Масштабные модели чума что это

Обновлено: 24.04.2024

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей времен СССР – распространенный вид хобби, которым увлекается достаточно большое количество людей в нашей стране. Наряду с приятными моментами приобретения моделей и создания собственной коллекции, есть определенные нюансы, знать которые нужно каждому начинающему коллекционеру.

Цинковая чума – это своеобразное сленговое определение, которое обозначает микрофизические явления, происходящие с изделиями из цинковых сплавов, в том числе с цинковыми коллекционными машинками. Происходящие явления со временем разрушают структуру цинковых сплавов и в целом нарушают целостность предмета. Если объяснять более простым языком, то метафизические явления – это попросту уменьшение размеров и деформация отлитых цинковых деталей со временем.

Специалисты утверждают, что масштабные модели с грубым нарушением технологии производства выпускались в основном после 1991 года. Именно по этой причине, наш магазин приобретает и продает масштабные машинки времен СССР выпуска только с 1930 до 1991 годов. Если вам понадобиться консультационная помощь в выборе модели, или же захотите лично посмотреть машинку перед покупкой, смело обращайтесь - наши консультанты помогут в решении любого вашего вопроса.

Еще одной причиной почему некоторые модели цинковых масштабных авто разрушаются со временем, является негативное воздействие различных внешних условий (критические температуры). Причем, это может даже происходить, если модель находится в постоянно спокойном состоянии. Предотвратить процесс развития цинковой чумы невозможно, и также невозможно восстановить физико-механический ущерб от ее воздействия.

Совет коллекционерам

Автомодели масштаба 1:43 производства СССР

Во избежание порчи масштабных автомоделей не стоит располагать коллекцию вблизи каминов, окон, возле радиаторов отопления и в других подобных местах, где возможны перепады и изменения температуры.

Пример. Машинка находится на полке возле окна – летом на нее попадают прямые солнечные лучи в течение нескольких часов, зимой во время проветривания на предмет дует холодный воздух. Так, в течение года перепад температуры может составлять около 20-30 градусов С. Если учесть, что каждый элемент цинкового сплава имеет свой коэффициент расширения, то можно предположить, что цинковая модель разрушиться достаточно быстро.

Так же, чтобы коллекция не подвергалась негативному воздействию света и тепла, рекомендуется освещение полок для автомоделей делать из диодной подсветки и с нормальной вентиляцией.

О напасти под названием "цинковая чума", уверен, слышал если не любой, то уж каждый второй коллекционер масштабных моделей. Давайте разберемся, что же это за явление такое.

"Цинковая чума — это сленгово-терминологическое обозначение микрофизического явления, заключающегося в нарушении целостности и разрушении структуры материала металлического изделия из неоднородного цинкового сплава с течением времени, вызванного либо грубым нарушением технологии изготовления данного изделия, либо воздействием на изделие экстремальных внешних условий" - цитата с всем известного сайта.

Модели, в основном, бывают из смолы и из металлического сплава. То есть коллекционеры делятся, условно, на три лагеря - адепты"дайкаста" (литье под давлением), противники смолы, и люди признающие смолу. Про смолу, думаю, поговорим в отдельной статье.

Говоря про модели из металла, нужно взять за основу то, что сделаны они из сплава. В состав которого входит цинк, медь и алюминий. Даже при условии того, что сплав идеальный по составу, готовое изделие имеет свойство уменьшаться. Да, величина совсем мала - 0,06%. Однако, 75% этого процесса происходит во время остывания "болванки" модели. А те самые, оставшиеся 25% процесса происходят на протяжении множества лет. Если же равномерность изменения размеров нарушается, хотя бы на малейшую величину - создаются внутренние напряжения металла, которые и вызывают шагрень (пузырьки на краске), изменения геометрии деталей, их поверхности, и как конечный итог - трещины и рассыпание деталей, либо модели в целом.

Еще один ключевой момент технологического процесса - остывание "болванки" после отливки. Оно должно происходить медленно и плавно. Что, естественно, может потребовать затрат времени и средств на производстве.

Сплав должен содержать только цинк, алюминий, медь, магний. В строго определённых пропорциях. Попадание свинца с железом попросту убивают такой сплав.

Принято считать, что чуме подвержены модели отечественного производства. В частности Агат. Однако, в последнее время проблема замечена и у моделей от Деа. Впрочем, гарантировать защищенность модели от чумы не может даже Dip. Потому как взять анализ каждой партии моделей, как минимум, сложно. Учитывая, что модели производятся сейчас в Китае. Порой, на совершенно разных фабриках от партии к партии, от модели к модели. Также, могут меняться и поставщики сырья.

Итак, подведя итог

Если вы увидели на модели в своей коллекции следующие признаки, то вероятнее всего, вам придется с ней скоро расстаться:

  • Помутнения на краске, появление волнистости, шагрени, пузырьков.
  • Краска покрывается паутинкой, трескается ( в некоторых случаях, правда, это всего-лишь нарушение технологического процесса окраски, особенно если модель, например, двухцветная)
  • Форма кузова или детали начинается деформироваться, надуваться, изгибаться
  • Элементы кузова из металла начинают рассыпаться от совершенно небольших нагрузок. На месте трещины, слома модели отчетливо видно, что структура металла - пористая
  • Металл трескается, и осыпается

К сожалению, процесс необратимый, и "больную" модель уже не спасти. Принято считать, что условия хранения также влияют на появление чумы. Это не соответствует действительности. Если сплав изначально верный, то хранение в холоде, либо в теплой комнате никак не повлияют на целостность модели. Конечно, минимальные правила соблюдать стоит - не хранить модель под воздействием прямых солнечных лучей. Защищать от пыли (устанавливать в бокс). Но это все совершенно не панацея от цинковой чумы.

Будет интересно подискутировать в комментариях на эту животрепещущую тему. Коснулась ли вас напасть? Действительно ли так все грустно и страшно?

Приобретение новой модели всегда связано с радостью предвкушений и яркими впечатлениями от покупки. Впервые извлечь из коробки модель, за которой давно охотился — пожалуй вот оно, самое сладкое и неповторимое чувство, которое дарит нам занятие коллекционирование.


|
|
|
|
Мы затаиваем дыхание, изучая прекрасную деталировку модели, очень бережно открываем двери и едва касаемся кузова, предусмотрительно надев перчатки. Нам кажется, что если мы будем трепетно относиться к моделям, то они будут радовать нас всегда. Но увы, это не так.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|




"Цинковая чума". Неизлечимая болезнь металла, превращающая масштабную копию автомобиля в кучку крошащихся обломков. Ее невозможно предотвратить, невозможно остановить, и если вы обнаружили ее на одном из своих экспонатов — можете вычеркнуть модель из своего списка.


Сленговое выражение "Цинковая чума" означает микрофизическое явление, заключающееся в нарушении целостности и разрушении структуры металла. Проще говоря, металлические детали откровенно разрушаются, причем это не является естественным старением металла.
Причины цинковой чумы кроются в нарушении технологического процесса отливки деталей. Стандартный материал, из которого делают масштабные модели автомобилей, представляет собой сплав с 99% цинка и 1% алюминия или магния. Зачастую ради экономии производитель отходит от этой схемы и добавляет в сплав вместо алюминия другой металл, чаще всего свинец или олово. Однако, при низких температурах (ниже 14*С) олово и свинец в сплавах начинают менять свою структуру. Это провоцирует разрушение сплава и делает модель довольно хрупкой. Через какое-то время на детали появляются трещины, которые подобно паутине расползаются на всю деталь и в итоге последняя разваливается на отдельные куски, в которых процесс "зачумления" продолжается. Таким образом, модель невозможно восстановить, т.к. даже если скрепить все расколовшиеся куски, металлические детали будут продолжать разваливаться.


Наиболее остро цинковую чуму ощутили собиратели моделей отечественных автомобилей в 43-ем масштабе, когда спустя какое-то время началось массовое разрушение моделей, выпущенных на предприятиях "Агат"-"Тантал"-"Радон" в период с 1990 по 2002 гг.
Я лично наблюдал, как в один 2007 год от ЦЧ погибли три моих модели — "Волга-2402" 2002 года, "Москвич-2141" 2000 года и "Москвич-412" 1999-ого. В какой-то момент я обнаружил, что на кузовах моделей появились мелкие трещинки. Слегка надавив на подозрительный участок, я отколол кусочек задней стойки 41-ого Москвича. Приклеив его на место, я на какое-то время успокоился, пока через какое-то время не обнаружил, что кусочек начинает раскалываться поперек. У "Волги", при попытке открыть дверь верхняя часть двери так и осталась в пальцах, а у Москвича капот вздувался до тех пор, пока под собственным давлением не лопнул. Период инкубации во всех случаях занимал около года.


Про "цинковую чуму" в кругах коллекционеров ходит много баек.
Первая из них — что чума может на каком-то этапе прекратиться. Это не так! Обнаружили трещину — меняйте деталь. Остановить процесс вы не сможете, однако стоит внимательно изучить другие детали на наличие трещин: бывает, что чумеют только отдельные элементы (двери, капот, кузов) в то время как другие остаются целыми.
Вторая легенда, что цинковая чума заразна. Очевидно, это мнение связано непосрественно с жаргонным названием процесса, однако на самом деле чума ни в коем случае не заразна, так как это внутрений процесс, обусловленный различиями в поведении металла в сплаве под воздействием различных факторов.
Третья легенда (хотя в ней уже есть доля истины), что чума является следствием неправильного хранения модели, в частности когда модель подвергается сильным колебаниям температурного режима. На практике, неправильное хранение может лишь ускорить процесс чумления, но никак не спровоцировать его. Все мы помним (или в моем случае — скорее слышали) о здоровенных советских металлических игрушках, которые подобно ГАЗону из российского ТопГира, горели, морозились, и при этом отлично выживали. По другую сторону легенду атакует тот факт, что большинство зачумевших моделей хранились в образцовых условиях, что, однако, не повлияло на их участь.

Пожалуй, я рассказал все, что мне известно или удалось накопать об этом неприятном явлении. А теперь пришло время перейти от слов к практике.


В моей коллекции было несколько моделей, которых чума съела полностью и около десятка, которые были затронуты ею лишь частично. Примерный список перед вами:

Волга-2402/2002/"Агат"(Россия)/все двери, капот.
Волга-2402 номерная /1985/"Тантал"(СССР)/кузов
Волга-3102/1999/"Агат"(Россия)/целиком
Москвич-412/1999/"Агат"(Россия)/полностью
Москвич-2141/2000/"Агат"(Россия)/полностью
Москвич-ИЖ-1500/2000/"Агат"(Россия)/двери
Москвич-ИЖ-1500/1997/"Агат"(Россия)/кузов
ЗАЗ-968/2006/"Тантал"(Россия)/крышка багажника
ВАЗ-2102/1998/"Агат"(Россия)/целиком
ВАЗ-21213/"Тантал"(Россия)/кузов
ВАЗ-2101/"Агат"(Россия)/2002/целиком

К этому стоит добавить, что иномарок в 43-ем масштабе я практически не собирал. Однако, цинковой чуме подвержены и модели иномарок. "Чемпионом" среди заведомых кадавров является фирма Norev. Их модели зачастую разваливаются через пару лет после изготовления (наряду с отечсественными моделями, которые чумеют через 5-10 и больше лет). Были случаи разрушения моделей из иностранных журнальных серий, а в группе фанатов Миничампса ВКонтакте можно увидеть пару фотографий развалившегося Миничампсовского Вольво.




Вот и добралась цинковая чума до очередной модели. На этот раз погибает Краз. Модель была куплена новой около 10 лет назад.





Комментарии 39


Ох…
Надо свои ещё детские посмотреть, а то лежат в гараже, а там температура опускается ниже +13…


Они ох как не любят низкую температуру!


Да, я вычитал, что чума у олова начинается от +13. При наличии в сплаве висмута может выдерживать и более низкие температуры…


Давно известная проблема с этими казанскими КРАЗами.
Я их поэтому так и не стал брать!
Жалко, конечно((


Ничего, будет повод рассмотреть к покупке SSM


есть куча моделей от элекона, тоже опасаюсь, что чума их затронет, некоторые уже десятилетки.


Мой старый Элекон, которому больше 20 лет бодрячком. А новодельные Уралы, некоторые пострадали.


я думаю что мои как раз из новоделов, 2008 — 2011, да и формы для отлива уже уставшие явно, судя по качеству кабин.будем ждать в общем.


Надо брать на avito старые, с перемычкой на лобовом стекле, если нравятся модели Камазов.


да я по случаю в магазине на распродаже с 50% скидкой прикупил и в основном 6х6 .
на авито ценники, что то порой дюже дикие.


А это ни НАП ли? 10 лет назад их не было


Это ни НАП. Это Саратовский. Куплен в 2008 году.


Кстати можно состарить и сделать спустившие колёса. И пусть дальше разлагается.



Я даже не знаю, стиот ли ставить “нравится” ха такое горе.


Да это ерунда. Ни первая и ни последняя модель. Поэтому и не продаю ручную работу (Вектор, Киммерию, Херсон, Сарлаб) пусть эти модели не такие проработанные и имеют ошибки в геометрии, зато не зачумеют.


Условия хранения не причём. Это нарушение технологии при отливки. Сплав конфликтующих материалов или не то процентное соотношение. У меня две “выживших”модели с детства, ни какого намёка на чумку. Вывезли игры на свежем воздухе, ложи, песок. Провалялись в гараже лет двадцать. Кроме механических повреждений больше ничего.


Согласен. У меня из детства дюжина моделей осталась (все до 1991 г.в.), ни намёка на чуму.


Везёт, хоть дюжина. А я вообще понятия не имею, где они все. Только УАЗ и Mustang Bertone.


Да, родители сохранили. За что им безмерно благодарен.

Почти как в жизни…реализм на высоте :)


Основная причина — нарушение технологии. Мои модели СССР после того как пропал интерес к их коллекционированию пролежали на чердаке на дача около 20 лет, зачумели только модели купленные в начале 90-х, все модели из 70-х и 80-х пережили '' cсылку '' благополучно и в прошлом году перекочевали в чужую коллекцию, новый владелец был очень рад идеальной сохранности.



Ну, не знаю… по-моему чума была и у старых моделей. Мне в середине 90-х (93-95гг) знакомый подарил москвича 403(407)-го. Он был в очень неплохом состоянии, впринципе, как я понимаю, у него он лет 10 просто в полке стоял до меня…
Но как-то через несколько лет я его случайно уронил со стола на ковролин. Иные модельки в детстве и не такое переживали, а этот распался на несколько кусков… Потом я с его мордой какой-то хоть-род-пикап сварганил :) До сих пор где-то коробочка с его и некоторыми другими останками лежит в чулане.


Скорей всего модель у Вас была из начала 90-х, у меня все модели выпущенные до распада СССР не имели даже намека на какие то изъяны, но модели купленные уже в начиная с 1990 рассыпались, что и послужило отказом от дальнейшего коллекционирования этого направления, т.к. наступил тупик.


403-й Тантал, вроде, выпускал до 83г только. И чумные модели были в том числе и в 70-х. rcforum.su/showthread.php?t=15876

Так что вряд ли она была из 90-х… К тому же, как я написал, у этого знакомого машинка уже давно стояла в полке, как я понимаю из юношеского его увлечения… на тот момент мне было лет 15, а ему около 40 (друг нашей семьи). Мы впервые всей семьей были у них в гостях (не помню, что за событие было)…И я просто залип на эту модельку…Ну, он мне ее и подарил, ибо уже вырос из того возраста…да и не сильно увлекался, как я понимаю… у него всего с 10-к моделек было.


Прочитал ссылку, спасибо. Значит мне просто повезло с 403, малый процент брака был, есть и будет, даже и у именитых производителей, но большая часть именно наших моделей начали сыпаться начиная с 1990 и далее. Все таки модели пролежавшие на чердаке и пережившие холод, жару и перепады влажности ( правда лишенные солнечного света )
но оставшиеся в хорошем состоянии, все это говорит о неплохом качестве для того времени.


Основная причина — нарушение технологии. Мои модели СССР после того как пропал интерес к их коллекционированию пролежали на чердаке на дача около 20 лет, зачумели только модели купленные в начале 90-х, все модели из 70-х и 80-х пережили '' cсылку '' благополучно и в прошлом году перекочевали в чужую коллекцию, новый владелец был очень рад идеальной сохранности.

Все так. Нарушение технологии — единственная причина.
Просто чума может находиться в "инкубационном периоде" говоря медицинскими терминами. Или иными словами не проявляться. А жара/мороз и прочее могут спровоцировать ее как катализатор.
Но если отливка сделана по правильным технологиям, то тогда никакие условия хранения не вредны.

Читайте также: