Почему во время чумы евреи болели меньше

Обновлено: 24.04.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Талмуд, tr. Aboda s.f. 26,2 (№77)

Поэтому не случайно, что уже в 1348 г. в Европе начались еврейские погромы. Отметим, что подозрения в причастности к эпидемии падали на евреев ещё и потому, что они сами практически не пострадали от эпидемии. А если среди иудеев и были заболевшие, то, во всяком случае, процент их был заметно меньше, чем среди христиан.

Почему болезнь не затрагивала иудеев?

В иудаизме действительно есть строгий запрет для иудеев не употреблять в пищу крови – в упомянутой выше книге Левит (3:17; 7:26,27, 17:16) и Деяния (15:28, 29), где оговариваются некоторые правила гигиены. При этом заражение возможно при обработке шкур зараженных животных или при употреблении в пищу зараженного мяса – например, мелких грызунов, зайцев и лис, среди домашних животных болеют верблюды. Случаи заражения первичной чумной пневмонией наблюдались и от домашних кошек, погибших от пневмонической формы чумы. Но ничего не известно о заражении человека от коз, овец и коров, в организме которых естественным образом вырабатывается природный антибиотик, уничтожающий микробы чумы, опасной для человека (у КРС свои собственные виды болезни). Кроме того, возбудитель чумы уничтожается даже при небольшой термической обработке: при температуре 55 ° C погибает в течение 10—15 мин, а при кипячении — практически немедленно.

Но бубонная чума не выходит за пределы своих природных очагов, и она не смогла бы принять так быстро всеевропейский характер. Более вероятно, что завозные вспышки бубонной чумы ограничились бы единичными случаями в карантинах портовых городов, как это имело место во время предполагаемой третьей пандемии чумы в конце XIX и в начале XX столетия.

Галопом по европам

Здесь смертность стала столь велика, что не было никакой возможности хоронить покойников. Климент VI , освятив реку и благословив бросать в нее тела умерших, бежал в Испанию в свое имение рядом с Валенсией, где закрылся в одиночестве в комнате, постоянно жег огонь, чтобы выкурить инфекцию, и никого к себе не допускал.

Ряд исследователей подтверждает, что разносчиками чумы были именно еврейские купцы, владевшие торговым флотом. Современников поражало, что, унося жизни европейцев, болезнь щадила ее разносчиков — еврейских купцов. Этот феномен подтверждали и врачи еврейского происхождения[23]. Есть и немаловажная –

Между тем, по разным местностям Европы поражаемость чумой, а, следовательно, и смертность от нее, были далеко не одинаковы. Если в Шлезвиге умерло 4/5 всего населения, в Голштейне умерло 2/3 всех жителей, в Баварии же только 1/8 часть. В то же время во Франции, в Авиньоне смертность была так велика, что не было никакой возможности хоронить умерших людей. Причину нужно искать и в гигиенических привычках, и в пристрастиях к различным ароматическим веществам. Но не только.

окончание следует…

[20] Национальный Архив Франции, папка Т, 429, № 18

[24] в Пскове и Новгороде даже действовало широко распространенное в Ганзейском союзе Любекское городское право ( L ü bisches Recht )

В Средневековье, Возрождение, Просвещение и даже во время Промышленной революции, начавшейся в 19-ом веке, во времена эпидемий, самыми смертоносными из которых были эпидемии чумы и холеры, евреев ненавидели, потому что они реже болели, чем коренное население любой европейской страны. Однако в 21-ом веке, во время эпидемии коронавируса, евреев ненавидят за то, что они чаще всех остальных заражаются и являются разносчиками заболевания. Таким образом результат: неприязнь к евреям (в минувшие века переходившая в ненависть и убийства, чего с наступлением третьего тысячелетия не наблюдается – пока) тот же, а причины неприязни и обвинений евреев в пандемии противоположны. Но почему это происходило и происходит? Есть ли для этого парадокса объективные основания кроме антисемитизма, всегда и повсюду обвиняющего евреев во всем?

Эпидемия чумы в Европе началась (как это ни странно) лишь восемь веков спутся. С 1347 по 1351 за четыре года год от чумы умерли не менее 25 млн человек, то есть более трети всего тогдашнего европейского населения.

При этом евреи – как было замечено – заражались чумой реже, чем христиане.

Рациональное, а не мистическое и не антисемитское (заражение питьевой воды и колодцев, которыми якобы занимались евреи из ненависти к христианам) объяснение этому есть.

Эпидемия бубонной чумы – как считают ученые – возникает при переходе чумной бациллы с крыс на людей, после чего она распространялась укусами инфицированных вшей и блох. Насекомые получали заразу, паразитируя на человеческом теле, при этом не умирая. Религиозные евреи – не только во время эпидемий, а постоянно - мыли и моют руки перед каждой едой (причем это омовение было не только гигиенической мерой, но также религиозной). В дополнение к этому, женщины принимали ванну (микву) в отличие от большинства коренного населения, как минимум раз в месяц. У евреев-мужчин принято окунаться в микву после половых актов с женщиной, а также перед еврейскими праздниками. В дополнение к этому ортодоксальные евреи омываются в микве перед шаббатом. Религиозные правила иудаизма соответсвовали принципам гигиены – как ее понимают во всем цивилизованном мире начиная с XX века. В результате в еврейском доме блох и вшей не было или почти не было НИКОГДА. Отсюда меньшая вероятность заразиться бубонной чумой в сравнении с остальным населением.

Другим источником смертельных эпидемий являлась холера. Бывшая, в частности, причиной карантина, в который попал Пушкин (“Болдинская Осень”), и поразившая Петербург. Холера - диарейное заболевание, развивающееся в результате инфицирования кишечника бактерией Vibrio cholerae. В 5-10 % случаев через промежуток времени от 6 часов до 5 дней после попадания в организм бактерии развивается водянистая диарея и рвота. При отсутствии лечения через несколько часов может наступить смерть. Человек может заразиться холерой при питье воды или употреблении в пищу продуктов, зараженных бактериями. Религия повелевает евреям соблюдать чистоту тела и рук, а также следить за чистотой воды, которую пьют. Евреи тысячелетиями при приготовлении пищи мыли ее – чего нельзя сказать о большинстве европейского населения, особенно в средневековье. Даже во времена Людовика XIV принятие ванны считалось аристократической привилегией, а ванна с проточной водой была только у Короля. Главной задачей духов являлось преодоления мерзкого запаха, исходящего от немоющихся и не чищащих зубов Светских Дам. В результате евреи болели холерой реже, чем неевреи, в разы. А вовсе не потому, что заражали колодцы.

Таким образом, в пандемиях и эпидемиях прошлого евреи реже болели, потому что иудаизм предписывал соблюдение правил гигиены. Принципы, противоположные Средневековым, согласно которым вшей называли детьми божьими! И относились к ним соответственно. Равно как и к грязи. Вспомним народную поговорку, которая популярна в одной из Сверхдержав XX двадцатого века по Сей Божий День: ТАК ЧИСТО, ЧТО ПЛЮНУТЬ НЕКУДА. Отношение к насекомым, живущим на человеке, и к чистоте, которая чужда, а её противоположность грязь мать родная, объясняющее эпидемии холеры не только в России. В обществах, в которых вши дети божьи, достойные почитания, а также в таких, в которых грязь - матушка, евреи, соблюдавшие гигиену - само собой разумеется - будут антихристами и исчадиями сатаны.

Распространение коронавируса, который во много раз менее смертелен, чем бациллы чумы и холеры, происходит абсолютно другим путем. Коронавирус передается, так же как, например, грипп, не бактериями, а вирусами. Он распространяется от человека к человеку чаще всего при кашле. Поэтому ношение масок уменьшает вероятность заражения в разы, а нахождение больших количеств людей в непосредственной близости друг от друга крайне опасно, поскольку один человек может заразить многих в кратчайшие сроки.

Христианская церковь принимает надлежащие меры предосторожности, предписываемые властями. Религиозные евреи, однако, ограничениям молиться в синагоге, находясь в непосредственной близости друг от друга, противятся. А запрет посещать синагогу в религиозные праздники, не только в Судный День, но и в Симхат Тора, и в любой другой, а также в субботу, воспринимают как анти божественное постановление. Которое, поскольку служение Господу считают более важным, чем мирские проблемы, включая заболевания и даже смерть, игнорируют. Поэтому в Израиле и в Нью-Йорке, а также в других местах проживания ортодоксальных евреев, они являются одними из главных распространителей этой болезни. В Нью-Йорке, к примеру, именно районы массового проживания ортодоксальных евреев оказались за красной чертой заболеваемости коронавирусом. Отсюда и неприязнь к евреям в эпоху коронавируса как к разносчикам заболевания. От которых надо шарахаться и держаться от них подальше, чтобы не заболеть. Позиция, которая, к сожалению, имеет рациональные основания.

Профессиональные ответы на вопросы, которые важны всем и интересуют всех

И безо всякой эпидемии ученые отпускали целое столетие на устранение глубокой пропасти между полами в общественной и деловой жизни. Вирус уверенно сжигает один хлипкий мост за другим, отдаляя цель на века.

Тем, кто не верит, что ковид это серьезно, и полагает, что никакой пандемии нет а есть игры политиков и только они, впечатления прошедшего через заболевание коронавирусом совсем не старого, до заражения здорового человека 54-ех лет, которого болезнь не миновала, а после как бы выздоровления продолжает гулять по телу от органа к органу, ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Самый подробный текст о том, как эпидемия поменяла нашу жизнь, язык, экономику и общественные отношения.

Эпидемия бубонной чумы в средневековой Европе остается самой серьезной по последствиям эпидемией в истории. От наших генов до языка, от экономики до системы права, от технологий до искусства — изменения, вызванные эпидемией чумы, остаются с нами и сегодня.

Появление карантинов в Средневековой Европе удивительно: инфекционной теории в тот момент не существовало. Бедствие таких масштабов мог вызвать только гнев бога, разозленного на грешников. Божественная кара, по общему мнению, распространялась через миазмы воздуха, причем технология формирования этих болезнетворных воздушных начал широко обсуждалась. По одной из версией виновником был вулкан Этна на Сицилии — именно через этот остров чума попала в Европу.

Карантин был попыткой избежать повторного распространения черной смерти: пик эпидемии в Европе пришелся на 1347-1353 годы. Эпидемия началась в центральной Азии в 1330-х годах и распространилась и на восток, и на запад. В Европу чуму завезли кораблем, который пришел на Сицилию из Крыма. По легенде, в 1346 году золотоордынский хан Джанибек держал в осаде Генуэзскую крепость Каффу (в нынешней Феодосии). Монгольские войска были ослаблены чумой, и Джанибек приказал забрасывать крепость катапультами с чумными трупами, чтобы уравнять силы — по крайней мере, так события описывает очевидец. Несмотря на оригинальное применение биооружия монгольским ханом, осада кончилась отступлением Джанибека, а генуэзские купцы отправились сначала на Сицилию через Константинополь, а потом и в Геную, распространяя инфекцию. Четырьмя годами позже чума охватила уже всю Европа — от Скандинавии до России.

Труд и экономическое устройство

Эпидемия усилила уже существовавшие тенденции, которые в итоге сыграли значительную роль в переходе от Средневековья к эпохе Возрождения. Среди ключевых изменений — трансформация трудовых отношений, прежде всего между крестьянами и феодалами. Европа до чумы была густо населена, труд стоил дешево, земля дорого, плодородная земля — еще дороже, а в годы с плохим урожаем многие умирали от голода. Черная смерть сократила население как минимум на треть, и ситуация получилась обратная. Обрабатывать земли было некому, лендлорды стали предлагать крестьянам более выгодные условия и фиксированные контракты на выполнение работ. Крестьяне, в свою очередь, начали мигрировать в поисках большего заработка. Некоторые государства даже вводили законы, запрещавшие перемещения работников и повышение оплаты труда, но работали они плохо. Крепостное право в Западной Европе фактически перестало существовать.

Землевладельцы однозначно проиграли : некоторым пришлось отказаться от возделывания зерна в пользу скотоводства (в основном, заводили овец, с которых получали и шерсть, и мясо). Скотоводство было менее трудоемким и менее рискованным, но и намного менее прибыльным делом. Те лендлорды, которым повезло меньше, пошли в наемные войска или даже промышляли разбоем.

В ремесленном труде изменения были еще сильнее. Плотников, каменщиков, портных, сапожников, кузнецов стало меньше. Стоимость их услуг выросла и оставалась высокой еще долго — обучать новое поколение ремеслу стало практически некому. Города соревновались за квалифицированных работников: предлагали ускоренную выдачу лицензий, снижение налогов и бесплатное жилье.

Зараженные бубонной чумой. Миниатюра из Тоггенбургской Библии, 1411 год (Фото: Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin)

Зараженные бубонной чумой. Миниатюра из Тоггенбургской Библии, 1411 год (Фото: Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin)

Церковь: от самобичевания к протестантизму

Еще одним последствием эпидемии стало ослабление церкви. Многие считали черную смерть знаком наступления последних времен, а священники мало того, что никак не могли помочь зараженным, так еще и заболевали и сами. При этом религиозность общества только росла: широко распространились практики аскетизма и самобичевания. Некоторые историки полагают, что именно в это время неудачи церкви положили начало идеям протестантизма.

Несмотря на опасную работу, самые привлекательные места погибших священнослужителей — в больших приходах, богатых районах, на позициях личного священника — быстро занимались. В то время как выжившие священнослужители получали более высокий сан, многие деревни остались без пастора. Церковь начала в ускоренном режиме обучать новых служителей. Церковная жизнь была крайне привлекательной, и желающих было много, но часто они не умели даже читать. Давать им полноценное образование не было ни времени, ни ресурсов — церковь зависела от доходов с земли, как и лендлорды. В итоге, многие приходы были заняты неквалифицированными священниками, которые плохо справлялись с обязанностями, но при этом много зарабатывали. Судя по всему, их образ жизни сложно было назвать духовным: священнослужителей начали обвинять в жадности, непотизме, невежестве, пьянстве, обжорстве и разврате. Антиклерикальные настроения докатились и до церковной верхушки, и до светских элит.

Частично решить проблему помогло образование. В Кембридже был основан Тринити Холл (1350 год), в Оксфорде открылись Кентерберийский (1362-1540 годы) и Новый (1379 год) колледжи. Карл IV, император Священной Римской империи, в 1355-1368 годы основал целых пять университетов — всего в Европе их в то время было порядка тридцати. В документах о создании новых учебных заведений борьба с последствиями чумы часто упоминается как причина основания.

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе европейские общества выиграли от роста образованности, во время эпидемии и в первые десятилетия после нее церковь теряла позиции. У института церкви не было глобального решения о том, как справляться с божьей карой, а малообразованные священники на местах развлекались на деньги, собранные с паствы, вместо того, чтобы помогать своему приходу. Последовавший за этим антиклерикализм позволил развиться светскому подходу к болезни — заниматься и лечением, и объяснением болезни стали, в первую очередь, врачи, а контролем над заболеваниями озаботились государства и локальные власти.

Государство: новые законы и отношения в обществе

Итальянские города начали действовать раньше всех. Во Флоренции давно считали, что дурные запахи вызывают болезни: еще с XIII века там регулярно вычищали сточные канавы и законодательно выделяли специальные места для дурнопахнущих занятий (например, забой животных). С пришествием чумы Флоренция ввела новые законы: заболевшие люди и все смердящие вещи должны покинуть город, чтобы избежать порчи воздуха. Одежду заболевших было запрещено носить и продавать — по закону, ее нужно было уничтожить. Запретили проституцию — и потому что, по мнению врачей, сексуальный контакт способствовал заражению, и из-за соображений греховности. По схожей логике некоторых городах вводили запрет на демонстрацию роскоши: чтобы ослабить черную смерть, нужно избегать греха.

Вопреки церковной версии о божьей каре, кто-то утверждал, что ни бог, ни дьявол тут ни при чем, а чума — это попытка уничтожить христианство иноверцами. На роли приспешников зла и врагов христиан быстро нашлись кандидаты. Обвиняли чужестранцев, бедняков, больных проказой, мусульман и евреев. На первом месте была версия о евреях, отравивших колодцы и источники заморским ядом.

В качестве дополнительного аргумента обвинители указывали на то, что евреи реже заражались чумой. Похоже, это действительно было так — сегодня это связывают с развитыми гигиеническими практиками в иудейских общинах. Иудеи принимали ванну как минимум раз в неделю, а руки мыли постоянно, в частности, перед каждым приемом пищи. Кроме того, евреи строго следили за выполнением похоронных обрядов. Средний житель Европы того времени мог не мыть руки годами, а в разгар эпидемии трупы часто оставались на улицах, становясь источником заражения.

Более трети россиян не намерены делать прививку от коронавируса. 16% респондентов сказали, что сделают её сразу, а 37,7% ответили, что не будут делать ее никогда. Четверть респондентов (24,2%) считают прививки вредными или скорее вредными для здоровья. Верят в пользу прививок 58,7%.

Вы не умрете: как инновации спасают от тяжелых болезней. О том, как новейшие технологии помогают в борьбе с раком и в профилактике хронических заболеваний, рассказывает генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов.

Семь смертных грехов искусственного интеллекта. Цифровые технологии заставляют трансформироваться даже такой консервативный институт, как церковь. Накануне коронавирусного апокалипсиса Ватикан объединился с IBM и Microsoft для воцерковления искусственного интеллекта

Эпидемия чумы свирепствовала в Европе с 1348 года по 1351 год и по приблизительным оценкам, уничтожила от 25 до 60% европейского населения. Отношения между христианами и евреями в Средние века всегда отличались большой напряжённостью, часто приводившей к насилию. К традиционным обвинениям против евреев, таких как осквернение гостии или совершение ритуальных убийств, в 1349 году добавилось обвинение в распространении чумы, ставшее причиной череды кровавых погромов по всей Европе. Якобы при помощи этой болезни евреи пытались погубить христиан, хотя они и сами умирали от той же самой болезни, но это никого не интересовало. Под страшными пытками евреи поневоле сознавались в отравлении колодцев и других водных источников для распространения заразы. В результате этих вынужденных признаний в немецком городе Страсбурге евреев поставили перед выбором: либо принять христианство, либо быть сожженными.

На фоне резкого ухудшения климата, приведшего к неурожаям и повсеместному голоду в начале XIV века, народный ужас перед беспощадной болезнью, выкашивающей целые города, реализовался в преследовании евреев. Подозрения в причастности к эпидемии падали на евреев ещё и потому, что они страдали от чумы заметно меньше, чем христиане. Возможно, свою роль сыграли замкнутый образ жизни еврейских общин и предписания иудаизма относительно личной гигиены. В то время еврейские кварталы обычно находились далеко от центра города, и в них существовала большая скученность. В городах, расположенных у рек, люди часто жили в непосредственной близости от воды, рядом с конюшнями и домашним скотом.

Также существует мнение, что причина относительно малой смертности евреев от Чёрной смерти состоит в том, что наиболее уязвимы для чумной палочки люди с группой крови 0(I), наиболее распространённой среди европейцев той эпохи, в то время как среди евреев мало людей с такой группой крови.

Ещё до начала эпидемии чумы евреев часто обвиняли в отравлении источников и распространении проказы. Ходили упорные слухи о сговоре между евреями и мусульманами с целью истребления всех христиан посредством смертельных болезней. Бытовало так же мнение, что чума послана христианам в наказание за их прошлую терпимость к евреям. У современных исследователей нет единого мнения относительно той роли, которую играло в данном вопросе религиозное движение флагеллантов, и действительно ли они были зачинщиками погромов. Ситуация в разных городах отличалась очень существенно и поэтому невозможно считать флагеллантов единственной причиной погромов.

Главными действующими лицами были горожане и ремесленники. Духовенство не принимало участия в погромах. Местные правители, которые должны были обеспечивать безопасность евреев, предпочитали оставаться в стороне. Папа Климент VI запретил предавать евреев смерти без суда. Он аргументировал свой запрет тем, что евреи тоже страдают от чумы, и, кроме того, существовали поражённые чумой города, где не было никаких евреев. Однако вмешательство Папы оказало воздействие только на Авиньон. Фактически, его запрет привёл лишь к тому, что в других городах стали судить еврейские общины целиком. Пытками было выбито много нужных показаний. Однако были и исключения. В Австрии герцог Альбрехт II смог предотвратить погромы. Пфальцграф Рупрехт I предоставил убежище евреям из Шпаера и Вормса. За Пиренеями король Арагона Педро IV спас евреев от больших погромов. Так же было и в Польше при Казимире III.

Многие погромы переросли впоследствии в спонтанные народные восстания. Например, в Кёльне виновные в еврейских погромах пытались распространить погромы на всех чужаков и нищих. Имущество изгнанных евреев перешло в собственность города в счёт уплаты налогов, которые должны были платить евреи. Спустя некоторое время во многих городах еврейские общины были восстановлены.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Эпидемии чумы в средневековой Европе устроили евреи

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Некто Кирилл Мямлин, член ученого совета института высокого коммунитаризма (!), выяснил, что эпидемии чумы в средневековой Европе, от которых вымирало по трети населения, устраивали евреи. Не верите? Вот некоторые выдержки из его трактата, хотите насладиться шедевром целиком – Гугл вам в помощь:

Поэтому не случайно, что уже в 1348 г. в Европе начались еврейские погромы. Отметим, что подозрения в причастности к эпидемии падали на евреев ещё и потому, что они сами практически не пострадали от эпидемии. А если среди иудеев и были заболевшие, то, во всяком случае, процент их был заметно меньше, чем среди христиан.

Почему болезнь не затрагивала иудеев?

В иудаизме действительно есть строгий запрет для иудеев не употреблять в пищу крови – в упомянутой выше книге Левит (3:17; 7:26,27, 17:16) и Деяния (15:28, 29), где оговариваются некоторые правила гигиены. При этом заражение возможно при обработке шкур зараженных животных или при употреблении в пищу зараженного мяса – например, мелких грызунов, зайцев и лис, среди домашних животных болеют верблюды. Случаи заражения первичной чумной пневмонией наблюдались и от домашних кошек, погибших от пневмонической формы чумы. Но ничего не известно о заражении человека от коз, овец и коров, в организме которых естественным образом вырабатывается природный антибиотик, уничтожающий микробы чумы, опасной для человека (у КРС свои собственные виды болезни). Кроме того, возбудитель чумы уничтожается даже при небольшой термической обработке: при температуре 55 °C погибает в течение 10—15 мин, а при кипячении — практически немедленно.

Я вначале хотел критически разбирать приведенный текст, например, что если уж ассоциировать распространение чумы, передающиеся через кровососущих насекомых, с такой мерой профилактики, как бритье головы, то клинья надо подбивать не к пейсатым евреям, а к хохлам, но бросил это безнадежное дело.

Читайте также: