Приоритетная проблема при хроническом гепатите
Обновлено: 17.04.2024
ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", МДК 02.01. "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях", "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".
Вложение | Размер |
---|---|
vg_kiro.docx | 111.81 КБ |
sestrinskiy_uhod_pri_virusnom_gepatite.pdf | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ. МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
Выполнила: Давыдова Галина Михайловна,
преподаватель высшей квалификационной категории
слушатель группы 2-15 Впб
Травкина Наталья Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования ОГБУ ДПО КИРО
__________________ Травкина Н. Н.
В современных условиях значительно изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно – педагогических условий, позволяющих формировать
- глубокие теоретические знания,
- профессионально важные качества,
- готовность к приобретению многофункциональных умений.
Актуальность проблемы формирования общей и профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена объективными потребностями общества, перспективой развития здравоохранения.
Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.
- Организация учебного кабинета доклинической практики (1 рабочее место на каждого студента или одно на двоих), имитация сестринского поста, процедурной, больничной палаты с соответствующим медицинским оснащением и документацией и есть первостепенная задача преподавателя.
- Рациональное использование педагогических технологий, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи.
Наличие у студентов базовых знаний позволяет преподавателю максимально использовать активные и интерактивные технологии с целью создания условий для формирования ОК и ПК у студентов, совершенствовать практические навыки по уходу за инфекционными больными:
клинических задач, проблемных ситуаций,
- игровые методы, тренинги на муляжах,
- ИКТ.
На практических занятиях каждому студенту предлагается типичная задача, содержащая субъективные, объективные данные, эпидемиологический анамнез. Клинические симптомы, описанные в задаче обязательно иллюстрируются. Решенные задачи обсуждаются, анализируются.
В процессе решения задач и выполнения манипуляций детализируются фрагменты профессиональной деятельности, например, ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации" (кровь попала на слизистую оболочку глаза, на кожу руки), дает возможность преподавателю контролировать знания нормативных документов, умение работать с ними.
Используя один из принципов обучения "от простого к сложному" преподаватель уделяет внимание знанию медицинской терминологии. Повторяется терминология в определенной последовательности, чтобы обеспечить ее естественную интеграцию в изучаемую тему, построив на этом осознанное восприятие изучаемой патологии. Знание терминологии позволяет преподавателю оценить степень понимание студентами патологии от общей характеристики, этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, до исхода заболевания.
В основном структура практического занятия не претерпевает значительных изменений, но для достижения поставленных целей должны быть смещены акценты с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность студентов, организацию партнерства между участниками образовательного процесса.
Значимыми акцентами также являются усиление роли этапов мотивации, целеполагания и рефлексии.
Тема:"Сестринский уход при вирусном гепатите В"
Форма организации учебного процесса: практическое занятие (работа в микрогруппах, само- и взаимоконтроль.
Тип занятия : применение знаний и умений в моделируемых условиях.
- Учебная- создать условия для осознанного выбора сестринских мероприятий по уходу за пациентом с диагнозом Вирусный гепатит В и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
- Развивающая- развивать самостоятельное клиническое мышление, речь студентов, творческие способности личности, овладение приемами сестринской педагогики.
- Воспитательная- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.
Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.
ПМ02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах". Сестринский уход в терапии. Лабораторная диагностика.
В результате изучения темы студент должен:
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом с диагнозом: Вирусный гепатит;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
вести утвержденную документацию.
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
принципы применения лекарственных средств;
Результаты освоения профессионального модуля.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть
ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.
Место проведения : Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.
Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, вакцины, лабораторная посуда. Сан.пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал: тестовые задания, задачи.
Хронокарта практического занятия 315 мин.
1. Организационный момент - 3мин.
2. Мотивация темы - презентация "Анализ заболеваемости вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год - 7 мин.
3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 5 мин.
4.Контроль знаний 100 мин.
- контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);
5.Самостоятельная работа студентов – 150 мин.
- обсуждение вариантов решения(решали дома) ситуационной задачи - 45 мин.;
- выполнение манипуляций в моделируемых условиях- 40 мин.
- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации - 20 мин.
- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария" - 10 мин.
- выписывание рецептов - 20 мин.
ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", МДК 02.01. "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях", "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".
Вложение | Размер |
---|---|
vg_kiro.docx | 111.81 КБ |
sestrinskiy_uhod_pri_virusnom_gepatite.pdf | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ. МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
Выполнила: Давыдова Галина Михайловна,
преподаватель высшей квалификационной категории
слушатель группы 2-15 Впб
Травкина Наталья Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования ОГБУ ДПО КИРО
__________________ Травкина Н. Н.
В современных условиях значительно изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно – педагогических условий, позволяющих формировать
- глубокие теоретические знания,
- профессионально важные качества,
- готовность к приобретению многофункциональных умений.
Актуальность проблемы формирования общей и профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена объективными потребностями общества, перспективой развития здравоохранения.
Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.
- Организация учебного кабинета доклинической практики (1 рабочее место на каждого студента или одно на двоих), имитация сестринского поста, процедурной, больничной палаты с соответствующим медицинским оснащением и документацией и есть первостепенная задача преподавателя.
- Рациональное использование педагогических технологий, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи.
Наличие у студентов базовых знаний позволяет преподавателю максимально использовать активные и интерактивные технологии с целью создания условий для формирования ОК и ПК у студентов, совершенствовать практические навыки по уходу за инфекционными больными:
клинических задач, проблемных ситуаций,
- игровые методы, тренинги на муляжах,
- ИКТ.
На практических занятиях каждому студенту предлагается типичная задача, содержащая субъективные, объективные данные, эпидемиологический анамнез. Клинические симптомы, описанные в задаче обязательно иллюстрируются. Решенные задачи обсуждаются, анализируются.
В процессе решения задач и выполнения манипуляций детализируются фрагменты профессиональной деятельности, например, ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации" (кровь попала на слизистую оболочку глаза, на кожу руки), дает возможность преподавателю контролировать знания нормативных документов, умение работать с ними.
Используя один из принципов обучения "от простого к сложному" преподаватель уделяет внимание знанию медицинской терминологии. Повторяется терминология в определенной последовательности, чтобы обеспечить ее естественную интеграцию в изучаемую тему, построив на этом осознанное восприятие изучаемой патологии. Знание терминологии позволяет преподавателю оценить степень понимание студентами патологии от общей характеристики, этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, до исхода заболевания.
В основном структура практического занятия не претерпевает значительных изменений, но для достижения поставленных целей должны быть смещены акценты с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность студентов, организацию партнерства между участниками образовательного процесса.
Значимыми акцентами также являются усиление роли этапов мотивации, целеполагания и рефлексии.
Тема:"Сестринский уход при вирусном гепатите В"
Форма организации учебного процесса: практическое занятие (работа в микрогруппах, само- и взаимоконтроль.
Тип занятия : применение знаний и умений в моделируемых условиях.
- Учебная- создать условия для осознанного выбора сестринских мероприятий по уходу за пациентом с диагнозом Вирусный гепатит В и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
- Развивающая- развивать самостоятельное клиническое мышление, речь студентов, творческие способности личности, овладение приемами сестринской педагогики.
- Воспитательная- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.
Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.
ПМ02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах". Сестринский уход в терапии. Лабораторная диагностика.
В результате изучения темы студент должен:
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом с диагнозом: Вирусный гепатит;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
вести утвержденную документацию.
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
принципы применения лекарственных средств;
Результаты освоения профессионального модуля.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть
ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.
Место проведения : Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.
Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, вакцины, лабораторная посуда. Сан.пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал: тестовые задания, задачи.
Хронокарта практического занятия 315 мин.
1. Организационный момент - 3мин.
2. Мотивация темы - презентация "Анализ заболеваемости вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год - 7 мин.
3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 5 мин.
4.Контроль знаний 100 мин.
- контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);
5.Самостоятельная работа студентов – 150 мин.
- обсуждение вариантов решения(решали дома) ситуационной задачи - 45 мин.;
- выполнение манипуляций в моделируемых условиях- 40 мин.
- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации - 20 мин.
- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария" - 10 мин.
- выписывание рецептов - 20 мин.
Что такое гепатит А (болезнь Боткина)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 14 лет.
Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Маргарита Тихонова , научный редактор Сергей Федосов
Определение болезни. Причины заболевания
Вирусный гепатит А (Hepatitis A viruses, HAV) — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом гепатита А, клинически характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации, синдромом нарушения пигментного обмена, синдромами энтерита, холестаза, увеличением печени и в некоторых случая селезёнки, сопровождающееся нарушением функции печени, преимущественно доброкачественного течения.
Этиология
семейство — пикорнавирусы (Picornaviridae)
вид — вирус гепатита А (HAV)
Во внешней среде очень устойчив: при температуре окружающей среды около 4°C сохраняется несколько месяцев, при 2°C — несколько лет, при замораживании очень длительно, при комнатной температуре — несколько недель. В растворе хлорсодержащих средств (0,5-1 мг/л) гибнет в течение часа, при 2,0-2,5 мг/л — в течение 15 минут, ультрафиолетовое облучение приводит к гибели в течение минуты, при кипячении сохраняется до 5 минут. В кислой среде желудка не погибает.
Наиболее значимым маркером вирусного гепатита А являются антитела класса М (анти-HAV IgM), которые образуются в начальный период заболевания и выявляются до 5 месяцев. Появление анти-HAV IgG (маркера перенесённой ранее инфекции) начинается с 3-4 недели заболевания. Антиген вируса выявляется в каловых массах за 7-10 дней до начала манифестных (явно выраженных) проявлений болезни. [1] [2] [4]
Эпидемиология
Заражение гепатитом А происходит при контакте с источником инфекции — живым человеком (больной различными формами заболевания и вирусоноситель). Больные с типичными формами являются главным источником распространения вируса (от конца скрытого и всего желтушного периодов).
Ежегодно в мире регистрируется примерно 1,5 млн случаев заболевания (количество субклинических и бессимптомных форм сложно даже представить). Смертность по миру в 2016 г., по данным ВОЗ, составила 7134 человек [10] .
Условно существует территориальное распределение по уровням инфицирования населения: высокий, средний и низкий.
Районы с высоким уровнем инфицирования это преимущественно Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, Африка, Центральная Америка (плохие санитарные условия и низкий доход) — большинство населения к периоду взросления уже переболели и имеют иммунитет, вспышки болезни встречаются редко.
Районы со средним уровнем инфицирования — страны с переходной экономикой, развивающиеся, имеющие различия в санитарно-гигиенических условиях на территории одного региона, например Россия (большая часть населения к периоду взросления не болела и не имеет иммунитета к вирусу, возможны большие вспышки болезни).
Районы с низким уровнем инфицирования — развитые страны с высоким уровнем дохода и хорошими санитарно-гигиеническими условиями, например США, Канада, Европа, Австралия. Большинство людей не имеет иммунитета и не болела, вспышки случаются редко и чаще среди групп риска [7] .
В окружающую среду вирус выделяется преимущественно с фекалиями.
Механизм передачи: фекально-оральный (пути — водный, контактно-бытовой, пищевой), парентеральный (редко при переливании крови), половой (орально-анальный контакт).
Восприимчивость населения высокая.
Факторы риска заражения:
- высокая скученность населения;
- несоблюдение правил личной гигиены и правил хранения, обработки и приготовления продуктов питания;
- неудовлетворительное состояние объектов водоснабжения;
- бытовой очаг заболевания.
Кто находится в группе риска
- путешественники (особенно в страны жаркого климата и с плохими социальными условиями);
- гомосексуалисты;
- люди, употребляющие наркотики (любые), алкоголики;
- медработники (непривитые и не болевшие);
- бездомные;
- люди, имеющие постоянные контакты (в силу профессии или иных причин) с мигрантами из неблагополучных по гепатиту А регионов.
Характерна осенне-весенняя сезонность, повышенная привязанность к жарким южным регионам.
Иммунитет после перенесённого заболевания стойкий, пожизненный, то есть повторно заболеть нельзя [1] [3] [4] [7] [10] .
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!
Симптомы гепатита А
Заболевание начинается постепенно. Инкубационный период гепатита А протекает 7-50 дней.
Синдромы вирусного гепатита А:
- общей инфекционной интоксикации;
- нарушения пигментного обмена (желтуха);
- энтерита (воспаление слизистой тонкой кишки);
- холестаза (уменьшение количества желчи, поступающей в двенадцатиперстную кишку);
- гепатолиенальный (увеличение печени и селезёнки);
- отёчный;
- нарушения функции печени.
Типичное течение болезни — это желтушная форма болезни средней степени тяжести (устаревшее название — желтуха или болезнь Боткина).
Начальный период болезни (преджелтушный) имеет продолжительность от 2 до 15 дней и может протекать по нескольким вариантам:
При осмотре обнаруживается увеличение печени и, в меньшей степени, селезёнки, чувствительность края печени, повышение ЧСС (пульса), носовые кровотечения. В конце периода моча темнее, а кал становится светлее.
Следующий период (желтушный) длительностью около 7-15 дней характеризуется снижением выраженности симптомов предшествующего периода (то есть с появлением желтухи самочувствие улучшается). Усиливается желтушное окрашивание склер, кожных покровов и слизистой оболочки ротоглотки. Моча приобретает цвет тёмного пива, кал белеет. Присутствует общая слабость, недомогание, плохой аппетит, чувство тяжести и переполненности в правом подреберье, больной расчёсывает себя из-за зуда кожи (лихенификация), появляются петехии (мелкие кровоизлияния) на коже.
При врачебном исследовании выявляется увеличение печени и селезёнки, явственно положителен симптом Ортнера (болезненность при поколачивании ребром ладони по правой рёберной дуге), гипотония (может быть и нормотония), токсическая брадикардия (снижение ЧСС), появляются периферические отёки, возможны боли в суставах (артралгии).
Далее при благоприятном течении заболевания (которое наблюдается в большинстве случаев) происходит регресс клинической симптоматики, осветление мочи и потемнение кала, более медленное спадение желтушности кожи, склер и слизистых оболочек.
Под нетипичным течением болезни подразумеваются лёгкие безжелтушные формы гепатита А (отсутствие симптомов или лёгкая слабость без желтухи, тяжесть в правом подреберье), фульминантные формы.
Факторы, увеличивающие риск тяжёлого течения гепатита А:
Последствия для беременных
У беременных гепатит А протекает в целом несколько тяжелее, чем у небеременных. Примерно в 36 % случаев возможно развитие слабости родовой деятельности, преждевременные роды (31-37 неделя) и послеродовые кровотечения. Вирус не проникает через плаценту, то есть какого-то специфического действия на плод не оказывает. В грудном молоке вирус не содержится [1] [2] [4] [7] .
Патогенез гепатита А
Воротами для проникновения вируса является слизистая оболочка органов желудочно-кишечного тракта, где происходит его первичное размножение в эндотелиальной выстилке тонкого кишечника и мезентериальных лимфоузлах.
Далее происходит гематогенное распространение вирусных частиц и проникновение их в печень, где они локализуются в ретикулогистиоцитарных клетках Купфера и гепатоцитах. В результате этого происходит повреждение клеток:
- проникновение вируса в клетку;
- захват лизосомой;
- разрушение белковой оболочки вируса;
- сборка белков по программе вирусной РНК;
- встраивание этих белков в цитолемму клетки;
- образование патологических пор в оболочке клетки;
- поступление внутрь клетки ионов натрия и воды;
- баллонная дистрофия (разрушение ультраструктур клетки и образование крупных вакуолей) с последующим некрозом (его объём, как правило, ограничен);
- гибель клетки и лимфоцитарная иммунная реакция, приводящая к основному объёму поражения.
В дальнейшем вирус попадает в желчь, с ней он проникает в кишечник и выводится в окружающую среду с фекалиями. Вследствие компетентных реакций иммунной защиты размножение вируса заканчивается, и он покидает организм больного. [2] [3] [4]
Классификация и стадии развития гепатита А
По степени разнообразия проявлений выделяют две формы гепатита А:
- клинически выраженная (желтушная, безжелтушная, стёртая);
- субклиническая (инаппарантная).
По длительности течения также выделяют две формы гепатита А:
- острая циклическая (до трёх месяцев);
- острая затяжная (более трёх месяцев).
Степени тяжести гепатита А:
- лёгкая;
- среднетяжёлая;
- тяжёлая;
- фульминатная (молниеносная).
Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра), заболевание подразделяют на три вида:
- В15. Острый гепатит А;
- В15.0. Гепатит А с печёночной комой;
- В15.9. Гепатит А без печёночной комы. [2][4]
Осложнения гепатита А
Заболевание может привести к следующим осложнениям:
- печёночная кома (дисфункция центральной нервной системы, связанная с тяжёлым поражением печени — встречается крайне редко);
- холецистохолангит (выраженные боли в правом подреберье, нарастание желтухи и зуда кожи);
- гемолитико-уремический синдром, преимущественно у детей (гемолитическая анемия, тромбоцитопения, острая почечная недостаточность);
- развитие аутоиммунного гепатита I типа.
Гепатит А не приводит к формированию хронических форм, однако из-за выраженного воспалительного процесса возможно появление длительных резидуальных (остаточных) явлений:
- дискинезия (нарушение моторики) желчевыводящих путей;
- постгепатитная гепатомегалия (увеличение размеров печени из-за разрастания соединительной ткани);
- постгепатитный синдром (повышенная утомляемость, аснено-невротические проявления, тошнота, дискомфорт в правом подреберье). [1][5]
Диагностика гепатита А
Методы лабораторной диагностики:
- Клинический анализ крови — нормоцитоз или лейкопения, лимфо- и моноцитоз, нейтропения, СОЭ в норме или снижена.
- Биохимический анализ крови — повышение общего билирубина и в большей степени его связанной фракции (реакция Эрлиха), повышение аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы, снижение протромбинового индекса, повышение тимоловой пробы (снижение альбуминов и повышение гамма-глобулинов), повышение гамма-глутамилтранспептидазы, щелочной фосфатазы и другие показатели.
- Биохимический анализ мочи — появление уробилина и желчных пигментов за счёт прямого билирубина. Ранее, особенно в вооруженных силах, для выявления больных на начальной стадии практиковалось использование пробы Разина: утром производится опускание индикаторной полоски в мочу (при наличии уробилина она меняет цвет), и военнослужащий с подозрением на заболевание госпитализировался для углублённого обследования. Тест на уробилин становится положительным в самом начале заболевания — в конце инкубационного периода из-за болезни печёночной клетки.
- Серологические тесты — выявления анти-HAV IgM и анти-HAV IgG методом ИФА (иммуноферментного анализа) в различные периоды заболевания и HAV RNA с помощью ПЦР-диагностики (полимеразной цепной реакции) в острый период.
- Ультразвуковое исследование органов брюшной полости — увеличение печени и иногда селезёнки, реактивные изменения структуры печёночной ткани, лимфаденопатия ворот печени.
Обследование лиц, бывших в контакте с больным
Лица, контактирующие с больным вирусным гепатитом А, подлежат осмотру врачом-инфекционистом с последующим наблюдением до 35 дней со дня разобщения с больным. Наблюдение включает термометрию, осмотр кожных покровов, определение размеров печени и селезёнки, а также лабораторное обследование (АЛТ, общий билирубин, антитела классов М и G к вирусу гепатита А вначале и через три недели от первичного обследования).
Дифференциальная диагностика проводится со следующими основными заболеваниями:
- в начальный период: ;
- гастрит, гастроэнтероколит;
- полиартрит;
- энтеровирусная инфекция;
- в желтушный период: ;
- псевдотуберкулёз; ;
- желтухи другой этиологии (гемолитическая болезнь, токсические поражения, опухоли ЖКТ и другие заболевания);
- гепатиты другой этиологии (вирусные гепатиты В, С, Д, Е и другие, аутоиммунные гепатиты, болезнь Вильсона — Коновалова и т.п.) [1][2][3][4][9] .
Лечение гепатита А
Этиотропная терапия (направленная на устранение причины заболевания) не разработана.
Медикаменты
В зависимости от степени тяжести и конкретных проявлений назначается инфузионная терапия с глюкозо-солевыми растворами, обогащёнными витаминами. Показано назначение сорбентов, препаратов повышения энергетических ресурсов, при необходимости назначаются гепатопротекторы, в тяжёлых случаях — гормональные препараты, препараты крови, гипербарическая оксигенация и плазмаферез.
Нужна ли госпитализация
В случае лёгких форм гепатита А лечение может проводиться на дому (при наличии условий). Госпитализация потребуется, начиная со среднетяжёлых форм, лицам групп риска по тяжёлому течению, пациентам с осложнёнными формами, беременным и детям. Каких-либо особенностей при дальнейшем лечении вирусного гепатита А у детей нет.
Режим постельный или полупостельный. При гепатите А нарушаются процессы образования энергии в митохондриях, поэтому предпочтителен длительный отдых.
Лечение в стационаре и выписка
Лечение гепатита А проходит в инфекционном отделении больницы. Выписка пациентов происходит после появления стойкой и выраженной тенденции к клиническому улучшению, а также улучшения лабораторных показателей.
Критерии выписки больных:
- стойкая и выраженная тенденция к клиническому улучшению (отсутствие интоксикации, уменьшение размеров печени, регресс желтухи);
- стабильное улучшение лабораторных показателей (нормализация уровня билирубина, значительное снижение уровня АЛТ и АСТ).
При неосложнённых формах реконвалесценты (выздоравливающие больные) подлежат наблюдению в течении трёх месяцев с осмотром и обследованием не реже одного раза в месяц. [2] [3] [6]
Физиотерапия
В фазе реконвалесценции, особенно при затяжных формах болезни, возможно применение физиотерапевтических методов лечения:
- грязевых аппликаций на область правого подреберья;
- акупунктуры;
- массажа проекции области печени, желчного пузыря, желчевыводящих протоков.
Диета
Показана диета № 5 по Певзнеру — механически и химически щадящая, употребление повышенного количества жидкости и витаминов, запрет алкоголя. Исключается острое, жареное, копчёное, ограничивается кислое и соль. Все блюда готовятся на пару, тушатся, отвариваются и подаются только в тёплом виде.
Прогноз. Профилактика
Прогноз заболевания, как правило, благоприятный. Пациенты выздоравливают спустя 1-3 месяца после выписки из стационара. В редких случаях заболевание приобретает затяжной характер.
Критерии излеченности:
- отсутствие интоксикации;
- полная нормализация уровня билирубина, АЛТ и АСТ;
- нормализация размеров печени и селезёнки;
- появление в крови антител к вирусу гепатита А класса G (Anti-HAV-IgG).
Неспецифические мероприятия, позволяющие снизить количество случаев инфицирования:
- обеспечение условий и факторов потребления безопасной питьевой воды (водоснабжение);
- обеспечение и контроль за соблюдением утилизации сточных вод (канализационное хозяйство);
- контроль за качеством обследования персонала, связанного с пищевой промышленностью;
- контроль и соблюдение технологии хранения, приготовления и транспортировки пищевых продуктов и воды.
К личным профилактическим мерам относится тщательное мытьё рук после посещения туалета, смены подгузников, а также перед приготовлением или приёмом пищи.
Вакцинация
Специфическим профилактическим мероприятием является проведение иммунизации против гепатита А: практически у 100% привитых двукратно людей вырабатывается стойкий иммунитет, предотвращающий развитие заболевания. Вакцинация — это самый лучший способ предотвратить заражение.
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовтельное учреждение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема «Сестринский уход
- Пояснительная записка…………………………………………………….….3
- Организационно-методический блок:………………………………………..4
- Список литературы……………………………………………………………10
- Приложения…………………………………………………………………. 11
Методическое пособие включает в себя
- организационно-методический блок
- блок учебной информации
- блок контроля
Рекомендации по работе с методическим пособием:
В содержании организационно-методического блока отражены конкретные цели, общие и профессиональные компетенции которыми должен овладеть студент. Блок включает внутрипредметные и межпредметные связи, структуру и содержание теоретического и практического занятия.
В структуре занятия дана мотивация темы, освещаются вопросы эпидемиологии и распространённости хранических гепатитов и цирроза печени, одновременно сделан акцент на актуализацию опорных знаний студентов по анатомии и физиологии органов пищеварения. Подробно освещены теоретические аспекты сестринского ухода при хронических гепатитах и циррозе печени.
В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи. Оценка общих и профессиональных компетенций проводится с применением инновационных технологий.
- Закрепить знания студетов по сестринскму уходу при хронических гепатитах и циррозе печени, участию медицинской сестры в профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях при хронических гепатитах и циррозе печени.
- Обеспечить формирование студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при хронических гепатитах и циррозе печени. Содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, самокоррекции учебной деятельности.
Формируемые общие и прфессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Тип практического занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности с использованием элементов проблемного обучения .
Место проведения занятия: кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения.
Количество часов на тему:
- аудиторные, практические часы – 150 минут.
- самостоятельная работа – 1 ч.
Методы и методические приемы обучения:
- способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний;
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- письменного контроля и самоконтроля.
Читайте также: