Опыты по загрязнению вирусами бактериями для старшеклассников

Обновлено: 27.03.2024

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

ВложениеРазмер
urok-disput.doc 43 КБ
disput.pptx 656.27 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Урок – диспут по биологии

Разработал и подготовил

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о заболеваниях, опасных для современного человечества.

Обеспечить условия для изучения путей передачи вирусов и бактерий, являющиеся возбудителями опасных для человека заболеваний.

Обозначить особенности профилактики заражения вирусными и бактериальными инфекциями.

Проанализировать значимость вирусов и бактерий, как объектов живой природы, развивать умение аргументировать и доказывать, развивать умение обобщать изученный материал, укреплять межпредметные связи.

Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Создать условия для приобретения учащимися опыта ведения диспута.

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний, способствовать формированию здорового образа жизни;

Создать условия для формирования навыков работы с дополнительной информацией.

Формировать навыки публичного выступления и ведения диспута.

Форма урока: практическое занятие в форме диспута.

1.Работа учащихся с учебниками по биологии уч. Беляева Д.К., п.10, п.18; уч. Сивоглазова В.И., п.2.11.

4.Класс делится на 5 групп методом карточек-пазлов, работа ведется группами. Каждая группа получает индивидуальное задание и разрабатывает выступление, отражающее значимость выделенной проблемы. Одна из групп берет на себя функцию экспертов и получает индивидуальное задание: оценить выступление других команд.

5. Группы учащихся получают памятки по ведению дискуссии, группа экспертов – оценочные бланки.

1.Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к работе.

Памятка "Как вести диспут"

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно
  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

4. Информирование учащихся о правилах публичного выступления.

1. Приветствие. Тема.

2. Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают.

3. Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания.

4. Выводы. Призыв к общественности и экспертам.

5. Временные рамки 5 минут

5. Особенности работы экспертов по оценке выступлений.

Критерии оценки выступления экспертами

  1. Доказательная база (аргументированность)
  2. Актуальность информации

3. Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи)

4. Оформленные начало и конец выступления

5. Реалистичность проекта

6. Достоверность информации

7. Неординарность подачи информации

8. Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация

6. Выступление групп учащихся. По итогам каждого выступления происходит диспут на обозначенную тему.

7. Выступление экспертов по оценке выступлений с выделением групп-победителей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Памятка "Как вести диспут" 1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. 2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. 3. Говори просто и ясно, логично и последовательно. 4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. 5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. 6. Не повторяйся и не повторяй слов других. 7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. 8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Карточка выступления Приветствие. Тема. Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают. Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания. Выводы. Призыв к общественности и экспертам. (Таким образом…)

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК ЭКСПЕРТА Доказательная база (аргументированность ) Актуальность информации Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи ) Реалистичность проекта Достоверность информации Неординарность подачи информации Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация

Группа 1 Вирус Иммунодефицита человека

Группа 2 Вирус гепатита С

Группа 3 Вирус бешенства

Группа 4 Палочка Коха

Группа 5 В ирус гриппа

Рефлексия: получил ли я удовлетворение после диспута; могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль; насколько интересна мне культура проведения диспута; смог ли я воспользоваться приемами доказательности; какие я приобрел новые знания; смог ли я понять точку зрения другого; интересен ли мне живой обмен мнениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника.

контрольная работа по биологии на тему: бактерии, грибы, лишайники и вирусы

1. Грибы неспособны к фотосинтезу потому что . А - они живут в почвеБ - имеют небольшие размерыВ - не имеют хлорофилла2. К ядовитым грибам относятся . А – трутовик Б – опенок.


Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека".


Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС.


История 5 класс.Тема урока: Появление современного человека.Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы.Цели урока: подвести учащихся к пониманию что появление Человека разумного и о.


Правильные многогранники в геометрии вирусов и бактерий

Урок на котором учащиеся закрепляют представление о правильных многогранниках и их применение в строении вирусов и бактерий, умение моделировать правильные многогранники из простых материалов и сопост.

Самостоятельная работа "Вирусы и бактерии"

Данные задания можно использовать в качестве самостоятельной работы с учебником (для закрепления изученного материала) или проверочной работы.

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

Содержание:

Сюрпризный момент: Незнайка

Ход мероприятия

Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Здоровье — высшая ценность, даже если мы привыкли пренебрегать ею из-за работы и других нагрузок. Согласитесь, бывают ситуации, в которых лучше перестраховаться. Что нужно знать о профилактике инфекций, как рассказать о нужных мерах ученикам? Все это совсем не сложно, к тому же, мы собрали материалы в одной статье.

Как следует из текста документа, помимо измерения температуры на входе в школу и дезинфекционного режима, в школах введут дополнительные ограничения, направленные на минимизацию контактов между учащимися. Учителя в каждой отдельной организации уже получили от руководства инструкции, как будет организован учебный процесс в их школе. В зависимости от количества учащихся и возможностей педагогического состава, они различаются, но сводятся к единым идеям: меньше учеников в классе, меньше передвижений по школе, сокращение дополнительных занятий и массовых мероприятий.

Меры профилактики вирусных инфекций

  • мыть руки;
  • носить маску;
  • ограничить контакт с заболевшими лицами;
  • при малейших признаках недомогания обращаться к врачу.

Как правильно мыть руки?

  1. До, во время и после приготовления пищи.
  2. Перед едой.
  3. После контакта с людьми в общественных местах.
  4. После контакта с предметами в общественных местах (стол, поднос, поручень, лестница, столб, скамейка и т. д).
  5. До и после лечения пореза или раны.
  6. После использования туалета.
  7. До и после того, как вы меняли подгузник ребенку или ухаживали за ним.
  8. После сморкания, кашля или чихания.
  9. После прикосновения к животному, корму или экскрементам животных.
  10. После того, как касались мусора.

Мойте руки правильно!

Для обеспечения максимальной безопасности рекомендуется пользоваться одноразовыми бумажными полотенцами.

Еще можно выполнять следующие 5 шагов каждый раз:

Как дезинфицировать руки?

Будем объективны, у вас не всегда может быть доступ к крану с водой. В этом случае используйте дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе (не менее 60% спирта). Такое средство продается в маленьких пузырьках по 50 мл., либо в больших — до литра, в аптеках и магазинах косметики можно найти спиртовые салфетки.

Дезинфицирующие средства могут быстро уменьшить количество микробов на руках во многих ситуациях. Тем не менее, они не избавляют от всех видов микробов (пусть на них и написано 99,9%). К тому же, дезинфицирующие средства могут быть не такими эффективными, когда руки заметно грязные или жирные. В этом случае сначала необходимо вымыть руки, а потом уже наносить гель. И еще: санитайзеры для рук могут не удалять вредные химические вещества, такие как пестициды и тяжелые металлы. Надеемся, вы и ваши ученики с таким не сталкиваются.

Как пользоваться дезинфицирующим средством для рук:

  1. Нанесите гель на ладонь одной руки (прочитайте этикетку, чтобы узнать правильное количество);
  2. Потрите руки друг о друга;
  3. Втирайте гель по всей поверхности рук и пальцев, пока кожа не высохнет. Это должно занять около 20 секунд.

Как правильно носить маску?

Обратите внимание:

Если вы НЕ больны, вам не нужно носить лицевую маску все время, за исключением нахождения в группах с плотным скоплением людей (менее 1,5м.). Носить ее нужно, если был риск заражения, но пока симптомы не появились, а так же, если вы не ухаживаете за больным.
Маски для лица могут быть в дефиците, но они должны быть предоставлены лицам, обеспечивающим уход, в медицинских центрах.

Как правильно вести себя в общественных местах?

  1. Избегайте тесного контакта.
  2. Избегайте тесного контакта с больными людьми. Когда вы заболели, держитесь на расстоянии от других, чтобы они тоже не заболели.
  3. В магазинах не подходите близко к толпе, старайтесь не приходить в общественные места в час пик, чтобы не оказаться в очередях или плотном скоплении.

Оставайтесь дома, когда вы больны.

Если возможно, оставайтесь дома, не ходите на работу, не ходите в школу и не выполняйте поручения. Это поможет предотвратить распространение вашей болезни на других. Более того, это поможет не разболеться вам: тепло и покой — не просто просьбы врачей, это их требование!

Если вы болеете гриппоподобным заболеванием, CDC (Centers foe Disease Control and Prevention) рекомендует вам оставаться дома не менее 24 часов после того, как у вас поднимется температура, за исключением случаев, когда вам требуется медицинское обслуживание или другие предметы первой необходимости. Как понять, что вы не представляете опасности? Температура должна исчезнуть в течение 24 часов без применения жаропонижающего лекарства.

Закройте рот и нос

При кашле или чихании прикрывайте рот и нос салфеткой. Можете чихнуть в сгиб локтя, но никак не в сторону и вниз — капли ваших жидкостей могут передаться окружающим. Грипп и другие серьезные респираторные заболевания, такие как респираторно-синцитиальный вирус (RSV), коклюш и тяжелый острый респираторный синдром (SARS), передаются от кашля, чихания или нечистых рук.

Дезинфицируйте руки карманным средством после контактов в общественных местах.

Не прикасайтесь к своим глазам, носу или рту.

Практика других здоровых привычек

Чистите и дезинфицируйте часто использующиеся поверхности дома, на работе или в школе, особенно когда кто-то болен. К ним относятся: столы, дверные ручки, выключатели, столешницы, телефоны, клавиатуры, туалеты, смесители и раковины, телефоны.

Высыпайтесь, будьте физически активными, контролируйте стресс, пейте много жидкости и ешьте питательную пищу. Даже статистика коронавируса показывает, что в зоне риска — люди с пониженным иммунитетом. Пора поднимать его всеми способами.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ

и творческих проектов учащихся

Исследовательская работа на тему:

Автор: Хмельнюк Ксения,

имени Адмирала Ушакова

город-курорт Геленджик

Руководитель: Яламова Е.В.

учитель МБОУ СОШ №2

имени Адмирала Ушакова

Геленджик 2016 г

Изучение вредных микроорганизмов:

в) сравнительный анализ.

Основные подходы к лечению.

Список использованной литературы.

Цель:

Исследовать главные возбудители инфекционных заболеваний, их сходство, различие и главные подходы к их лечению.

Задачи:

Изучить вирусы и бактерии.

Исследовать различия методов лечения вирусных и бактериальных заболеваний.

Выяснить, в чем опасность для человеческого организма при неправильном лечении.

Определить методы профилактики.

Гипотеза:

Предположим, что человечество можно спасти от вымирания (т.е. от развития устойчивости к антибиотикам) грамотной диагностикой и правильным назначением лечения.

Объект исследования: вирусы и бактерии.

Методы исследования:

Подбор информации в интернете и в литературе.

Изучение собранных данных.

Анализ собранных данных.

Изучение вредных микроорганизмов.

Для того, чтобы мы начали разговор о главных возбудителях инфекционных заболеваний, стоит вначале сказать о том, что представляют из себя сами инфекционные заболевания. Итак, инфекционные болезни – это болезни, вызванные проникновением в организм вредных микроорганизмов, т.е. заражением . Вот об этих микроорганизмах и пойдет речь.

Начнем с вирусов. Вирусы – это неклеточные формы жизни, которые оживают только при контакте с живой клеткой. В переводе с латинского virus означает "яд, ядовитое начало". Вирус представляет собой микроскопическую частицу, состоящую из генетического вещества (молекул ДНК или РНК), которое окружено защитным слоем белка .

Так выглядит вирус под микроскопом.

hello_html_2f90d6e9.jpg

Вне живого организма, вне клетки вирусы совершенно безобидны. Они не проявляют никаких признаков жизни: не питаются, не размножаются и не двигаются.

Его нельзя увидеть не только простым глазом, но и в очень сильный микроскоп. Некоторые под микроскопом выглядят как пауки, другие – как колючие мячики .

Попадая в здоровую клетку, вирус начинает быстро размножаться внутри нее и разрушает ее, а выброс вирусов из поврежденных клеток вызывает заболевание. Организм превращается в своеобразный завод по производству вирусов.

Вирусы поражают все типы организмов: человека, животных, растения. По предположениям учёных, существуют миллионы их видов. Вирусы являются самой многочисленной биологической формой. Изучением вирусов занимается наука вирусология , раздел микробиологии. Вирусы по своей сути – это паразиты , они могут жить и размножаться только в живых клетках. В чистом виде они существуют в форме кристаллов. По размеру вирусы гораздо меньше клеток и проще их по строению.

Бактерия это самостоятельный, живой микроорганизм, состоящий из одной клетки. В среднем размер бактерии составляет около 0,001 мм в диаметре. Некоторые из них настолько малы, что их даже невозможно разглядеть в обычный микроскоп. Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет.

Так выглядит бактерия под микроскопом.

hello_html_m2b79df45.jpg

Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, — это именно бактерии. В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий.

Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете.

hello_html_28ca993c.jpg

Название бактерии

Форма бактерии

Изображение бактерии

Изогнутая в виде запятой

Бактерии отличаются по форме, в таблице мы привели основные

Размножение бактерий совершается путем деления ; каждая клетка получает поперечную перегородку и затем распадается на две новые. При благоприятных условиях это происходит очень быстро. И если ничего этому не мешает, одна бактерия может заполнить своим потомством громаднейшие пространства. Размножение продолжается до тех пор, пока есть питание.

hello_html_m5947ae6d.jpg

Бактерии обитают везде: в почве, воздухе и даже в нашем организме. Большинство из них не причиняет вреда.

Полезные свойства бактерий:

Бактерии защищают наш организм.

Бактерии, вызывающие гниение мертвых растений и животных, разлагают мертвые ткани на простые соединения, без них земля покрылась бы бесполезным мертвым веществом, и не осталось бы места для живого.

Другие бактерии вызывают ферментацию. Сюда можно отнести скисание молока (кефир, йогурт и т.д.), брожение сладких фруктовых соков (вино), созревание сливок (сливочное масло), изготовление сыров.

Растения не могут жить без бактерий, которые соединяют азот с другими элементами, чтобы получать нитраты, используемые растениями.

Но есть и такие бактерии, которые могут вызывать болезни, их называют патогенами . Патогены проникают в организм с капельками влаги в воздухе, который мы вдыхаем, через порезы и царапины на коже, с пищей и питьевой водой. В теле болезнетворные бактерии питаются, размножаются и выделяют токсины, разрушающие клетки. Именно токсины вызывают у больного болезненные симптомы.

Определим сходства и различия наших микроорганизмов, а также болезней, которые они вызывают.

hello_html_3b5aabd3.jpg

И вирусы, и бактерии не видны невооруженным глазом, хотя бактерии во много раз больше вирусов.

Бактерии иногда могут быть как полезными, а вирусы всегда вредные.

Бактерии могут размножаться самостоятельно, а вирусы – нет.

Бактерии имеют собственную клеточную структуру, а вирусы – нет.

Распространяются вирусы и бактерии примерно одинаково:
— воздушно-капельным путем: при кашле или чихании,
— с кожи на кожу: при прикосновениях и рукопожатиях,
— с кожи на продукты: при прикосновениях к пище грязными руками вирусы и бактерии могут попасть в кишечник ,
— через жидкости организма: кровь и слюну.

Некоторые болезни, вызываемые вирусами и бактериями, имеют схожие симптомы. А вот лечение бактериальных и вирусных заболеваний разное .

Основные подходы к лечению.

Вирусы и антибиотики? Антибиотики не действуют на вирусные инфекции . Эти лекарственные препараты можно использовать только для борьбы с вредными бактериями. Если болезнь, вызванную вирусом, лечить антибиотиком, т.е. применять его не по делу, то в человеческом организме возникнет привыкание к этому виду лекарств . А когда случится болезнь, требующая лечения этим самым антибиотиком, то он не поможет, потому что бактерии, живущие в организме человека, уже привыкли к этому лекарству и не боятся его. Лекарство не подействует, болезнь станет неизлечимой, и человек может погибнуть. Вот об этом и говорил ученый. Сейчас очень часто люди, схватив обычную простуду, глотают таблетки, не разбираясь в них. Антибиотики – очень сильное лекарство, мощное оружие. Только применять их надо грамотно.

Методы профилактики.

Вывод. В ходе исследований я теоретически подтвердила свою гипотезу, что при грамотной диагностике и правильном лечении риск вымирания людей при развитии устойчивости к антибиотикам можно свести к минимуму.

Читайте также: