Продукт на проект по теме вирусы

Обновлено: 24.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Автор проекта: Эндриш Юлиана, обучающаяся 8 класса

Наставник проекта: Илюшкина Мария Анатольевна,

п. Комсомольский, 2020 г.

1.1. Что такое вирусы, их строение….……………………………………..….6

1.2. История открытия вирусов………………………………………………..8

1.3. Происхождение и размножение вирусов……….….…..…………..…. 9

Кусает больно и обидно,

Хоть самого подчас не видно…

К концу прошлого века никто уже не сомневался, что каждую заразную болезнь вызывает свой микроб, с которым можно успешно бороться.

Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, я узнала не только о строении и размножении вирусов, но и о том, какие есть вирусные заболевания. В современном мире такие знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.

Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами - одна из первоочередных задач науки.

Общее представление о проекте: проект представляет собой информацию о вирусах и вирусных заболеваниях.

Объектом изучения являются вирусы – неклеточная форма жизни.

Я поставила перед собой цель:

- собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, происхождении, истории открытия вирусов; о вирусных заболеваниях.

Для достижения цели я поставила задачи:

- собрать материал о вирусах, их строении, многообразии, о вирусных заболеваниях, и мерах защиты от них;

- провести анализ собранного материала, систематизировать его; представить собранный материал в виде проекта;

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое вирусы, их строение

Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы – одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой – капсидом. Внутри капсида могут находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, как правило, имеет спиральную или многогранную форму.

Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.

Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина. Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют обмена веществ. По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

1.2. История открытия вирусов

Вирусы в микробиологии стали чем-то новым, но данные о них накапливались постепенно. Исследователь Луи Пастер так и не смог найти агент, который вызывает бешенство. Из-за этого он предположил, что тот настолько мал, что рассмотреть его под микроскопом невозможно. В 1884 году Шарль Шамберлан - известный микробиолог из Франции - изобрел фильтр, поры которого гораздо меньше бактерий. При помощи этого инструмента можно полностью удалить бактерии из жидкости. В 1892 году российский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский использовал этот аппарат для исследования вида, который позже получил название вируса табачной мозаики. Эксперименты ученого показали, что даже после фильтрации сохраняются инфекционные свойства. Он предположил, что инфекция может быть спровоцирована токсином, который выделяют бактерии.

1.3. Происхождение и размножение вирусов

Вирусы — сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов.

Существует 3 основных концепции происхождения вирусов:

1) Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.

2) Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.

3) Вирусы — производные клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.

Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

233859

1.4. Вирусные заболевания.

Вирусы поражают человека, домашних и диких животных, сельскохозяйственные и дикие растения, простейших, бактерии, грибы. Всех живущих подстерегают многочисленные болезни и в первую очередь различные инфекции, среди которых более 75% вызываются вирусами. Цифры заболеваемости по нашей стране показывают, что уже много лет первые четыре места среди всех инфекций уверенно держат четыре, уже знакомые вам вирусные болезни. Это, прежде всего, различные ОРЗ, затем грипп, далее следует гепатит и, наконец, корь. Осложнения после, например, гриппа могут стать ужасными. Хронический насморк или хуже . от гриппа можно умереть. Почти каждый день мы встречаемся с разными видами вирусов, даже не подозревая этого. Вирусы являются возбудителями ряда опасных заболеваний: герпеса, полиомиелита, кори, краснухи, оспы, гепатита, энцефалита, бешенства, гриппа и др.

Полиомиелит : когда-то это заболевание убивало и калечило детей. Виноваты могут быть в болезни не один, а целых три вируса. Когда вирус попадает в организм, он проходит по нервам и крови в спинной мозг и головной мозг, там он поселяется в клетках серого вещества мозга.

Корь и краснуха : это детские вирусные заболевания. Правда, ими болеют и взрослые, но редко. Взрослые обычно болеют тяжелее, и у них чаще бывают осложнения. Характеризуется высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозности приближается к 100 %), высокой температурой (до 40,5 °C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией.
Ветряная оспа (ветрянка) : это не самое тяжелое заболевание, большая часть населения переносит его в детстве. Эта оспа очень быстро и стремительно распространяется, как ветром разносится. Осложнения очень опасны, поэтому заболевшему необходим щадящий режим. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Бешенство : вирусное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. В организме укушенного человека болезнь возникает не сразу, чаще всего через 2 - 6 недель. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, руки вытягиваются вперёд и дрожат, голова и туловище отклоняются назад, шея напрягается, лицо искажается и выражает сильное страдание и страх, цвет лица делается синюшным, широко раскрытые глаза устремляются в одну точку, глазное яблоко выпучено, зрачки расширены, на лице заметны судорожные сокращения мышц.

Желтая лихорадка: Жертвы этого заболевания - многие тысячи людей. Высокая температура, сильная головная боль и боли в спине, пожелтение кожи, рвота с кровью, бред и не редко смертельный исход - симптомы жёлтой лихорадки.

ü Чувство усталости

ü Затрудненное дыхание

ü Высокая температура

ü Кашель и/ или боль в горле

Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.

Передача коронавируса: Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязненными руками рта, носа или глаз. Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши. Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные. Вирусы гриппа размножаются очень быстро – симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.

Как защитить себя от заражения коронавирусом? Самое важное, что можно сделать чтобы защитить себя, - это поддерживать чистоту рук ( мыть с мылом или использовать дезинфицирующее средство) и поверхностей.

Можно ли вылечить новый коронавирус? На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью. Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от многих других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. В настоящее время вакцины от данного вируса нет, но во многих странах уже начаты ее разработки. Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Кто в группе риска? Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говориться, что в основном заболели люди старше 50-ти лет. Однако, как и в случае большинства других вирусных респираторных заболеваний, люди с ослабленной иммунной системой, имеющие сопутствующие болезни – в зоне риска.

Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом Н1 N 1 – остается самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевания охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.

Вспышка свинного гриппа 2009 года унесла жизни 575 400 человек.

Азиатский грипп в 1957 году, привел к гибели примерно дву миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя (1968 г) унес один миллион человек.

Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями – вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по – своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет распространение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают в единоборство и приостанавливают начинающуюся болезнь. Исторически самым старым и надёжным является метод вакцинации. С помощью вакцин резко снижена заболеваемость полиомиелитом, бешенством, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, жёлтой лихорадкой, энцефалитами и другими вирусными инфекциями. Другим способом защиты человека от вирусов является использование сывороток и гаммаглобулинов, полученных из крови людей, переболевших той или иной вирусной болезнью. Такие сыворотки содержат антитела, способные нейтрализовать соответствующие вирусы и создавать пассивный иммунитет уже через несколько часов после их введения. Этот способ используется для предупреждения кори, лечения энцефалитов и других вирусных заболеваний.

В отличие от вакцин и химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он подавляет размножение вирусов, уже проникнувших внутрь клеток. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, в тех случаях, когда вакцинация малоперспективна.

Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком. Способы передачи:

- прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;

- непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;

- через переносчика - инфицирование через другой источник;

- воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.

Основным средством профилактики вирусных заболеваний у человека является ношение марлевых повязок при контакте с больными заболеваниями дыхательных путей, мытье рук, овощей и фруктов, протравливание мест обитания переносчиков вирусных заболеваний, вакцинация от клещевого энцефалита, стерилизация медицинских инструментов в лечебных учреждениях и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы – это мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний живых существ. Они являются внутриклеточными паразитами и не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.

Человек встречается с вирусами, прежде всего, как с возбудителями наиболее распространенных болезней, поражающих все живое на Земле: людей, животных, растения и даже одноклеточные организмы – бактерии, грибы, простейших.

В настоящее время резко увеличился удельный вес вирусных инфекций в инфекционной патологии человека – он достиг почти 80%. ,возникла проблема пандемии короновирусной пневмонии во всём мире. Каждый день в средствах массовой информации мы слышим об увеличении количества заражённых.

Меня заинтересовала данная глобальная проблема и в связи с этим целью моей работы явилось: изучение строения вирусов, состава, особенностей жизнедеятельности, меры предупреждения вирусных заболеваний

1. собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни

2. выяснить вирусные заболевания организмов и их профилактику; выступить с результатами работы

Гипотеза – изучив строение, особенности жизнедеятельности вирусов можно предупредить вирусные заболевания

- объект исследования – вирусы.

- метод исследования: теоретический

Продукт проекта – модель вируса

1. Открытие вирусов

Вирусы оказались очень малыми частицами, их невозможно увидеть в обыкновенный световой микроскоп. Поэтому в тридцатые годы двадцатого столетия после изобретения электронного микроскопа вирусы были исследованы одними из первых как биологические структуры.

1.1 Какова роль вирусов в природе?

Вирусы являются возбудителями заболеваний у представителей всех групп живых существ (от бактерий до человека). Вирусы выступают регуляторами численности организмов.

2. Как появились вирусы: гипотезы

3. Вирусы как форма жизни и их размножение

Вирусы можно считать неклеточной формой жизни. Для них характерны свойства живых организмов, но только при нахождении вируса в клетке-хозяине. Вне клетки их свойства никак не проявляются и наступает гибель.

4. Вирусные заболевания

Вирусы по своей природе являются паразитами. Проникая в клетки организма – хозяина, они вызывают симптомы разных инфекционных заболеваний. Известны и изучены серьёзные заболевания животных такие, как ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление свиней, чума птиц, миксоматоз кроликов. У растений возникает вирусное заболевание – мозаика листьев. Оно приводит к появлению жёлтых пятен на листьях, их морщинистости, что влияет на урожайность растений. Серьёзные последствия вызывают вирусы жёлтой мозаики турнепса, табачной мозаики, карликовой кустистости томатов. Это сильно снижает селекционные качества сортов растений.

4.1 Каким вирусным заболеваниям подвержен человек

Это такие заболевания, как грипп, свинка, краснуха, гепатит А, гепатит В, СПИД и др.(Таб 1) Полностью защитить человека от таких вирусных заболеваний как грипп нельзя. Но при правильной профилактике можно сократить частоту заболевания. Для обеспечения организму экологической безопасности необходимо: употреблять в пищу качественные продукты и воду; стараться избегать попадания в организм тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов и других ядов; отказаться от вредных привычек; не принимать лекарств без рекомендации врача и др.

Таблица1. - Вирусы, опасные для человека

Основные семейства, роды вирусов, отдельные вирусы

Размер вирусов в нанометрах (нм)

вирусов, встречаю-щихся в природе

Число типов вирусов, патогенных для человека

Вероят-ность встречи с вирусом

Болезни, вызываемые вирусами

ДНК-содержащие вирусы

Семейство вирусов оспы

Оспа человека и животных

Семейство вирусов герпеса

Болезни глаз, слизистых оболочек, кожи; иногда опухоли и энцефалиты

Вирус ветряной оспы

Гепатит В (сывороточный гепатит)

Семейство аденовирусов

Острые респираторные заболевания, болезни глаз

Род папилломави-русов

Род полиомавиру-сов

Энцефалопатии, возможно опухоли

РНК-содержащие вирусы

Семейство рабдовирусов

Бешенство, везикулярный стоматит

Семейство коронавирусов

Острые респираторные заболевания

Семейство парамиксовирусов

Острые респираторные заболевания

Эпидемический паротит (свинка)

Семейство ортомиксовирусов

Семейство буньявирусов

Энцефалиты, москитные лихорадки

Семейство ретровирусов

Предполагаемые возбудители рака, саркомы, лейкозов

Семейство реовирусов

Острые респираторные заболевания

Род ротавирусов

Семейство тогавирусов

Энцефалиты, геморрагические лихорадки

Род вирусов краснухи

Семейство пиконавирусов

Острые респираторные заболевания

Вирусы гепатита А

Гепатит А (инфекционный)

1.Вирусы - мельчайшие организмы, их размеры колеблются от 12 до 500 нанометров. Мелкие вирусы равны крупным молекулам белка. Вирусы - резко выраженные паразиты клеток. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие отличия:

Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), - а все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.

Не обладают собственным обменом веществ, имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию.

Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют.

2.Известны и изучены серьёзные заболевания животных такие, как ящур крупного рогатого скота, рожистое воспаление свиней, чума птиц, миксоматоз кроликов. У растений возникает вирусное заболевание – мозаика листьев. Оно приводит к появлению жёлтых пятен на листьях, их морщинистости, что влияет на урожайность растений. Серьёзные последствия вызывают вирусы жёлтой мозаики турнепса, табачной мозаики, карликовой кустистости томатов. Это сильно снижает селекционные качества сортов растений. Для человека характерны такие заболевания, как грипп, свинка, краснуха, гепатит А, гепатит В, СПИД и др. Полностью защитить человека от таких вирусных заболеваний как грипп невозможно.

К мерам профилактики вирусных инфекций можно отнести: использование масок во время эпидемий, соблюдение личной гигиены, укрепление иммунитета, вакцинацию.

Вирусология — наука, которая занимается изучением вирусов.

Плазмиды — небольшие молекулы ДНК, физически обособленные от хромосом и способные к автономной репликации. Главным образом плазмиды встречаются у бактерий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студентка представила учебный проект по теме: "Вирусные заболевания человека, животных, растений" (Биология).

Соблюдены все требования к проектной работе. Прослеживаются все разделы: Введение, Основная часть, Заключение, Список используемых источников, Приложение. (В приложении описан продукт. Допустимо: фотография автора проекта с продуктом).

Проектная работа оценена была комиссией на "отлично".

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

Учебный проект на тему:

Вирусные заболевания

человека, животных, растений

группа: 1-2 специальность: Сестринское дело

Руководитель:

Преподаватель биологии: Яценко А.В.

Оценка при защите:

Председатель комиссии (подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. Открытие вирусов 4

2. Строение вирусов 5

3. Вирусы как возбудители заболеваний 6

3.1. Заболевания человека 6

3.2. Заболевания животных 7

3.3. Заболевания растений 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

Вирусные заболевания –болезни, вызываемые вирусами, неклеточными формами жизни, представляющими собой автономные генетические структуры. Вирусы способны заражать не только практически всех представителей флоры и фауны, но и микроорганизмы. Эффективность борьбы со многими вирусами не имеет положительных результатов, так как вирусы не только имеют природный резервуар в окружающей среде, но и постоянно мутируют, в связи с чем снижается эффективность проведения вакцинопрофилактики. Одним из наиболее ярких примеров является неэффективная многолетняя борьба с вирусом иммунодефицита человека.

Мы постоянно сталкиваемся с различными вирусными заболеваниями. Они снижают качество жизни и проявляют себя в опасной роли для живых организмов. Указанный фактор обуславливает актуальность темы, выбранной для проекта.

Цель работы: состоит в ознакомлении с различными вирусными заболеваниями, затрагивающих представителей царства животных, в том числе человека, и растений.

Исследовать специальную литературу о вирусах и инфекционных заболеваниях человека, животных и растений.

Дать характеристику некоторым вирусным заболеваниям.

Создать проектный продукт.

Положения, выносимые на защиту:

Вирусы – особая неклеточная форма жизни.

Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений

Ивановский установил, что болезнь табака, распространенная в Крыму, вызывается вирусом, который обладает высокой заразительностью и строго выраженной специфичностью действия. Это открытие показало, что наряду с клеточными формами существуют живые системы, невидимые в обычные световые микроскопы, проходящие через мелкопористые фильтры и лишенные клеточной структуры.

Спустя 6 лет в 1898 г. после открытия Д.И. Ивановского гол­ландский ученый М. Бейеринк подтвердил данные, полученные русским ученым, придя, однако, к выводу, что возбудитель табачной мозаики — жидкий живой контагий. Ивановский с этим выводом не согласился. Благо­даря исследованиям Ф. Леффлер и П. Фрош в 1897 г. установили вирусную этиоло­гию ящура, показали, что возбудитель ящура также проходит через бактериальные фильтры. Ивановский, анализируя эти данные, пришел к выводу, что агенты ящура и табачной мозаики принци­пиально сходны. В споре с М. В. Бейеринком прав ока­зался Ивановский.

Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур:

Сердцевины – генетическое материала, представленного либо ДНК, либо РНК; ДНК или РНК могут быть одноцепочной или двухцепочной;

Капсида– защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину;

Нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом;

Оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки-хозяина;

Капсомеров– идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.

Общая формакапсида отличается высокой степенью симметрии, обусловливая способность вирусов к кристаллизации. Это дает возможность исследовать их как методом рентгеновской кристаллографии, так и с помощью электронной микроскопии. Как только в клетке-хозяине образуются субъединицы вируса, они сразу же могут путем самосборки объединиться в полную вирусную частицу.

Для структурыкапсида характерны определенные типы симметрии, особенно полиэдрическая и спиральная. Наиболее распространенная полиэдрическая форма у вирусов - икосаэдр, у которого имеется 20 треугольных граней, 12 углов и 30 ребер.

Вирусы, атакующие бактерий, образуют группу, называемую бактериофагами или просто фагами. У некоторых бактериофагов имеются четко выраженная икосаэдрическая головка и хвост, обладающий спиральной симметрией.

Множество различных инфекционных заболеваний человека, животных и растений вызываются вирусами. Остановимся на некоторых из них.

Грипп– вирусная инфекция, склонная к широкому распространению. Отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов.

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода.

Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают в среднем 20-35% населения.Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире.В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Полиомиелит— вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы, так же поражается глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, при этом наступает паралич. Вирус полиомиелита поражает конечности, то есть изменяет формы костей. Характерные изменения костей были найдены при раскопках в Гренландии на скелетах, относящихся к 500-600 годам до нашей эры.

Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина. Однако, вакцинация живой вакциной – это не полная ликвидация вируса – убийцы, а только замена его искусственно лабораторным штаммом, безопасным для человека. Поэтому прививание новорожденных детей является обязательным делом. Через несколько лет прививку необходимо повторить.

СПИД(Синдром приобретенного иммунного дефицита)– это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет, и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как "глобальный кризис здоровья", как первую действительно всеземную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор не контролируется медициной и от которого умирает каждый заразившейся человек.

Бешенство— инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, передающимся со слюной при укусах больными животными. Особенно часто болеют собаки и кошки, а также дикие животные (лисицы и др.). Заражение возможно также путем попадания зараженной слюны на кожу и слизистые оболочки, имеющие ранки, царапины и др.

Панлейкопения кошачьих (чума кошек) —высококонтагиозная вирусная остропротекающая болезнь. Поражает млекопитающих семейства кошачьих, куньих, енотовых и виверровых. Характеризуется поражением желудочно-кишечного тракта животных и значительным снижением общего количества лейкоцитов в крови.

Болезнь Карре(чума плотоядных)-высококонтагиозная вирусная болезнь плотоядных животных характеризуется лихорадкой, острымкатаральным воспалением слизистых оболочек, кожной экзантемой, пневмонией и тяжелым поражением нервной системы.

Мозаичность листьев - это заболевание можно распознать по разнообразным по форме пятнам и полосам, белым или желтоватым на листьях, светлым или темным на цветках. Эти пятна напоминают мозаику, которая имеет некий рисунок. Все эти круги, полосы и пятна расположены в каком-либо порядке или узоре. Помимо этого мозаичная болезнь зачастую сопровождается деформацией листа. Чаще всего такими вирусными заболеваниями болеют такие растения, как каллы, бегонии, пеларгонии, примулы, гидрангеи.

Курчавость листьев - это вирусное заболевание, которое сопровождается появлением многочисленных пятен (1-2мм) на листьях, со временем они высыхают. При заболевании листья морщинятся, становятся курчавыми, а цветки деформируются. Это вирусное заболевание так же может сопровождаться появлением светло-желтых или серо-белых пятен и полос. В основном от этого заболевания страдают такие растения, как примулы, пуансеттии, пеларгонии, гидрангеи.

Пожелтение листьев - это вирусное заболевание носит еще одно название - желтуха. Листья становятся желто-зелеными либо просто желтыми. Всё растение или отдельные побеги замедляют рост. В клетках растения накапливается много крахмала, из-за чего стебли становятся ломкими. На листьях можно увидеть мозаичный узор.

Подведя итог вышесказанному можно сказать что: вирусы - особая неклеточная форма жизни. Они имеют особое строение, постоянно мутируют, что усложняет борьбу с ними. Вирусы обладают способностью легко передаваться от больных к здоровым, а так же быстро распространяться. Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных, растений. Среди них я назвала самые распространенные. Однако, я уверена, что ученым удастся "приручить" и заставить их работать на благо человечества. В заключение хочу сказать, что я реализовала поставленную цель своей проектной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Электронные ресурсы

В качестве проектного продукта я выбрала модель вируса СПИДа, поскольку на модели четко выражено строение и форменные элементы неклеточной формы жизни. Макет выглядит как увеличенный во множество раз вирус в разрезе.

В заключении можно прийти к выводу, что в моем проектном продукте состоит практическая значимость. Этот прототип вируса может быть использован, как учебный образец на уроках биологии и микробиологии в колледже, а так же других учебных заведениях.

Борисова Ольга Александровна

Подпись руководителя проекта _________________(__________________)

Название проекта: Компьютерные вирусы

Руководитель проекта: Борисова Ольга Александровна

Автор проекта: Мусаев Эльмир Васифович

Учебная дисциплина: Информатика

Тип проекта: Исследовательский

Цель работы: Провести опрос и узнать, какие антивирусные программы используют ученики нашей школы.

Актуальность проекта: Состоит в том, что по мере развития и модернизации компьютерных систем и программного обеспечения возрастает объем и повышается уязвимость хранящихся в них данных. Одним из новых факторов, резко повысивших эту уязвимость, является массовое производство программно-совместимых мощных персональных ЭВМ, которое явилось одной из причин появления нового класса программ-вандалов - компьютерных вирусов. Наибольшая опасность, возникающая в связи с опасностью заражения программного обеспечения компьютерными вирусами, состоит в возможности искажения или уничтожения жизненно-важной информации, которое может привести не только к финансовым и временным потерям, но и вызвать человеческие жертвы.

Гипотеза: существующие антивирусные программы способны защитить информацию, хранящуюся на компьютере. .

Выбор руководителя и темы проекта.

Выбор типа проекта. Составление плана работы над проектом.

Работа над проектом

Анализ теоретической части. Опрос учащихся гимназии.

Обработка результатов опроса. Составление плана защиты проекта.

Отзыв руководителя. Формирование папки индивидуального проекта.

Защита индивидуального итогового проекта

на исследовательскую работу

Мусаев Эльмир Васифович

Работа Мусаева Эльмира представляет собой исследование разновидности компьютерного вируса. Актуальность работы заключается в том, что компьютер стал необходимой частью жизни. Нарастает объем хранения данных в компьютере, в связи с этим увеличивается уязвимость этих данных. В работе важно сделать вывод на основе теоретических знаний из различных источников информации. Содержание работы соответствует заявленной теме. Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы. В введении указывается актуальность исследования, ставиться задача, выдвигается гипотеза. В работе представленная информация о компьютерных вирусах, проведен опрос учащихся, сделаны выводы. Работу Эльмир выполнял самостоятельно, используя материалы Интернета. При выполнения работы Эльмир проявил: самостоятельность, способность решать соответствующие проблемы. Нечетко выполнял все рекомендации научного руководителя и не вовремя устранял замечания. Замечания по данной работе значительные, необходимо продумать и доработать заключение по данной теме. Не достаточно теоретического материала по компьютерным вирусам и их разновидности. Акцент в работе на антивирусные программы, что не соответствует заявленной теме.

Учитель информатики . Борисова О.А.

(предмет) (подпись) (расшифровка подписи)

В настоящее время компьютер прочно вошел в повседневную жизнь. Его возможности используются в школе, на работе, при проведении досуга, в быту и других сферах жизни человека.

Сегодня массовое применение персональных компьютеров, к сожалению, оказалось связанным с появлением самовоспроизводящихся программ-вирусов, препятствующих нормальной работе компьютера, разрушающих файловую структуру дисков и наносящих ущерб хранимой в компьютере информации.

Несмотря на принятые во многих странах законы о борьбе с компьютерными преступлениями и разработку специальных программных средств защиты от вирусов, количество новых программных вирусов постоянно растет. Это требует от пользователя персонального компьютера знаний о природе вирусов, способах заражения вирусами и защиты от них.

Под компьютерным вирусом принято понимать программы или элементы программ несанкционированно проникшие в компьютер с целью нанесения вреда, отличительной особенностью которых является способность самотиражирования.

Классификация вирусов

2.По способу заражения среды обитания:

3. По деструктивным (разрушительным) возможностям:

4. По особенностям алгоритма:

Классификация антивирусных программ

  • фильтры
  • детекторы
  • ревизоры
  • доктора
  • вакцинаторы

AIDSTEST

предназначена для исправления программ, зараженных обычными вирусами, не меняющими свой код. Это ограничение вызвано тем, что поиск вирусов этой программой ведется по опознавательным кодам. Зато при этом достигается очень высокая скорость проверки файлов.

  • Легка в использовании;
  • Работает очень быстро;
  • Распознает значительную часть вирусов;
  • Хорошо интегрирована с программой-ревизором Adinf;
  • Работает практически на любом компьютере.
  • Не распознает полиморфные вирусы;
  • Не снабжена эвристическим анализатором, позволяющим находить неизвестные ей вирусы;
  • Не умеет проверять и лечить файлы в архивах;
  • Не распознает вирусы в программах.

Doctor.WEB

Так же, как и Aidstest относится к классу детекторов - докторов, но в отличие от последнего имеет так называемый "эвристический анализатор" - алгоритм, позволяющий обнаруживать неизвестные вирусы.

"Лечебная паутина", как переводится с английского название программы, стала ответом отечественных программистов на нашествие самомодифицирующихся вирусов-мутантов, которые при размножении модифицируют свое тело так, что не остается ни одной характерной цепочки байт, присутствовавшей в исходной версии вируса.

Достоинства: В отличие от Aidstest, программа Dr.Web:

  • распознает полиморфные вирусы;
  • снабжена эвристическим анализатором;
  • умеет проверять и лечить файлы в архивах;
  • позволяет тестировать файлы.

Недостатки: При начальном тестировании не стоит разрешать программе лечить файлы, в которых она обнаружит вирус, так как нельзя исключить, что последовательность байт, принятая в антивирусе за шаблон может встретиться в здоровой программе.

При начальном тестировании не стоит разрешать программе лечить файлы, в которых она обнаружит вирус, так как нельзя исключить, что последовательность байт, принятая в антивирусе за шаблон может встретиться в здоровой программе.

Достоинства: В состав пакета AVSP входит также резидентный драйвер AVSP.SYS , который позволяет обнаруживать большинство невидимых вирусов (кроме вирусов типа Ghost-1963 или DIR), дезактивировать вирусы на время своей работы, а также запрещает изменять READ ONLY файлы.

Недостатки: Явных недостатков этой программы не было обнаружено.

Microsoft Antivirus

При первой проверке создает в каждой директории, содержащей исполнимые файлы, файлы CHKLIST.MS, в которые записывает информацию о размере, дате, времени, атрибутах, а также контрольную сумму контролируемых файлов. При последующих проверках программа будет сравнивать файлы с информацией в CHKLIST.MS-файлах.

Достоинства: Находясь в основном меню, можно просмотреть список вирусов, известных программе MSAV, нажав клавишу F9. При этом выведется окно с названиями вирусов. Чтобы посмотреть более подробную информацию о вирусе, нужно подвести курсор к его имени и нажать ENTER. Можно быстро перейти к сведениям о вирусе можно вывести интересующему вирусу, набрав первые буквы его имени. Информацию на принтер, выбрав соответствующий пункт меню.

Недостатки: Серьёзным неудобством при использовании программы является то, что она сохраняет таблицы с данными о файлах не в одном файле, а разбрасывает их по всем директориям.

ADINF

В случае появления вируса, ADinf обнаруживает его по тем модификациям, которые он выполняет в файловой системе и/или загрузочном секторе диска и информирует об этом пользователя. В отличие от антивирусов-сканеров, ADinf не использует в своей работе "портретов" (сигнатур) конкретных вирусов. Поэтому ADinf особенно эффективен для обнаружения новых вирусов, противоядие для которых еще не придумано.

  • имеет высокую скорость работы;
  • способна с успехом противостоять вирусам, находящимся в памяти;
  • позволяет контролировать диск, читая его по секторам через BIOS и не используя системные прерывания DOS, который может перехватить вирус;
  • может обрабатывать до 32000 файлов на каждом диске.

Недостатки: Особых недостатков программы не наблюдается.

Достоинства: автоматически загружается при запуске Windows. AVP Monitor автоматически проверяет все запускаемые на компьютере файлы и открываемые документы и в случае вирусной атаки сигнализирует об этом пользователю.

Недостатки: Особых недостатков программы не наблюдается.

  • резко, без особой причины возросло число файлов ;
  • уменьшение объема оперативной памяти ;
  • уменьшение быстродействия программы ;
  • увеличение времени обращения к винчестеру ;
  • загорание индикаторной лампочки дисковода при отсутствия обращения к нему ;
  • частое зависание операционной системы ;
  • увеличение размера программных файлов ;
  • исчезновение файлов и целых программ ;

Какой антивирусной программой ты пользуешься дома?

  • Программа Dr.Web ;
  • Программа AVSP ;
  • Программа Aidstest ;
  • Программа MSAV ;
  • Программа Adinf ;
  • Программа AVP ;
  • Другая программа ;

Защищенность от вирусов зависит и от грамотности пользователя. Применение вкупе всех видов защит позволит достигнуть высокой безопасности компьютера, и соответственно, информации.

Защищенность от вирусов зависит и от грамотности пользователя. Применение вкупе всех видов защит позволит достигнуть высокой безопасности компьютера, и соответственно, информации.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Компьютерные вирусы Работа ученика 9б класса Ф.И.О. обучающегося: Мусаев Эльмир Васифович Руководитель проекта Ф.И.О. Борисова О.А.

Актуальность проекта С остоит в том, что по мере развития и модернизации компьютерных систем и программного обеспечения возрастает объем и повышается уязвимость хранящихся в них данных. Одним из новых факторов, резко повысивших эту уязвимость, является массовое производство программно-совместимых мощных персональных ЭВМ, которое явилось одной из причин появления нового класса программ-вандалов - компьютерных вирусов. Наибольшая опасность, возникающая в связи с опасностью заражения программного обеспечения компьютерными вирусами, состоит в возможности искажения или уничтожения жизненно-важной информации, которое может привести не только к финансовым и временным потерям, но и вызвать человеческие жертвы.

Сущность компьютерного вируса Под компьютерным вирусом принято понимать программы или элементы программ, несанкционированно проникшие в компьютер с целью нанесения вреда, отличительной особенностью которых является способность самотиражирования.

Классификация вирусов ВИРУСЫ сетевые файловые загрузочные файлово- загрузочные По среде обитания .

ВИРУСЫ РЕЗИДЕНТНЫЕ НЕРЕЗИДЕНТНЫЕ Классификация вирусов 2. По способу заражения среды обитания.

Классификация вирусов ОЧЕНЬ ОПАСНЫЕ ОПАСНЫЕ НЕОПАСНЫЕ БЕЗВРЕДНЫЕ ВИРУСЫ 3. По деструктивным (разрушительным) возможностям.

Классификация вирусов троянские мутанты студенческие спутники невидимки репликаторы паразитические вирусы 4. По особенностям алгоритма.

Классификация антивирусных программ фильтры детекторы ревизоры доктора вакцинаторы

AIDSTEST предназначена для исправления программ, зараженных обычными вирусами, не меняющими свой код. Это ограничение вызвано тем, что поиск вирусов этой программой ведется по опознавательным кодам. Зато при этом достигается очень высокая скорость проверки файлов.

Достоинства Aidstest: Легка в использовании; Работает очень быстро; Распознает значительную часть вирусов; Хорошо интегрирована с программой-ревизором Adinf ; Работает практически на любом компьютере.

Недостатки программы Aidstest : Не распознает полиморфные вирусы; Не снабжена эвристическим анализатором, позволяющим находить неизвестные ей вирусы; Не умеет проверять и лечить файлы в архивах; Не распознает вирусы в программах.

DOCTOR WEB Так же, как и Aidstest относится к классу детекторов - докторов, но в отличие от последнего имеет так называемый "эвристический анализатор" - алгоритм, позволяющий обнаруживать неизвестные вирусы. "Лечебная паутина", как переводится с английского название программы, стала ответом отечественных программистов на нашествие самомодифицирующихся вирусов-мутантов, которые при размножении модифицируют свое тело так, что не остается ни одной характерной цепочки байт, присутствовавшей в исходной версии вируса.

DOCTOR WEB Достоинства распознает полиморфные вирусы; снабжена эвристическим анализатором; умеет проверять и лечить файлы в архивах; позволяет тестировать файлы. Недостатки При начальном тестировании не стоит разрешать программе лечить файлы, в которых она обнаружит вирус, так как нельзя исключить, что последовательность байт, принятая в антивирусе за шаблон может встретиться в здоровой программе.

AVSP Антивирус может лечить как известные, так и неизвестные вирусы, причем о способе лечения последних программ может сообщить сам пользователь. К тому же AVSP может лечить самомодифицирующиеся и Stealth-вирусы (невидимки).

AVSP Достоинства В состав пакета AVSP входит также резидентный драйвер AVSP.SYS , который позволяет обнаруживать большинство невидимых вирусов (кроме вирусов типа Ghost-1963 или DIR), дезактивировать вирусы на время своей работы, а также запрещает изменять READ ONLY файлы. Недостатки Явных недостатков этой программы не было обнаружено.

Microsoft Antivirus При первой проверке создает в каждой директории, содержащей исполнимые файлы, файлы CHKLIST.MS, в которые записывает информацию о размере, дате, времени, атрибутах, а также контрольную сумму контролируемых файлов. При последующих проверках программа будет сравнивать файлы с информацией в CHKLIST.MS-файлах.

Microsoft Antivirus Достоинства Находясь в основном меню, можно просмотреть список вирусов, известных программе MSAV, нажав клавишу F9. При этом выведется окно с названиями вирусов. Чтобы посмотреть более подробную информацию о вирусе, нужно подвести курсор к его имени и нажать ENTER. Можно быстро перейти к сведениям о вирусе можно вывести интересующему вирусу, набрав первые буквы его имени. Информацию на принтер, выбрав соответствующий пункт меню. Недостатки Серьёзным неудобством при использовании программы является то, что она сохраняет таблицы с данными о файлах не в одном файле, а разбрасывает их по всем директориям.

ADINF В случае появления вируса, ADinf обнаруживает его по тем модификациям, которые он выполняет в файловой системе и/или загрузочном секторе диска и информирует об этом пользователя. В отличие от антивирусов-сканеров, ADinf не использует в своей работе "портретов" (сигнатур) конкретных вирусов. Поэтому ADinf особенно эффективен для обнаружения новых вирусов, противоядие для которых еще не придумано.

ADINF Достоинства имеет высокую скорость работы; способна с успехом противостоять вирусам, находящимся в памяти; позволяет контролировать диск, читая его по секторам через BIOS и не используя системные прерывания DOS, который может перехватить вирус; может обрабатывать до 32000 файлов на каждом диске. Недостатки Особых недостатков программы не наблюдается.

AVP Достоинства автоматически загружается при запуске Windows . AVP Monitor автоматически проверяет все запускаемые на компьютере файлы и открываемые документы и в случае вирусной атаки сигнализирует об этом пользователю. Недостатки Особых недостатков программы не наблюдается.

По каким признакам можно определить наличие в вашем ПК вирусной программы? Косвенные признаки: резко, без особой причины возросло число файлов уменьшение объема оперативной памяти уменьшение быстродействия программы увеличение времени обращения к винчестеру загорание индикаторной лампочки дисковода при отсутствия обращения к нему частое зависание операционной системы увеличение размера программных файлов исчезновение файлов и целых программ

Какой антивирусной программой ты пользуешься дома? Программа Dr.Web Программа AVSP Программа Aidstest Программа MSAV Программа Adinf Программа AVP Другая программа

Макарова Ольга Александровна

Проект- групповая работа обучающихся 9 класса , организованная на школьном уровне. Практико-ориентированный, средней продолжительности по теме " Вирусы и бактерии. Геометрическая форма строения. Размножение." представлен в виде презентации, практического приложения к проекту и документа проекта.

ВложениеРазмер
проектная разработка по теме"Вирусы, бактерии. Геометрические формы. Размножение. 782.8 КБ
Презентация к проекту"Вирусы, бактерии. Геоиетрические формы. Размножение. 2.42 МБ
Практическая часть к пректу "Вирусы, бактерии. Геоиетрические формы. Размножение. 24.08 КБ
Мониторинг работы над проектом "Вирусы, бактерии. Геоиетрические формы. Размножение. 35 КБ

Предварительный просмотр:

учитель биологии Чернышева Е. А.

и учитель математики Макарова О. А.

Эту тему мы выбрали, потому что вирусы занимают важное место в жизни человека, и как правило, оказывают отрицательное влияние на человека.

изучить многообразие форм видов вирусов и бактерий; сравнить их формы с геометрическими фигурами , исследовать процесс размножения вирусов и их влияние на деятельность человека. Человек может предотвратить вредное воздействие микроорганизмов на человека и окружающий животный мир.

Объект исследования: вирусы и бактерии

Виды вирусов и бактерий, геометрические формы вирусов и бактерий, скорость размножения,

Каждый вирус имеет форму многогранников, бактерии-форму поверхностей вращения, скорость размножения вирусов очень велика, но вирусы могут оказывать различное влияние на человека.

Разнообразие жизни на земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше миллиона видов животных, 0,5 млн. видов растений, до 10 млн. микроорганизмов, причем эти цифры занижены.

Примитивные организмы быстро размножаются. Размножение организмов идёт в прогрессии. Многие из них опасны для человека.

В нашем мире существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов представляют неклеточные формы жизни.

По этому признаку всё живое в настоящее время делится на две части:

-клеточные (бактерии, грибы, зелёные растения, животные и человек)

Первооткрыватель вирусов Д. И. Ивановский.

Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии .

С помощью электронного микроскопа ему удалось увидеть мельчайшие вирусы и оценить многообразие их форм.

Каждый вирус обладает формой многогранника.

Вирусы (лат. яд ) – мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных, растений.

Величина вирусов очень мала. Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10-9 м).

Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.

Формы вирусов и бактерий в системе часто обозначают не звучными латинскими буквами, а сочетаниями букв и цифр.

Многие ученые борются с опасными, смертельными вирусами с того времени, как только они были обнаружены.

С нашей точки зрения, борьба с вирусами будет всегда, пока ученые не найдут средство, которое уничтожит эти опасные для жизни человека организмы имеющие неклеточную форму строения.

Бороться с этими организмами очень тяжело, так как, они имеют свойство изменять состав своего строения при попадании в благоприятные условия.

Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Вирусы как и бактерии являются паразитами .То есть размножаются только в живых клетках.

Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации т. е. (воспроизведения самих себя).

Вирусы вызывают грипп, полиомиелит, ящур, оспу, СПИД, герпес и многие другие

По форме клеток они могут быть:

C- или O-образными

Форма вирусов определяет такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

Вирусы, патогенные для животных, отличаются кубический симметрией

и представляют собой многогранники (тетраэдр, октаэдр, икосаэдр).

Октаэдр- одна из форм организации вирусов

Октаэдр имеет 8 треугольных граней, 12 рёбер, 6 вершин, в каждой его вершине сходится 4 ребра.

Икосаэдр – это правильный многогранник выпуклой формы, который состоит из 12 вершин и 30 рёбер, основой которых являются 20 правильных треугольников - граней

ПРИ ИКОСАЭДРИЧЕСКОМ ТИПЕ СИММЕТРИИ, показанной на схеме строения аденовируса, образуется изометрический белковый чехол, состоящий из 20 правильных треугольников.

Классифицируют четыре типа вирусов: спиральный, икосаэдрический, продолговатый и комплексный.

Примером спирального вируса может служить вирус табачной мозаики.

В СЛУЧАЕ СПИРАЛЬНОЙ СИММЕТРИИ, показанной на схеме строения вируса табачной мозаики, формируется спираль вокруг полой трубчатой сердцевины.

Большинство вирусов животных имеют икосаэдрическую или почти шарообразную форму с икосаэдрической симметрией. Правильный икосаэдр является оптимальной формой Многие вирусы, такие как ротавирус, имеют икосаэдрическую симметрию.

Мы часто видим схематическое изображения разноцветных вирусов с ножками и рожками. Глядя же в микроскоп, созерцаем совсем иное зрелище: в природе бактерии все прозрачны и почти бесцветны.

Английский скульптор Люк Джеррем и группа стеклодувов сделали небольшую коллекцию экспонатов различных вирусов. Получилось очень вдохновенно и изящно.

От них исходит некое величие, ХОЛОДНОЕ величие, как от Снежной Королевы, прекрасной, но в то же время безжалостной .

По законам математики для построения наиболее экономичным способом замкнутой оболочки из одинаковых элементов нужно сложить из них икосаэдр, который мы наблюдаем у вирусов.

Вирусы, мельчайшие из организмов, настолько простые, что до сих пор неясно — относить их к живой или неживой природе, — эти самые вирусы справились с геометрической проблемой, потребовавшей у людей более двух тысячелетий!

как думали раньше.

Бактерии- древняя группа клеточных прокариотов

Антонии ван Левенгук –

голландский естествоиспытатель 17 века,

  • впервые создал совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз

По форме бактерии делят на кокки – бактерии шаровидной формы, Бациллы- бактерии цилиндрической формы, вибрионы- бактерии формы тора, спириллы – бактерии в виде спирали.

Бактерии так же вызывают различные : Нагноение ран, желудочно –кишечные инфекции , заболевание нервной системы Менингит и т. д.заболевания

По подсчетам В.И. Вернадского,

для захвата поверхности Земли бактериям понадобился бы срок: 1,5 дня

Рассмотрим задачи о размножении бактерий

Применение в решении задач.

Колония состояла из n бактерий. В неё попал вирус, который в первую минуту уничтожил одну бактерию, а затем разделился на два новых вируса. Одновременно каждая из оставшихся бактерий тоже разделилась на две новые. В следующую минуту возникшие два вируса уничтожили две бактерии, и затем оба вируса и все выжившие бактерии снова разделились, и так далее. Будет эта колония жить бесконечно долго или вымрет?

Колония вымрет через n поколений.

Предположим, что все бактерии исходной колонии были разных цветов, и все потомки бактерии какого-то цвета - того же цвета. Тогда вирус на первой минуте уничтожил, например, красную бактерию, вирусов стало 2, бактерий - 2(n-1), из них по 2 разных цветов.

На второй минуте вирус уничтожил синих бактерий, все удвоилось, но на каждом шагу вирусов столько, сколько бактерий одного цвета.

Т. о. , на каждой минуте становится на 1 цвет меньше, а всего цветов n, значит, столько минут колония и проживет.

Работая над материалам проекта, мы выяснили, что вирусы и бактерии их свойства тесно взаимосвязаны с геометрическими фигурами.

Закончив проект, мы можем сказать, что достигли своей цели, так как рассказали Вам немного о вирусах и бактериях, о их формах о вреде и пользе, о скорости размножения и профилактике заболеваний.

Работа над проектом показала, что интересно изучать вирусы бактерии и всё то, что невидимо простым глазом.

1. Богданова Т.Л.. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М.,1991;

2. Голубев Д.Б., Солоухин В.З. Размышления и споры о вирусах. - М.: Молодая гвардия, 1989;

3. Майер В., Кенда М. Невидимый мир вирусов. - М.: Мир, 1981;

4. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельская Н.А. Микробиология. - М.: Медицина, 1987.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель исследования: изучить многообразие форм вирусов; бактерий. сравнить их формы с геометрическими фигурами , исследовать процесс размножения вирусов и бактерий .

Гипотеза: Каждый вирус имеют форму многогранников, бактерии- форму поверхностей вращения скорость размножения вирусов и бактерий очень велика,

На Земле насчитывается свыше миллиона видов животных, 0,5 млн. видов растений до 10 млн. микроорганизмов

- доклеточные (вирусы) клеточные (бактерии, грибы, зелёные растения, животные и человек)

Русский физиолог растений и микробиолог основоположник вирусологии Открыл вирусы и изучил их на примере вируса табачной мозаики. Д.И.Ивановский

Вирусы (лат. яд ) – мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных, растений. Величина вирусов от 20 до 300 нм (1 нм = 10 м)

Вирусы - внутриклеточные паразиты Вызывают грипп, полиомиелит, ящур, оспу, СПИД, герпес и многие другие Часть вирусов паразитируют на бактериях, уничтожая их. Такие вирусы называются бактериофагами, (пожирающие бактерии) и используются при лечении заболеваний таких как салманеллёз , герпес, ветряная оспа

По форме клеток они могут быть: звездчатыми тетраэдрическими кубическими C- или O-образными

Тетраэдр Форма вирусов - многогранник Тетраэдр Октаэдр Икосаэдр

Четыре типа вирусов: спиральный, икосаэдрический , продолговатый И комплексный

Примером спирального вируса может служить вирус табачной мозаики, изученный Д.И.Ивановским

Вирус аттипичной пневмонии

Вирус паппиломы человека

Свиной грипп (вируса гриппа H1N1)

Бактерии- древняя группа клеточных прокариотов Первооткрыватель мира бактерий Антонии ван Левенгук – голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создал совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз

Бактерии так же вызывают различные : Нагноение ран, желудочно –кишечные инфекции , заболевание нервной системы Менингит и другие заболевания По подсчетам В.И. Вернадского, для захвата поверхности Земли бактериям понадобился бы срок : 1,5 дня

Применение в решении задач Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на 2, каждая из них так же делится на 2 и т. д. ( скорость геометрической прогрессии). Результат такого деления называют поколением.

Задача Бактерия попала в живой организм. К концу 20-ой минуты она делится на 2, каждая из них к концу следующей 20-ой минуты так же делится на 2 и т.д. Найдите число бактерий к концу суток.

Решение В сутках 1440 минут. Каждые 20 минут появляется новое поколение. За сутки появится 72 поколения. По формуле суммы геометрической прогрессии, где В 1 =1, q=2 , n=72 , находим , что S 72 =869 645 213 695 бактерий в сутки от одной бактерии

Решите задачу. Колония состояла из n бактерий. В неё попал вирус, который в первую минуту уничтожил одну бактерию, а затем разделился на два новых вируса . Одновременно каждая из оставшихся бактерий тоже разделилась на две новые. В следующую минуту возникшие два вируса уничтожили две бактер ии , и затем оба вируса и все выжившие бактерии снова разделились, и так далее. Будет эта колония жить бесконечно долго или вымрет?

ОТВЕТ Колония вымрет через n поколений.

Выводы: Вирусы не имеют клеточного строения, а бактерии клеточные организмы Вирусы и некоторые бактерии - паразиты т. е. живут за счёт других организмов Формы вирусов и бактерий тесно связаны с геометрическими фигурами. Вирусы и бактерии размножаются со скоростью геометрической прогрессии

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Приложение математики к микробиологии

Бактерии (расположение в пространстве)

Вирусы (их геометрическая форма)

  1. Вычислить объем бактерии, имеющей форму шара (на примере сине-зеленой водоросли), если ее диаметр равен 2 мкм.
  1. Масса одной микробной клетки определяется в 0,00000000157 доли мг, масса же вирусной частички меньше микробной клетки в 1500 раз. Определите массу вирусной клетки.
  1. Микробы, располагающиеся в пространстве до уборки помещения площадью , 2000000 на , после уборки 100000 на . Сколько всего находилось в помещении микробов до уборки и после? На сколько процентов помещение стало чище?
  1. Анализ крои показал, что в крови находится 7 тысяч лейкоцитов полулунной формы, 5 миллионов эритроцитов круглой формы и 1000 ромбовидных тел вируса (гепатита В). Определите зараженность крови, зная ее средний объем (6 л).
  1. В 1 кг почвы содержится 2500 редуцеитов. Сколько редуцеитов будет содержаться в 5 кг почвы?
  1. На поверхности кожи площадью находится 5000 разнообразных вирусов и микробов. Вычислите сколько вирусов и микробов находится на кожи?
  1. В воздуха содержится 7500 различных микроорганизмов. В каком объеме воздуха будет содержаться 7500000 микроорганизмов?

Предварительный просмотр:

Этапы работы над проектом

1.Классификация проекта, формулировка проблемы, определение темы.

Проект – групповой (группа обучающихся 9А класса), на школьном уровне, информационный, практико-ориентированный, средней продолжительности (1,5 месяца).

Проблема : знакомство обучающихся 9-10 классов с видами вирусов и бактерий, их геометрической формой строения и размножением .

2. Цели и задачи проекта.

Цель : Воспитание исследовательской активности, инициативы, навыков самостоятельной работы, приобщение обучающихся к творческой деятельности. Изучить многообразие форм видов вирусов и бактерий; сравнить их формы с геометрическими телами, исследовать процесс размножения вирусов и их влияние на деятельность человека.

Задачи : Обучение умению анализировать и систематизировать материал, осуществлять его поиск, делать выводы.

3. Поиск и сбор информации.

Использование различных методов получения информации (литература, СМИ, Интернет)

4. Анализ, обсуждение результатов, коррекция

5. Интерпретация и оформление проекта.

8. Практическая значимость проекта

Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы, приобщение обучающихся к творческой деятельности, приобретение навыков работы в группе. Обнаружение межпредметных связей в процессе работы над различными разделами проекта.

Читайте также: