Поурочный план по биологии 6 класс вирусы

Обновлено: 28.03.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Дата: 14.10.2016

Предмет: Биология

Тема урока: Зоны корня Лаборатория

№ 7 определение зоны роста (растяжения) у корня.

Образовательная: Доходчиво объяснить необходимость корня. И его зоны деления.

Развивающая: Продолжить формирование знаний и уметь выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, родной земле. Привить глубокое уважение к труду тружеников села.

Оборудование: Магнитная доска, таблица.

Организационный момент . Приветствие учеников, проверить наличие книги и тетради, отметить учеников, сфокусировать внимание класса.

Проверка домашнего задания.

что такое корень?

Зачем растению корень?

Корневая система состоит это?

Стержневая корневая система это?

Мочковатая корневая система это?

Функции корневой системы?

Новые слова: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания. Зона проведения .

Корневая система почти любого покрытосеменного растения состоит из множества корней. Если растущую часть корня разрезать вдоль (как бы симметрично разрезать на левую и правую части), то, начиная от кончика и вверх, можно увидеть четыре зоны корня: деления, роста, всасывания, проведения. Понятно, что в зоне деления клетки делятся, в зоне роста — растут, в зоне всасывания — поглощают воду и растворенные в ней вещества, в зоне проведения — проводят воду и вещества по направлению к стеблю. То есть благодаря этим зонам корень выполняет одну из своих основных функций — обеспечивает растение водой и

Корневой чехлик не относится к зонам корня. Он покрывает снаружи и защищает верхушку корня, его точку роста, состоящую из образовательной ткани. Клетки корневого чехлика живые. Наружные клетки корневого чехлика при слущивании выделяют слизь, защищающую нежные молодые клетки кончика корня от повреждений и облегчающую продвижение корня в почве.

1. Зона деления, или конус нарастания находится под корневым чехликом и представлена клетками верхушечной образовательной ткани. Здесь клетки постоянно делятся. тем самым способствуют росту корня в длину и развитию других зон. Ее длина около 1 мм.

2. Зона растяжения, или зона роста состоит из образовательной ткани. Ее клетки имеют крупные ядра, тонкие стенки и густую зернистую цитоплазму без вакуолей. Здесь клетки интенсивно растут, вытягиваются вдоль корня и начинают дифференцироваться. Деление клеток почти отсутствует. Протяженность ее - несколько миллиметров.

3. Зона всасывания или поглощения, или зона корневых волосков длинной до несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения. Здесь отдельные клетки кожицы корня вытягиваются, образуя наружные выросты длинной от 1-2 до 20 мм - корневые волоски, которые по мере роста вытягиваются, покрываются слизью. Тонкие наружные оболочки корневых волосков тесно соприкасаются с частицами почвы, что способствует всасывающей функции, т.е. поглощению растворов минеральных веществ.

4. Проводящая зона покрыта пробковой тканью находится над всасывающей зоной и расположена в центре корня. Она включает первичную флоэму(луб) и первичную ксилему(древесину).

Проводящая система обеспечивает восходящий ток - по древесине из корня в стебель воды и минеральных веществ, и нисходящий ток - передвижение органических веществ по лубу из стебля в корень. Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основные проводящие элементы флоэмы - ситовидные трубки, ксилемы - трахеи (сосуды) и трахеиды. В этой зоне отсутствуют волоски, но много боковых корней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
  • Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

План-конспект урока биологии на тему:


Выполнила: Учитель биологии

Костенко Л.Н.

г. Керчь 2017 г.

Конспект открытого урока по теме: "Вирусы".

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент

(приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Чем живое отличается от неживого?

Какими свойствами обладают живые организмы?

Что является основой любого живого организма?

Какая структура является носителем наследственной информации в клетке?

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)

Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;

Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;

Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №2, заполнив только 2 столбик.

IV. Изучение нового материала

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Итак, вот основные этапы размножения вирусов:

Вирус прикрепляется к клетке.

Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

Выход вирусов из клетки.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По специфичности

По отношению к хозяину

Вызывают различные заболевания

Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.

6) Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

В рабочем листе – задание №7.

V. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

VII. Оценивание учащихся

VIII. Домашнее задание

Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

IX. В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок формирования новых знаний с элементами ТРК.

Урок № 54 Биология 6 класс

Цель урока: формирование у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах, вреде и пользе вирусов.

- охарактеризовать особенности, строение и жизнедеятельность вирусов;

- рассмотреть особенности размножения вирусов;

- познакомиться с болезнями, вызываемыми вирусами;

- развивать коммуникативные способности учащихся, умения и навыки работы в группе;

- воспитывать потребность в ЗОЖ.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения урока: урок с применением ТРКМ.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Оборудование: компьютер, переносной экран, презентация

Структура урока:

1. Организационный момент (позитивный настрой, объяснение формы проведения урока) (2 мин)

2. Стадия вызова (10 мин)

4. Закрепление (10 мин)

5. Рефлексия (составление синквейна) (5 мин)

6. Итоги урока (3 мин)

Организационный момент. Позитивный настрой.

Стадия Вызова.

Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах) Что вы знаете о вирусах на данный момент?

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему долгое время учёные мира не могли найти способы борьбы с этими инфекциями? Есть ли польза от вирусов? (Ответы на эти вопросы необходимо дать к концу урока).

Формирование новых знаний

Стадия Осмысления

Деление класса на группы (собирают из фрагментов фотографии)

Первая группа – фото УЧЁНОГО, вторая группа – фото ВРАЧА

Учащиеся получают тексты с информацией, изучают её, прорабатывают в группе, составляют кластеры на ватмане. Затем от каждой группы выступает представитель. Остальные ребята фиксируют неизвестный им раннее материал в тетрадях.

В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов. Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека. Известно много вирусов у цветковых растений. Вирусы бактерий (бактериофаги) - важнейший объект исследования в молекулярной биологии. Болезни, вызываемые вирусами: грипп, корь, желтуха, оспа, герпес, СПИД, бешенство и др.. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

Бешенство – это инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Вирусные гепатиты – это острые инфекционные заболевания, вызываемые особыми вирусами, поражающими в первую очередь клетки печени, а также других органов и систем. В настоящее время существуют 5 вариантов данного вируса – гепатиты А, В, С, Д и Е. Наиболее распространён вирусный гепатит А.

У растений вирусы затормаживают рост, меняют формы, снижают урожайность.

Закрепление полученной информации. Слайдовая презентация.

Закончите фразы (устно):

1. Наука о вирусах называется …. .

2. Вирусы обитают только в … … .

3. Вирусы являются внутриклеточными … .

4. Паразитизм вирусов – это паразитизм на … уровне.

5. В состав вирусов входит нуклеиновая кислота … или …. и несколько белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.

6. Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних воздействий, носит название … .

7. Вирус, поражающий бактерии, называется …

8. Наука о вирусах … .

Проблемная ситуация: Как вы думаете, почему вирусы относят к паразитам? Как не заразиться вирусными инфекциями?

Только повышение иммунитета позволяет вести борьбу с вирусными инфекциями. На слайдах – полезные советы по профилактике вирусных заболеваний.

Полезные советы

Совет №1 : Старайся избегать мест скопления людей – магазинов, кинотеатров, общественного транспорта.

Совет №2 : Одевайся продуманно, чтобы не замерзнуть на улице и не вспотеть в помещении.

Совет №3 : Принимай витамины и полноценно питайся, диеты оставь на потом. Побольше фруктов, овощей. Ешь мед, орехи, творог, бобовые, рыбу.

Совет №4 : Не забывай про лук и чеснок! А от неприятного запаха после их употребления ты легко избавишься, прополоскав рот и выпив чашечку кофе.

Совет №5 : Ешь шоколад, он содержит много магния, дефицит которого приводит к сбоям иммунной системы.

Совет №6 : Постарайся не переутомляться, хорошо высыпаться и гулять на свежем воздухе, занимайся спортом.

Не позволяй простуде и гриппу одержать победу над собой!

Возвращаемся к проблемным вопросам: Как вы думаете, почему долгое время учёные мира не могли найти способы борьбы с инфекциями? Есть ли польза от вирусов?

Рефлексия. Составить синквейн по данной теме.

Мельчайшие, внеклеточные

Поражают, убивают, заражают

Вызывают заболевания живых организмов.

Итоги урока. Оценки за работу на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
  • Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

План-конспект урока биологии на тему:


Выполнила: Учитель биологии

Костенко Л.Н.

г. Керчь 2017 г.

Конспект открытого урока по теме: "Вирусы".

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.

Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент

(приветствие, проверка готовности к уроку)

II. Актуализация знаний

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Чем живое отличается от неживого?

Какими свойствами обладают живые организмы?

Что является основой любого живого организма?

Какая структура является носителем наследственной информации в клетке?

В ходе фронтальной беседы ученики исправляют и дополняют друг друга.

Цель нашей работы: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели? (учащиеся формируют задачи)

Познакомиться с историей появления и открытия вирусов;

Изучить особенности строения, жизнедеятельности вирусов, их классификацию и значение;

Познакомиться с особенностями строения вируса СПИДа и мерами профилактики этого заболевания.

Ребята, сегодня мы работаем следующим образом: перед вами лежит рабочий лист, где вы и будете вести все записи и выполнять все задания.

Положите рабочий лист перед собой и выполните задание №2, заполнив только 2 столбик.

IV. Изучение нового материала

1) В конце 19 века бактериология достигла больших результатов. В этот период были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза и других распространенных болезней. Однако причины возникновения других не менее опасных заболеваний (оспа, корь, грипп, др.) обнаружить не удавалось. Как вы думаете, почему? Кто же эти таинственные опасные существа? А может быть это совсем не существа, а вещества? О чем же идет речь? (правильно, о вирусах)

Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяестся по планете вирус СПИДа. Почему это происходит?

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

Вирусы – это вещества или существа?

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

2) Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Вирусы – это потомки древних доклеточных форм жизни. На Земле существуют более 4,5 млрд. лет.

Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

3) Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов? Самостоятельная работа по вариантам с использованием текста учебника, параграф 20. Результаты учащиеся заносят в таблицу, затем проверяем и обсуждаем полученные результаты. В рабочем листе – задание №4

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

Сходство с живыми организмами

Отличия от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

Итак, вот основные этапы размножения вирусов:

Вирус прикрепляется к клетке.

Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

Выход вирусов из клетки.

Вирусы могут различаться

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По химическому составу

По специфичности

По отношению к хозяину

Вызывают различные заболевания

Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями.

6) Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

В рабочем листе – задание №7.

V. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Как вы считаете, все ли задачи нам удалось выполнить?

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Вирусы – это существа или вещества? (существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Почему вирусы практически невозможно уничтожить? (быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

В рабочих листах ответьте на вопросы теста.

Ребята, вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.

VII. Оценивание учащихся

VIII. Домашнее задание

Параграф 20, ответить на вопросы

Творческое задание: «Почему то, что поражает компьютер, тоже назвали вирусами?

IX. В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все живое имеет клеточное строение: человек и пшеница, заяц и амеба. Только амеба состоит из одной клетки, а лист яблони- это 50 млн.клеток. Если организм одноклеточный, то все его процессы (питание, дыхание, выделение, рост, размножение и т.д.) выполняет одна клетка. В сложном многочисленном организме каждая клетка является маленькой структурой и выполняет свои определенные функции.

Строение растительной клетки. Каждая растительная клетка состоит из клеточной оболочки, цитоплазмы и ядра.

Оболочка покрывает клетку снаружи. В отличие от животной, растительная клетка окружена как бы двумя оболочками. Наружная плотная оболочка не растворяется в горячей воде. Тонкие участки ее называются порами. Через поры осуществляется обмен веществ между клетками. Оболочка придает клетке определенную форму и прочность, защищает внутренние части клетки от повреждения и высыхания. Плотность оболочки определяется входящей в ее состав клетчаткой.

Цитоплазма- прозрачное, слизистое вещество, похожее на белок яйца. В составе цитоплазмы имеются вода, белки, жиры и сахара, которые участвуют во всех сложных жизненных процессах. Цитоплазма живой клетки пребывает в беспрерывном движении. В цитоплазме находятся ядро, пластиды, одна крупная или несколько небольших вакуолей.

Вакуоль - полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком. Это кладовая клетки. Клеточный сок представляет собой раствор органических кислот, витаминов, солей, пигментов, запасаемых веществ и других соединений.

Ядро ответственно за передачу наследственных признаков при размножении. Оно контролирует все жизненные процессы клетки. Ядро более плотное, чем цитоплазма, имеет округлую форму.

Пластиды- бесцветные или окрашенные тельца, характерные только для растений. Их нет в клетках бактерий, грибов и животных.

Пластиды

Хлоропласты встречаются в наземных органах растений. Они определяют зеленый цвет растений, потому что содержат пигмент хлорофилл (зеленого цвета). В них идет фотосинтез и образуются органические вещества.

Хромопласты содержат красные, оранжевые и желтые вещества. Они придают лепесткам цветов, созревающим плодам и осенним листьям красный, желтый и оранжевый цвета.

Лейкопласты-бесцветные пластиды. Встречаются в семенах, корнях и клубнях. В них находится крахмал- запас питательных веществ в растениях.

Читайте также: