Общая характеристика вирусов 7 класс биология

Обновлено: 11.05.2024

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

ВложениеРазмер
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует в 61.5 КБ
Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет 911.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Объясняет новый материал, показывает слайды, контролирует выполнение записей в тетради

Форма организации деятельности

Организация, обобщение, контроль усвоения

Ученики формулируют вывод:

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


Описание презентации по отдельным слайдам:



Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. 1899 г. – М. Бейеринк ввел в науку.




Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур: сердцевин.

Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур: сердцевины – генетического материала, представленного либо ДНК, либо РНК; капсида – защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину; нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом; оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки – хозяина; капсомеров – идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.

Схематическое изображение вируса в разрезе: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК).

Схематическое изображение вируса в разрезе: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).





Вирусы Простые: - состоят из нуклеиновой кислоты и капсида(ВТМ) Сложные: - со.

Вирусы Простые: - состоят из нуклеиновой кислоты и капсида(ВТМ) Сложные: - состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, липопротеидной мембраны, дополнительной оболочки (герпес, грипп)

В кабинете врача…

В кабинете врача…

Вирусы как возбудители болезней. Вирусные заболевания ДНК-содержащие: РНК-сод.

Вирусы как возбудители болезней. Вирусные заболевания ДНК-содержащие: РНК-содержащие: оспа, герпес, грипп, простуда, СПИД, папиллома паротит, корь, полиомиелит, жёлтая лихорадка, краснуха.











Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий.

Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т.е. превращение из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г. Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции.

Представляет собой ДНК – полимеразу, которая сначала синтезирует цепь ДНК, ис.

Представляет собой ДНК – полимеразу, которая сначала синтезирует цепь ДНК, используя в качестве матрицы одну из идентичных молекул вирусной РНК, а затем вторую комплиментарную цепь ДНК. В результате образуется двухцепочечная ДНК. Она может встроиться в хромосому клетки хозяина. Такой процесс встраивания в хромосомную ДНК называют интеграцией.

Вирусным геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной на проникшей в кл.

Вирусным геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной на проникшей в клетку вирусной РНК с помощью обратной транскриптазы, называется провирусом.

Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вмес.

Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вместе с клеточной ДНК и при делении передается дочерним клеткам. В скрытой (латентной) форме провирус может пребывать бесконечно долгое время, переходя от родителей к потомкам через сперматозоид или яйцеклетку.

Канцерогенные, т. е. приводящие к раку факторы могут активировать провирус в.

Канцерогенные, т. е. приводящие к раку факторы могут активировать провирус в отдельных клетках. В них образуются вирусные РНК и белки, происходит злокачественная трансформация.

Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое кол – во энергии мол.

Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое кол – во энергии молекул АТФ;

Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседним.

Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседними клетками, а поэтому могут отделяться от них, перемещаться в другие части тела и давать начало новым опухолям, т. е. метастазировать.

Они утрачивают часть признаков, приобретенных клетками в процессе развития ор.

Они утрачивают часть признаков, приобретенных клетками в процессе развития организма, и становятся похожими на зародышевые клетки;

РНК – содержащие вирусы, являющиеся первопричиной злокачественной трансформац.

РНК – содержащие вирусы, являющиеся первопричиной злокачественной трансформации, называют онкогенными ретровирусами (от лат. Retro- возврат назад) из–за того, что обратная транскрипция – необходимый этап в их размножении.

ВИЧ-инфекция и СПИД. ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицит.

ВИЧ-инфекция и СПИД. ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной системы и к неизбежной смерти. ВИЧ преимущественно поражает клетки нервной и особенно иммунной систем (чаще всего, Т-хелперы).

Строение ВИЧ. Проникновение ВИЧ в клетку и высвобождение вирусной РНК.

Строение ВИЧ. Проникновение ВИЧ в клетку и высвобождение вирусной РНК.

Синтез ДНК, кодирующей строение вируса, и ее включение в хромосомы клетки.

Синтез ДНК, кодирующей строение вируса, и ее включение в хромосомы клетки.

Повреждение тканей приводит к выделению веществ, привлекающих фагоциты. Синте.

Повреждение тканей приводит к выделению веществ, привлекающих фагоциты. Синтез вирусной РНК и построение новых вирусов, покидающих клетку. Гибель зараженной клетки.


Способы передачи ВИЧ. Вич-инфекция от зараженного человека здоровому передает.

Способы передачи ВИЧ. Вич-инфекция от зараженного человека здоровому передается тремя способами: через кровь (например, при использовании загрязненных кровью шприцев), половым путем, при беременности и кормлении грудью.

Вич-инфекция не передается: при рукопожатии и поцелуях, через одежду, воздух.

Вич-инфекция не передается: при рукопожатии и поцелуях, через одежду, воздух, воду, пищу, при осмотрах, животными.




Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеин.

Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеиновой кислоты; синтез вирусных белков; сборку вирионов. Вирионы – отдельные вирусные частицы, представляющие собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.


Вирусы обладают уникальными свойствами, которые позволяют выделить их из общ.

Вирусы обладают уникальными свойствами, которые позволяют выделить их из общей массы микроорганизмов: Наличие только одного из двух видов нуклеиновых кислот. Отсутствие собственного белка – синтезируемых систем. Они представляют собой генетических паразитов. Вирусы не растут, а только репродуцируются (размножаются). На примере вирусов можно изучать фундаментальные основы жизни и ее появления.

Краткое описание документа:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Образовательные - выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Развивающие - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

Воспитательные - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,

То никогда с ним и не столкнетесь,

Поскольку его нельзя найти или выследить

Гераклит, философ V века до нашей эры.

Содержание учебного материала

I . Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников

Обучение критическому мышлению

II . Мотивация

М ы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.

Изучение нового материала

А). Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 250-252 учебника,

1 группа – происхождение слова вирусы;

2 группа – история открытия вирусов;

3 группа – наука о вирусах;

4 группа – жизнеспособность вирусов;

5 группа- форма вирусов.

Примерные ответы групп:

2 группа – (Д.И.Ивановский, 1892г – вирус табачной мозаики).

3 группа – (вирусология - наука о вирусах).

4 группа – (вирусы – внутриклеточные организмы, т.е. жизнеспособны вирусы только в живой клетке).

5 группа - (вирусы по форме – шаровидные (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), овальные, палочковидные (вирус табачной мозаики) , нитевидные).

Б). Размеры вирусов:

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

мельчайшие живые организмы

размеры варьируют от 20 до 300нм

в среднем в 50 раз меньше бактерий

нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

В). Строение вирусов.

Используя материал учебника на стр. , выпишите в тетрадь особенности строения вирусов.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Наличие капсида отличает вирусы от других инфекционных агентов, вироидов. Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК. Полностью сформированный вирус называется вирионом.

Г). В какое царство относят вирусы и почему?

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветковых растений.

Д). Размножение бактерий. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Г). Бактериофаги, их строение.

В 1915 году Ф.Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетку бактерий и разрушать ее.

Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 11, рис. 2 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

ответьте на вопрос: Каково же строение фага?

Д). Вирусы – возбудители болезней.

Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

1 группа – вирусные заболевания человека (корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес, гепатит, краснуха и др.);

2 группа – вирусные заболевания растений (мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов; карликовость; скручивание листьев и др.);

3 группа – вирусные заболевания животных (птичий грипп, ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз);

способный воспроизводиться исключительно внутри клеток других организмов. Вирусы представляют собой автономные микроскопические частицы, состоящие из двух основных частей — молекул нуклеиновых кислот – ДНК или РНК и белковых оболочек (капсидов).

Если рассуждать об особенностях вирусов, можно сказать, что споры по поводу того – живые или неживые это организмы не прекращены и на сегодняшний день.

Скажите – какие мы можем назвать свойства живой и не живой материи? Какая часть клетки ответственна за воспроизведение?


Вирусы, как все живое, могут размножаться, адаптироваться, эволюционировать, но не имеют клеточного строения, не растут и не развиваются, а также не обладают обменом веществ, гомеостазом, раздражимостью. Многие вирусы образуют кристаллы, что свойственно неживой материи. Вообще, Свойства живого вирус проявляет только внутри клетки.

Открыты вирусы сравнительно недавно. Началом возникновения и развития вирусологии (науки о вирусах) послужило одно изобретение. В 1884 году французский микробиолог Шарль Шамберлан изобрёл фильтр, поры которого были существенно меньше бактерий. С помощью этого фильтра можно было полностью удалить бактерии из лабораторного раствора. В 1892 году русский биолог Дмитрий Ивановский использовал данный фильтр для изучения вида, сейчас известного нам как вирус табачной мозаики. Его эксперименты показали, что экстракт перетёртых листьев заражённых растений табака сохраняет инфекционные свойства и после фильтрации. Так впервые был открыт вирус. В 1898 году голландский микробиолог Мартин Бейеринк повторил эксперименты Ивановского и пришёл к выводу, что прошедший сквозь фильтр инфекционный материал есть не что иное, как новая форма инфекционных агентов .

Вирусы демонстрируют огромное разнообразие форм и размеров. Рассмотрим строение вирусов на примере вируса табачной мозаики. Вирус табачной мозаики —палочковидный РНК-содержащий вирус растений, инфицирующий представителей семейства паслёновые.

Вирусы могут существовать в двух формах: внеклеточной (вириона) и внутриклеточной (вируса). По форме вирионы могут быть:

3) в виде правильных многоугольников;

4) нитевидными и др.

Размеры их колеблются от 15–18 до 300–400 нм.

Для вирусов характерны две формы существования: внеклеточная (покоящаяся) и внутриклеточная (активная, репродуцирующаяся).

Если говорить о действии вирусов на клетки других организмов, то его спектр очень высок.

На сегодняшний день существует значительное количество гипотез происхождения вирусов на нашей планете.

Что вы помните об эволюции всего живого на Земле?

Вирусы, безусловно, считаются уникальными и древнейшими формами жизни, в особенности одна из групп, называемых бактериофагами (бактериофаги – это вирусы, поражающие бактерии. Одна из гипотез объясняет нам реликтовость, первоначальность вирусных форм жизни, господствовавших когда-то на нашей планете и выживших, благодаря своему паразитическому образу жизни.

Другая гипотеза представляет нам вирусы как параллельно изменяющуюся, эволюционирующую вместе с другими группами живых организмов группу, призванную ограничивать неудержимый рост и размножение организмов.

Цель : познакомить обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления обучающихся

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

В презентации следующие слайды :

3. Виды различных вирусов.

4. Общий план строения вируса.

5. Группы вирусов по строению (схема).

7. Схема строения бактериофага.

8. Схема размножения вирусов.

9. Заболевания, вызываемые вирусами (таблица).

  1. Открытие вирусов и их общая характеристика.
  2. Строение вирусов и их инфекции.
  3. Строение бактериофага.
  4. Размножение вирусов.
  5. Вирусные заболевания.
  6. Закрепление.

7. Итоги и задание на дом.

2.История от- крытия вирусов

3.Строение вирусов и их инфекции

Объясняет цель и задачи урока

Рассказ, показ слайдов

Рассказ, показ слайдов

Комментирует ответы и выставляет оценки

Схему строения вируса чертят в тетради

Записывают опорный конспект

Высказывают свои знания

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневники

Примерный конспект урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Учитель: Вирусы отличаются от других форм жизни, так как не имеют клеточного строения. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

Учитель: Что же такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? ( беседа с учащимися )

Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;
  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);
  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);
  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы );
  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;
  • вирусы не имеют метаболизма;
  • вирусы не растут.

Учитель: Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Учитель: Что же представляют собой вирусы по строению? ( беседа с учащимися )

Строение вирусов. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся ( вирионы ) и репродуцирующемся ( внутриклеточные ). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Каспид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.

В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК.

По строению различают две группы вирусов. (Схему учащиеся перечерчивают в тетрадь).

состоят из нуклеиновой кислоты -- состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК

ДНК или РНК – и белковой оболочки или РНК, белковой оболочки, могут со-

(капсида), (вирус табачной мозаики). держать липопротеидную мембрану, уг-

леводы и ферменты (вирус гриппа,

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветкоых растений.

Схема строения бактериофага – учащиеся переносят в тетради.

Головка, внутри Полый стержень , окруженный чехлом Базальная пластина, на ней

нее находится из сократительного белка. ( За счет со- закреплены 6-ть нитей, с по-

спираль ДНК. кратительных реакций происходит мощью которых бактериофаг

впрыскивание ДНК в бактериальную осаждается на оболочке бак-

Учитель: А теперь рассмотрим размножение вирусов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.

Учащиеся записывают опорный конспект.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов. Стенки бактерий очень прочные, поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи.

Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.

Учитель: Пути и механизмы возникновения вирусов пока не установлены. О происхождении вирусов существует несколько различных гипотез.

1. Вирусы – это результат деградации таких клеточных организмов, как бактерии или клетки древних эукариот.

2. Вирусы развились из отдельных органоидов клетки – митохондрий или хлоропластов.

3. Вирусы появились после возникновения клетки и вместе с ней проделали длинный путь эволюции. По этой гипотезе вирусы произошли от фрагментов клеточных нуклеиновых кислот. Считается, что эти фрагменты клеточных нуклеиновых кислот вышли из-под контроля клетки, оделись собственной белковой оболочкой и приобрели способность заражать клетки.

– Как вы думаете, какая из этих гипотез является наиболее вероятной?

Учитель: Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Читайте также: