Осипов про коронавирус

Обновлено: 23.04.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

– Алексей Ильич, мы в большом смятении, хотели бы знать ваше мнение. Как относиться к благословению Патриарха воздержаться и не ходить в храм во время карантина?

– Сейчас всё чаще приходится вспоминать великую истину Отцов: без рассуждения нет добродетели.

Никакой борьбы с Церковью нет, молиться не только не запрещают, но и усиленно призывают, обители и храмы не закрывают, просят лишь на малое время воздержаться от хождения в них, поскольку совершенно очевидно, что коронавирус – не просто очень тяжелое заболевание, но и легко передающееся при близком соприкосновении людей. Поэтому ясно, что когда в храме собирается народ на Богослужение, то, как и в любом общественном месте, легко и заразиться, и заразить. На каком же тогда основании и по какой заповеди христианин должен обязательно идти в храм, несмотря на то, что это может и его, и других людей привести к смерти?! Разве храм единственное место обращения человека к Богу?

Множество людей спасалось, совсем не имея возможности посещать церкви (как в эпохи гонений). Многие подвижники лишь для принятия святых Христовых Таин, приходили в храм. История Церкви сообщает, что в древних монастырях монахи нередко на время поста вместо пребывания в храме за богослужением шли в безлюдные места (см., напр., житие прп. Марии Египетской). А наиболее ревностные христиане во все времена уходили в пустыни, леса, затворялись в пещерах и убогих кельях и молитвою, и постом достигали при этом высочайшего духовного совершенства. Ибо спасает человека не храм, а жизнь по заповедям, молитва, покаяние. Самого Христа на казнь отправил не кто-нибудь, а самые ревностные служители храма и исполнители закона Моисеева, поскольку делами своими служили не Богу, а дьяволу.

Поэтому призыв священнослужителей к временному воздержанию от посещения храмов в тех регионах и местах, где возникла угроза заражения коронавирусом, – это не акция против Церкви и не придуманное устрашение людей с какою-то тайной целью. Но естественная и необходимая реакция на серьезную опасность для жизни.

Мы за последние четверть века уже настолько привыкли купаться в теплой водичке вседозволенных Богослужений, привыкли к комфорту, что когда Господь попустил на малое время и по вполне очевидной причине потерпеть холодный душ, обнаружилось прямое неподчинение не только государственным органам, Патриарху, священноначалию, но и фактически Самому Богу, допустившему и эпидемию, и такую светскую и церковную власть.

Но не Господь ли сказал: не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4: 12)? Разве христиане не знают, что случайностей в жизни не бывает, что всё происходит по премудрой воле Божией, действующей в полном соответствии с духовным состоянием людей, да не обратятся ли они и покаются?

Каково это состояние теперь - видим и по себе, и повсюду:

Глубокое омiрщение сознания христиан, ищущих прежде всего не Царствия Божия, а что есть, что пить и во что одеться (ср. Мф. 6: 31-33).

Языческая жизнь верующих всех рангов, что хорошо знает каждый по себе.

Утрата молитвы об исцелении от грехов и страстей и превращение ее в своего рода магический ритуал, с помощью которого можно получить просимое.

Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?


">ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ . Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осозна́ем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности - чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли вели.

">ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ . Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осозна́ем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности - чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли великую тайну спасения: как это древние язычники Ниневии, не имевшие ни православной веры, ни храмов, ни таинств, но в посте и вретище покаявшиеся, оказываются духовно много выше нас?

📌Осипов Алексей Ильич - русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия.

ЗАЧЕМ БОГ ЧЕЛОВЕКУ?


У судьбы духовный почерк
Татьяна Гостюхина
У судьбы неровный почерк –
В это ты так свято веришь.
Но дыханьем отогреешь
В ледяном стекле кружочек…

За окном заиндевелым
Жизнь кипит не замирая.
Только слева от трамвая –
Липы чёрные на белом.

Небо бледное без солнца.
Всё в немом оцепененье.
И в природе есть ст.

У судьбы духовный почерк
Татьяна Гостюхина
У судьбы неровный почерк –
В это ты так свято веришь.
Но дыханьем отогреешь
В ледяном стекле кружочек…

За окном заиндевелым
Жизнь кипит не замирая.
Только слева от трамвая –
Липы чёрные на белом.

Небо бледное без солнца.
Всё в немом оцепененье.
И в природе есть ступени…
Разве ей легко живётся?

Неподвижен воздух стылый.
Цепенеют ветви-руки.
Со смиреньем терпят муки.
И даёт надежда силы,

Веру в то, что днём погожим
Оживут густые кроны,
Победив зимы препоны.
Как на жизнь людей похоже!

В ледяном стекле кружочек
Вдруг согрел теплом покоя,
Словно высветил святое:
У судьбы духовный почерк…
25.12.2012.

Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осознаем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности — чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли великую тайну спасения: как это древние язычники Ниневии, не имевшие ни православной веры, ни храмов, ни таинств, но в посте и вретище покаявшиеся, оказываются духовно много выше нас?

Интервью состоялось 5 апреля 2020 года. Осипов Алексей Ильич — русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия.

Добавить комментарий Отменить ответ

Монастырь святой Екатерины



Онлайн-Лекторий Атриум

Престольные праздники

Даты престольных праздников на ближайший месяц

Календарь новостей

Апрель 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архивы

В Великую Субботу епископ Николай совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Архангела Михаила

Облако меток

Рубрики

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).

Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Свт. Каллиника Черникского (1868) (Румын.).

Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Читайте также: