребление слов-паразитов снижает впечатление от высказывания;
  • чем больше слов-паразитов в языке, тем больше их в голове. Когда очищается речь, то и мысли становятся ясными;

существует мнение, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере мышления и видения мира. Так зачем рассказывать о себе больше, чем бы хотелось.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ И ВАРИАНТОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ

2.1. Исследование проблемы употребления слов-паразитов;

2.2. Результаты социологического исследования проблемы

В исследовании приняли участие 115 обучающихся МБОУ СОШ №14 из 5-11 классов. Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1).

На предложение назвать слова-паразиты, которые употребляют опрашиваемые или их знакомые, ответы обучающихся были следующими (см. Приложение 3):

Читайте также: