Осипов про коронавирус
Обновлено: 23.04.2024
В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.
– Алексей Ильич, мы в большом смятении, хотели бы знать ваше мнение. Как относиться к благословению Патриарха воздержаться и не ходить в храм во время карантина?
– Сейчас всё чаще приходится вспоминать великую истину Отцов: без рассуждения нет добродетели.
Никакой борьбы с Церковью нет, молиться не только не запрещают, но и усиленно призывают, обители и храмы не закрывают, просят лишь на малое время воздержаться от хождения в них, поскольку совершенно очевидно, что коронавирус – не просто очень тяжелое заболевание, но и легко передающееся при близком соприкосновении людей. Поэтому ясно, что когда в храме собирается народ на Богослужение, то, как и в любом общественном месте, легко и заразиться, и заразить. На каком же тогда основании и по какой заповеди христианин должен обязательно идти в храм, несмотря на то, что это может и его, и других людей привести к смерти?! Разве храм единственное место обращения человека к Богу?
Множество людей спасалось, совсем не имея возможности посещать церкви (как в эпохи гонений). Многие подвижники лишь для принятия святых Христовых Таин, приходили в храм. История Церкви сообщает, что в древних монастырях монахи нередко на время поста вместо пребывания в храме за богослужением шли в безлюдные места (см., напр., житие прп. Марии Египетской). А наиболее ревностные христиане во все времена уходили в пустыни, леса, затворялись в пещерах и убогих кельях и молитвою, и постом достигали при этом высочайшего духовного совершенства. Ибо спасает человека не храм, а жизнь по заповедям, молитва, покаяние. Самого Христа на казнь отправил не кто-нибудь, а самые ревностные служители храма и исполнители закона Моисеева, поскольку делами своими служили не Богу, а дьяволу.
Поэтому призыв священнослужителей к временному воздержанию от посещения храмов в тех регионах и местах, где возникла угроза заражения коронавирусом, – это не акция против Церкви и не придуманное устрашение людей с какою-то тайной целью. Но естественная и необходимая реакция на серьезную опасность для жизни.
Мы за последние четверть века уже настолько привыкли купаться в теплой водичке вседозволенных Богослужений, привыкли к комфорту, что когда Господь попустил на малое время и по вполне очевидной причине потерпеть холодный душ, обнаружилось прямое неподчинение не только государственным органам, Патриарху, священноначалию, но и фактически Самому Богу, допустившему и эпидемию, и такую светскую и церковную власть.
Но не Господь ли сказал: не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4: 12)? Разве христиане не знают, что случайностей в жизни не бывает, что всё происходит по премудрой воле Божией, действующей в полном соответствии с духовным состоянием людей, да не обратятся ли они и покаются?
Каково это состояние теперь - видим и по себе, и повсюду:
Глубокое омiрщение сознания христиан, ищущих прежде всего не Царствия Божия, а что есть, что пить и во что одеться (ср. Мф. 6: 31-33).
Языческая жизнь верующих всех рангов, что хорошо знает каждый по себе.
Утрата молитвы об исцелении от грехов и страстей и превращение ее в своего рода магический ритуал, с помощью которого можно получить просимое.
Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?
">ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ . Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осозна́ем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности - чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли вели.
">ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ . Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осозна́ем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности - чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли великую тайну спасения: как это древние язычники Ниневии, не имевшие ни православной веры, ни храмов, ни таинств, но в посте и вретище покаявшиеся, оказываются духовно много выше нас?
📌Осипов Алексей Ильич - русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия.
ЗАЧЕМ БОГ ЧЕЛОВЕКУ?
У судьбы духовный почерк
Татьяна Гостюхина
У судьбы неровный почерк –
В это ты так свято веришь.
Но дыханьем отогреешь
В ледяном стекле кружочек…
За окном заиндевелым
Жизнь кипит не замирая.
Только слева от трамвая –
Липы чёрные на белом.
Небо бледное без солнца.
Всё в немом оцепененье.
И в природе есть ст.
У судьбы духовный почерк
Татьяна Гостюхина
У судьбы неровный почерк –
В это ты так свято веришь.
Но дыханьем отогреешь
В ледяном стекле кружочек…
За окном заиндевелым
Жизнь кипит не замирая.
Только слева от трамвая –
Липы чёрные на белом.
Небо бледное без солнца.
Всё в немом оцепененье.
И в природе есть ступени…
Разве ей легко живётся?
Неподвижен воздух стылый.
Цепенеют ветви-руки.
Со смиреньем терпят муки.
И даёт надежда силы,
Веру в то, что днём погожим
Оживут густые кроны,
Победив зимы препоны.
Как на жизнь людей похоже!
В ледяном стекле кружочек
Вдруг согрел теплом покоя,
Словно высветил святое:
У судьбы духовный почерк…
25.12.2012.
Мы все на кресте коронавируса. И от каждого из нас зависит, как мы воспримем это испытание: осознаем ли, наконец, что мы вовсе не христиане, что внешнее земное благочестие нам дороже вечной ценности — чистоты души, и мы достойное получаем по делам своим? Поймем ли великую тайну спасения: как это древние язычники Ниневии, не имевшие ни православной веры, ни храмов, ни таинств, но в посте и вретище покаявшиеся, оказываются духовно много выше нас?
Интервью состоялось 5 апреля 2020 года. Осипов Алексей Ильич — русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия.
Добавить комментарий Отменить ответ
Монастырь святой Екатерины
Онлайн-Лекторий Атриум
Престольные праздники
Даты престольных праздников на ближайший месяц
Календарь новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Архивы
В Великую Субботу епископ Николай совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе Архангела Михаила
Облако меток
Рубрики
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).
Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Свт. Каллиника Черникского (1868) (Румын.).
Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).
Литургия св. Иоанна Златоуста.
Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.
Читайте также: