Проблемы социализации вич инфицированных детей

Обновлено: 24.04.2024

Анализ основных законодательный актов, регламентирующих порядок приема и обучения ВИЧ-положительных в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Оценка влияния состояния здоровья и других факторов на возможности ребенка с данным диагнозом.

Подобные документы

Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация детей с нарушениями зрения. Направления ориентировки слепых детей дошкольного и школьного возраста. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

курсовая работа, добавлен 21.03.2012

Подходы к классификации факторов социализации детей и молодежи, исследование их влияния и выявление основных проблем. Роль социального педагога в обеспечении эффективной социализации детей и молодежи. Понятие агентов вторичной социализации, их значение.

курсовая работа, добавлен 16.10.2017

Анализ состояния здоровья детей, лишившихся попечения родителей, по результатам диспансеризации, данным амбулаторных карт и результатам социологического опроса опекунов. Необходимость организации консультативного приема психолога для детей, опекунов.

статья, добавлен 31.12.2019

Характеристика содержания детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. Порядок и условия пребывания ребенка в специальном (коррекционном) объединении для обучающихся с ограниченными возможностями.

дипломная работа, добавлен 14.05.2016

Оценка системы рекомендаций, направленных на оптимизацию состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа. Изучение влияния учебного процесса на состояния здоровья, поведенческих характеристик и образа жизни. Выявление факторов риска развития заболеваний.

автореферат, добавлен 21.07.2018

Федеральный закон о предупреждении распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита. Нормы, регламентирующие вопросы соблюдения интересов ВИЧ-инфицированных детей и их родителей. Прямой запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных.

статья, добавлен 25.12.2018

Роль семьи и других первичных групп на этапе ранней детской социализации. Влияние неустойчивости и противоречивости молодёжного сознания на формы поведения и личностной деятельности. Переходный возраст как период эмансипации ребенка от родителей.

курсовая работа, добавлен 17.11.2014

Краткая характеристика подходов к изучению проблем, связанных с инвалидностью. Рассмотрение состояния и тенденций роста детской инвалидности. Варианты социальной реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в России.

статья, добавлен 30.08.2018

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Формы социальной реабилитации, навыки адаптации к условиям окружающей среды. Ориентация на развитие ребенка как личности, социальная интеграция в общество, самореализация через игру.

статья, добавлен 16.01.2022

Исследование основных направлений социализации детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного обучения. Генез научно-теоретических подходов к проблеме включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство.

Презентация: Проблемы социализации ВИЧ инфицированных детей

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Проблемы социализации ВИЧ инфицированных детей

Проблемы социализации ВИЧ инфицированных детей

Чибулаева В.В. 240гр


Слайд 2

Отношение общества к больным и ВИЧ-инфицированным

Результаты исследования показали, что дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным проявляется на рабочем месте со стороны коллег по работе, по месту жительства (в сообществе) и в семье. Сложилось устойчивое отрицательное отношение к больным СПИДОМ и ВИЧ-инфицированным благодаря СМИ. Отношение к таким больным не отличается гуманностью, состраданием, кроме того, общество старается отгородиться от проблем этих людей, что в свою очередь вызывает у них агрессию.


Слайд 3


Слайд 4

Социальный опрос


Слайд 5

Проблемы дискриминации


Слайд 6


Слайд 7

Другой проблемой является ограничения в праве получения образования. Люди становятся более уязвимыми к инфекции, если не соблюдаются их гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Например, уязвимость к ВИЧ инфекции повышается у детей, если они не могут реализовать свое право на образование. Результаты исследования показали, что не все опрошенные респонденты положительно отнеслись к получению образования ВИЧ-инфицированными детьми наравне со здоровыми детьми. Из общего количества респондентов, более 42% отметили, что ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать занятия в обычных школах со здоровыми детьми. Своё мнение большинство респондентов объяснили тем, что при контакте со здоровыми детьми они могут заразить их; другие отметили, что ВИЧ-инфицированные дети требуют постоянного ухода и их необходимо обучать в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.


Слайд 8

Психологические проблемы


Слайд 9


Слайд 10

ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальная проблема

Развитие ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних проходит иначе, чем у взрослых, что имеет значение для наблюдения, ухода, лечения. У детей, инфицированных ВИЧ во время беременности или родов, развитие ВИЧ-инфекции может проходить быстрее, и без лечения достаточно велик риск того, что ребёнок серьезно заболеет уже в первые годы жизни. Также ВИЧ-положительные медленнее развиваются, и половое созревание у них начинается позже. Как и ВИЧ-положительные взрослые, они сталкиваются с предрассудками общества, переживают печаль, утрату, боятся болезни и смерти. Особую актуальность представляют проблемы взаимоотношений между ВИЧ-инфицированными и обществом. Исследования в этой области показали, что в большинстве случаев ВИЧ-позитивные испытывают дискриминационное, недоброжелательное отношение со стороны общества, одной из причин формирования которого является недостаточный уровень информированности населения по проблемам ВИЧ-инфекции.


Слайд 11

Проблемы усугубляются еще и тем, что большинство несовершеннолетних с ВИЧ оставляются родителями на попечение государства в результате либо официальных отказов, либо фактического оставления в государственных учреждениях. Далеко не везде больничный персонал относится к таким детям с заботой: их только пеленают, кормят и уходят, не беря их на руки, не играя, не общаясь — результатом чего является серьезная задержка физического, интеллектуального и эмоционального развития, затруднён процесс социализации несовершеннолетних. Для многих последствия жизни в больнице являются необратимыми. Все специалисты в области детского развития сходятся во мнении, что семья — по сравнению с детским учреждением — является более предпочтительной формой воспитания. Но российские семьи не стремятся усыновлять несовершеннолетних — носителей вируса, а процент усыновления их очень низкий.


Слайд 12

Подобная ситуация не может не вызывать опасения у общественности, особенно при сохранении социальных и медицинских условий для распространения ВИЧ: падение жизненного уровня людей, отсутствие достаточных средств у государства для финансирования социальных программ, рост числа наркозависимых, отсутствие или дороговизна диагностических тест-систем, отказ от контроля на ВИЧ-инфицированных пациентов, поступивших в медицинские учреждения и многое другое. Стремление ВИЧ-инфицированных повлиять на медицинскую практику в области СПИДа, на социальную политику и ход кампаний по профилактике этой болезни придает проблеме новое значение. В настоящее время она становится не только медицинской. Получив социальное перевоплощение, эта проблема стала политической и социальной. На особый статус болезни указывает и то, что дискуссии о ней вышли на международный уровень: появился международный день борьбы со СПИДом (1 декабря), стали выходить печатные издания, проводиться семинары, посвященные проблемам динамики эпидемии, достижениям медицины в этой области, поиску средств лечения. Именно новый статус заболевания обозначил и необходимость проведения социологических и социально-психологических исследований в этой области.


Слайд 13


Слайд 14

Наличие ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних определяет ряд проблем, во-первых, это психологические проблемы, связанные с нарушением межличностного общения. У ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних эти потребности и стремления могут быть подавлены или искажены в связи с осознанием своего заболевания и его последствий. То есть у больного возникают трудности социального характера, связанные с невозможностью для него установить полноценные и гармоничные межличностные отношения с окружающими людьми. Во-вторых, невозможность получения качественного образования вследствие существующей в современном обществе дискриминации и негативного отношения к ВИЧ-инфицированным. Такое положение осложняется тем, что, как и в большинстве стран мира, в России люди, живущие с ВИЧ, вынуждены скрывать свой диагноз от окружающих, соседей, одноклассников, коллег по работе, друзей, в некоторых случаях – даже от самых близких людей. Это становится причиной того, что многие специалисты образовательных и воспитательных учреждений, осуществляющие социально-психологическую помощь несовершеннолетним, как правило, не владеют информацией о том, что у подростка есть такая проблема, в связи с чем возможности их содействия в решении проблем ВИЧ-инфицированных детей и членов их семей весьма ограничиваются. Опасаясь разглашения ВИЧ-положительного статуса ребенка, родители нередко предпочитают не отдавать его в детский сад, в период обучения в школе сами ограничивают общение ребенка со сверстниками, что, безусловно, негативно отражается на его развитии и социализации.


Слайд 15


Слайд 16

Основные методы социальной работы с ВИЧ–инфицированными несовершеннолетними

Для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, их ближайшего окружения требуется своеобразный подход к проведению социальной работы. Социальная работа предусматривает создание оптимальных социальных условий жизнедеятельности, позволяющих больному лучше адаптироваться в социальной среде (средой может выступать как ближайшее окружение, так и общество в целом), почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда проблем. Существуют различные и методы социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними такие как информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, психологическая поддержка, реабилитация и др. Рассмотрим их более подробно и опишем методы социальной работы, реализуемые для решения проблем ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних.


Слайд 17


Слайд 18

Профилактическая медико-социальная работа с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика; 2) вторичная профилактика. Первичной профилактики — предупреждение развития у несовершеннолетих ВИЧ-инфекции, т.е. формирование представлений о здоровом образе жиизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Первичную профилактику обязаны проводить образовательные учреждения в которых обучаются несовершеннолетние. Естесственно, на данном этапе о первичной профилактике идти речь не может, так как она бесполезна при уже имеющейся проблеме – положительном ВИЧ-статусе. А вот вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий. Решение проблемы медико-социального сопровождения ВИЧ-положительных несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении возможно только на основе межведомственного взаимодействия социальных партнеров-учреждений и здравоохранения (научно-методические центры по профилактике и борьбе со СПИДом, республиканские клинические инфекционные больницы, региональные центры по профилактике и борьбе с ВИЧ/ СПИД, лаборатории диагностики ВИЧ, кабинеты профилактики ВИЧ-инфекции, кабинеты анонимного обследования). Специалисты по социальной работе с их знанием поведения человека и социальных систем, с их клиническим опытом, сконцентрированным на психосоциальных аспектах, представляют собой профессиональную группу, способную в этой ситуации помочь пациенту решить проблемы, возникшие в связи с получением положительного ВИЧ-статуса (психологическая поддержка, консультативно-разъяснительные мероприятия). Перед социальной работой стоит главная задача с вопросами болезни и ограниченных возможностей: раскрывать и постоянно держать в центре внимания роль социальной среды и неблагоприятных социальных условий при лечении, реабилитации несовершеннолетних с положительным статусом.


Слайд 19

ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним предоставляются бесплатно все виды квалифицированной и специализированной медицинской помощи, бесплатно получаются ими медикаменты при лечении в амбулаторных или стационарных условиях (ст. 4 ФЗ № 38 от 30.03.95), оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям (ст. 14 ФЗ № 38 от 30.03.95). Обеспечивают бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации (ст. 4 ФЗ № 38 от 30.03.95), при этом ВИЧ-инфицированные пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.


Слайд 20

— совместно пребывать с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за все это время пособий по государственному социальному страхованию; — на предоставление бесплатного проезда одному из родителей при сопровождении к месту лечения и обратно несовершеннолетнего ВИЧ-инфицированного в возрасте до 16 лет; — на сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей ВИЧ-инфицированного в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; — на предоставление вне очереди жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий (ст. 18 ФЗ № 38 от 30.03.95).


Слайд 21

ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, размер которой на 01.12.2009 г. составляет 5 123,3 руб. + районный коэффициент, и предоставляются льготы, установленные для детей-инвалидов, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетним, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом (ст. 19 ФЗ № 38 от 30.03.95). Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ВИЧ-инфицированным ребенком,выплата которого производится к пенсии ребенка, составляет с01.01.2010 г. 1200 рублей + районный коэффициент. Социальная работа подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях развития ВИЧ-инфекции, оказание им социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных ВИЧ неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни ВИЧ-инфицированных. В этом случае социальная работа предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов разных профессий — врачей, психологов, социальных работников.


Слайд 22

В рамках социально-психологического направления социальной поддержки ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних могут быть также организованы группы поддержки. В такой группе инфицированные или члены их семей могут обсудить свои чувства и проблемы, принять факт наличия ВИЧ у себя или близкого человека и найти ресурсы для поддержки и решения проблем. Главная особенность группы поддержки – единый лидер, оплачиваемый сотрудник образовательного учреждения: психолог либо социальный работник, который может быть как ВИЧ-отрицательным, так и ВИЧ-положительным. Такие группы обычно не имеют членства или ограничений по количеству. Правила группы либо полностью определяются специалистами, либо решение о них принимается совместно с участниками группы. Участники группы могут обмениваться опытом в решении проблем, понять, что их ситуация и проблемы не уникальны, получить необходимые социальные навыки (например, научиться свободно говорить о своей ВИЧ-инфекции). В большинстве случаев участники группы сотрудничают со специалистами разных профилей, проводя открытые встречи, принимая участие в исследованиях по оценке потребностей в фокус-группах и в других мероприятиях. Специалисты организации могут консультировать членов группы поддержки, обучать коммуникативным навыкам, снимать тревогу, стресс, психологическую напряженность.


Слайд 23

Наряду с групповыми формами социальной поддержки ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним и членам их семей могут осуществляться другие виды психологической помощи, такие как психологическое консультирование (очное или по телефону), индивидуальная, групповая или семейная психотерапия. При оказании социальной поддержки семье, воспитывающей несовершеннолетнего с ВИЧ-инфекцией, необходимо руководствоваться следующими целями: — предоставление возможности семьи получать достаточные знания о развитии болезни, питании и особенностях препаратов для ВИЧ-инфицированных; — предоставление знаний о предотвращении заражения ВИЧ-инфекцией членов семьи (опасность наркозависимости); — объединение семей, воспитывающих несовершеннолетних с ВИЧ в группы поддержки, группы взаимопомощи, психотерапевтические группы; — знание законов для того, чтобы защищать человеческие права ВИЧ-инфицированных подростков и членов их семей; — использование способности семьи побудить ВИЧ-инфицированного подростка искать и принимать медицинскую помощь, посещать программы по замедлению развития ВИЧ-инфекции.


Слайд 24

Таким образом, социальной работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними представляет собой деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи больному, семье, ближайшему окружению. При этом используются такие её методы как: информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, патронаж, психологическая поддержка др., ориентирующая нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению возникших проблем и способствующих им в этом. Для более эффективного решения этой социальной проблемы необходим комплексный подход в социальной работе.


Слайд 25

Анализ основных законодательный актов, регламентирующих порядок приема и обучения ВИЧ-положительных в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Оценка влияния состояния здоровья и других факторов на возможности ребенка с данным диагнозом.

Рубрика Социология и обществознание
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 05.12.2014
Размер файла 1,8 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

курсовая работа [77,9 K], добавлен 21.08.2015

Анализ социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации. Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме.

дипломная работа [145,5 K], добавлен 16.09.2010

Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования. Непрерывное экономическое образование как основа экономической социализации учащихся. Структура экономической социализации учащихся в общеобразовательных школах, качество экономической подготовки.

курсовая работа [55,4 K], добавлен 03.08.2010

Понятие агентов социализации. Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков. Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных передачах. Анкета по изучению влияния печатных изданий на социализацию ребенка.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 18.07.2013

Социальное обслуживание и защита семьи и детства. Понятие "группы риска". Категории детей, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей. Пути постановки на учёт детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей. Индивидуальное сопровождение детей группы риска.

Анализ основных законодательный актов, регламентирующих порядок приема и обучения ВИЧ-положительных в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Оценка влияния состояния здоровья и других факторов на возможности ребенка с данным диагнозом.

Рубрика Социология и обществознание
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 05.12.2014
Размер файла 1,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

курсовая работа [77,9 K], добавлен 21.08.2015

Анализ социально-педагогической проблемы социализации ребенка в детском доме. Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации. Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме.

дипломная работа [145,5 K], добавлен 16.09.2010

Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образования. Непрерывное экономическое образование как основа экономической социализации учащихся. Структура экономической социализации учащихся в общеобразовательных школах, качество экономической подготовки.

курсовая работа [55,4 K], добавлен 03.08.2010

Понятие агентов социализации. Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков. Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных передачах. Анкета по изучению влияния печатных изданий на социализацию ребенка.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 18.07.2013

Социальное обслуживание и защита семьи и детства. Понятие "группы риска". Категории детей, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей. Пути постановки на учёт детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей. Индивидуальное сопровождение детей группы риска.

Одной из самых важных проблем нынешнего человечества являются болезни цивилизации, среди которых - СПИД, относящийся к числу пяти главных болезней-убийц, уносящих наибольшее число жизней на нашей планете. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 30 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.

Актуальность данной темы обуславливается следующими фактами:

  1. До сих пор СПИД остается одной из самых опасных болезней человечества. Доктора и ученые до сих пор не нашли противоядия.
  2. Количество заражённых ВИЧ-инфекцией постоянно увеличивается, следовательно, увеличивается количество людей, нуждающихся в социальной реабилитации, внимании, поддержке.
  3. Случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных возникают из-за того, что большинство людей испытывают просто “животный” страх перед этим заболеванием и из-за незнания истинных путей передачи и профилактики ВИЧ-инфекции.

Объект исследования – СПИД, больные этим заболеванием.

Предмет исследования – пути социализации больных и ВИЧ-инфицированных.

Цель исследования: определение путей социализации больных и ВИЧ-инфицированных.

Задачи исследования:

  1. Изучить по данной теме статьи, Интернет-ресурсы, статистику СПИД-центра г.Белова.
  2. Определить динамику заболеваемости за последние 10 лет в стране, регионе, г.Белове, выявить причины такой динамики.
  3. Проинтервьюировать ВИЧ-инфицированных, определить проблемы социализации.
  4. Проинтервьюировать разных респондентов об отношении к проблеме и ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.
  5. Разработать план мероприятий по разным направлениям для администрации муниципалитета по социализации изучаемой группы населения.

Гипотеза: социализация больных ВИЧ-инфекцией становится всё более острой проблемой, которую необходимо немедленно решать, иначе это впоследствии поставит под угрозу социальное устройство общества.

Новизна и практическая значимость заключается в том, что кроме констатации фактов и их анализа будет представлен план конкретных мероприятий по социализации ВИЧ-инфицированных в обществе, конкретно в Беловском районе.

Методы исследования: сбор информации, интервьюирование, изучение и анализ статистических данных, обобщение, классификация, сравнение.

Для написания работы были использованы ресурсы Интернет (ссылки), документация (статистические отчеты) СПИД-центра г. Белово.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, новизну и практическую значимость работы. В главах раскрывается динамика распространения СПИДа, определяются ее причины и проблемы, предлагаются пути социализации больных этим заболеванием.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ на территории г. Белово

Врачи и ученые выделили некоторые особенности Кемеровской области, способствующие распространённости ВИЧ-инфекции:

  1. Высокая плотность населения (30,4 чел/км 2 ).
  2. Высокий уровень урбанизации (8,6% городского населения).
  3. Высокий уровень межрегиональной миграции.
  4. Близость границ с территориями и государствами, являющимися поставщиками наркотиков.
  5. Наличие нескольких узловых железнодорожных станций.

Структура заболеваемости ВИЧ-инфекцией:

  • по возрастному признаку: в последние 2 года специалисты отмечают, что возраст опасной инфекции становится всё более зрелым, если ранее ВИЧ-инфекция концентрировалась в основном в молодых группах населения, то сейчас происходит смещение в сторону людей в возрасте 40 лет (Приложение 1);
  • по гендерному признаку: в общей структуре ВИЧ-инфицированных всё ещё преобладают мужчины – 65%, однако, удельный вес новых случаев ВИЧ-инфекции среди женщин неуклонно возрастает;
  • по социальному признаку: по социальному статусу среди ВИЧ-инфицированных в 2010-2011 гг. большой удельный вес составляют неработающие (59%); прослеживается тенденция роста передачи ВИЧ-инфекции от уязвимых групп основному населению половым путём.

К уязвимым группам населения применительно к проблемам, связанным с ВИЧ-инфекцией, традиционно относятся:

  • лица, имеющие опыт внутривенного употребления наркотиков;
  • лица, оказывающие сексуальные услуги за плату;
  • мужчины, имеющие секс с мужчинами;
  • лица, находящиеся в заключении;
  • мигранты.

Частично решена проблема о том, как предотвратить передачу ВИЧ от матери ребёнку. ВИЧ-инфицированные женщины могут рожать здоровых, не инфицированных детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, риск передачи ВИЧ от матери ребёнку без какого-либо вмешательства составляет 20-45%. При проведении же профилактических мероприятий этот риск можно снизить до 2% и менее. При анализе заболеваемости в г. Белово установлено, что 35,1% от всех ВИЧ-инфицированных, выявленных в 2012 году приходится на женщин репродуктивного возраста (92 человека); практически столько же женщин в процентном соотношении было выявлено и в 2011 году (Приложение 1).

В 2012 году выявлено 2 ВИЧ-инфицированных ребёнка с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, столько же детей было выявлено и в 2011 году. За 2012 год в 1,5 раза увеличилось количество детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей и составило 27 детей против 18 детей в 2011 году.

Выявление динамики смертности ВИЧ инфицированных на основе статистических данных СПИД центра г.Белова показало, что ежегодно увеличивается число смертных случаев. Продолжительность жизни больного зависит от того образа жизни, который он выбирает после того, как узнает о болезни, от использования или отказа от лекарственных средств (предоставляются бесплатно), мотивации к жизни.

Таким образом, мы определили, что проблема роста заболеваемости СПИДом является актуальной для Беловского района и г.Белова, выявили группы риска, проанализировали структуру заболеваемости по разным критериям и показатель смертности.

Жизнь ВИЧ-инфицированных в социуме

2.1. Отношение общества к больным и ВИЧ-инфицированным

Хотя ВИЧ-инфекция - это только болезнь, она имеет множество социальных и эмоциональных последствий не только для ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, но и для их семей и друзей, для всех людей, обеспокоенных распространением этой болезни. Дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных может происходить на разных уровнях. Результаты исследования показали, что дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным проявляется на рабочем месте со стороны коллег по работе, по месту жительства (в сообществе) и в семье. Сложилось устойчивое отрицательное отношение к больным СПИДОМ и ВИЧ-инфицированным благодаря СМИ. Отношение к таким больным не отличается гуманностью, состраданием, кроме того, общество старается отгородиться от проблем этих людей, что в свою очередь вызывает у них агрессию.

Нами было проведено анкетирование среди разных возрастных категорий респондентов (общее число опрошенных -100, из них – 28 педагогов, 15 родителей, 57 – обучающиеся 9-11 классов), которое позволило сформулировать отношение общества к ВИЧ-инфицированным.

Таким образом, проведенный опрос позволил выявить в основном отрицательное (чаще равнодушное или пренебрежительное, реже агрессивное) отношение общества к больным и ВИЧ-инфицированным

2. 2. Проблемы дискриминации

Нарушение прав человека на труд, в особенности ВИЧ-инфицированных, усиливает последствия эпидемии не только для них, но и для членов их семей. От этого ВИЧ-инфицированные страдают не только от болезни, но и от множества других проблем, включающих отсутствие средств на лечение и обеспечение семьи.

Другой проблемой является ограничения в праве получения образования. Люди становятся более уязвимыми к инфекции, если не соблюдаются их гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Например, уязвимость к ВИЧ инфекции повышается у детей, если они не могут реализовать свое право на образование. Результаты исследования показали, что не все опрошенные респонденты положительно отнеслись к получению образования ВИЧ-инфицированными детьми наравне со здоровыми детьми. Из общего количества респондентов, более 42% отметили, что ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать занятия в обычных школах со здоровыми детьми. Своё мнение большинство респондентов объяснили тем, что при контакте со здоровыми детьми они могут заразить их; другие отметили, что ВИЧ-инфицированные дети требуют постоянного ухода и их необходимо обучать в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.

2.3. Психологические проблемы

2.4. Стратегии выживания людей, живущих с ВИЧ/СПИДом

Комплекс стратегий выживания беловских ВИЧ-положительных можно также расположить от проактивных до реактивных. Эти стратегии не являются раз и навсегда закреплёнными. Люди с ВИЧ могут придерживаться нескольких стратегий одновременно или актуализировать ту или иную стратегию в определённый жизненный период.

Реактивные стратегии управления стигмой включают в себя защитные попытки избежать воздействия стигмы (или смягчить её), но подразумевают принятие доминирующих социальных норм и ценностей. Примером реактивной стратегии является утаивание ВИЧ-статуса, представление болезни в качестве другой, менее стигматизирующей (например, рак). Можно предположить, что наиболее логичной жизненной стратегией в условиях сформированного в обществе негативно окрашенного, дискриминирующего отношения должна стать стратегия сохранения анонимности и тайны диагноза. Больные стремятся чувствовать себя защищёнными от негативно настроенного окружающего мира посредством сохранения своего статуса. Открытие диагноза, зачастую, ведёт к ограничению их жизненных шансов и ресурсов. Сохранение диагноза в тайне позволяет по-прежнему полноценно функционировать в обществе, не давая окружающим оснований подвергнуть себя дискриминации. Держать в тайне ВИЧ-статус – типичная реакция людей, которым есть что терять. Сохранения диагноза в тайне от окружающих является реактивной стратегией. Она предполагает принятие того, что ВИЧ-инфекция является опасным, дискредитирующим фактом биографии, и что во избежание связанной со стигмой дискриминации необходимо скрывать диагноз от окружающих.

Другой распространённой реактивной стратегией выживания является игнорирование опасности вируса. Эта стратегия формируется после достаточно продолжительного времени жизни с ВИЧ. Справившись с первыми переживаниями по поводу диагноза, люди вырабатывают восприятие болезни как неопасной с точки зрения изменения физического самочувствия и социальных последствий. Сторонники стратегий игнорирования опасности ВИЧ обычно достаточно хорошо осведомлены о характере протекания болезни. Они лично знакомы с людьми, живущими с ВИЧ на протяжении многих лет (или читали интервью с ними), и знают на конкретных примерах, что нормальная жизнь с ВИЧ возможна.

Проактивные стратегии бросают вызов стигме и подразумевают непризнание социальных норм, положенных в её основу. Примерами проактивной стратегии является участие в просветительской работе, направленной на формирование правильных представлений о ВИЧ-инфекции, или социальный активизм, который подрывает и разрушает стигму, поскольку направлена на конструирование альтернативного видения ВИЧ и на изменение общественных условий, определяющих жизнь людей с ВИЧ. Проактивной стратегией выживания людей с ВИЧ является социальный активизм (далее ВИЧ-активизм). Этим понятием обозначают особую жизненную стратегию ВИЧ-положительных, профессионально участвующих в движении по борьбе со СПИДом. Когда ВИЧ-идентичность ложится в основу построения жизненной стратегии, человек включается в деятельность той или иной СПИД-сервисной организации. В этот момент он становится ВИЧ-активистом. ВИЧ-активизм подразумевает неприятие негативных представлений о ВИЧ, сопротивление маргинализации ВИЧ-положительных, конструирование и распространение альтернативного – недискриминационного – видения СПИДа в обществе.

В негосударственных организациях России, занимающихся проблемами СПИДа, ВИЧ-активными людьми ведётся большая работа. Во-первых, ВИЧ-активизм даёт людям с ВИЧ возможность самореализации, позволяет сделать общественную карьеру и, переформулировав прежнюю идентичность, сформировать новые практики повседневной жизни. Для ВИЧ-активных людей продолжительность жизни менее важна, чем то, на сколько они социально реализуют себя.

Читайте также: