Почему в польше не было чумы

Обновлено: 26.04.2024

Чума на Руси
(часть 1)

Очередной всплеск восхищения перед гигиеной Руси по сравнению с Польшей и остальной Европой заставил нас продолжить раскрытию этого вопроса. На этот раз нас восхитил миф о том, что Европа была выкошена эпидемией чумы середины 14 века (Черной Смертью), которая (из-за высоких гигиенических факторов) почти не затронула Русь и устыдившись стерильной чистоте русичей с позором повернула назад, терзать Европу. Забавно, но в действительности все была несколько наоборот.

Чёрная смерть (чёрный мор, от лат. atra mors) - пандемия чумы принесшая наиболее существенные потери.

Этапы распространения:
1338—1339 - озеро Иссык-Куль
1340—1341 - Центральная Азия.
1346 - Крым.
1347 - Генуя.
1348 - Париж
1349 - Скандинавия
1350 - Польша.
1352 - Псков…

Эпидемия описывается во всех летописях весьма обстоятельно. За ночь к церкви приносили по 30 трупов, так что приходилось класть в одну могилу по 10 тел и отпевать одновременно. Псковичи в ужасе от происходящего призвали новгородского архиепископа Василия. Тот устроил в Пскове огромный кресный ход, но сам заразился и умер по дороге в Новгород.

Новгородцы устроили своему владыке пышные похороны, выставили тело его в соборе Софии, куда явились толпы народа прощаться с умершим. Через короткое время в Новгороде вспыхнул такая же ужасная эпидемия чумы, как и в Пскове, возникшая, как тогда считали, от соприкосновения массы людей с трупом епископа.

В течение 15 лет чума распространилась на Ладогу, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Киев и по всей Центральной Руси (1363—1365) Опустевший Смоленск затворили четыре человека, все до одного вымерли жители города Белоозера.

Далее чума пришла в Москву. Не смотря ни на какие банные принадлежности и молитвы смерть не щадила ни крестьян, ни бояр. Погибала даже высшая светская и духовная знать. Весной 1353 года умирает митрополит Феогност за ним князь Симеон Гордый, который только что похоронил двух малолетних сыновей. За ним умирает его беременная жена. Добавляет список Андрей Иванович Серпуховской.

В Глухове, согласно летописи, не осталось ни одного выжившего. Болезнь также опустошила Киев, Чернигов и Суздаль.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Средневековая чума, истребившая десятки миллионов человек, почти не коснулась восточноевропейских стран. Почему это произошло и так ли было на самом деле — поясняет WARHEAD.SU.

Эту аномалию можно заметить на многих картах европейской пандемии чумы 1346-53 годов. Обширный район, охватывающий современные южную Польшу, Чехию и Словакию, оказывается почти не затронут страшнейшей болезнью.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Чудовищно много — но заметно меньше, чем на густонаселённом Западе, где местами вымирало более половины населения.

Причина, надо полагать, кроется в отсутствии крупных городов и вообще малой по сравнению с немецкими землями плотности населения. А также в том, что король Казимир III своевременно перекрыл границы и ввёл режим карантина.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Что же касается Литвы, мы просто не знаем многого о том, что именно там происходило в это время. Как раз накануне чумы власть взяли Ольгерд и Кейстут, которые всё время пандемии увлечённо рубились с тевтонцами.

Вероятно, удар чумы литовские земли затронул не слишком сильно: многочисленных жертв среди литовской княжеской фамилии и высшей знати, в отличие от страшно выкошенных чёрной смертью московских Рюриковичей, не было.

Причина проста: малая плотность населения, почти нет торговых городов. И даже Вильнюс пока что больше напоминал слободу у замка, только при Ольгерде начав превращаться в настоящий город. Возможно, опустошившая Псков и Смоленск чума ударила и по уже литовскому Полоцку — но его летописи до нас не дошли.

А вот почему меньше всех пострадала Богемия — густонаселённая, урбанизированная и заметно более развитая, чем Польша и тем паче Литва, — загадка, ответа на которую у историков нет по сей день.

очень познавательный пост:

Судя по этой карте, наиболее интересным выглядит пример "зелёного" Милана.


Реальные гладиаторы

Одним из самых известных наследий Древнего Рима являются зрелищные мероприятия на арене, в частности гладиаторские бои.

Некоторые могут быть знакомы с римскими институтами, такими как Плебейский совет или Центуриатное собрание, но почти все слышали о гладиаторах и Колизее. В немалой степени это связано с такими голливудскими блокбастерами, как "Спартак" и "Гладиатор". Историческая точность большинства этих кинематографических изображений, однако, часто оставляет желать лучшего, и есть много аспектов гладиаторской жизни, которые обычно упускаются из виду в популярной культуре.

Одной из тем споров среди историков было происхождение гладиаторских боев.

Такая борьба существовала в Италии до ее появления в Риме. Некоторые исследователи утверждают, что гладиаторы возникли в этрусском обществе на севере Центральной Италии, и это убеждение основано в основном на древних свидетельствах о том, что термин "ланиста", стандартное римское слово для обозначения тренера гладиаторов, был этрусского происхождения. Однако преобладание имеющихся свидетельств, по-видимому, подтверждает идею о том, что гладиаторские бои возникли у кампанцев на юге Центральной Италии.

Например, серия надгробных росписей конца 4 века до н.э. из Кампании изображает поединки между вооруженными людьми, напоминающие более поздние гладиаторские бои в Риме. А римский историк Ливий сообщает, что кампанские союзники Рима в тот же период практиковали наряжать воинов в доспехи своих врагов, самнитов, и заставлять их драться на дуэлях, чтобы развлекать гостей на банкетах.

Самые ранние зафиксированные гладиаторские поединки в Риме были организованы в похоронном контексте, что далеко от более поздних массовых зрелищ в Колизее. Например, в 264 году до н.э. сыновья Децима Юния Брута устроили бой с участием трех пар гладиаторов на форуме Боариум в память о своем умершем отце. В этих ранних похоронных мероприятиях боевое мастерство участников, а также пролитая ими кровь были призваны почтить память умершего, и те, кто устраивал такие мероприятия, были рады выполнить это обязательство.

В последующие десятилетия гладиаторские бои постепенно становились все более масштабными и популярными в Риме. По-настоящему решающий момент с точки зрения их масштаба, по-видимому, был достигнут с катастрофическим поражением, которое карфагенский полководец Ганнибал нанес римлянам при Каннах в 216 году до н.э. во время Второй Пунической войны. Глубокая неуверенность, которую римляне чувствовали после Канн, очевидно, привела их к желанию видеть все больше и больше гладиаторов, которых можно было рассматривать как символ их противников на поле боя, убитых для их развлечения.

Гладиаторские бои, однако, были не единственной формой жестокого зрелища, которое пользовалось популярностью в этот период. Венационы, или охота на зверей, также стали одним из основных событий на римской арене, с начала 2-го века до н. э. Как и гладиаторские бои, эти зрелища не были полностью римским изобретением, а являлись заимствованием от различных культур.

Одним из таких предшественников был широко распространенный межкультурный обычай правителей выставлять напоказ и/или охотиться на различных экзотических животных в качестве демонстрации их предполагаемого господства над природой. Судьба животных, участвовавших в этих ранних процессияхом, неизвестна.

Территориальная экспансия Рима предоставляла широкие возможности для дальнейшего роста подобных событий. Десятки тысяч военнопленных, захваченных римлянами, были готовым источником принудительных рекрутов для арены. Аналогичным образом, аннексия территории в таких регионах, как Малая Азия, Сирия и Северная Африка, обеспечила свободный доступ к большому количеству экзотических животных.

По мере того как масштаб и популярность зрелищ на арене росли, различные аспекты их производства постепенно становились более организованными. Например, во времена поздней республики римские магистраты регулярно устраивали их, часто как средство заручиться поддержкой населения на предстоящих выборах.

В то же время, по мере того как организация и инфраструктура зрелищ на арене становились все более сложными, структуры, в которых они проводились, также постепенно становились все более сложными. Самые ранние гладиаторские бои и соревнования с участием животных в Риме проводились на площадках, первоначально построенных для других целей, которые предлагали достаточно места. Венационы и другие состязания с животными обычно устраивались на ровной дорожке Большого цирка, которая проходила вокруг арены для гонок на колесницах, в то время как гладиаторские бои часто проходили на открытом пространстве Римского форума. В последствии в обоих этих местах были внесены изменения и дополнения, чтобы облегчить проведение подобных мероприятий. Железные клетки для животных, например, были добавлены к Большому цирку, в то время как деревянные балконы были добавлены к ряду зданий, окружающих открытое пространство Римского форума, для удобства зрителей.

Особый расцвет глатиаторские бои получили во время диктатуры Цезаря. В рамках своего триумфа в 46 году до н.э. Цезарь устроил бой между кавалерией, 40 слонами и примерно 500 пехотинцами в Большом цирке, а также в Римском форуме. Для этого он не только приказал возвести временный "охотничий театр" в центре форума, но даже построить под ним несколько подземных галерей.

В этих галереях хранились животные и оборудование, которые должны были использоваться в описанном выше зрелище. Цезарь также устроил массовую наумахию, или инсценировку морского сражения, в котором участвовали тысячи военнопленных, в искусственном бассейне, который, вероятно, находился на Марсовом поле.

При первом римском императоре Августе была в значительной степени задана модель последующих зрелищ.

Постановка зрелищ на арене в основном стала исключительной прерогативой императоров, членов их семей и их ближайших соратников. Август, после недавних гражданских войн, которые положили конец Республике, осознал опасность потенциального узурпатора, использующего такие события для укрепления своей общественной поддержки, и тем самым стремился к тому, чтобы только император и его ближайшее окружение пожинали плоды популярности, полученной благодаря постановке зрелищ. Ранняя империя также была свидетелем гораздо большего разнообразия типов гладиаторов, что, несомненно, увеличивало удовольствие зрителей.

Важные изменения были также внесены в инфраструктуру зрелищ.

Строительство Колизея стало большим переворотом для Рима: оно не только удовлетворило давнюю потребность в постоянном амфитеатре, но и послужило чрезвычайно успешным пиар-жестом. До прихода к власти Флавиев место Колизея занимало искусственное озеро на территории великолепного частного поместья предыдущего императора Нерона, так называемого Domus Aurea ("Золотой дом"). Когда первый император Флавиев, Веспасиан, вступил на трон в 69 году н.э., ему пришла в голову идея занять место в центре Рима, которое Нерон эгоистично зарезервировал для себя, и открыть его для публики в виде нового огромного амфитеатра. Новое сооружение получило свое самое распространенное название - Колизей - от колоссальной статуи, которая первоначально стояла рядом с ним. Во время правления Нерона на этой статуе было его изображение, но после его падения изображение ненавистного бывшего императора было стерто и заменено более приемлемым изображением бога солнца Сола. К счастью для Веспасиана, когда он решил начать этот масштабный строительный проект, большая сумма необходимых денег не была проблемой. Как сообщает нам сохранившаяся надпись, добыча, захваченная во время недавнего подавления еврейского восстания против римской власти, была направлена на этот проект.

Это великолепное новое развлекательное сооружение в самом сердце Рима представляло собой вершину дизайна амфитеатров. Колизей размером 188 на 156 метров вмещает около 50 000 зрителей, а его арена размером примерно 77 на 47 метров – более чем достаточно места для проведения различных масштабных мероприятий. Последним важным элементом дизайна Колизея были его подвальные сооружения. В своем окончательном виде подвал Колизея, или гипогей, содержал около 200 клеток для животных, а также достаточно места для различного реквизита и оборудования. Однако существуют некоторые споры относительно того, были ли эти подструктуры первоначальным компонентом дизайна Колизея или более поздним дополнением. Записи о мероприятиях, организованных для открытия Колизея в 80 году н.э., предполагают, что они включали морские зрелища (naumachiae), которые потребовали бы затопления пола арены или какого-то бассейна, установленного в нем. Если это предположение верно, то подструктуры арены в то время не могли быть на месте.

Как и современные спортсмены, гладиаторы, похоже, также придерживались специальной диеты в дополнение к своей физической подготовке. Современный анализ скелетов гладиаторов, найденных в Эфесе на территории современной Турции, показывает, что они питались едой с высоким содержанием углеводов и кальция.

Многие гладиаторы при Республике изначально были военнопленными, захваченными во время римских военных кампаний. По мере того как римские завоевания постепенно сходили на нет при Империи, военнопленные стали гораздо менее важным источником гладиаторов, но бойцы по-прежнему в подавляющем большинстве набирались из низших слоев общества.

Чаще всего в гладиаторы шли либо рабы, либо преступники, однако, пусть и в меньшем масштабе, были те, кто добровольно вызвался сражаться на арене.

Люди обездоленные, могли быть вынуждены добровольно заниматься такой опасной профессией: по крайней мере, в гладиаторских казармах предлагалось трехразовое питание. Другие добровольцы, возможно, поддались соблазну знаменитости. Многие успешные бойцы на арене, несмотря на их зачастую скромное происхождение, добились значительной известности среди публики. Достаточно взглянуть на сохранившиеся гладиаторские граффити из Помпей, а также на дошедшие до нас эпиграммы, написанные в честь гладиаторов.

Независимо от их происхождения, будь то преступник, раб или доброволец, все гладиаторы должны были принести клятву, которая формализовала их подчинение; и по римскому праву они практически становились на самый низкий статус в римском обществе. Данный низкий статус гладиаторов, по-видимому, позволял многим зрителям наслаждаться жестокими зрелищами без каких-либо угрызений совести из-за страданий участников.

Вопреки идее, которая может возникнуть у некоторых о том, что гладиаторские бои - это кровавая бесплатная игра для всех, соревнования на арене проводились в соответствии с жестко соблюдаемым набором правил. Не было ничего неслыханного в том, что гладиаторы сражались насмерть, но такие случаи были довольно редки. На самом деле, по имеющимся данным, было подсчитано, что только около десяти процентов гладиаторов были убиты на арене. Гладиаторы представляли собой дорогостоящую вещь, как для их владельцев, так и для тех, кто "арендовал" их услуги, и ни одна из сторон не хотела, чтобы их без разбора убивали на арене.

Именно растущие расходы и трудности с поиском новых гладиаторов, безусловно, сыграли важную роль в постепенном исчезновении гладиаторских боев из римского общества. В случае гладиаторских боев влияние христианства часто упоминается в качестве причины его отмены, но эта теория является чрезмерным упрощением. На фоне беспорядков и экономического спада, от которых пострадал Рим в 3 веке, гладиаторские бои уже начали исчезать из Империи, потому что у организаторов больше не было средств для их проведения.

Распространение чумы в 1347–1352 гг. — это самая известная пандемия в истории человечества, которая, унесла жизни более половины населения Европы (по некоторым данным около 60 млн человек). Иными словами, за очень короткое время погибло больше людей, чем в ходе Второй мировой войны, с той лишь разницей, что в Европе и мире в XIV веке жило намного меньше людей, чем сейчас. Чума или "черная смерть", как тогда называли ее, была катастрофой огромного масштаба, которую в Новое и Новейшее время пока даже близко не наблюдали.

Несмотря на успехи в исследованиях древней ДНК, которые окончательно определили, что именно возбудитель чумной пандемии бактерия Yersinia pestis была причиной "Черной смерти" того времени, по-прежнему мало научных данных о рспространении этой инфекции в эпоху Средневековья. Недавно международная группа ученых подробно исследовала образцы донной пыльцы сельхозугодий из отложений XIII-XV веков, для того чтобы понять, как сильно чума сократила сельхозугодья в Европе и ударила по разным регионам в середине XIV века. Оказалось, что такое воздействие было очень неоднородным, а страны Европы по-разному реагировали на эту инфекцию путем сокращения сельхозугодий и высокой смерностью. Эти исследования опубликованы в известном научном издании Nature Ecology & Evolution этой зимой 2022 года.

Ученые собрали данные об изменении ландшафта сельхозугодий на 261 участке, датированных радиоуглеродным методом, и расположенных в 19 современных европейских странах. Они использовали два независимых метода анализа, чтобы оценить, согласуются ли изменения с гипотезой о том, что большая часть населения этих стран (более половины), умерли в течение всего нескольких лет. В ходе проведения этих исследований было установлено, что "черная смерть" или чума оказала разрушительное воздействие на некоторые регионы Европы, в которых выявлено резкое сокращение сельхозугодий и высокая смертность. Однако, было также обнаружено, что на некоторые страны и регионы чума оказала очень незначительное влияние или вовсе не найдено никакого воздействия.

Оказалось, что в Германии, Греции, Италии, Франции, Швеции и Норвегии пыльца зерновых культур после пандемии чумы стала встречаться много реже. В этих странах стало больше пыльцы обычных деревьев — попросту говоря, сельхозугодья начали зарастать лесом. Однако, на территории стран Восточной Европы - в Прибалтике, Финляндии, Польше и России наблюдалась совсем иная ситуация - пыльцы зерновых стало значительно больше, т.е. местные хозяйства бурно развивались несмотря на пандемию. Слабое влияние чумы на Польшу и Россию тех лет подтверждается и по различным историческим хроникам.

Оценка смертности от черной смерти (чумы) в Европе

В последние годы палеогенетики подтвердили связь пандемии Y. pestis и установили, что распространение этой бактерии привело к значительным вспышкам чумы в средневековой Европе. Исследователи показали, что чума унесла от 50% или более жизней европейцев в эпоху Средневековья. Ученые выяснили, что от чумы постадали преимущественно регионы в Западной Европе: Англия, Бельгия, Германия, Греция, Италия, Голландия, Франция и Скандинавия. Исследования подтвердили доводы в пользу того, что число погибших в них составляло 50% и более. Однако, этот демографический кризис, вызванный чумой отличался значительными региональными различиями в Восточной и Западной Европе.

В некоторых центрально-европейских и восточно-европейских регионах (Богемия и Финляндия) прямых доказательств пандемии не существует, а в России, Моравии, Польше и Венгрии они были очень незначительными. Смертность от чумы не была одинаковой в разных регионах Европы и, как выяснилось, зависела от многих факторов.

Черная смерть нанесла серьезный удар только по экономикам разных западноевропейских стран, но одновременно способствовала развитию новых форм деятельности. Параллельно эпидемия бушевала в Азии и Африке. Общее число жертв оценить затруднительно, но обычно только по Европе дают цифру в районе 60 миллионов человек. Из исторических источников известно, что во многих европейских регионах погибло от 30 до 50 процентов от всего населения, а многие поля и сельхозугодья надолго остались заброшенными.

Почему черная смерть уничтожила экономику значительной части Западной Европы, но не помешала Восточной Европе?

Причины столь разной тяжести поражения регионов Европы вспышкой чумы, убившей десятки миллионов человек, до конца неясны.

Распространение пандемии зависело от множества факторов, которые могли привести к сложным и уникальным эффектам для каждого региона. Чума является экологически и эпидемиологически сложным зоонозным заболеванием, которое поддерживается лесными грызунами и их экто паразитами (блохами и вшами), и может передаваться людям и между людьми несколькими путями, включая укусы грызунов, респираторные выделения, прямой контакт с инфицированными животными, а также разными эктопаразитами человека. Поведение хозяев и переносчиков бактерии Y. pestis, а также их способность эффективно передавать патоген частично ограничивается сложными взаимодействиями и с сезонной изменчивостью климата, местными экологическими, культурными, социальными, экономическими и другими особенностями жизни людей.

Проблема также заключалась в том, что некоторые из исследований смертности от чумы, указывают на плохие санитарные условия в этих регионах. Однако, это не связано напрямую с городским населением, где скученность людей была особенно высокой. В Западной и Восточной Европе 75-90% людей того времени проживали в сельской местности. Таким образом, новое исследование ученых опровергает мнение, по которому чумная бактерия Y. pestis была одинаково и повсеместно распространена по всей Европе, а пандемия оказала разрушительное демографическое воздействие на все регионы Европы.

Причиной разного воздействия чумной бактерии Y. pestis на регионы Европы могут быть и различные генетические мутации у людей, живущих в разных частях Европы. Например, если обратиться к нынешним нашим реалиям, то изначальный штамм Ковида оказал наиболее существенное воздействие на жителей из Западной Европы и США, а пришедший ему на смену штамм Дельта - на Восточную Европу и страны Азии.

Если Вам понравилась наша статья не забывайте ставить лайк (👍 - палец вверх), комментируйте статью и подписывайтесь на наш канал.

Главным изображением страницы Википедии, посвященной Черной смерти, является рисунок, показывающий распространение бубонной чумы по Европе. Есть несколько мест, куда чума не распространилась, в том числе окрестности Милана. Но самое примечательное, что все Королевство Польское осталось в стороне, хотя практически все остальные регионы были заражены.

На самой странице Википедии написано следующее:

Чума пощадила некоторые части Европы, включая Королевство Польша, большую часть Страны Басков и изолированные части Бельгии и Нидерландов.

Но при этом не дается объяснения, почему пощадила именно Польшу. Была ли Польша просто удачлива, или же здесь действовало что-то другое?

На самом деле Польшу не пощадили, она просто пострадала меньше, чем остальная Европа. Этот график неверен (точнее, неполный), поскольку значительная часть населения Польши и Милана действительно умерла от чумы. Их смертность была лишь "низкой" по сравнению с остальной Европой - если бы это случилось сегодня, это привело бы нас в ужас.

Польша потеряла около четверти своего населения от чумы (. ) Смертность в Милане была менее 15%, вероятно, самая низкая в Италии, за исключением нескольких альпийских деревень.

- Gottfried, Robert S. Black Death. Нью-Йорк: The Free Press, 1983..

Во время правления Казимира Черная смерть, пандемическая инфекция, прокатилась по всей Европе, унеся миллионы жизней. Но Польша установила карантины на своих границах, и чума почти полностью обошла Польшу стороной.

- Зухора-Вальске, Кристина, Польша, Северный Манкато: ABDO Publishing, 2013..

Эффективность карантина еще более усиливалась благодаря польской относительной изоляции. В то время как сильно пострадавшие регионы, такие как средиземноморское побережье, были тесно связаны между собой торговыми связями, в Польше этого не было. Когда пришла Черная смерть, эта изоляция помогла защитить поляков от чумы.

[Гораздо большие территории, такие как центральная Польша. расположенные 'вдали от проторенных троп' и не вдоль более популярных торговых путей, были более склонны к тому, чтобы быть начеку для больных путешественников, 'иностранцев', или, возможно, вообще не посещались чужаками. Мы полагаем, что именно исключение средневековых торговцев и паломников в значительной степени объясняет легкость поражения регионов Средневековой Черной Смерти

- Welford, Mark, and Brian H. Bossak. "Revisiting the Medieval Black Death of 1347-1351: Spatiotemporal Dynamics Suggestive of an Alternate Causation." Geography Compass 4.6 (2010): 561-575. .

Кроме того, часто утверждается, что Польша оказалась в лучшем положении из-за меньшего количества крыс. Два популярных объяснения этой теории заключаются в том, что в Польше было больше кошек или, наоборот, меньше еды для крыс.

Отсутствие чумы в Богемии и Польше обычно объясняется тем, что крысы избегали этих мест из-за отсутствия пищи, которую грызуны считали вкусной.

- Cantor, Norman F. In the Wake of the Plague: The Black Death and the World It Made. Simon and Schuster, 2001. .

Однако более вероятно, что местный климат был просто менее благоприятным для распространения чумы.

Существует три вида чумы: пневмоническая, бубонная и септицемическая, все они вызываются бактерией Yersinia pestis. Люди, зараженные блохами, заболевают бубонной формой чумы. Однако если бактерия попадает в легкие, она становится легочной чумой, которая более вирулентна и распространяется от человека к человеку при кашле, тогда крысы не нужны, поскольку бактерия передается воздушно-капельным путем.

Сейчас многие ученые считают, что чума на самом деле передавалась воздушно-капельным путем. и распространялась не крысами, а инфицированными людьми с пневмонической формой чумы. Эта форма распространяется гораздо быстрее и убивает быстрее. К счастью, сегодня антибиотики могут предотвратить переход болезни в пневмоническую форму (воздушно-капельную).

Yersinia pestis может выживать в загрязненной почве не менее 24 дней. На других материалах - до 5 дней ссылка.

Время в пути и относительная изоляция, вероятно, были достаточны, чтобы остановить большую часть распространения (объяснение в комментариях ниже) . Учитывая, что в те времена крестьянам не разрешалось путешествовать, скорее всего, чума распространялась торговцами, поэтому более густонаселенные районы пострадали больше.

Более отдаленные группы населения оставались в безопасности, тем более что чума могла убить в течение 24 часов после заражения, вероятно, зараженные умирали, не дойдя до места назначения.

В качестве отступления я думаю, что, скорее всего, в Милане был такой низкий уровень смертности, менее 15%, потому что они понимали, что люди передают чуму друг другу. Они замуровывали не только зараженную семью, но и дома по обе стороны, оставляя их умирать. Крысы - отличные лазальщики, и они бы избежали замуровывания, просто посмотрите, как эти маленькие ребята бегут! :P

Карабкается по кирпичу (камера не успевает за ним!)

Таким образом, если бы чуму распространяли крысы, перегородки ничего бы не изменили, поскольку они просто перешли бы в другую область и снова начали бы заражать людей.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Средневековая чума, истребившая десятки миллионов человек, почти не коснулась восточноевропейских стран. Почему это произошло и так ли было на самом деле — поясняет WARHEAD.SU.

Эту аномалию можно заметить на многих картах европейской пандемии чумы 1346-53 годов. Обширный район, охватывающий современные южную Польшу, Чехию и Словакию, оказывается почти не затронут страшнейшей болезнью.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Чудовищно много — но заметно меньше, чем на густонаселённом Западе, где местами вымирало более половины населения.

Причина, надо полагать, кроется в отсутствии крупных городов и вообще малой по сравнению с немецкими землями плотности населения. А также в том, что король Казимир III своевременно перекрыл границы и ввёл режим карантина.

Правда ли, что чёрная смерть не затронула Восточную Европу? История, Европа, Чума, Эпидемия, Длиннопост

Что же касается Литвы, мы просто не знаем многого о том, что именно там происходило в это время. Как раз накануне чумы власть взяли Ольгерд и Кейстут, которые всё время пандемии увлечённо рубились с тевтонцами.

Вероятно, удар чумы литовские земли затронул не слишком сильно: многочисленных жертв среди литовской княжеской фамилии и высшей знати, в отличие от страшно выкошенных чёрной смертью московских Рюриковичей, не было.

Причина проста: малая плотность населения, почти нет торговых городов. И даже Вильнюс пока что больше напоминал слободу у замка, только при Ольгерде начав превращаться в настоящий город. Возможно, опустошившая Псков и Смоленск чума ударила и по уже литовскому Полоцку — но его летописи до нас не дошли.

А вот почему меньше всех пострадала Богемия — густонаселённая, урбанизированная и заметно более развитая, чем Польша и тем паче Литва, — загадка, ответа на которую у историков нет по сей день.

очень познавательный пост:

Судя по этой карте, наиболее интересным выглядит пример "зелёного" Милана.


Реальные гладиаторы

Одним из самых известных наследий Древнего Рима являются зрелищные мероприятия на арене, в частности гладиаторские бои.

Некоторые могут быть знакомы с римскими институтами, такими как Плебейский совет или Центуриатное собрание, но почти все слышали о гладиаторах и Колизее. В немалой степени это связано с такими голливудскими блокбастерами, как "Спартак" и "Гладиатор". Историческая точность большинства этих кинематографических изображений, однако, часто оставляет желать лучшего, и есть много аспектов гладиаторской жизни, которые обычно упускаются из виду в популярной культуре.

Одной из тем споров среди историков было происхождение гладиаторских боев.

Такая борьба существовала в Италии до ее появления в Риме. Некоторые исследователи утверждают, что гладиаторы возникли в этрусском обществе на севере Центральной Италии, и это убеждение основано в основном на древних свидетельствах о том, что термин "ланиста", стандартное римское слово для обозначения тренера гладиаторов, был этрусского происхождения. Однако преобладание имеющихся свидетельств, по-видимому, подтверждает идею о том, что гладиаторские бои возникли у кампанцев на юге Центральной Италии.

Например, серия надгробных росписей конца 4 века до н.э. из Кампании изображает поединки между вооруженными людьми, напоминающие более поздние гладиаторские бои в Риме. А римский историк Ливий сообщает, что кампанские союзники Рима в тот же период практиковали наряжать воинов в доспехи своих врагов, самнитов, и заставлять их драться на дуэлях, чтобы развлекать гостей на банкетах.

Самые ранние зафиксированные гладиаторские поединки в Риме были организованы в похоронном контексте, что далеко от более поздних массовых зрелищ в Колизее. Например, в 264 году до н.э. сыновья Децима Юния Брута устроили бой с участием трех пар гладиаторов на форуме Боариум в память о своем умершем отце. В этих ранних похоронных мероприятиях боевое мастерство участников, а также пролитая ими кровь были призваны почтить память умершего, и те, кто устраивал такие мероприятия, были рады выполнить это обязательство.

В последующие десятилетия гладиаторские бои постепенно становились все более масштабными и популярными в Риме. По-настоящему решающий момент с точки зрения их масштаба, по-видимому, был достигнут с катастрофическим поражением, которое карфагенский полководец Ганнибал нанес римлянам при Каннах в 216 году до н.э. во время Второй Пунической войны. Глубокая неуверенность, которую римляне чувствовали после Канн, очевидно, привела их к желанию видеть все больше и больше гладиаторов, которых можно было рассматривать как символ их противников на поле боя, убитых для их развлечения.

Гладиаторские бои, однако, были не единственной формой жестокого зрелища, которое пользовалось популярностью в этот период. Венационы, или охота на зверей, также стали одним из основных событий на римской арене, с начала 2-го века до н. э. Как и гладиаторские бои, эти зрелища не были полностью римским изобретением, а являлись заимствованием от различных культур.

Одним из таких предшественников был широко распространенный межкультурный обычай правителей выставлять напоказ и/или охотиться на различных экзотических животных в качестве демонстрации их предполагаемого господства над природой. Судьба животных, участвовавших в этих ранних процессияхом, неизвестна.

Территориальная экспансия Рима предоставляла широкие возможности для дальнейшего роста подобных событий. Десятки тысяч военнопленных, захваченных римлянами, были готовым источником принудительных рекрутов для арены. Аналогичным образом, аннексия территории в таких регионах, как Малая Азия, Сирия и Северная Африка, обеспечила свободный доступ к большому количеству экзотических животных.

По мере того как масштаб и популярность зрелищ на арене росли, различные аспекты их производства постепенно становились более организованными. Например, во времена поздней республики римские магистраты регулярно устраивали их, часто как средство заручиться поддержкой населения на предстоящих выборах.

В то же время, по мере того как организация и инфраструктура зрелищ на арене становились все более сложными, структуры, в которых они проводились, также постепенно становились все более сложными. Самые ранние гладиаторские бои и соревнования с участием животных в Риме проводились на площадках, первоначально построенных для других целей, которые предлагали достаточно места. Венационы и другие состязания с животными обычно устраивались на ровной дорожке Большого цирка, которая проходила вокруг арены для гонок на колесницах, в то время как гладиаторские бои часто проходили на открытом пространстве Римского форума. В последствии в обоих этих местах были внесены изменения и дополнения, чтобы облегчить проведение подобных мероприятий. Железные клетки для животных, например, были добавлены к Большому цирку, в то время как деревянные балконы были добавлены к ряду зданий, окружающих открытое пространство Римского форума, для удобства зрителей.

Особый расцвет глатиаторские бои получили во время диктатуры Цезаря. В рамках своего триумфа в 46 году до н.э. Цезарь устроил бой между кавалерией, 40 слонами и примерно 500 пехотинцами в Большом цирке, а также в Римском форуме. Для этого он не только приказал возвести временный "охотничий театр" в центре форума, но даже построить под ним несколько подземных галерей.

В этих галереях хранились животные и оборудование, которые должны были использоваться в описанном выше зрелище. Цезарь также устроил массовую наумахию, или инсценировку морского сражения, в котором участвовали тысячи военнопленных, в искусственном бассейне, который, вероятно, находился на Марсовом поле.

При первом римском императоре Августе была в значительной степени задана модель последующих зрелищ.

Постановка зрелищ на арене в основном стала исключительной прерогативой императоров, членов их семей и их ближайших соратников. Август, после недавних гражданских войн, которые положили конец Республике, осознал опасность потенциального узурпатора, использующего такие события для укрепления своей общественной поддержки, и тем самым стремился к тому, чтобы только император и его ближайшее окружение пожинали плоды популярности, полученной благодаря постановке зрелищ. Ранняя империя также была свидетелем гораздо большего разнообразия типов гладиаторов, что, несомненно, увеличивало удовольствие зрителей.

Важные изменения были также внесены в инфраструктуру зрелищ.

Строительство Колизея стало большим переворотом для Рима: оно не только удовлетворило давнюю потребность в постоянном амфитеатре, но и послужило чрезвычайно успешным пиар-жестом. До прихода к власти Флавиев место Колизея занимало искусственное озеро на территории великолепного частного поместья предыдущего императора Нерона, так называемого Domus Aurea ("Золотой дом"). Когда первый император Флавиев, Веспасиан, вступил на трон в 69 году н.э., ему пришла в голову идея занять место в центре Рима, которое Нерон эгоистично зарезервировал для себя, и открыть его для публики в виде нового огромного амфитеатра. Новое сооружение получило свое самое распространенное название - Колизей - от колоссальной статуи, которая первоначально стояла рядом с ним. Во время правления Нерона на этой статуе было его изображение, но после его падения изображение ненавистного бывшего императора было стерто и заменено более приемлемым изображением бога солнца Сола. К счастью для Веспасиана, когда он решил начать этот масштабный строительный проект, большая сумма необходимых денег не была проблемой. Как сообщает нам сохранившаяся надпись, добыча, захваченная во время недавнего подавления еврейского восстания против римской власти, была направлена на этот проект.

Это великолепное новое развлекательное сооружение в самом сердце Рима представляло собой вершину дизайна амфитеатров. Колизей размером 188 на 156 метров вмещает около 50 000 зрителей, а его арена размером примерно 77 на 47 метров – более чем достаточно места для проведения различных масштабных мероприятий. Последним важным элементом дизайна Колизея были его подвальные сооружения. В своем окончательном виде подвал Колизея, или гипогей, содержал около 200 клеток для животных, а также достаточно места для различного реквизита и оборудования. Однако существуют некоторые споры относительно того, были ли эти подструктуры первоначальным компонентом дизайна Колизея или более поздним дополнением. Записи о мероприятиях, организованных для открытия Колизея в 80 году н.э., предполагают, что они включали морские зрелища (naumachiae), которые потребовали бы затопления пола арены или какого-то бассейна, установленного в нем. Если это предположение верно, то подструктуры арены в то время не могли быть на месте.

Как и современные спортсмены, гладиаторы, похоже, также придерживались специальной диеты в дополнение к своей физической подготовке. Современный анализ скелетов гладиаторов, найденных в Эфесе на территории современной Турции, показывает, что они питались едой с высоким содержанием углеводов и кальция.

Многие гладиаторы при Республике изначально были военнопленными, захваченными во время римских военных кампаний. По мере того как римские завоевания постепенно сходили на нет при Империи, военнопленные стали гораздо менее важным источником гладиаторов, но бойцы по-прежнему в подавляющем большинстве набирались из низших слоев общества.

Чаще всего в гладиаторы шли либо рабы, либо преступники, однако, пусть и в меньшем масштабе, были те, кто добровольно вызвался сражаться на арене.

Люди обездоленные, могли быть вынуждены добровольно заниматься такой опасной профессией: по крайней мере, в гладиаторских казармах предлагалось трехразовое питание. Другие добровольцы, возможно, поддались соблазну знаменитости. Многие успешные бойцы на арене, несмотря на их зачастую скромное происхождение, добились значительной известности среди публики. Достаточно взглянуть на сохранившиеся гладиаторские граффити из Помпей, а также на дошедшие до нас эпиграммы, написанные в честь гладиаторов.

Независимо от их происхождения, будь то преступник, раб или доброволец, все гладиаторы должны были принести клятву, которая формализовала их подчинение; и по римскому праву они практически становились на самый низкий статус в римском обществе. Данный низкий статус гладиаторов, по-видимому, позволял многим зрителям наслаждаться жестокими зрелищами без каких-либо угрызений совести из-за страданий участников.

Вопреки идее, которая может возникнуть у некоторых о том, что гладиаторские бои - это кровавая бесплатная игра для всех, соревнования на арене проводились в соответствии с жестко соблюдаемым набором правил. Не было ничего неслыханного в том, что гладиаторы сражались насмерть, но такие случаи были довольно редки. На самом деле, по имеющимся данным, было подсчитано, что только около десяти процентов гладиаторов были убиты на арене. Гладиаторы представляли собой дорогостоящую вещь, как для их владельцев, так и для тех, кто "арендовал" их услуги, и ни одна из сторон не хотела, чтобы их без разбора убивали на арене.

Именно растущие расходы и трудности с поиском новых гладиаторов, безусловно, сыграли важную роль в постепенном исчезновении гладиаторских боев из римского общества. В случае гладиаторских боев влияние христианства часто упоминается в качестве причины его отмены, но эта теория является чрезмерным упрощением. На фоне беспорядков и экономического спада, от которых пострадал Рим в 3 веке, гладиаторские бои уже начали исчезать из Империи, потому что у организаторов больше не было средств для их проведения.

Читайте также: