Почему скупают туалетную бумагу из за коронавируса

Обновлено: 13.05.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Зачем скупают туалетную бумагу

Связь туалетной бумаги и коронавируса лежит на поверхности в прямом и переносном смысле этого слова. COVID-19 может жить на дверных ручках, столах и иных объектах длительное время. Данные эпидемиологов разнятся. Изначально предполагалось, что вирус живёт на предметах до 2 часов. Затем вирусологи сообщили о более длительном периоде — от 2 до 6 дней. Чтобы максимально обезопасить себя, жителям Китая было предложено брать различные вещи через туалетную бумагу.

Механизм таков: прежде чем взяться за ручку магазина, необходимо отмотать немного изделия для поддержания гигиены, оторвать кусок и после — браться за различные предметы. Именно по этой причине в Китае начали покупать туалетную бумагу во время коронавируса.

Примеру жителей КНР последовали другие страны, не разобравшись в ситуации.

Зачем скупают гречку

На самом же деле россияне скупали не только гречку. В большинстве продуктовых магазинов продавцы не успевали выкладывать на прилавок крупы (рис, пшено, овсянку и др.) и макароны. Любовь к этим продуктам объяснима: они долго хранятся и не требуют специальных условий. Достаточно положить их в кухонный шкаф и доставать по мере необходимости.

Зачем нужна туалетная бумага при коронавирусе и как ее использовать

Использовать туалетную бумагу можно не только по прямому назначению. Альтернативные способы особенно актуальны в период коронавируса:

  • Вместо антисептика и перчаток. Оторвите кусочек туалетной бумаги, прежде чем открыть дверь в подъезд или магазин, прикоснуться к поручням в автобусе и т.п. Оберните ею предмет, за который планируете ухватиться и спокойно открывайте дверь или принимайте наличные деньги.
  • Некоторые блогеры предлагают изготавливать из туалетной бумаги импровизированные маски. Данный метод тоже может пригодиться в условиях дефицита медицинских или многоразовых изделий для защиты дыхательной системы.
  • Вместо бумажных полотенец. Некоторые предприятия не останавливают свою деятельность в период карантина. Работникам таких организаций можно использовать свою туалетную бумагу после мытья рук. Как минимум, к ней не прикасалось множество людей, посещающих туалет, поэтому риск заразиться коронавирусом значительно снижается.

Почему люди скупают туалетную бумагу из-за нового коронавируса? 6 причин

Невероятные факты

Люди во все мире реагируют на новую опасность распространения коронавируса необычным образом - скупая в больших количествах туалетную бумагу.

В социальных сетях распространились видео людей, которые дерутся в супермаркетах, пытаясь ухватить рулоны туалетной бумаги.

Однако мало кто, даже те, кто запасается впрок, может найти объяснение такому явлению.

Почему туалетная бумага? Это кажется совершенно нелогичным, потому что бумага не защищает от вируса. Также туалетная бумага не относится к продуктам крайней необходимости, как например, хлеб или молоко.

Так почему люди скупают туалетную бумагу при коронавирусе? На это есть несколько психологических причин.

Зачем людям туалетная бумага при коронавирусе

1. Люди впадают в крайности, когда слышат противоречивую информацию

4.jpg

Клинический психолог Стивен Тейлор (Steven Taylor), автор "Психологии пандемии" анализировал поведение людей во время пандемии. Он выяснил, что по сравнению с прошлыми пандемиями, мировая ответная реакция на новый коронавирус привела к широкомасштабной панике.

Новый коронавирус пугает людей, потому что он новый, и о нем мало что известно. Когда мы слышим противоречивую информацию о риске, которую представляет этот вирус, и о том, как серьезно нужно подготовиться, мы склонны ударяться в крайности.

Когда людям говорят о том, что надвигается опасность, и все что нужно делать - это мыть руки, эти действия кажутся нам несоразмерными угрозе, и мы считаем, что такая опасность требует особенной подготовки.

2. Мы реагируем на отсутствие ясных инструкций

Во многих странах ввели массовые карантины. Люди скупают туалетную бумагу и другие средства первой необходимости, готовясь к самому худшему.

Если они не получают обещаний того, что о каждом позаботятся, то теряются в догадках и рано или поздно задумываются о том, стоит ли им делать дополнительные запасы.

Чем больше неопределенность, тем больше вероятность такого поведения.

3. Растет чувство брезгливости

Очень часто во время пандемий, когда людям грозит какая-либо инфекция, наша чувствительность к брезгливости повышается. Мы чаще испытываем отвращение и стараемся этого избежать.

Брезгливость - это своего рода сигнал тревоги, который предупреждает нас избегать заражения. Так, например, если мы увидим на перилах чью то слюну, мы не будем к ней прикасаться, мы будем испытывать отвращение. Это оберегает нас,” - рассказал Стивен Тейлор.

Существует тесная связь между страхом подцепить инфекцию и брезгливостью. Туалетная бумага является тем самым средством, которое ассоциируется у нас с избавлением от чувства отвращения, являясь символом безопасности.

5.jpg

4. Панические покупки порождают панические покупки

Фотографии пустых полок и тележек, заполненных различными запасами, наводнили новостные ленты и социальные сети. Люди видят паникующих покупателей, и начинают думать, что есть причина для паники, и поступают также.

Будучи социальными существами, мы ищем подсказки друг у друга о том, что опасно, а что безопасно. Когда мы видим в магазине человека, судорожно покупающего туалетную бумагу или гречку, это вызывает эффект заражения страхом.

Все эти фотографии пустых полок заставляют нас думать о том, что пора спешить и покупать туалетную бумагу, пока есть возможность. И то, что вначале казалось надуманным дефицитом становится реальным дефицитом.

Социальные сети также играют немалую роль в распространении страха нового коронавируса. Ложная информация легко распространяется, раздувая панику.

5. Вполне естественно запасаться

В то же время запасаться продуктами вполне целесообразно.

Так как Международные организации здравоохранения настоятельно рекомендуют оставаться дома, избегать контактов с другими людьми и толпами, вполне естественно делать запасы.

Новый коронавирус порождает своего рода психологию выживания, когда мы должны находиться как можно больше времени дома, следовательно, запасаться предметами первой необходимости, что включает и туалетную бумагу. В конце концов, если она закончится, ее сложно будет чем-нибудь заменить.

Мы в соцсетях

Канал в Яндекс.Дзен
Канал в Телеграмм
Вконтакте
Tik-Tok
Одноклассники

Вы рано или поздно будете покупать туалетную бумагу, но вам, возможно, придется столкнуться с длинными очередями и некоторым дефицитом.

Некоторые специалисты советуют в любом случае держать запасы продуктов, средств гигиены и необходимые лекарствами, по меньшей мере, на две неделе, но многие так не делают и впадают в крайности.

6. Это дает ощущение контроля

Многие из тех, кто скупает туалетную бумагу и другие продукты, думают прежде всего о себе и своей семье, а не о работниках медицины, больных или простых людях, у которых может закончиться туалетная бумага.

Это связано с тревогой ожидания. Люди испытывают тревогу до начала фактической инфекции. Они не думают об этом масштабно, как например, о том, какими будут последствия того, что они сделают запасы туалетной бумаги.

Но большинство людей действуют так из страха. Подготовка, даже покупка туалетной бумаги возвращает ощущение контроля в казалось бы безвыходной ситуации.

Это дает им чувство, что они сделали все возможное, и помогает думать и о других вещах, помимо коронавируса.

Один из парадоксов начала пандемии COVID-19 в марте и апреле - ажиотажный спрос на туалетную бумагу. Ученые из Германии и Швейцарии нашли ответ на вопрос, кто искусственно создавал дефицит бумаги, запасаясь впрок предметами гигиены. Статья по результатам их исследования опубликована в Plos One.

В начале эпидемии коронавируса продажи туалетной бумаги взлетели до рекордных 700% процентов. В чем дело? Кто и зачем создавал ажиотажный спрос на нее?

Фото: CLEMENT MAHOUDEAU / AFP

Как ни странно, стратегические запасы туалетной бумаги как "исключительно субъективного символа безопасности", делали те люди, которые наиболее тревожились по поводу коронавируса, они чувствовали, что для них пандемия представляет особую опасность.

"Люди, которые склонны особенно беспокоиться и бояться, чувствовали повышенную для себя угрозу со стороны коронавируса и, как правило, чаще других запасались туалетной бумагой", - говорит руководитель работы Лиза Гарбе из швейцарского университета Санкт-Галлена. Такое поведение отчасти связано с особенностями личности, говорится в статье: тревожные и беспокойные люди в принципе склонны делать стратегические запасы.

Онлайн-опрос 1029 человек из 35 стран мира показал еще одну особенность тех, кто запасался бумагой. Благодаря опроснику HEXACO выяснилось, что это добросовестные люди "с высоким уровнем сознательности".

Кроме того, пишут авторы, запасаются туалетной бумагой и люди в возрасте: зная, что COVID-19 представляет для них серьезную опасность, они готовятся к строгой самоизоляции.

По мнению ученых, результаты исследования социальных и поведенческих аспектов в условиях предполагаемой опасности могут пригодиться государственным структурам в ситуациях форс-мажора. "Субъективная угроза, которую представляет COVID-19, кажется важным спусковым механизмом для накопления туалетной бумаги, - пишут авторы. - Тем не менее мы все еще далеки от всестороннего понимания этого явления".

Читайте также: