Ментальные карты мыслительные вирусы и здоровье роберт дилтс

Обновлено: 22.04.2024

В этой книге мы исследовали целый ряд измерений нашего опыта, которые находятся под воздействием убеждений и включены в процесс формирования и поддержания этих убеждений.

Ожидания создают мотивацию для поддержки определенного обобщения или убеждения. Ожидания связаны с последствиями, к которым, по нашим прогнозам, приведет то или иное убеждение. Эти последствия определяют полезность убеждения.

Внутренние состояния служат одновременно фильтром для восприятия и стимулом для действий. Они нередко представляют собой вместилище или основание для того или иного убеждения или обобщения и определяют эмоциональную энергию, затрачиваемую на поддержание этого убеждения.

Рис. 35. Наши убеждения представляют собой обобщения, связывающие переживания, ценности, внутренние состояния и ожидания, а также образующие ткань нашей реальности

Здоровые убеждения сохраняют свои связи со всеми этими измерениями. Наши убеждения естественным образом изменяются и обновляются по мере того, как меняются наши ценности, ожидания, внутренние состояния, а также по мере приобретения нами нового опыта.

Рис. 36. Ограничивающие убеждения создают фрейм проблемы

Когда ограничивающие убеждения и обобщения сохраняют связь с намерениями и переживаниями, на основе которых они созданы, искажения и опущения информации постепенно обновляются или корректируются в результате приобретения нового опыта, изменений внутреннего состояния и ожиданий. Новые данные или противоположные примеры, которые не вписываются в то или иное обобщение, заставляют нас пересмотреть обоснованность соответствующего ограничивающего убеждения.

Например, люди обладают различными убеждениями относительно способностей человеческого тела к исцелению, а также относительно того, что нужно и можно сделать для лечения себя и других. Соответственно существуют карты, рассказывающие о том, что возможно сделать в этой области и что такое лечение вообще. Иногда подобные карты способны существенно ограничить наши возможности и приводят к конфронтации и конфликтам убеждений.

Таким образом, мысли-вирусы плохо поддаются исправлению или обновлению за счет поступающей информации или противоположных примеров, которые дает новый опыт. Для борьбы с ними следует скорее идентифицировать и преобразовывать другие убеждения и предположения, на которых они основаны (и которые обеспечивают их сохранность). Однако эти другие, более мощные предположения и убеждения далеко не всегда просматриваются в поверхностной структуре убеждения.

Рис. 37. Мысль-вирус является убеждением, которое существует в отрыве от других когнитивных процессов и опыта, на которых оно основано

Ко­неч­но, что-то в этом учеб­ном по­со­бии не бу­дет для вас со­вер­шен­но но­вым. Мы не пред­ла­га­ем вам пол­но­го тео­ре­ти­че­ско­го кур­са грам­ма­ти­ки, ко­то­рый со­дер­жит­ся в школь­ных учеб­ни­ках. Мы про­сто хо­тим дать не­сколь­ко со­ве­тов, как нау­чить пи­сать гра­мот­но лег­ко и бы­ст­ро, хо­тя со­ве­ты, как но­ше­ное пла­тье, не вся­ко­му при­хо­дят­ся впо­ру. Но ес­ли мож­но учить лег­ко и ус­пеш­но, то что ме­ша­ет вам сде­лать это? Ко­гда вы за­кон­чи­те чте­ние, воз­мож­но, у вас поя­вят­ся свои соб­ст­вен­ные идеи и в па­мя­ти воз­ник­нут дав­но из­вест­ные уп­раж­не­ния, ко­то­рые мож­но ис­поль­зо­вать на за­ня­ти­ях.

Для тех, кто хо­чет сде­лать твор­че­ский ска­чок в обу­че­нии, мо­жет быть по­лез­но чте­ние книг по НЛП и по­се­ще­ние се­ми­на­ров “НЛП в об­ра­зо­ва­нии”, ко­то­рые про­во­дит Мо­с­ков­ский Центр Ней­ро­лин­гви­сти­че­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния в об­ра­зо­ва­нии”. Мы, без со­мне­ния, мог­ли бы “сде­лать” еще де­ся­ток стра­ниц, объ­яс­няя, как НЛП ме­ня­ет под­ход к об­ра­зо­ва­нию (в том чис­ле). Но мы не хо­тим от­ни­мать у вас воз­мож­ность са­мим про­чи­тать кни­ги по НЛП и на­сла­дить­ся идея­ми и сти­лем Грин­де­ра и Бэнд­ле­ра (осо­бен­но в хо­ро­шем пе­ре­во­де).

На сво­ем опы­те мы убе­ди­лись, что боль­шин­ст­во тех, кто по­ку­па­ет кни­ги по об­ра­зо­ва­нию, на­де­ют­ся в кон­це кон­цов при­об­ре­сти что-то вро­де ку­ли­нар­ной кни­ги с точ­ны­ми ре­цеп­та­ми. Им мы бы ре­ко­мен­до­ва­ли ос­та­но­вить свои по­ис­ки на од­ной из книг ти­па “Учи­тесь вкус­но го­то­вить”. В на­шем по­со­бии нет точ­ных ре­цеп­тов. Сво­бод­но при­бав­ляй­те, вы­чи­тай­те и де­ли­те ин­гре­ди­ен­ты для при­го­тов­ле­ния ва­ше­го “блю­да”, ко­то­рое дос­та­вит удо­воль­ст­вие вам и при­го­дит­ся ком­па­нии, со­брав­шей­ся за ва­шим сто­лом. Ес­ли вы хо­ро­шо учи­лись в шко­ле, вы, ра­зу­ме­ет­ся, пом­ни­те ис­то­рию с Ми­ло­ном Кро­тон­ским? Бу­ду­чи ре­бен­ком, он взва­лил на пле­чи те­лен­ка и но­сил его на спи­не. Маль­чик рос, а вме­сте с ним рос и те­ле­нок. Юно­ша ста­но­вит­ся зна­ме­ни­тым бор­цом, по­бе­ди­те­лем Олим­пий­ских игр, о его не­обы­чай­ной си­ле скла­ды­ва­ют ле­ген­ды. По­че­му-то о даль­ней­шей судь­бе бы­ка ис­то­рия умал­чи­ва­ет. Смог ли он хо­дить, ко­гда Ми­лон на­ко­нец по­ста­вил его на зем­лю? Ве­ро­ят­но, он сде­лал два-три ша­га на дро­жа­щих но­гах и упал. Со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние во мно­гом на­по­ми­на­ет это­го ан­тич­но­го ге­роя. Мо­гут ли са­мо­стоя­тель­но хо­дить уче­ни­ки, ес­ли в те­че­ние 10 лет учи­те­ля бу­к­валь­но но­си­ли их на пле­чах?

Под­ход НЛП к об­ра­зо­ва­нию по­мо­жет ва­шим уче­ни­кам дви­гать­ся са­мо­стоя­тель­но. Пред­ла­гае­мое ва­ше­му вни­ма­нию учеб­ное по­со­бие пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му ра­бо­ты по ин­тен­сив­но­му по­вы­ше­нию прак­ти­че­ской гра­мот­но­сти, раз­ви­тию вни­ма­ния, па­мя­ти, мыш­ле­ния и ре­чи, вклю­ча­ет эле­мен­ты пси­хо­кор­рек­ции. По­со­бие со­сто­ит из све­де­ний по НЛП, под­роб­ных кон­спек­тов 26 трех­ча­со­вых за­ня­тий и при­ло­же­ния, со­стоя­ще­го из тек­стов раз­но­пла­но­вых уп­раж­не­ний по ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции, со­став­лен­ных в свя­зи с час­тот­ным оп­ре­де­ле­ни­ем оши­бок в пись­мен­ных ра­бо­тах уча­щих­ся (за вре­мя ра­бо­ты в шко­ле ав­то­ром про­ве­ре­но и про­ана­ли­зи­ро­ва­но бо­лее 1500 дик­тан­тов и со­чи­не­ний стар­ше­класс­ни­ков). По­со­бие да­ет воз­мож­ность спла­ни­ро­вать ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к по­вы­ше­нию прак­ти­че­ской гра­мот­но­сти и ад­ре­со­ва­но тем, кто за­ни­ма­ет­ся пре­по­да­ва­ни­ем рус­ско­го язы­ка. Наи­бо­лее эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­ние по­со­бия для за­ня­тий с уча­щи­ми­ся 9-11 клас­сов, хо­тя ос­нов­ные прин­ци­пы и боль­шин­ст­во игр и уп­раж­не­ний с ус­пе­хом при­ме­ня­лись и при­ме­ня­ют­ся в ра­бо­те на уро­ках с уча­щи­ми­ся 5-8 клас­сов.

В один из дней, пред­ше­ст­вую­щих на­ча­лу за­ня­тий, мы пред­ла­га­ем уча­ст­ни­кам груп­пы дик­тант, со­дер­жа­щий боль­шую часть пра­вил кур­са сред­ней шко­лы по ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции. По­сле про­вер­ки дик­тан­тов дан­ные за­но­сят­ся в таб­ли­цу и со­став­ля­ет­ся гра­фик час­тот­но­сти до­пу­щен­ных оши­бок (см. стр.61). Ес­ли текст дик­тан­та по­ка­жет­ся вам слиш­ком слож­ным, вы мо­же­те вы­брать лю­бой дру­гой текст на ва­ше ус­мот­ре­ние.

ПО­СЛЕ ОХО­ТЫ

Мы воз­вра­ща­лись с охо­ты с да­ле­ко не за­уряд­ной до­бы­чей: во­семь­ю­де­ся­тью че­тырь­мя ди­ки­ми ут­ка­ми, на­стре­лян­ны­ми в те­че­ние не­сколь­ких ча­сов. Путь был не­лег­кий, и мы за­мет­но обес­си­ле­ли, од­на­ко на­строе­ние ни у ко­го не пор­ти­лось: в на­шей ком­па­нии был ни­ко­гда не уны­ваю­щий Ки­рилл. Он-то и рас­счи­тал, что че­рез пол­ча­са нам уда­ст­ся от­дох­нуть у лес­но­го объ­езд­чи­ка. Толь­ко мы вхо­дим в дом - свин­цо­во-чер­ные ту­чи на­ви­са­ют над ле­сом, вот-вот раз­да­ст­ся гром, за­бле­стит мол­ния. И вот на­ча­лась гро­за. Но че­рез пол­ча­са яро­ст­ный ли­вень сна­ча­ла при­ос­та­но­вил, а за­тем и со­всем пре­кра­тил свою трес­кот­ню. Сти­хии боль­ше не спо­рят, не ссо­рят­ся, не бо­рют­ся. Рас­стро­ен­ные пол­чи­ща туч уно­сят­ся ку­да-то вдаль, а не­бо, оза­рен­ное пре­ры­ваю­щим­ся сол­неч­ным лу­чом, уже брыз­жет зо­ло­том. Ос­мат­ри­ва­ешь­ся во­круг и по­ра­жа­ешь­ся, как мгно­вен­но по­сле до­ж­дя пре­об­ра­жа­ет­ся все ок­ру­жаю­щее: бла­го­дар­но тре­пе­щет ос­ве­жен­ная ли­ст­ва, все жи­вое суе­тит­ся и ме­чет­ся, над ка­мы­шом ру­чья кру­жат­ся тем­но-си­ние стре­ко­зы, шмель что-то ин­три­ган­ски жуж­жит не слу­шаю­щим его на­се­ко­мым, уже не чув­ст­вую­щим опас­но­сти. И все мы те­перь го­во­рим на­пе­ре­бой, а рас­су­ди­тель­ный Ки­рил­ка встав­ля­ет: “Да умолк­ни­те хоть на ми­ну­ту! По­ка не умолк­не­те, я ни сло­ва не ска­жу вам о сво­ем пла­не”. Мы за­ти­ха­ем. “Пой­дем­те-ка к озе­ру, толь­ко до­го­во­рим­ся, что вы са­ми вы­бе­ре­те се­бе до­ро­гу”,- пред­ла­га­ет он.

Лю­без­но про­стив­шись с не­мо­ло­дой, но очень энер­гич­ной хо­зяй­кой, мы от­прав­ля­ем­ся в путь. В ка­кой-ни­будь по­лу­сот­не ша­гов от из­буш­ки из лес­ной ча­що­бы вы­те­ка­ет ру­че­ек. Его, од­на­ко, не пе­ре­прыг­нешь и вброд не пе­рей­дешь. Вы­ру­ча­ет нас шат­кий до­ща­тый мос­тик, по ко­то­ро­му мож­но прой­ти лишь по­оди­ноч­ке. Вый­дя из ле­са, мы сна­ча­ла сле­ду­ем по уже изъ­ез­жен­но­му про­сел­ку, а за­тем по ас­фаль­ти­ро­ван­но­му шос­се, за­ме­нив­ше­му не­мо­ще­ную до­ро­гу.

Крат­кие све­де­ния по НЛП, ко­то­рые по­мо­гут вам

ис­поль­зо­вать эту кни­гу.

Рас­крыв кни­гу на этих стра­ни­цах, вы мо­же­те вы­би­рать: про­чи­тать ли их сей­час или об­ра­щать­ся к ним в про­цес­се чте­ния кон­спек­тов за­ня­тий.

Что та­кое ней­ро­лин­гви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние?

НЛП- но­вое про­грес­сив­ное на­прав­ле­ние в пси­хо­ло­гии, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит строй­ная сис­те­ма убе­ж­де­ний и пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но мас­шта­бов че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей, про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции и из­ме­не­ний в че­ло­ве­ке. НЛП воз­ник­ло в 1974 го­ду (вы­ход в свет пер­вых книг по НЛП, на­пи­сан­ных Джо­ном Грин­де­ром и Ри­чар­дом Бэнд­ле­ром, “Струк­ту­ра ма­гии” и “Из ля­гу­шек в прин­цы”) как эф­фек­тив­ная мо­дель ком­му­ни­ка­ции. В со­вре­мен­ном ми­ре НЛП ус­пеш­но ис­поль­зу­ет­ся в кон­тек­стах ме­недж­мен­та, пси­хо­те­ра­пии и об­ра­зо­ва­ния. Это пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние со­еди­ня­ет в се­бе зна­ния не­сколь­ких ког­ни­тив­ных на­ук: ки­бер­не­ти­ки, пси­хо­ло­гии, лин­гвис­ти­ки и ней­ро­био­ло­гии. Но­вым эта­пом в раз­ви­тии НЛП сле­ду­ет счи­тать пе­ри­од с 1984 го­да, ко­гда бы­ла опуб­ли­ко­ва­на кни­га тех же ав­то­ров “Че­ре­па­хи до са­мо­го ни­за или Пред­по­сыл­ки лич­но­ст­ной ге­ни­аль­но­сти”. НЛП ро­ди­лось в со­дру­же­ст­ве пред­ста­ви­те­лей раз­ных на­ук и пси­хо­ло­гов-прак­ти­ков Ри­чар­да Бэнд­ле­ра, Джо­на Грин­де­ра, Лес­ли Ка­ме­рон (Бэнд­лер), Мэ­ри Бэс Мэ­гус, Дэ­ви­да Гор­до­на, Ро­бер­та Дил­тса и Джу­дит Де­ло­зье.

РАП­ПОРТ

Рап­порт - это до­воль­но хруп­кие фор­мы об­рат­ной свя­зи в про­цес­се об­ще­ния, вы­зы­ваю­щие в со­бе­сед­ни­ке ощу­ще­ние то­го, что его по­ни­ма­ют, что он нра­вит­ся. В слу­чае хо­ро­ше­го рап­пор­та у со­бе­сед­ни­ка по­яв­ля­ет­ся чув­ст­во до­ве­рия к ком­му­ни­ка­то­ру. В хо­де ус­та­нов­ки рап­пор­та важ­но су­меть под­стро­ить­ся (не­на­вяз­чи­во ис­поль­зо­вать) пред­по­чи­тае­мые со­бе­сед­ни­ком ре­че­вые пре­ди­ка­ты и “от­зер­ка­ли­вать” по­зу, жес­ты, темп ды­ха­ния и т.д. Не­об­хо­ди­мо пре­ду­пре­дить, что “от­зер­ка­ли­ва­ние” долж­но быть край­не де­ли­кат­ным, ина­че оно вы­зо­вет пря­мо про­ти­во­по­лож­ную ре­ак­цию. За под­строй­кой сле­ду­ет ве­де­ние, ко­гда ком­му­ни­ка­тор, из­ме­няя свое по­ве­де­ние, вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния в по­ве­де­нии парт­не­ра.

КЛЮ­ЧИ ГЛАЗ­НО­ГО (ЗРИ­ТЕЛЬ­НО­ГО) ДОС­ТУ­ПА

Ко­гда лю­ди ду­ма­ют и го­во­рят, они дви­га­ют глаз­ны­ми яб­ло­ка­ми. Эти дви­же­ния на­зы­ва­ют­ся пат­тер­на­ми глаз­но­го ска­ни­ро­ва­ния. На­ши гла­за де­мон­ст­ри­ру­ют осо­бен­но­сти па­мя­ти и про­цес­са мыш­ле­ния, по­ка­зы­ва­ют, ка­ким об­ра­зом че­ло­век по­лу­ча­ет дос­туп к ин­фор­ма­ции, за­ко­ди­ро­ван­ной в на­шем моз­гу в од­ной или бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных сис­те­мах. Зри­тель­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ет на ре­пре­зен­та­тив­ную сис­те­му, ко­то­рой он поль­зу­ет­ся в на­стоя­щий мо­мент. Ко­гда вы на­блю­дае­те за раз­го­ва­ри­ваю­щи­ми или раз­мыш­ляю­щи­ми людь­ми, то мо­же­те за­ме­тить, что глаз­ные яб­ло­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии. Итак, эти дви­же­ния яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми то­го, как лю­ди ду­ма­ют.

На схе­ме клю­чи глаз­но­го дос­ту­па изо­бра­же­ны так, как ес­ли бы вы смот­ре­ли на ли­цо че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся пе­ред ва­ми.

Взгляд вверх и вле­во: ви­зу­аль­ная па­мять. Это хра­ни­мые ви­зу­аль­ной па­мя­тью об­ра­зы про­шло­го. Сю­да вклю­ча­ют­ся сны и скон­ст­руи­ро­ван­ные об­ра­зы, ко­то­рые уже бы­ли “уви­де­ны” ра­нее.

Взгляд вверх и впра­во: кон­ст­руи­ро­ва­ние ви­зу­аль­ных об­ра­зов. Как пра­ви­ло, здесь че­ло­век кон­ст­руи­ру­ет об­ра­зы, ко­то­рые он не ви­дел.

Взгляд го­ри­зон­таль­но на­ле­во: ау­ди­аль­ная па­мять. За­пом­нен­ные зву­ки (зву­ки ре­чи, ме­ло­дии, час­то но­ме­ра те­ле­фо­нов, за­пом­нен­ные сти­хи без фо­ку­си­ров­ки на смыс­ле - рит­мич­ное за­по­ми­на­ние).

Взгляд го­ри­зон­таль­но впра­во: ау­ди­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Обыч­но это кон­ст­руи­руе­мая речь или кон­ст­руи­ро­ва­ние зву­ков с но­вым тем­бром, рит­мом, вы­со­той и т. д.

Взгляд вниз на­ле­во: внут­рен­ний диа­лог. Внут­рен­ний диа­лог яв­ля­ет­ся ком­мен­та­ри­ем опы­та. Внут­рен­ний диа­лог мо­жет быть ору­ди­ем ра­цио­наль­но­го ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Взгляд вниз впра­во: чув­ст­ва. В этот мо­мент че­ло­век мо­жет по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям и к ки­не­сте­ти­че­ским пе­ре­жи­ва­ни­ям. Ха­рак­тер­ная по­за для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в де­прес­сии: го­ло­ва опу­ще­на, “по­ник­ший” вид, взгляд вниз впра­во (или вниз вле­во).

Рас­фо­ку­си­ро­ван­ные гла­за: че­ло­век на­хо­дит­ся не ме­нее чем в двух сис­те­мах. На­при­мер, слы­шит и ви­дит, ви­дит и чув­ст­ву­ет, а воз­мож­но, все вме­сте. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ют лег­ким тран­сом - из­ме­нен­ным соз­на­ни­ем.

Для не­ко­то­рых лев­шей схе­ма бу­дет об­рат­ной. Еще раз под­черк­нем: она вы­ра­жа­ет обоб­щен­ную мо­дель по­ве­де­ния.

РЕ­ПРЕ­ЗЕН­ТА­ТИВ­НЫЕ СИС­ТЕ­МЫ (МО­ДАЛЬ­НО­СТИ)

Из­вест­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых лю­ди вос­при­ни­ма­ют мир. Мы мо­жем ви­деть, слы­шать, чув­ст­во­вать, ню­хать и про­бо­вать на вкус. В на­шем моз­гу сен­сор­ная (по­лу­чен­ная ор­га­на­ми чувств) ин­фор­ма­ция транс­фор­ми­ру­ет­ся в не­ко­то­рую ре­пре­зен­та­цию (пред­став­ле­ние) или мо­дель. Эти ин­ди­ви­ду­аль­ные мо­де­ли на­зы­ва­ют­ся ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми. В пер­вую оче­редь мир вос­при­ни­ма­ет­ся зри­тель­но (ви­зу­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - В), на слух (ау­ди­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - А) и в ощу­ще­ни­ях (ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма - К). Сис­те­ма, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ча­ще, чем дру­гие, на­зы­ва­ет­ся пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой че­ло­ве­ка. Эта сис­те­ма ис­поль­зу­ет­ся соз­на­тель­но и бес­соз­на­тель­но, в ней че­ло­век про­во­дит наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во раз­гра­ни­че­ний или раз­ли­ча­ет наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во суб­мо­даль­но­стей. Пред­по­чи­тае­мые ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся од­ним из наи­бо­лее сис­те­ма­ти­че­ских спо­со­бов раз­ли­че­ния мо­де­лей ми­ра лю­дей. И да­же ко­гда че­ло­век де­мон­ст­ри­ру­ет пред­поч­те­ние од­ной ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы, это не оз­на­ча­ет, что он не ис­поль­зу­ет и дру­гие сис­те­мы. На­обо­рот, лю­ди ис­поль­зу­ют все сис­те­мы все вре­мя. Но обыч­но они все же за­ви­сят от сво­ей пред­по­чи­тае­мой сис­те­мы. Осо­бен­но яр­ко это про­яв­ля­ет­ся в си­туа­ции стрес­са, ко­гда че­ло­век “за­ви­са­ет” в од­ной из сис­тем.

СУБ­МО­ДАЛЬ­НО­СТИ

Ка­ж­дая сен­сор­ная сис­те­ма со­дер­жит ряд уз­ких ха­рак­те­ри­стик или суб­мо­даль­но­стей. Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные суб­мо­даль­но­сти при­во­дят­ся ни­же:

Дилтс Роберт

Роберт Дилтс (Robert B. Dilts) - один из первых разработчиков, автор многочисленных технологий, книг и статей, тренер и консультант, активно работающий в области нейролингвистического программирования (НЛП), представляющего собой модель человеческого поведения, обучения и общения.

Начинал он еще в 1975 году, став одним из первых учеников Джона Гриндера и Ричарда Бендлера. Роберт учился также у Милтона Эриксона и у Грегори Бейтсона.

Книги (12)

Изменение убеждений с помощью НЛП
НЛП. Навыки аффективного лидерства
Моделирование c помощью НЛП
НЛП. Управление креативностью
Коучинг с помощью НЛП
Динамическое обучение
Стратегии гениев. Том 1
Стратегии гениев. Том 2
Стратегии гениев. Том 3
Фокусы языка

Книга обеспечивает эффективные стратегии и методы для того, чтобы: запоминать имена, усилить ваши чувства и умственные способности в каждом виде обучения, улучшить вашу память, быстрее читать и лучше усваивать прочитанное, повысить уровень орфографии, облегчить изучение иностранных языков, писать более творчески и свободно.

Динамическое обучение дает обилие информации и действий, которые могут быть использованы любым желающим улучшить свои способности к обучению. Методика динамического обучения преобразила целый школьный округ и изменила жизнь многих людей, ранее считавших себя "медлительными", "глупыми" или неспособными к обучению.

Убеждения — очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, — у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей признают, что их убеждения могут прямо или косвенно влиять на их здоровье. Люди, профессионально связанные с охраной здоровья, подтверждают: для выздоровления пациента нужно, чтобы он по-настоящему этого хотел.

Можно ли изменять убеждения — отвергать старые и принимать новые? Как это сделать? Нейро-лингвистическое программирование вооружило нас эффективными техниками, которые позволяют понимать скрытые механизмы действия убеждений и их систем , а затем изменять — с пользой для себя и окружающих.

Вот уже почти два десятка лет специалистов восхищают и завораживает потенциальные возможности практического применения моделирования, которое является продуктивным ядром нейро-лингвистического программирования. Тем не менее, до сих пор не была опубликована ни одна работа, в которой содержалось бы описание этого процесса. Новейшая книга Роберта Дилтса восполняет этот пробел. В ней раскрываются основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП, а также показывается, как эти понятия и приемы можно применить в исследовании такого сложного явления как лидерство. Материалы данного учебного руководства послужат неоценимым ресурсом для тех, кто интересуется или занимается массовой или организационной работой любого рода, будь то групповая психотерапия, управление, консультирование, организационное развитие, тренинги, обучение или даже воспитание собственных детей.

Основная цель данной книги — представить когнитивные и поведенческие подходы нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидерства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами.

В первом томе серии "Стратегии гениев" Роберт Дилтс с позиции НЛП анализирует творческие и мыслительные стратегии таких всемирно признанных гениев, как Аристотель, Вольфганг Амадей Моцарт, Уолт Дисней и Шерлок Холмс. Автор ставит перед собой задачу расширить возможности применения этих стратегий, перенеся их из тех областей, где они изначально получили развитие, в другие сферы человеческой деятельности и сделать их доступными каждому, кто желает максимально развить и усовершенствовать свои творческие и умственные способности.

Альберт Эйнштейн - великий физик, открытия которого произвели сенсацию в мире науки, в общественной и духовной жизни человечества. Его имя стало символом гениальности.

Эта книга - глубокое проникновение в мир мысли Эйнштейна - может дать читателю важные ключи к пониманию психологических процессов, происходящих в личности гения. Применяя техники моделирования НЛП, автор стремится исследовать стратегии, которые привели к открытиям, и сделать их доступными нашему восприятию. Оставьте сухие стереотипы аналитических рассуждений, освободитесь из застенков собственных ограниченных моделей мира. Вы можете развить в себе способность к творческому мышлению.

Книга вызовет интерес не только у психологов и педагогов, но и у всех, кто стремится научиться независимо мыслить и найти свой путь в жизни.

Представьте, что мы сможем освободить навыки мышления Леонардо и использовать их сегодня. От открывающихся возможностей просто захватывает дух!` Слова Роберта Дилтса, автора этой книги, призывают нас поверить в современное Возрождение человеческих способностей.

В настоящем томе речь идет о необычайно интересных личностях - Зигмунде Фрейде, Леонардо да Винчи и Никола Тесла. Но это не биографии, а исследование с позиций НЛП процессов и глубинных структур, лежащих в основе мыслей, идей, открытий и изобретений гениальных личностей. Эта книга серьезна и увлекательна одновременно. Она посвящена поиску мудрости, идущей не только от ума, но и от природы, тела, воображения и сердца.

Соавтор: Тим Халлбом, Сьюзи Смит

Нездоровые убеждения, способствующие курению и перееданию, аллергиям и фобиям, онкологическим заболеваниям и опасным нарушениям иммунитета, подлежат обязательному и скорейшему устранению.

Книга содержит в себе систематическое описание основных речевых паттернов, применяющихся для создания у человека новых убеждений и изменения уже существующих, подкрепляя это примерами из реальной практики и различными упражнениями для усвоения изученного материала.

Книга "Фокусы языка" будет интересна любому человеку, желающему ознакомиться с современными методами изменения поведения, развития коммуникативных способностей и гармонизации личности.

Комментарии читателей

Лия / 30.05.2020 Подскажите, пожалуйста, какая книга лучше для новичка. Очень хочу изменить свои тухлые убеждения на новые, выйти из депрессии.

Ольга / 24.04.2020 Спасибо Вам. Очень много ценной информации и к тому же бесплатно! Успехов и процветания!!

Чудакова Вера / 3.02.2019 Благодарю! За возможность получить Книги, ценные и нужные для себя и моих ученников. Большое колличество этих книг у меня есть в бумажном варианте. Но библиотеку с собой носить постоянно не будешь (занимет слишко много места и имеют ощутимый вес) . А благодаря Вам, этому рессурсу появилась возможность у меня и других иметь эти книги у себя на компьютере. В любой момент с ними можно работать. БЛАГОДАРЮ! Успехов и процветания всем нам!

Сима / 15.10.2018 Рада, что на просторах Интернета обнаружила такой полезный ресурс. В мире, где царит первенство денег, что-то бесплатное вызывает уже удивление. И радость!! Тут - море книг, океан авторов!! Настоящий кладезь знаний и информации. Очень ценно такое благое дело. Благодарю за этот чудесный проект. Сима из Баку, Азербайджан

Роберт Дилтс - Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Если вы живете и работаете среди людей, вам неминуемо придется столкнуться с необходимостью убедить окружающих в чем-то действительно важном. И в этом вам поможет популярнейшая книга Роберта Дилтса, гения нейро-лингвистического программирования. Вам просто не обойтись без "фокусов языка". Смысл в том, что определенные речевые шаблоны (паттерны) способны преобразовывать убеждения и восприятие какой-либо ситуации, кардинально изменяя наши реакции на нее. За три десятилетия, прошедшие с момента их открытия, "фокусы языка" заслужили право называться самым эффективным методом влияния и лучшим средством изменения убеждений в процессе общения.…

Роберт Дилтс - Изменение убеждений с помощью НЛП

ISBN: 5-86375-074-X, 0-916990-24-9
Год издания: 2006
Издательство: Независимая фирма "Класс"
Язык: Русский

Убеждения — очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, — у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей признают, что их убеждения могут прямо

 - Путешествие героя. Путь открытия себя

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП. Книга является стенограммой одного из психологических тренингов, проведенных авторами. Она содержит подробное описание этапов путешествия героя и многочисленных практических упражнений, направленных на развитие навыков центрирования, гармонизации трех видов разума (телесного, когнитивного и полевого), открытия к полю, а также на…

 - Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей

ISBN: 5-93162-001-X, 5-93162-001-8
Год издания: 1998
Издательство: Библиотека А. Миллера
Язык: Русский

Роберт Дилтс - Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП (аудиокнига MP3)

В бестселлере известнейшего специалиста по нейролингвистическому программированию Роберта Дилтса отражены достижения в области НЛП за последние два десятка лет. Издание содержит систематическое описание основных речевых паттернов, применяющихся для создания у человека новых убеждений и изменения уже существующих, с примерами из реальной практики и различными упражнениями для усвоения изученного материала. Аудиокнига предназначена для специалистов по НЛП и краткосрочной психотерапии, психологов, врачей, педагогов, культурологов, топ-менеджеров, но будет также полезна всем интересующимся.

Роберт Дилтс - Стратегии гениев. Том 1. Аристотель, Шерлок Холмс, Уолт Дисней, Вольфганг Амадей Моцарт

ISBN: 5-86375-071-5
Год издания: 1998
Издательство: Независимая фирма "Класс"
Язык: Русский

В первом томе серии "Стратегии гениев" Роберт Дилтс с позиций НЛП анализирует творческие и мыслительные стратегии таких всемирно признанных гениев, как Аристотель, Вольфганг Амадей Моцарт, Уолт Дисней и Шерлок Холмс. Автор ставит перед собой задачу расширить возможности применения этих стратегий, перенеся их из тех областей, где они изначально получили развитие, в другие сферы человеческой деятельности и сделать их доступными каждому, кто желает максимально развить и усовершенствовать свои творческие и умственные способности. Книга будет полезна всем, кто интересуется последними достижениями психологии и хотел бы глубже понять процессы…

 - Убеждения и привычки. Как изменить?

Роберт Дилтс - Коучинг с помощью НЛП

"Коучинг с помощью НЛП" - новая книга одного из основателей нейро-лингвистического программирования, гения коммуникации, великого организатора науки Роберта Дилтса. Это учебное пособие для коучей, консультантов, тренеров, психотерапевтов и менеджеров обеспечит вас набором специальных инструментов, которые позволят вашим клиентам действовать продуктивно, максимально реализуя свои способности. На основе материалов книги неискушенный читатель получит строго логичный и целостный взгляд на коучинг и его конкретные техники, а искушенный НЛП-специалист - уникальный комплекс универсального использования для профессионального и личностного…

Роберт Дилтс - Моделирование с помощью НЛП

Вот уже несколько десятков лет специалистов восхищают и завораживают потенциальные возможности практического применения моделирования, которое является продуктивным ядром нейро-лингвистического программирования. Замечательная книга Роберта

Роберт Дилтс - Стратегии гениев. Том 2. Альберт Эйнштейн

ISBN: 5-86375-072-3, 0-916990-33-8, 5-86375-070-7
Год издания: 2011
Издательство: Независимая фирма "Класс"
Язык: Русский

Альберт Эйнштейн - великий физик, открытия которого произвели сенсацию в мире науки, в общественной и духовной жизни человечества. Его имя стало символом гениальности. Эта книга - глубокое проникновение в мир мысли Эйнштейна - может дать читателю важные ключи к пониманию психологических процессов, происходящих в личности гения. Применяя техники моделирования НЛП, автор стремится исследовать стратегии, которые привели к открытиям, и сделать их доступными нашему восприятию. Оставьте сухие стереотипы аналитических рассуждений, освободитесь из застенков собственных ограниченных моделей мира. Вы можете развить в себе способность к…

Роберт Дилтс - Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла

ISBN: 5-86375-073-1, 5-86375-070-7, 0-916990-34-6
Год издания: 2011
Издательство: Независимая фирма "Класс"
Язык: Русский

"Представьте, что мы сможем освободить навыки мышления Леонардо и использовать их сегодня. От открывающихся возможностей просто захватывает дух!" Слова Роберта Дилтса, автора этой книги, призывают нас поверить в современное Возрождение человеческих способностей. В настоящем томе речь идет о необычайно интересных личностях - Зигмунде Фрейде, Леонардо да Винчи и Никола Тесла. Но это не биографии, а исследование с позиций НЛП процессов и глубинных структур, лежащих в основе мыслей, идей, открытий и изобретений гениальных личностей. Эта книга серьезна и увлекательна одновременно. Она посвящена поиску мудрости, идущей не только от ума, но и…

 - НЛП-2. Поколение Next

Эта книга посвящена новейшим значительным достижениям в области нейро-лингвистического программирования. Прочитав ее, вы научитесь простым и действенным методам успешной коммуникации, быстрого решения проблем и креативного ответа на нестандартные вызовы современной жизни. Новое поколение НЛП, развившее уникальные методики и основанное на взаимодействии не одного, а трех разумов, находит свое применение в таких разных областях, как коучинг, психологическое консультирование, психотерапия, педагогика, здравоохранение, бизнес, юриспруденция и многие другие. НЛП - это эффективное средство формирования лидерских и управленческих навыков,…

Роберт Дилтс - НЛП: навыки эффективного лидерства

В книге одного из крупнейших специалистов в области НЛП анализируются важнейшие навыки лидерства, в основе которого лежит так называемое `видение будущего`. По результатам личных наблюдений за деятельностью эффективных лидеров и менеджеров в ряде стран автором моделируются различные группы навыков: стратегического и системного мышления, построения взаимоотношений с людьми, личностные навыки. Цель предлагаемого руководства — помочь лидерам любого уровня эффективно вести себя в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми, почувствовать и усилить собственную мотивацию, вовлеченность в профессиональную деятельность и…

 - Альфа-лидерство

В книге крупнейших специалистов в области психологии менеджмента и НЛП анализируются важнейшие составляющие новой модели лидерства для XXI столетия - технологии альфа-лидерства. Цель предлагаемого практического руководства - помочь руководителям

 - 9 принципов НЛП для высокоэффективных людей

В книге крупнейших специалистов в области психологии управления и НЛП анализируются важнейшие составляющие новой модели менеджмента для XXI столетия. Цель предлагаемого практического руководства - помочь руководителям любого уровня научиться делать

Роберт Дилтс - НЛП: управление креативностью

Основная цель данной книги - представить когнитивные и поведенческие подходы нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидерства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами. Книга адресована руководящим работникам, специалистам в области развития и обучения персонала, психологам и всем, кто интересуется практикой нейролингвистического программирования.

Роберт Дилтс - Основные принципы моделирования

Роберт Дилтс - Стратегии гениев. Т. 1

Роберт Дилтс - НЛП. Навыки эффективной презентации

ISBN: 5-94723-100-Х, 0-916990-31-1
Год издания: 2002
Издательство: Питер
Язык: Русский

Работа одного из крупнейших специалистов в области НЛП посвящена ключевым вопросам управления коммуникациями и отношениями в контексте презентации. В издании рассмотрены основные аспекты организации, оценки и проведения эффективной презентации. Материал книги структурирован и изложен в такой форме, которая позволяет, с точки зрения автора, наилучшим образом представить главные аксиомы, принципы, методы обучения и презентации на основе нейро-лингвистического программирования. Книга адресована руководящим работникам, психологам и всем, кто интересуется практикой НЛП.

 - Вестник НЛП. Современная практическая психология. Выпуск 1, 2001 (сборник)

ISBN: 5-89692-101-2
Год издания: 2001
Издательство: КСП+
Язык: Русский

"Вестник НЛП" - сборник статей по современной практической психологии. Информация, содержащаяся в сборнике, позволяет ознакомиться с результатами новейших разработок в области НЛП, предлагаемыми известными российскими и зарубежными авторами, и дает возможность применить их на практике. Сборник рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся практической психологией.

Читайте также: