Отзывы летающих сейчас в период коронавируса

Обновлено: 19.04.2024

Заболевание, вызванное новым типом коронавируса SARS-CoV-2, получило официальное название COVID-19. Вирус постоянно мутирует и становится всё более заразным, из-за чего по всему миру происходят новые вспышки заболеваемости. Весной 2020 года в мире была объявлена пандемия коронавируса, большинство стран закрыли границы, во многих государствах вводились локдауны.

Все материалы

Врач Жемчугов спрогнозировал дальнейшее распространение коронавирусной инфекции

Жители Греции впервые с начала пандемии начали праздновать Пасху без ограничений

Жители Греции в этом году смогут отпраздновать Пасху без многих ограничений, введенных ранее из-за пандемии COVID-19. Такой информацией поделилось издание iefimerida.

Эксперт спрогнозировал подъем уровня заболеваемости COVID-19 после майских праздников

В России уровень коллективного иммунитета к коронавирусу снизился до 43,7%

Таиланд отменяет ПЦР-тест по прибытии для вакцинированных туристов

В Таиланде отменяются все тесты на COVID-19 по прибытии в страну для вакцинированных международных путешественников с 1 мая.

Джонсон ответил на вопросы полиции по поводу вечеринок во время локдауна

Джонсон ответил на вопросы полиции по поводу вечеринок во время локдауна

Действие масочного режима в Петербурге продлили до 15 мая

Эксперт Хафизов исключил вероятность исчезновения коронавируса

Коронавирус полностью не исчезнет, вероятно, он останется навсегда, периодически вызывая новые волны заболеваемости.

Более 4,4 млн жителей Подмосковья привились от COVID-19

Вакцинацию от COVID-19 в Московской области прошли уже свыше 4,4 млн человек. Об этом в четверг, 21 апреля, сообщила пресс-служба регионального Минздрава.

Минздрав России зарегистрировал новый препарат от COVID-19

Врач рассказал о влиянии COVID-19 на ускоренное старение организма

Вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, может приводить к хроническому воспалению и ускоренному биологическому старению.

Взрывная волна: Шанхай ушел на карантин

Взрывная волна: Шанхай ушел на карантин

Народное добро: как помочь москвичам на самоизоляции

Народное добро: как помочь москвичам на самоизоляции

Решающий штурм: как проходит вакцинация в Гималаях

Решающий штурм: как проходит вакцинация в Гималаях

Зерно правды: в Индии голодает средний класс

Зерно правды: в Индии голодает средний класс

Дерматолог рассказала о возможных аллергических реакциях после COVID-19

Дерматолог Юлия Галлямова, доктор медицинских наук рассказала о возможных новых аллергических реакциях после перенесенного COVID-19.

Минздрав разработает рекомендации по выявлению расстройств психики после COVID-19

Минздрав России намерен разработать рекомендации для врачей по выявлению у пациентов психических расстройств или расстройств поведения в рамках диспансеризации переболевших COVID-19, о чем стало известно в четверг, 21 апреля.

Эксперт Хафизов рассказал о выявлении новых штаммов коронавируса в России

Сайт функционирует поддержке Министерства цифрового коммуникаций Российской Федерации.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Все мы слышали эти устрашающие правила перелётов — с температурой выше 37 нельзя, маски и перчатки обязательны, в салоне самолёта без причины не ходить. Но как всё происходит на самом деле? Мы нашли тех, кто совсем недавно совершил перелёты, и попросили описать процедуры в аэропорту и самолёте.

Правила перелётов

Правила к аэропортам и авиакомпаниям установлены Роспотребнадзором и Росавиацией. Любители многостраничных официальных документов могут почитать указания здесь .

Мы же выбрали самое основное.

Правила в аэропорту:

  • Перед входом в аэропорт всем должны бесконтактно измерить температуру. Если у пассажира повышенная температура, а это выше 37, ему отказывают во входе в аэропорт и, соответственно, в полёте.

У вас возникнет резонный вопрос: а что же тогда с билетом? Вам на месте выдаётся справка о болезни, по которой вы сможете вернуть деньги за билет.

  • Пассажиры и сотрудники аэропорта должны соблюдать социальную дистанцию и находиться на расстоянии не менее 1,5 метра друг от друга.
  • В аэропорту, во всех зонах, должны продаваться маски и перчатки. Бесплатно должны стоять антисептики.

Правила могут меняться в зависимости от этапов снятия ограничений в регионе, где находится аэропорт.

Важно! Справка об отсутствии коронавируса для перелётов не нужна. Ни в одном аэропорту России и ни у одной авиакомпании такого требования нет. Российские регионы вправе устанавливать свои правила въезда или заселения в отели/санатории (в том числе необходимость справки, но это не повод не посадить вас на самолёт), поэтому вам необходимо ознакомиться с требованиями на сайте местной администрации. Здесь собраны правила, актуальные на 22 июня.

Перелёты во время коронавируса

Фото пассажира Георга

Правила в самолёте:

  • Пассажиры и члены экипажа должны использовать маски и перчатки при входе в самолёт и во время полёта. На рейсах более 3-х часов пассажирам должны выдать новые маски для замены.
  • Пассажиры при входе в самолёт должны обработать руки дезинфицирующими средствами.
  • В автобусах, которые везут пассажиров к самолёту, должна соблюдаться социальная дистанция.
  • На линии контроля посадки или при входе на борт пассажирам должны измерить температуру , пассажиры с повышенной температурой тела в самолёт не допускаются.
  • Пассажиры не должны ходить по салону, кроме случаев использования туалетной комнаты. При этом очередь в туалеты должна регулироваться бортпроводником для соблюдения дистанции.

Каждая авиакомпания установила свои правила к перелётам во время пандемии коронавируса. Все они соответствуют регламенту Роспотребнадзора и в принципе одинаковые, но если у вас уже намечен полёт, то на всякий случай изучите нормы вашего перевозчика:

Перелёты во время коронавируса

Фото пассажира Константина

Отзывы пассажиров

Мы спросили пассажиров, которым довелось лететь в последнюю неделю, как же проходили их полёты. Постарались собрать отзывы о процедурах в разных аэропортах и авиакомпаниях. Если не хочется читать, то в самом конце статьи выжимка.

Георг, 6 июня, авиакомпания UTAIR, Москва (Внуково) — Краснодар:

Автобусов было всего два (из них один был полностью забит, второй — примерно на 70%). При этом в сам самолёт запускали группами по 10 человек, но за ними формировалась толпа-очередь.

Правила полётов в самолёте во время коронавируса

Фото пассажира Георга

Дилара, 6 июня, авиакомпания S7, Москва (Домодедово) — Уфа:

«Ситуация в аэропорту, честно говоря, удивила: очереди были везде, ни о какой дистанции речи и не шло. Работали кафе. Расстояния 1,5 м между столиками я не заметила. Да, на входе в аэропорт измерили температуру, при мне с температурой никого не было. Всех просили надеть маски. Но пройдёшь дальше, уже все снимают. Даже сотрудники, что ставили печать на билет, были без маски и перчаток.

Перелёты во время коронавируса

Фото пассажира Дилары

«Маски проверяют и в аэропорт не пускают без них, перчатки — необязательны. Я была без перчаток, мне не сделали замечание. На тепловизоры, честно, не обратила внимание, даже не знаю, где они должны стоять. Пассажиры дистанцию не соблюдают. На креслах есть отметки, как можно садиться с соблюдением дистанции, но по факту садятся на каждое кресло, максимум — через кресло. Посадка происходила через рукав. Была очередь, и дистанция не соблюдалась. Самолёт был полный. Какого-то контроля на передвижение по салону не было, но и очередей в туалет я не заметила.

Аэропорты во время коронавируса

Фото пассажира Ольги

Марина, 5 июня, авиакомпания S7, Москва (Домодедово) — Красноярск:

«В самом аэропорту всё было довольно строго. На входе померили температуру, все в масках, сидят в зонах ожидании через одного. Но вот сам самолёт был битком, не было свободного места. При этом до самолёта нас везли автобусами группами не более 20 человек.

Перед полётом всем раздали антисептические салфетки. Маски очень многие просто спустили вниз и при приземлении потом снова надели. Полёт был больше 3 часов, но макси для замены не выдавали.

Как проходят полёты во время коронавируса

Фото пассажира Дилары

Коротко о том, что на самом деле происходит

Соблюдение правил зависит даже не от аэропорта и авиакомпании, а по сути от сотрудника, который работает здесь и сейчас. Попросят вас надеть маску или не попросят — дело случая. И от самих пассажиров, конечно, тоже зависит.


Заранее выставленную галочку о приобретении продукта Роспотребнадзор квалифицирует нарушением прав потребителей

Пересчитать по Гринвичу

самолет


Коронавирус может проникнуть в организм с помощью белка, который раньше не учитывали при поиске лекарств от COVID-19

Представители авиакомпаний и производителей самолетов утверждают, что мощная вентиляция, обеспечивающая до 30 смен воздуха в час, и специальные НЕРА-фильтры гарантируют безопасность пассажиров, даже если на борту окажется носитель коронавируса.

Три сценария


В модели ученых учитываются разница между устройством салонов бизнес- и экономкласса, мощность системы вентиляции самолета, степень вентиляции легких пассажиров, количество квантов, выделяемых одним инфицированным в единицу времени, и многое другое.

Исследователи рассмотрели легкий, средний и тяжелый сценарии распространения COVID-19, которые сопровождаются выделением в салоне соответственно 5, 20 и 100 квантов коронавируса в час. Количество квантов также умножалось на определенный индекс, который отражает одно из трех состояний носителя вируса: дыхание, разговор или громкий разговор. Опасность заражения оценивалась для полетов длительностью два и 12 часов.

Результаты исследования показали, что для пассажиров двухчасового рейса, летящих экономклассом, максимальная вероятность заражения достигает 60,2%. Это означает, что если в салоне летят 75 пассажиров, то заразятся минимум 45 из них. Для сравнения: максимальная вероятность заражения для пассажиров бизнес-класса составит 10,9%. То есть из 50 пассажиров заразятся не более 5–6. После шести часов полета вероятность заразиться существенно возрастает.

салон самолет

На рейсе продолжительностью 12 часов опасность, по мнению ученых из Гринвича, очень высока. Максимальная вероятность заражения для пассажиров экономкласса достигает 99,6%. Для пассажиров бизнес-класса максимальная вероятность заражения составит 50%. То есть из 50 пассажиров заразится половина.

Расчеты ученых подтверждают, что ношение масок на борту снижает опасность подхватить вирус. Например, использование качественных масок с эффективностью 65,6% в течение 12-часового полета снижает риск инфицироваться почти в 10 раз. Также результаты исследования показывают, что одновременное снятие защитных масок пассажирами во время приема пищи может быть очень опасным. По этой причине специалисты рекомендуют кормить людей в полете в разное время.

Согласные и несогласные

Мнения российских специалистов относительно безопасности полетов в период пандемии коронавируса разделились.


В этой статье не учитывается радиус вокруг инфицированного — это тоже серьезный фактор заражения, — считает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Но описанная модель, в общем, хорошо описывает распространение микрокапель по салону самолета и объем прокачиваемого через вентиляцию, а также вдыхаемого воздуха. Единственное сомнение вызывает вероятность 63%, на которую одна микрокапля (кванта) повышает вероятность заразиться. Если с такой вероятностью коронавирус действительно инфицирует людей, то выводы из статьи верные.

Однако, по словам эксперта, чтобы это подтвердить, нужно провести дополнительные исследования.

— Фактически эксперимент по данным научным исследованиям проходит каждый день в сотнях самолетов по всему миру. Если бы всё было настолько плохо с заражением коронавирусом даже при использовании мер личной гигиены и безопасности, то мы бы все уже переболели этим вирусом, — отметил Владимир Платонов, доцент кафедры химии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

медработник


Эксперт пояснил, что, помимо НЕРА-фильтров, в самолете каждые две-три минуты обновляют воздух в системе вентиляции. Его берут извне. Если бы эта система работала по циклу в течение 2-, 6- или 12-часового полета, то вероятность заразиться была бы высока. Но в современных реалиях проводится замена воздуха прямо во время полета, что можно назвать решающим фактором для безопасности пассажиров.

По словам ученого, фильтры представляют собой специальные макросистемы, которые конструировались для очистки воздуха от пыли. Но на фильтрацию наноразмерных вирусов они не рассчитаны. Это переплетение различных волокон. За счет определенных физических явлений происходит прикрепление частиц вируса к этим волокнам и их удержание. Но процесс прикрепления частиц вируса специально нигде не исследовался. Частицы садятся на какие-то места, слипаются, агрегируют друг друга, а потом происходит их срыв с волокон. И фильтр не работает.


Кроме того, вентиляция в самолете — это изолированная система. Конечно, производится насыщение воздуха из-за борта, но всё равно некоторое время воздух циркулирует в замкнутом пространстве.

С точки зрения химии всё достоверно, уверен специалист. Но вопрос заражения — это еще и вопрос о том, как работает иммунитет конкретного человека. Кому-то для того, чтобы заболеть, достаточно небольшого количества вируса, а если иммунитет у человека сильный, то он справится и с большим количеством вирусных частиц.


При обработке рта в течение 10 секунд коронавирус теряет способность к размножению, утверждают японские ученые

Выводы данной работы показывают лишь статистическую вероятность заразиться во время полета, причем эта опасность крайне высока лишь в том случае, если поголовно не соблюдается масочный режим на борту. В остальных случаях риск низок, — считает сотрудник научно-клинического отдела МГЦ СПИД и Международного учебно-методического центра вирусологии человека Медицинского института РУДН Елена Белова.

Заключения ученых пессимистичны, хотя сегодня больше свидетельств относительной безопасности полета, полагает заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. Он считает, что в самолете с нормально работающей системой кондиционирования среда более безопасная, чем в замкнутом пространстве маленького душного офиса или в маленьком лифте.

Полностью исключить малейшую возможность заражения фильтр, конечно, не может, признает эксперт. Если зараженный — ближайший сосед, то одной системы фильтрации может оказаться недостаточно.


Наш двухнедельный круиз закончился 13 марта, мы сутки простояли на карантине в порту французской Гваделупы. Оттуда нас эвакуировали автобусами прямо к трапу самолета в Париж, чтобы не заразить никого из местных жителей. На борту лайнера было около 300 человек, все бесконечно чихали и кашляли. Я летел в очках, маске и капюшоне, протирал руки водкой — видимо, не помогло.

Из Парижа я сразу направился в Москву и самоизолировался в своей квартире. И через пять дней почувствовал признаки заболевания: поднялась температура, я стал задыхаться. Сразу же вызвал скорую помощь, сказал, что вернулся из очага заражения, и попросил приехать ко мне.

Мы с другом Олегом, с которым жили в одной каюте лайнера, а потом летели вместе в самолете, ждали результатов анализов друг друга как своих. Он заболел в Испании, но, в отличие от меня, остался лечиться дома — там не госпитализируют с легкими признаками, пока у человека нет проблем с дыханием.


Фото: Михаил Нефёдов

Первый тест, который мне сделали в больнице, оказался отрицательным. Несмотря на это мне предложили на всякий случай сразу перейти в реанимационную палату — у меня проблемы с почками и сахарный диабет. Но там в палате были три человека с подозрением на коронавирус, причем один в тяжелом состоянии, поэтому я отказался.

Через несколько дней мне стало хуже. Я постоянно чувствовал слабость, а под конец — нехватку кислорода, задыхался, когда просто вставал с постели. Попросил медиков принести мне в палату кислородное оборудование, потом целый день пролежал с трубками в носу, но улучшения не было. В итоге меня все же увезли в реанимацию.

Начались тяжелые дни. По указанию врачей мне приходилось по 16 часов в день лежать на животе в кислородной маске, при этом я был подключен к огромному количеству датчиков, мне постоянно ставили капельницы и делали уколы, увеличивая количество антибиотиков.

Были ночи, когда я не мог заснуть, потому отключался днем во время процедур. Все было в каком-то полусне: открываю глаза, и мне уже что-то делают, меня сажают, слушают, берут кровь — венозную и артериальную, после этого медикам приходилось перевязывать мне руку. Вены к тому моменту уже были все синюшные, поэтому уколы делали в ноги, живот и кисти рук

Потом мне дали аппарат, где под огромным давлением подается кислород, и надо вдыхать и выдыхать против него, это был своего рода тренажер для легких. Я сначала даже не понял, как в нем дышать, думал, что задохнусь, но справился. Врачи сказали лежать с ним всю ночь, но я продержался не больше часа.

Сотрудники больницы делали все, чтобы мне помочь: в самые сложные моменты казалось, что в реанимации в палате собрался весь коллектив. Я просто лежал и не мог подняться, а они все стояли надо мной и каждый занимался своим делом — брали кровь, смотрели в мониторы или записывали показатели.

Михаил Нефедов и Олег Овчинников

Михаил Нефедов и Олег Овчинников

Фото: Михаил Нефёдов

После этих дней мне пришлось учиться заново ходить и дышать, потому что я даже не мог дойти до туалета — задыхался, казалось, что мне заклеили одновременно рот и нос. Со мной даже занималась сотрудница больницы: показала дыхательные упражнения, как самому вдыхать и выдыхать, чтобы не было приступов.

Пару дней назад меня перевели в обычную палату, я свободно хожу по ней и чувствую себя лучше. У меня появилась надежда, что пик заболевания пройден, и все будет хорошо. Нужно только время.

Пока я был в реанимации, мне позвонили из скорой, перепутали имя, но назвали верный адрес прописки и дату рождения, а затем заявили, что у меня выявили коронавирус, и мне срочно требуется госпитализация.

Я ответил, что уже давно нахожусь в больнице, и даже назвал номер клиники. На том конце провода удивились. Я тоже удивился этому звонку, потому что никакого теста сотрудники скорой помощи у меня не брали, а в больнице два анализа показали отрицательный результат. Мой врач сказал, что не понял, что это было.

Я знаю, что с нашего лайнера коронавирусом заразились трое русских: одна девушка была госпитализирована в Москве и пара — в Подмосковье. Мы следим друг за другом в социальных сетях.

Когда мы летели отдыхать, ничто не сулило таких проблем. Мы знали, что есть коронавирус, есть китайцы и закрытый на карантин город Ухань. А тут Гваделупа, Карибское море, которое далеко от этого всего. На наш лайнер даже не посадили итальянцев из какого-то северного региона, хотя в их стране еще не было чрезвычайного положения. В результате коронавирус нам принесли люди из других стран.


Фото: Михаил Нефёдов

Пока я остаюсь в больнице. По прогнозам врачей, пробуду здесь еще пару недель. Здесь еще есть свободные места, но они могут закончиться, и принимать будут только крайне тяжелых, а остальные останутся дома. Но по себе скажу: без специальной аппаратуры не вылечить даже простую пневмонию, я бы точно не выкарабкался.

Вернувшись из круиза в Испанию, я ее не узнал. За две недели она превратилась из страны, где в социальных сетях весело шутили про туалетную бумагу, в какую-то фантастическую антиутопию, где улицы вымерли, и по ним медленно ездят полицейские машины и призывают граждан оставаться дома. По статистике, за нарушение карантина здесь штрафуют каждые шесть секунд, размер штрафа начинается с 600 евро.

Дома я сразу же самоизолировался от семьи в своей комнате. И через несколько дней почувствовал симптомы заболевания: температуру, сухость в глазах и кашель.

Я считаю, здесь имеет место некий идиотизм — что в России, что в Испании: когда ты обращаешься за помощью, врачи первым делом спрашивают, был ли ты в опасных странах. Как будто сейчас в мире есть безопасные

Первые два дня у меня была температура 39 градусов, потом 39,6, а затем упала и неделю держалась на уровне 38. Была очень сильная слабость и апатия, просто хотелось целыми днями спать.

Все это время я лечился дома парацетамолом и таблетками от кашля, которые мне посоветовал врач. В Испании госпитализируют только при тяжелом состоянии, когда начинаются проблемы с дыханием, в остальных случаях остается только консультироваться по телефону с семейным терапевтом. Так даже безопаснее: в госпитале высока вероятность подхватить вирус, если у тебя его изначально не было.


На десятый день болезни я проснулся с температурой, но ощущением того, что жизнь возвращается. На следующий день после этого температура спала и уже не возвращалась. Я даже начал работать и делать ремонт, чтобы провести с пользой время в изоляции.

Анализ я больше сдать не пытался. К тому времени в Испании заразились 12 тысяч врачей, и мне не настолько было интересно узнать диагноз, чтобы пригласить парочку потенциальных носителей к себе домой

Правда, в провинции Галисия, где я живу с семьей, нет критической ситуации. Местный госпиталь пока справляется — может быть, потому, что большая часть пациентов лечится дома. Самая тяжелая ситуация сейчас в Мадриде. В новостях передают о переформировании в госпиталь торгового центра на 5,5 тысячи человек и хранении тел умерших в ледовом дворце, — и я склонен этому верить.

В столице живет моя старшая дочь, она просила, несмотря ни на что, не забирать ее, чтобы не подвергать нас риску заражения. Дочь каждый день занимается по Skype с младшей сестрой, чтобы она не отстала от школьной программы, и так мы видим, что с ней все в порядке.

Недавно я вступил в чат для пассажиров Costa Magica в мессенджере и увидел данные, что на корабле коронавирусом заразились 150 человек и четверо умерли. Французы обсуждают подачу иска в суд на компанию, не обеспечившую безопасность своих пассажиров. Однако пока это на уровне разговоров.

Зачем это нужно? Вирус распространяется в общественных местах — старайтесь их избегать. Домашний режим особенно важно соблюдать людям старше 65 лет и тем, кто страдает хроническими заболеваниями. Молодым стоит воздержаться от личного общения с родителями, бабушками и дедушками и пожилыми людьми вообще. Старайтесь поддерживать контакты по телефону или через интернет — это поможет уберечь пожилых людей от опасности заражения.

Зачем это нужно? Кашляя или чихая, человек с респираторной инфекцией, такой как COVID-19, распространяет вокруг себя мельчайшие капли, содержащие вирус. Если вы находитесь слишком близко, то можете заразиться вирусом при вдыхании воздуха. Держитесь от людей на расстоянии как минимум один метр, особенно если у кого-то из них кашель, насморк или повышенная температура.

Зачем это нужно? Если на поверхности рук есть вирус, то обработка спиртосодержащим средством или мытье рук с мылом убьет его.

Зачем это нужно? Руки касаются многих поверхностей, на которых может присутствовать вирус. Прикасаясь к глазам, носу или рту, можно перенести вирус с кожи рук в организм.

При кашле и чихании прикрывайте рот и нос салфеткой или сгибом локтя; сразу выбрасывайте салфетку в контейнер для мусора с крышкой, обрабатывайте руки спиртосодержащим антисептиком или мойте их водой с мылом.
Зачем это нужно? Это позволит предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.

При повышении температуры, появлении кашля и затруднении дыхания как можно скорее обращайтесь за медицинской помощью

Зачем это нужно? Повышение температуры, кашель и затруднение дыхания могут быть вызваны респираторной инфекцией или другим серьезным заболеванием. Симптомы поражения органов дыхания в сочетании с повышением температуры могут иметь самые разные причины, среди которых, в зависимости от поездок и контактов пациента, может быть и коронавирус.


Анча Баранова

Главный минус появления этой линии омикрона в том, что обновление вакцин сделано именно под ВА.1. В случае же ВА.2 это может оказаться менее эффективным. Линии омикронов отличаются друг от друга 20 мутациями — это много. То есть появление второй линии омикрона уменьшает возможности для обновленных вакцин победить пандемию.

И еще плохая новость: в Южной Африке ВА.2 тоже начал подниматься. Там прошла первая волна первого омикрона (ВА.1). Когда он схлынул, все порадовались — думали, что наступило затишье. А сейчас вдруг оказалось, что ВА.2, несмотря на огромное количество свежепереболевших, вполне способен там успешно распространяться

Получается, что люди могут болеть по кругу, непрерывно?

Теоретически — да. Не хотелось бы, но возможно.

Допустим, если люди будут болеть по кругу, можно ли гарантировать какой-то минимальный промежуток между болезнями? Или сегодня можно выздороветь от первого омикрона, а завтра уже подцепить второй?

Понимаете, все промежутки измеряются в среднем по популяции. А это как средняя температура в больнице. Но да, уже есть такие люди, которые болели дельтой или другим штаммом, а через месяц после отрицательного ПЦР заразились омикроном.

В среднем же по популяции иммунитет все-таки защищает, какое-то время на передышку после болезни у нас есть.

Если совсем грубо говорить, то вероятность заболеть омикроном в течение месяца после дельты, предположим, составляет два процента. В течение двух месяцев — уже пять процентов. И так далее. Но в какую группу процентов попадет конкретный человек — сказать нельзя

То есть заразиться на следующий день после выздоровления теоретически можно, но шанс небольшой. А чем больше времени проходит после перенесенной болезни, тем выше вероятность реинфекции.

От дельты или других штаммов антитела, полученные после омикрона, могут защитить?

Если вы провакцинировались, но никогда не болели, а потом переболели омикроном, ваши специфические антитела, которые раньше были у вас против стандартного вируса, очень сильно поднимаются. То есть омикрон служит как бы бустером.

В случае, если у вас был иммунитет не вакцинный, а натуральный, потому что вы ранее болели дельтой, альфой или уханьским коронавирусом, после омикрона у вас антитела тоже поднимутся, но не так сильно. То есть омикрон хорошо усиливает вакцинную защиту и меньше усиливает натуральный иммунитет. Вот такие данные к нам приходят из популяции переболевших — в частности, из Англии.


Фото: Vitaliy Timkiv / AP

Некоторые ученые не исключают, что омикрон ВА.2 чаще заражает уже переболевших, особенно штаммом ВА.1. Есть по этому поводу научные данные?

Я пока этого не вижу. Просто думаю, что у нас есть люди с более слабым и более сильным иммунитетом. Возможно, переболевшие ВА.1 с самого начала были более подвержены коронавирусным инфекциям.

Ну, это вряд ли. Вирусы, прилетающие снаружи, будут в меньшинстве по сравнению с вирусами, образующимися внутри. Плюс у этих людей в процессе заболевания формируется иммунитет, помогающий как внутренние вирусы вытеснять, так и от внешних отбиваться.

Почему дети сейчас легче заражаются?

Потому что омикрон научился заходить в клетки напрямую, без того, чтобы задействовать клеточную протеазу TMPRSS2. Этой протеазы много у взрослых, а у детей очень мало. Поэтому раньше дети были более защищенными: коронавирус нуждался в протеазе, чтобы проникнуть в клетки. Для него дети были трудной добычей. Омикрон же научился справляться сам, без участия TMPRSS2. Поэтому для этого штамма дети так же привлекательны, как и взрослые. А поскольку большинство детей не вакцинированы, то теперь представляют для коронавируса легкую добычу.


Фото: Pavel Golovkin / AP

Как вы относитесь к тому, что на фоне омикронных волн многие страны отменяют ковидные ограничения: QR-коды для посещения общественных мест, карантин и прочие?

Ну как? Мера-то вынужденная. Люди устали, потому и отменяют. Это я про локдауны. А что касается QR-кодов, так они никогда не были направлены на снижение передачи вируса. Это было просто средство давления на невакцинированных, чтобы они все же пошли и привились.

Китайские ученые обнаружили в Южной Африке новую разновидность коронавируса — NeoCoV. Откуда он взялся и стоит ли его бояться?

Практически во всех странах регулярно проводятся эпидемиологические обзоры не только у людей, но и у животных. Этим занимаются биологи, они ездят в самые разнообразные места, собирают там образцы.

Летучих мышей много, я сейчас точно не скажу, но примерно 1200-1500 видов. У них так устроен организм, что они являются носителями огромного разнообразия вирусов, которые мышам почти не вредят, и далеко не все из этих мышиных вирусов изучены. Причем многие вирусы пострашнее нашего коронавируса. Биологи давно изучают летучих мышей именно из-за этого. Но раньше, когда ученые открывали какой-то новый вирус у летучих мышей, то писали обычную проходную статью. Такого ажиотажа, как сейчас, это не вызывало. А теперь всем вдруг стало про мышей и вирусы интересно.


Фото: Cindy Liu / Reuters

В свете этого я бы не сказала, что NeoCoV представляет какую-то дополнительную опасность, которая раньше отсутствовала. Вокруг нас много пакостей. Мы их не замечаем часто, но биологи про эти опасности говорят давно. Надо за ними следить, мониторить, выделять деньги на экспедиции.

Однако сейчас было бы правильно в первую очередь проследить за тем, как себя ведет в природных очагах наш SARS-CoV-2, какие популяции животных уже содержат этот вирус, как он у них мутирует и стоит ли ждать сюрпризов. Например, омикрон научился заражать грызунов. В Северной Америке SARS-CoV-2 нашли у оленей. Это вообще-то сногсшибательная новость, потому что человек и олени очень далеки друг от друга. Формируются природные изоляты вирусов.

От мышей не скроешься. А это значит, что нам надо за ними следить, наладить обзоры, примерно как на чумных станциях. Пора начинать этим заниматься.

Читайте также: