Можно ли заразиться вирусом от целования икон

Обновлено: 17.04.2024

Грех ли, если боишься заразиться, целуя икону? И обязательно ли это в принципе делать в храме?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Греха в том, что человек боится заразиться, нет, потому что это естественный и вполне обоснованный страх. Другое дело, что некоторые наши страхи приобретают форму панического ужаса.

В мире существует огромное количество вирусов, и немалое их число вызывает болезни, которые могут в определенных условиях привести к смерти человека. Но это знание не отменяет общения друг с другом и не заставляет большинство людей доходить до паники. Другое дело – эпидемии, когда человек поддается общему настроению и начинает бояться всего. Так было и так будет всегда. Люди легко поддаются общему настроению, и если один человек может преодолеть свои страхи, то в ситуации, когда паника распространяется среди его окружения, не важно, реального или же виртуального, тяжело сохранять спокойствие.

Традиция целовать иконы достаточно древняя. Таким образом мы проявляем своё почитание Бога и святых, изображенных на этих иконах. Это благочестивая традиция, но никто не обязывает христианина целовать иконы, тем более если возникает страх заразиться во время эпидемии.

Иконы регулярно протирают и чаще всего это делается специальным спиртосодержащей жидкостью. Но, если есть опасения, можно взять с собой чистый платок и перед целованием иконы смочить его в дезинфицирующем растворе и протереть икону, в этом нет ничего запрещённого. А можно на время эпидемии на время отказаться от этого обычая.

Добавлю, что со многими чудотворными образами связаны не только единичные случаи исцелений и прекращения эпидемий. Например, икона Шуйская-Смоленская была написана в период эпидемии, и именно через почитание этого образа болезнь прекратилась. Да и вообще стоит помнить, что Бог имеет попечение о каждом из нас и такой важный момент, как тяжелая болезнь, уж никак не произойдет без попущения Божия.

Поэтому обязательности в том, чтобы целовать иконы, нет, и во многом практика именно Вашего поведения в этом отношении зависит от Вашей веры: если Вы верите искренне,что ничего не случится, и спокойны, целуйте образ с молитвой Богу, Матери Божией и святым, в том числе и об избавлении мира от эпидемии; если Вы боитесь и не можете пересилить свой страх – не смущайтесь этим. Просто поклонитесь святому образу, хотите – приложитесь лбом, хотите – просто помолитесь рядом о своих нуждах и о том, чтобы Господь помог нам всем преодолеть ту беду, которая пришла сейчас в мир.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Православные традиции - поцелуй иконы в храме, причастие из одной чаши, где тесное помещение, мало вентилируемое, несмотря на высокие потолки, скопление народа во время Богослужения, является прямым провоцирующим фактором распространения коронавирусной инфекции.

Пути передачи: контактно- бытовой и воздушно- капельный - самые прямые факторы передачи ковида.

Хотя, некоторые священнослужители это отрицают.


Молитвы за здравие будут произноситься ежедневно, но на вирус это не подействует.

Для прихожан нет запрета приходить в храм в маске, имея при себе дезинфицирующие средства.

Но, не думаю, что кто-то решиться протереть место поцелуя на иконе, поцеловать, а потом протереть после себя.

Каждый принимает решение для себя сам.

Коронавирус - это вирусное заболевание и уже известны пути его передачи, это в том числе и контактно-бытовой способ заражения и воздушно-капельный. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что можно заразиться коронавирусом в храме.


И не стоит забывать простую человеческую истину: "Бережённого Бог бережёт".


Достаточно вспомнить чумной бунт 1771 года в Москве. Как отреагировал народ на здравую мысль одного архиепископа, который понял, что массовое скопление людей и целование иконы служит дополнительным толчком к распространению страшной болезни? Верно, народ тут же решил, что архиепископ препятствует их желаемому (мнимому) исцелению и присвоил себе средства. Чем все закончилось? Кровопролитием.


А ведь этот человек желал людям только добра. Он, в отличие от всех окружающих, понял, что во время эпидемии нужно как можно реже собираться большой толпой и точно не стоит целовать поверхность, которую до тебя целовали сотни других (возможно, уже больных) людей. Он понял, насколько это неразумно и пытался предостеречь людей. Но, как известно, правильные инициативы и высказывание здравых мыслей порой наказуемо. И покоится с того года архиепископ Амвросий на кладбище при Донском монастыре, ибо не понял простой народ его запрета на целование иконы. Вывод каждый сделает для себя сам из этого исторического эпизода.


Одни верят, что икона просто не даст заразиться.

Другие считают, что икону протирают и обрабатывают, к сожалению, это не так!

Так что, целуя после всех икону, если не короновирус, то можно чего другого подхватить.

Я не отрицаю силу веры и мысли, особенно когда каждый, кто целует, думает "я буду вылечен", и целая такая дорожка из светлых мыслей, положительной энергетики.

Но все же, задумайтесь над своим здоровьем, над тем, что перед вами люди пришли, возможно, не просто отдать дань вере, а полечиться, потому что они так верят, в больницы не ходят, и лечат хоть хоть вирусное, хоть бактериальное заболевание вот так, в церкви постоять-покашлять, икону поцеловать, помолиться в толпе, почихав.

Слюна, слизистые выделения инфицированного человека, и не только коронавирусом служит переносчиком присутствующей инфекции. Вполне понятно, что святой дух на святых местах на инфекцию бактерицидного действия не окажет, и присутствующее серебро в том числе, а вирусы на такой внешней среде не успеют утратить свою вирулентность для инфицирования очередного человека прикладывающегося поцелуем к иконе. Такая икона, самое то место для заражения инфекцией. Их никто после каждого приложившегося не дезинфицирует.

Можно. Привычка человека облизывать разные образы запросто приведёт к заражению и возможно к смерти. Вот так святые помогают тем, кто лабызается с их образами. Если верить специалистам коих появилась сразу целая куча, то зараза эта живет на воздухе 12 часов. На чём нибудь поменьше, на деньгах 8 часов держится. На иконах тоже останется на часов 6-8.

Я лично, уже несколько лет не хожу в храмы, и не знаю- когда пойду туда в будущем. Но тем не менее- я не считаю себя неверующим, ведь я не отрицаю существование Бога. Но это не значит, что я Вас призываю не ходить в храмы, делайте как призывает Вас совесть и душа. А я просто выскажу откровенное свое мнение конкретно на этот вопрос.

Конечно моё мнение может отличаться от мнения священников и позиции церкви. Но тем не менее- в храме заразиться можно, и коронавирусом, и любой другой инфекцией, ведь храмы являются скоплениями людей, а бывают и храмы очень тесными. А ковид передается воздушно- капельным путём, то есть не только путем целования креста и икон. Но и вирусы могут летать по храму.

Если и Вы заразились в храме коронавирусом несмотря на все Ваши молитвы, это не значит что Бога нет. А это не исключается в религии, как испытание от Бога, или как наказание от Бога. И нельзя отождествлять храмы с аптекой или больницей, нельзя гарантировать- что исполнится любое желание, которое Вы попросите у Бога во время своей молитве в храме. Просто Вы должны принять смиренно от Бога все Ваши радости и скорби. Нельзя и отождествлять храмы с заведениями магических услуг.

Стоит ли идти в храмы в пандемию коронавируса? Или всё же стоит побояться? Церковь настаивает на том что бояться не стоит. Но если Вы находитесь в группе риска, как человек с хроническими заболеваниями, и(или) пожилой человек, а так же и как человек- который живет вместе с такими родными людьми, находящихся в группе риска. Тогда Вам лучше посоветоваться со священником и Вашим лечащим врачом, а потом- не торопясь и тщательно обдумать, прежде чем решить.

Можно ли заразиться, прикладываясь к иконам, кресту или причащаясь? Стоит ли во время эпидемии вести в храм ребенка?

Можно ли заразиться, прикладываясь к иконам, кресту или причащаясь? Стоит ли во время эпидемии вести в храм ребенка?


На фоне тревожных новостей об эпидемии гриппа в России, когда люди ходят в масках, пьют витамины и избегают ненужных контактов, остро встает вопрос о посещении храма и участии в богослужении. Есть ли риск заразиться, прикладываясь к иконам, кресту или причащаясь? Стоит ли во время эпидемии вести в храм ребенка? Отвечают священники и врачи.

Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна

Священник Михаил Геронимус

Священник Михаил Геронимус

Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:

Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.

Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.

У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.

При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.

Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.

В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.

То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.

Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.

Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.

С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.

Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.

Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.

Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.

И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.

Фото: azbyka.ru

Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.

Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.

Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.

Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.

Больному стоит воздержаться от посещения церкви


Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.

Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.

Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.

Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.

Григорий Шеянов

Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:

Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.

И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.

Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)

  • Эпидемия гриппа: что делать беременным и как защитить младенцев?
  • Грипп: как лечиться и можно ли не заболеть?
  • Анна Сонькина-Дорман – о простуде, ОРВИ, лекарствах и других тревогах родителей

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!



Протоиерей Павел Великанов

Должно пройти достаточно времени, чтобы входящий в Церковь понял: здесь своя, отличная от мирской, система координат. Именно здесь по сей день живет то, что в иных местах давным-давно переродилось или кануло в лету. И целование — как жест выражения подчинения вместе с декларацией любви — один из таких выразительных штрихов именно церковного пространства.

Разрыв, который долго зрел между сутью и формой религиозности, благодаря пандемии коронавируса подходит к своему пределу — дальше так продолжаться уже не может.


Но не будешь ведь приставлять к каждой иконе в храме сотрудника — чтобы он за каждым поцеловавшим ее протирал кивот спиртом? Значит, придется как-то существенно ограничить количество таких икон, возможно, даже вообще убрать все аналои. Есть иконостас — вот перед ним и можно, да и нужно, возносить свои молитвы. Но пойдет ли наш прихожанин в храм, когда поймет, что его не допустят прикасаться к его любимым святыням?…

Это я, впервые оказавшись в супермаркете Вашингтона, никак не мог понять: чего это они как-то поодаль все стоят, и к кассе не подходят. Ну я-то уж не буду мешкать, наша ведь очередь — это когда в затылок дышать, и так ненавязчиво, по сантиметру, подталкивать впереди стоящего! И как же обеспечить желательное пространство в целый квадратный метр вокруг каждого прихожанина? Да это же просто нереально! Не цепями же все разгораживать!…

Священник в храме — личность высочайшей степени привлекательности. Каждый стремится взять благословение и поцеловать десницу. А если руку священнику не целовать — это же вообще полная дехристианизация и расцерковление! Правда, можно вместо лобызания просто поклониться, а священнику — опустить благословляющую руку на голову, что все чаще, надеюсь, и будет встречаться на приходах.

А что, если отнестись к требованиям по ограничению физического контакта как к реальному, а не ритуальному, посту — инструменту духовного делания? Разве пост — это не время для самоограничения, укрепления воли, собранности и трезвенности? Тем более, когда вполне понятно, ради чего предпринимаются все эти сложности: но об этом следует сказать поподробнее.

Самый главный тест, который сегодня предлагает нам ситуация с коронавирусом, очень простой: на самом ли деле евангельский ближний — реальность в моей жизни или не более, чем красивая и вполне абстрактная идея? Ведь все коварство нового вируса в том, что на протяжение двух недель заболевание протекает бессимптомно, и до проведения клинического исследования никто не может быть уверен, что он не является переносчиком этой заразы.

Что это значит? То, что моя небрежность по отношению к мерам предосторожности может стать для прихожанина — в первую очередь пожилого — роковой, смертоносной. Дело не в том, не заражусь ли я сам в храме, потому что это вопрос моей веры и моих отношений с Богом. Вопрос, как я смогу дальше жить с совестью, если вдруг выяснится, что именно я стал источником инфицирования других? А если — не дай Бог — с летальным исходом?


Не ради себя, а ради ближнего своего

Нет, не надо никакой паники. И жизнь, и смерть в руках Божиих. Это факт. Но ведь и на каждого из нас Он внимательно смотрит — сможем ли мы научиться ограничивать себя в том, к чему привыкли? Или же это — запредельный подвиг? Если нам сложно поместить себя в определенные рамки приходских инструкций, то, может, лучше честно идти шашлык постом есть — ибо такова наша реальная, а не самопридуманная, религиозность?…

Останется ли что-то от православия в храме — когда уберут аналойные иконы, перестанут целовать руки священникам, не будут помазываться освященным елеем, а Причастие будут давать каждому из рук в руки — как это и делали в ранней Церкви? Или для нас прежде всего бесконечно дорог наш, человеческий, крепко сидящий в сознании, обряд — даже с риском потерять живых людей?


И не за храмовые святыни Христос умирал. Даже не за сам храм как таковой. Он умирал за тех живых людей, которые сейчас стоят в храмах. Поэтому не ради себя, а ради ближнего моего я не буду целовать кивоты святых икон. Руку священника. Причащаться буду с широко открытым ртом, откинув голову назад — чтобы священник мог положить в рот частичку Святых Даров, и я не буду хватать и облизывать лжицу — а спокойно отойду и запью из одноразового стаканчика. И стоять буду в храме там, где есть свободное пространство — тоже ради ближнего моего.

И если появятся самые незначительные признаки простуды — кашель, насморк — даже понимая, что это вовсе не коронавирус, я останусь дома, чтобы не давать повода тем, чья вера не столь крепка, как моя. И делая так, я смогу увидеть иные, новые грани моего служения Христу — и вот тогда, без всякого сомнения, никакой вирус ко мне и близко не подступит — ибо Свет Христов куда действеннее, чем самое интенсивное кварцевание!…

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!


Можно ли заразиться коронавирусом в храме, как принять новые санитарные правила и не поддаваться панике — эти и другие вопросы обсуждает на своем YouTube-канале священник Павел Островский, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района Московской области.

Можно ли заразиться коронавирусом в храме, как принять новые санитарные правила и не поддаваться панике — эти и другие вопросы обсуждает на своем YouTube-канале священник Павел Островский, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района Московской области.

— Отец Павел, последняя прямая трансляция на вашем канале посвящена вопросам гигиены в период пандемии. Как вы к ним относитесь?

— Церковь всегда была на стороне медицины. Я считаю, что Бог устанавливает карантин, это Его прямое указание. Поэтому, конечно же, нужно соблюдать меры предосторожности, Церковь их всегда соблюдала и усиливала во времена оспы, холеры, чумы. Другое дело, что в России ситуация пока не столь критична.

Кстати, в нашем храме мы всегда принимали санитарно-гигиенические меры — протирали киоты, например. Сейчас еще предложено отказаться от целования икон и прочего, и мне кажется — это нормально.

Рассказы о том, что если ты причастишься, то не заболеешь, а уж тем более не умрешь, не соответствуют действительности. Заболеть и умереть можно по-разному.

В храме можно и просто заразиться — больные могут оказаться среди прихожан. А можно заразиться не в храме. В России ежегодно умирают от туберкулеза — тяжелой, крайне заразной болезни — около 28 тысяч человек. Туберкулез в открытой форме очень заразен, и эти люди среди нас могут ходить, и мы об этом даже знать не будем.

— Сегодня от некоторых православных христиан можно услышать, что соблюдение норм гигиены — маловерие. Откуда это?

Кстати, я большую часть своей жизни вообще иконы в храме не целовал. Хотя и родился в церковной семье. Был такой печальный момент, много что казалось лишним, и поэтому я просто проходил мимо. А когда ко мне пришло почитание, я снова стал прикладываться к иконам, этим я выражаю свое почтение. При этом моя вера никак не изменяется, не становится ни сильнее, ни слабее.

Поэтому, если человек причащается Святых Христовых Тайн и верует, что Господь его сохранит и ему не нужно протирание лжицы, то замечательно. Но если он знает, что какие-то братья и сестры, за которых Христос тоже умер на Кресте, соблазняются, переживают, то нужно помочь им устранить соблазн.


Священник Павел Островский на богослужении. Фото: instagram / pavelostrovski

— А как вы отвечаете тем, кто в резко негативной форме пишет и говорит, что вы собираетесь в храмах, причащаетесь, значит, распространяете вирусы?

— Я людям объясняю, что если бы в России каждый день заболевало по несколько тысяч человек, люди умирали, то, конечно же, нужно было бы еще больше снизить риски заражения. Например, служить на улице. То есть найти такие компромиссные варианты, чтобы и правда не способствовать распространению тяжелой болезни.

Но пока этого нет. И нам нужно успокоиться. У нас есть проблема, и мы должны ее профилактическими способами решить. Правильно закрыть границы, помещать на карантин всех, кто возвращается из-за рубежа, а также всех заболевших и тех, с кем они общались.

Но закрывать храмы, когда у нас открыто метро, вокзалы, гипермаркеты, было бы странно.

— Сегодня информация из разных источников так и льется. Как людям разбираться в услышанном, чтобы, с одной стороны, знать, что происходит, с другой — не паниковать?

— Сейчас многих переводят на удаленную работу, и наверное, ни у кого уже не возникнет сложностей с виртуальным общением. Ведь мы и так постоянно сидим в соцсетях.

— Здесь я занимаю довольно радикальную позицию: я не считаю общение через соцсети полноценным. Ты можешь договориться по интернету с человеком, но потом с ним встретиться и пообщаться лично. Или, бывает, ты уже знаешь хорошо человека, тогда можно дополнять личное общение сетевым. Мы же знаем примеры прошлых веков, когда человек общался со своим духовником сначала вживую, а потом — и через переписку.

Но сегодня, когда мы почти полностью заменили реальное общение на виртуальное, думать, что оно полноценное, — ошибка.

В какой-то момент я понял про себя, что я реально сумасшедший — потому что торчу в смартфоне, а не на улице.

И стал себя ограничивать, стараюсь каждый день гулять. Заметил, кстати, что в последнее время гуляет больше людей, пусть и разъединенно.

Я бы рекомендовал, даже когда не будет карантина, выходить на улицу вместо того, чтобы с кем-то общаться по социальным сетям. Наша душа нуждается в том, чтобы мы просто прошлись пешком, подышали свежим воздухом, посмотрели на живую природу. Ничего страшного, если мы не будем каждый день прозванивать всех своих знакомых или просматривать все социальные сети. Ведь когда не существовало телефона, общение было гораздо более качественным, хотя меньшим количественно.


Священник Павел Островский. Фото: instagram / pavelostrovski

Слушая рассказы родителей, которые были верующими уже в Советском Союзе, и общаясь с некоторыми священниками, которые служили в советские времена, я делаю вывод, что тогда прихожане были другими, им интересно было познавать. А сегодня у нас молитва по соглашению, цветочки от Матронушки — и глубже мало кто погружается.

— Для чего тогда вы ведете активную интернет-жизнь, онлайн-трансляции и так далее?

— Я все это делаю исключительно ради далеких от Церкви людей. Мой подход всегда был принципиально миссионерским. Если глубоко воцерковленный человек, выбирая между пророком Божьим Исайей и священником Павлом Островским, выбирает священника Павла Островского, то я хочу поздравить его: он сошел с ума! Очевидно же, что Божье слово принесет ему гораздо больше пользы, чем слова какого-то отца из интернета. Хочу заметить, что я сам не читаю православные блоги, поскольку не вижу для себя в этом никакой пользы.

Читайте также: