Опишите строение вируса 7 класс

Обновлено: 08.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Раздел долгосрочного плана: Микробиология и биотехнология

Школа: Агрономийская средняя школа

Дата: 05.05.17

ФИО учителя: Янокоглова Ирина Валентиновна

Участвовали:

Отсутствовали:

Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.4.3.4 объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни

Объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни описывая заболевания, вызванные вирусами и методы борьбы с ними

Ожидаемые результаты

Все учащиеся смогут описать строение вирусов, характеристику жизнедеятельности, объяснить принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни;

Большинство сможет сравнить вирусы и бактерии,

Языковые цели

Подвести итоги своего понимания путем сравнения клеточных и неклеточных форм жизни;

Лексика и терминология, специфичная для предмета: вирусы, нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, бактериофаги, оболочка

Полезные выражения для диалогов и письма:

Вирус – неклеточная форма жизни, так как…. Во-первых. во-вторых…, для профилактики вирусных заболеваний необходимо…, изучив дополнительную литературу я пришел/пришла к выводу…, я считаю….

Привитие ценностей

формирование уважения к мнению одноклассников во время презентации групп

Необходимость совместного планирования деятельности при работе в группах обеспечивает терпимость и дружелюбные отношения учащихся

Формирование интереса детей к изучению науки в будущем и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентноспособного и здорового поколения

Межпредметная связь

Межпредметная интеграция реализуется посредством содержания изучаемого материала по предмету химия (нуклеиновые кислоты)

Предшествующие знания

Строение клетки, бактерии.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Мотивационный этап

Цель:Создать внутреннюю мотивацию к изучению данной темы, актуализировать опорные знания

Выход на тему: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о вирусах)

Что вы знаете о вирусах? (заполняют графический органайзер)

Операционный этап

Цель: Научить учащихся давать объяснение причины вирусных заболеваний и меры профилактики

Создайте модель вируса бактериофага

Сравните с помощью диаграммы Венна бактерии и вирусы

ФО (и)(5 мин)

Цель обучения 7.4.3.4 Объяснить принадлежность вирусов к

неклеточной форме жизни.

Уровень мыслительных Навыков Применение

Критерий оценивания: Обучающийся

Перечисляет известные вирусы (гриппа,

герпеса, оспы, СПИДа и др.).

Описывает особенности строения и

жизнедеятельности вирусов.

Объясняет принадлежность вирусов к

неклеточной форме жизни.

Дескриптор Обучающийся

- перечисляет особенности вирусов, доказывающие, что

вирус – неклеточная форма жизни.

На рисунке изображены различные виды организмов отметьте вирусы.

hello_html_m29a19873.jpg

Аргументируйте свой выбор.

Рефлексивный этап

Цель: Закрепить полученные навыки объяснения, провести рефлексию познавательной деятельности

Задание 2

Из перечня свойств выберите те, которые характерны для вирусов.

A. Очень маленького размера.

B. Во внешней среде не проявляют свойств живого.

C. Имеют форму кристаллов.

D. Не способны к размножению.

E. Не потребляют пищу.

F. Не вырабатывают энергию.

G. Имеют ядро.

H. Не растут.

I. Рост зависит от температуры.

J. Имеют неклеточное строение.

Пирамида рефлексии

- важное, что надо запомнить

- две вещи, о которых хотели бы узнать больше

- три вещи, о которых знали раньше

- четыре вещи, которым вы научились

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Правила ТБ при работе в кабинете

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Я считаю, что выбранные активные формы обучения соответствуют целям обучения, принципам обновления содержания образования и потребностям в обучении отдельных групп учащихся.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?


Заказ сочинений

1. Дайте определения понятий.
Капсид – защитная белковая оболочка вируса.
Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий.
Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.

2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.

10-11-2-11-2

3. Какое место занимают вирусы в системе органического мира?
Вирусы – неклеточная форма жизни. Занимают промежуточное положение между живой и неживой материей, т.к. совмещают в себе признаки живых организмов и неживой природы. Являются внутриклеточными паразитами.

4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки.
2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки.
3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг
фаговой нуклеиновой кислоты.
7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.

5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы.
ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.

7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
Избегать случайных половых связей.
Использовать презерватив при половых контактах
В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно
стерилизовать.
Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.

9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции.
Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами.
Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.

11. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
3) отсутствием ДНК;

Тест 2.
Клеточного строения не имеют:
4) вирусы.

12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
Вирусы
1. Бактериофаг
2. Вирус табачной мозаики
3. Вирус оспы
4. Вирус полиомиелита
5. ВИЧ
Клетки, которые они инфицируют
A. Клетки растения табака
Б. Лейкоциты
B. Клетки нервной ткани
Г. Бактерии
Д. Эпителиальные клетки

10-11-2-11-12

13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10-11-2-11-13

14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – бактериофаг.
Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.

15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных.
Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.


Заказ сочинений

1. Дайте определения понятий.
Вирус – это частица нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключенная в белковую оболочку, неклеточный агент, способный к воспроизведению только после внедрения в живую клетку.
Бактериофаг – это вирус, поражающий бактериальную клетку.

2. Что вам известно об истории открытия вирусов?
На рубеже XIX и XX веков было выяснено, что существует ряд болезней растений, животных и человека, возбудители которых имеют неклеточную природу: они слишком малы и проходят через мельчайшие фильтры, задерживающие клетки. Так были открыты вирусы.

3. Опишите особенности строения вирусов.
Вирус – это мельчайшая симметричная структура, построенная из повторяющихся элементов. Вирус представляет собой частицу нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключенную в белковую оболочку – капсид.

4. Каковы особенности жизнедеятельности вирусов как живых организмов?
Вирус способен к воспроизведению только после внедрения в живую клетку, то есть проявляет свойства живого лишь в живых клетках, используя для своих нужд ее структуры и энергию.

5. Кратко охарактеризуйте механизм взаимодействия вируса с клеткой.
Вирус внедряется в клетку-хозяина. В ней он встраивает свою ДНК или РНК в генетический аппарат клетки. Через некоторое время клетка начинает продуцировать вирусные белки. Из клетки начинают выходить новые вирусные частицы, клетка при этом может погибнуть сразу или прожить долго, в зависимости от особенностей механизма репликации вируса.

6. Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?
Вирус – это внутриклеточный паразит, так как использует для своих нужд структуры и энергию живой клетки.

8. Как происходит размножение вирусов?
Вирус внедряется в клетку-хозяина. В ней вирусная ДНК или РНК взаимодействует с генетическим аппаратом клетки. Через некоторое время клетка начинает продуцировать специфические белки, закодированные в вирусной НК. Последняя тоже реплицируется, и в цитоплазме начинается сборка новых вирусных частиц. Из клетки начинают выходить новые вирусные частицы, клетка при этом может погибнуть сразу или прожить долго, в зависимости от особенностей механизма репликации вируса.

9. Какова роль вирусов в природе и в жизни человека?
Вирусы вызывают заболевания животных, растений и человека. Некоторые вирусы провоцируют онкологические заболевания. Бактериофаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями. Некоторые вирусы используются в генной инженерии, так как способны переносить гены от одних клеток к другим.

11. Что такое СПИД и каковы основные меры его профилактики?
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. Вирус иммунодефицита (ВИЧ) поражает клетки-лимфоциты, и они теряют способность поддерживать иммунитет. Человек становится подверженным любому заболеванию, у него не заживают раны, и он может легко умереть. Рано или поздно человек, больной СПИДом, умирает от какого-либо осложнения (это может быть пневмония, рак, сепсис и др.). Чтобы не заразиться СПИДом, следует соблюдать следующие меры:
• Избегать случайных половых связей
• Использовать презерватив при случайных половых контактах
• Не использовать многоразовые шприцы, чужие ножницы, бритвы и другие острые режущие предметы
• Ни в коем случае не принимать наркотики.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Царство Вирусы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Царство Вирусы

Империя Доклеточные (Неклеточные) Клеточные Эукариоты Царства Дробянки (Бакте.

Империя Доклеточные (Неклеточные) Клеточные Эукариоты Царства Дробянки (Бактерии ) Растения Грибы Животные Прокариоты Надцарства Царство Вирусы (ДНК) Вирусы (РНК) Бактериофаги Вирусы Подавляющее большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Лишь немногие примитивнейшие организмы — вирусы и фаги — не имеют клеточного строения. По этому важнейшему признаку все живое делится на две империи — доклеточных (вирусы и фаги) и клеточных (сюда относятся все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы; грибы; зеленые растения; животные).

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл.

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920 Изучая болезни табака (1892г.) открыл новые организмы, которые проходили через бактериальные фильтры. Они меньше бактерий в100 раз. Какой же прозорливостью и гениальностью нужно было обладать Д.И. Ивановскому, чтобы, не располагая теми методами и аппаратурой, которые сейчас применяются для изучения вирусов, доказать их существование!

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей.

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на нашей планете, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид) и способные инфицировать живые организмы. Вирусы не способны размножаться вне клетки.


Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть и.

Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания растений(вирус табачной мозаики, мозаики огурцов, желтухи свёклы, бронзовости томатов и др.) В настоящее время известно около 300 форм вирусов, которые поражают животных и человека, 170 растительных вирусов и 50 вирусов, паразитирующих в бактериях. Такие болезни человека, как грипп, полиомиелит, корь, оспа, вызываются вирусами. Группа вирусов, поражающих бактерии, называется бактериофагами (пожирателями бактерий). Эти вирусы, обитающие в кишечнике человека и животных, полезны, т.к. поражают бактерии, вызывающие дизентерию. Их применяют для лечения брюшного тифа, холеры.

Вред, приносимый вирусами, заключается в том что, их генетический материал –.

Вред, приносимый вирусами, заключается в том что, их генетический материал – ДНК или РНК, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные иРНК и белки. Все структуры клетки-хозяина подавляются, а размножившийся вирус переходит в соседние клетки, что приводит к развитию заболевания. Однако если организм обладает хорошим иммунитетом, то он способен бороться с вирусами, начиная с момента проникновения их через клеточную мембрану или путём защитной реакции (образование интерферона)

Формы и размеры вирусов

Формы и размеры вирусов

Сходство вирусов с живыми организмами 1. Способность воспроизводить себе под.

Сходство вирусов с живыми организмами 1. Способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. Обладают наследственностью 3. Изменчивость 4. Приспосабливаются к изменяющимся условиям среды Отличия вирусов от живых организмов 1. Не проявляют свойства живого 2. Не потребляют пищи 3. Не вырабатывают энергию 4. Не растут 5. Нет обмена веществ 6. Имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами

Специфические черты, характерные только для вирусов 1. Вирусы – это паразиты.

Специфические черты, характерные только для вирусов 1. Вирусы – это паразиты, они не имеют клеточного строения и могут жить и размножаться только паразитируя внутри других клеток. Точнее, клетка сама размножает вирусы за счет своих ферментов, рибосом, исходных веществ и АТФ, а вирус поставляет ей только НК и в некоторых случаях дополнительные ферменты. 2. Очень маленькие размеры 3. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. Простое строение – наследственная информация ДНК или РНК (может быть кольцевая или линейная) и заключена в белковую оболочку – капсид. 5. Высокая скорость размножения. 6. Большинство вызывает болезни. Могут долгое время находиться в скрытой форме 7. Легко приспосабливаются к новым условиям. Мутируют. 8. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. 9.Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу 10. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ 11. Вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона 12.Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток 13.Вирусы открыты Д. И. Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики)

простые сложные Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрыв.

простые сложные Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их белковой оболочки (капсид), например вирус табачной мозаики. Классификация вирусов: Сложные вирусы на поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды, белки и углеводы, например вирус гриппа и герпеса. РНК-содержащие вирус кори, бешенства, энцефалита, гриппа, полиомиелита, СПИДа, лейкоза, гепатита A, ОРЗ, желтой лихорадки. ДНК-содержащие вирус оспы, герпеса, бактериофаги Т-группы, гепатита B, паповавирусы (бородавки). РНК ДНК Вирус герпеса ВИЧ

Строение вируса иммунодефицита человека Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Ген.

Строение вируса иммунодефицита человека Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Генетический материал Белковая оболочка Капсид Ферменты Липопротеидная оболочка

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существу.

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов

Вирусы – потомки древних до клеточных форм жизни. На Земле существуют уже бол.

Вирусы – потомки древних до клеточных форм жизни. На Земле существуют уже более 4,5 млрд. лет. 1

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедших к внутриклеточному паразитизму. 2

3

Адсорбция. Это процесс прикрепления вирусов к поверхности восприимчивой клетк.


Фотография бактериофага (увеличение 500000 раз). Вирусы нельзя увидеть в опти.

Фотография бактериофага (увеличение 500000 раз). Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нукл.

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту. Кроме того, они способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом. Вирусы состоят из следующих основных компонентов: 1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса. 2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии. 3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами Грипп. Оспа.

Заболевания человека, животных и растений, вызываемые вирусами Грипп. Оспа. Корь. Свинка. Бешенство. Полиомиелит. Желтая лихорадка. Гепатит. Краснуха. Некоторые злокачественные опухоли (раковые)

СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего им.

СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот виру.

Вирус СПИДа обладает свойством поражать иммунную систему организма. Этот вирус попадает в кровь и повреждает белые кровяные шарики (лимфоциты), являющиеся важной защитной системой организма. Человек, зараженный вирусом СПИДа (вирус ВИЧ – это ещё не болезнь), может заболеть и умереть от обычной простуды. Дело в том, что поражение организма этим вирусом ослабляет его защитные, иммунные силы (иммунитет – это невосприимчивость к разным болезням).

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая отвечает за иммуни.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая отвечает за иммунитет, за борьбу с различными инфекциями, попавшими в организм. ВИЧ не передается: Пути передачи вируса ВИЧ:

На рисунке изображен 1 мукор 2 стрептококк 3 бактериофаг 4 спора мха Неклеточ.

На рисунке изображен 1 мукор 2 стрептококк 3 бактериофаг 4 спора мха Неклеточное строение имеют 1 дрожжи 2 пеницилл 3 вирус оспы 4 холерный вибрион Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса 1 белков 2 ДНК 3 генов 4 рибосом Вирусы могут размножаться 1 делением 2 только внутри клеток 3 в воде загрязненных водоемов 4 с помощью митоза Вирусы, в отличие от бактерий НЕ 1 содержат белков 2 имеют ДНК 3 могут сохраняться во внешней среде в покоящемся состоянии 4 содержат рибосом и не могут самостоятельно синтезировать белки Проверь себя: 1. 2. 3. 4. 5.

1. 3 2. 3 3. 4 4. 2 5. 4 Правильные ответы:

1. 3 2. 3 3. 4 4. 2 5. 4 Правильные ответы:

Краткое описание документа:

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


Описание презентации по отдельным слайдам:



Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. 1899 г. – М. Бейеринк ввел в науку.




Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур: сердцевин.

Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур: сердцевины – генетического материала, представленного либо ДНК, либо РНК; капсида – защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину; нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом; оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки – хозяина; капсомеров – идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.

Схематическое изображение вируса в разрезе: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК).

Схематическое изображение вируса в разрезе: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).





Вирусы Простые: - состоят из нуклеиновой кислоты и капсида(ВТМ) Сложные: - со.

Вирусы Простые: - состоят из нуклеиновой кислоты и капсида(ВТМ) Сложные: - состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, липопротеидной мембраны, дополнительной оболочки (герпес, грипп)

В кабинете врача…

В кабинете врача…

Вирусы как возбудители болезней. Вирусные заболевания ДНК-содержащие: РНК-сод.

Вирусы как возбудители болезней. Вирусные заболевания ДНК-содержащие: РНК-содержащие: оспа, герпес, грипп, простуда, СПИД, папиллома паротит, корь, полиомиелит, жёлтая лихорадка, краснуха.











Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий.

Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т.е. превращение из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г. Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции.

Представляет собой ДНК – полимеразу, которая сначала синтезирует цепь ДНК, ис.

Представляет собой ДНК – полимеразу, которая сначала синтезирует цепь ДНК, используя в качестве матрицы одну из идентичных молекул вирусной РНК, а затем вторую комплиментарную цепь ДНК. В результате образуется двухцепочечная ДНК. Она может встроиться в хромосому клетки хозяина. Такой процесс встраивания в хромосомную ДНК называют интеграцией.

Вирусным геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной на проникшей в кл.

Вирусным геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной на проникшей в клетку вирусной РНК с помощью обратной транскриптазы, называется провирусом.

Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вмес.

Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вместе с клеточной ДНК и при делении передается дочерним клеткам. В скрытой (латентной) форме провирус может пребывать бесконечно долгое время, переходя от родителей к потомкам через сперматозоид или яйцеклетку.

Канцерогенные, т. е. приводящие к раку факторы могут активировать провирус в.

Канцерогенные, т. е. приводящие к раку факторы могут активировать провирус в отдельных клетках. В них образуются вирусные РНК и белки, происходит злокачественная трансформация.

Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое кол – во энергии мол.

Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое кол – во энергии молекул АТФ;

Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседним.

Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседними клетками, а поэтому могут отделяться от них, перемещаться в другие части тела и давать начало новым опухолям, т. е. метастазировать.

Они утрачивают часть признаков, приобретенных клетками в процессе развития ор.

Они утрачивают часть признаков, приобретенных клетками в процессе развития организма, и становятся похожими на зародышевые клетки;

РНК – содержащие вирусы, являющиеся первопричиной злокачественной трансформац.

РНК – содержащие вирусы, являющиеся первопричиной злокачественной трансформации, называют онкогенными ретровирусами (от лат. Retro- возврат назад) из–за того, что обратная транскрипция – необходимый этап в их размножении.

ВИЧ-инфекция и СПИД. ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицит.

ВИЧ-инфекция и СПИД. ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной системы и к неизбежной смерти. ВИЧ преимущественно поражает клетки нервной и особенно иммунной систем (чаще всего, Т-хелперы).

Строение ВИЧ. Проникновение ВИЧ в клетку и высвобождение вирусной РНК.

Строение ВИЧ. Проникновение ВИЧ в клетку и высвобождение вирусной РНК.

Синтез ДНК, кодирующей строение вируса, и ее включение в хромосомы клетки.

Синтез ДНК, кодирующей строение вируса, и ее включение в хромосомы клетки.

Повреждение тканей приводит к выделению веществ, привлекающих фагоциты. Синте.

Повреждение тканей приводит к выделению веществ, привлекающих фагоциты. Синтез вирусной РНК и построение новых вирусов, покидающих клетку. Гибель зараженной клетки.


Способы передачи ВИЧ. Вич-инфекция от зараженного человека здоровому передает.

Способы передачи ВИЧ. Вич-инфекция от зараженного человека здоровому передается тремя способами: через кровь (например, при использовании загрязненных кровью шприцев), половым путем, при беременности и кормлении грудью.

Вич-инфекция не передается: при рукопожатии и поцелуях, через одежду, воздух.

Вич-инфекция не передается: при рукопожатии и поцелуях, через одежду, воздух, воду, пищу, при осмотрах, животными.




Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеин.

Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеиновой кислоты; синтез вирусных белков; сборку вирионов. Вирионы – отдельные вирусные частицы, представляющие собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.


Вирусы обладают уникальными свойствами, которые позволяют выделить их из общ.

Вирусы обладают уникальными свойствами, которые позволяют выделить их из общей массы микроорганизмов: Наличие только одного из двух видов нуклеиновых кислот. Отсутствие собственного белка – синтезируемых систем. Они представляют собой генетических паразитов. Вирусы не растут, а только репродуцируются (размножаются). На примере вирусов можно изучать фундаментальные основы жизни и ее появления.

Краткое описание документа:

Читайте также: