Опыты для детей про вирусы

Обновлено: 25.04.2024

Формирование представлений детей о болезнетворных микробах, о том, как можно защитить себя от них.

ВложениеРазмер
konspekt_eksperiment.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39

в области экспериментирования

для детей старшей группы

Гончарова Елена Петровна

Цель: формирование представлений детей о болезнетворных микробах, о том, как можно защитить себя от них.

Образовательные: формирование понятия о микроорганизмах, об их свойствах; в результате познавательно-исследовательской деятельности познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

Развивающие: развитие мышления, воображения, внимания, наблюдательности, любознательности, коммуникативных способностей;

Воспитательные: уточнение, закрепление культурно - гигиенических навыков, доброжелательности друг к другу.

Оборудование: компьютер, видеопроектор

Демонстрационный материал: презентация

Раздаточный материал: Пульверизаторы по количеству детей, зеркальца, медицинские маски, поднос с мукой, игрушки, влажные салфетки, капсулы от киндер-сюрпризов, чеснок.

Формы взаимодействия детей, место организации деятельности

Звучит гимн Здоровья.

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

Дети, сегодня в нашу группу пришло письмо от Королевы Здоровья. Сейчас я прочитаю письмо, и мы узнаем, что нам пишет Королева Здоровья.

Воспитатель читает письмо:

Воспитатель: дети, поможем Королеве Здоровья?

Дети: конечно поможем.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: ребята, нам необходимо узнать, как же выглядят солдаты-микробы, которые напали на королевство Здоровья. Расскажет и покажет нам помощница Королевы Здоровья наша медицинская сестра Надежда Михайловна.

Мед. сестра: Ребята, как вы думаете, что это? (предположение детей)

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем, проведем эксперименты и узнаем, как же микробы попадают в наш организм.

Воспитатель : дети, представьте себе, что пульверизатор – это больной человек, который кашляет и чихает. Что же произойдет? Давайте проверим - выставьте все ладошки перед собой, а дети нажмут на пульверизаторы, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали?

Дети: на наши руки попали капли воды.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: когда человек чихает, кашляет, микробы попадают на других людей. Необходимо закрывать рот ладонью или носовым платком.

Воспитатель: Правильно ребята. Но не все люди следуют этому правилу. Как же нам защитится от микробов больного человека?

На столе лежат зеркала и медицинские маски. Инструкция: положить медицинскую маску изнаночной стороной на зеркальце, из пульверизатора набрызгать на маску. Снять маску с зеркала.

Воспитатель: Дети, что вы увидели на зеркале?

Дети: Зеркало сухое.

Воспитатель: набрызгайте на зеркало, без маски. Что вы увидели на зеркале?

Дети: Зеркало мокрое.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: Маска защищает нас от микробов. Чтобы не заболеть, необходимо носить маску.

Воспитатель: Как еще к нам попадают микробы? Узнаем мы это, проведя еще один опыт.

Воспитатель: Что вы увидели?

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: Микробы передаются через грязные руки, игрушки.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы с наших рук исчезли микробы?

Дети: помыть руки с мылом

Воспитатель: Предлагаю помыть руки.

Мыло бывает разным-преразным : (намыливаем руки)

Синим, зеленым, оранжевым, красным (сжимаем и разжимаем кулачки)

Но не пойму, отчего же всегда (удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)

Черной-пречерной бывает вода? (расслабляем мышцы тела).

Воспитатель: А чтобы наши руки действительно стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Какие стали наши руки?

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: на немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки с мылом, а если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

Воспитатель: Дети, от чего же жители Королевства Здоровья еще могли заболеть, узнаем, решив проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, вы любите яблоки? Я купила их в магазине, одно я помыла, а другое нет. Как вы думаете, какое из них мытое? Чем отличаются яблоки?

Дети: Яблоки выглядят одинаково, не понятно, какое мытое, а какое нет.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: мытые и немытые овощи выглядят одинаково. Мы должны запомнить, что любые фрукты и овощи необходимо мыть перед едой.

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться

Надо, дети, закаляться? (прыжки)

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать? (приседание)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить? (прыжки)

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? (приседание)

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины? (прыжки)

Будешь кушать лук, чеснок –

Тебя простуда не найдет? (прыжки)

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать! (приседание)

Ешь побольше витаминов –

Будешь сильным и красивым? (прыжки).

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

Содержание:

Сюрпризный момент: Незнайка

Ход мероприятия

Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.

1. Сформировать знания ребёнка о свойствах микробов, какой вред и пользу они приносят для человека.

2. Доказать в процессе экспериментов опасность для здоровья - наличие микробов в организме человека.

3. Развивать наблюдательность, умение заключать выводы и умозаключения.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи для ребёнка:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести экспериментальную работу.

3. Сделать соответствующие выводы.

4. Познакомить детей группы с проделанными опытами.

Согласно целям и задачам нами была выдвинута гипотеза: используя метод исследования и специальную литературу, ребёнок – дошкольник, может научиться бережно относиться к своему здоровью, так как нас окружает множество различных микроорганизмов.

Когда я спросил об этом у Светланы Николаевны,она предложила провести исследование.

Для того чтобы расти микробам нужно питание. Есть они могут все: хлеб, фрукты, овощи, землю, опавшие с деревьев листья и т. п.

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество

быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес.

Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.

Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.

Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.

Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.

Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.

Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.

Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.

Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.

Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Материалы: мука, мыло.

Вывод: для профилактики различных заболеванийнеобходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.

Мы провели опыт

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.

Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Заключение:

В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из группы.

Список литературы

Группа : старшая

Цель: - формировать осознанное отношение к своему здоровью.

- дать детям простейшее понятие о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, микроорганизмы бывают вредными;

- познакомить детей с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

-формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;

- продолжать развивать речь как средство общения, закреплять умение строить высказывание;

Активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, размножаются.

- закрепить умение лепить предметы пластическим способом, приемы лепки (скатывание, отщипывание);рисовать с печатью картофеля, тампонами из ватных палочек.

- развивать в ходе деятельности мышление, воображение, внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативные способности, мелкую моторику рук, координацию движений;

- воспитывать культурно - гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

Методы и приемы:

- практические: дидактическая игра и упражнение, динамическая пауза, опыты, лепка из пластилина, пальчиковая гимнастика, рисование с печатью из картофеля,тампонами из ватных палочек

- наглядные: показ изображения микробов, показ изображения микроскопа, рассматривание картинок.

- словесные: беседа, коммуникативная игра, словесная игра, ситуативный разговор.

Беседа о формировании здорового образа жизни. Чтение литературы:

Оборудование и материал:

Демонстрационный: группа оформлена в виде полянки, ширма, посылка, письмо, волшебный сундучок с разрезными картинками, на которых изображены; мыло, шампунь, расческа, зубная паста, зубная щетка, полотенце, зонт с предметами индивидуального пользования.

Куклы: Биффилина (грустная и веселая, злые микробы, мальчик Чумазик, магнитофон с записью музыки,

Раздаточный: яйцо, пластилин,доски для лепки, кружки желтого цвета, печать из картофеля, тампоны из ватных палочек, гуашь, салфетки для рук, разрезные картинки, фотографии.

Здравствуй, Небо! (руки поднять вверх)

Здравствуй,Солнце! (руками над головой описать большой круг)

Здравствуй,Земля! (плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: На мольберте выставлена картинка с микробами

В: Ребята, как вы думаете, что это? (предположение детей)

У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа, но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. Мир вокруг нас полон таких существ. (показ слайда)

Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Некоторые микробы передвигаются сами, как крохотные рыбки, а многих переносят ветер, животные, птицы, люди.

Эти существа так малы, что глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный прибор – микроскоп

Микроскоп-прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (показ слайда)

Микробы очень вредны для человека. Попав в наш организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. И человек начинает заболевать.

Как Вы думаете, как микробы могут попасть в наш организм?

Вот смотрите: (показ слайда)

Были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме;

Микробы есть в земле и на траве. Представьте, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме. - Правильно, микробы могут попасть в наш организм, если облизывать игрушки, от животных, от больного человека, если после туалета не мыть руки. Как вы думаете, у нас руки чистые, есть ли на них микробы? (предположения детей)

Опыт с яйцом. – Вот яйцо (сама очищает, оно белое. Сейчас мы его передадим его из рук в руки. Дети передают вареное очищенное яйцо друг другу, рассматривают следы от рук на яйце

- Яйцо стало каким? (яйцо стало грязным).

- Почему? (У кого-то грязные руки.)

- На наших руках были микробы, и на этом яйце остались все микробы с наших рук, их так много, что мы смогли их увидеть, яйцо стало грязным.

- Что нужно сделать, чтобы с наших рук исчезли микробы? (помыть руки)

Дети повторяют движения за воспитателем:

Каждый день я мыло мою

Под горячею водою

(Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши)

И в ладонях поутру

Сильно, сильно мыло тру.

(Неплотно сжимают в руках пальцы одной руки и трут о ладонь другой)

Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай не злись!

А чтобы наши руки действительно стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Теперь все микробы с наших немытых рук остались на влажных салфетках. Что же мы с вами узнали сегодня (ответы детей). Правильно, на немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой

На немытых овощах и фруктах тоже очень много микробов.

Мытые и немытые овощи выглядят одинаково. Что же мы должны запомнить? Правильно, любые фрукты и овощи нужно мыть перед едой.

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться

Надо, дети, закаляться? (прыжки)

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать? (приседание)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить? (прыжки)

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? (приседание)

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины? (прыжки)

Будешь кушать лук, чеснок –

Тебя простуда не найдет? (прыжки)

Вот мы отдохнули и размялись, и готовы к новым открытиям, прошу следовать за мной (переходят к столам и рассаживаются)

Способ размножения микробов.

- У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит, давайте посмотрим.

- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб. Представьте, что он попал в организм человека. Как это может произойти, мы с вами уже знаем. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получилось два новых микроба. Вначале они маленькие, но потом они питаются, растут. Оторвите ещё немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Вот наши микробы выросли. Что теперь с ними произойдёт? Правильно, они тоже разделятся пополам. Сколько их стало? Уже четыре. И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих микробов. Что будет дальше? Правильно они тоже вырастут и разделятся. Вот так их становятся всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

В: Сегодня утром кто-то принёс необычный мешок. Давайте посмотрим,что там лежит (развязывает мешок

Воспитатель : Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от злого микроба

Ребята, давайте вспомним на чём можно путешествовать?

(на самолёте, вертолёте, машине, корабле, автобусе)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на не обычном транспорте, а с помощью волшебного зонта. (Воспитатель вместе с детьми достает и рассматривает зонт. На зонте прикреплены предметы личной гигиены.)

Воспитатель: Что это такое?

(Мыло, зубная паста, шампунь, полотенце, расческа, зубная щетка)

Для чего это надо?

(Мыть руки, чистить зубы, расчесываться, мыть голову, вытираться)

Правильно ребята, а сейчас все встаем под зонтик.

Воспитатель: Кажется, мы прилетели. Посмотрите, в какую красивую страну мы попали. Давайте сядем на полянку и отдохнем.

(дети идут на полянку, но тут появляется мальчик Чумазик)

Дети здороваются с Чумазиком. (он молчит)

Воспитатель: Мальчик, а почему ты не здороваешься?

Чумазик: Да не хочу!

Воспитатель: Ребята, а зачем нужно здороваться?

(желать здоровья, всего самого хорошего.)

Воспитатель: Мальчик, почему ты такой грязный?

Чумазик: Ха, я мальчик – Чумазик и мне быть чистым ни к чему.

Дети: Да ты же можешь заболеть, у тебя такие грязные руки и лицо. А это значит у тебя много микробов.

Чумазик: А кто это такие Микробы? И почему я от них должен заболеть?

Чумазик: (задумывается) Ребята, что же нужно делать, чтоб микробов не было?

Ответы детей: (мыть руки, умываться).

Чумазик смотрит на руки, плюет на них и трет. Вот и все, я помыл.

Воспитатель: Ребята, Чумазик правильно моет руки?

Воспитатель: Как часто надо мыть руки?

Ответы детей: (после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры)

Воспитатель: Ребята, а что еще нужно делать каждый день?

Ответы детей: (чистить зубы)

Чумазик: (удивляется) Это зачем еще зубы чистить? Ой! Это наверное не приятно? Я вот совсем не чищу зубы.

Ответы детей: (чтоб не появился кариез, будут болеть зубы.)

Чумазик: Ох, и устал я, ой-ой что–то зубы заболели (плачет, держится за щеку)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чумазику и подарим с нашего волшебного зонта зубную щетку и зубную пасту, мыло, расческу, полотенце и шампунь.

Воспитатель:Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок

И густой гребешок!

Чумазик: Благодарит и обещает с этого дня вести здоровый образ жизни.

Чумазик предлагает детям проводить их к принцессе Биффилинке. Встречают по дороге злого микроба.

Воспитатель: Микроб, мы пришли освободить принцессу Биффилинку и ее подружек.

Микроб : Чтобы освободить принцессу, вы должны отгадать мои загадки, сложить картинки - отгадки и только тогда колдовство исчезнет, и принцесса Биффилинка будет с вами.

1. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

2. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

3. Дорожку полосатую,

Я беру то и дело с собою,

Когда руки и шею я мою. (Полотенце)

4. Верный я помощник мыла,

Мою голову игриво,

Превращаюсь в пену я

Легкую и белую. (Шампунь)

5. Пластмассовая спинка

На спинке – щетинка.

Со своей подружкой пастой,

Чищу зубы не напрасно. (Зубная щетка)

(Дети отгадывают загадки. Составляют из разрезных картинок изображения, а в это время исчезает микроб. Появляется принцесса Биффилнка (грустная)

Воспитатель: Биффилинка, почему ты такая грустная? Мы справились с заданием, и микроб убежал. Он боится чистоты, а мы с вами любим чистоту.

Биффилинка: Ах! Не все ребята, чистые.

Чумазик: Я все понял, мне нужно скорее умыться. (Убегает).

Воспитатель: Мы расколдовали с вами принцессу Биффилинку, а ее подружек нет. Предлагаю детям нарисовать подружек (лицо, рисовать будем нетрадиционной техникой (пальцами, печатью из картофеля, тампоном из ватных палочек). Приглашаю детей подойти к столу, где все приготовлено для рисования. Дети самостоятельно выбирают материал для рисования и проходят к рабочим местам. Пока дети рисуют, появляется Чумазик чистый, опрятный. Дети рассказывают о своих рисунках (чем и как рисовали).

Появляется веселая принцесса Биффилинка, благодарит всех детей за подружек.

А за то, что вы помогли Чумазику стать совсем другим мальчиком, расколдовали моих подружек, мы вас угостим витаминами, чтобы вы никогда не болели. (Все прощаются с ребятами и уходят).

Какие правила нужно всегда помнить, чтобы вредные микробы не попали в наш организм? (ответы детей).

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание.

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда.

Читайте также: