Нефть китай коронавирус экономика

Обновлено: 24.04.2024

После пандемии коронавируса внутренний спрос на нефть в Китае полностью восстановился. В мае и июне китайские компании воспользовались падением цен и закупили за рубежом рекордные объемы нефти. Зависимость от импорта выросла до критического уровня. Пекин стимулирует собственную добычу и диверсифицирует источники поставок. Благодаря наколенным запасам, Китай получил возможность влиять на мировой рынок нефти. Bloomberg сообщило об отгрузке за рубеж первой партии нефти из хранилищ INE (Шанхайской международной энергетической биржи).

КИТАЙ ОПРАВИЛСЯ ОТ КОРОНАВИРУСА

Из-за жесткого режима самоизоляции во время пандемии короновируса в Китае значительно сократился спрос на нефтепродукты и, как следствие, упали объемы нефтепереработки. Наибольшее падение произошло в феврале, когда китайские НПЗ переработали около 10 млн барр./сут. В последующие месяцы по мере смягчения режима самоизоляции спрос на нефтепродукты начал быстро восстанавливаться. Во время пандемии коронавируса образовался отложенный спрос, что привело к скачку спроса на нефтепродукты в мае и июне на внутреннем рынке.

Согласно оценкам Национального бюро статистики КНР, в июне первичная переработка нефти в стране достигла рекордного показателя 57,87 млн тонн (14,08 млн барр./сут.). Предыдущий рекорд был установлен в мае, когда китайские НПЗ переработали 13,63 млн барр./сут.

В мае Китай даже стал нетто-импортером нефтепродуктов впервые с начала 2014 года: импорт составил 3,93 млн тонн, а экспорт – 3,89 млн тонн. В июне Китай вернул себе статус нетто-экспортера нефтепродуктов, но экспорт превысил импорт всего на 0,37 млн тонн. Из-за роста потребления внутри страны экспорт нефтепродуктов в прошлом месяце сократился на 29% по сравнению с июнем 2019 года.

В результате, внутренний спрос на нефть в Китае полностью восстановился. В январе-июне объем первичной переработки нефти в стране составил 319,09 млн тонн (12,8 млн барр./сут.) – на 0,6% больше по сравнению с тем же периодом 2019 года.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА НЕФТИ

Китайские компании воспользовались обвалом нефтяных цен и значительно увеличили закупки нефти за рубежом. По данным Главного таможенного управления КНР, импорт нефти в июне 2020 года вырос на 34,4% в годовом исчислении, достигнув 53,18 млн тонн (12,9 млн барр./сут.). В июне был обновлен рекорд, установленный в мае, когда поставки нефти в Китай составили 11,34 млн барр./сут.

Импорт в июне мог быть еще больше, но не все танкеры смогли разгрузиться в прошлом месяце, поскольку китайские порты не справляются с возросшими морскими поставками.

Несмотря на снижение импорта в первом квартале – в марте поставки упали до 9,72 млн барр./сут., самого низкого показателя в этом году – во втором квартале спрос на импортную нефть в Китае восстановился и превысил показатели до пандемии коронавируса. В первой половине 2020 года совокупный объем поставок нефти достиг 268,75 млн тонн (10,8 млн барр./сут.) – на 9,9% больше, чем январе-июне прошлого года.

Зависимость Китая от импорта энергоносителей – прежде всего нефти – значительно выросла в последние годы, что вызывает обеспокоенность Пекина. Китайские власти оказывают всестороннюю поддержку отечественным компаниям с целью увеличения собственной добычи нефти, несмотря на высокую себестоимость производства. Сейчас добываемая в Китае нефть стоит существенно дороже, чем импортная.

По данным китайского информационного агентства Caixin, в 2019 году добыча в Китае выросла на 0,8%, превысив 190 млн тонн. Рост произошел впервые после 2015 года, когда добыча достигла рекордного уровня 214,55 млн тонн. Согласно планам Национального энергетического управления КНР, добыча нефти в стране вырастет в этом году минимум на 1% в годовом исчислении. Для достижения этой цели Пекин направляет усилия китайских нефтегазовых компаний на разработку нефтегазовых месторождений в заливе Бохай, бассейне Эрдос и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе – самом западном регионе Китая.

В январе-июне 2020 года в стране было добыто 97,15 млн тонн (3,9 млн барр./сут.) – на 1,7% больше, чем за тот же период прошлого года.

НАКОПЛЕННЫЕ ЗАПАСЫ ПОЗВОЛЯЮТ ВЛИЯТЬ НА РЫНОК

В первом полугодии совокупное предложение нефти, импорт и собственная добыча, превысило объем переработки всех китайских НПЗ в среднем на 1,9 млн барр./сут. Вся избыточная нефть поступила в хранилища, которые были созданы государственными и частными компаниями. Западные эксперты периодически сообщают о скором полном заполнении существующих хранилищ, но они недооценивают мощности и возможности Китая строить новые нефтяные хранилища. Однако китайские компании закупают все больше нефти, но дефицита мощностей для хранения сырья не возникает.

По оценкам компании Kpler, в конце прошлого месяца свободные мощности нефтехранилищ, принадлежащих частным и государственным компаниям, а также INE (Шанхайской международной энергетической бирже), составляли около 330 млн барр. Более того, во втором полугодии планируется ввести в эксплуатацию новые хранилища мощностью 74,85 млн барр. Если оценки Kpler верны, то китайские компании продолжат закупать рекордные объемы нефти за рубежом при благоприятной рыночной конъюнктуре.

Благодаря накопленным запасам Китай получил рычаги влияния на мировой рынок нефти. Агентство Bloomberg напугало участников рынка, сообщив о намерении Пекина продать часть накопленных объемов и обрушить нефтяные цены. Такой вывод эксперты американского агентства сделали после того, как китайская компания совершила обычную рыночную сделку – продала 1 млн барр. нефти (танкерная партия объемом 135 тыс. т) из хранилищ INE. На бирже за юани были куплены поставочные фьючерсы на нефть, когда цена была низкой, сформирована танкерная партия и продана за рубеж, когда нефть подорожала. Ликвидность поставочных фьючерсов на нефть на INE значительно повысилась во время обвала нефтяных цен в апреле, что свидетельствует об эффективности механизма торгов на Шанхайской бирже.

С ДУМОЙ О БУДУЩЕМ

Зависимость Китая от импорта энергоносителей постоянно растет и по результатам января-июня этого года превысила 84%. Несмотря на увеличение доли ВЭИ в энергобалансе Китая, критическая зависимость от импорта энергоносителей сохраняется. В связи с этим Пекин стремится диверсифицировать источники поставок нефти и обеспечить их максимальную надежность.

Больше всего нефти в Китай поставляется из стран Персидского залива. Пекин наращивает свое присутствие в этом регионе – прежде всего в Ираке, который является третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай после Саудовской Аравии и России. В первом полугодии поставки иракской нефти в Китай превысили 1,3 млн барр./сут. Иракский сорт Basra является одним из шести ближневосточных сортов нефти, которые торгуются на INE. На бирже осуществляются сделки с поставочными контрактами на нефть. Цены на нефть формируются и расчеты производятся только в юанях – национальной валюте, эмитируемой Народным банком Китая.

Вопреки санкциям США Китай продолжает экономическое сотрудничество с Исламской республикой Иран и готов увеличить импорт нефти из этой страны. Между Пекином и Тегераном было заключено 25-летнее соглашение в рамках геополитического проекта "Один пояс, один путь". В рамках этого соглашения, Китай обязался инвестировать в нефтегазовую и нефтехимическую отрасли Исламской республики $280 млрд в течение первых пяти лет. В обмен Китай получил приоритетное право на участие в аукционах по продаже нефтегазовых активов. Китайские компании смогут закупать любую нефтегазовую продукцию (нефть, природный газ и нефтепродукты) с гарантированной скидкой в 12 % от средней цены за 6 месяцев на эталонные сорта нефти и соответствующие виды нефтепродуктов. Более того, для компенсации рисков может быть предоставлена дополнительная скидка в размере 8 % и отсрочка платежа сроком до двух лет. Расчеты за иранскую нефть могут осуществляться в юанях и "мягких валютах", включая российские рубли.

Китай продолжает закупать нефть у Венесуэлы, которая также находится под санкциями США. Поставки осуществляются через третьи страны с перегрузкой в море, поэтому в официальной статистике данные об импорте венесуэльской нефти отсутствуют.

Из-за обострения отношений между Пекином и Вашингтоном поставки по морю находятся под угрозой и могут быть заблокированы США.

Самым надежным поставщиком нефти в Китай является Россия. Российская нефть поставляется по морю и по трубопроводам Восточная Сибирь – Тихий океан и Атасу – Алашанькоу через Казахстан. Пропускная способность трубопроводов в Китай позволяет осуществлять поставки в объеме 800 тыс. барр./сут. По предварительным данным, в июне Россия опередила Саудовскую Аравию и вновь стала крупнейшим экспортером нефти в Китай. В прошлом месяце Саудовская Аравия повысила цены на свою нефть для азиатских потребителей и сократила поставки в Китай более чем на 1 млн барр./сут.

В апреле и мае китайские компании закупили большие объемы российской нефти сорта Urals в балтийских портах. В результате, цена на Urals повысилась и торговалась с премией с эталонному сорту Brent. В первом полугодии средний объем поставок российской нефти в Китай превысил 1,7 млн барр./сут.

Объемы нефтепереработки в Китае восстанавливаются после резкого падения из-за коронавируса

Как сообщает Bloomberg, государственные и частные НПЗ в КНР увеличат переработку нефти примерно на 300 тыс. барр./сутки на этой неделе после аналогичного увеличения неделей ранее.
Таким образом, общие объемы нефтепереработки в стране достигнут примерно 10,6 млн барр./сутки нефти, что означает восстановление с середины февраля 2020 г., когда мощности упали на 25% из-за падения потребления.

Увеличение объемов нефтепереработки является дополнительным признаком того, что Китай медленно, но верно добивается прогресса в возвращении экономики к работе после предпринятых усилий по сдерживанию распространения коронавируса.
Во 2 м полугодии 2019 г. НПЗ Китая перерабатывали в среднем 13,4 млн барр./сутки нефти.

За 2 с небольшим месяца новый для всего мира коронавирус, изначально появившийся в Китае, распространился на 72 страны, унес жизни свыше 3 тыс. человек и стал 1 м из основных факторов влияния для различных сфер мировой экономики.
Рынок нефти не стал исключением.
В середине февраля 2020 г. ряд НПЗ в Китае, 2 м по величине потребителе в мире и крупнейшем импортере нефти, резко снизили объемы переработки из-за снижения потребления нефтепродуктов в результате сокращения мобильности, промышленного производства и авиаперевозок.
По данным ЦДУ ТЭК, экспорт российской нефти в Китай в феврале 2020 г. упал на 35% год к году (YoY).
Властям КНР удалось локализовать распространение вируса внутри страны, однако новыми очагами распространения коронавируса становятся другие азиатские страны, такие как Япония и Южная Корея.
Также большое количество заразившихся в Иране и Италии.

Сокращение спроса на нефть негативно влияет на мировые цены, в результате чего ОПЕК решила решила обсудить необходимость принятия дополнительных мер по сокращению добычи нефти.
Встреча министров стран альянса ОПЕК+ запланирована на 4-6 марта 2020 г. в секретариате ОПЕК.
При этом сам секретариат ОПЕК из-за коронавируса перевел большую часть сотрудников на удаленный режим работы.
По отношению к приезжим делегациям ОПЕК также применит меры безопасности.
В частности, в здании планируется установить тепловизоры для измерения температуры участников процесса, будет дежурить медперсонал.

Стоимость нефти марки Brent на стыке 2019- 2020-го продемонстрировала уверенный рост на фоне улучшения общемирового сегмента: США и Китай обсудили все нюансы торгового соглашения и пришли к перемирию в торговой войне, а ФРС смягчила риторику в отношении монетарной политики.

На сегодняшний день количество зараженных достигло 42 670 человек. С момента появления информации о первом заболевшем прошло около месяца. Этот период стал непростым как для нефтедобывающих организаций, так и для мирового рынка энергоресурсов в целом.

Аналитики Citigroup подсчитали, что из-за коронавируса пассажиропоток Китая рухнул на 70%, а объем грузовых перевозок практически на 40%. Причиной снижения котировок нефти стало также замедление деловой активности, отражающей увеличение скорости распространения эпидемии, приводящей и к падению потребительского спроса.

Это вкупе с погодным фактором, проявившимся в аномально теплой зиме, как писало агентство Bloomberg, создало дополнительную неопределенность в деятельности нефтедобытчиков и в мировой энергетике. Также издание упоминало, что в остальном мире в связи с коронавирусной паникой спрос на нефть снизился на 3%.

То же Bloomberg, ссылаясь на анонимные источники, назвало обвал спроса на углеводороды крупнейшим с момента глобального кризиса 2008–2009 годов и самым резким с 11 сентября 2001 года, когда были взорваны башни-близнецы в Нью-Йорке.

Экспертное сообщество не дает точных прогнозов о сроках прекращения влияния коронавируса на котировки нефти, предполагая лишь то, что эпидемия продлится в течение нескольких недель.

Коронавирус "уронил" китайский рынок

На сегодняшний день зафиксировано падение китайского рынка на 20%. Понижение прогнозов роста глобального ВВП, которое прогнозируют аналитики, может негативно сказаться на Германии, Австралии и России.

Острая фаза развития ситуации с коронавирусом в начале эпидемии обвалила цены на нефть на 17%. Сильнее из-за вспышки заболевания цены падали в феврале-марте 2003 года во время распространения тяжелого острого респираторного синдрома – тогда снижение достигло 31%. Кроме того, реакция цен на нефть на эпидемию коронавируса оказалась сильнее, чем в июне 2009 года во время бесчинства свиного гриппа.

Особенно показательным стало начало февраля 2020 года, когда стоимость фьючерсов на нефть марки Brent спустилась до минимума за последние 13 месяцев.

На фоне таких изменений аналитики Citigroup предупредили о том, что рынку стоит ждать снижения до $47 за баррель нефти Brent. Однако Алексей Анпилогов назвал такой прогноз несбыточным.

Альянс ОПЕК+ и сокращение добычи нефти

Коронавирус заставил технический комитет ОПЕК+ по итогам встречи 4-6 февраля дать рекомендации странам ограничить добычу нефти еще на 600 тысяч баррелей в день и продлить действующие ограничения до конца 2020-го. Именно в таком количестве, по оценке экспертов, возникнет избыток предложения на рынке.

Таким образом, ужесточение сделки сопровождается послаблениями, и реальный эффект для физического рынка нефти может оказаться не столь существенным. Участники ОПЕК+ нуждаются в ней, поскольку из-за роста добычи на американских континентах цены на нефть могут оказаться ниже пороговых значений, при которых балансируются бюджеты нефтеэкспортирующих государств.

«Сделка ОПЕК+ и соглашение с Россией повлияют на рост рыночной стоимости нефти. В самом начале возникновения этой идеи, организация стран–экспортеров нефти не отвечала последовательности в своих решениях. Сейчас Российская Федерация вынужденно согласовывает в рамках сделки объемы добычи энергоресурса.

Ранее министр энергетики РФ Александр Новак заявлял, что ситуация с коронавирусом существенно не повлияет на мировой баланс спроса и предложения, снижение потребления нефти в мире в 2020 году может составить 150-200 тысяч баррелей в сутки.

Москва не поддержала предложение ОПЕК+ дополнительно сократить добычу нефти еще на 600 тысяч баррелей в сутки. В настоящее время действует посуточное ограничение по добыче в 1,7 млн баррелей. Однако рекомендация технического комитета не носит обязательный характер.

Сейчас ситуация с коронавирусом, считают в экспертном сообществе, достигает на пика, что свидетельствует о снижении ее влияния на рынок нефти уже в конце февраля 2020 года. После этого карантинные меры начнут переходить к положительному эффекту для мировой экономики.

Вероятнее всего, к концу эпидемии коронавируса уровень добычи нефти, а также ее стоимость на мировом рынке, вернется к существовавшему до вспышки уровню – около $70 за баррель. В ином случае, если ситуация с коронавирусом не стабилизируется к указанной выше дате, стоимость барреля нефти марки Brent может упасть до $50, но не ниже.


Вспыхнув в декабре 2019 г. в китайской провинции Хубэй при до сих невыясненных обстоятельствах, эпидемия коронавируса нового типа 2019-nCoV превратилась в главное экономическое и социальное событие первых месяцев нового года. Превзойдя по темпам распространения эпидемии SARS 2002–2003 гг. и свиного гриппа 2009–2010 гг., коронавирус 2019-nCoV не только парализовал экономическую жизнь Китая, но и оказал весьма ощутимое отрицательное влияние на мировую торговлю. Рынок нефти оказался одной из главных жертв — первые пять недель в 2020 г. нефтяные котировки непрестанно падали, ознаменовав самый отрицательный тренд с ноября 2018 г., подтолкнув нефтедобывающие страны и картель ОПЕК+ к существенной корректировке прежнего курса.

Возникает мысль, что до тех пор, пока китайский спрос не нормализуется, Венскому альянсу ОПЕК+ следует в еще большей степени урезать объемы добычи для вывода котировок на более комфортный уровень в 60–65 долл. за баррель. Слухи о таком сценарии стали расползаться практически сразу после того, как стало понятно, что эпидемию не получится быстро взять под контроль. Есть основания полагать, что официальная Москва не будет готова опускать планку еще ниже, а сокращение будет осуществляться лишь силами Саудовской Аравии, ОАЭ и, возможно, других ближневосточных стран. Вдобавок ко всему прочему падение котировок WTI до текущего уровня в 52–54 долл. за баррель, фактически до точки безубыточности большой части американской добычи вне Пермского бассейна, скажется на прибыльности разработки сланцев и может затормозить прирост добычи нефти в США до нуля в 2021 г.

Вспыхнув в декабре 2019 г. в китайской провинции Хубэй при до сих невыясненных обстоятельствах, эпидемия коронавируса нового типа 2019-nCoV превратилась в главное экономическое и социальное событие первых месяцев нового года. Превзойдя по темпам распространения эпидемии SARS 2002–2003 гг. и свиного гриппа 2009–2010 гг., коронавирус 2019-nCoV не только парализовал экономическую жизнь Китая, но и оказал весьма ощутимое отрицательное влияние на мировую торговлю. Рынок нефти оказался одной из главных жертв — первые пять недель в 2020 г. нефтяные котировки непрестанно падали, ознаменовав самый отрицательный тренд с ноября 2018 г., подтолкнув нефтедобывающие страны и картель ОПЕК+ к существенной корректировке прежнего курса.

Китай: кошмарное полугодие

Даже до того как вспыхнул коронавирус, Пекин испытывал трудности в корректировке экономического курса — темпы экономического роста замедляются уже не первый квартал и упали до самого низкого с начала 1990-х гг. уровня, темпы продаж автомобилей падают, и правительственные планы по активизации внутреннего спроса доселе не оправдывают надежд. К тому же, коронавирус ударил по Поднебесной в худший момент — как раз в преддверии Китайского Нового Года, когда пассажирские авиа- и автоперевозки достигают пика. Транспортное топливо составляет почти половину китайского спроса на нефтепродукты; ввиду ограничений на передвижение, введенных китайскими властями, спрос на все виды топлива упал на 50% в январе-феврале 2020 г.

График 1. Импорт нефти КНР в 2010–2020 гг. (в млн барр. в день).


Источник: Таможенная служба КНР, Thomson Reuters, данные и прогноз автора.

Нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на морском побережье, как правило имеют большую направленность вовне, поэтому в данном случае следует ожидать сокращения выпуска не более чем на 10–15%. Стоит также отметить, что ввиду официальных ограничений на передвижение и ведение экономической деятельности запланированные на 2020 г. плановые ремонтные работы на китайских НПЗ вряд ли смогут быть завершены — их придется провести в апреле-мае текущего года. Таким образом, быстрого восстановительного скачка в плане спроса на нефть ожидать не следует — по всей видимости, возврат к прежним объемам импорта и нефтепереработки следует ожидать только во второй половине 2020 г.

Азия: в тени китайских проблем

По предварительным оценкам экономистов, эпидемия коронавируса повлечет за собой замедление экономического роста на примерно 1–1,5 п.п., что после зафиксированного в 2019 г. 30-летнего минимума (6,1%, что все еще выше среднемирового показателя в 2,9%, см. График 2) поспособствует еще большему торможению роста. Следует отметить, что вирус SARS в 2003 г. притормозил рост китайской экономики на примерно 1 п.п., учитывая алгоритм распространения сегодняшнего коронавируса, ущерб от него будет больше. Поскольку экономики стран Восточной и Южной Азии связаны с китайской, есть все основания предположить, что большинство ключевых партнеров КНР также испытают на себе последствия коронавируса — эффект замедления роста будет колебаться в интервале 0,1–0,5 п.п.

График 2. Ежегодный рост ВВП Китая в 1990-2020 гг. (в % по отношению к предыдущему году).


Источник: Группа Всемирного Банка, прогноз автора

Коронавирус таит в себе определенную выгоду для нефтепереработчиков — из-за ослабевшего спроса индийские или индонезийские НПЗ смогут купить нефть для переработки по значительно более низкой цене, чем изначально предполагалось, так как синхронно упали сами котировки и спреды. Даже текущие проблемы с поставками нефти в Китай могут стать для кого-то весьма прибыльной сделкой — если сложное положение в КНР сохранится, весьма вероятно, что временно пришвартованные в китайских портах танкеры (преимущественно сорта нефти с высоким выходом средних дистиллятов, среди прочих и недавно появившаяся на рынке норвежская Johan Sverdrup) могут быть перепроданы, скорее всего, в другие восточноазиатские страны.

Европа: неожиданная нормализация


На европейском рынке волнения вокруг последствий коронавируса совпали по времени с приостановкой добычи нефти в Ливии и блокадой ливийских портов силами фельдмаршала Х. Хафтара; причем два этих события имели разные последствия. На фоне возросшего спроса на легкие низкосернистые сорта нефти, после внезапного исчезновения почти 1 млн барр. ливийской нефти в день (добыча по состоянию на 17 февраля 2020 г. колеблется на уровне 0,17 млн барр. в день) в конце января премии азербайджанской Azeri Light по отношению к эталонному Бренту превысили 6 долл. за баррель. Однако уже к середине февраля стало окончательно ясно, что азиатский спрос существенно упадет и рынок потерял все прежние завоевания (см. График 3). Для российской Urals сочетание всех факторов привело к ощутимому укреплению как в Средиземноморье, так и в балто-североморском регионе.

График 3. Котировки основных средиземноморских сортов нефти в январе-феврале 2020 г. (по отношению к Dated Brent).


Справедливости ради стоит отметить, что укрепление Urals происходило одновременно с ослаблением ВСТО (в английской деноминации ESPO, весь объем этого сорта торгуется в Азии) — в начале года мартовские партии ВСТО уходили с премией к Brent в +6,4-6,5 долл. за баррель, сейчас апрельские партии котируются на уровне +4,1-4,2 долл. за баррель к мировому бенчмарку. Отдельно стоит упомянуть африканские объемы нефти, перенаправленные из Китая в Европу. Так как нигерийская или ангольская нефть фактически потеряли американский рынок вследствие роста добычи сланцевой нефти (см. График 4), экспортерам пришлось довольствоваться наличием двух ключевых направлений — Азии и Европы.

График 4. Импорт нефти из стран Западной Африки в США в 1990-2020 гг. (млн барр. в день)


Источник: Управление информации по энергетике США.

Глобальные последствия: Рынок вне зоны комфорта


Важно также отметить, что коронавирус скорректировал ожидания от 2020 года. Во-первых, если ранее большинство нефтедобывающих и трейдинговых компаний, инвестиционных банков ожидали котировки эталона Brent в интервале 60-65 долл. за баррель, то сейчас высказывается мнение о среднем уровне в 55-60 долл. за баррель. Для России, которая балансирует федеральный бюджет под 40 долл. за баррель, — это, на первый взгляд, не самый болезненный удар (хотя перспектива потери 3-4 млрд долл. бюджетных доходов из-за пандемии не может не огорчить), в отличие от таких ближневосточных производителей как Ирак и Саудовская Аравия, точка безубыточности которых составляет 60 и 85 долл. за баррель, соотвественно.

Возникает мысль, что до тех пор, пока китайский спрос не нормализуется, Венскому альянсу ОПЕК+ следует в еще большей степени урезать объемы добычи для вывода котировок на более комфортный уровень в 60-65 долл. за баррель. Слухи о таком сценарии стали расползаться практически сразу после того, как стало понятно, что эпидемию коронавируса не получится быстро взять под контроль. Есть основания полагать, что официальная Москва не будет готова опускать планку еще ниже, а сокращение будет осуществляться лишь силами Саудовской Аравии, ОАЭ и, возможно, других ближневосточных стран. Вдобавок ко всему прочему падение котировок WTI до текущего уровня в 52-54 долл. за баррель, фактически до точки безубыточности большой части американской добычи вне Пермского бассейна, скажется на прибыльности разработки сланцев и может затормозить прирост добычи нефти в США до нуля в 2021 г.

Читайте также: