Проблема выбора камю чума

Обновлено: 28.03.2024

Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше всего. Этот создание, мыслящее, полное ответственности за все существо.

Он должен вмешиваться в поле зла и бессмыслицы; жизнь, бунтовать против имеющегося в жизни абсурда, бороться с отчаянием, выполнять свою обязанность. Роман-притча “Чума” был опубликован 1947 г. По свидетельству самого Камю “явное содержание “Чумы”

– это борьба европейского Сопротивления против нацизма”. “С помощью чумы я хочу передать атмосферу духоты, в которой мы прозябали, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Вместе с тем я распространил значение этого образа на бытие вообще”.

В этом романе А. Камю с чрезвычайной остротой поставил философскими проблемы добра и зла, морального выбора человека: покориться неотвратимой или, даже не имея надежды на победу, бунтовать против непреодолимого зла. Действие произведения происходит в алжирском городе Оран, который охватила эпидемия чумы. И болезнь начинается внезапно, ее никто не ждал.

И когда ленты, носители чумы массово умирают в городе, никто в нее не верит. “Как они должны были поверить в чуму, которая сразу перечеркивает будущее? Они были свободны, но никто не будет свободным, пока существуют бедствия”.

Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что в таком положении полагаться можно только на повседневную работу, которая “гласит – это хорошо делать свое дело”. Он призывает к борьбе: “…Когда видишь сколько беды и горя приносит чума, надо быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, лишь бы примириться с чумой”. И хотя для врача чума – это “неминуемое поражение”, он не опускает руки. “…Вокруг меня тьма, а я пробую пусть хоть что-нибудь в ней увидеть. …Я не знаю, ни что меня ждет, ни что будет. Сейчас есть больные и надо их лечить.

Я спасаю их, как умею, да и все”. Для него важнейшее в жизни – оставаться человеком при любых обстоятельствах. Другой герой, который также достойно выполняет свой общественный долг человека – Жан Тарру. Он понимает, что бедствие, а это, и жертвы – безграничные.

Тем не менее, Тарру старается встать по другую сторону бедствия. Парижский журналист Рамбер, который от начала карантина старался всеми правдами и неправдами оставить зачумленный город, чтобы поехать к любимой женщине, со временем ощутил, что ему “стыдно быть счастливым одному” во время тяжелого периода, и поэтому он остается в Оране. Он самоотверженно работает в санитарной службе. Риэ и его единомышленники – мыслитель Тарру, служащий Гран, журналист Рамбер и другие – организовывают дружины, чтобы по мере своих сил противостоять чуме, не остаться в стороне.

Они знают, что “надо бороться тем или иным способом, ни за что не опускать руки”. Эти добровольные дружины выезжают на вызовы, изолируют зачумленных, вывозят трупы, помогают жителям Орана “войти в чуму”, понять, что она является делом всех, и сделать свой выбор.

И вот за год чума начала отступать, начала терять свои силы; она будто истощилась, сама себя исчерпала. “Уже с одного того, как выпускала она со своих, когтей явным образом обреченных насмерть жертв, …из того, как она запыхалась и суетилась, можно было с уверенностью сказать, что она истрепана, утомлена, в чем-то разладилась, будто, теряя власть над собой, чума вместе с тем утратила свою мощь, действенность, бывший источник своей силы”.

Замечательным февральским утром на рассвете в конце концов отворились городские ворота, и отпраздновали этот день как самый большой праздник. Тем не менее доктор Риэ, идя радостными улицами счастливого города, думает о том, что “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то в закоулку мебели или в поленнице белизны, она терпеливо выжидает своего часа…” Зло нельзя уничтожить полностью. Время от времени оно появляется из тома или другому виде.

Человек должен быть готов снова и снова делать свой выбор – покориться злу или бунтовать против него.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Учитель.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.

Образ Тарру.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в пограничной ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

Образ врача Бернара Рие.

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

Образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

- А вас что побуждает впутываться в эту историю?

- Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

- А на чем они основываются?

Образ священника Панлю.

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а и воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля.

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она жалеет порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю премудрость отца Панлю.

Файлы: 1 файл

Zhizn_v_Alzhire.doc

Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра

Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции Альбера Камю

Сближение с прокоммунистическими кругами французской интеллигенции

Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко

Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом)

Утвердился на позициях сопротивления любому политическому насилию

Сторонник бунта человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей

Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии

Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.

Обучение – коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение литературой и философией.

В 17 лет заболел туберкулезом.

1936 год – вступление в коммунистическую партию.

1937 года – исключён из неё.

С 1936 года началась литературная деятельность Камю.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.

1957 год – стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

04.01.1960 года – погиб в автомобильной катастрофе.

Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.

Художественный мир Альбера Камю

Этапы творчества, определённые самим писателем

Особенности творческой манеры А. Камю

Тесная связь с экзистенциалистскими идеями и концепциями.

Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений между личностью и миром.

Изображение мужественного человека как своеобразного морального эталона современности.

Целостность, единство, взаимодополняемость его философских и литературных произведений.

Воплощение в творчестве идеи активного гуманизма.

Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.

Философский смысл реализовался в форме романа-притчи.

1. реалистическое описание борьбы оранцев со страшной болезнью (хотя исторически такой эпидемии в Оране не было, здесь автор выходит в сферу вневременного обобщения);

Смысловая многоплановость делает это произведение близким к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что делает его вневременным, общечеловеческим явлением.

Использовав стилизацию под жанр хроники, Альбер Камю подчеркнуто акцентирует внимание читателя на объективности изображаемого, подбирая для этого специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.

Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально – модернистский образец литературы. Он философски вглядывается в мир, где властвует абсурд, где “нет Бога”, его волнуют темы свободы, морального выбора человека и смысла его существования. Философские и эстетические взгляды представлены в драмах, эссе, публицистических выступлениях, литературно-критических статьях.

Общемировой славы приобрели такие произведения: эссе “Миф о Сизифе”

Роман Альбера Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространения эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: “В мире было что чума, что война”.

Фраза настораживает и заставляет возвратить к годам, когда слово “чума” было у всех на устах. Правда, не в прямом, а в переносном смысле – “коричневая чума”, фашизм. По клиническим признакам зловеще обрисовывается исторически определенная личина “чумы” (фашизм) – нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь.

По свидетельству самого Камю, “явное содержание “Чумы” – это борьба европейского Сопротивления против фашизма”.

В устах Тарру, друга доктора Риэ, слово “чума” приобретает много значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума – не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как “все мы немного зачумлены”.

Чума – мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Риэ: “А что такое, собственно, чума? Тоже жизнь, только и того”.

В конце счастливые жители города празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, размышляя над словами старика, приходит к выводу, что каждый день радость людей под угрозой, так как “бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет на улицы счастливого города”.

Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, – это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек – зло. По философии Камю, человек должен сделать “свободный выбор”, чтобы стать Человеком.

Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано.

Герои Камю – бунтари. Они смело протестуют против мирового зла, пусть даже это “сизифов труд” (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось и найти сыворотку – чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так же человек свободен сделать выбор, и этот выбор делает его, в самом деле, Человеком.

Чума – суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такое жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и зла. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечна и борьба с ним. И сила людей – в их единстве.


"Чума" - одно из лучших произведений А.Камю, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего. Это хроника чумного года в маленьком городке на побережье Средиземного моря. А.Камю развивает экзистенциалистские мотивы своих предыдущих произведений: темы абсурдности бытия, свободы, выбора, бунта. "Чума" - это роман-притча с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом.

Эпидемия бубонной чумы обрушивается на алжирский портовый город. Внимание автора сосредоточено на группе людей, которые, подобно Сизифу, сознают тщетность своих усилий и тем не менее продолжают работать не покладая рук, дабы облегчить страдания сограждан. Каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью.

Художественное творчество Камю демонстрирует во многом сходную эволюцию от “абсурдизма” и индивидуализма романа “Посторонний” к идеям обществ, ответственности “абсурдного человека”, выраженным в романе-притче “Чума”, герои которого в борьбе с эпидемией стремятся к характерному для Камю идеалу “праведности без Бога”.

Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия.

«И в конце концов видишь, что никто не способен по-настоящему думать ни о ком, даже в часы самых горьких испытаний. Ибо думать по-настоящему о ком-то – значит думать о нем постоянно, минута за минутой, ничем от этих мыслей не отвлекаясь: ни хлопотами по хозяйству, ни пролетевшей мимо мухой, ни принятием пищи, ни зудом. Но всегда были и будут мухи и зуд. Вот почему жизнь очень трудная штука.

«С той минуты, когда чума закрыла городские ворота, когда их существование заполнила собой разлука, они лишились того спасительного человеческого тепла, которое помопомогает забыть все.

© Editions Gallimard, Paris, 1947, 1958
© Перевод. Н. Жаркова, наследники, 2014
© Перевод. М. Ваксмахер, наследники, 2014
© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

Читайте также: