Приказ по гепатиту мз рк 450

Обновлено: 26.04.2024

Действия медицинского работника при аварийной ситуации.

В каждом лечебно-профилактическом учреждении должен быть разработан Алгоритм действия медицинского персонала при аварийной ситуации и на основании:

Профилактические мероприятия при попадании инфекционно опасных биологических инфицированных ВИЧ жидкостей на кожу и слизистые, а также при уколах и порезах:

В случае порезов и уколов немедленно:

При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы:

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта:

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду:

Примечание:

- как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Обследование пострадавшего медработника после аварийной ситуации.

В соответствии с пунктом 8.3.3.2. СП 3.1.5. 2826-10 необходимо в возможно короткие сроки после контакта обследовать на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшее с ним лицо. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ-инфекции и контактировавшего лица проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ".

Пострадавшего и лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, необходимо опросить о носительстве вирусных гепатитов, ИППП, воспалительных заболеваний мочеполовой сферы, других заболеваний, провести консультирование относительно менее рискованного поведения. Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют, получал ли он антиретровирусную терапию. Если пострадавшая – женщина, необходимо провести тест на беременность и выяснить, не кормит ли она грудью ребенка. При отсутствии уточняющих данных постконтактную профилактику начинают немедленно, при появлении дополнительной информации схема корректируется.

Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретро¬вирусными препаратами, в соответствии с СП 3.1.5. 2826-10:

Пункт 8.3.3.3: Решение о проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией принимает врач, ответственный за ведение пациентов с ВИЧ-инфекцией в ЛПУ, где произошла аварийная ситуация. В выходные, праздничные дни и в ночную смену дежурный врач отделения, где произошла аварийная ситуация, с последующим направлением пострадавшего сотрудника на консультацию в БУЗ УР "УРЦ СПИД и ИЗ" к врачу–инфекционисту для коррекции АРВТ.

Пункт 8.3.3.3.1: Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.

В каждом ЛПУ должен быть определен приказом главного врача специалист ответственный за хранение АРВП, должно быть определено место хранения АРВП с обеспечением их доступности круглосуточно, в том числе в ночное время и выходные дни.

Пункт 8.3.3.3.2: Стандартная схема постконтактной профилактики заражения ВИЧ – лопинавир/ритонавир + зидовудин/ламивудин. При отсутствии данных препаратов для начала химиопрофилактики могут использоваться любые другие антиретровирусные препараты; если невозможно сразу назначить полноценную схему ВААРТ, начинается прием одного или двух имеющихся в наличии препаратов. Использование невирапина и абакавира возможно только при отсутствии других препаратов. Если единственным из имеющихся препаратов является невирапин, должна быть назначена только одна доза препарата – 0,2 г (повторный его прием недопустим), затем при поступлении других препаратов назначается полноценная химиопрофилактика. Если химиопрофилактика начата с использованием абакавира, следует как можно быстрее провести исследование на реакцию гиперчувствительности к нему или провести замену абакавира на другой НИОТ.

Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями в соответствии с СП 3.1.5. 2826-10:

Пункт 8.3.3.3.3:

1. сотрудники ЛПУ должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю;

2. травмы, полученные медработниками, и повлекшие за собой хотя бы 1 день нетрудоспособности или перевод на другую работу должны учитываться в каждом ЛПУ и актироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве (в 3-х экземплярах), на основании постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 №73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"

4. необходимо провести эпидрасследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей;

Пункт 8.3.3.3.4:

Все ЛПУ должны быть обеспечены или иметь при необходимости доступ к экспресс-тестам на ВИЧ и антиретровирусным препаратам. Запас антиретровирусных препаратов должен храниться в любом ЛПУ с таким расчетом, чтобы обследование и лечение могло быть организовано в течение 2 часов после аварийной ситуации. В ЛПУ должен быть определен специалист, ответственный за хранение антиретровирусных препаратов, место их хранения с доступом, в том числе, в ночное время и выходные дни.

Пункт 5.6:

Освидетельствование на ВИЧ-инфекцию пострадавшего медработника проводится с обязательным до - и послетестовым консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Пункт 5.7:

Консультирование должно проводиться обученным специалистом (желательно врачом-инфекционистом, врачом-эпидемиологом или психологом) и включать основные положения, касающиеся тестирования на ВИЧ, возможные последствия тестирования, определение наличия или отсутствия индивидуальных факторов риска, оценку информированности освидетельствуемого по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, предоставление информации о путях передачи ВИЧ и способах защиты от заражения ВИЧ, видов помощи доступных для инфицированного ВИЧ.

Пункт 5.8:

При проведении дотестового консультирования необходимо заполнить форму информированного согласия на проведение освидетельствования на ВИЧ-инфекцию в двух экземплярах, одна форма выдается на руки обследуемому, другая сохраняется в ЛПУ.

Наблюдение за контактировавшими, получающим химиопрофилактику заражения ВИЧ.

Для выявления нежелательных явлений, связанных с приемом препаратов, проводят лабораторное обследование: общий анализ крови, биохимический анализ крови (о. билирубин, АЛТ, АСТ, амилаза/липаза). Рекомендуемая кратность обследования: через 2 недели, затем через 4 недели от начала химиопрофилактики.

Пострадавшему рекомендуют до конца срока наблюдения использовать презерватив, отказаться от донорства, принять меры по предупреждению наступления беременности, отказаться от кормления грудью.

Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 30.11.2020 № ҚР ДСМ-225/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 96) пунктом 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" и пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:

в Правилах оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан, утвержденных указанным приказом:

пункты 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"3. Для получения государственной услуги "Вызов скорой медицинской помощи" физическое лицо (далее - услугополучатель) звонит на номер "103" субъектов здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь (далее - услугодатель).

Основные требования к оказанию государственной услуги приведены в стандарте государственной услуги "Вызов скорой медицинской помощи" согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Услугодатель вносит данные о стадии оказания государственной услуги в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг в соответствии с подпунктом 11) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах.

4. Диспетчер ССМП принимает на пульте "103" все вызовы от граждан при нарушении состояния здоровья в соответствии с Алгоритмом по приему, обработке и передаче вызовов согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Время обработки вызова с момента его получения диспетчером ССМП составляет пять минут, в течение которого проводится сортировка по категории срочности вызова.

5. Скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими и специализированными (врачебными) бригадами, состав которых определен согласно приложению 3 к настоящим Правилам.";

пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Принятые диспетчером ССМП вызовы подразделяются на 4 (четыре) категории срочности согласно приложению 4 к настоящим Правилам:

1) вызов 1 (первой) категории срочности – состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее оказания немедленной медицинской помощи;

2) вызов 2 (второй) категории срочности – состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без оказания медицинской помощи;

3) вызов 3 (третьей) категории срочности – состояние пациента, представляющую потенциальную угрозу для здоровья без оказания медицинской помощи;

4) вызов 4 (четвертой) категории срочности – состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента.";

пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Время прибытия фельдшерских и специализированных (врачебных) бригад до места нахождения пациента с момента получения вызова от диспетчера ССМП составляет:

1 категория срочности – до десяти минут;

2 категория срочности – до пятнадцати минут;

3 категория срочности – до тридцати минут;

4 категория срочности – до шестидесяти минут.";

пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. Вызовы 4 категории срочности обслуживаются на уровне отделения СМП при ПМСП. В организациях ПМСП с прикрепленным населением менее двадцати тысяч человек обслуживание вызовов 4 категории срочности допускается путем передачи данной услуги в аутсорсинг в медицинские организации или субъекты здравоохранения, имеющие лицензию на оказание скорой медицинской помощи, в соответствии со строкой 15 приложения 1 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".";

пункт 17 изложить в следующей редакции:

пункт 25 изложить в следующей редакции:

"25. Приемное отделение стационара, оказывающее скорую медицинскую помощь, организует работу согласно приложению 5 к настоящим Правилам.";

пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30. Пациенты первой группы поступают в палату интенсивной терапии, где реаниматолог продолжает реанимационную помощь, проведенную ранее специалистами скорой медицинской помощи. В случае проведения экстренной операции реаниматолог проводит общий наркоз, регионарную анестезию, местную анестезию в условиях операционной приемного покоя с дальнейшей транспортировкой пациента в отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии для пробуждения.";

пункт 38 изложить в следующей редакции:

"38. В структуру областных ССМП входят станция СМП, оказывающая СМП и медицинскую помощь, связанную с транспортировкой квалифицированных специалистов и (или) больного санитарным автотранспортом, подстанции СМП, районные отделения СМП и отделение санитарной авиации. В структуру ССМП городов республиканского значения и столицы входят станция СМП и подстанции СМП.";

пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинскими изделиями и лекарственными средствами согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

Также, в целях оказания качественной медицинской помощи специалисты ССМП оснащаются мобильными камерами.";

пункт 44 изложить в следующей редакции:

"44. Специалисты ССМП и отделений СМП при ПМСП проходят обучение по международным признанным стандартам оказания скорой и неотложной помощи: "Базовая реанимация" – Basic Life Support (BLS), "Расширенная сердечно-легочная реанимация" – Advanced Cardiac Life Support (ACLS), "Расширенная сердечно-легочная реанимация в педиатрии" –Pediatric Advanced Life Support (PALS), "Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах" – Prehospital Trauma Life Support (PHTLS), "Неонатальная реанимация" – Neonatal Resusсitation Program (NRP). В целях отработки практических навыков специалистами областных и городских станций скорой помощи по оказанию экстренной медицинской помощи на базе областных и городских ССМП организуются симуляционные кабинеты.

Симуляционный кабинет оснащается учебно-наглядными пособиями, приспособлениями для практических занятий по дисциплине и минимальным перечнем симуляционного оборудования согласно приложению 7 к настоящим Правилам.";

дополнить пунктами 52, 53, 54, 55, 56, 57 следующего содержания:

"52. Обучение специалистов ССМП и отделений СМП при ПМСП проводится с привлечением инструкторов и (или) тренеров, имеющих сертификат международного уровня с использованием официальных учебных материалов по соответствующим стандартам. Специалисты, прошедшие обучение, получают международно признанные сертификаты, с присвоением регистрационного номера в базе международной организации, разрабатывающей данные стандарты.

53. Водители выездных бригад и младший медицинский персонал проходят обучение навыкам оказания первой помощи и базовой реанимации – Basic Life Support (BLS) каждые два года с получением соответствующего сертификата, в соответствии с международными стандартами. Водители выездных бригад дополнительно проходят обучение по безопасному вождению.

54. Санитарный автотранспорт медицинских организаций, оказывающих СМП в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, имеют надпись "103", "Скорая медицинская помощь", "Медициналық жедел жəрдем", "Medisinalyq jedel járdem" и "Ambulance".

55. На санитарном автотранспорте СМП субъектов здравоохранения Республики Казахстан, относящимся к государственным юридическим лицам и (или) оказывающих услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи наносятся цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы.

56. В часы наибольшего движения городского автотранспорта организуется дежурство дополнительных бригад СМП по решению местных исполнительных органов. Для обслуживания населения при проведении общественных мероприятий и иных случаях дежурства осуществляются на договорной основе.

57. Бригада СМП обслуживает вызов без выписки рецептов на лекарственные средства, без выдачи листов о временной нетрудоспособности, без проведения освидетельствования факта смерти и выдачи заключения о смерти.";

дополнить главой 3 следующего содержания:

"Глава 3. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) его должностных лиц по вопросам оказания государственной услуги.

Подтверждением принятия жалобы является ее регистрация (штамп, входящий номер и дата) в канцелярии услугодателя, Национального координационного центра экстренной медицины или Министерства. После регистрации жалоба направляется руководителю услугодателя, Национального координационного центра экстренной медицины или Министерства для определения ответственного исполнителя и принятия соответствующих мер.

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя, подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. День регистрации жалобы не входит в срок ее рассмотрения. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется услугополучателю по почте либо выдается нарочно в канцелярии услугодателя.

В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель обращается с жалобой в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг, рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

59. В случаях несогласия с результатами оказанной государственной услуги, услугополучатель обращается в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";

приложение 1 изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

приложение 2 изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

правый верхний угол приложения 1 к Правилам оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан изложить в следующей редакции:

Приложение 3
к Правилам оказания скорой
медицинской помощи
в Республике Казахстан;

правый верхний угол приложения 2 к Правилам оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан изложить в следующей редакции:

Приложение 4
к Правилам оказания скорой
медицинской помощи
в Республике Казахстан;

правый верхний угол приложения 3 к Правилам оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан изложить в следующей редакции:

Приложение 5
к Правилам оказания скорой
медицинской помощи
в Республике Казахстан;

правый верхний угол приложения 4 к Правилам оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан изложить в следующей редакции:

Приложение 6
к Правилам оказания скорой
медицинской помощи
в Республике Казахстан;

дополнить приложением 6 согласно приложению 6 к настоящему приказу;

дополнить приложением 7 согласно приложению 6 к настоящему приказу.

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л. М.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан
Е. Биртанов

"СОГЛАСОВАНО"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

"СОГЛАСОВАНО"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности Республики Казахстан

Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 30.11.2020 № ҚР ДСМ-225/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 96) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

3. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет–ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л. М.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан Е. Биртанов

Министр внутренних дел

_______________ К. Касымов

10 января 2018 года

Приложение
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 8 января 2018 года № 2
Утверждены приказом
Министра
здравоохранения
Республики Казахстан
от 3 июля 2017 года № 450

Правила оказания скорой

медицинской помощи в Республике Казахстан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 96) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) и определяют порядок оказания скорой медицинской помощи в Республике Казахстан.

2. В настоящих правилах используются:

1) неотложная медицинская помощь (далее – НМП) – медицинская помощь при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;

2) скорая медицинская помощь (далее – СМП) – форма предоставления медицинской помощи при возникновении заболеваний и состояний у взрослого и детского населения, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью и (или) устранения угрозы жизни, а также при необходимости транспортировки органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации;

3) экстренная медицинская помощь – медицинская помощь, требующая безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний.

Глава 2. Порядок оказания скорой медицинской помощи

3. Диспетчер станции скорой медицинской помощи (далее – ССМП) принимает на пульте "103" все вызовы от граждан при нарушении состояния здоровья. При поступлении вызова в диспетчерскую службу ССМП, фиксируются следующие данные:

фамилия, имя, отчество (при его наличии), возраст и пол пациента;

данные по состоянию пациента и обстоятельства несчастного случая, травмы или заболевания;

адрес и телефон, а также ориентировочные данные по проезду к месту нахождения пациента.

4. Время обработки вызова с момента его получения диспетчером ССМП до передачи для обслуживания бригаде СМП составляет пять минут, в течение которого проводится сортировка по категории срочности вызова.

5. Скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими и специализированными (врачебными) бригадами, состав которых определен согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

6. Бригады ССМП подчиняются старшему врачу смены ССМП.

7. В сельских населенных пунктах для обслуживания вызовов СМП диспетчером районной подстанции ССМП привлекаются специалисты и санитарный автотранспорт ближайших медицинских организаций.

8. Принятые диспетчером ССМП вызовы подразделяются на 4 (четыре) категории срочности согласно приложению 2 к настоящим Правилам:

1) вызов 1 (первой) категории срочности – состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее оказания немедленной медицинской помощи;

2) вызов 2 (второй) категории срочности – состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без оказания медицинской помощи;

3) вызов 3 (третьей) категории срочности – состояние пациента, представляющую потенциальную угрозу для здоровья без оказания медицинской помощи;

4) вызов 4 (четвертой) категории срочности – состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента.

9. При поступлении вызовов 1, 2, 3 категории срочности диспетчер ССМП посредством автоматизированной системы управления передает вызова фельдшерским и специализированным (врачебным) бригадам ССМП.

10. При поступлении вызовов 4 категории срочности диспетчер ССМП посредством автоматизированной системы управления передает вызова фельдшерским и специализированным (врачебным) бригадам отделения скорой медицинской помощи при первичной медико – санитарной помощи (далее – отделение СМП при ПМСП).

11. Время прибытия фельдшерских и специализированных (врачебных) до места нахождения пациента с момента получения вызова от диспетчера ССМП составляет:

1 категория срочности – до десяти минут;

2 категория срочности – до пятнадцати минут;

3 категория срочности – до тридцати минут;

4 категория срочности – до шестидесяти минут.

12. Фельдшерские и специализированные (врачебные) бригады отделения СМП при ПМСП оказывают медицинскую помощь прикрепленному населению и лицам, находящимся в зоне обслуживания ПМСП круглосуточно.

13. Вызовы 4 категории срочности обслуживаются как на уровне отделения СМП при ПМСП, так и путем передачи данной услуги в аутсорсинг в медицинские организации или (субъекты здравоохранения), имеющим государственную лицензию на оказание скорой или неотложной медицинской помощи, в соответствии со строкой 15 приложения 1 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".

14. При угрозе жизни и здоровью сотрудников бригад ССМП и отделения СМП при ПМСП обслуживание вызова осуществляется в присутствии представителей территориальных органов внутренних дел.

В случае отсутствия представителей территориальных органов внутренних дел бригады ССМП и отделения СМП при ПМСП оповещают диспетчерскую службу о риске угрозы жизни и здоровью посредством рации и (или) мобильной связи. Дальнейшее обслуживание вызова осуществляется в присутствии представителей территориальных органов внутренних дел.

15. По результатам данных осмотра, инструментальной диагностики, динамики состояния пациента на фоне или после проведенных лечебных мероприятий, в соответствии с предварительным диагнозом, отражающим причины данного состояния, фельдшером или врачом бригады ССМП или отделения СМП при ПМСП принимается одно из следующих решений:

транспортировка пациента в медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь (далее – стационар);

пациент оставлен на месте вызова;

пациент оставлен на дому (по месту проживания).

16. В случае оставления пациента, не нуждающегося в госпитализации, на месте вызова или на дому, бригадой ССМП или отделения СМП при ПМСП предоставляются медицинские рекомендации для дальнейшего обращения в организацию ПМСП (по месту жительства или прикрепления).

18. В случае принятия решения бригадой ССМП или отделения СМП при ПМСП о транспортировке пациента в стационар, диспетчерская служба ССМП информирует приемное отделение стационара о доставке пациента.

19. Транспортировка пациента при угрозе его жизни осуществляется в ближайшую медицинскую организацию, имеющую ресурсы предоставления квалифицированной, специализированной медицинской помощи и высокотехнологичные медицинские услуги.

20. При транспортировке пациента в стационар допускается его сопровождение (не более одного человека) в санитарном автотранспорте.

21. Фельдшер или врач бригады ССМП или отделения СМП при ПМСП отмечает время доставки пациента в карте вызова скорой и неотложной медицинской помощи по форме № 110/у, утвержденной Приказом № 907.

22. По прибытию в стационар, фельдшер или врач бригады ССМП или отделения СМП при ПМСП передает врачу приемного отделения сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи по форме № 114/у, утвержденной Приказом № 907.

23. После передачи пациента фельдшер или врач бригады ССМП или отделения СМП при ПМСП информирует диспетчера ССМП об окончании вызова.

24. Время пребывания бригады ССМП или отделения СМП при ПМСП в приемном отделении стационара не должно превышать 10 минут (время для передачи пациента врачу приемного отделения) с момента ее прибытия в стационар, за исключением случаев необходимости оказания скорой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

25. Приемное отделение стационара, оказывающее скорую медицинскую помощь организует работу согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

26. После передачи бригадами СМП или отделения СМП при ПМСП пациента в приемное отделение стационара медицинская сестра проводит распределение поступающих пациентов (медицинскую сортировку по Триаж системе) на группы, исходя из первоочередности оказания экстренной медицинской помощи.

27. Медицинская сортировка по Триаж системе проводится непрерывно и преемственно. Весь процесс оценки состояния одного пациента занимает не более 60 секунд. По завершению оценки, пациенты помечаются цветом одной из категорий сортировки, в виде специальной цветной бирки либо цветной ленты.

28. Согласно медицинской сортировки, условно выделяют 3 группы пациентов:

первая группа (зеленая зона) – пациенты, нуждающиеся в незначительной медицинской помощи, отпускаемые домой для дальнейшего амбулаторного лечения, а также пациенты, поступающие на плановую госпитализацию;

вторая группа (желтая зона) – пациенты, не требующие экстренной и неотложной медицинской помощи, находящиеся на койке в приемном отделении (либо оставляемые под наблюдением в приемном отделении на несколько часов), а также для уточнения и дифференцировки диагноза;

третья группа (красная зона) – пациенты, нуждающиеся в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи в приемном отделении.

29. По результатам медицинской сортировки по Триаж системе пациент направляется в соответствующую зону приемного отделения для врачебного осмотра.

30. Пациенты третьей группы поступают в палату интенсивной терапии, где реаниматолог продолжает реанимационную помощь, проведенную ранее специалистами скорой медицинской помощи. В случае проведения экстренной операции реаниматолог проводит общий наркоз, регионарную анестезию, местную анестезию в условиях операционной приемного покоя с дальнейшей транспортировкой пациента в отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии для пробуждения.

31. После стабилизации состояния пациент госпитализируется в профильное отделение стационара.

32. Пациент с подозрением на инфекционное заболевание помещается в бокс для мониторинга состояния и определения дальнейшей тактики ведения больного. В случае массового поступления пациентов для правильного разделения больных с подозрением на инфекционные заболевания (острые респираторные вирусные инфекции и кишечные заболевания), один из смотровых кабинетов перепрофилируется в инфекционный бокс.

33. При госпитализации пациента в стационар медицинская сестра заполняет медицинскую карту стационарного больного по форме № 003/у, утвержденной Приказом № 907 и сопровождает пациента в профильное отделение.

35. Для обеспечения беспрепятственного проезда санитарного автотранспорта, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Об утверждении Правил дорожного движения, основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным светографическим схемам", санитарный транспорт с момента выезда бригады СМП до места вызова и во время транспортировки пациента в стационар подает специальный звуковой сигнал (сирена) на максимальном уровне и включает проблесковый маячок синего и (или) красного цвета.

36. Один санитарный автомобиль вводится из расчета на 10 тысяч населения и менее, с учетом обращаемости населения. Санитарный автотранспорт оснащается радиосвязью и навигационной системой.

37. Оказание скорой медицинской помощи бригадами отделения СМП при ПМСП предусматривает использование неспециализированного легкового автомобиля медицинской помощи организации ПМСП, обеспечивающего своевременную доставку бригады к месту вызова пациента.

38. В структуру областных ССМП входят станция СМП, подстанции СМП и отделения санитарной авиации.

39. В составе ССМП областей, города республиканского значения и столицы создаются Call–центры (колл-центры), которые обеспечиваются средствами оперативной связи со службами органов внутренних дел и гражданской защиты населения региона, подстанциями СМП, отделениями СМП при ПМСП, приемными отделениями медицинских организаций и информируют население по вопросам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

40. ССМП областей, города республиканского значения и столицы оборудуются автоматизированными системами управления по приему и обработке вызовов и системами, позволяющими вести мониторинг за автотранспортом СМП посредством навигационных систем, а также системой компьютерной записи диалогов с абонентами и автоматическим определителем номера телефона, с которого поступает вызов. Хранение записей диалогов осуществляется не менее 6 месяцев.

41. ССМП областей, города республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинским оборудованием, изделиями медицинского назначения, лекарственными средствами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

42. В режиме чрезвычайной ситуации ССМП областей, города республиканского значения и столицы:

2) направляют в зону чрезвычайной ситуации бригады СМП по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

3) проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) экстренно предоставляют информацию в местный орган государственного управления здравоохранения области, города республиканского значения, столицы и Республиканский центр санитарной авиации.

Сноска. Утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 30.11.2020 № ҚР ДСМ-225/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 96) пунктом 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

в Правилах оказания скорой медицинской помощи, утвержденных указанным приказом:

пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Транспортировка пациента при угрозе его жизни (острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность) осуществляется в приемное отделение ближайшей медицинской организации, оказывающей экстренную стационарную медицинскую помощь.";

пункт 28 изложить в следующей редакции:

"28. Согласно медицинской сортировке, условно выделяют 3 группы пациентов:

первая группа (красная зона) – пациенты, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни или имеющие высокий риск ухудшения и требующие экстренной медицинской помощи;

вторая группа (желтая зона) – пациенты, состояние которых представляет потенциальную угрозу для здоровья или может прогрессировать с развитием ситуации, требующей экстренной медицинской помощи;

третья группа (зеленая зона) – пациенты, состояние которых не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья и не требует госпитализации.";

пункты 38, 39, 40, 41, 42 изложить в следующей редакции:

"38. В структуру областных и городских ССМП входят станция СМП, подстанции СМП, районные отделения СМП и отделения санитарной авиации.

39. В составе ССМП областей, городов республиканского значения и столицы создаются Call–центры (колл-центры), которые обеспечиваются средствами оперативной связи со службами органов внутренних дел и гражданской защиты населения региона, подстанциями СМП, отделениями СМП при ПМСП, приемными отделениями медицинских организаций и информируют население по вопросам оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

40. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы оборудуются автоматизированными системами управления по приему и обработке вызовов и системами, позволяющими вести мониторинг за санитарным автотранспортом посредством навигационных систем, а также системой компьютерной записи диалогов с абонентами и автоматическим определителем номера телефона, с которого поступает вызов. Хранение записей диалогов осуществляется не менее 2 лет.

41. ССМП областей, городов республиканского значения и столицы обеспечиваются медицинскими изделиями и лекарственными средствами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

42. В режиме чрезвычайной ситуации ССМП областей, городов республиканского значения и столицы:

2) направляют в зону чрезвычайной ситуации бригады СМП по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

3) проводят лечебно-эвакуационные мероприятия пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) экстренно предоставляют информацию о пострадавших при чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, происшествиях и случаях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также умерших от полученных травм в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местный орган государственного управления здравоохранения области, городов республиканского значения, столицы и Национальный координационный центр экстренной медицины.";

дополнить пунктами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51 следующего содержания:

"43. При чрезвычайной происшествии, с числом пострадавших 3 и более человек, бригада СМП первая прибывшая на место чрезвычайной ситуации в первую очередь осуществляет медицинскую сортировку.

По результатам медицинской сортировки (триаж) бригада СМП оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим с последующей транспортировкой в медицинские организации по показаниям.

44. Экстренная медицинская помощь оказывается специалистами, прошедшими обучение по международным признанным стандартам оказания скорой и неотложной помощи: "Базовая реанимация" - Basic Life Support (BLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация" - Advanced Cardiac Life Support (ACLS), "Расширенная сердечно - легочная реанимация в педиатрии" - Pediatric Advanced Life Support (PALS), "Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе при травмах" - Prehospital Trauma Life Support (PHTLS). В целях отработки практических навыков специалистами областных и городских станций скорой помощи по оказанию экстренной медицинской помощи на базе областных и городских ССМП организуются симуляционные кабинеты.

45. Для обеспечения доступности услуг скорой медицинской помощи сельскому населению, по решению местных органов государственного управления здравоохранения области в труднодоступных населенных пунктах (отсутствие дорожных покрытий, горная местность), участках, отдаленных от доступа медицинской помощи могут создаваться дополнительные подстанции (отделения) областных ССМП.

46. В целях обеспечения оперативной работы медицинского персонала, рационального использования санитарного автотранспорта и медицинского оборудования санитарный автотранспорт подразделяется на следующие классы:

класс А: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий и транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами в сопровождении медицинского персонала;

класс В: санитарный автотранспорт, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе;

класс С: санитарный автотранспорт (реанимобиль), предназначенный для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии силами специализированной бригады, а также транспортировки пациентов по линии санитарной авиации.

47. При отсутствии санитарного автотранспорта необходимого класса выезд бригады осуществляется на имеющемся свободном санитарном автотранспорте. Выездная бригада продолжает проведение лечебных мероприятий до приезда санитарного автотранспорта необходимого класса или обеспечивает транспортировку пациента в ближайшую медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь.

48. Использование санитарного автотранспорта в немедицинских целях не допускается. Первый руководитель ССМП обеспечивает соблюдение данного пункта.

49. Отделение санитарной авиации оказывает медицинские услуги на региональном и межрегиональном уровнях посредством санитарного автотранспорта.

Основаниями для использования санитарного транспорта отделения санитарной авиации являются:

доставка квалифицированных специалистов для оказания медицинской помощи (консультация и/или операция) в медицинскую организацию по месту нахождения пациента (ов) из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) квалифицированного специалиста (ов), соответствующей специальности и (или) квалификации;

транспортировка пациента(ов) из медицинской организации районного уровня в медицинскую организацию городского, областного, республиканского уровней для оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи;

транспортировка пациента (ов) и мобильной бригады санитарной авиации (МБСА) санитарным автотранспортом между аэропортом и медицинской организацией при выполнении оперативной заявки на воздушном судне;

доставка органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию.

50. Диспетчер отделения санитарной авиации принимает заявку на медицинскую услугу от медицинской организации, оказывающей стационарную помощь и передает врачу-координатору отделения санитарной авиации.

51. Врач-координатор отделения санитарной авиации:

изучает поступившую заявку, медицинскую документацию пациента;

определяет объем медицинской услуги;

формирует состав МБСА в соответствии с профилем патологии пациента (ов);

организовывает транспортировку (доставку) санитарным автотранспортом квалифицированных специалистов (МБСА), пациента(ов), органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации, биоматериала.";

приложение 3 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

приложение 4 изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л. М.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Е. Биртанов

Приложение 1
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от _______ марта 2019 года
№ _____________
Приложение 3
к Правилам оказания
скорой медицинской в
Республике Казахстан

Организация работы приемного отделения стационара, оказывающего экстренную медицинскую помощь

1. Приемное отделение - является структурным подразделением медицинской организации, оказывающим стационарную помощь, в котором осуществляется прием пациентов с экстренными показаниями.

2. Для госпитализации пациентов устанавливаются свободные подъездные пути, и обеспечивается свободный доступ (доставку) пациента в приемное отделение до соответствующего этапа оказания медицинской помощи (отсутствие порогов, свободные лифты, открытые двери).

3. Основные функции отделения:

оказание экстренной медицинской помощи в круглосуточном режиме; проведение сортировки пациентов по триаж - системе;

поддержание связи и взаимодействие с экстренными службами при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к массовому поступлению пациентов.

4. В структуре приемного отделения организуются:

1) пост регистрации (регистратура - диспетчерская);

2) пост для наблюдения за пациентами;

3) смотровые зоны с функциональными каталками/кроватями с учетом результатов медицинской сортировки по триаж системе;

4) операционный зал для экстренного оперативного вмешательства;

6) палаты кратковременного пребывания больных (диагностические палаты) для оказания экстренной медицинской помощи с момента поступления до установления показаний к госпитализации и предварительного диагноза;

7) палата (ы) интенсивной терапии (далее – ПИТ);

8) зоны для проведения лабораторной, рентгенологической, ультразвуковой и эндоскопической диагностики;

9) зоны осмотра амбулаторных пациентов;

10) изолятор для лиц с подозрением на инфекционное заболевание.

5. В приемном отделении предусматриваются: сортировочная площадка, зона для размещения каталок, ожидания пациентов, сопровождающих лиц, санитарной обработки пациентов, поступивших в приемное отделение.

6. Все смотровые зоны оснащаются мобильными функциональными каталками/кроватями, которые отделены друг от друга межкроватными ширмами. Возле каталок/кроватей располагается мобильное диагностическое оборудование.

7. В приемном отделении используются мобильные, передвижные, портативные аппараты для лабораторных методов обследования, компактные автоматические гематологические анализаторы, автоматические анализаторы мочи для проведения срочной диагностики рядом с пациентом в палате.

8. ПИТ оснащается реанимационными функциональными каталками/кроватями, необходимыми лекарственными средствами и медицинскими изделиями для оказания реанимационной помощи.

9. Операционный зал для экстренного оперативного вмешательства оснащается медицинским оборудованием, лекарственными средствами и медицинскими изделиями для проведения операций любой сложности.

10. При проведении медицинской сортировки по триаж - системе применяется цветовая кодировка. Для сортировки применяются красные, желтые и зеленые цвета в зависимости от приоритета по осмотру, обследованию и лечению.

11. Пациенты, которым не требуется обследование, направляются в зеленую зону. Пациенты, которым требуется обследование в приемном отделении, направляются в желтую зону. Пациенты в критическом состоянии без медицинской сортировки и регистрации напрямую направляются в красную зону.

12. В красной зоне присутствие сопровождающих лиц не допускается.

13. Требуемые образцы (материалы) для обследования и анализов берутся в желтой и красной зонах на месте нахождения пациента и направляются в соответствующие отделения в сопровождении персонала.

14. В приемном отделении не допускается доставка биоматериалов пациентами и их близкими.

15. Пациент не направляется в другую медицинскую организацию, если в медицинской организации, в которую он обратился или доставлен, имеются все ресурсы для оказания экстренной медицинской помощи.

16. Пациенты с жизнеугрожающими состояниями не подлежат транспортировке в другую медицинскую организацию.

17. Медицинская организация, куда направляется пациент, принимает необходимые меры для приема пациента и начать лечение без задержки.

18. При выявлении факта контагиозных инфекций или особо опасных инфекций в результате сортировки, пациента помещают в специальный бокс, изолированный от других помещений приемного покоя для наблюдения и оказания экстренной медицинской помощи.


Основная задача скорой – купировать острое состояние (то есть облегчить симптомы болезни или же сохранить пациенту жизнь до прибытия в стационар), не давая никаких рекомендаций относительно дальнейшего лечения.

Скорая медицинская помощь (далее - СМП) – является формой предоставления медицинской помощи при возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью и (или) устранения угрозы жизни, а также при необходимости транспортировки органов (части органов) для последующей трансплантации;

Экстренная медицинская помощь – является формой медицинской помощи, требующей безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний.

Неотложная медицинская помощь – является формой медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни и здоровью пациента;

Отделение неотложной медицинской помощи при первичной медико – санитарной помощи (далее – ПМСП) – структурное подразделение организации ПМСП, оказывающее круглосуточную неотложную медицинскую помощь прикрепленному населению;

Совсем другой вид помощи оказывают врачи общей практики на дому. Помимо оказания неотложной помощи, они определяют терапевтическую тактику и наблюдают пациента вплоть до момента его выздоровления. При необходимости доктор может сразу взять анализы или принять решение о госпитализации. Если человек страдает серьезными хроническими заболеваниями, то ему желательно иметь на руках анализы и данные инструментальных исследований за предыдущие периоды лечения.

Скорая медицинская помощь предоставляется также услугами санитарной авиации и включает в себя.

Санитарная авиация (далее - СА) – форма предоставления экстренной медицинской помощи населению при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия специалистов соответствующей квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента и (или) медицинского оборудования, либо транспортировки больного, а также органов (части органов) и тканей для последующей трансплантации в соответствующую медицинскую организацию воздушным и наземным транспортом;

Категории срочности вызовов по скорой и неотложной медицинской помощи.

Все поводы вызовов подразделяются на 4 (четыре) категории срочности:

1) повод вызова 1 категории срочности – состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее немедленной медицинской помощи. Прибытие скорой помощи до 10 минут.

2) повод вызова 2 категории срочности – состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без медицинской помощи. Прибытие скорой помощи до 15 минут.

3) повод вызова 3 (третьей) категории срочности – состояние пациента, представляющую потенциальную угрозу для здоровья без медицинской помощи. Прибытие скорой помощи до 30 минут.

4) повод вызова 4 (четвертой) категории срочности – состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью больного. Прибытие скорой помощи до 60 минут.

С целью оценки состояния пациента и определения объема медицинской помощи бригадами СМП проводится медицинская сортировка по 3Н – системе (Триаж – системе). Различают три уровня оказания скорой медицинской помощи:

1) красный уровень – относятся вызовы 1 – 2 категории срочности, обслуживаемые на уровне станции скорой медицинской помощи;

2) желтый уровень – относятся вызовы 3 категории срочности, обслуживаемые на уровне станции скорой медицинской помощи;

3) зеленый уровень – относятся вызовы 4 категории срочности, обслуживаемые на уровне отделений НМП при ПМСП.

3. Время обработки вызова с момента получения вызова диспетчером СМП до передачи для обслуживания бригаде СМП составляет 5 минут.

Читайте также: