Письмо роспотребнадзора по прививке кори

Обновлено: 28.03.2024

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет правовые аспекты иммунизации сотрудников образовательных организаций, в том числе педагогов.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ) и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ N 157-ФЗ).

Согласно ФЗ N 157-ФЗ п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок.

В настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ФЗ N 52-ФЗ, ст. 10 ФЗ N 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

В настоящее время такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций.

Корь - вирусное заболевание с воздушно-капельным путем передачи. Источником инфекции является больной человек. Восприимчивость к кори очень высокая. Заражаются практически все незащищенные лица, имевшие хотя бы кратковременный контакт с больным корью. От 1 заболевшего могут заразиться до 18 контактировавших с ним человек.

Клинически корь протекает с высокой температурой до 40 о С, насморком, конъюнктивитом. С 4-5 дня заболевания появляется сыпь. Характерна этапность высыпания – сначала сыпь появляется за ушами, на лице и шее, далее – грудь и туловище, затем – на руках и ногах.

В последние годы диагноз кори в обязательном порядке подтверждается результатами исследования крови на специфические коревые иммуноглобулины М.

Возникающие осложнения после перенесенной кори развеивают ошибочное представление о кори, как о легком заболевании. Осложнения наступают у каждого 15 заболевшего корью. Могут развиться воспаления уха (отиты), придаточных пазух носа (гаймориты), легких (пневмонии), а также воспаление мозговых оболочек (энцефалиты), приводящие к необратимому повреждению головного мозга. Возможны эпилептические припадки, поражение роговицы глаз и слепота, потеря слуха и др. Бывают и летальные исходы заболевания.

Необходимо иметь две прививки против кори документально подтвержденных. Не привитые в детстве взрослые прививаются двукратно с интервалом не менее 3-х месяцев между прививками.

После двух введений вакцины иммунитет формируется в 95% случаев, после одного введения – в 69-81%. Длительность иммунитета после вакцинации – не менее 20 лет и по некоторым данным - пожизненная (сравнима с таковым при естественной инфекции).

В окружении больного прививкам против кори подлежат все лица, имевшие даже кратковременный контакт с заболевшим, без ограничения возраста, не болевшие корью ранее, не привитые или привитые против кори однократно. Прививки проводятся в первые 72 часа с момента выявления больного.

Детям, не привитым против кори по возрасту или не получившим прививки в связи с медицинскими противопоказаниями или отказом от прививок, вводится иммуноглобулин человека нормальный не позднее 5-го дня с момента контакта с больным.

Свой иммунный статус (наличие защитных антител) по кори можно узнать, если провести анализ крови на коревые антитела (иммуноглобулины G).

Для предупреждения кори лицам, выезжающим за рубеж, не болевшим корью, не привитым, а также привитым однократно, необходимо привиться не менее чем за 10 дней до отъезда.

Будьте внимательны к своему здоровью. Своевременно обращайтесь за медицинской помощью при возникновении заболевания, чтобы избежать осложнений и не заразить окружающих. Сделать прививку и предупредить заболевание или облегчить течение болезни проще, чем подвергать себя риску заболеть тяжелой формой кори.

Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 4 октября 2019 г. N 09-13030-2019-40

О РАЗЪЯСНЕНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросу проведения иммунизации против кори иностранным гражданам в рамках подчищающей иммунизации против кори и сообщает следующее.

Требование о проведении иммунизации против кори трудовых мигрантов в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" (далее - Постановление) распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Данное требование распространяется на всех иностранных граждан, не имеющих сведений о прививках или перенесенном заболевании корью. Работодателю, заинтересованному в качественной и непрерывной работе, необходимо предложить вакцинацию для членов коллектива любым приемлемым в конкретной компании способом.

В соответствии с пунктом 3 Постановления работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обязаны обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, в случае, если те ранее не болели корью, не делали прививок или не имеют сведений о прививках против кори.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Вместе с тем, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Закон N 157-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (вне зависимости от их гражданства). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия. Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий против кори он не вправе.

Работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825). Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Исполнение проведенной иммунизации работодатель может подтвердить документами, выданными медицинской организацией, проводившей иммунизацию его работников (список привитых с указанием сведений о введенном препарате, копии сертификатов профилактических прививок и т.п.).

Иностранный гражданин может подтвердить, что он переболел корью или имеет прививку против кори, справкой (выпиской из амбулаторной карты), заверенной штампом медицинской организации и печатью/подписью медицинского работника. В случае, если иммунизация или диагноз корь был установлен организацией иностранного государства, необходим заверенный перевод указанных документов.

Обращаем внимание, что Постановление не предусматривает ограничение прав граждан на отказ от профилактических прививок, которые им даны в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Вместе с тем, в случае заболевания корью иностранного гражданина, не имеющего профилактических прививок по причине отказа с последующим распространением инфекции среди населения, такой гражданин, а также работодатель может нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информируем также, что работодатель вправе самостоятельно определять перечень мероприятий для выполнения пункта 3 Постановления, при этом в соответствии с п. 5.1 Постановления в рамках надзорных мероприятий специалисты территориальных органов Роспотребнадзора осуществляют контроль за ходом подготовки и проведением мероприятий по подчищающей иммунизации против кори, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех уровнях "холодовой цепи", в связи с чем вправе давать предписания работодателям по данному вопросу.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2017 г. на фоне эпидемиологического неблагополучия в ряде стран Европейского региона отмечено осложнение эпидситуации по заболеваемости корью на территории Российской Федерации.

Кроме этого, в 2017 г. очаги кори с распространением отмечались в трудовых коллективах (Московская область, 1 очаг с числом заболевших 6 человек), в социальных стационарных учреждениях для детей (2 очага в г. Москве с общим числом заболевших 18 человек), среди цыган (Московская область - 12 заболевших).

Распространению инфекции способствовало наличие значительного числа неиммунных к кори лиц, пропуск и позднее выявление первых случаев заболеваний корью, неполное и несвоевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах кори.

В 2018 г. продолжается регистрация случаев по кори в г. Москве, Московской области, республиках Адыгея и Дагестан.

Важное место в системе эпиднадзора за корью занимает мониторинг состояния специфического иммунитета населения к вирусам кори.

Анализ результатов изучения состояния специфического иммунитета к вирусу кори в индикаторных группах населения за период с 2006 по 2016 г., проведенный специалистами Национального центра по надзору за корью и краснухой (на базе ФБУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора), показал, что среди детей в возрасте 3-4-х лет, обследованных через 2-3 года после вакцинации, доля серонегативных к вирусу кори в течение всех анализируемых лет была невысокой - от 3,7% (2008 г.) до 7,4% (2016 г.), в среднем составляя 5,8%, что соответствует иммуногенности вакцины.

В группе детей в возрасте 9-10 лет, имеющих ревакцинацию против кори, доля серонегативных лиц составляла от 5,7% (2012 г.) до 12,2% (2016 г.), в среднем - 8,9%.

Следует отметить, что увеличение доли серонегативных в 2015-2016 гг. отмечалось во всех индикаторных группах, но среди подростков этот показатель был самым высоким. При этом доля заболевших подростков в общей структуре заболевших корью оставалась низкой (1-2,9%), что требует дополнительного изучения.

На основании изложенного выше и в целях совершенствования работы по профилактике кори в субъектах Российской Федерации предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

1.1. В срок до 15.02.2018 обеспечить корректировку плана иммунизации против кори на 2018 г., предусмотрев охват прививками против кори не менее 95% взрослых из групп риска в возрасте до 55 лет в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также подчищающую иммунизацию лиц, не болевших, не привитых против кори и привитых однократно в возрасте до 35 лет включительно.

1.2. Принять меры по повсеместному достижению и поддержанию высокого охвата (не менее 95%) вакцинацией и ревакцинацией против кори декретированных групп населения и по обеспечению достоверности их учета.

1.3. Оценить результативность профилактических и противоэпидемических мероприятий, проводимых в рамках I этапа Программы элиминации кори (2016-2018 гг.) в субъекте с принятием дополнительных мер по профилактике данной инфекции.

1.4. В целях улучшения диагностики кори обеспечить регулярное проведение обучения/переподготовки сотрудников медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики и профилактики кори, с обязательной проверкой уровня знаний по ее итогам.

1.5. Обеспечить проведение:

1.5.1. Своевременных и в полном объеме противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах коревой инфекции с последующей оценкой их эффективности.

1.5.2. Серологического мониторинга за напряженностью коллективного иммунитета к кори и краснухе в индикаторных группах населения, а также анализ причин роста доли серонегативных лиц и сопоставление результатов серомониторинга с данными повозрастной заболеваемости корью.

1.6. Принять меры по:

1.6.1. Активизации плановой разъяснительной работы с населением, а также с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам приверженности к иммунопрофилактике кори и краснухи.

1.6.2. Организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (религиозных, кочующих групп населения и др.), при необходимости вынести указанные вопросы на заседание санитарно-противоэпидемических комиссий.

1.7. Обеспечить своевременную доставку и качество образцов сывороток крови от больных корью, направляемых в региональные центры по надзору за корью и краснухой, Национальный центр по надзору за корью и краснухой.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать:

2.1. Взять на контроль организацию и проведение иммунизации против кори/краснухи детей, имеющих временные и длительные медицинские отводы от профилактических прививок против кори, а также своевременность их пересмотра.

2.2. Проведение иммунизации против кори работников медицинских организаций, привитых однократно и не привитых - без ограничения по возрасту, а также мигрантов, кочующих и других труднодоступных групп населения.

2.3. Совместно с территориальными органами Роспотребнадзора организовать систематическое заслушивание руководителей муниципальных органов здравоохранения и медицинских организаций о состоянии работы по иммунопрофилактике населения и медицинских работников.

2.4. Принять меры по обеспечению соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в медицинских организациях, своевременному проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекции в соответствии с требованиями санитарных правил. При госпитализации пациентов в стационар учитывать их прививочный статус по кори.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Усилить контроль за:

3.1.1. Планированием работы по вакцинопрофилактике кори в субъектах Российской Федерации и достоверностью представляемых отчетных данных о выполненных профилактических прививках.

3.1.2. Соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины.

3.1.3. Организацией противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекции.

3.2. Обеспечить проведение качественного эпидемиологического расследования очагов кори с установлением источников инфекции.

Руководитель А.Ю. Попова

Обзор документа

Сообщается об осложнении эпидситуации по заболеваемости корью на территории России. Проанализированы данные за 2017 г.

Распространению инфекции способствовало наличие значительного числа неиммунных к кори лиц, пропуск и позднее выявление первых случаев заболеваний корью, неполное и несвоевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах кори.

В 2018 г. продолжается регистрация случаев по кори в Москве, Московской области, в Республиках Адыгея и Дагестан.

В целях улучшения диагностики кори необходимо обеспечить регулярное проведение обучения/переподготовки сотрудников медорганизаций по вопросам клиники, диагностики и профилактики кори с обязательной проверкой уровня знаний по ее итогам.

Целесообразно проводить разъяснительную работу с населением, а также с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам приверженности к иммунопрофилактике кори и краснухи.

Следует взять на контроль организацию и проведение иммунизации против кори/краснухи детей, имеющих временные и длительные медицинские отводы от профилактических прививок против кори, а также своевременность их пересмотра.

Необходимо усилить контроль за планированием работы по вакцинопрофилактике кори в регионах и достоверностью предоставляемых отчетных данных о выполненных профилактических прививках.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации”


Обзор документа

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации”

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить:

1.1. В срок с 01.04.2019 по 01.10.2019 провести в субъектах Российской Федерации мероприятия по подчищающей иммунизации против кори населения, а также трудовых мигрантов, не привитых против кори.

1.2. В срок до 25.03.2019 рассмотреть вопросы о ходе подготовки в субъектах Российской Федерации кампании подчищающей иммунизации против кори, в том числе:

о результатах работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов и работы медицинских организаций с населением, направленной на снижение числа лиц, отказывающихся от профилактических прививок;

об организации работы по информированию населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунопрофилактики;

об организации иммунизации против кори трудовых мигрантов;

о планировании кампании подчищающей иммунизации.

1.3. Обеспечить выделение ассигнований на закупку живой коревой вакцины для подчищающей иммунизации населения в соответствии с расчетной потребностью.

1.4. Оказать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в организации и проведении мероприятий по иммунизации против кори населения и трудовых мигрантов, не привитых против кори.

2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать совместно с руководителями территориальных органов Роспотребнадзора:

2.1. Обеспечить проведение активного информирования населения о преимуществах иммунопрофилактики кори.

2.2. Организовать работу по выявлению лиц из числа детского и взрослого населения (в том числе среди лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов), не болевших корью, не получивших прививки против кори в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (не привитых против кори, привитых однократно), не имеющих сведений о прививках против кори и не включенных в утвержденный на 2019 год план профилактических прививок.

2.3. Организовать и в срок до 25.03.2019 завершить:

работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;

мероприятия по работе с населением, отказывающимся от профилактических прививок.

2.4. В срок до 29.03.2019 сформировать и утвердить планы проведения подчищающей иммунизации против кори в медицинских организациях.

3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори.

4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

4.1. Обеспечить в период с 01.04.2019 по 01.10.2019 проведение кампании по подчищающей иммунизации против кори лиц, не получивших прививки своевременно в рамках национального календаря профилактических прививок, предусмотрев:

составление списков лиц, подлежащих прививкам против кори, планов и графиков иммунизации по каждой медицинской организации;

формирование, подготовку и оснащение вакциной и расходными материалами прививочных бригад для иммунизации населения в рамках кампании по подчищающей иммунизации;

оперативную отчетность о ходе проведения кампании подчищающей иммунизации.

4.2. Создать необходимый запас вакцины (в соответствии с расчетной потребностью) для обеспечения кампании подчищающей иммунизации против кори.

5. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора:

5.2. Представить в Роспотребнадзор информацию:

в срок до 01.04.2019 - об итогах подготовительных мероприятий для проведения кампании подчищающей иммунизации;

в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, - о ходе кампании подчищающей иммунизации (начиная с 05.05.2019 по 05.09.2019);

в срок до 10.10.2019 - об итогах проведения кампании подчищающей иммунизации против кори.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Обзор документа

С 1 апреля по 1 октября 2019 г. в России проводится кампания подчищающей иммунизации против кори. Будут привиты население и трудовые мигранты, не болевшие корью, не имеющие прививок против кори или сведений о них.

Также проводимая кампания включает:

- информирование населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунизации;

- пересмотр медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;

- работу с населением, отказывающимся от прививок;

- закупку необходимого объема противокоревой вакцины.

Работодатели, использующие труд иностранных граждан, должны до конца 2019 г. обеспечить иммунизацию тех иностранных работников, которые не болели корью, не имеют прививок от нее или сведений о прививках.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: