Обеспечение лекарствами больных гепатитом

Обновлено: 25.04.2024

I. Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках закона о государственной социальной помощи

При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Категории лиц, имеющих право на получение лекарственных средств

Согласно статье 6.1 Закона о государственной социальной помощи бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами следующие категории граждан:

Федеральный регистр

Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.

Согласно статье 6.3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина. На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.

Порядок обеспечения бесплатными лекарствами

Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.

Перечень льготных лекарств

Период предоставления социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг (в том числе в виде бесплатного лекарственного обеспечения) является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел (не с 1 января) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил (например, не прошел очередное переосвидетельствование, необходимое для признания лица инвалидом) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Добровольный отказ от социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 01 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) также подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

II. Обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами

При этом в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
  • специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной;
  • скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
  • паллиативная медицинская помощь.

Обращаем внимание, что в 2020 году действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2019 №535п.

Не подлежат оплате за счет личных средств граждан

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

III. Отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или с 50%-ной скидкой

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с:

  • Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно,
  • Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой;

Далее приведены несколько примеров из перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно:

По группам населения

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы

все лекарственные средства

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны

все лекарственные средства

Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет

все лекарственные средства

Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет

все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)

По категориям заболеваний

Детские церебральные параличи

лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний

Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия

безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, биостимуляторы

Муковисцидоз (больным детям)

Острая перемежающаяся порфирия

анальгетики, В-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил

все лекарственные средства

все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным

Также лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой для некоторых категорий граждан:

  • Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
  • Работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными;
  • Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спец поселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе "в рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее именуются реабилитированные лица); лица признанные пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности.

III. Особые категории заболеваний

Особым образом организовано обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных:

  • гемофилией,
  • муковисцидозом,
  • гипофизарным нанизмом,
  • болезнью Гоше,
  • злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
  • рассеянным склерозом,
  • лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Средства на осуществление финансирования расходов на обеспечение лекарственными препаратами указанных категорий лиц предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых субъектам РФ.

IV. Орфанные заболевания

Законом об основах охраны здоровья граждан установлено, что лица, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, обеспечиваются соответствующими лекарственными препаратами.

При этом редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения РФ.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. В данном перечне приведены 24 жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких заболевания. Однако, данный перечень пополняется с каждым годом. По состоянию на 24.05.2018 Минздравом РФ включены в список 226 заболеваний.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.

Ценностно-ориентированное здравоохранение (ЦОЗ) в настоящее время является новаторским направлением в медицинской индустрии, однако практические аспекты реализации данной стратегии в нашей стране до настоящего времени не формулировались. В статье рассматриваются принципы и задачи ЦОЗ, его роль и значение для результат-ориентированного здравоохранения. На примере реализуемой в Москве инновационной модели лекарственного обеспечения по механизму риск-шеринга (разделения рисков) продемонстрирована взаимосвязь финансовых стимулов и результатов лечения пациентов с хроническим гепатитом С.

Внаши дни разработка инновационных лекарственных препаратов в сочетании с появлением и внедрением новаторских медицинских технологий привели к закономерному изменению парадигмы оказания медицинской помощи. Если еще недавно решение насущных проблем здравоохранения заключалось непосредственно в изобретении/наличии самой новой медицинской технологии, то сегодня особое значение приобретает поиск наиболее ценных медицинских технологий, обладающих достаточной эффективностью при умеренной цене. Данный подход начал формироваться за рубежом в начале двухтысячных годов и получил название Value-Based Healthcare (ценностноориентированное здравоохранение [ЦОЗ]). Отличи тельной чертой ЦОЗ является фокус на оптимизации соотношения между затратами на лечение и его результатами [1,2]. Результат-ориентированное здравоохранение (РОЗ) предполагает количественную оценку клинических результатов (исходов) и параметров экономической и социальной выгоды. Сдерживание роста затрат является ключевой проблемой современных систем здравоохранения. Не вызывает сомнений, что единственным приемлемым способом, позволяющим это сделать без ущерба для качества, является оптимизация или повышение эффективности расходов на здравоохранение. Особый интерес вызывают изменения, произошедшие в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении больных с инфекцией, вызванной вирусом гепатита С (HCV).

Социальная и экономическая значимость проблемы вирусных гепатитов в Российской Федерации определяется, прежде всего, высокой заболеваемостью хроническими формами: в 2015 г. по ориентировочным расчетам экспертов экономический ущерб для страны от впервые установленного ХГС составил 1 888 721,6 тыс. руб. Рейтинговый анализ величин экономического ущерба, нанесенного отдельными инфекционными болезнями в 2005-2015 гг., показал, что острый и хронический гепатит С остаются на прежних позициях [16].

Однако важным обстоятельством, снижающим эффективность терапии HCV-инфекции в России, сегодня является несвоевременное использование имеющегося ресурса в виде трехкомпонентных интерферонсодержащих схем противовирусной терапии (ПВТ) у людей трудоспособного возраста с минимальным или умеренно выраженным фиброзом. Лечение HCV-инфекции на продвинутых стадиях фиброза печени и цирроза печени в исходе ХГС, в том числе осложненного развитием гепатоцеллюлярной карциномы, является весьма трудоемким и экономически затратным, так как требует междисциплинарного подхода, применения дорогостоящих лекарственных препаратов и/или хирургических вмешательств в рамках высокотехнологичной медицинской помощи (трансплантация печени и/или почки).

На фоне расцвета возможностей новых медицинских технологий в лечении HCV-ассоциированных заболеваний системы здравоохранения во всем мире сталкиваются с одной и той же проблемой – попытки стабильного обеспечения медицинской помощью популяционно значимого числа пациентов путем сдерживания затрат приводят к уменьшению охвата целевой популяции и непосредственно пропускной способности системы. Отсутствия доступа к ПВТ в необходимом объеме и недостаточно эффективное использование имеющегося ресурса (с точки зрения фармакоэкономики) представляет собой существенную нагрузку на бюджет. Решением этой проблемы может быть разумное использование потенциала ПВТ с целью достижения максимальной частоты УВО при максимальном охвате ПВТ инфицированных пациентов. Стратегия лекарственного обеспечения определяется системой здравоохранения каждого государства и отличается в разных странах. Общемировая тенденция в лечении больных ХГС за счет государственных средств состоит в прагматичном управлении как спектром противовирусных препаратов, возмещаемых государством, так и соотношением данных препаратов [18,19]. Большинство стран Европы имеют национальные программы по лечению ХГС. По данным Института информатизации здравоохранения (IMS Institute for Healthcare Informa tics), Испания, Италия, Германия и Франция являются лидерами в Европе по числу пациентов, получивших противовирусную терапию ХГС [20]. Вместе с этим в каждом государстве ЕС собственный государственный орган здравоохранения определяет политику в отношении выбора программ лекарственного обеспечения: частым вариантом возмещаемого лечения является соглашение о разделении рисков (СРР) (RSA, Risk sharing agreement) между плательщиком (государством) и производителем препаратов. Традиционно детали данных соглашений (в первую очередь финансовые) остаются известными лишь участвующим сторонам.

Спецификой российской действительности является наличие двух направлений лекарственного обеспечения – “федерального” и “регионального”, в рамках которых производится организация медицинской помощи больным ХГС 26. С недавнего времени лекарственная терапия у пациентов, инфицированных HCV, может проводиться за счет средств ОМС в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Специа лизированные клинико-статистические группы №21–25 для проведения лекарственной терапии ХГС) в соответствие с плановыми объемами Государ ствен ного задания в субъекте РФ согласно Методическим рекомендациям по способам оплаты специализированной медицинской помощи за счет средств ОМС (совместное письмо Минздрава России №11-8/10/2-8266 и Феде раль ного фонда обязательного медицинского страхования [ФОМС] №12578/26/и от 22.12.2016 с разъяснениями, данными в Инструкции по группировке случаев, в том числе правилам учета дополнительных классификационных критериев – письма ФОМС №12708/26-2/и от 27.12.2016 и №2715/26-2/и от 07.03.2017).

Столичная целевая региональная программа, направленная на повышение качества оказания медицинской помощи жителям города Москвы, страдающим ХГС, и снижение смертности от инфекционных заболеваний, стартовала с 2016 г. согласно распоряжению Прави тельства Москвы №723-РП от 15 декабря 2015 г. Данная программа разработана для лекарственного обеспечения граждан, страдающих ХГС и не имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социально-значимая категория пациентов – москвичи трудоспособного возраста), в рамках реализации Государственной программы “Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)” на 2012-2020 гг. Выше указанная программа предполагает реализацию национальной стратегии профилактики, диагностики и лечения вирусных гепатитов в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Global health sector strategy on viral hepatitis, 2016-2021). По данным Городского регистра больных с хроническим вирусным гепатитом В и С на базе Центра по лечению хронических вирусных гепатитов инфекционной клинической больницы №1 в 2016 г. в Москве противовирусную терапию за счет бюджетных средств получили 1953 пациента: 1525 были обеспечены противовирусным лечением за счет региональной программы, а 428 – за счет средств федерального бюджета. Количество пациентов, которым необходимо проведение противовирусной терапии HCV-инфекции, в Москве не является постоянным. Однако с учетом распространенности HCV-инфекции, численности населения Москвы в 2016 г. (12 301 126 чел.) и наличия показаний к противовирусной терапии фактически у всех пациентов с диагностированным ХГС, можно заключить, что оно составляет как минимум 8702 человека. Как указано выше, в РФ доминирует генотип 1b (56,4%), поэтому минимальное расчетное число пациентов с HCV 1b генотипа, имеющих показания к назначению противовирусной терапии, составляет 4908 человек.

  • пациенто-ориентированность;
  • персонализированный учет исходов и финансовых затрат на лечение;
  • оплата за результат, а не за процесс.

Вариантом реализации данной модели с последующей возможностью широкомасштабного внедрения в практическое здравоохранение является концепция разделения рисков – инновационный подход к организации лекарственного обеспечения пациентов с различными заболеваниями. Анализ мирового опыта применения СРР позволил определить стороны, заинтересованные во внедрении схем, и их роли в процессе заключения соглашений. Так, производители видят в СРР способ расширения продаж дорогостоящих препаратов, а плательщики – экономию бюджетных средств [35]. Особое внимание стоит обратить на то, что среди многообразия вариантов СРР особо предпочтительными являются случаи лекарственного обеспечения на коротком временном отрезке с возможностью оценки “генерального” исхода (реконвалесценция). Данные примеры договоров являются популярными вариантами разделения рисков “Р4Р” – pay for performance (плата за действие) или pay for cure (плата за излечение) 41.

Организация медицинской помощи в городе Москве всегда находится на передовой и характеризуется целесообразным использованием актуальных подходов и медицинских технологий. Открытость и гибкость московской системы здравоохранения позволили в текущем году провести подготовительный этап реализации пилотного проекта инновационной модели лекарственного обеспечения больных c HCV 1b генотипа cимепревиром с применением инновационной модели лекарственного обеспечения в рамках СРР. Доста точ ная эффективность в сочетании с приемлемой стоимостью лечения – два очевидных факта, сделавшие трехкомпонентную интерферонсодержащую схему на основе симепревира наиболее распространенной в рамках СРР в мире [19]. На сайтах национальных органов здравоохранения ряда стран (США, Великобритания, Франция и Канада) можно найти некоторую информацию о данных соглашениях. Согласно заключению Национального института здоровья и клинического совершенствования Великобритании (NICE) по состоянию на январь 2015 г. возмещение расходов на противовирусную терапию симепревиром возможно в случае достижения пациентом клиренса HCV RNA в результате 12-недельного лечения. Французским национальным органом здравоохранения (HAS) в 2014 г. рекомендовано включить симепревир в список возмещаемых лекарственных препаратов. Канадская экспертная комиссия по лекарственным препаратам (CADTH) в июне 2014 г. рекомендовала включение симепревира в комбинации с пегилированным интерфероном-α (ПегИФН) и рибавирином для лечения ХГС, вызванного вирусом 1-го генотипа, у взрослых с компенсированным заболеванием печени при соблюдении ряда условий, причем стоимость противовирусной терапии тремя препаратами по мнению CADTH не должна превышать стоимость других существующих в указанное время противовирусных препаратов прямого действия.

Симепревир – ингибитор NS3/4A-протеазы HCV, который нековалентно и обратимо блокирует ключевой фермент репродукции HCV. Исследования показали, что in vitro и in vivo симепревир имеет выраженную противовирусную активность в отношении HCV 1, 2, 4, 5 и 6-го генотипов. В доклинических исследованиях in vitro и in vivo признаков генотоксичности, репродуктивной токсичности, эмбрио- и фетотоксичности симепревира и неблагоприятного влияния препарата на пре- и постнатальное развитие не выявлено [42,43]. У первичных пациентов с ХГС, вызванным вирусом 1 генотипа, частота УВО при лечении симепревиром в составе комбинированной ПВТ составила 80,4% (результаты исследований QUESTI + QUESTII). Принимая во внимание особенность российской популяции больных (доминирование HCV субгенотипа 1b), предполагается исключительно высокая эффективность симепревира в Российской Федерации (частота УВО более 90%). Результаты комбинированной ПВТ, включающей симепревир, в отличие от двухкомпонентной ПВТ, не зависят от пола, возраста, расы, индекса массы тела, исходной вирусной нагрузки, генотипа ИЛ-28В, стадии фиброза печени (в том числе у больных с компенсированным циррозом печени), субгенотипа HCV 1-го генотипа при отсутствии мутации Q80K. Следует отметить, что доминирование субгенотипа 1b в российской популяции больных, инфицированных HCV 1-го генотипа, делает проблему мутации Q80K незначимой [44].

Полученные в рандомизированных многоцентровых клинических исследованиях данные позволили сформулировать правила прекращения терапии симепревиром. Если уровень HCV RNA снижается менее 25 МЕ/мл через 4 недели (даже если при этом определяется HCV RNA) и не определяется через 12 недель, то частота достижения УВО является высокой. В то же время она крайне низкая, если HCV RNA продолжается определяться через 4 и 12 недель после начала лечения (≥25 МЕ/мл) [45,46]. Соответственно, в последнем случае трехкомпонентную ПВТ, включающую симепревир, следует прекратить. Правила досрочного прекращения ПВТ действуют менее чем у 5% больных и позволяют избежать нарастания резистентности к симепревиру и неэффективных затрат финансовых средств 48.

Пилотный проект по инновационной модели лекарственного обеспечения планируется реализовать в период 2017-2021 гг. Данный вариант лекарственного обеспечения не противоречит ФЗ-44 и ФЗ-223, а проведение закупки лекарственных препаратов происходит в стандартном порядке (электронный аукцион), определенном Законом №44-ФЗ, с применением типовых (стандартных) форм документации о закупке и контракта, обычно используемых заказчиком. Законода тельство позволяет реализовывать инновационные модели лекарственного обеспечения за счет средств ОМС. Оценка эффективности и результативности трехкомпонентной терапии с симепревиром будет производиться на основании частоты достижения быстрого и раннего вирусологического ответа. В случае их отсутствия неэффективно затраченный препарат будет компенсироваться производителем, что позволит без дополнительных затрат расширить охват терапией дополнительного числа пациентов.

Ожидается, что излечение популяционно значимого числа пациентов с HCV 1b генотипа с умеренно выраженным фиброзом печени (F0-3 по шкале METAVIR) приведет к значительному уменьшению масштаба проблемы HCV-инфекции в московском регионе и позволит достичь оптимального результата при снижении финансовой нагрузки на бюджет города Москвы.

Реализуемая программа оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с ХГС в Москве является свидетельством закономерного перехода от главенства процесса к РОЗ, так как оплата за лекарственный препарат в данном случае зависит от результата лечения. При этом внедрение СРР в рамках государственных программ позволяет обеспечить пациентам доступ к наиболее эффективным технологиям лечения. Концентрация на достижении улучшенных результатов, которые действительно важны как для пациентов, так и для государства, позволит повысить качество медицинской помощи, снизить вариабельность результатов лечения, улучшить доступ к медицинской помощи и в целом повысить эффективность затрат на здравоохранение.

Закупленные в 2020 году лекарства от гепатита С покрывают потребности лишь 0,5% от оценочного числа больных в стране, утверждают эксперты. Таким образом, без терапии в России остаются несколько миллионов человек

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2020 году охват терапией против гепатита C в России составил более 20,3 тыс. человек, что на 28% больше, чем годом ранее. Однако общее покрытие лечением находится на низком уровне — менее 0,5% от общего оценочного количества пациентов с этим заболеванием. К такому выводу пришли эксперты Коалиции по готовности к лечению (ITPCru) в докладе, посвященном мониторингу госзакупок препаратов для лечения гепатита С в России в 2020 году (документ есть у РБК). ITPC — международная коалиция по готовности к лечению — организация людей, живущих с ВИЧ, общественных активистов, работающих для обеспечения всеобщего доступа к лечению ВИЧ и других жизненно необходимых лекарств. С 2005 года коалиция работает в Восточной Европе и Центральной Азии.

Данные о точном числе хронически больных гепатитом C в России разнятся — от 2,3 млн человек, согласно справке о реализации программы по полной элиминации (искоренению) гепатита C в России, до 4,5 млн, согласно данным главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Минздрава Владимира Чуланова. Ежегодно в результате этой болезни умирают около 17 тыс. россиян.

Почему охват лечением такой низкий

В России существует регистр больных вирусными гепатитами, но, как отмечал Чуланов, отсутствует нормативная база, которая закрепила бы обязанность регионов вносить в него информацию о пациентах. Сложившаяся система не позволяет делать вывод о точном количестве пациентов с гепатитом С и о том, какой бюджет необходим для обеспечения их терапией. Система маршрутизации (определяет, в том числе, вид медучреждения — например, диспансер или специализированные отделения — в котором оказывается помощь) пациентов с вирусными гепатитами разрабатывается регионами самостоятельно, говорится в докладе ITPCru. Для того чтобы начать получать терапию против гепатита С, в зависимости от региона нужно либо состоять на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста, либо быть включенным в региональный реестр больных.

Больные гепатитом С обеспечиваются препаратами бесплатно в рамках ОМС за счет федерального и регионального бюджетов. В теории любой заболевший гепатитом С в России имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, но высокие цены на препараты и нехватка финансирования — главные препятствия для ее получения, утверждают эксперты ITPCru.

Сколько средств потратили в 2020 году

Всего за 2020 год на закупку препаратов против гепатита С было потрачено 7,3 млрд руб. 96% от них, или чуть более 7 млрд руб., пошли на приобретение противовирусных препаратов прямого действия, что на 12% больше, чем в 2019 году. Вместе с тем терапией, включающей в себя только противовирусные препараты прямого действия, в прошлом году удалось обеспечить на 51% пациентов больше, это произошло за счет снижения цен на лекарства.

Объем закупок пегилированного интерферона, который также используется для лечения гепатита С, существенно снизился как на региональном уровне, так и на федеральном. Эксперты отмечают, что в 2020 году практически все используемые схемы терапии были основаны на современных противовирусных препаратах. Терапия пегилированным интерфероном, как поясняет Егорова, имеет ряд минусов — длительность лечения (до года), неврологические побочные эффекты и др.

Всего, с учетом пегилированного интерферона, терапию в 2020 году смогли получить более 20 тыс. больных гепатитом С, но покрытие остается незначительным, составляя менее 0,5% от общего оценочного количества пациентов с хроническим гепатитом С, указывают авторы доклада.

Последние клинические рекомендации по лечению хронического гепатита С были выпущены в 2018 году, указывают авторы, в них упоминаются схемы лечения устаревшими препаратами и, наоборот, не упоминаются уже получившие регистрацию и активно используемые.

В пресс-службе Минздрава РБК сообщили, что сведения о количестве инфицированных вирусом гепатита С нуждаются в уточнении, с этой целью министерство планирует создать и внедрить соответствующий регистр больных, усовершенствовать программы скрининга.

Там также добавили, что сейчас эксперты разрабатывают клинические рекомендации по хроническому гепатиту С, которые после утверждения будут использованы для разработки стандартов оказания медпомощи.

Во сколько обходится лечение от гепатита С

Стоимость полного курса лечения гепатита С с учетом стоимости других препаратов, входящих в схему, составляла в 2020 году около 300–400 тыс. руб.

Основными источниками финансирования закупок противовирусных препаратов остаются региональные и иные бюджеты — 53% от консолидированного бюджета.

Доля закупок по ОМС составила в 2020 году 19%, вклад Минздрава в общий бюджет увеличился и составил почти треть от затраченных средств (28%).

Какие регионы лидировали по закупкам

По данным мониторинга, закупки препаратов против гепатита С в 2020 году состоялись в 83 из 85 субъектов Федерации. В докладе отмечается, что Москва традиционно лидирует с 2,8 тыс. закупленных курсов, на втором месте Санкт-Петербург (1170 курсов), на третьем — Республика Крым (988 курсов).

Кроме того, в этих регионах пациенты сообщили о сложностях в прохождении обследований, о вынужденной самостоятельной оплате обследований (34%), еще почти треть (31%) пациентов сообщили, что лечащие врачи отказали в бесплатном лечении и предлагали приобрести лекарства за свой счет.

Что рекомендовали эксперты ITPCru

Авторы мониторинга обращают внимание, что согласно стратегии ВОЗ для того, чтобы достичь искоренения гепатита С к 2030 году, требуется диагностировать его у 90% от оценочного числа больных, при этом 80% из них должны получать лечение. Так как точных данных о пациентах с хроническим гепатитом С нет, по расчетам экспертов, для обеспечения к 2030 году картины, описанной ВОЗ, с учетом текущих цен на лекарства, потребуется приблизительно от 626 млрд до 1, 2 трлн руб., или от 70 млрд до 136 млрд руб. ежегодно на протяжении девяти лет.

С точки зрения экспертов, приоритетными направлениями работы в ближайшее время должны стать:

Закупленные в 2020 году лекарства от гепатита С покрывают потребности лишь 0,5% от оценочного числа больных в стране, утверждают эксперты. Таким образом, без терапии в России остаются несколько миллионов человек

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2020 году охват терапией против гепатита C в России составил более 20,3 тыс. человек, что на 28% больше, чем годом ранее. Однако общее покрытие лечением находится на низком уровне — менее 0,5% от общего оценочного количества пациентов с этим заболеванием. К такому выводу пришли эксперты Коалиции по готовности к лечению (ITPCru) в докладе, посвященном мониторингу госзакупок препаратов для лечения гепатита С в России в 2020 году (документ есть у РБК). ITPC — международная коалиция по готовности к лечению — организация людей, живущих с ВИЧ, общественных активистов, работающих для обеспечения всеобщего доступа к лечению ВИЧ и других жизненно необходимых лекарств. С 2005 года коалиция работает в Восточной Европе и Центральной Азии.

Данные о точном числе хронически больных гепатитом C в России разнятся — от 2,3 млн человек, согласно справке о реализации программы по полной элиминации (искоренению) гепатита C в России, до 4,5 млн, согласно данным главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Минздрава Владимира Чуланова. Ежегодно в результате этой болезни умирают около 17 тыс. россиян.

Почему охват лечением такой низкий

В России существует регистр больных вирусными гепатитами, но, как отмечал Чуланов, отсутствует нормативная база, которая закрепила бы обязанность регионов вносить в него информацию о пациентах. Сложившаяся система не позволяет делать вывод о точном количестве пациентов с гепатитом С и о том, какой бюджет необходим для обеспечения их терапией. Система маршрутизации (определяет, в том числе, вид медучреждения — например, диспансер или специализированные отделения — в котором оказывается помощь) пациентов с вирусными гепатитами разрабатывается регионами самостоятельно, говорится в докладе ITPCru. Для того чтобы начать получать терапию против гепатита С, в зависимости от региона нужно либо состоять на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста, либо быть включенным в региональный реестр больных.

Больные гепатитом С обеспечиваются препаратами бесплатно в рамках ОМС за счет федерального и регионального бюджетов. В теории любой заболевший гепатитом С в России имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, но высокие цены на препараты и нехватка финансирования — главные препятствия для ее получения, утверждают эксперты ITPCru.

Сколько средств потратили в 2020 году

Всего за 2020 год на закупку препаратов против гепатита С было потрачено 7,3 млрд руб. 96% от них, или чуть более 7 млрд руб., пошли на приобретение противовирусных препаратов прямого действия, что на 12% больше, чем в 2019 году. Вместе с тем терапией, включающей в себя только противовирусные препараты прямого действия, в прошлом году удалось обеспечить на 51% пациентов больше, это произошло за счет снижения цен на лекарства.

Объем закупок пегилированного интерферона, который также используется для лечения гепатита С, существенно снизился как на региональном уровне, так и на федеральном. Эксперты отмечают, что в 2020 году практически все используемые схемы терапии были основаны на современных противовирусных препаратах. Терапия пегилированным интерфероном, как поясняет Егорова, имеет ряд минусов — длительность лечения (до года), неврологические побочные эффекты и др.

Всего, с учетом пегилированного интерферона, терапию в 2020 году смогли получить более 20 тыс. больных гепатитом С, но покрытие остается незначительным, составляя менее 0,5% от общего оценочного количества пациентов с хроническим гепатитом С, указывают авторы доклада.

Последние клинические рекомендации по лечению хронического гепатита С были выпущены в 2018 году, указывают авторы, в них упоминаются схемы лечения устаревшими препаратами и, наоборот, не упоминаются уже получившие регистрацию и активно используемые.

В пресс-службе Минздрава РБК сообщили, что сведения о количестве инфицированных вирусом гепатита С нуждаются в уточнении, с этой целью министерство планирует создать и внедрить соответствующий регистр больных, усовершенствовать программы скрининга.

Там также добавили, что сейчас эксперты разрабатывают клинические рекомендации по хроническому гепатиту С, которые после утверждения будут использованы для разработки стандартов оказания медпомощи.

Во сколько обходится лечение от гепатита С

Стоимость полного курса лечения гепатита С с учетом стоимости других препаратов, входящих в схему, составляла в 2020 году около 300–400 тыс. руб.

Основными источниками финансирования закупок противовирусных препаратов остаются региональные и иные бюджеты — 53% от консолидированного бюджета.

Доля закупок по ОМС составила в 2020 году 19%, вклад Минздрава в общий бюджет увеличился и составил почти треть от затраченных средств (28%).

Какие регионы лидировали по закупкам

По данным мониторинга, закупки препаратов против гепатита С в 2020 году состоялись в 83 из 85 субъектов Федерации. В докладе отмечается, что Москва традиционно лидирует с 2,8 тыс. закупленных курсов, на втором месте Санкт-Петербург (1170 курсов), на третьем — Республика Крым (988 курсов).

Кроме того, в этих регионах пациенты сообщили о сложностях в прохождении обследований, о вынужденной самостоятельной оплате обследований (34%), еще почти треть (31%) пациентов сообщили, что лечащие врачи отказали в бесплатном лечении и предлагали приобрести лекарства за свой счет.

Что рекомендовали эксперты ITPCru

Авторы мониторинга обращают внимание, что согласно стратегии ВОЗ для того, чтобы достичь искоренения гепатита С к 2030 году, требуется диагностировать его у 90% от оценочного числа больных, при этом 80% из них должны получать лечение. Так как точных данных о пациентах с хроническим гепатитом С нет, по расчетам экспертов, для обеспечения к 2030 году картины, описанной ВОЗ, с учетом текущих цен на лекарства, потребуется приблизительно от 626 млрд до 1, 2 трлн руб., или от 70 млрд до 136 млрд руб. ежегодно на протяжении девяти лет.

С точки зрения экспертов, приоритетными направлениями работы в ближайшее время должны стать:

Читайте также: