Нарушенные потребности пациента при хроническом гепатите

Обновлено: 24.04.2024

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности па­циента и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

• нарушение питания из-за снижения аппетита, анорексии;

• снижение интереса, познавательной активности к окру­жающей обстановке:

• риск нарушения целостности кожи из-за зуда, расчесов:

• дефицит жидкости в организме:

• снижение двигательной активности;

• нарушение физиологических отправлений (изменение цвета мочи, кала и его консистенции);

• психоэмоциональная неустойчивость, депрессия;

• беспокойство по поводу внешнего вида;

• дефицит общения со сверстниками;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

• изменение стереотипа жизни семьи;

• страх за ребенка;

• неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение в семье;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Сестринское вмешательство

1. Информировать пациента и его родителей о возможных причинах развития вирусного гепатита, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактике, возможном про­гнозе.

2. Организовать госпитализацию пациента с острой фор­мой вирусного гепатита, а по показаниям, с хроническим ге­патитом в специализированное отделение инфекционной больницы для получения квалифицированной медицинской помощи. Изолировать пациента до наступления клинико-лабораторной ремиссии.

3. Обеспечить пациенту постельный режим на период раз­гара заболевания, обосновать необходимость его соблюде­ния, объяснить критерии расширения режима. Создать спо­койную, доброжелательную обстановку, оберегать его от из­лишних волнений.

4. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (температуры, пульса, АД, ЧДД, состояния кожных покро­вов, слизистых, динамики размеров и плотности печени, ха­рактера физиологических отправлений). Следить за регуляр­ным опорожнением кишечника, при необходимости прово­дить очистительные клизмы (для предупреждения накопле­ния токсинов в кишечнике).

5. Своевременно выполнять назначения врача, наблюдать за эффективно-стью проводимой терапии. Заранее готовить ребенка к процедурам и манипуляциям (на понятном ему языке объяснять значение и последовательность их проведе­ния).

6. Побуждать ребенка к самоуходу (учитывая его возраст уровень интеллектуального развития), общаться с ним на­прямую, помочь осознать ему что, как, зачем и почему надо делать. Обучить его правилам личной гигиены: тщательно мыть руки до еды и после посещения туалета, следить за чис­тотой личных вещей, предметов ухода и одежды и др.

7. Регулярно проветривать помещение, где находится больной ребенок, предметы ухода и посуду подвергать де­зинфекции (3% раствором хлорамина), проводить влажную уборку помещений 2 раза в день с дезинфицирующими сред­ствами.

8. Постоянно оказывать психологическую поддержку ре­бенку и членам его семьи. Помочь ребенку в период расширения режима в организации досуга, учитывая его длитель­ное пребывание в стационаре, познакомить его со сверстни­ками по палате.

9. Ознакомить родителей ребенка с основными принципа­ми организации лечебного питания в домашних условиях, технологии приготовления блюд диетического питания в со­ответствии с диетой № 5. Кулинарная обработка пищи: от­варная, паровая. Пища должна быть физиологической, пол­ноценной, легко усвояемой. Большая часть суточного рацио­на белков должна вводиться с молочно-растительными про­дуктами. Жиры предпочтительнее использовать молочные (сметана, сливочное масло) и растительные (масло подсол­нечное, оливковое), исключаются тугоплавкие жиры. Суточ­ная калорийность поддерживается за счет обогащения диеты углеводами, рекомендуется обильное питье до 2-х литров в сутки в виде чая с медом и лимоном, отвара шиповника, со­ков (березового, виноградного, яблочного).

10. После выписки ребенка из стационара порекомендовать продолжить прием дегазированных минеральных вод низкой минерализации (Ессентуки №4, №20. Нарзан №7) в подогре­том до 40-50°С виде (из расчета 3 мл на 1 кг/массы), чередуя их с курсами фитотерапии: настоями из ромашки, зверобоя, горца змеиного, бессмертника, кукурузных рылец (1 ст. л. на 200 мл кипятка, настоять, употреблять по 1-2 ст. л. 3 раза в день). Курс по 10-14 дней.

11. В периоде реконвалесценции помочь родителям пра­вильно оценивать возможности ребенка, учитывая длительно сохраняющиеся астеновегетативные нарушения. Необходимо обеспечить ребенку рациональный режим с достаточным от­дыхом, лечебное питание в течение года, спокойные игры, не рекомендуется занятия физкультурой и спортом на протяже­нии 6-12 месяцев.

12. Убедить родителей продолжить диспансерное наблюде­ние за ребенком врачами - участковым педиатром, гастроэнтерологом, инфекционистом в течение 6 месяцев с регуляр­ным контролем общего состояния и биохимических показа­телей сыворотки крови.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение вирусным гепатитам.

2. Какие клинические формы выделяют при вирусных гепа­титах?

3. Дайте определение вирусному гепатиту А.

4. Какими свойствами обладает вирус гепатита А?

5. Какие существуют источники инфекции ВГА?

6. Каковы механизм и пути передачи при ВГА?

7. Каковы основные клинические проявления ВГА?

8. Какие лабораторно-диагностические методы проводятся при подозрении на ВГА?

9. Каков прогноз ВГА?

10. Дайте определение вирусному гепатиту Е.

11. Какими свойствами обладает вирус гепатита Е?

12. Какие существуют источники ВГЕ?

13. Каковы механизм и пути передачи инфекции ВГЕ?

14. Каковы основные клинические проявления ВГЕ?

15. Каков прогноз гепатита ВГЕ?

16. Какие профилактические и противоэпидемические меро­приятия проводят при этих формах гепатитов?

17. Дайте определение вирусному гепатиту В.

18. Какими свойствами обладает вирус гепатита В?

19. Какие существуют источники и пути передачи ВГВ?

20. Каков механизм развития гепатита и основные клиниче­ские проявления ВГВ?

21. Какие лабораторно-диагностические методы проводятся при подозрении на ВГВ?

22. Каков прогноз ВГВ?

23. Дайте определение вирусному гепатиту D.

24. Какими свойствами обладает вирус гепатита D?

25. Какие существуют источники и пути передачи ВГD?

26. Каков механизм развития и основные клинические про­явления ВГD?

27. Какие профилактические и противоэпидемические меро­приятия проводятся при этих формах гепатитов?

ВложениеРазмер
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 54.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовтельное учреждение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема «Сестринский уход

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….….3
  2. Организационно-методический блок:………………………………………..4
  1. Список литературы……………………………………………………………10
  2. Приложения…………………………………………………………………. 11

Методическое пособие включает в себя

  • организационно-методический блок
  • блок учебной информации
  • блок контроля

Рекомендации по работе с методическим пособием:

В содержании организационно-методического блока отражены конкретные цели, общие и профессиональные компетенции которыми должен овладеть студент. Блок включает внутрипредметные и межпредметные связи, структуру и содержание теоретического и практического занятия.

В структуре занятия дана мотивация темы, освещаются вопросы эпидемиологии и распространённости хранических гепатитов и цирроза печени, одновременно сделан акцент на актуализацию опорных знаний студентов по анатомии и физиологии органов пищеварения. Подробно освещены теоретические аспекты сестринского ухода при хронических гепатитах и циррозе печени.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи. Оценка общих и профессиональных компетенций проводится с применением инновационных технологий.

  • Закрепить знания студетов по сестринскму уходу при хронических гепатитах и циррозе печени, участию медицинской сестры в профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях при хронических гепатитах и циррозе печени.
  • Обеспечить формирование студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при хронических гепатитах и циррозе печени. Содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, самокоррекции учебной деятельности.

Формируемые общие и прфессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Тип практического занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности с использованием элементов проблемного обучения .

Место проведения занятия: кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения.

Количество часов на тему:

  • аудиторные, практические часы – 150 минут.
  • самостоятельная работа – 1 ч.

Методы и методические приемы обучения:

  • способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний;
  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • письменного контроля и самоконтроля.

ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", МДК 02.01. "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях", "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

ВложениеРазмер
vg_kiro.docx 111.81 КБ
sestrinskiy_uhod_pri_virusnom_gepatite.pdf 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ. МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

Выполнила: Давыдова Галина Михайловна,

преподаватель высшей квалификационной категории

слушатель группы 2-15 Впб

Травкина Наталья Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования ОГБУ ДПО КИРО

__________________ Травкина Н. Н.

В современных условиях значительно изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно – педагогических условий, позволяющих формировать

  • глубокие теоретические знания,
  • профессионально важные качества,
  • готовность к приобретению многофункциональных умений.

Актуальность проблемы формирования общей и профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена объективными потребностями общества, перспективой развития здравоохранения.

Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

  • Организация учебного кабинета доклинической практики (1 рабочее место на каждого студента или одно на двоих), имитация сестринского поста, процедурной, больничной палаты с соответствующим медицинским оснащением и документацией и есть первостепенная задача преподавателя.
  • Рациональное использование педагогических технологий, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи.

Наличие у студентов базовых знаний позволяет преподавателю максимально использовать активные и интерактивные технологии с целью создания условий для формирования ОК и ПК у студентов, совершенствовать практические навыки по уходу за инфекционными больными:

клинических задач, проблемных ситуаций,

  • игровые методы, тренинги на муляжах,
  • ИКТ.

На практических занятиях каждому студенту предлагается типичная задача, содержащая субъективные, объективные данные, эпидемиологический анамнез. Клинические симптомы, описанные в задаче обязательно иллюстрируются. Решенные задачи обсуждаются, анализируются.

В процессе решения задач и выполнения манипуляций детализируются фрагменты профессиональной деятельности, например, ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации" (кровь попала на слизистую оболочку глаза, на кожу руки), дает возможность преподавателю контролировать знания нормативных документов, умение работать с ними.

Используя один из принципов обучения "от простого к сложному" преподаватель уделяет внимание знанию медицинской терминологии. Повторяется терминология в определенной последовательности, чтобы обеспечить ее естественную интеграцию в изучаемую тему, построив на этом осознанное восприятие изучаемой патологии. Знание терминологии позволяет преподавателю оценить степень понимание студентами патологии от общей характеристики, этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, до исхода заболевания.

В основном структура практического занятия не претерпевает значительных изменений, но для достижения поставленных целей должны быть смещены акценты с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность студентов, организацию партнерства между участниками образовательного процесса.

Значимыми акцентами также являются усиление роли этапов мотивации, целеполагания и рефлексии.

Тема:"Сестринский уход при вирусном гепатите В"

Форма организации учебного процесса: практическое занятие (работа в микрогруппах, само- и взаимоконтроль.

Тип занятия : применение знаний и умений в моделируемых условиях.

  • Учебная- создать условия для осознанного выбора сестринских мероприятий по уходу за пациентом с диагнозом Вирусный гепатит В и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
  • Развивающая- развивать самостоятельное клиническое мышление, речь студентов, творческие способности личности, овладение приемами сестринской педагогики.
  • Воспитательная- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.

Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.

ПМ02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах". Сестринский уход в терапии. Лабораторная диагностика.

В результате изучения темы студент должен:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за пациентом с диагнозом: Вирусный гепатит;

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

вести утвержденную документацию.

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

принципы применения лекарственных средств;

Результаты освоения профессионального модуля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть

ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.

Место проведения : Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.

Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, вакцины, лабораторная посуда. Сан.пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал: тестовые задания, задачи.

Хронокарта практического занятия 315 мин.

1. Организационный момент - 3мин.

2. Мотивация темы - презентация "Анализ заболеваемости вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год - 7 мин.

3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 5 мин.

4.Контроль знаний 100 мин.

- контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);

5.Самостоятельная работа студентов – 150 мин.

- обсуждение вариантов решения(решали дома) ситуационной задачи - 45 мин.;

- выполнение манипуляций в моделируемых условиях- 40 мин.

- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации - 20 мин.

- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария" - 10 мин.

- выписывание рецептов - 20 мин.

Что такое гепатит А (болезнь Боткина)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 14 лет.

Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Маргарита Тихонова , научный редактор Сергей Федосов

Александров Павел Андреевич, инфекционист, гепатолог, паразитолог, детский инфекционист - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Вирусный гепатит А (Hepatitis A viruses, HAV) — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом гепатита А, клинически характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации, синдромом нарушения пигментного обмена, синдромами энтерита, холестаза, увеличением печени и в некоторых случая селезёнки, сопровождающееся нарушением функции печени, преимущественно доброкачественного течения.

Поражение печени вирусом гепатита А

Этиология

семейство — пикорнавирусы (Picornaviridae)

вид — вирус гепатита А (HAV)

Строение вируса гепатита А

Во внешней среде очень устойчив: при температуре окружающей среды около 4°C сохраняется несколько месяцев, при 2°C — несколько лет, при замораживании очень длительно, при комнатной температуре — несколько недель. В растворе хлорсодержащих средств (0,5-1 мг/л) гибнет в течение часа, при 2,0-2,5 мг/л — в течение 15 минут, ультрафиолетовое облучение приводит к гибели в течение минуты, при кипячении сохраняется до 5 минут. В кислой среде желудка не погибает.

Наиболее значимым маркером вирусного гепатита А являются антитела класса М (анти-HAV IgM), которые образуются в начальный период заболевания и выявляются до 5 месяцев. Появление анти-HAV IgG (маркера перенесённой ранее инфекции) начинается с 3-4 недели заболевания. Антиген вируса выявляется в каловых массах за 7-10 дней до начала манифестных (явно выраженных) проявлений болезни. [1] [2] [4]

Эпидемиология

Заражение гепатитом А происходит при контакте с источником инфекции — живым человеком (больной различными формами заболевания и вирусоноситель). Больные с типичными формами являются главным источником распространения вируса (от конца скрытого и всего желтушного периодов).

Ежегодно в мире регистрируется примерно 1,5 млн случаев заболевания (количество субклинических и бессимптомных форм сложно даже представить). Смертность по миру в 2016 г., по данным ВОЗ, составила 7134 человек [10] .

Условно существует территориальное распределение по уровням инфицирования населения: высокий, средний и низкий.

Районы с высоким уровнем инфицирования это преимущественно Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, Африка, Центральная Америка (плохие санитарные условия и низкий доход) — большинство населения к периоду взросления уже переболели и имеют иммунитет, вспышки болезни встречаются редко.

Районы со средним уровнем инфицирования — страны с переходной экономикой, развивающиеся, имеющие различия в санитарно-гигиенических условиях на территории одного региона, например Россия (большая часть населения к периоду взросления не болела и не имеет иммунитета к вирусу, возможны большие вспышки болезни).

Районы с низким уровнем инфицирования — развитые страны с высоким уровнем дохода и хорошими санитарно-гигиеническими условиями, например США, Канада, Европа, Австралия. Большинство людей не имеет иммунитета и не болела, вспышки случаются редко и чаще среди групп риска [7] .

В окружающую среду вирус выделяется преимущественно с фекалиями.

Механизм передачи: фекально-оральный (пути — водный, контактно-бытовой, пищевой), парентеральный (редко при переливании крови), половой (орально-анальный контакт).

Восприимчивость населения высокая.

Факторы риска заражения:

  • высокая скученность населения;
  • несоблюдение правил личной гигиены и правил хранения, обработки и приготовления продуктов питания;
  • неудовлетворительное состояние объектов водоснабжения;
  • бытовой очаг заболевания.

Кто находится в группе риска

  • путешественники (особенно в страны жаркого климата и с плохими социальными условиями);
  • гомосексуалисты;
  • люди, употребляющие наркотики (любые), алкоголики;
  • медработники (непривитые и не болевшие);
  • бездомные;
  • люди, имеющие постоянные контакты (в силу профессии или иных причин) с мигрантами из неблагополучных по гепатиту А регионов.

Характерна осенне-весенняя сезонность, повышенная привязанность к жарким южным регионам.

Иммунитет после перенесённого заболевания стойкий, пожизненный, то есть повторно заболеть нельзя [1] [3] [4] [7] [10] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы гепатита А

Заболевание начинается постепенно. Инкубационный период гепатита А протекает 7-50 дней.

Синдромы вирусного гепатита А:

  • общей инфекционной интоксикации;
  • нарушения пигментного обмена (желтуха);
  • энтерита (воспаление слизистой тонкой кишки);
  • холестаза (уменьшение количества желчи, поступающей в двенадцатиперстную кишку);
  • гепатолиенальный (увеличение печени и селезёнки);
  • отёчный;
  • нарушения функции печени.

Типичное течение болезни — это желтушная форма болезни средней степени тяжести (устаревшее название — желтуха или болезнь Боткина).

Начальный период болезни (преджелтушный) имеет продолжительность от 2 до 15 дней и может протекать по нескольким вариантам:

При осмотре обнаруживается увеличение печени и, в меньшей степени, селезёнки, чувствительность края печени, повышение ЧСС (пульса), носовые кровотечения. В конце периода моча темнее, а кал становится светлее.

Следующий период (желтушный) длительностью около 7-15 дней характеризуется снижением выраженности симптомов предшествующего периода (то есть с появлением желтухи самочувствие улучшается). Усиливается желтушное окрашивание склер, кожных покровов и слизистой оболочки ротоглотки. Моча приобретает цвет тёмного пива, кал белеет. Присутствует общая слабость, недомогание, плохой аппетит, чувство тяжести и переполненности в правом подреберье, больной расчёсывает себя из-за зуда кожи (лихенификация), появляются петехии (мелкие кровоизлияния) на коже.

Признаки желтушного периода гепатита А

При врачебном исследовании выявляется увеличение печени и селезёнки, явственно положителен симптом Ортнера (болезненность при поколачивании ребром ладони по правой рёберной дуге), гипотония (может быть и нормотония), токсическая брадикардия (снижение ЧСС), появляются периферические отёки, возможны боли в суставах (артралгии).

Далее при благоприятном течении заболевания (которое наблюдается в большинстве случаев) происходит регресс клинической симптоматики, осветление мочи и потемнение кала, более медленное спадение желтушности кожи, склер и слизистых оболочек.

Под нетипичным течением болезни подразумеваются лёгкие безжелтушные формы гепатита А (отсутствие симптомов или лёгкая слабость без желтухи, тяжесть в правом подреберье), фульминантные формы.

Факторы, увеличивающие риск тяжёлого течения гепатита А:

Последствия для беременных

У беременных гепатит А протекает в целом несколько тяжелее, чем у небеременных. Примерно в 36 % случаев возможно развитие слабости родовой деятельности, преждевременные роды (31-37 неделя) и послеродовые кровотечения. Вирус не проникает через плаценту, то есть какого-то специфического действия на плод не оказывает. В грудном молоке вирус не содержится [1] [2] [4] [7] .

Патогенез гепатита А

Воротами для проникновения вируса является слизистая оболочка органов желудочно-кишечного тракта, где происходит его первичное размножение в эндотелиальной выстилке тонкого кишечника и мезентериальных лимфоузлах.

Путь распространения гепатита А в организме человека

Далее происходит гематогенное распространение вирусных частиц и проникновение их в печень, где они локализуются в ретикулогистиоцитарных клетках Купфера и гепатоцитах. В результате этого происходит повреждение клеток:

  • проникновение вируса в клетку;
  • захват лизосомой;
  • разрушение белковой оболочки вируса;
  • сборка белков по программе вирусной РНК;
  • встраивание этих белков в цитолемму клетки;
  • образование патологических пор в оболочке клетки;
  • поступление внутрь клетки ионов натрия и воды;
  • баллонная дистрофия (разрушение ультраструктур клетки и образование крупных вакуолей) с последующим некрозом (его объём, как правило, ограничен);
  • гибель клетки и лимфоцитарная иммунная реакция, приводящая к основному объёму поражения.

Изменение клеток печени при гепатите А

В дальнейшем вирус попадает в желчь, с ней он проникает в кишечник и выводится в окружающую среду с фекалиями. Вследствие компетентных реакций иммунной защиты размножение вируса заканчивается, и он покидает организм больного. [2] [3] [4]

Классификация и стадии развития гепатита А

По степени разнообразия проявлений выделяют две формы гепатита А:

  • клинически выраженная (желтушная, безжелтушная, стёртая);
  • субклиническая (инаппарантная).

По длительности течения также выделяют две формы гепатита А:

  • острая циклическая (до трёх месяцев);
  • острая затяжная (более трёх месяцев).

Степени тяжести гепатита А:

  • лёгкая;
  • среднетяжёлая;
  • тяжёлая;
  • фульминатная (молниеносная).

Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра), заболевание подразделяют на три вида:

  • В15. Острый гепатит А;
  • В15.0. Гепатит А с печёночной комой;
  • В15.9. Гепатит А без печёночной комы. [2][4]

Осложнения гепатита А

Заболевание может привести к следующим осложнениям:

  • печёночная кома (дисфункция центральной нервной системы, связанная с тяжёлым поражением печени — встречается крайне редко);
  • холецистохолангит (выраженные боли в правом подреберье, нарастание желтухи и зуда кожи);
  • гемолитико-уремический синдром, преимущественно у детей (гемолитическая анемия, тромбоцитопения, острая почечная недостаточность);
  • развитие аутоиммунного гепатита I типа.

Гепатит А не приводит к формированию хронических форм, однако из-за выраженного воспалительного процесса возможно появление длительных резидуальных (остаточных) явлений:

  • дискинезия (нарушение моторики) желчевыводящих путей;
  • постгепатитная гепатомегалия (увеличение размеров печени из-за разрастания соединительной ткани);

Резидуальное явление в виде увеличения печени

  • постгепатитный синдром (повышенная утомляемость, аснено-невротические проявления, тошнота, дискомфорт в правом подреберье). [1][5]

Диагностика гепатита А

Методы лабораторной диагностики:

  • Клинический анализ крови — нормоцитоз или лейкопения, лимфо- и моноцитоз, нейтропения, СОЭ в норме или снижена.
  • Биохимический анализ крови — повышение общего билирубина и в большей степени его связанной фракции (реакция Эрлиха), повышение аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы, снижение протромбинового индекса, повышение тимоловой пробы (снижение альбуминов и повышение гамма-глобулинов), повышение гамма-глутамилтранспептидазы, щелочной фосфатазы и другие показатели.
  • Биохимический анализ мочи — появление уробилина и желчных пигментов за счёт прямого билирубина. Ранее, особенно в вооруженных силах, для выявления больных на начальной стадии практиковалось использование пробы Разина: утром производится опускание индикаторной полоски в мочу (при наличии уробилина она меняет цвет), и военнослужащий с подозрением на заболевание госпитализировался для углублённого обследования. Тест на уробилин становится положительным в самом начале заболевания — в конце инкубационного периода из-за болезни печёночной клетки.
  • Серологические тесты — выявления анти-HAV IgM и анти-HAV IgG методом ИФА (иммуноферментного анализа) в различные периоды заболевания и HAV RNA с помощью ПЦР-диагностики (полимеразной цепной реакции) в острый период.
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости — увеличение печени и иногда селезёнки, реактивные изменения структуры печёночной ткани, лимфаденопатия ворот печени.

Обследование лиц, бывших в контакте с больным

Лица, контактирующие с больным вирусным гепатитом А, подлежат осмотру врачом-инфекционистом с последующим наблюдением до 35 дней со дня разобщения с больным. Наблюдение включает термометрию, осмотр кожных покровов, определение размеров печени и селезёнки, а также лабораторное обследование (АЛТ, общий билирубин, антитела классов М и G к вирусу гепатита А вначале и через три недели от первичного обследования).

Дифференциальная диагностика проводится со следующими основными заболеваниями:

  1. в начальный период: ;
  2. гастрит, гастроэнтероколит;
  3. полиартрит;
  4. энтеровирусная инфекция;
  5. в желтушный период: ;
  6. псевдотуберкулёз; ;
  7. желтухи другой этиологии (гемолитическая болезнь, токсические поражения, опухоли ЖКТ и другие заболевания);
  8. гепатиты другой этиологии (вирусные гепатиты В, С, Д, Е и другие, аутоиммунные гепатиты, болезнь Вильсона — Коновалова и т.п.) [1][2][3][4][9] .

Лечение гепатита А

Этиотропная терапия (направленная на устранение причины заболевания) не разработана.

Медикаменты

В зависимости от степени тяжести и конкретных проявлений назначается инфузионная терапия с глюкозо-солевыми растворами, обогащёнными витаминами. Показано назначение сорбентов, препаратов повышения энергетических ресурсов, при необходимости назначаются гепатопротекторы, в тяжёлых случаях — гормональные препараты, препараты крови, гипербарическая оксигенация и плазмаферез.

Механизм плазмафереза при лечении гепатита А

Нужна ли госпитализация

В случае лёгких форм гепатита А лечение может проводиться на дому (при наличии условий). Госпитализация потребуется, начиная со среднетяжёлых форм, лицам групп риска по тяжёлому течению, пациентам с осложнёнными формами, беременным и детям. Каких-либо особенностей при дальнейшем лечении вирусного гепатита А у детей нет.

Режим постельный или полупостельный. При гепатите А нарушаются процессы образования энергии в митохондриях, поэтому предпочтителен длительный отдых.

Лечение в стационаре и выписка

Лечение гепатита А проходит в инфекционном отделении больницы. Выписка пациентов происходит после появления стойкой и выраженной тенденции к клиническому улучшению, а также улучшения лабораторных показателей.

Критерии выписки больных:

  • стойкая и выраженная тенденция к клиническому улучшению (отсутствие интоксикации, уменьшение размеров печени, регресс желтухи);
  • стабильное улучшение лабораторных показателей (нормализация уровня билирубина, значительное снижение уровня АЛТ и АСТ).

При неосложнённых формах реконвалесценты (выздоравливающие больные) подлежат наблюдению в течении трёх месяцев с осмотром и обследованием не реже одного раза в месяц. [2] [3] [6]

Физиотерапия

В фазе реконвалесценции, особенно при затяжных формах болезни, возможно применение физиотерапевтических методов лечения:

  • грязевых аппликаций на область правого подреберья;
  • акупунктуры;
  • массажа проекции области печени, желчного пузыря, желчевыводящих протоков.

Диета

Показана диета № 5 по Певзнеру — механически и химически щадящая, употребление повышенного количества жидкости и витаминов, запрет алкоголя. Исключается острое, жареное, копчёное, ограничивается кислое и соль. Все блюда готовятся на пару, тушатся, отвариваются и подаются только в тёплом виде.

Прогноз. Профилактика

Прогноз заболевания, как правило, благоприятный. Пациенты выздоравливают спустя 1-3 месяца после выписки из стационара. В редких случаях заболевание приобретает затяжной характер.

Критерии излеченности:

  • отсутствие интоксикации;
  • полная нормализация уровня билирубина, АЛТ и АСТ;
  • нормализация размеров печени и селезёнки;
  • появление в крови антител к вирусу гепатита А класса G (Anti-HAV-IgG).

Неспецифические мероприятия, позволяющие снизить количество случаев инфицирования:

  • обеспечение условий и факторов потребления безопасной питьевой воды (водоснабжение);
  • обеспечение и контроль за соблюдением утилизации сточных вод (канализационное хозяйство);
  • контроль за качеством обследования персонала, связанного с пищевой промышленностью;
  • контроль и соблюдение технологии хранения, приготовления и транспортировки пищевых продуктов и воды.

К личным профилактическим мерам относится тщательное мытьё рук после посещения туалета, смены подгузников, а также перед приготовлением или приёмом пищи.

Вакцинация

Специфическим профилактическим мероприятием является проведение иммунизации против гепатита А: практически у 100% привитых двукратно людей вырабатывается стойкий иммунитет, предотвращающий развитие заболевания. Вакцинация — это самый лучший способ предотвратить заражение.

Потребность в интерпретации лабораторных тестов при вирусных гепатитах больше, чем при других инфекционных заболеваниях, потому что многочисленные тесты, назначаемые при подозрении на вирусный гепатит, предназначены для решения различных задач.

Врачами СИТИЛАБ подготовлены информационные материалы по лабораторным тестам при вирусных гепатитах в помощь специалистам.

Гепатит А

Вирус гепатита А (HAV), семейство Picornaviridae, родHepatoviridae.

Распространён по всему миру, самая низкая заболеваемость в Северной и Центральной Европе.

Почти всегда фекально-оральным путём через загрязненную пищу. Например, в мидиях вирус может сохраниться в течение многих месяцев. Из-за гигиенических мер профилактики новые случаи инфекции стали редкими в Северной Европе. Встречающиеся случаи - чаще привозные.

Всегда острый гепатит, часто проходящий незамеченным у детей, живущих в эндемичных районах. У взрослых течение болезни более тяжёлое, в редких случаях приводит к печеночной недостаточности. Никогда не переходит в хроническую форму и никогда не вызывает цирроз печени. Вирус выделяется с калом.

Медицинский персонал, сантехники, рабочие водоканала, наркоманы. Жители эндемичных районов, особенно старшего возраста, путешественники. Инфицирование HCV-положительных пациентов вирусом гепатита А может привести к тяжёлой форме заболевания.

При активной иммунизации длительно сохраняется иммунитет (10 лет). Иммунизация может быть проведена даже перед поездкой. Возможна также пассивная иммунизация в случае контакта с зараженными людьми.

Диагностика гепатита А

Определяются антитела классов IgG и IgM. Скрининговый тест при подозрении на новую или прошлую инфекцию. В начале заболевания может быть отрицательным. Тест может также использоваться для оценки напряжённости иммунитета перед прививкой.

Положительный в случае новой инфекции. Следует отметить, что тест может быть положительным в течение двух лет после перенесенного гепатита A. Антитела к HAV класса IgM могут быть положительными в течение короткого времени после прививки. В редких случаях, например, инфекция вирусом Эпштейна-Барр, тест может быть сомнительным или слабо положительным.

При гепатите А РНК вируса может определяться в крови.

Гепатит В

Вирус гепатита В (HBV), ДНК-содержащий вирус, семейство Hepadnaviridae, род Orthohepadnaviridae.

Распространён по всему миру, самая высокая заболеваемость в Юго-восточной Азии и Африке. Распространённость в Центральной Европе - 1-2%. В России больны хроническим гепатитом В около 8 млн человек.

HBV наиболее часто передается при половых контактах. Возможна вертикальная передача плоду при родах, через кровь от больного (переливание крови, препаратов крови; татуировки; пирсинг; повреждения кожи). HBV может обнаруживаться во всех жидкостях организма. Самая высокая концентрация вируса определяется в крови (до 1000 блн. инфекционных частиц/мл). Попадание в кровь приблизительно 10 вирусов достаточно для инфицирования.

2-3 месяца, в единичных случаях до 1 года.

HBV может вызывать как острый, так и хронический гепатит. Клиническое течение острого гепатита может быть различным от инапарантной формы (носительство) до молниеносного течения. Приблизительно у 10% инфицированных гепатит В протекает в хронической форме, выделяют хроническую инфекцию без клинической активности и хронический гепатит В. Приблизительно у 10% больных хроническим гепатитом В развивается цирроз печени. Кроме того, больные хроническим гепатитом В имеют высокий риск развития гепатоцеллюлярной карциномы.

Медицинский персонал, лица, перенёсшие переливание крови, реципиенты органов и тканей, диализные больные, лица, имеющие контакты с больными гепатитом В, новорождённые, рожденные от больных матерей, жители домов инвалидов и престарелых.

Иммунизация является успешной, если титр антител кHBsAg 100 мМЕ/мл или больше спустя 4-8 недель после третьей прививки. В этом случае иммунитет к заболеванию может сохраняться достаточно долго (по крайней мере, 10 лет). Лицам, у которых после 3-х должным образом проведённых прививок, через 8 недель титр антител к HBsAgне повысился, необходимо провести повторную вакцинацию (другой вакциной или большими дозами). Все новорождённые и подростки между 12 и 14 годами должны быть привиты, так же как и лица, входящие в группу риска. До проведения вакцинации необходимо провести исследование на антитела к HBsAg, если титр антител меньше 10 мМЕ/мл, то необходима срочная вакцинация.

Диагностика гепатита В

При гепатите В возможно определение антител, антигенов и ДНК вируса.

Поверхностный белок вируса гепатита В, обнаруживается в сыворотке в трех различных формах: на поверхности неповрежденных инфекционных частиц, или как свободный протеин (нитевидный или сферический). Основной маркер острого и хронического гепатита В. В большинстве случаев HBsAg обнаруживается уже в инкубационном периоде и при остром течении гепатита выявляется в крови в течение 5-6 месяцев. Обнаружение поверхностного антигена вируса гепатита В дольше 6 месяцев после начала заболевания свидетельствует о возможной хронизации процесса. Возможно пожизненное носительство HBsAg. Из-за наличия различных форм HBsAg в сыворотке, при его обнаружении невозможно дифференцировать заболевание и HBsAg-носительство. Для этого необходимо провести дополнительные исследования (определение ДНК вируса гепатита В, HBeAg и антител к HBeAg).

Методы иммуноферментного анализа, применяемые для определения HBsAg в сыворотке крови, являются скрининговыми и в очень редких случаях могут давать ложноположительные результаты. Поэтому в случае получения положительного результата для подтверждения его специфичности специалисты лаборатории ставят подтверждающий тест - повторное исследование сыворотки крови пациента с иммуноингибированием и разведением. Исследование проводится для подтверждения положительного результата исследования на HBsAg.

Показатель наличия иммунитета к вирусу гепатита В, проводится перед вакцинацией и через 4-8 недель после вакцинации для контроля за эффективностью вакцинации.

Антитела к HBcAg класса IgM выявляются в сыворотке при остром гепатите и реактивации хронического гепатита. При молниеносной форме течения заболевания только этот тест может давать положительный результат.

Определение антител к НBcAg класса IgG применяют в целях диагностики текущего или перенесенного в прошлом гепатита В. Однако наличие антител не дает возможности дифференцировать острую, хроническую или перенесенную в прошлом инфекцию.

HBeAg - маркер активной репликации вируса гепатита B. HBеAg является продуктом распада сердцевинного антигена вируса гепатита В (НBсAg).

Является показателем начала сероконверсии, свидетельствует о прекращении репликации вируса. Однако обнаружение антител к HBeAg не всегда является показателем отсутствия инфекционности. Иногда возможно появление мутантной, дефектной HBeAg-отрицательной формы вируса, то есть вирус данный антиген синтезировать не способен или синтезирует в малых количествах, при этом, хотя в крови обнаруживаются антитела к HBeAg, высокая репликативная активность вируса сохраняется.

Определяется ДНК вируса гепатита В в крови. При положительном результате исследования необходимо провести количественное исследование.

Определяется количество копий ДНК вируса гепатита B в 1 мл крови (вирусная нагрузка). Исследование проводится для контроля за эффективностью лечения.

Гепатит С

РНК-содержащий вирус, семейство Flaviviridae. В настоящее время выделяют 8 генотипов (1-7, 10) с многочисленными подгруппами.

Распространён повсеместно, наиболее высокая заболеваемость в Южной Азии, Египте и Центральной Африке. По данным Robert-Koch-Institute (RKI). гепатит С является причиной 20% острых гепатитов, больше чем 40 % всех случаев цирроза печени, 70-85% хронических гепатитов и 60% всех опухолей печени.

Как и при гепатите В, заражение происходит при переливании крови и продуктов крови. Передача инфекции половым путём не играет значительной роли; перинатальная передача низка (4%). Возможно заражение при инъекциях, аутогемотерапии, через инструменты стоматолога, при эндоскопии.

6-12 недель, иногда до 1 года.

Острый гепатит С часто имеет умеренное клиническое течение и остается незамеченным, у 85% заболевших развивается хронический гепатит и у 20% больных хроническим гепатитом развивается цирроз печени. Характерной особенностью клинического течения заболевания является небольшое увеличение активности трансаминаз, которое часто не связывают с возможностью вирусного гепатита. Это приводит к поздней диагностике заболевания.

Медицинский персонал, лица после переливания крови, диализные пациенты, дети, рождённые от матерей, больных гепатитом С.

В настоящее время вакцин нет.

Диагностика гепатита С

Антитела к HCV обычно определяются спустя 6-8 недель после инфицирования. В единичных случаях позже. Отрицательный результат не исключает недавно приобретенную инфекцию HCV. Положительный результат может свидетельствовать об остром или хроническом гепатите С. Данное исследование не позволяет различить острый и хронический гепатит, а также стадию выздоровления после гепатита С. Антитела к HCV необходимо определять у всех пациентов с незначительным повышением активности трансаминаз и у людей, относящихся к группе риска.

Определение суммарных антител к вирусу гепатита С является скрининговым тестом для диагностики заболевания. В случае получения положительного результата для подтверждения его специфичности используют подтверждающий тест - определение широкого спектра антител к белкам специфичным для вируса гепатита С (сore, NS1 NS2, NS3, NS4, NS5) в сыворотке крови больного. Исследование считается положительным, если выявляются антитела к 2 или более белкам вируса гепатита С. Подтверждающий тест на антитела к вирусу гепатита С используют для подтверждения специфичности скринингового метода.

Положительный результат может свидетельствовать об остром гепатите С или обострении хронического гепатита С. Отрицательный результат свидетельствует о том, что гепатит С не выявлен (при отрицательном результате исследования суммарных антител к гепатиту С), или у пациента хронический гепатит С вне обострения (при положительном результате исследования суммарных антител).

Определяется РНК вируса гепатита С в крови. Положительный результат свидетельствует о репликации вируса. При положительном результате должно проводиться количественное исследование, чтобы определить степень виремии. Метод выбора - так называемый "Real time" ПЦР. РНК вируса необходимо определять в случае положительного результата исследования на антитела, кроме того, и при отрицательном результате, если подозревается гепатит С (особенно в случае диализных пациентов). Исследование на РНК вируса гепатита С показано для новорожденных, рождённых от матерей больных гепатитом С. Так как у новорожденных в крови могут определяться материнские антитела, по этой причине обнаружение антител к HCV не может использоваться у этой категории пациентов.

Исследование проводится для определения вирусной нагрузки.

Определяется генотип вируса для выбора схемы лечения. В настоящее время в лабораторной практике определяется 5 генотипов.

Гепатит D

Дефектный РНК-содержащий вирус. Для репликации необходим вирус гепатита В. Обнаруживается только у лиц, инфицированных вирусом гепатита В.

Низкий уровень заболеваемости в Северной Европе; более высокий в Средиземноморских странах и в странах Черноморского региона; высокая заболеваемость в Центральной Африке и Южной Америке.

Как и гепатит B, парентеральным путем, при переливании зараженной крови или при сексуальных контактах.

Несколько недель или месяцев.

В случае коинфекции (одновременное заражение гепатитом B и гепатитом D) - острый гепатит с очень тяжёлым клиническим течением, часто наблюдается высокая смертность. В случае суперинфекции (заражение вирусом гепатита D HBV-положительных пациентов) развивается хронический гепатит с более тяжёлым течением, чем просто хронический гепатит B.

Такие же, как и для гепатита B, и лица, проживающие в эндемичных областях.

В настоящее время вакцин против гепатита D нет, но иммунизация против гепатита B защищает от инфицирования.

Диагностика гепатита D

Определяются IgG и IgM антитела. Скрининговое исследование назначается, если подозревается новая или хроническая инфекция. Антитела к HDV обнаруживаются спустя 1-2 недели после появления клинических признаков заболевания.

РНК к вирусу гепатита D обнаруживается в крови при появлении клинических признаков заболевания. Как правило, результат исследования на ДНК вируса гепатита В в этот период отрицательный.

Гепатит Е

РНК-содержащий вирус семейства Caliciviridae.

Высокая заболеваемость встречается в Центральной Америке, Южной Азии и в некоторых регионах Африки.

Как и у гепатита А - фекально-оральный.

Острый гепатит, который никогда не переходит в хроническую форму. У беременных женщин может развиться тяжёлый гепатит с молниеносной формой клинического течения с высокой летальностью.

Жители эндемичных районов, путешественники.

Вакцин в настоящее время нет.

Диагностика гепатита Е

Обнаружение антител класса IgM к вирусу гепатита Е свидетельствует об острой стадии гепатита Е. Антитела к вирусу гепатита Е IgM выявляются в крови после появления желтухи. Чувствительность данного исследования, по данным литературы, составляет более 93%. Отрицательный результат исследования не исключает инфицирования вирусом гепатита Е. Показания к назначению исследования: наличие клинической картины заболевания или лабораторных данных (повышение АЛТ, АСТ, билирубина), обследование в эндемичных районах.

Антитела класса IgG к вирусу гепатита Е появляются в период разгара заболевания. Антитела класса IgG могут исчезать после перенесенного заболевания в течение 6 месяцев, но у некоторых лиц могут определяться в крови до 6-8 лет и более. Показания к назначению исследования: диагностика гепатита Е, проведение эпидемиологических исследований.

Читайте также: