Пикабу чума в европе люди не мылись

Обновлено: 28.03.2024

Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не будeм, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.


Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам, с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами, с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?


Поверьте – вам очень повезло.

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда – она гораздо менее. хм. благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

sabel of France

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погибает от дизентерии


А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки.


Папа Климент VII

Как и король Филипп II.

Филипп II Испанский


Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.


Томас Говард, 3-й Герцог Норфолк а



Людовик XIV

Если в ХV – ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII – ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться – но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

Духи – важное европейское изобретение – появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна – маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам.

Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.



Людовик IX

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

То же творилось и в Версале.

. например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.


Чертёж ватерклозета Леонардо да Винчи

Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк?

Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла . диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью – чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком – для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро – по запаху.



Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысин щие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях об ы мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели – чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике – в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V–III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли.

Среди других переплетенных в человеческую кожу документов – копия Прав Человека и нескольких копий французской Конституции 1793 г.


Томас де Торквемада

У остальных еретиков всегда был выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая – сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной – большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончания второго года заключения.

Разные виды блохоловок в форме ожерелий, бывшие в употреблении в XVIII веке (по Busvine 1976)

Люстра и Убранство Церкви из Человеческих Костей. Чехия 18 век.

Есть такое распространенное мнение, будто на Руси эпидемия чумы не получила такого разрушительного распространения как в Европе именно потому, что в России все и всегда мылись в банях.

Очередной комментарий мне написали на эту тему:

"Вот интересно: кто-нибудь обращал внимание, что в учебниках истории писали про эпидемии чумы, но - только в Европе? На Руси об этой напасти знать не знали, а почему?! Потому что еженедельно мылись, и не выливали нечистоты себе под нос. Духи изобрели не от любви к прекрасному, а чтобы перебивать неприятный запах немытого тела. Высокородные дамы во времена Леонардо да Винчи специальными палочками чесали в высоких причёсках- гоняли вшей. И это всё заносчивая Европа. Есть чем восхищаться и завидовать?! Наши русские предки были значительно чистоплотнее и целомудреннее иноземцев".

Вроде как на первый взгляд звучит логично, но только на первый. Потому что одно только мытье само по себе от чумы не спасет. Если чумной больной оказался в вашем городе или деревне, вы хоть мойтесь-перемойтесь, а при контакте с заразой вы с большой долей вероятности тоже заразитесь.

Но написать тут я хотела не об этом. На самом деле мысль, что средневековая Европа была грязной и не мылась — тоже преувеличение.

В Европе активно использовалось и мыло.

Простецы пользовались более грубым вариантом, который мог вываривать любой крестьянин — так называемое черное или зольное мыло. Ингредиенты зольного мыла были доступны каждому: вода, древесная зола и топленый животный или китовый жир".

Однако во второй половине XV века культура общественных этювов во Франции начала угасать.

Эпоха Возрождения оказалась куда более неумытой, чем Высокое Средневековье (период европейской истории, охватывающий приблизительно XI—XIV века).

И вот это уже очень даже логично. Общественная баня подразумевает скопление людей в небольшом пространстве. И если там окажется больной - все присутствующие оказываются под угрозой. Потому именно во время эпидемии чумы общественных бань люди должны были избегать.

Что касается России: у нас особый случай. В том плане, что бани все-таки были у многих - частными, и потому в них от постороннего было заразиться сложнее.

Опять же в России между деревнями и городами зачастую были огромные расстояния, и в большей части страны не было дорог в принципе, а разве что какие-нибудь тропы, по которым до ближайшего населенного пункта даже на лошади добираться будешь не один день. Поэтому эпидемии было сложнее распространяться, по сравнению со скученной Европой.

И все-таки, почему чума по больше части обходила Россию ( хотя, не всегда и обходила ), оказывается, до сих пор не вполне ясно. Даже взять эпидемию 14 века, коснувшуюся почти всего мира — и Европы, и Индии, и Монголии, и Китая, и множества других стран:

"Удивительное дело, но чума не стала распространяться на север, в сторону русских княжеств. Какой фактор здесь сыграл, сложно сказать — между Русью, находившейся в лесистом регионе, и Золотой Ордой располагались пространства Дикого поля, сиречь приволжских и донских степей. Возможно, что в 1346 году, когда чума опустошила Сарай-аль-Джидид, контакты между Ордой и их русскими данниками сошли на нет и ни единый носитель Черной смерти так и не попал на север? В любом случае распространение мора остановилось на границах Дикого поля, и чума выбрала юго-западную дорогу".

Так что это все тонкая материя и утверждение, что от чумы Россию спасали именно бани — не вполне верное. Даже наоборот бани в определенных условиях могли быть опасны.

Источник информации: "Прогулки по средневековью", автор - Андрей Мартьянов, при участии Станислава Литвинова .

Есть устойчивый исторический стереотип, который прочно засел и в моей голове - о том, что в Средние века люди фактически не мылись, и значит - по всей заселенной Европе стояло густое амбре. Вообще с гигиеной тогда дела обстояли не лучшим образом, отсюда эпидемии, обилие всяких вредных насекомых на людях, мышей и крыс в домах.

Картина возникает жуткая, особенно если посмотреть на рыцарей в латах. Я читал эмоциональные описания того, что там творилось у них под этой их металлической скорлупой - волосы дыбом.

Часто приводят высказывание какой-то дамы, чуть ли не королевы, что она мылась всего два раза в жизни - после рождения и перед свадьбой. Не знаю, насколько достоверен источник.

Разумеется, уровень гигиены тогда и сейчас не сопоставим. Средневековые люди не чистили зубы, не принимали душ и мылись действительно редко. Они все поголовно были вшивыми, по ним скакали блохи, ночью их непременно жрали клопы - это была обыденность. Кроме того, они не меняли и не стирали одежду так часто, как мы.

Но все же сказать, что все эти люди вообще не следили за чистотой своего тела, нельзя. В средневековых книгах можно видеть достаточно много сцен омовения. Как правило, в рисунках показано, что люди сидят в кадушках голые и моются. Есть изображения как семейных сцен, так и общественных. Часто подобные водные мероприятия сопровождаются пиром и последующей оргией. То есть сходит в баньку с девочками - давняя традиция.

Из финансовых документов средневекового Парижа, например, известно, что в 1300 году в городе было 29 общественных бань, облагаемых налогом.

Однако, справедливости ради надо сказать, что все эти подтверждения того, что европейцы таки массово мылись, относятся скорее к Эпохе Возрождения. Ранее средневековье в этом смысле - воистину темные века. Тогда церковь активно боролась со всеми проявлениями античной культуры, в том числе с банями. И вообще для раннего христианства характерна излишняя экзальтированность. Вспомним тогдашних святых - многие из них получили этот статус за то, что целеустремленно боролись с потребностями плоти, в том числе потребностью в чистоте, и не мылись годами.

Думается, в период высокого средневековья и потом, при переходе в Эпоху Возрождения, потребность в гигиене сильно выросла. Люди стали умнее, свободнее, ироничнее.

Тот факт, что они мылись достаточно регулярно, подтверждается тем, что стало производиться много мыла. Его использовали и для стирки. Впервые мыло появилось в Европе благодаря крестоносцам, которые привезли образцы и рецепт варения из своих походов. Согласно Британской энциклопедии, европейцы начали варить мыло из животного жира примерно в 1200 году.

Так что миф о том, что люди в средневековой Европе не мылись достаточно часто и регулярно, похоже, всего лишь миф.

Подписывайтесь на мой канал и жмите на "поделиться". Я пишу о том, что меня так или иначе удивило.

Читайте еще на моем канале:

А это статья моей жены, ограниченная якобы за то, что "материал описывает сексуальные или интимные взаимоотношения":


Дело в том, что католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения и перед свадьбой. Считалось, что при погружении в горячую воду, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Таким образом тело якобы становится уязвимым для инфекций. А бани - наследники римских терм считались обителью разврата. Церковь считала, что человек должен больше заботиться о чистоте душевной, нежели о чистоте телесной. Омовение очень часто воспринималось как медицинская процедура, после которой люди очень часто болели.


Рембрандт. "Молодая женщина, купающаяся в ручье". 1654 г.

А как же Версаль.

А вот в Средневековой Европе туалетов вообще не было. Только у высшей знати. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что там буквально нечем было дышать. Отсутствие туалетов абсолютно никого не смущало. Даже в Версале не было предусмотрено ни одного отхожего места. Длинные коридоры завешивались тяжелыми портьерами, за которыми все справляли нужду. Именно тогда духи приобрели наибольшую популярность. Стойкие ароматы были призваны заглушать зловоние, шедшее от человеческих тел.

Тем временем, у самого Людовика XIV ватерклозет был. Как рассказывают историки, он мог восседать на нем и одновременно принимать гостей. Кстати, первый общественный туалет там появился только в XIX веке. И предназначен был только для мужчин. В России отхожие места появились при Петре I.

В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что можно и не мыться. Одежда была очень дорогая, поэтому стирать ее было довольно накладно, а вот нижнее белье постирать было значительно проще. Знать, кстати носила шелковое нижнее белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, просто потому, что им там было не за что уцепиться.


Адриан ван Остаде, "Шарлатан", 1648 г.

Читайте также: