Показывает что вирус находится в
Обновлено: 28.03.2024
Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.
Что такое вирус?
Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.
Как устроен вирус?
В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.
Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.
Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!
Как вирус попадает в организм?
- через физические повреждения (например, порезы на коже)
- путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
- направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
- к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
- к нервной ткани (вирус простого герпеса)
- к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)
Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.
Выход вируса
Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.
Скорость распространения вирусной инфекции
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.
Вирусная латентность
Как вирус распространяется?
- воздушно-капельный (кашель, чихание)
- с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
- с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
- через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)
Почему с вирусами так тяжело бороться?
Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.
Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.
Коронавирус
Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.
К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.
Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.
Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.
Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.
Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:
- Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
- Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
- Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
- Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
- Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
- Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.
В онлайн-лаборатории Lab4U мы хотим, чтобы каждый из вас мог заботиться о своем здоровье. Для этого мы просто и понятно рассказываем вам о показателях здоровья!
Как правило, самый распространенный вопрос на этапе диагностики болезни, который возникает у педиатра или терапевта - бактериальная или вирусная инфекция у пациента? Оказывается, при вирусных и бактериальных инфекциях в организме происходят два разных процесса. Поэтому от ответа на этот вопрос зависит стратегия дальнейшего лечения.
Содержание:
Как делается общий анализ крови
Самый информативный способ узнать вид инфекции — сдать общий анализ крови. Кровь человека состоит из плазмы и клеток лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Лаборант берет кровь из вены, размазывает ее по стеклышку, кладет под микроскоп и смотрит, сколько каких лейкоцитов. Они бывают разные: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты. В итоге он получает лейкограмму— процентное соотношение различных видов лейкоцитов в окрашенном мазке крови под микроскопом. Если в крови много лимфоцитов, то заболевание вирусное, а если много нейтрофилов - бактериальная.
Наименование теста | Результат | Единицы измерения | Референсные значения |
Общий анализ крови (свс) | |||
Гемоглобин | 129 | г/л | 120 – 158 |
Эритроциты | 4.69 | 10^12/л | 3.90 – 5.20 |
Средний объем эритроцитов | 82.9 | фл | 81.00 – 100.00 |
Среднее содержание hb в эритроците | 27.5 | пг | 26.00 – 34.00 |
Средняя концентрация hb в эритроците | 332 | г/л | 310 – 370 |
Гетерогенность эритроцитов по объему | 13.0 | % | 11.9 – 15.5 |
Гематокрит | 38.9 | % | 34.9 – 44.5 |
Тромбоциты | 248 | 10^9/л | 150 – 400 |
Средний объем тромбоцитов | 11.7 | фл | 6.0 – 13.0 |
Гетерогенность тромбоцитов по объему | 15.5 | % | 9.0 – 20.0 |
Тромбокрит | 0.29 | % | 0.12 – 0.36 |
Лейкоциты | 5.31 | 10^9/л | 4.00 – 10.50 |
Лейкоцитарная формула (микроскопия) | |||
Палочкоядерные нейтрофилы | 6 | % | 1 – 6 |
Сегментоядерные нейтрофилы | 34 ↓ | % | 41 – 72 |
Эозинофилы | 2 | % | 0 – 6 |
Базофилы | 0 | % | 0 – 1 |
Моноциты | 9 | % | 4 – 12 |
Лимфоциты | 49 ↑ | % | 19 – 48 |
Как и зачем отличать палочкоядерный нейтрофил от сегментоядерного?
Оказывается, это очень просто сделать глазами, но почти невозможно определить с помощью машины. Именно поэтому стоит делать не просто общий анализ крови, а общий анализ крови с микроскопией, т.е. с ручным исследованием. Представим ситуацию, у вас или ребенка пятый день держится температура, вы сделали общий анализ крови с микроскопией. По результатам - завышен уровень палочкоядерных нейтрофилов. Это значит, что болезнь не вирусная, а уже бактериальное осложнение. И в этому случае педиатр или терапевт понимает, что пора давать антибиотики. Если начать пить их раньше — когда болезнь вирусная — антибиотики не только не помогут бороться с инфекцией, но и будут способствовать ослаблению иммунитета. Это ослабит организм и риск бактериального осложнения вырастет в несколько раз.
Когда сдавать общий анализ крови с микроскопией
К сожалению, не всегда врачи назначают анализы. При постановке диагноза многие обращают внимание только на симптоматику: сопли, горло, температура, кашель и т.д. И это иногда чревато серьезными последствиями.
Наши клиенты часто звонят нам и рассказывают истории, связанные с диагностикой и лечением. И вот одна из них. Месяц назад у Виталия заболела дочь. У нее держалась высокая температура, были сопли. Попытки сбить температуру не дали результата: она держалась от +37,5 до +39. Виталий обратился к педиатру. Тот осмотрел ребенка и принял решение наблюдать за ним в течение четырех дней. На пятый день улучшений не было, о проявился еще один симптом — начали болеть уши. Педиатр отправил Виталия с дочерью к отоларингологу. ЛОР при первом же осмотре поставила девочке диагноз: двусторонний гнойный отит. Ребенка ждало хирургическое лечение, курс антибиотиков и физиотерапии. А всего этого можно было избежать, если бы Виталий перед приемом педиатра отвел дочь на сдачу общего анализа крови с микроскопией или педиатр назначил бы его на первом приеме. Он стоит всего 310 рублей, делается за один день.
Расшифровка общего (клинического) анализа крови
Для каждого показателя в общем анализе крови существует диапазон референсных (нормальных) значений. Эти нормы зависят от пола и возраста. Так, нормы анализа крови у взрослых и детей значительно отличаются. Расшифровка анализа крови у детей варьируется в зависимости от возраста. Чем младше ребенок, тем больше его нормальные показатели крови будут отличаться от показателей взрослого человека. Например, количество лейкоцитов в первые дни жизни ребенка может в 2-3 раза превышать концентрации этих клеток в крови взрослого человека. И это не будет отклонением от нормы.
- Cегментоядерные формы 47 –72%
- Палочкоядерные формы 1 –6%
Эозинофилы 0.5 – 5%
Лимфоциты 19 – 37%
- Мужчины
- Женщины
- 3 – 10 мм/ч
- 5 – 15 мм/ч
Отклонения от нормы тех или иных показателей еще не говорят о наличии патологических состояний. На результаты анализа крови может влиять сильная физическая нагрузка, перенесенная накануне забора крови, а у женщин – еще и фаза менструального цикла. Известно, например, что за день до начала менструации уровень лейкоцитов может подняться почти в 2 раза, следовательно, показатели нормы будут отличаться от стандартных. Поэтому за интерпретацией лучше обратиться к терапевту или педиатру. Если вы хотите сами понимать, что происходит в организме, можно воспользоваться сервисом Расшифровка анализов онлайн, где можно ввести показатели своего общего анализа крови и получить предварительное заключение бесплатно.
Разные лаборатории могут использоваться разные единицы измерения показателей крови. Если они отличаются от заявленных в сервисе Расшифровка анализов онлайн, то вы можете перевести их с помощью калькулятора пересчета единиц измерения.
Выводы:
Если подытожить все вышесказанное, то по анализу крови с микроскопией можно определить - о какой инфекции (вирусной или бактериальной) идет речь, как организм на нее реагирует, нуждается ли он в активной помощи антибиотиков. Без результатов анализа при осмотре врач не сможет сразу определить вид инфекции и назначить адекватное лечение.
При необходимости сдайте общий анализ крови с микроскопиейи принесите результаты своему лечащему врачу. Так он сможет назначить вам правильное лечение.
Вы можете сдать общий анализ крови с микроскопиейсо скидкой 50%. Анализ будет готов в течение 1 дня. Вы получите результаты на электронную почту сразу по готовности.
Читайте еще по теме:
Почему быстрее, удобнее и выгоднее сдавать анализы в Lab4U?
-
Вам не нужно долго ждать в регистратуре
Все оформление и оплата заказа происходит онлайн за 2 минуты.
Наша сеть вторая по величине в Москве, а еще мы есть в 23 городах России.
Постоянная скидка в 50% действует на большинство наших анализов.
Сдача анализа происходит по записи в удобный промежуток времени, например с 19 до 20.
Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.
Что такое вирус?
Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.
Как устроен вирус?
В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.
Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.
Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!
Как вирус попадает в организм?
- через физические повреждения (например, порезы на коже)
- путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
- направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
- к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
- к нервной ткани (вирус простого герпеса)
- к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)
Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.
Выход вируса
Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.
Скорость распространения вирусной инфекции
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.
Вирусная латентность
Как вирус распространяется?
- воздушно-капельный (кашель, чихание)
- с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
- с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
- через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)
Почему с вирусами так тяжело бороться?
Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.
Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.
Коронавирус
Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.
К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.
Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.
Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.
Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.
Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:
- Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
- Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
- Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
- Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
- Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
- Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.
Если обратиться к статистике, то инфекции – самая частая причина обращения за медицинской помощью. Спровоцировать их могут различные патогены: вирусы, бактерии, грибки и др. Вирусы и бактерии могут стать причиной клинически схожих инфекций, но ситуации требуют разного лечения. Чем бактериальная и вирусная инфекция отличаются?
Основы микробиологии
Бактерии – одноклеточные микроорганизмы, поражающие разнообразием. Они имеют множество форм и особенностей, некоторые из них способны выживать в немыслимых условиях.
Человеческий микробиом насчитывает сотни видов бактерий и каждый выполняет определенные функции, например, сдерживают рост патогенных микроорганизмов, поддерживают обменные процессы и многое другое. Известно, что лишь 1% бактерий вызывают болезни.
Вирусы – еще меньше чем бактерии, для нормальной жизнедеятельности нуждаются в клетках хозяина, где они могут жить и развиваться. Некоторые вирусы могут уничтожать клетки, где они развиваются.
Способы передачи
В путях передачи инфекций много общего. Основной путь передачи — от человека к человеку при близком контакте, например, при поцелуях.
Контакт с биологическими жидкостями человека, например, во время полового акта, при кашле и чихании. Так передаются не только вирусные инфекции, например, ВИЧ, ОРВИ и новая коронавирусная инфекция, но и бактериальные. Некоторые вирусы и бактерии передаются при соприкосновении с зараженными поверхностями, где вирусы и бактерии живут в биологических средах. Еще один возможный путь передачи — при укусах животных и насекомых.
Клиническая картина
Вирусы и бактерии вызывают схожие болезни по симптомам: лихорадка, насморк, кашель, головная боль, слабость и снижение работоспособности. Но при детальном рассмотрении и изучении найдется и масса отличий, которые заметит только врач.
Вирусные инфекции распространены в большей степени, поэтому, при появлении симптомов, часто предполагают именно ее. Дифференцировать одно от другого помогают следующие отличия и критерии:
- Инкубационный период у вирусов более короткий, в сравнении с бактериями. Например, у бактериальных инфекций – симптомы появляются спустя 7-10-14 дней после заражения, а иногда и больше. Вирусные инфекции проявляются через 1-5 дней после заражения.
- Клиническая картина вирусных инфекций более четкая, все характерные симптомы проявляются буквально сразу или между их появлением короткий промежуток времени. Если говорить о бактериальной инфекции, то они развиваются медленнее, но с полным набором симптомов.
Вирусные инфекции могут поражать здорового человека, а вот бактериальные развиваются на фоне ослабленного иммунитета или же являются осложнением перенесенного заболевания.
Конечно, главное отличие – способы и методы специфического лечения. Антибиотики никак не действуют на вирусы, а противовирусные на бактерии.
Особенности диагностики
В медицине существует такое понятие, как дифференциальный диагноз – методы диагностики, которые помогут отличить одно заболевание от другого со схожей клинической картиной. Бактериальные и вирусные инфекции способны вызывать респираторные заболевания, и чтобы определить причину, проводят дифференциальный диагноз – анализ симптомов.
Например, выделения из носа при вирусных инфекциях жидкие, прозрачные, часто носят серозный характер. А вот при бактериальных – густые, могут иметь желтый или зеленый оттенок, что говорит о наличии гнойного процесса.
Естественной реакцией организма на проникновение вируса или бактерии является повышение температуры тела. При вирусной инфекции температура повышается резко и быстро,может держаться несколько дней. При бактериальной инфекции — постепенно и начало болезни сложно проследить.
При вирусных инфекциях сложно определить область поражения. Пациенты отмечают, что болит сразу все: горло, грудь, мышцы, голова. Однако при бактериальной инфекции легко определить область поражения: болит горло при ангине, боль в груди при бронхите, боль при мочеиспускании при циститах и др.
Длительность болезни также варьируется. Например, при вирусной инфекции улучшение наступает на 5-7 день болезни, а вот бактериальные инфекции протекают длительнее.
Особенности диагностики
В большинстве случаев, поставить предварительный диагноз удается на основе жалоб, внешнего и инструментального осмотра. Некоторые вирусные и бактериальные инфекции имеют весьма специфичные симптомы. При постановке диагноза учитывают еще и данные об эпидемиологической обстановке.
Но все же чаще при бактериальных инфекциях требуются дополнительные методы обследования, в том числе и лабораторные. В соответствии с этим, врач обязательно назначает следующие анализы:
- общий анализ крови;
- изучение слизи, выделяемой мокроты, других выделений и мазков;
- анализ мочи, стула;
- соскоб кожи;
- изучение спинномозговой жидкости при тяжелом течении болезни.
При бактериальных инфекциях такие исследования проводятся с целью определения вида возбудителя, а также его антибиотикочувствительности.
Особенности лечения
Вирусные и бактериальные инфекции – совершенно разные диагнозы, имеющие особенности клинического течения, а также лечения. И, в случае ошибки при назначении лечения, повышается вероятность осложнений, развития основного заболевания. Иногда это представляет угрозу для здоровья и жизни.
Лечение бактериальных инфекций
Антибиотики – группа лекарств, назначаемых исключительно при лечении бактериальных инфекций. Существует разные виды антибиотиков, которые направленно действуют на бактерии определенного класса или же широкого спектра. При формировании острых заболеваний с серьезным и быстрым течением могут назначаться антибиотики широкого спектра действия, а после, когда результаты по определению антибиотикочувствительности дадут результат, могут назначаться узкоспециализированные лекарства.
Неконтролируемый, необоснованный прием антибиотиков, когда пациент бросает их пить раньше срока, это может привести к формированию антибиотикоустойчивой флоры и в дальнейшем лечение окажется неэффективным.
Лечение вирусных инфекций
Для многих вирусных инфекций нет специфического лечения. Обычно разрабатывается симптоматическое, направленное на устранение симптомов, снижения температуры. Но все же лечение определяется конкретным вирусом и болезнью, которое он спровоцировал.
При вирусных инфекциях врач назначает противовирусные препараты, которые подавляют жизненный цикл некоторых вирусов.
Ну и главное, стоит помнить, что некоторые серьезные бактериальные и вирусные инфекции можно предотвратить при помощи вакцинации.
В онлайн-лаборатории Lab4U мы хотим, чтобы каждый из вас мог заботиться о своем здоровье. Для этого мы просто и понятно рассказываем вам о показателях здоровья!
Как правило, самый распространенный вопрос на этапе диагностики болезни, который возникает у педиатра или терапевта - бактериальная или вирусная инфекция у пациента? Оказывается, при вирусных и бактериальных инфекциях в организме происходят два разных процесса. Поэтому от ответа на этот вопрос зависит стратегия дальнейшего лечения.
Содержание:
Как делается общий анализ крови
Самый информативный способ узнать вид инфекции — сдать общий анализ крови. Кровь человека состоит из плазмы и клеток лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов. Лаборант берет кровь из вены, размазывает ее по стеклышку, кладет под микроскоп и смотрит, сколько каких лейкоцитов. Они бывают разные: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты. В итоге он получает лейкограмму— процентное соотношение различных видов лейкоцитов в окрашенном мазке крови под микроскопом. Если в крови много лимфоцитов, то заболевание вирусное, а если много нейтрофилов - бактериальная.
Наименование теста | Результат | Единицы измерения | Референсные значения |
Общий анализ крови (свс) | |||
Гемоглобин | 129 | г/л | 120 – 158 |
Эритроциты | 4.69 | 10^12/л | 3.90 – 5.20 |
Средний объем эритроцитов | 82.9 | фл | 81.00 – 100.00 |
Среднее содержание hb в эритроците | 27.5 | пг | 26.00 – 34.00 |
Средняя концентрация hb в эритроците | 332 | г/л | 310 – 370 |
Гетерогенность эритроцитов по объему | 13.0 | % | 11.9 – 15.5 |
Гематокрит | 38.9 | % | 34.9 – 44.5 |
Тромбоциты | 248 | 10^9/л | 150 – 400 |
Средний объем тромбоцитов | 11.7 | фл | 6.0 – 13.0 |
Гетерогенность тромбоцитов по объему | 15.5 | % | 9.0 – 20.0 |
Тромбокрит | 0.29 | % | 0.12 – 0.36 |
Лейкоциты | 5.31 | 10^9/л | 4.00 – 10.50 |
Лейкоцитарная формула (микроскопия) | |||
Палочкоядерные нейтрофилы | 6 | % | 1 – 6 |
Сегментоядерные нейтрофилы | 34 ↓ | % | 41 – 72 |
Эозинофилы | 2 | % | 0 – 6 |
Базофилы | 0 | % | 0 – 1 |
Моноциты | 9 | % | 4 – 12 |
Лимфоциты | 49 ↑ | % | 19 – 48 |
Как и зачем отличать палочкоядерный нейтрофил от сегментоядерного?
Оказывается, это очень просто сделать глазами, но почти невозможно определить с помощью машины. Именно поэтому стоит делать не просто общий анализ крови, а общий анализ крови с микроскопией, т.е. с ручным исследованием. Представим ситуацию, у вас или ребенка пятый день держится температура, вы сделали общий анализ крови с микроскопией. По результатам - завышен уровень палочкоядерных нейтрофилов. Это значит, что болезнь не вирусная, а уже бактериальное осложнение. И в этому случае педиатр или терапевт понимает, что пора давать антибиотики. Если начать пить их раньше — когда болезнь вирусная — антибиотики не только не помогут бороться с инфекцией, но и будут способствовать ослаблению иммунитета. Это ослабит организм и риск бактериального осложнения вырастет в несколько раз.
Когда сдавать общий анализ крови с микроскопией
К сожалению, не всегда врачи назначают анализы. При постановке диагноза многие обращают внимание только на симптоматику: сопли, горло, температура, кашель и т.д. И это иногда чревато серьезными последствиями.
Наши клиенты часто звонят нам и рассказывают истории, связанные с диагностикой и лечением. И вот одна из них. Месяц назад у Виталия заболела дочь. У нее держалась высокая температура, были сопли. Попытки сбить температуру не дали результата: она держалась от +37,5 до +39. Виталий обратился к педиатру. Тот осмотрел ребенка и принял решение наблюдать за ним в течение четырех дней. На пятый день улучшений не было, о проявился еще один симптом — начали болеть уши. Педиатр отправил Виталия с дочерью к отоларингологу. ЛОР при первом же осмотре поставила девочке диагноз: двусторонний гнойный отит. Ребенка ждало хирургическое лечение, курс антибиотиков и физиотерапии. А всего этого можно было избежать, если бы Виталий перед приемом педиатра отвел дочь на сдачу общего анализа крови с микроскопией или педиатр назначил бы его на первом приеме. Он стоит всего 310 рублей, делается за один день.
Расшифровка общего (клинического) анализа крови
Для каждого показателя в общем анализе крови существует диапазон референсных (нормальных) значений. Эти нормы зависят от пола и возраста. Так, нормы анализа крови у взрослых и детей значительно отличаются. Расшифровка анализа крови у детей варьируется в зависимости от возраста. Чем младше ребенок, тем больше его нормальные показатели крови будут отличаться от показателей взрослого человека. Например, количество лейкоцитов в первые дни жизни ребенка может в 2-3 раза превышать концентрации этих клеток в крови взрослого человека. И это не будет отклонением от нормы.
- Cегментоядерные формы 47 –72%
- Палочкоядерные формы 1 –6%
Эозинофилы 0.5 – 5%
Лимфоциты 19 – 37%
- Мужчины
- Женщины
- 3 – 10 мм/ч
- 5 – 15 мм/ч
Отклонения от нормы тех или иных показателей еще не говорят о наличии патологических состояний. На результаты анализа крови может влиять сильная физическая нагрузка, перенесенная накануне забора крови, а у женщин – еще и фаза менструального цикла. Известно, например, что за день до начала менструации уровень лейкоцитов может подняться почти в 2 раза, следовательно, показатели нормы будут отличаться от стандартных. Поэтому за интерпретацией лучше обратиться к терапевту или педиатру. Если вы хотите сами понимать, что происходит в организме, можно воспользоваться сервисом Расшифровка анализов онлайн, где можно ввести показатели своего общего анализа крови и получить предварительное заключение бесплатно.
Разные лаборатории могут использоваться разные единицы измерения показателей крови. Если они отличаются от заявленных в сервисе Расшифровка анализов онлайн, то вы можете перевести их с помощью калькулятора пересчета единиц измерения.
Выводы:
Если подытожить все вышесказанное, то по анализу крови с микроскопией можно определить - о какой инфекции (вирусной или бактериальной) идет речь, как организм на нее реагирует, нуждается ли он в активной помощи антибиотиков. Без результатов анализа при осмотре врач не сможет сразу определить вид инфекции и назначить адекватное лечение.
При необходимости сдайте общий анализ крови с микроскопиейи принесите результаты своему лечащему врачу. Так он сможет назначить вам правильное лечение.
Вы можете сдать общий анализ крови с микроскопиейсо скидкой 50%. Анализ будет готов в течение 1 дня. Вы получите результаты на электронную почту сразу по готовности.
Читайте еще по теме:
Почему быстрее, удобнее и выгоднее сдавать анализы в Lab4U?
-
Вам не нужно долго ждать в регистратуре
Все оформление и оплата заказа происходит онлайн за 2 минуты.
Наша сеть вторая по величине в Москве, а еще мы есть в 23 городах России.
Постоянная скидка в 50% действует на большинство наших анализов.
Сдача анализа происходит по записи в удобный промежуток времени, например с 19 до 20.
Читайте также: