Права вич инфицированных матерей

Обновлено: 19.04.2024

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

приобретает массовое распространение во всем мире,

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Статья 4. Гарантии государства

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

11. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

12. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований. (Пункт введен - Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

ГЛАВА II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ

Статья 7. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование

1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 12.08.1996 № 112-ФЗ)

2. Требования к указанному сертификату устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции

1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции:

не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 2510 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренные статьей 26 и частью первой статьи 27 указанного Федерального закона;

не распространяются положения пунктов 41 и 42 статьи 6, подпункта 1 пункта 5 статьи 61, пункта 51 статьи 8, пункта 12 статьи 13 и подпункта 6 пункта 9 статьи 133 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7, подпункта 13 пункта 1 статьи 9 и подпункта 10 пункта 9 статьи 18 указанного Федерального закона в части наличия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 357-ФЗ)

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в той же медицинской организации, а также в иной медицинской организации по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования

1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до восемнадцати лет, а также у лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, работник медицинской организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, уведомляет об этом одного из родителей или иного законного представителя таких лиц. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи

ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в прие

Подборка наиболее важных документов по запросу Меры социальной поддержки вич инфицированным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Меры социальной поддержки вич инфицированным

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Медицинское право: Учебное пособие"
(Егоров К.В., Булнина А.С., Гараева Г.Х. и др.)
("Статут", 2019) Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным состоит из медицинского освидетельствования, которое проводится в медицинских организациях и может быть добровольным и обязательным. В случае выявления ВИЧ-инфекции лица не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей; лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица; ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Данным Законом для ВИЧ-инфицированных предусмотрен ряд мер социальной поддержки, а именно запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных (трудовых, семейных, жилищных и др.).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2021) - работающим инвалидам - не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ред. от 18 июля 2019 г.);

Нормативные акты: Меры социальной поддержки вич инфицированным

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в связи с жалобами ряда граждан" 3.1. В рамках реализации государственной политики Российской Федерации в сфере здравоохранения и здоровья нации федеральным законодателем, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, был принят ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", устанавливающий гарантии государства в отношении населения, гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и социальной поддержки им и членам их семей, поддержки лиц, подвергающихся риску заражения ВИЧ-инфекцией при исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей. В целях предотвращения распространения ВИЧ-инфекции за сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, установлена административная ответственность (статья 6.1 КоАП Российской Федерации), а за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией или заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, либо вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - уголовная ответственность (статья 122 УК Российской Федерации).

Само по себе наличие ВИЧ-инфекции не является основанием для получения инвалидности. Инвалидность присваивают только в том случае, если ВИЧ-инфекция привела к потере трудоспособности, физическим ограничениям. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, которая осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Условия для присвоения инвалидности

Для присвоения инвалидности необходимо наличие двух условия из следующих :

  1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями. Четко критерии описаны в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N 585н. В случае ВИЧ-инфекции это условие может начинаться от следующий стадий: Стадия 4А (вторичных заболеваний), фаза прогрессирования на фоне АРТ. Умеренные нарушения функций организма на фоне АРТ и уровня CD4+ от 200 до 350 клеток/мкл.
    Стадия 4Б (вторичных заболеваний), фаза ремиссии на фоне АРТ (не менее 6 месяцев). Умеренные нарушения функций организма на фоне АРТ и уровня CD4+ от 200 до 350 клеток/мкл.
  2. Ограничение жизнедеятельности. Это могут быть: полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью и т.д.
  3. Необходимость в мерах социальной защиты. Здесь оценивается ваша специальность, место работы или ее отсутствие, условия проживания, доход, наличие семьи и т.д.

Порядок признания инвалидом

  • Во-первых, необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией (или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
  • Если медицинская организация отказывается направлять вас на МСЭ, они выдадут вам справку об отказе в направление, с которой вы можете обратиться на экспертизу самостоятельно.
  • Затем подается заявление в бюро медико-социальной экспертизы по своему месту жительства (по месту нахождения) с приложением направления, и всех медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья Экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
  • Далее МСЭ, обследует гражданина, изучает представленные им документы, анализирует социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные гражданина и на их основе принимает решение. Срок предоставления государственной услуги в бюро не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами

Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. В данном случае, если гражданин не согласен с результатами экспертизы, то ее результаты он может обжаловать в течение месяца в вышестоящем бюро

Куда обжаловать решения МСЭ

Подал на МСЭ на установление группы инвалидности по ВИЧ инфекции. Мне отказали, хотя у меня уже была группа инвалидности ранее. Хочу обратиться в прокуратуру, подскажите как правильно это делать

Органы прокуратуры не правомочны давать правовую оценку решениям, вынесенным специалистами бюро, поэтому обращение туда может только отнять у вас время.
В настоящее время в России создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро. В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления (примерный текст прилагаем). Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро. Главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро. Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Обжаловать решение первичного бюро сразу в суд нерационально, поскольку в суде специалистов по медико-социальной экспертизе нет и грамотный судья в качестве арбитра вынужден будет прибегать к консультативной помощи экспертов из вышестоящего бюро МСЭ — только потратитесь на адвоката.

Вся система МСЭ входит в состав Министерства труда и социальной защиты РФ.

Получение инвалидности не по месту постоянного проживания

Могу ли я получить инвалидность в другом регионе, где проживаю, если не имею регистрации?

К сожалению, при наличии у заявителя регистрации на практике данный вопрос решается исключительно по месту такой регистрации.

В соответствии с п.20 Правил признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Согласно п.90 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, проводится в бюро по месту жительства получателя государственной услуги (по месту пребывания, месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Рекомендуем для начала попытаться прикрепиться к поликлинике (медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь) по месту пребывания, оформив страховой медицинской полис в регионе. После этого вопрос с направлением на медико-социальную экспертизу стоит поднять с лечащим врачом данной медицинской организации.

Льготы для ВИЧ+

Санаторно-курортное лечение

Я ВИЧ-инфицированная. Могу ли я поехать в санаторий по этому заболеванию. Что для этого надо сделать?

Для направления на санаторно-курортное лечение необходимо заключение врача (если вы относитесь к числу льготников) , с которым нужно обратиться в Фонд социального страхования по месту жительства, где выдается путевка.

Трудовые гарантии и льготы по уходу за ВИЧ+ ребенком

ВИЧ-инфицированные дети признаются инвалидами?

Наличие ВИЧ-инфекции у ребёнка как самостоятельного диагноза не является основанием для получения инвалидности. Инвалидность присваивают только в том случае, если ВИЧ-инфекция привела к потере трудоспособности, физическим ограничениям. Речь, как правило, идет об острой стадии с вторичными заболеваниями, оппортунистическими инфекциями.

Какие выплаты устанавливаются для ВИЧ+ детей

Территориальными органами ПФР ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним устанавливаются и выплачиваются следующие виды пенсий и социальных выплат:

Пособие назначается со дня возникновения права, если обращение последовало не позднее шести месяцев со дня возникновения права, не считая месяца обращения. При обращении, последовавшем после истечения указанного срока, государственная услуга, назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление со всеми необходимыми документами.

Перечень необходимых документов для назначения пенсии:

  1. свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  2. документ, подтверждающий гражданство и регистрацию по месту жительства или пребывания ребенка (справка из паспортного стола);
  3. заключение клинико-экспертной комиссии Центра СПИДа;
  4. документ, удостоверяющий личность и полномочия законного представителя ребенка (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя);
  5. свидетельство государственного страхования ребенка;
  6. заключение (справка) о диагнозе выдается учреждением здравоохранения (МСК).

При наличии всех документов необходимо представить их в управление Пенсионного фонда для назначения пенсии и единовременных денежных выплат либо в МФЦ по месту жительства (месту пребывания).

Выдача ВИЧ-инфицированным детям справок о наличии у них ВИЧ-инфекции осуществляется Центрами СПИД, инфекционными больницами, детскими медицинскими учреждениями, осуществляющими наблюдение за данным контингентом детей.

В случае выдачи справки на фирменном бланке учреждения штамп медицинского учреждения в левом верхнем углу не проставляется.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 27 августа 2010 г. № 14-6/10/2-7580 установлено, что предоставление выписок из медицинских документов, содержащих данные анамнеза, результаты исследований, полный клинический диагноз и другую конфиденциальную информацию, для представления в организации немедицинского профиля, в том числе в территориальные отделения ПФР, категорически недопустимо.

Дополнительная жилплощадь для ВИЧ+ ребенка

Есть ли право у ВИЧ+ ребенка на улучшения жилищных условий? Если да ,то куда обратится?

Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, право на дополнительную жилую площадь. В данный перечень в том числе относится ВИЧ-инфекция у детей. Проще говоря, если у ВИЧ+ ребенка нет своей отдельной комнаты, то можно претендовать на дополнительную жилплощадь.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Очередь в данном случае будет общей. Вне очереди получить жилое помещение на сегодняшний день не получится, тк ВИЧ-инфекция уже не входит в перечень тяжелых заболеваний, согласно Приказу Минздрава № 987н, позволяющих внеочередно получить жилье.

Лишается ли пенсии ВИЧ-положительный студент при достижении 18 лет

Указанный закон и иные нормативно-правовые акты в данном случае не связывают социальные выплаты ВИЧ-инфицированному несовершеннолетнему и его учебой в колледже или ВУЗе.

Выплата сохраняется за лицом лишь при получении им пенсии по потере кормильца до 23 лет при условии, что лицо обучается по очной форме. Но это иной случай.

Кроме того, согласно трудового законодательства, какая-либо дискриминация работника запрещена законом (ст.ст. 2; 3 Трудового кодекса РФ). Данное нарушение подлежит защите в судебном порядке.

Данное заявление с перечнем документов (укажите списком) направьте заказным письмом по почте.

Если работодатель вам будет отказывать либо требовать иные документы, то такой отказ (требование) должно быть в письменном виде и с мотивированным указанием на причину.

Такой отказ либо требование, по вашему желанию можно обжаловать в орган прокуратуры.

Также имейте в виду, что согласно ст. 261 ТК РФ — расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя не допускается.

В соответствии со статьей 127 Семейного Кодекса РФ, не могут усыновить ребенка лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 года N 117. В этом списке есть инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения.

Возможность усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью теперь есть для людей, живущих с ВИЧ, которые соответствуют следующим критериям:

  • состоят на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста более года,
  • имеют неопределяемую вирусную нагрузку
  • имеют уровень CD4+ лимфоцитов более 350 клеток/мл.

В 2019 году были приняты поправки к Семейному Кодексу, которые позволяют судам в делах по усыновлению выносить решения в пользу людей с ВИЧ, если «лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств«. Речь идет о детях, уже проживающих в семьях, суд будет рассматривать все обстоятельства жизни ребенка.

Патронаж над совершеннолетними

Если совершеннолетний дееспособный гражданин по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним по его просьбе может быть установлено попечительство в форме патронажа.
Патронаж, как особая форма попечительства – это регулярное (постоянное) оказание человеку помощи в осуществлении своих прав, их защите. Попечитель назначается гражданину органом опеки и попечительства по месту его жительства по личному заявлению. Согласие гражданина на установление патронажа и назначение конкретного лица его попечителем является обязательным условием. Попечитель также может быть назначен только с его согласия. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей и других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа. Орган опеки и попечительство осуществляет контроль за надлежащим выполнением попечителем своих обязанностей по осуществлению патронажа.
Распоряжение имуществом, принадлежащим подопечному, осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенному с подопечным. Совершение бытовых или иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода), осуществляется попечителем с его согласия.
Патронаж прекращается:

  • по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем независимо от мотивов этого требования;
  • при помещении гражданина в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты;
  • по просьбе попечителя при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;
  • при отстранении попечителя от его обязанностей органом опеки и попечительства при их ненадлежащем выполнении, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

Прекращение патронажа должно быть оформлено решением органа опеки и попечительства. Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Могут ли ВИЧ+ человека лишить родительских прав

Иногда ВИЧ-положительные граждане, имеющие детей, сталкиваются с попытками со стороны родственников, узнавших об их диагнозе, лишить их родительских прав из-за ВИЧ-статуса.
Основания и порядок лишения родительских прав предусмотрены статьями 69,70 Семейного Кодекса РФ.
Основаниями для лишения родительских прав являются:

  • Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов (то есть родители не заботятся о здоровье, нравственном воспитании, физическом, психическом, духовном развитии, обучении ребенка, его материально-бытовом обеспечении, а также не содержат ребенка, не имея к этому уважительных причин).
  • Отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения или других аналогичных учреждений.
  • Злоупотребление родителей своими родительскими правами. Сюда относятся создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, пьянству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.
  • Жестокое обращение с детьми, включая физическое или психическое насилие над ними (избиение ребенка, угрозы в его адрес, внушение чувства страха и т.п.), а также покушение на половую неприкосновенность ребенка. Все это может послужить также основанием для возбуждения в отношении родителей уголовного дела. Кроме фактов насилия, жестокое обращение с детьми может проявляться также в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении или эксплуатации детей.
  • Заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией, подтвержденное соответствующим медицинским заключением. Сам факт нахождения лица на учете в наркологическом диспансере ещё не является достаточным основанием, чтобы гражданин был признан хроническим больным по указанным заболеваниям.
  • Совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, либо против жизни и здоровья супруга, что доказано вступившим в законную силу приговором суда.
  • Данный перечень оснований для лишения родительских прав является исчерпывающим.

Как видно из вышеперечисленного, наличие ВИЧ-положительного статуса не является основанием для лишения родительских прав.
Допускается ограничение в родительских правах, в том случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по причинам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). В этом случае контакты родителей с ребенком могут быть сохранены.
Также ограничение родительских прав допускается в том случае, если оставление ребенка с родителями опасно вследствие их поведения, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. Если в течение шести месяцев родители не изменят своего виновного поведения, то орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

Возможно ли ВИЧ+ родителю ограничить общение с ребенком

Я ВИЧ-положительный, супруга ВИЧ-отрицательная. При возможном бракоразводном процессе может давить на это обстоятельство для ограничения моего общения с ребенком. Насколько оправданы мои опасения?

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Однако данное обстоятельство Вам не стоит воспринимать буквально. Ограничение в родительских правах допускается, если есть реальная угроза жизни, здоровью и благополучию ребенка.

Просто ограничить вас в родительских правах никто не может. Даже если кто-то на это будет давить. Должны быть весомые и неоспоримые доказательства для ограничения.

ВИЧ является препятствием для заключения брака?

Боюсь , что моя дочь никогда не выйдет замуж, потому что у нее ВИЧ. Является ли ВИЧ препятствием при заключении брака?

ВИЧ-положительный статус не может быть препятствием для регистрации брака и любых юридических действий, касающихся семьи. Семейный кодекс Российской Федерации включает лишь одно важное примечание, касающееся ВИЧ.

Статья 15. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Поэтому своему потенциальному супругу обязательно нужно рассказать о своем ВИЧ-статусе еще до заключения брака. Тем более, что сокрытие своего ВИЧ-статуса от полового партнера расценивается как поставление в опасность заражения ВИЧ и квалифицируется Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление


С 14 по 19 мая 2019 года по всей стране проходят дни борьбы со СПИДом.

Несмотря на то, что казалось бы тема ВИЧ освещается в СМИ, в школах и других учебных заведения с молодежью проводят профилактические беседы о способах предотвращения заражения ВИЧ, в общей своей массе граждане не знают о ВИЧ-инфекции. Точнее, знают о её существовании. Всё остальное покрыто мраком, слухами и домыслами.

О том, что такое ВИЧ и СПИД, способах заражения можно прочитать в интернете, увидеть по TV и т.д. В интернете, например, зайти на сайт центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями вашего региона и найти всю интересующую информацию. В Кемеровской области этот сайт здесь.

Я в своей статье постараюсь коснуться основных прав и обязанностей ВИЧ-инфицированных. Тема эта очень обширна, естественно, в одной публикации рассказать обо всех нюансах просто невозможно.

Как и где стоит пройти медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ-инфекции

Пройти медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ-инфекции (тест на ВИЧ) может каждый, бесплатно. Для этого необходимо обратиться в Центр по профилактике и борьбе со СПИДом или в поликлинику по месту жительства и сдать кровь. Делать это лучше всего на голодный желудок.

Также сдать тест на ВИЧ необходимо перед плановой операцией, беременным женщинам и некоторым другим категориям граждан.

Права ВИЧ-инфицированных

Самой главное, что должен знать и понимать каждый человек, независимо от своего ВИЧ статуса — ВИЧ-инфицированный, такой же человек, как и все, он обладает всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ. ВИЧ-инфицированные не должны становиться изгоями.

1. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования — Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ-инфекции имеет право знать о результате этого освидетельствования. В случае выявления ВИЧ-инфекции сотрудники медицинской организации, проводившей освидетельствование, помимо результата освидетельствования обязаны также проконсультировать о необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица, предусмотренной ст. 122 УК РФ.

В случае, если освидетельствование проходил несовершеннолетний или гражданин, признанный недееспособным, о результатах сообщают одному из родителей или другому законному представителю.

2. Право ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи. ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ об охране здоровья граждан.

3. Каждый ВИЧ-инфицированный имеет право на бесплатное получение ВААРТ Высокоактивной антиретровирусной терапии. Назначение ВААРТ, выбор лекарственных препаратов находится в компетенции врача. ВААРТ не является обязательной для ВИЧ-инфицированного, каждый сам выбирает хочет он получать данную терапию или нет.

4. Право проживать с семьёй. Очень часто этого права пытаются лишить граждан другой страны. Им запрещают въезд в РФ. Уполномоченные органы отказывают в предоставлении разрешения на временное проживание в РФ, выносят решения о нежелательности прибывания (проживания) в РФ, депортации.

Казалось бы, этот вопрос давно решен (в его решении не обошлось без вмешательства ЕСПЧ) и только лишь на основании наличия у гражданина ВИЧ-инфекции отказывать в получении разрешения не должны. Но факт остаётся фактом, иностранных граждан, у которых в России есть семьи (родители, жены, дети), но которые имеют положительный ВИЧ статус, лишают права на семейную жизнь.

Очень часто такие решения незаконны и их надо обжаловать в судебном порядке. Право ВИЧ-инфицированных иностранных граждан находится на территории РФ — это очень важная, но объёмная тема, достойная отдельной публикации.

5. Право на получение компенсации вреда. В случае, если человек был заражён ВИЧ в больнице, в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей медицинским работником, то он имеет право на компенсацию материального и морального вреда, в порядке предусмотренном гражданским законодательством. При этом, к ответственности за действия своего работника будет привлекаться медицинская организация.

Кроме того, ч. 4 ст. 122 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В отличии от гражданской, к уголовной ответственности привлекается непосредственно сам работник.

Чаще всего случаи заражения ВИЧ в медицинских учреждениях происходят при пользовании одноразовых шприцов и катетеров несколько раз (в целях экономии), использовании нестерильных инструментов и т. д. Однако, для того, чтобы доказать тот факт, что заражение произошло именно в больнице придётся очень сильно постараться и зачастую без помощи юристов и экспертов-медиков здесь просто не обойтись.

ВИЧ-инфицированный ребёнок

Дети до 18 лет с ВИЧ+ статусом имеют все права и льготы, которые предусмотрены для детей-инвалидов, а лица, осуществляющие уход за ВИЧ-инфицированными детьми, имеют право на получение пособий по уходу за ребенком-инвалидом.

Обязанности ВИЧ-инфицированного

Каждый гражданин с ВИЧ должен помнить о том, что наличие у него положительного ВИЧ статуса накладывает на него определенные обязанности. Если говорить простым языком, они заключаются в элементарном — в осторожности. ВИЧ-инфицированный не должен ставить в опасность заражения и заражать ВИЧ других граждан. О том, как происходит заражение и необходимых мерах предотвращения распространения вируса каждому ВИЧ-инфицированному рассказывают врачи, когда сообщают результаты анализов.

Что грозит человеку с ВИЧ, не выполняющему свои обязанности?

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за поставление в опасность и заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ)

1 Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Способ совершения преступления может быть различным, например, совершение ВИЧ-инфицированным полового сношения со здоровым человеком, использование одного и того же шприца при инъекциях больному и здоровому человеку, в частности при введении наркотиков, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при донорстве, личной гигиены и т. д.

Административная ответственность

ст. 6.1 КОАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

На мой взгляд, очень странная статья… Мало перспективная. Но всё-таки она есть.

Ответственность перед супругом

В семейном кодексе (ст. 15 СК РФ) также есть упоминание об ответственности гражданина, вступающего в брак и скрывающего наличие у себя ВИЧ: Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. При этом срок исковой давности по делам такой категории — один год с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии заболевания.

В завершении хочется напомнить всем о необходимости заботится о своем здоровье и о здоровье своих близких.

Читайте также: