Пастор чума проказа роман

Обновлено: 25.04.2024

Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.

Характеристика доктора Риэ и отца Панлю

  • доктор Бернар Риэ,
  • Жан Тарру,
  • репортер Раймон Рамбер,
  • священик отец Панлю,
  • Гран,
  • Коттар,
  • мадам Риэ (мать доктора).

Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.

Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.

Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?

Гипотеза Тарру об истинной гуманности

У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.

Зло невозможно искоренить методами самого зла.

Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.

И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.

Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.

Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.

Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.


"Чума" - одно из лучших произведений А.Камю, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего. Это хроника чумного года в маленьком городке на побережье Средиземного моря. А.Камю развивает экзистенциалистские мотивы своих предыдущих произведений: темы абсурдности бытия, свободы, выбора, бунта. "Чума" - это роман-притча с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом.

Эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. Каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью.

Художественное творчество Камю демонстрирует во многом сходную эволюцию от “абсурдизма” и индивидуализма романа “Посторонний” к идеям обществ, ответственности “абсурдного человека”, выраженным в романе-притче “Чума”, герои которого в борьбе с эпидемией стремятся к характерному для Камю идеалу “праведности без Бога”.

Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия.

«И в конце концов видишь, что никто не способен по-настоящему думать ни о ком, даже в часы самых горьких испытаний. Ибо думать по-настоящему о ком-то – значит думать о нем постоянно, минута за минутой, ничем от этих мыслей не отвлекаясь: ни хлопотами по хозяйству, ни пролетевшей мимо мухой, ни принятием пищи, ни зудом. Но всегда были и будут мухи и зуд. Вот почему жизнь очень трудная штука.

«С той минуты, когда чума закрыла городские ворота, когда их существование заполнила собой разлука, они лишились того спасительного человеческого тепла, которое помопомогает забыть все.

© Editions Gallimard, Paris, 1947, 1958
© Перевод. Н. Жаркова, наследники, 2014
© Перевод. М. Ваксмахер, наследники, 2014
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

Абсурд — это что-то нелепое, алогичное, противоречащее здравому смыслу.

Характеристика доктора Риэ и отца Панлю

  • доктор Бернар Риэ,
  • Жан Тарру,
  • репортер Раймон Рамбер,
  • священик отец Панлю,
  • Гран,
  • Коттар,
  • мадам Риэ (мать доктора).

Главным героем произведения А. Камю является Бернар Риэ, местный доктор и рассказчик происходящих в романе событий. Бернар Риэ самоотверженно борется с эпидемией чумы, в образе которой писатель показал любое стихийное действие. Чума в романе Камю – это проявление всеобщего Зла. Доктор Риэ трезво понимает, что борьба с чумой – это практически безнадежное дело, но несмотря на это ни на минуту не прекращает своей работы. Благодаря серьезности и логике доктора читатель видит реальную картину эпидемии. Он неоднократно в силу своей профессии сталкивался со смертью лицом к лицу. Смерть ребенка стала для доктора серьезным испытанием. Доктор Риэ не признает бога, но не потому, что не верит в его существование, а потому, что он считает его ненужным.

Отец Панлю первоначально перед читателем предстает в отталкивающем виде проповедника, чуть ли не ликующего по поводу эпидемии. В чуме он видит божью кару за грехи горожан. Такой ход мыслей, достаточно трафаретный для христианства, говорит о том, что священник все еще продолжает существовать по инерции. Он хочет воспользоваться страхом оранцев для укрепления их тусклой, ослабевшей веры. Собственная болезнь становится для отца Панлю настоящим испытанием. По его мнению, принимать помощь врачей означает проявить слабость, непоследовательность в собственных убеждениях. Кроме того, священник отлично понимает, что эта помощь не сможет его спасти.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем временем в зараженном городе формируются добровольческие отряды для борьбы с чумой. Инициатором этого движения является Тарру, который неожиданно решил стать на борьбу с чумой. Доктор Риэ, Гран, а затем и Рамбер вступают в этот отряд. Дальнейшее развитие вопроса о гуманизме происходит в одной из сцен, где Тарру и Рамбер работают в зараженном квартале. Тарру высказывает мнение, что осуществляя подобные действия, люди иногда сами способствуют распространению заразы. Так человечность и добро могут приносить зло.

Но тогда если добро в привычном понимании способно привести к страшным последствиям, к смерти, трагедии, злу, что тогда является настоящим добром? И существует ли вообще добро? Что будет альтернативой традиционному гуманизму?

Гипотеза Тарру об истинной гуманности

У доктора Риэ есть пациент, старик-астматик. Однажды Тарру просит врача взять его с собой к этому старику. После осмотра Риэ и Тарру выходят на террасу, с которой открывается вид на море. Тарру рассказывает Бернарду Риэ историю своей жизни. он рассказывает о том, как однажды его отец, прокурор, взял Тарру на процесс в надежде, что сын захочет продолжить его дело. Тарру действительно восхищается отцом, который произносит отличную речь и требует для обвиняемого смертного приговора. Но у юноши остается лишь одно впечатление – обвиняемый кажется таким живым, что мысль о смертной казни для этого человека кажется неприемлемой. Ему противна эта мысль настолько. Что Тарру не может спать и сеть, он постоянно об этом думает. В итоге юноша заявляет отцу о своем решении уйти из дома. Тарру решает раз и навсегда покончить с таким ужасным явлением, создав общество, где нет смертоубийств и смертной казни. Тарру становится профессиональным революционером, борется со старым бесчеловечным строем. Но ради этой борьбы ему приходится поступится своими же принципами, допуская отдельные смерти ради будущего всеобщего блага. В скором времени Тарру понимает абсурдность такой борьбы.

Зло невозможно искоренить методами самого зла.

Тогда Тарру решает оставить революционную борьбу. Его тоже волнует вопрос о настоящем добре и гуманности.

И ему кажется, что чума помогла найти ответ на этот вопрос. Он излагает доктору Бернарду Риэ свою гипотезу, согласно которой люди делятся на категории тех, кто убивает. Угнетает, и тех, кто терпит эти лишения. По мнению Тарру, настоящий гуманизм заключается в том, чтобы встать на сторону тех. Кто терпит лишения. Лишь такое решение будет единственно правильным, и именно в этом заключается смысл жизни.

Идея гуманности Тарру находит отражение и в сюжетной линии Рамбера. Журналист, пытаясь вырваться из города, параллельно наблюдает за действиями доктора Риэ. Когда у Рамбера появляется возможность нелегально выйти из зоны карантина, он за несколько часов до отъезда приходит к Риэ. Доктор искренне говорит, что не держит зла на Рамбера, ведь он имеет справедливое право на личное счастье. Рамбер, всегда считавший себя чужаком в этом городе, вдруг заявляет, что болезнь сблизила всех, и борьба с чумой – его борьба тоже. Он отказывается уезжать из зачумленного города и ставит на карту личное счастье ради того, чтобы занять сторону тех, кто терпит лишения и бороться с болезнью.

Таким образом, по Камю, истинный гуманизм – это не счастье каждой отдельно взятой личности, а борьба на стороне терпящих лишение, борьба против зла и смерти.

Традиционное понимание гуманизма в 20 веке рушится. Возникает осознание, что идеи гуманизма, главной целью которых является счастье для всех и для каждого, могут привести к большому социальному злу, масштабы которого будут разрушительны. Со всей наглядностью это продемонстрировали фашистские проекты по созданию нового человека.

Ответ на вопрос о том, чем вызван сегодняшний книжный бум вокруг произведения, опубликованного в далеком 1947 году, на первый взгляд, очевиден. Буквальный смысл этого философского романа Альбера Камю — изображение эпидемии чумы в алжирском городе Оране — вызывает прозрачные ассоциации с сегодняшним днем. Однако тут необходима оговорка.

Типология стихийного бедствия

Для привлечения читательского интереса Камю выбирает неправдоподобную, выходящую за рамки здравого смысла, историю — рассказ об эпидемии чумы, разразившейся в середине XX столетия. Это нарушает историческую достоверность — к тому времени болезнь давно была истреблена.


Но и жители, и городская администрация стараются не замечать грозных знаков надвигающейся катастрофы. Стремление населения спрятаться от очевидности обобщается писателем до универсальных стереотипов поведения. В подробном воспроизведении событий отмечаются первые случаи смертельных исходов. Но администрация по-прежнему не предпринимает никаких мер, чтобы, не дай бог, не посеять паники.

Определяя движение от конкретного к вневременному, писатель создал мир замкнутого, герметичного пространства.

Эпидемия приобретала массовый размах, была введена ускоренная процессия похорон, о которой свидетельствовал круглосуточный дымок над печами крематория. Мифологизируя историю, Камю расширяет семантическое поле эпидемии, создавая прозрачные ассоциации с конкретно-историческим событием — Второй мировой войной.

Человек бунтующий

Люди на фоне чумы


Иллюстрация: Edy-Legrand

Победа над чумой вызвала в Коттаре непреодолимое стремление вновь вернуть атмосферу всеобщего страха, отчаяния, уныния. В своем ожесточении и ненависти он пытается уничтожить, стереть с лица земли это всеобщее ликование, беспорядочно стреляя по толпе, веселящейся под окнами его квартиры.

Согласно информации статистического портала Edistat, книгу покупают почти в четыре раза чаще, чем в прошлом году. В Италии, которая в Европе лидирует по количеству заразившихся новым вирусом, за месяц Чума с 71-го места в рейтинге продаж взлетела на 3-е место.

Краткое содержание книги

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.

Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.

Цитаты из книги

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: