Общая характеристика вирусов урок биологии

Обновлено: 18.04.2024

Цель : познакомить обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления обучающихся

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

В презентации следующие слайды :

3. Виды различных вирусов.

4. Общий план строения вируса.

5. Группы вирусов по строению (схема).

7. Схема строения бактериофага.

8. Схема размножения вирусов.

9. Заболевания, вызываемые вирусами (таблица).

  1. Открытие вирусов и их общая характеристика.
  2. Строение вирусов и их инфекции.
  3. Строение бактериофага.
  4. Размножение вирусов.
  5. Вирусные заболевания.
  6. Закрепление.

7. Итоги и задание на дом.

2.История от- крытия вирусов

3.Строение вирусов и их инфекции

Объясняет цель и задачи урока

Рассказ, показ слайдов

Рассказ, показ слайдов

Комментирует ответы и выставляет оценки

Схему строения вируса чертят в тетради

Записывают опорный конспект

Высказывают свои знания

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневники

Примерный конспект урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый новый мир живых существ – мир фильтрующихся вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он даже не дал ему названия.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Учитель: Вирусы отличаются от других форм жизни, так как не имеют клеточного строения. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

Учитель: Что же такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? ( беседа с учащимися )

Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;
  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);
  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);
  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);
  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы );
  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;
  • вирусы не имеют метаболизма;
  • вирусы не растут.

Учитель: Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

Учитель: Что же представляют собой вирусы по строению? ( беседа с учащимися )

Строение вирусов. Вирусы существуют в двух состояниях: покоящемся ( вирионы ) и репродуцирующемся ( внутриклеточные ). Размеры вирусов очень малы: самые крупные приближаются к самым мелким бактериям, а самые мелкие близки к крупным молекулам. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК, заключенных в белковую оболочку, состоящую из субъединиц, расположенных в определенном порядке, которую называют капсидом. Эта оболочка защищает нуклеиновую кислоту от воздействия ферментов и ультрафиолетовых лучей. Каспид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны, так как содержит рецепторы, комплиментарные рецепторам клеточных мембран, поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.

В составе вирусов присутствуют двухцепочные ДНК в кольцевой или линейной форме; и одноцепочные РНК, встречаются одноцепочные ДНК и двухцепочные РНК.

По строению различают две группы вирусов. (Схему учащиеся перечерчивают в тетрадь).

состоят из нуклеиновой кислоты -- состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК

ДНК или РНК – и белковой оболочки или РНК, белковой оболочки, могут со-

(капсида), (вирус табачной мозаики). держать липопротеидную мембрану, уг-

леводы и ферменты (вирус гриппа,

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветкоых растений.

Схема строения бактериофага – учащиеся переносят в тетради.

Головка, внутри Полый стержень , окруженный чехлом Базальная пластина, на ней

нее находится из сократительного белка. ( За счет со- закреплены 6-ть нитей, с по-

спираль ДНК. кратительных реакций происходит мощью которых бактериофаг

впрыскивание ДНК в бактериальную осаждается на оболочке бак-

Учитель: А теперь рассмотрим размножение вирусов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Размножение вирусов (репродукция) – это многоступенчатый процесс. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2. Образование вакуоли (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму.

Учащиеся записывают опорный конспект.

Несколько иной путь проникновения в клетку у вирусов бактерий – бактериофагов. Стенки бактерий очень прочные, поэтому бактериофаг вводит полый стержень в клетку и выталкивает через него ДНК или РНК, находящуюся в головке. Геном бактериофага попадает в цитоплазму, а оболочка остается снаружи.

Новых частиц вируса образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них повторяется многоступенчатый процесс размножения.

Учитель: Пути и механизмы возникновения вирусов пока не установлены. О происхождении вирусов существует несколько различных гипотез.

1. Вирусы – это результат деградации таких клеточных организмов, как бактерии или клетки древних эукариот.

2. Вирусы развились из отдельных органоидов клетки – митохондрий или хлоропластов.

3. Вирусы появились после возникновения клетки и вместе с ней проделали длинный путь эволюции. По этой гипотезе вирусы произошли от фрагментов клеточных нуклеиновых кислот. Считается, что эти фрагменты клеточных нуклеиновых кислот вышли из-под контроля клетки, оделись собственной белковой оболочкой и приобрели способность заражать клетки.

– Как вы думаете, какая из этих гипотез является наиболее вероятной?

Учитель: Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тема . Вирусы — неклеточные формы жизни.

Тип урока : развитие знаний и умений.

1. Сформировать представление о происхождении вирусов;

2. Раскрыть особенности строения, размножения и функционирования вирусов как неклеточной формы жизни;

3. Познакомить с вкладом отечественного ученого Д.И. Ивановского в развитии вирусологии;

4. Актуализировать и развить знания о вирусных заболеваниях человека и их профилактике. Многообразие вирусных заболеваний человека. СПИД;

5. Продолжить формирование умения сравнивать на примере сравнения особенностей вирусов и клеточных форм жизни.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

Сравнивать строение вируса с другими живыми организмами.

Называть и описывать особенности строения и размножения вирусов.

Определять вирусные заболевания по особенностям протекания.

Соблюдать правила гигиены и профилактики вирусных инфекций.

Основные термины и понятия : капсид, бактериофаг.

1. Актуализация знаний обучающихся (5 минут). Индивидуальный опрос обучающихся: 1) рассказать об особенностях строения клеток прокариот; 2) рассказать о способах питания и получения энергии бактериями; 3) рассказать о значении бактерий.

2. Целеполагание и мотивация (1 минута)

Итог: Вирусы можно использовать в качестве биологических мер борьбы с вредителями сельского хозяйства. Вреда от вирусов больше чем пользы.

3. Этап изучения нового материала.

В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.

Рис. 1. Д.И. Ивановский

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272101/5534a0d0_647e_0133_f7a3_12313c0dade2.jpg

Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид . У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид , которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272102/5631f4a0_647e_0133_f7a4_12313c0dade2.jpg

Рис. 3. Строение вируса

Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу.

При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)) , у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов выполняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выполняет только наследственную функцию.

К РНК-содержащим вирусам относятся более вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.

Рис. 5. Гепатит С

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272106/5954dd80_647e_0133_f7a8_12313c0dade2.jpg

Рис. 6. Бактериофаг ( Источник )

Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272107/5a563000_647e_0133_f7a9_12313c0dade2.jpg

Рис. 7. Схема размножения бактериофага

Подводя итоги по данному разделу урока, учитель с обучающимися выделяют признаки вирусов:

1. Мелкие (20-30 нм), можно увидеть только в электронный микроскоп, проходит через бактериальные фильтры.

2. Не имеют клеточного строения.

3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: ДНК или РНК.

4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, получаемую за счет обмена веществ хозяина.

5. Существуют только как внутриклеточные облигатные паразиты.

6. Могут воспроизводить себя только внутри живой клетки

3.3. Вирусные заболевания:

- Рассказ учителя о симптомах и этапах протекания вирусных инфекций, необходимости соблюдать правила личной гигиены для профилактики заражения вирусными инфекциями.

Вирусные заболевания: ДНК-содержащие (оспа, герпес, грипп, папиллома), РНК-содержащие (простуда, СПИД, паротит, корь, полиомиелит, желтая лихорадка, краснуха).

4. Закрепление материала.

- Составление сравнительной характеристики вируса и бактерии.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Вирус кори Вирус гриппа Вирус табачной мозаики Вирус гепатита С Вирус паротит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вирус кори Вирус гриппа Вирус табачной мозаики Вирус гепатита С Вирус паротит.

Вирус кори Вирус гриппа Вирус табачной мозаики Вирус гепатита С Вирус паротита Бактериофаг Вирус бешенства ВИЧ ВИРУСЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ



Задание 1. (1 б). Выбери правильный ответ Ответ: в Задание 2. (6 б). Закончит.

Задание 1. (1 б). Выбери правильный ответ Ответ: в Задание 2. (6 б). Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова. 1). Тело вируса не имеет клеточного строения. 2). Все жизненные функции вирусы проявляют только в клетке. 3). Бактериофаг – это вирус поражающий бактерии. 4). Неклеточные формы жизни изучает наука – вирусология. 5). Генетическая информация вируса проникает в клетку и встраивается в хромосомы. 6). Вирусы состоят из молекул нуклеиновых кислот и белков. Задание 3. (2 б). Установите последовательность жизненного цикла бактериофага. Ответ: В Г А Б Е Д

Задание 4. (4 б). Рассмотрите структуру сложноорганизованного вируса герпеса.

Задание 4. (4 б). Рассмотрите структуру сложноорганизованного вируса герпеса и укажите что обозначено цифрами 1-4. 1 – гликопротеиды 2 – капсид 3 – нуклеиновая кислота (ДНК) 4 – липопротеиновая оболочка Задание 5. (2 б). Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен. А Б В Г Д Е 2 1 1 2 1 2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: учебник, с.193-196, в.1-7 с.196

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: учебник, с.193-196, в.1-7 с.196

Выбранный для просмотра документ урок 57.docx

УРОК 57 . ВИРУСЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению вирусов как неклеточной форме жизни.

Планируемые результаты

Личностные : будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом - получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Предметные: ученик научится характеризовать принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; пути проникновения вирусов в организм; этапы взаимодействия вируса и клетки; объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; ученик получит возможность научиться объяснять особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, характеризовать историю открытия вирусов, гипотезы возникновения вирусов.

Метапредметные :

Регулятивные

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

Познавательные

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- подведение под понятия, выведение следствий

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Основные понятия: вирус, внутриклеточный паразитизм, бактериофаг

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.

Организационная структура урока

I . Организационный момент.

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку.

Заявка на оценку:

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Регулятивные

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

II. Актуализация опорных знаний урока.

1. Проверка д-з: эссе

2. Актуализация опорных понятий

- Какая структурная единица лежит в основе строения всех живых организмов?

- На какие группы делятся все живые организмы в зависимости от количества клеток в них? Приведите примеры представителей одноклеточных всех царств живой природы.

Отвечают на вопросы

Познавательные

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- подведение под понятия, выведение следствий

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

III. Мотивация к изучению нового материала.

Мотивирует учащихся к определению темы урока с помощью изображений различных вирусов (сл.1)

Знакомит с темой урока.

- Сформулируйте цель урока

Записывают тему урока.

Формулируют цель урока с помощью проблемных вопросов

Познавательные

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Дает общую характеристику вирусов (сл.2-4)

2. Организует индивидуальный труд

- с помощью текста учебника выполните задания №1-5 (сл.5-6)

Знакомятся с информацией о истории открытия вирусов, принципах организации вирусных частиц, особенностях взаимодействия вируса и клетки.

Выполняют задания с помощью учебника

характеризовать принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; пути проникновения вирусов в организм; этапы взаимодействия вируса и клетки; объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; объяснять особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, характеризовать историю открытия вирусов, гипотезы возникновения вирусов.

Познавательные

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Проводит релаксационные упражнения:

Супер физкультминутка (под анимацию).

Осуществляют профилактику утомляемости

V. Первичное закрепление изученного материала.

Организует работу в группах по решению познавательных задач (приложение 2, сл.7)

Работают в группе -вырабатывают общее мнение по заданию.

Представляют продукт одноклассникам.

характеризовать пути проникновения вирусов в организм

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

VI. Рефлексия учебной деятельности

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ и самооценку деятельности

- смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

VII. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Оценивает работу учащихся за время урока, комментирует оценки

Комментирует домашнее задание: учебник, с.193-196, в.1-7 с.196

Записывают задание в дневники

Задание 1. (1 б). Выбери правильный ответ

Задание 2. (6 б). Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

1). Тело вируса не имеет . строения.

2). Все жизненные функции вирусы проявляют только . .

3). Бактериофаг – это . поражающий .

4). Неклеточные формы жизни изучает наука – .

5). Генетическая информация вируса проникает в . и встраивается в .

6). Вирусы состоят из молекул . . и .

Задание 3. (2 б). Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А). Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина.

Б). Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага.

В). Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии.

Г). Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии.

Д). Выход бактериофага из клетки, заражение других.

Е). Самосборка вирусов.

Задание 4. (4 б). Рассмотрите структуру сложноорганизованного вируса герпеса и укажите что обозначено цифрами 1-4.

hello_html_da01b59.jpg

Задание 5 . (2 б). Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способный воспроизводиться исключительно внутри клеток других организмов. Вирусы представляют собой автономные микроскопические частицы, состоящие из двух основных частей — молекул нуклеиновых кислот – ДНК или РНК и белковых оболочек (капсидов).

Если рассуждать об особенностях вирусов, можно сказать, что споры по поводу того – живые или неживые это организмы не прекращены и на сегодняшний день.

Скажите – какие мы можем назвать свойства живой и не живой материи? Какая часть клетки ответственна за воспроизведение?

Вирусы, как все живое, могут размножаться, адаптироваться, эволюционировать, но не имеют клеточного строения, не растут и не развиваются, а также не обладают обменом веществ, гомеостазом, раздражимостью. Многие вирусы образуют кристаллы, что свойственно неживой материи. Вообще, Свойства живого вирус проявляет только внутри клетки.

Открыты вирусы сравнительно недавно. Началом возникновения и развития вирусологии (науки о вирусах) послужило одно изобретение. В 1884 году французский микробиолог Шарль Шамберлан изобрёл фильтр, поры которого были существенно меньше бактерий. С помощью этого фильтра можно было полностью удалить бактерии из лабораторного раствора. В 1892 году русский биолог Дмитрий Ивановский использовал данный фильтр для изучения вида, сейчас известного нам как вирус табачной мозаики. Его эксперименты показали, что экстракт перетёртых листьев заражённых растений табака сохраняет инфекционные свойства и

Модель вирусной частицы

Пауза (учащиеся отвечают на вопросы)

- отсутствие обмена веществ;

Портрет Шарля Шамберлана

Портрет Ивановского

Схема вируса табачной мозаики

после фильтрации. Так впервые был открыт вирус. В 1898 году голландский микробиолог Мартин Бейеринк повторил эксперименты Ивановского и пришёл к выводу, что прошедший сквозь фильтр инфекционный материал есть не что иное, как новая форма инфекционных агентов.

Вирусы демонстрируют огромное разнообразие форм и размеров. Рассмотрим строение вирусов на примере вируса табачной мозаики. Вирус табачной мозаики —палочковидный РНК-содержащий вирус растений, инфицирующий представителей семейства паслёновые.

Вирусы могут существовать в двух формах: внеклеточной (вириона) и внутриклеточной (вируса). По форме вирионы могут быть:

3) в виде правильных многоугольников;

4) нитевидными и др.

Размеры их колеблются от 15–18 до 300–400 нм.

Для вирусов характерны две формы существования: внеклеточная (покоящаяся) и внутриклеточная (активная, репродуцирующаяся).

Портрет Мартина Мейеринка

Общий план вируса табачной мозаики

Схема с отображением форм вирионов

Схема взаимодействия вируса и клетки

Если говорить о действии вирусов на клетки других организмов, то его спектр очень высок.

На сегодняшний день существует значительное количество гипотез происхождения вирусов на нашей планете.

Что вы помните об эволюции всего живого на Земле?

Вирусы, безусловно, считаются уникальными и древнейшими формами жизни, в особенности одна из групп, называемых бактериофагами (бактериофаги – это вирусы, поражающие бактерии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
  • Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

План-конспект урока биологии на тему:


Выполнила: Учитель биологии

Костенко Л.Н.

г. Керчь 2017 г.

Конспект открытого урока по теме: "Вирусы".

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент

(приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Чем живое отличается от неживого?

Какими свойствами обладают живые организмы?

Что является основой любого живого организма?

Какая структура является носителем наследственной информации в клетке?

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)

Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;

Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;

Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №2, заполнив только 2 столбик.

IV. Изучение нового материала

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Итак, вот основные этапы размножения вирусов:

Вирус прикрепляется к клетке.

Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

Выход вирусов из клетки.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По специфичности

По отношению к хозяину

Вызывают различные заболевания

Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.

6) Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

В рабочем листе – задание №7.

V. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

VII. Оценивание учащихся

VIII. Домашнее задание

Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

IX. В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)

Читайте также: