Проблемный урок по биологии на тему вирусы

Обновлено: 24.04.2024

Урок проводится в 10 классе. В ходе урока раскрываются особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности, рассматривается механизм проникновения вирусов в клетку, особеннсти размножения вирусов, сообщается об опасных вирусных инфекциях и профилактике заболеваний. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

ВложениеРазмер
virusy_-_nekletochnye_formy_zhizni.doc 77.5 КБ
virusy.pptx 1.5 МБ
prilozheniya-virusy.docx 171.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

Урок по биологии

учитель химии и биологии

I квалификационной категории

Грачева Жанна Петровна

2013-2014 учебный год

Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

  • Образовательные: раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; сообщить об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний;
  • Развивающие: продолжить формирование навыков работы с учебником и научной литературой;
  • Воспитательные: формировать понимание ценности жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок с использованием презентации.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Продолжительность: 45 минут.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Все мы уже, к сожалению, понимаем, что страшная болезнь под названием СПИД прочно вошла с нами в XXI век. В мире от этого страшного заболевания умирает все больше и больше людей. Обратимся к данным о его распространении.

Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаление легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Все это приводит к смерти человека. Самое обидное то, что чаще всего погибают молодые люди в полном расцвете сил.

  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД? (Ученики должны ответить на проблемный вопрос в конце урока.)

Но есть организмы, которые не имеют клеточного строения. Какие это организмы, мы узнаем на уроке.

План урока (Демонстрация слайда)

  1. Открытие вирусов.
  2. Строение и жизнедеятельность вирусов.
  3. Многообразие вирусов.
  4. Механизм проникновения вирусов в клетку.
  5. Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В 1892 году русский ученый, ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский (демонстрация слайда) обратил внимание на широко распространенную болезнь растения табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь) . Он выжал из этих листьев сок и профильтровал его через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были настолько малы, что задерживали даже бактерии. Однако профильтрованный сок не утратил заразных свойств.

Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош (демонстрация слайда) обнаружили, что болезнь, встречающаяся у домашних животных, − ящур, вызывается возбудителем, который также проходит через бактериальный фильтр, то есть является вирусом.

В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль (демонстрация слайда) открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

  • Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.

Рассмотрим строение вирусов.

− Выполните задание на карточке №1.

Обобщение учителя. Вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида, состоящего из белка (демонстрация слайда). С латинского capsa – вместилище, ящик, футляр. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов (нуклеаз), разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны.

Вирусы делят на простые и сложные (демонстрация слайда). Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнителную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид.

Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК-содержащие (демонстрация слайда).

В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов (демонстрация слайда) . Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни). Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм. Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века.

Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная.

Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.

Механизм проникновения вирусов в клетку

Учитель. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз (демонстрация слайда) . Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает несколько этапов:

  1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам, проникновение нуклеиновой кислоты с капсидом в капельке жидкости внутрь клетки.
  2. После проникновения вируса в клетку капсид разрушается, освобождая РНК.
  3. Осуществляется синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.
  4. Синтезированная вирусная ДНК проникает в ядро клетки хозяина и встраивается в его геном.
  5. С ДНК происходит синтез вирусной иРНК.
  • Вспомните, как называется этот процесс? Что такое транскрипция?
  1. иРНК выходит в цитоплазму, где осуществляется синтез вирусных белков.
  • Как называется этот процесс? Что такое трансляция?
  1. Для размножения вирусы используют энергетические и ферментные системы клетки хозяина, поскольку не имеют собственных. Нуклеиновая кислота вирусов перестраивает работу синтетического аппарата клетки, заставляя ее работать на себя.

Иной путь проникновения в клетку характерен для вирусов бактерий – бактериофагов.

Чтобы об этом узнать:

− Прочитайте текст учебника.

− Выполните задание на карточке №2.

  • Итак, существует два пути проникновения вирусов в клетку.

Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда) . В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп (демонстрация слайда) .

Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков (демонстрация слайда) .

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита (демонстрация слайда) . При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

В результате человек становится практически беззащитным перед разнообразными микроорганизмами. Болезнь начинается постепенно и незаметно. Для нее характерна общая слабость, недомогание, снижение работоспособности, истощение организма, а также разнообразные проявления воспалительного характера.

Возбудителем является вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) (демонстрация слайда) . Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус. Эндемический очаг этого заболевания находится в Америке. Ранее близкий по свойствам вирус находили в организме зеленых мартышек. Недоказанным до настоящего времени путем он проник в организм человека, где стал размножаться и передаваться от человека к человеку. Первоначально из стран Африки вирус попал на Гаити, а затем в США.

ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.

В настоящее время происходит массовое увеличение числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Проблема борьбы с вирусом СПИДа остается одной из главных для общества, для здравоохранения и науки вирусологии.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Вопрос к учащимся (поставленный в начале урока)
  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД?

а) Д.И. Ивановским;

а) нуклеиновой кислоты и капсида;

б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида;

в) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида.

а) от 20 до 300 нм;

б) от 20 до 30 нм;

в) от 200 до 400 нм.

  1. Вопросы к учащимся (беседа) (Демонстрация слайда)
  • Какие формы жизни существуют на Земле?
  • Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни?
  • Назовите признаки живого организма, характерные для вирусов.
  • Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно?
  • На какие две группы делятся вирусы по строению?
  • Какое строение имеет простой вирус?
  • Чем сложный вирус отличается от простого?
  • Чем вирусы отличаются от бактерий?
  • Назовите два пути проникновения вирусов в клетку.
  • Что использует вирус при синтезе своих белков?
  • Какие заболевания вызывают вирусы?
  • Назовите меры профилактики заболевания СПИД.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка активности учащихся на уроке.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Используя записи, параграф учебника по данной теме, изучить строение, размножение вирусов, их практическое значение.

Всем спасибо за работу. До свидания.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель урока: формирование у учащихся знаний о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

План урока Открытие вирусов Строение и жизнедеятельность вирусов Многообразие вирусов Механизм проникновения вирусов в клетку Вирусные инфекции и профилактика заболеваний

История открытия вирусов В 1892 году русский ботаник Д.И. Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженный мозаичной болезнью.

История открытия вирусов Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили, что болезнь животных – ящур, вызывается возбудителем, который тоже является вирусом.

История открытия вирусов В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Бактериофаги и спользуются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия) Фотография бактериофага (увеличение 500 000 раз)

Строение вируса Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300 нм Можно увидеть только с помощью электронного микроскопа В среднем в 50 раз меньше бактерий Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий Нуклеиновая к ислота (ДНК и ли РНК) Белковая оболочка – капсид (с лат. c apsa – вместилище, ящик, футляр)

Примеры и сравнительные размеры вирусов

Механизм проникновения вирусов в клетку Прикрепление вируса к клетке -хозяина. 2 . Проникновение вируса в клетку – инфицирование . 3. Настраивание метаболического аппарата хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида . 5. Выход множества вирусов из клетки . 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Многообразие вирусов Болезни человека Вирус папилломы человека Ребенок, больной оспой Вирус гриппа (увеличен в 300 раз) Вирус герпеса

Многообразие вирусов Болезни растений Скрученность листьев Мозаичная болезнь табака

Многообразие вирусов Болезни животных Чума плотоядных животных Вирусная болезнь плотоядных животных ( болезнь Карре ) Ящур коров

СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита -эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов.

ВИЧ-вирус иммунодефицита человека Возбудитель болезни СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Относится к группе ретровирусов . РНК-содержащий вирус. Попадает в организм с кровью при сексуальных контактах с больными людьми, при введении внутривенно наркотиков, а также во время переливания крови при нарушении санитарных норм.

Вирусы - это неклеточные формы жизни, способные проникать в живую клетку и вызывать различные заболевания.

а ) нуклеиновой кислоты и капсида б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида в ) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида ? Бактериофаг состоит из таких частей:

а) в головке б) в хвосте в) в шипах ? Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:

а) от 20 до 300 нм б) от 20 до 30 нм в) от 200 до 400 нм ? Размер вирусов колеблется:

а) метаболизм б) наследственность в) изменчивость ? У вирусов отсутствует:

а) эндоцитоз б) экзоцитоз в) пиноцитоз ? Основной путь проникновения вируса в клетку:

а) оспу б) холеру в) туберкулез ? Вирус вызывает заболевание:

а) иммунодефицита б) герпеса в) оспы ? Какой вирус вызывает заболевание СПИД:

Беседа по вопросам Какие формы жизни существуют на Земле? Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни? Назовите признаки живого организма, характерные для вирусов? Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно? На какие две группы делятся вирусы по строению? Какое строение имеет простой вирус? Чем сложный вирус отличается от простого? Чем вирусы отличаются от бактерий? Назовите два пути проникновения вирусов в клетку? Что использует вирус при синтезе своих белков? Какие заболевания вызывают вирусы? Назовите меры профилактики заболевания СПИД.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

для студентов группы ВФ-1-15,

специальность 36.02.01 Ветеринария

hello_html_m738a1d9e.jpg

Разработчик: преподаватель биологии

На заседании МК зам. директора по УР

Председатель МК Степаненко О.Г.___________

Цель урока : Изучить строение, жизнедеятельность вирусов, значение в природе и жизни человека.

Методическая цель: Методика организации и проведения нестандартных форм уроков.

Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов.

Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека .

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения обучающихся.

Развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).

Воспитательные:

Создать условия для формирования способностей работы в группе.

Воспитывать культуру общения обучающихся.

Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Методы обучения : словесный (беседа, объяснение), частично поисковый (работа с дополнительным материалом), наглядный (демонстрация презентации, видеоролика, дополнительного материала), практический (работа в группе с раздаточным материалом).

Основные понятия и термины урока: вирусы, вирусология, вирион, капсид, бактериофаги.

Для групповой работы столы расставлены так, чтобы обучающимся было удобно слушать преподавателя, работать в группе, не мешая друг другу (по 2 стола на 4-5 студента).

Организационный момент (1-2 мин).

Подготовка к изучению нового материала (2-3 мин).

Первичное осмысление и применение изученного (15-20 мин).

Подведение итогов урока (3-5 мин).

I. Организационный момент. (1-2 мин)

( Проверка присутствующих на уроке и их готовность к уроку (староста докладывает об отсутствующих)).

II. Подготовка к изучению нового материала. (2-3 мин)

(Тема урока закрыта половиной доски).

Мозговой штурм.

Чтобы начать урок, давайте вспомним: (Обучающимся предлагается ответить на последующие вопросы)

- Какими свойствами владеют живые организмы? (единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)

- Что является основой строения хоть какого организма? (Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов)

- Наука, изучающая клетку? (Цитология)

- Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК)

- А есть ли организмы, которые не имеют клеток? (есть)

- Что это за организмы? (вирусы)

(слайд №1)

Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!

- О чем идет речь в стихотворении? (о вирусах)

Краткий экскурс.

Первые упоминания о самом грозном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Эпидемия оспы за 12 веков до нашей эры описана арабскими учёными. На коже мумии фараона Рамзеса V (1085 г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (460-370г. до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства. В чём причины болезней, кто их вызывает - они сказать не могли.

- Как вы думаете, что являлось причиной болезней? (вирусы)

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир вирусов. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. Наши тетради пусть сегодня превратятся в путеводный дневник.

- Что бы вы хотели бы узнать о вирусах? (историю, строение, многообразие, размножение)

Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы. Прочитаем цели нашего урока. (Обучающиеся по очереди зачитывают со слайда)

(цели урока на слайде) (слайд №3)

- Перед вами находится глоссарий (словарь) урока, где выписаны слова, которые мы будем изучать в течение урока.

Глоссарий урока (на доске)

Итак, начнем ребята сегодняшний урок.
Все, что здесь услышите, окажется вам в прок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

ВИРУСЫ – неклеточные формы жизни на Земле. (обучающиеся записывают определение в тетрадь) (слайд 4)

Вирусы очень отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют клеточного строения, у них нет цитоплазмы, ядра и митохондрий, вырабатывающих энергию, отсутствуют рибосомы, синтезирующие белки. Вирусы лишены и таких специфических свойств живого, как обмен веществ и энергии.

Вирионы - отдельные вирусные частицы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.

(обучающиеся записывают в тетрадь схему)

Работа в группах.

(Каждая группа изучает свои вопросы, обсуждает их, используя карточки, готовит ответ, выбирает одного представителя группы, который расскажет всей группе).

V. Первичное осмысление и применение изученного. (15-20 мин)

(слайд 7)

И слушая отчеты наших путешественников, подумайте над вопросом: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

(вопрос прикрепляется на доску).

Выступление 1 команды (рассказывают об открытии вируса)

Выступление 2 команды (рассказывают о строении вирусов).

Выступление 3 команды (рассказывают о бактериофагах и жизненном цикле вируса).

Выступление 4 команды (рассказывают о значении вирусов).

(Эксперты оценивают работу команд)

- Вы внимательно прослушали доклады наших путешественников. Итак, почему с вирусами – возбудителями заболеваний тяжело вести борьбу и полностью их убить?

- Вирусы – неклеточные формы жизни.

- Вирусы чрезвычайно быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т. е. мутируют.

- Могут длительное время находится в скрытой форме.

(слайд 27)

- Посмотрите видеоролик о вторжении вируса в организм человека и скажите, что помогает нам бороться с вирусами? (3,19 мин)) (наш иммунитет)

- О вирусных заболеваниях и профилактике мы подробнее поговорим на следующем уроке.

VI. Подведение итогов урока. (3-5 мин)

- Молодцы, ребята. Оценки за урок … (выставление оценок)

Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением вы вернулись из путешествия?

hello_html_4880bd91.jpg

Перед вами на столах лежат условные сигнальные карточки. Зеленый цвет – да, красный – нет.

Я задаю вопросы, а вы поднимаете сигнальные карточки.

- Изученный материал был для меня доступным.

- Изученный материал был для меня сложен.

- Я узнал новое о вирусах.

- Ничего нового о вирусах я не узнал.

- Наше путешествие мне понравилось.

- Я рада, что урок вам понравился, впереди нас ждут еще увлекательные путешествия.

Завершить наш урок я хотела бы словами: (слайд 34)

провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже окрестили вирусом?

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

hello_html_17d04d9.jpg
hello_html_m476c3904.jpg

hello_html_m6bda944.jpg

hello_html_m542fa3c7.jpg

Приложение 1.

Задания студентам:

1 студенту: Кто и в каком году открыл вирус?

2 студенту: Кто и в каком году ввел термин вирус?

4 студенту: Наука, изучающая вирусы? Размеры вирусов.

5 студенту: Внешний вид вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1. Вирусы по строению и составу.

2 студенту: Строение простых вирусов.

3 студенту: Строение сложных вирусов..

4 студенту: Типы капсидов.

5 студенту: Распространение и устойчивость вирусов.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Станция «Бактериофаги.

Задания студентам:

1 студенту: Кто такие бактериофаги? Кто и в каком году открыл бактериофаги?

2 и 3студенту: Строение бактериофага.

4-5 студенту: Жизненный цикл вируса.

hello_html_m542fa3c7.jpg

Задания студентам:

1 и 2 студенту: Положительная и отрицательная роль вирусов.

3 и 4 студенту: Вирусные заболевания.

5 студенту: Пути передачи вирусных заболеваний.

Приложение 2.

Ответы на карточку №1.

Открытие вирусов.

Вирусы открыты в ________году ________________________________

_______________________________________________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название вируса табачной мозайки.

Наука, изучающая вирусы - ____________________________________.

Размеры вирусов _____________________________________________

По внешнему виду имеют формы: _______________________________

Ответы на карточку №2.

Строение вирусов.

Мы узнали, что:

По строению вирусы различают _________________________________

Просто организованные вирусы состоят: ________________________

Сложно организованные вирусы: ________________________________

Морфологические типы капсидов вирусов: _______________________

Вирусы распространены ______________________________________

Ответы на карточку №3.

Мы узнали, что:

Бактериофаги были открыты ____________________________________

3. Бактериофаги состоят из: _________________________________________

4-5. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:____________________________________________________________

Ответы на карточку №4.

Мы узнали, что:

Отрицательная роль вирусов: ___________________________________

Положительная роль вирусов: __________________________________

3-4. К вирусным болезням человека относятся: ________________________

К вирусным болезням животных относятся: ____________________________

К вирусным болезням растения относятся: _____________________________

6 . Пути передачи вирусных заболеваний: ______________________________

Приложение 3.

История открытия вирусов.

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.

Д.И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию , изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.

Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нанометров. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Большинство из них можно увидеть только в электронный микроскоп. По внешнему виду: имеют шарообразную форму (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), вид палочки (вирус табачной мозаики – шестигранная палочка), многоугольными, сферическими, нитевидными.

hello_html_98b7166.jpg

Строение вирусов.

По строению различают две группы вирусов: простые (например, вирус табачной мозайки) и сложные (вирус гриппа, герпеса).

В отличие от всех клеточных организмов, у которых обязательно имеются две нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), вирусы содержат только одну из них (либо ДНК, либо РНК). Поэтому по составу все вирусы делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и нескольких белков, образующих оболочку – капсид (от лат. capsa -вместилище) вокруг нуклеиновой кислоты. Белки защищают нуклеиновую кислоту.

hello_html_39e121ef.jpg

ВИЧ

Сложно организованные вирусы помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеидную мембрану (дополнительную оболочку), углеводы и неструктурные белки – ферменты.

У вирусов бывают разные типы капсидов:

2. Икосаэдрический или шарообразный;

3. Продолговатый (головка бактериофага);

hello_html_3c1e6651.jpg

Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы живых организмов. Описано около 500 вирусов, поражающих теплокровных позвоночных, и более 300 видов – высшие растения. Вирусы очень устойчивы. Они переносят высушивание и низкие температуры. При нагревании до 55-60 0 С часть вирусов погибает, часть выдерживает температуры до 90 0 С. Многие вирусы длительно устойчивы к действию спиртов, эфиров и других сильно влияющих на бактерии химических веществ. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство вирусов погибает.

Бактериофаги.

Бактериофаги переводятся с греческого языка как "пожиратель бактерий". Они относятся к особым представителям царства вирусов, однако в отличие от других видов, бактериофаги умеют использовать бактериальные клетки для размножения.

Бактериофаги или фаги - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки.

Бактериофаги очень мелкие, неклеточные организмы. Средняя величина одного экземпляра 0,1-0,2 миллимикрона, а проще говоря, миллионные доли миллиметра, что составляет 1/100 часть от клетки обычной бактерии размером около пяти микрон.

Английский бактериолог Фредерик Туорт в статье 1915 года описал инфекционную болезнь стафилококков, инфицирующий агент проходил через фильтры, и его можно было переносить от одной колонии к другой.

Независимо от Фредерика Туорта французско-канадский микробиолог Феликс Д'Эрелль 3 сентября 1917 года сообщил об открытии бактериофагов.

Наряду с этим известно, что российский микробиолог Николай Фёдорович Гамалея ещё в 1897 году впервые наблюдал явление лизиса (выход вирусных частиц из пораженной клетки) бактерий (сибиреязвенной палочки).

Бактериофаги различаются по химической структуре, типу нуклеиновой кислоты, морфологии и характеру взаимодействия с бактериями. По размеру бактериальные вирусы в сотни и тысячи раз меньше микробных клеток.

Типичная фаговая частица (вирион) состоит из головки и хвоста. Длина хвоста обычно в 2—4 раза больше диаметра головки. В головке содержится генетический материал — одноцепочечная или двуцепочечная РНК или ДНК с ферментом транскриптазой в неактивном состоянии, окружённая белковой или липопротеиновой оболочкой — капсидом, сохраняющим геном вне клетки. Нуклеиновая кислота и капсид вместе составляют нуклеокапсид.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Разработка урока биологии в 9 классе

(с использованием технологии проблемного обучения)

Постановка проблемного вопроса.

2. Актуализация темы (выступление ученика).

Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии.

Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах.

– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?

– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?

Знать:

1. Особенности строение и жизнедеятельности вирусов. 2. Их роль в жизни человека.

Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле.

Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

1. История открытия вирусов.

2. Строение вирусов.

3. Классификация вирусов.

4. Размножение вирусов

5. Жизненный цикл вируса

6. Положение вирусов в системе живых организмов на Земле.

7. Патогенные вирусы человека:

Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-))

Открытый урок в 10 классе. Приложение к уроку является информационная карта и презентация.

ВложениеРазмер
urok_virusy_i_inf._karta.docx 168.31 КБ
otkrytie_virusov.docx 692.41 КБ
virusy_0.ppt 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Тип урока : урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент. ( приветствие, проверка готовности к уроку)

А) Определение темы урока

" КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ С ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО наказан . ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ "…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона .

Такая вот история.

А если отнестись к легенде скептически, изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?

( Версии учащихся, переход к теме урока)

Цель нашей работы : сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

IV. Изучение нового материала

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?
  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов?

Вирусы состоят из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид . У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид , которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

К РНК-содержащим вирусам относятся более вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека ,герпес, гепатит В

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это Хранилище наследственной информации.

Белковая оболочка – выполняет функции -Защитную. Ферментативную

Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличия в строении вирусов от растений, животных, бактерий?

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По отношению к хозяину

Столкновение с проблемой:

Вирусы! – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые? Каких признаков у них больше ?

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).

Вирус — это оборотень. Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.

Столкновение с проблемой: Как же этой мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?

Проведем эксперимент. Узнаем скорость распространения такого вируса.

Практическая личностно-ориентированная работа.

НАЗОВИТЕ ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА

1. Прикрепление вируса к клетке

2. Проникновение вируса в клетку

3. Редупликация вирусного генома

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

5. Выход вируса из клетки

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:

• Второй способ - химиотерапия . Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток

. • Третий способ - интерферон . Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем. В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах задания 2 у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

V. Подведение итогов

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

- Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

- Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

- Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Читайте также: