Праздник чистого чума у народов севера
Обновлено: 25.04.2024
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Условия жизни и быт ненцев – коренных оленеводов Ямала.
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
Мы с вами живем в ЯНАО - на севере нашей страны России.
Потому что здесь наш дом, мы на севере живем!
Ямал – это северный и суровый регион России – часть так называемого Русского Севера или Русской Арктики. Природа Ямала безумно красива, а сам регион богат различными полезными ископаемыми, такими как газ и нефть, но, к сожалению, это не делает его более привлекательным для жизни простых людей. И этот факт, несомненно, оказал самое прямое влияние на культуру и быт коренного населения тундры Ямала.
На Ямале царствует вечная мерзлота, а это значит, что даже летом (которое тут короткое и отнюдь не жаркое) почва оттаивает всего на 10-15 см, что при недостаточном количестве тепла и солнечного света делает регион непригодным для развития сельского хозяйства. Поэтому многие растения, которые мы привыкли видеть в наших широтах, просто не выживут в тундре. Здесь все очень маленькое, т.к. корни растений очень маленькие из-за вечной мерзлоты – например, Карликовая береза в тундре — это просто куст высотой 30-50 см. Однако, тундра очень богата грибами, ягодами и мхами, которые являются любимым лакомством для северных оленей!
НЕНЦЫ. Численность в РФ - 44640 человек.
Основной регион - Ненецкий автономный округ. Родной язык - ненецкий.
НЕНЦЫ, ненэц или хасова (самоназвание – "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Ненцы - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные.
Занятия и быт
Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.
Обычаи и праздники ненцев.
1.Обряд почитания оленя
У самодийцев было распространено почитание различных зверей, птиц, рыб. Но, пожалуй, ни одно животное не пользовалось таким почетом, как олень. Объясняется это особой ролью оленей в жизни самодийских племен. Для ненцев дикий олень был основным объектом охоты. Добывали его, как правило, осенью, на водных переправах, когда оленьи стада переходили из таймырской тундры на юг, в эвенкийскую тайгу.
Особенно развит был культ оленя у ненцев, потомственных оленеводов, обладателей самых больших оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму — верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.
2. Обряд оживления бубна, или на олене за облака
3. Праздник чистого чума
Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим изменениям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство. Проблема была в том, что раньше многие руководители считали свою национальную культуру и традиции выше, чем традиции и культурные ценности коренных северных народов. Они чувствовали себя чуть ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизни, быте коренным жителям. Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов.
Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения и чувства сопричастности к культурному наследию своей Родины.
Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп.
Оформление зала: шары; на центральной стене на экране изображение эмблемы праздника; у центральной стены выставлены - чум, костёр (над которым висит котел), кукла в национальном костюме коренных жителей Ямала и фигура оленя.
звучит торжественная музыка
На просторах Ямальской земли
Много разных народов живёт.
Все народы, как братья равны,
Всем народам любовь и почёт.
( Демонстрация: команды поочередно проходят вокруг зала, представляя свои национальные костюмы; по окончании демонстрации дети садятся на стулья )
- Открывают наш праздник коренные представители нашего Ямала. Основу коренной национальности Ямала составляют ненцы .
- А это красны девицы да добры молодцы гостеприимной России в русских народным костюмах.
Для приветствия участников и открытия праздника слово предоставляется заведующему МДОУ ( слово руководителя ).
Поприветствуйте жюри, которое будет оценивать участие наших национальных команд на четкость и правильность выполнения заданий, соблюдение правил, организованность и слаженность действий.
Во время праздников со спортивными состязаниями, каждый народ старается продемонстрировать свою силу и ловкость. А вы хотите принять участие в празднике?
Тогда давайте отправимся в гости к хозяйке чума.
( Звучит музыка Г.Лагея. Ведущий подходит к чуму. У чума сидит хозяйка )
Здравствуйте, уважаемая хозяйка чума!
Вот и для вас я приготовила спортивные состязания, чтобы посмотреть насколько вы ловкие, выносливые и смелые.
Внимание, команды приглашаются на стартовую позицию (представители ненецкой и русской национальностей). ( Ведущий приглашает команды построится в колонны для участия в эстафетах ).
Богата и щедра земля Ямала. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам. Попробуйте поймать оленя.
( Объясняет правила ) Надо двумя ногами перепрыгнуть через нарты-сани, взять аркан и набросит его на оленя ( конус с изображением оленя ). Далее передать эстафету следующему участнику.
Косяки рыб поднимаются по северным рекам, но чтобы порыбачить зимой на пути к реке много снега!
( Объясняет правила ) Вам надо добежать до речки, оббегая снежные кочки змейкой и поймать одну рыбку ( рыбки и удочка на магнитах ). Далее вернуться и положить ее в корзину, тем самым передав эстафету следующему участнику.
А теперь немного отдохнем и поиграем.
( После игры ведущий приглашает команды построится в колонны для продолжения участия в эстафетах )
Когда наступает охотничий сезон, охотникам необходимы практические навыки. Поупражняйтесь в погоне за зверем в тундре.
( Объясняет правила ) Надо добраться до ориентира, пройдя по снежным кочкам и пролезть через тоннель, потом вернуться обратно и передать эстафету.
А теперь попробуйте найти зайца по заячьим следам на снегу.
( Объясняет правила ) Надо добраться до ориентира, прыгая в мешке по следам зайца. Вернуться обратно по прямой и передать эстафету следующему участнику.
Ведущий: Немного отдохнем! Россияне, выходите, всех скорее удивите своей игрой.
( Ведущий объясняет правила ) Дети берутся за руки и становятся двумя шеренгами ( одна напротив другой ). Под музыку ( русская народная мелодия ) каждая из шеренг по очереди идет навстречу, кланяется и возвращается. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг и танцуют.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна быстро встать и “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
( После игры ведущий приглашает команды построится в колонны для продолжения участия в эстафетах )
А сейчас проверим, насколько ловко дружно всей командой вы умеете ходить на лыжах и метко стрелять в цель.
( Объясняет правила. Каждая команда проходит эстафету на время: сначала первые 5 участников, потом они передают эстафету остальным 5 участникам команды. После этого к стартовой линии приглашается вторая команда )
Вам надо на старте взять по одному снежку, дружно пройти на больших лыжах до ориентира и сбить лося, затем на лыжах вернуться к команде и передать им эстафету.
Молодцы, ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями, а самое главное – делали это дружно и весело.
Ведущий: Вот так, ребята, живут коренные народы Крайнего Севера. И мы живем с ними на одной земле. Север всех нас обогревает душевной теплотой.
А всех детей приглашаю на флешмоб.
(По окончанию песни детям предлагается занять свои места в зале).
Ведущий: Внимание! Прошу все команды занять свои места.
Ведущий: Жюри закончило свою работу. Слово предоставляется председателю жюри.
Награждение участников праздника памятными дипломами и медалями.
Ведущий: Наш праздник на этом завершен, победителей и участников приглашаем совершить круг почета.
На севере России, в Красноярском крае, живут представители восьми коренных северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Самой древней народности – нганасанам — больше 1000 лет, самой молодой — долганам — едва ли 150. Но у всех без исключения северян самые главные праздники связаны с солнцем, наступлением тепла, пробуждением природы. Они даже Новый год отмечают летом. SmartNews собрал традиционные праздники долган, ненцев, эвенков и других коренных северян.
Мучун — эвенкийский Новый год
В Красноярском крае традицию празднования эвенкийского Нового года стали возрождать сравнительно недавно — до конца 90-х годов его отмечали разве что в глухих таежных охотничьих поселениях или в семьях оленеводов. Сейчас обычай решили воссоздать: несколько лет назад Мучун стали довольно широко праздновать в Туре, столице Эвенкии. На празднике вспоминают народные песни и танцы, готовят блюда национальной кухни. Однако главная его часть — древние обряды.
Одна из главных традиций Мучуна — обряд очищения. Проводится он для того, чтобы заручиться помощью добрых духов из верхнего мира и защититься от обитателей мира нижнего. Для совершения обряда берут расколотую посередине лиственницу, в раскол этот ставят распорку — довольно широкую и длинную, и вот через образовавшиеся ворота должен пройти человек, а иногда и оленей через них проводят. Таким образом, считается у эвенков, они приближаются к добрым духам и получают их благословение.
Суглан — День оленевода
Вообще суглан у эвенков и некоторых других народов Сибири (не только северян) — это нечто вроде всенародного схода, на котором решаются самые важные вопросы: хозяйственные, денежные, административные… Ну а раз уж все собрались, суглан, длящийся от недели до десяти дней, из производственного совещания неизменно превращается в широкую ярмарку: тут и мехами меняются, и силой меряются, и в обрядах всем народом участвуют. В советское время эта традиция практически сошла на нет, а вот в последние годы ее взялись возрождать: в Эвенкии этот праздник носит название День оленевода. Такое переименование не случайно: сейчас много говорится о необходимости восстановления традиционных способов хозяйствования у эвенков, а они в первую очередь связаны, конечно же, с оленеводством.
Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.
Честно сказать, мне иногда кажется, что этот праздник немножко искусственно возродили, чтобы у местных жителей интерес к оленеводству пробудить. Но разве можно сделать это подобным образом? Оленеводы — в основном люди в возрасте, их и убеждать ни в чем не надо, они и так работают. А молодежь все равно в тундру сейчас не заманишь, все равно уедут учиться или в город работать. С другой стороны, хорошо, что таким образом народные традиции вспоминаются, возобновляются, а то дети и молодежь часто и родного языка не знают, не говоря уж об обычаях, истории своего народа. К тому же победители конкурсов хорошие призы получают. Вон спонсоры кому-то от щедрот душевных снегоход отвалили, а кому-то — спутниковый телефон.
Хэйро — праздник солнца
Видео
Оживление бубна
Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.
Надо сказать, что схожие обряды совершают и народы Южной Сибири. Существует вполне убедительная гипотеза, согласно которой селькупы переместились на Север сравнительно поздно, а вообще являются родственниками племен, живших на Саяно-Алтайском нагорье, отсюда и сходство в обрядах. Верю ли я сама в могущество шаманов, путешествующих между мирами. Как вам сказать… Я, конечно, материалистка. Но вот, помню, повезла я свой класс в Красноярск, пришли мы на экскурсию в краеведческий музей. И сотрудники его нам рассказали, что в залы, посвященные сибирскому шаманизму, когда музей пуст и безлюден, одни заходить побаиваются. Якобы там особая энергетика, способная очень сильно повлиять на человека, и не обязательно ему на пользу. Вы знаете, во что-то такое я и правда верю. Хотя внимание своих учеников на этом рассказе заострять не стала. Продолжаем учиться в материалистических традициях.
Муниципальное бюджетное учреждение
"Социально-культурный центр МО Северное СП"
"Праздник чистого Чума" - один из главных праздников у народов севера и связан с окончанием полярной ночи.
Отмечается он в конце января - начале февраля: зимнее солнце вновь появляется на небосклоне после долгого отсутствия.
Для праздника устанавливают "чистый чум", в котором несколько дней без перерыва работал шаман. Тогда под звуки шаманского бубна молодёжь собирается и исполняет древние танцы, устраивают игры.
Читайте также: