Противовирусная терапия при аутизме

Обновлено: 27.03.2024

Название протокола: Аутизм

Аутизм – тип общего нарушения развития, который определяется наличие aномaлий и задержек, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические,диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность [1,8].

Код протокола:

Код(ы) МКБ-10:
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм

Сокращения, используемые в протоколе:

АЛТ – аланинаминотрансфераза
АСТ– аспартатаминотрансфераза
В\в – внутривенно
В\м – внутримышечно
ВВК – военно-врачебная комиссия
КТ – компьютерная томография
ЛС – лекарственные средства
МЗСР – Министерство здравоохранения и социального развития
МНН – международное непатентованное название (генерическое название)
МРТ – магнитно-резонансная томография
МСЭК – медико-социальная экспертная комиссия
ОАК – общий анализ крови
ОАМ – общий анализ мочи
ПЭТ – позитронно-эмиссионная томография
РК – Республика Казахстан
Р-р – раствор
РЭГ – реоэнцефалография
СИОЗС – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
СПЭК – судебно-психиатрическая экспертная комиссия
ЭКГ – электрокардиограмма
ЭПО – экспериментально-психологическое обследование
ЭхоЭГ – эхоэлектроэнцефалограмма
ЭЭГ – электроэнцефалограмма

Дата разработки протокола:2015 год.

Категория пациентов: дети.

Пользователи протокола: врач скорой помощи, фельдшер, детские психиатры, детские психотерапевты, врач общей практики, педиатр.

Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.
Шкала уровня доказательности:

А Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
В Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортных или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
С Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+).
Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
D Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPP Наилучшая фармацевтическая практика.

Классификация

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Жалобы и анамнез:

Жалобы:
отставание в психоречевом развитии.

Анамнез (для детского аутизма):

Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до 3 лет по меньшей мере в одной из следующих сфер:
· рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном общении;
· развитие селективных социальных привязанностей или реципрокного социального взаимодействия;
· функциональная или символическая игра.

Клинические критерии:
Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1), 2) и 3), причем, по меньшей мере, два из перечня 1) и, по меньшей мере, по одному из перечней 2) и 3):
1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или) слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения.
г) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их внимание).
2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности с другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкразическое использование слов и выражений;
г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более раннем возрасте) подражательных игр.
3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные маневры, которые включают прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами общего нарушения развития: специфическим нарушением развития рецептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстройством привязанности детского возраста (F94.1) или дезингибированным расстройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной отсталостью (F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и поведенческими расстройствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдромом Ретта (F84.2).

Анамнез (для атипичного аутизма):
· Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).
· Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).
· Диагностические критерии аутизма (F84.0) не выполняются.

Физикальное обследование: диагностически значимые изменения со стороны кожных покровов и внутренних органов (включая центральную и периферическую нервную систему) не выявляются.

Диагностика

Диагностические исследования:

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· экспериментально-психологическое обследование.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне:
· ОАК;
· ОАМ;
· биохимический анализ крови (печеночные пробы);
· ЭКГ;
· ЭЭГ;
· ЭхоЭГ;
· КТ;
· МРТ.

Минимальный перечень обследования, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию: согласно внутреннему регламенту стационара с учетом действующего приказа уполномоченного органа в области здравоохранения.

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне (при экстренной госпитализации):
· ОАМ – 1 раз в 10 дней
· ОАК – 1 раз в 10 дней
· биохимический анализ крови (АЛТ, АСТ, билирубин (прямой и непрямой, уровень глюкозы в крови))
· ЭКГ
· ЭПО (для поступивших впервые в жизни или впервые в текущем году).
· ЭПО для иных категорий пациентов – по решению лечащего врача.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне:
· ЭЭГ – при эпилептических и эпилептиформных пароксизмах;
· ЭхоЭГ – при появлении симптомов угнетения сознания;
· КТ, МРТ – проводятся с целью исключения сходных по клинике проявлений текущего органического процесса (демиелинизирующие заболевания, новообразования и т.п. головного мозга).

Инструментальное обследование: специфичных диагностических признаков нет.

Показания для консультации специалистов:
· консультация терапевта (педиатра) – исключение соматических заболеваний;
· консультация невропатолога – исключение текущих неврологических расстройств;
· консультация гинеколога (для женщин) – исключение гинекологических расстройств;
· консультации иных узких специалистов – сопутствующие соматические заболевания и\или патологические состояния.

Причины возникновения аутизма у детей

Ора Фото Анны Резников

Аутизм становится все более распространенным заболеванием, по данным Центра по контролю за заболеваниями США (CDC), каждый пятидесятый мальчик в стране диагностируется с аутизмом, точнее – с расстройством аутистического спектра.

Спектр – потому что аутизм очень многообразен, каждый случай уникален и проявления нарушения разнятся от случая к случаю. Один человек, страдающий аутизмом, может иметь сверх-интеллект и считать восьмизначные цифры в уме за несколько секунд, успешно работать в IT-компании, но не уметь находить общего языка с коллегами. А другой подросток с диагнозом аутизм даже не сможет перейти улицу без помощи мамы и никогда не заговорит.

причины аутизма

Поэтому мы будем говорить именно о расстройствах аутистического спектра, аутизм находится в его конце и является серьезным нарушением развития. Чаще всего причинами аутизма, расстройств аутистического спектра и задержки развития детей являются органические и функциональные нарушения центральной нервной системы. Они могут иметь наследственный характер, а могут быть последствием внутриутробной, родовой, послеродовой травмы.

Еще одна причина задержки развития – это перенесенное инфекционное или воспалительное заболевание.
Новые данные о влиянии различных внешних и внутренних факторов на развитие аутизма появляются постоянно.

Основные причины задержки развития и аутизма у детей

1. Повышенная вирусная нагрузка, в частности вирусов типа Герпеса

2. Интенсивная вакцинация, несоблюдение календаря прививок, вакцинация ослабленных детей

3. Родовая травма, внутриутробная травма, а также сюда же относим неблагоприятное течение беременности. Например, преждевременные роды, недоношенность

4. Бытовая травма

5. Хронические болезни родителей

6. Влияние материнских антител

7. Генетические мутации, связанные с более поздней беременностью и другими внешними факторами, влияющими на здоровье женщины

8. Перенесенные ребенком инфекционные и воспалительные заболевания

9. Наследственный фактор

10. Химические и синтетические составляющие в продуктах питания; пестициды

11. Изменение экологической среды – загрязнение воздуха, воды

12. Обширное использование химии в средствах гигиены

Как правило, что расстройства аутистического спектра не возникают из-за одной причины. Практика центра показывает, что среди причин аутизма самая распространенная – это триада факторов:

– Родовая травма (как основная причина ЗПР и общего отставания развития)

1. Вирусная нагрузка – Герпес и аутизм

Влияние вирусов на развития аутизма

вакцины и аутизм

Принято считать, что аутизм имеет генетическую природу. Однако, инфекционная и токсическая причины аутизма не противоречат генетической теории. Вирусы типа герпесных могут спровоцировать развитие расстройства, если у малыша есть такая предрасположенность.

Вот некоторые инфекционные вирусные заболевания, которые были обнаружены у большинства детей с аутизмом. Они могут быть очень опасными для развивающегося мозга и очень часто протекают бессимптомно. :

· Краснуха (Rubella)
· Герпес 1 и 2 типа (Herpes Virus 1,2)
· Ветряная оспа – Варицелла (Human herpesvirus 3)
· Мононуклеоз – Вирус Эпштейн-Барр (Herpes Virus 4)
· Цитомегаловирус (HCMV – Herpes Virus 5)
· Розеола (Herpes Virus 6, 7).

2. Вакцинация – триггер аутизма

На вопрос, вакцинировать ребенка или нет, у доктора Льва Левит есть однозначный ответ.
«У многих детей вакцинация запускает серьезные аутоиммунные процессы, которые с трудом поддаются лечению, – говорит Лев Исаакович, врач с 30-летним стажем, возглавляющий Центр развития и реабилитации детей в Израиле. – Это не только мои личные наблюдения. Это подтверждают и научные работы, опыт ученых с мировым именем.

Я назову некоторых из них: доктор Харрис Л. Култер (США), доктор Эндрю Вейкфилд (США), доктор медицины, член Академии педиатрии Эдвард Язбак (США), Марк Жирар, европейский эксперт по вопросам фармаконадзора и фармакоэпидемиологии и многие другие.

3. Родовая травма

Родовая травма и аутизм

Ребенок принимает неправильное положение в матке – это может быть лицевое, ножное, поперечное, ягодичное предлежание. Вследствие этого возникают тяжелые осложнения при родах.

Несоответствие таза и плода также может привести к травматизации и как следствие создает базу задержки развития. У подавляющего большинства детей с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) присутствует родовая травма.

Травмы могут возникнуть и в момент родов при применении вакуум-тракций, щипцов, при ручных методах ассистирования. Грубые, неверные движения акушерки и врача порой приводят к травме шейного отдела, головы, травмам тела, вывиху плеча, ключицы и т.д.

Если наслаиваются вышеперечисленные факторы, вероятность развития расстройства аутистического спектра, в частности аутизма – критически высока. Практика лечения в нашем центре позволяет с уверенностью отнести родовую травму с поствакцинальными осложнениями к одной из основных причин аутизма и отставания развития у детей.

Больше информации читайте в тексте: в статье: 5 фактов о родовой травме – одной из основных причин нарушения развития у детей.

4. Генетика

Современная наука настаивает на том, что главная причина аутизма кроется в генах. А именно – в генах, которые влияют на синаптические связи в головном мозге. Существует также теория о том, что аутизм вызывается мутациями генов и взаимодействием большого числа поврежденных генов обоих родителей. Однако к генетической теории возникновения аутизма есть ряд вопросов. Почему до 1980-х годов количество детей, страдающих аутизмом было 1 на 10 000, а к 2016 году – 1 из 150, то есть в 70 раз. Такие цифры говорит о триггере, запускающем аутизм, а не о генетическом фонде, который не может так катастрофически поменяться за 35 лет. Истинные генетические нарушения, вызывающие аутизм, по-видимому, и составляют 1 случай на 10 000 детей.

5. Травмы

Бытовые травмы в сочетании с вакцинацией и вирусной нагрузкой также могут послужить толчком к развитию аутизма и РАС у детей, хотя больше относятся к общему отставанию в развитии.

В случаях травм происходит нарушение краниального ритма, а вследствие этого нарушаются обменные (метаболические, электрофизиологические) процессы в мозге. Нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения, что, конечно же, влияет на развитие ребенка, его интеллектуальные способности.

Бытовая травма при падении или ударах может быть причиной нарушения развития ребенка. Иногда дети падают со стульчика, коляски, кровати. Ударившись, ребенок немного поплакал и успокоился, синячек или шишка рассосались. А вот последствия могут остаться.

Как же травма может влиять на развитие ребенка? Подробнее читайте здесь.

6. Хронические болезни родителей как причина аутизма

Почти каждая третья мать, у которой есть ребенок с аутизмом и схожими нарушениями имеют имеет заболевания аутоиммунного характера. Хронические болезни родителей также относят к одной из причин аутизма.

Родители детей с аутизмом по сравнению с родителями обычных, нейротипичных детей больше подвержены хроническим заболеваниям, таким как:

· Ревматоидный артрит
· Рассеянный склероз
· Заболевания щитовидной железы (аутоиммунный тиреодит и пр.)
· Диабет первого и второго типа

Также и у большинства детей страдающих аутизмом, в той или иной степени нарушен ответ иммунной системы. Количество и тяжесть иммунного дефицита и аутоиммунных реакций напрямую зависит от возраста исследуемого ребенка. То есть, поломка в иммунной системе матери влияет и на иммунитет ребенка, страдающего аутизмом.

7. Влияние материнских антител на развитие аутизма

В исследовании 2014 года у части матерей детей с аутизмом обнаружили специфические антитела. Они агрессивно ведут себя по отношению к нейронным клеткам мозга плода. В первую очередь к тем нейронам, которые задействованы в процессе обработки информации.

развитие аутизма

Антитела матери титра G на 30 недели беременности составляют половину всех антител плода. Когда ребенок появляется на свет, уровень этих специфических антител уже выше, чем уровень антител класса G.

У каждого четвертого ребенка с аутизмом и РАС присутствуют данные антитела (лактат ‎дегидрогеназа А и В, стресс-индуцированный фосфопротеин 1).

Но это еще не все, было доказано, что если у матери есть такие антитела против плода, то он с вероятностью в 98 процентов будет иметь расстройство аутистического спектра.

8. Химические и синтетические составляющие в продуктах питания, пестициды как причина аутизма

На организм ребенка, как и взрослого, но в меньшей степени, влияет внешняя среда. Так, пестициды имеют прямое влияние на мозг и развитие нервной системы ребенка, и даже могут стать причиной развития аутизма.

Они широко применяются близ городов. Доказано, что аутизм напрямую связан с близостью проживания беременной женщины к тем местам, где используются пестициды (1 миля от места применения). Это могут быть городские и с/х теплицы, питомники, рассадники, и даже парки.



Риск развития аутизма и схожих расстройств увеличивается прямо пропорционально количеству контактов с фосфорорганическими химическими соединениями, которые входят в состав:

  • инсектицидов
  • фунгицидов
  • гербицидов

При контакте беременной женщины с пестицидами, риск РАС у ребенка повышается на 60 процентов.
Риск патологии ЦНС плода и прямого повреждения головного мозга увеличивается на 230 процентов при контакте во 2-м триместре беременности с Хлорпирифосом. Этот токсин входит в состав Раптора, Фумитокса, Байгона, Зиндана, Гета, и других химических средств. Нейротоксичность хлорперифоса и его связь с аутизмом была доказана в нескольких исследованиях. ‎

Не бывает одной причины развития аутизма или отставания развития

Как уже отмечалось выше, причина аутизма – это наложение нескольких факторов друг на друга. Вот типичная история. Случай, с которым сталкивались в повседневной жизни почти все родители.

Мальчика с гипоксией привили вакциной от гепатита В в роддоме. Он поздний ребенок, у его мамы накопилось много заболеваний, да и роды прошли не совсем гладко, была небольшая родовая травма.


В роддоме ребенок заразился стафилококком. Ослабленный иммунитет такого малыша не смог бороться с инфекцией. В год этому малышу сделают еще и АКДС-вакцину. У такого ребенка появятся все шансы оказаться в зоне риска развития аутизма.

Вирусы и аутизм

📍Ретровирус – это тип вируса который вставляет копию своего гена в ДНК клетки хозяина(пациента), в которую он вторгся, тем самым изменяя ген клетки хозяина(пациента)
.
📍 Функция – от латинского слова – исполнение. .
.
📍 Патология- от греческого слова- Патос – страдание, болезнь; .
.
📍Логос – учение.
⠀.⠀⠀ ⠀
📍Тонус – от латинского слова напряжение
.
📍Гипер – от греческого слова⠀ сверх,превышающий норму. ⠀⠀
.⠀⠀
📍Гипертонус – повышенное напряжение
.
📍Гипертонус мышц – повышенное напряжение мышц.
.
📍менингоэнцефалит( воспаление мозговой оболочки
.
📍Вакцинация — триггер аутизма
.
📍.Триггер – что-то, что вызывает или может спровоцировать
.
📍Иммунитет – распознавание и удаление чужеродных веществ и клеток.
.
📍Аутоиммунные заболевания – (ауто на греческом означает сам), (иммунный – относящийся к иммунной системе. .
.
📍Вакуум – тракция – (тракция на латыни означает вытягивание)- вытягивание плода за головку используя вакуум.
.
📍Ассистировать на латыни означает помогать.
.
📍Пост – (пост означает после)
.
📍Поствакцинальные осложнения – осложнения после прививок. . .
.
📍Генетика – (от греч.слова генетик – пораждающий, происходящий от кого-то;раздел биологии занимающийся изучением генов,генетический вариаций и наследственности в организмах).
.
📍(Синапс – от греч.слова – соединение,связь;это место контакта между двумя нейронами, служит для передачи нервного импульса между двумя клетками; передача импульса осуществляется химическим или электрическим путем из одной в другую клетку)

Иммунитет – рас­по­зна­ва­ние и удаление чу­же­род­ных веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов)

Герпес и аутизм

Принято считать, что аутизм имеет генетическую природу. Инфекционная и токсическая причины аутизма не противоречат генетической теории. Вирусы типа герпесных могут спровоцировать развитие аутистических расстройств, если у ребенка есть такая предрасположенность.

Инфицирование вирусом Герпеса или патогеном, способным вызвать ненормальный иммунный ответ организма. Вирус может повлечь развитие аутизма у детей и другие аутоиммунных заболеваний.

Вот некоторые инфекционные заболевания, которые были обнаружены у большинства аутичных детей. Они могут быть очень опасными для развивающегося мозга малыша, но при этом довольно часто протекают бессимптомно:

Герпес 1 и 2 типа (HerpesVirus 1,2)

Ветряная оспа – Варицелла (Human herpesvirus 3)

Мононуклеоз – Вирус Эпштейн-Барр (HerpesVirus 4)

Цитомегаловирус (HCMV – HerpesVirus 5)

Розеола (HerpesVirus 6, 7)


Если у малыша по наследству слабый иммунитет, вирус может быть вытеснен из его организма поздно или не полностью. Но при этом ребенок не будет выглядеть больным.
Из-за изначально пониженного иммунитета у детей увеличивается риск влияния вируса на мозг и нервную систему. Это грозит аутоиммунной реакцией. То есть организм ребенка начинает бороться сам с собой и поражает клетки собственного организма, что может быть причиной аутизма и отставания развития.

Ретровирус – это тип вируса который вставляет копию своего гена в ДНК клетки хозяина (пациента) в которую он вторгся , тем самым изменяя ген клетки хозяина (пациента) .

Они полностью встраиваются в генетический материал клеток ребенка. Вирус простого Герпеса, Эпштейн-Барра и цитомегаловирус также считаются одной из причин аутизма. Они могут долго дремать, и время от времени просыпаться, нанося тайный урон здоровью ребенка, его центральной нервной системе.” [1]

Откуда берется вирус?


У ребенка может быть внутриутробное поражение вследствие вирусной инфекции. Плод, зараженный цитомегаловирусом, вирусом Эпштейна-Барр, герпесом, ведет себя иначе, чем здоровый. Если здоровый ребенок во время родов активно двигается, помогает матери, то больной малыш – не может этого сделать, он вялый, очень слабо сосет грудь.

Малыш также может заразиться вирусами от матери – через материнское молоко, слюну, или же подхватить его в яслях. Так происходит с вирусом Эпштейн-Барра, (вирус герпеса 4-ого типа) 90% людей являются его переносчиками и почти бессимптомно переносят его в раннем возрасте.

Вирус герпеса 1 и 2 типа способен проникать в области мозга через нейроны. При этом может не наблюдаться признаков явного воспаления мозговой оболочки мозговых оболочек уточнить у доктора оболочки или оболочек, в литературе по-разному (энцефалит, менингит и пр.).

Области мозга, которые не участвуют напрямую в управлении организмом – ходьба, пищеварение, дыхание – подвержены удару в первую очередь.

Наиболее слабые области отвечают за коммуникацию и наше эмоциональное самочувствие .

А ведь нарушения в области общения – замкнутость, отсутствие зрительного контакта и эмоций – основной признак аутизма у детей. Подробнее о признаках в статье.


Грибки и иммунитет
Ученые доказали, что свойства клеточного механизма очень важны для защиты организма от вирусов, инфекций и болезней, вызванной грибковой бактерией рода Кандида (Candidaalbicans). Научно обосновано, что при ослабленном иммунитете (иммунный ответ от Th 1 к Th 2) резко возрастает вероятность развития у детей молочницы. [3] И как раз у аутичных детей отмечается сдвиг иммунного ответа в строну Th 2. То есть такие дети больше склонны к молочнице слизистых оболочек.

При кандидозе (молочнице) очень помогает специальная диета БГБК (без молочного и мучного) и сахара. Грибки не получают питательную среду и погибают. Многие мамы детей с аутизмом отмечают выраженный эффект от диеты в довольно короткие сроки.


Я всегда буду благодарна этой матери, так же как и остальным дотошным родителям, которые вынудили меня читать и учиться, чтобы помочь их детям. Я вернулась к учебникам, исследованиям и некоторым новым источникам, таким как публикации и неформальные заметки Терезы Бинсток по патогенам, вирусам и аутоиммунности. Пока я готовилась работать со Сьюзи, я начала изучать всю возможную информацию по этой сложной проблеме.

Сьюзи была (и остается) симпатичной хрупкой девушкой, которой я на вид дала бы скорее 14 лет, чем 16 – ее возраст на тот момент. Ее мать, учитель/писатель, которая стала домохозяйкой после рождения Сьюзи, описала мне целую команду репетиторов, которые приходили ежедневно, включая выходные, а также прочие мероприятия и огромные усилия, которые она прикладывала годами, чтобы ее дочь училась в общеобразовательной школе.

Хотя Сьюзи и соответствовала уровню своего класса, она, как первоклашка, прилагала огромные усилия, чтобы не расстроить родителей и учителей. При этом в социальном плане она была замкнутой, не имела друзей, молодые люди никогда не интересовались ей, хотя она была миловидна и обладала привлекательной, хотя и юношеской фигурой.

Она казалась немного мечтательной и рассеянной, хотя довольно неплохо отвечала на вопросы по существу. У нее были странные пристрастия в еде – она годами отказывалась есть вместе со всеми и ограничивала себя всего лишь несколькими продуктами. Что касается ее истории болезни, ее мать сказала, что Сьюзи развивалась нормально примерно до четырех лет, когда она заболела краснухой, обычно легко и быстро протекающей детской болезнью, которая вызывается вирусом герпеса 6 типа и характеризуется сыпью.

После болезни она стала вести себя по-другому и, хотя она не перестала говорить, казалось, что она учится не так хорошо, как другие дети в ее классе. Мать показала мне фотографии Сьюзи за все годы – на руках и ногам Сьюзи можно было заметить периодически появлявшуюся небольшую сыпь, похожую на короткие обострения краснухи. (Оказалось, что у нее была хроническая бессимптомная инфекция вируса герпеса 6 типа, которая периодически обострялась).

Я назначила стандартные анализы, которые все были в пределах нормы, ввела Сьюзи комплекс пищевых добавок (на что она согласилась) и предложила изменить рацион (на что ее было трудно уговорить). Гораздо легче посадить трех- или четырехлетних детей на БГБК-диету, чем подростка!

Ее анализы показали положительный IgG (прошлое или хроническое инфицирование) и IgM (недавнее инфицирование или обострение) к вирусу герпеса 6 типа (краснуха). У нее также оказались слишком низкие показатели цитотоксичности НК-клеток, что означало, что в иммунной системе имелось нарушение первой линии защиты, которая борется с вирусами.


Она уже несколько месяцев получала комплекс питательных веществ, когда я ввела ей Ацикловир (антивирусный препарат, эффективный при многих вирусов герпеса и в разной степени эффективный при вирусе Эпштейна-Барра и вирусе герпеса 6 типа).
Примерно через неделю или десять дней после начала приема в Сьюзи произошли поразительные изменения. Ее глаза прояснились, она стала менее отрешенной, более сообразительной и в целом более эмоциональной, завела друзей. Казалось, как будто ее одноклассники никогда не видели ее раньше.

В течение трех месяцев она стала нормальным непослушным подростком, что совершенно поразило ее родителей и удивило репетиторов, которые занимались с ней годами. Вскоре она стала протестовать против такого количества занятий и, несмотря на то, что большую часть из них отменили, она как обычно продолжала получать оценки В и С, что приятно удивило ее родителей.

Впервые в жизни она начала привлекать внимание мальчиков и, как и все нормальные школьники, участвовать в обычных школьных интригах со своими радостями и несчастьями. У нее все еще оставались некоторые трудности в обучении, но положительные изменения во всех сферах ее жизни были очевидны для всех, кто знал ее до лечения.

Сьюзи принимала противовирусные препараты всего несколько месяцев, ее титры к вирусам снижались, тогда как количество НК-клеток увеличилось. Периодически в ходе лечения она принимала TransferFactor и натуральное антивирусное средство Монолаурин (Лаурицидин). Даже после стабилизации показателей мать Сьюзи не хотела прекращать прием противовирусных препаратов несмотря на то, что Сьюзи ненавидела стандартные анализы крови, которые она сдавала для проверки состояния печени в ходе лечения (печень была в порядке).

Наконец, к моменту окончания школы мы постепенно отменили все лекарства. Она также устала от необходимости принимать такое количество пищевых добавок, когда стала чувствовать себя лучше. Когда осенью прошлого года она уезжала сдавать экзамен в один частный художественный колледж, у нее все еще оставались несколько эксцентрические привычки в еде, но мы все примирились с этим.


Источники:

1. Фирт Ута стр. “Аутизм: объяснение загадки”, 1989 г.

2. Бинсток Т. “Хрупкая Х-хромосома и мозжечковая миндалина: связь с восприятием, общительностью, эмоциональностью и нейроэндокринологией”, 1995 г.

3. Романи Л. “Цитокиновая модуляция специфического и неспецифического иммунитета к Candidaalbicans “. Издание ” Mycoses ” 1999 г.


Обзор

Автор
Редакторы


Спонсором приза зрительских симпатий выступил медико-генетический центр Genotek.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий) [2], и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей [3]. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей [1]. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [4]. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами [5], [6] (рис. 1).

Причины РАС

Рисунок 1. Причины РАС

Симптомы

Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности (рис. 2) [7].

Симптоматика РАС

Рисунок 2. Симптоматика РАС

Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

История заболевания

В 1967 году психиатр Бруно Беттельгейм писал, что аутизм не имеет органической основы, но является результатом воспитания матерей, которые сознательно или бессознательно не хотели своих детей, что в свою очередь приводило к сдержанности в отношениях с ними. Он утверждал, что основной причиной заболевания было отрицательное родительское отношение к младенцам на критических ранних стадиях их психологического развития [10].

Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Рисунок 3. Ученые, которые внесли свой вклад в учение о расстройствах аутистического спектра

Связь РАС и вакцин

Рисунок 4. Фрагмент рисунка о связи РАС и вакцин

Причины РАС

Точная причина расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время неизвестна. Оно может возникать в результате генетической предрасположенности, экологических или неизвестных факторов, то есть РАС не является этиологически однородным. Вероятно, существует множество подтипов РАС, каждый из которых имеет различное происхождение.

Генетика

Предполагается, развитие РАС во многом связано с влиянием генетических факторов. В поддержку генетики как причины можно добавить результаты исследований, показывающие, что РАС чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, что, скорее всего, вызвано генетическими различиями, связанных с Y-хромосомой [14]. В пользу теории говорят также исследования близнецов с РАС, которые определили показатели конкордантности (конкордантность — наличие определённого признака у обоих близнецов) для монозиготных (60–90%) и дизиготных (0–10%) близнецов [15]. Высокая конкордантность в парах монозиготных близнецов и существенно более низкая конкордантность в парах дизиготных близнецов свидетельствуют о значительной роли генетических факторов. В исследовании, проведенном в 2011 году, почти 20% младенцев со старшим биологическим братом с РАС также имели РАС, а если таких старших братьев было несколько, то вероятность иметь диагноз РАС была еще выше [16].

Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Рисунок 5. Генетические нарушения, ассоциированные с РАС

Нейробиологические факторы

Генетические аномалии могут приводить к аномальным механизмам развития мозга, что в свою очередь приводит к его структурным и функциональным, а также когнитивным и нейробиологическим нарушениям. Нейробиологические различия, связанные с диагнозом РАС, включают структурные и функциональные патологии головного мозга, в том числе:

  • увеличенное серое вещество в лобной и височной долях [25];
  • уменьшенное белое вещество по сравнению с серым веществом в подростковом возрасте [26];
  • анатомические и функциональные различия в мозжечке и лимбической системе [26].

Исследователи в 2018 году обнаружили, что мальчики с РАС имеют меньшую фрактальную размерность (мера структурной сложности объекта) в правой части мозжечка, чем здоровые дети [27].

Некоторые исследования сосредоточены на гипотезе о том, что нарушенные взаимодействия между областями мозга являются главной причиной развития РАС [28], в то время как другие исследователи изучают молекулярные причины, такие как нарушения работы определенных типов нейронов (например, зеркальных нейронов) или нарушения нейротрансмиссии (передачи сигнала между нейронами) [29].

Другие причины

Все больше и больше исследователей пишут об экологических причинах, которые могут вносить свой вклад в аутизм. В исследованиях был выявлен ряд потенциально опасных веществ, которые могут быть связаны с развитием РАС: свинец, полихлорированные дифенилы (ПХД), инсектициды, автомобильные выхлопы, углеводороды и антипирены [25], однако пока ни для одного из этих веществ не было доказано наличие триггерного влияния на возникновение РАС.

Также возрастает интерес к роли иммунной системы в этиологии болезни. В июне 2018 сообщили, что 11,25% детей с РАС имеют пищевые аллергии, что значительно выше, чем 4,25% детей, страдающих аллергией без данного диагноза, что можно добавить к растущему набору доказательств, указывающих на иммунологическую дисфункцию, как возможный фактор риска для РАС [30].

Также недавно выходили исследования, которые связывали недостатки в диете беременных матерей и наличие повышенного уровня пестицидов в крови, с наличием диагноза РАС у их детей [31–33].

Диагностика

Осматривать ребенка с задержками развития должен врач с целью найти причину задержки развития. Если ребенок проявляет какие-либо симптомы расстройства аутистического спектра, то его, скорее всего, направят к специалистам для консультации, к примеру, к детскому психиатру, детскому психологу, педиатрическому неврологу.

Для правильного диагностирования надо учитывать полную историю пациента, физический осмотр, неврологическое обследование и прямую оценку социального, языкового и когнитивного развития ребенка. Необходимо предоставить достаточное время для стандартизированных интервью родителей относительно текущих проблем и истории поведения, а также структурированного наблюдения за социальным и коммуникативным поведением, игрой.

В августе 2018 года исследователи сообщили о различиях в экспрессии генов бактерий в ротовой области, которые могут отличать детей с РАС от их здоровых сверстников. Исследование предполагает, что нарушения микробиома ЖКТ, ранее выявленные у детей с РАС, могут распространяться на рот и горло [35].

Исследователи из Медицинской школы Университета Миссури и Центра аутизма и неврологических расстройств им. М. У. Томпсона в июне 2018 года выявили связь между дисбалансом нейромедиаторов и характеристикой соединений между регионами мозга, которые играют роль в социальной коммуникации и языке. В исследовании было описано два теста, которые могли бы привести к более точному лечению [36].

Лечение

Лечение, используемое в 60-х и 70-х годах, состояло из приема ЛСД, применения электрического тока и жесткого контроля поведения больного, которое часто включало боль и наказания. Только в 80-х и 90-х годах врачи начали внедрять более современные методы лечения детей с аутизмом, такие как поведенческая терапия с упором на положительное подкрепление и обучение под постоянным контролем [9].

Сегодня лечение может включать в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение. Многие люди с аутизмом имеют дополнительные симптомы, такие, как нарушение сна, судороги и проблемы с ЖКТ. Лечение этих симптомов может улучшить внимание пациентов, их обучение и связанное с этим поведение. Некоторые лекарства, используемые для других состояний, помогают с определенными симптомами: антипсихотики (рисперидон и арипипразол), антидепрессанты, стимуляторы, противосудорожные препараты [37]. Сейчас рисперидон и арипипразол являются единственными лекарствами, одобренными FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США) для симптомов, связанных с расстройствами аутистического спектра, с учетом раздражительности, часто наблюдаемой при этом диагнозе. Дети и подростки с расстройством аутистического спектра, по-видимому, более восприимчивы к побочным эффектам при использовании лекарств, поэтому рекомендуется использование небольших доз [38].

Среди немедикаментозного лечения в настоящее время используют прикладной анализ поведения, когнитивно-поведенческую терапию, обучение социальным навыкам, сенсорную интеграционную терапию, трудотерапию, логопедию [35].

Читайте также: