Письмо по вакцинации против гриппа организациям

Обновлено: 23.04.2024

Управление Роспотребнадзора по Томской области подготовило обращение к руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы о необходимости вакцинации своих сотрудников в период приближающего сезонного эпидемического подъема заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными инфекциями (ОРВИ).

Грипп и ОРВИ остаются серьезной проблемой, занимая ведущее место в структуре инфекционной патологии, как на территории области, так и на всей территории России, нанося значительный экономический ущерб, учитывая, в том числе, время нахождения на больничном листе. Так, в период эпидемического подъема, количество заболевших в трудовых коллективах, может составлять от 5-30% от числа сотрудников, приводя к значительным экономическим потерям для предприятия. Работодатель не только оплачивает больничный лист, но и несет убытки в связи с нестабильной работой предприятия, снижением производительности.

При этом, одним из основных профилактических мероприятий, является вакцинопрофилактика гриппа, которая позволяет существенно снизить риск заболевания и предотвратить негативные последствия и влияния на здоровье населения.

Современные вакцины против гриппа обладают высокими показателями безопасности и эффективности и позволяют снизить заболеваемость гриппом на 70-80%, другими ОРВИ на 25%, уменьшают потери рабочего времени на 30-40%, выплаты по больничным листам и потери на производстве более чем на 50%.

Важно отметить, что вакцины, применяемые для профилактики гриппа, в настоящее время готовятся ежегодно с учетом циркулирующих типов вируса гриппа, т.е. включают в себя все актуальные штаммы. Мнение о том, что вакцинация бессмысленна из-за невозможности предугадать, какой именно вирус гриппа будет циркулировать в конкретное время, очень ошибочно, именно ежегодная вакцинация - лучшая гарантия того, что Ваш организм создаст иммунитет к новым штаммам вируса. При этом, вакцинацию необходимо проводить ежегодно в связи с нестойкостью иммунитета (не более 1 года) и высокой изменчивостью вируса гриппа.

Обращаем Ваше внимание, что вакцинация населения области проводится как за счет федеральных средств, в рамках Национального календаря прививок, так и за счет средств работодателей. По Национальному календарю бесплатно для населения прививаются дети, лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением, беременные женщины, лица старше 60 лет, учителя, врачи, работники транспорта и коммунальной сферы, призывники.

В соответствии с п.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.06.2018 N 38 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2018 - 2019 годов", руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендуется:

- организовать иммунизацию сотрудников против гриппа;

- принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях;

- в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ; обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками);

Обращаем внимание, что вакцинацию необходимо завершить до 1 ноября 2018 года.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2022 г.

Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не устанавливает обязанностей работодателя по закупке (или выделению средств на закупку) вакцин, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств в целях профилактики гриппа среди сотрудников.

Обоснование вывода:
Проведение профилактических прививок относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям (ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; далее - Закон N 52-ФЗ). Правовые основы осуществления прививок (вакцинации) установлены специальным законом - Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ.
На основании приведенной нормы Главным государственным санитарным врачом по Республике Бурятия принято постановление от 26.06.2021 N 4 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям". Пунктом 2 данного постановления руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в определенных сферах, поручено в срок до 01.09.2021 организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников. Однако речь идет о вакцинации только от новой коронавирусной инфекции. При этом обязанность по обеспечению проведения иммунизации возложена на Министерство здравоохранения Республики Бурятия и руководителей медицинских организаций республики (смотрите п. 3 того же постановления).
Аналогичный нормативный акт, который бы касался иммунопрофилактики гриппа на территории Республики Бурятия, обнаружить не удалось.
Кроме того, заметим, что о наличии у главных санитарных врачей полномочий возлагать на работодателей обязанности по организации вакцинации ни в Законе N 157-ФЗ, ни в Законе N 52-ФЗ не говорится. Более того, в силу прямого указания п. 1 ст. 8 Закона N 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, а не работодатели.
Отсюда можно сделать вывод, что работодатель не обязан осуществлять закупку или предоставлять кому-либо денежные средства для закупки вакцин в целях иммунопрофилактики гриппа среди своих сотрудников. То же самое относится и к специальной закупке средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств для профилактики заболеваемости гриппом.
Данные выводы находят подтверждение и при обращении к СанПиН 3.3686-21 *(1), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
В частности, как установлено пунктами 2695 и 2696 этого документа, руководителями организаций должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом, включая обеспечение выполнения мероприятий плана по профилактике гриппа. Однако из п. 2684 этого СанПиН следует, что наличие в соответствующем субъекте РФ неснижаемого запаса профилактических и лечебных препаратов, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и дезинфицирующих средств, необходимых для профилактики гриппа, обеспечивается органами исполнительной власти субъекта в рамках региональной программы. В том же пункте прямо указано, что ими же осуществляется закупка гриппозных вакцин для иммунизации населения, не относящегося к группам риска, определенным национальным календарем профилактических прививок.

4 ноября 2021 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное наименование: Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".

1. Приказом N [ значение ] от [ число, месяц, год ] утвержден список работников, осуществляющих деятельность в сфере [ вписать нужное ], подлежащих обязательной вакцинации.

2. В срок до [ число, месяц, год ] работникам, поименованным в Списке работников, подлежащих обязательной вакцинации, необходимо подвергнуться проведению профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до [ число, месяц, год ] - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.

3. Требования о вакцинации не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).

4. В целях реализации мер по вакцинации работников/сотрудников [ заключен договор с медицинской организацией/лицом, занимающимся частной медицинской практикой, имеющей(им) лицензию, предусматривающую выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок)/работникам предоставляется освобождение от работы для возможности вакцинироваться ].

5. Работникам, проходящим вакцинацию от COVID-19, предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации от COVID-19 и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска.

6. Работники, прошедшие вакцинацию, предоставляют в [ управление/отдел кадров ] [ наименование организации/Ф. И. О. ИП ] сведения о прохождении вакцинации в форме [ вписать нужное ].

7. С [ число, месяц, год ] осуществляется допуск на работу работников, указанных в Списке работников, подлежащих обязательной вакцинации, при предоставлении одного из следующих документов:

- сертификата о получении профилактической прививки от COVID-19;

- заключения о наличии антител класса G (IgG) к COVID-19. Срок действия такого результата исследования составляет 30 дней со дня сдачи биоматериала для проведения исследования;

- письменного отказа от вакцинации и справки о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

С [ число, месяц, год ] работники, выполняющие работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, будут отстраняться от работы ввиду отсутствия профилактических прививок.

[ должность, подпись, инициалы, фамилия руководителя ]

С уведомлением ознакомлены:

[ подпись, инициалы, фамилия работника ]

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма уведомления о необходимости проведения профилактических прививок (вакцинации) работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июля 2021 г. N ММ-П13-9509 кв по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 июля 2021 г. направляет разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных для доведения их до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.

Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных

1. Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 данные постановления приняты в 35 субъектах Российской Федерации.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);

доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;

предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о свой вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может осуществляется различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе "COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан" в подразделе "Вакцина для профилактики COVID-19".

Кроме того, направляем для использования в работе рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).

Приложение: на 2 л.

Заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации

Заместитель Руководителя
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителя и
благополучия человека

Рекомендации
действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

сведения о необходимости вакцинации;

сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;

порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;

порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;

информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 N 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;

должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;

подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";

пункт 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";

приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Основание - абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минтруд и Роспотребнадзор разъяснили:

- как организовать вакцинацию против COVID-19 в организованных рабочих (трудовых) коллективах;

- в каком порядке учитывается процент вакцинированных;

- какие действия нужно выполнять работодателям при принятии главными санитарными врачами регионов решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Отмечено, что в указанных решениях определяются категории (группы) граждан, которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей и которые должны пройти вакцинацию. Такие лица могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Работодатель может предусматривать для вакцинировавшихся работников дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением зарплаты, возможность присоединения их к очередному отпуску.

Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад).

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532 "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных"

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет правовые аспекты иммунизации сотрудников образовательных организаций, в том числе педагогов.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ) и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ N 157-ФЗ).

Согласно ФЗ N 157-ФЗ п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок.

В настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ФЗ N 52-ФЗ, ст. 10 ФЗ N 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

В настоящее время такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций.

Читайте также: