Проявляет свойства живых систем только в чужом организме вирус оспы

Обновлено: 23.04.2024

Вирусы оспы. Виды вирусов оспы. Строение вирусов оспы.

Вирусы оспы (ВО) — самые крупные вирусы, содержащие ДНК, молекулярная масса которой больше, чем у любого другого вируса животных. Они широко распространены в природе, вызывают заболевания позвоночных и беспозвоночных с летальным исходом или в виде легко протекающей продолжительной инфекции с образованием доброкачественных опухолей. ВО передаются членистоногими при прямом контакте, аэрозольно или механически. ВО обычно имеют узкий круг хозяев, хотя некоторые из них представляют исключения, в том числе вирусы вакцины и оспы птиц. Вирусы оспы позвоночных включают восемь родов (орто-, пара-, ави-, капри-, лепори-, суи-, моллюсци- и ятапоксвирусы).

Разделение вирусов оспы позвоночных на роды проведено с учетом массы и структуры генома, размера и формы вириона, способности к генетической рекомбинации, антигенной связи и спектра патогенности.

Ортопоксвирусы. Типичный представитель - вирус осповакцины (ВОВ). Спектр естественных хозяев узкий, обычно ограничен одним видом животных: вирусы агглютинируют эритроциты цыплят; варьируют по вирулентности для естественных хозяев и лабораторных животных. Другие виды: вирусы оспы буйволов, верблюдов, крупного рогатого скота, мышей, обезьян и вирус натуральной оспы.

Парапоксвирусы. Типичный представитель — вирус контагиозного пустулёзного дерматита (эктимы) овец и коз (вирус орф). Представители рода серологически связаны между собой, но отличаются от представителей других родов; гемагглютинин не образуют. Другие виды: вирусы пустулёзного стоматита крупного рогатого скота, контагиозной эктимы серн и сыпи доярок.

Авипоксвирусы. Естественные хозяева — птицы; типичный представитель — вирус оспы кур. Члены рода серологически связаны между собой. Другие виды: вирусы оспы канареек, голубей, перепелов, воробьев, скворцов, индеек и оспы Юнко. Передаются членистоногими.

строение вирусов оспы

Каприпоксвирусы. Естественные хозяева — парнокопытные; типичный представитель — ВО мелких жвачных (овец и коз). В данный род входит также вирус кожной бугорчатки крупного рогатого скота.

Лепорипоксвирусы. Типичный представитель — вирус миксомы кроликов. Передается механически членистоногими. Другие виды: вирусы фибромы зайцев, кроликов (вирус Шоупа) и белок. Вирус злокачественной фибромы кроликов — летальный туморогенный поксвирус, возникший, по-видимому, вследствие рекомбинации между вирусами фибромы и миксомы кроликов.

Суипоксвирусы. Типичный представитель — вирус оспы свиней. В инфицированных клетках образуются несколько типов цитоплазматических включений и наблюдается вакуолизация ядра. Другие члены рода не определены.

Моллюсципоксвирусы. Типичный представитель — вирус контагиозного моллюска. Возможные члены рода — вирусы однокопытных и обезьян.
Ятапоксвирусы включают вирус опухолей обезьян Яба и вирус оспы Тана.

Вирусы оспы — наиболее крупные из всех вирусов животных. Под электронным микроскопом они выглядят как большие овальные (кирпичеобразные) частицы размером около 250-350x200-270 нм.

Орто-, ави-, лепорипоксвирусы более вытянуты, а вирус оспы свиней шире, чем другие ВО. Парапоксвирусы имеют овальную (коконообразную) форму и размер 260x160 нм.
В структуре вирусов оспы различают три основных компонента: двояковогнутую сердцевину, овальные боковые тела и оболочку вириона. Сердцевину вириона составляют ДНК и связанные с нею белки. Сердцевина окружена гладкой мембраной (толщиной около 5 нм), снаружи покрытой слоем вертикально уложенных и плотно прилегающих друг к другу цилиндрических субъединиц (5x10 нм). Вогнутость сердцевины с обеих сторон занята овальными образованиями (неизвестной природы), называемыми боковыми телами. Они как бы сдавливают сердцевину, придавая ей форму двояковогнутого диска, имеющего на разрезе вид гантели.

Вирионы заключены в липопротеиновую супероболочку, которая имеет толщину 20—30 нм и содержит липиды клетки и вирусспецифические белки.

Вирионы большинства вирусов оспы окружены слоем беспорядочно расположенных трубчатых структур, придающих им характерный вид. Эти структуры состоят из сферических субъединиц диаметром около 5 нм. Субъединицы построены из молекул протеина или гликопротеина. В состав ворсинок длиной 20 нм покрывающих поверхность вируса осповакцины (ВОВ), входит белок с молекулярной массой 58 кД, относящийся к главным полипептидам вириона. Поверхность парапоксвирусов покрыта длинными нитеподобными трубочками, уложенными крест-накрест, напоминающими клубок пряжи.

Вирус осповакцины содержит белки, липиды и ДНК, которые соответственно составляют 90, 5 и 3,2% массы вириона (5х10~15 г). В вирусе оспы птиц около 1/3 массы составляют липиды.

Вирион образуется включением ДНК внутрь незрелых вирусоподобных частиц, которые затем созревают, покрываясь дополнительно наружными оболочками. Репликация и сборка вирионов происходят в разных местах цитоплазмы (в виропластах или вирусных фабриках), и вирионы освобождаются почкованием или при лизисе клеток.

Вирионы, освободившиеся из клетки почкованием до ее разрушения, покрыты оболочкой, которая содержит клеточные липиды и несколько вирусспецифических белков.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

I вариант

1.Проявляет свойства живых систем только в чужом организме 1) туберкулезная палочка 2) таёжный клещ 3) вирус оспы 4) печёночный сосальщик

2. Как называют изображённый клеточный органоид? 1) рибосома 2) лизосома 3) хлоропласт 4) митохондрия

3. Рибоза, в отличие от дезоксирибозы, входит в состав 1) ДНК 2) иРНК 3) белков 4) полисахаридов

4. С помощью молекул иРНК осуществляется передача наследственной информации из: 1) ядра к митохондрии 2) одной клетки в другую 3) ядра к рибосоме 4) хромосомы в хлоропласт

5. Мономерами ДНК и РНК являются: а) азотистые основания б) дезоксирибоза и рибоза в) азотистые основания и фосфатные группы г) нуклеотиды

6. Благодаря симбиозу клубеньковых бактерий и бобовых растений почва обогащается

1) кислородом 2) соединениями азота 3) солями фосфорной кислоты 4) молекулами воды

7. Из аминокислотных остатков построены молекулы: а) углеводов б) белков в) липидов г) жиров

8. Кого из перечисленных учёных считают создателем фагоцитоза? 1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

9. К прокариотам относятся 1) вирусы 2) бактерии 3) водоросли 4) дрожжи

10. Основная функция митохондрий : 1) редупликация ДНК 2) биосинтез белка 3) синтез АТФ 4) синтез углеводов

11. К неорганическим веществам клетки относят 1) жиры 2) витамины 3) воду 4) углеводы

hello_html_7ebd56ba.jpg

12. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у – интенсивность обмена веществ (в кВт) На какой дистанции интенсивность обмена веществ легкоатлета составит 10 кВт? 1) 500 м 2) 200 м 3) 800 м 4) 400 м

13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

звукообразование 2) газообмен между атмосферой и кровью 3) образование АТФ 4) определение качества вдыхаемого воздуха

14. Орган пищеварительной системы человека, в котором начинается расщепление крахмала, – это 1) желудок 2) поджелудочная железа 3) ротовая полость 4) толстый кишечник

15. Возбудителями гриппа являются 1) паразитические простейшие 2) болезнетворные бактерии 3) паразитические грибы4 ) вирусы

16. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке? 1) рибосома 2) вакуоль 3) хлоропласт 4) митохондрия

17. В состав молекулы белка входят 1) глюкоза и крахмал 2) глицерин и жирные кислоты 3) нуклеотиды 4) аминокислоты

18. Растительные клетки способны к фотосинтезу. Этот процесс происходит в 1) рибосомах 2) митохондриях 3) лейкопластах 4) хлоропластах

есть тонкая клеточная стенка Б) перемещается с помощью ресничек В) способна к фотосинтезу Г) в клетке два ядра Д) клеточной стенки нет Е) передвигается с помощью жгутиков

ВИД 1) хламидомонада 2) инфузория туфелька

20. Фотосинтез – это процесс, протекающий в 1) клетках листьев 2) древесном стебле 3) главном корне 4) лепестках цветков

21. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют 1) клетки 2) ткани 3) вегетативные органы 4) генеративные органы

1 вариант 11 класс

1 Рассмотрите предложенную схему классификации животных. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2 Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод позволяет определить 1) степень влияния среды на формирование фенотипа 2) влияние воспитания на онтогенез человека 3) тип наследования признака 4) интенсивность мутационного процесса 5) этапы эволюции органического мира

3. . Чем молекула иРНК отличается от ДНК? 1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме 2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты 3) состоит из одной полинуклеотидной нити 4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей 5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил

6) ее нуклеотид содержит углевод дезоксирибозу и азотистое основание тимин

1) наличие хлоропластов 2) наличие развитой сети вакуолей 3) наличие гликокаликса 4) наличие клеточного центра 5) способность к внутриклеточному пищеварению

5 Установите соответствие между процессами и уровнями организации живой материи, на которых они происходят:: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

А) транскрипция 1) клеточный

Б) гликолиз 2) экосистемный

В) круговорот веществ

Г) передача энергии с одного трофического уровня на другой

Д) синтез белков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6 Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (BB) и белой (bb) масти при неполном доминировании? Ответ запишите цифрами.

1) почкование 2) спора 3) оплодотворение 4) овогенез 5) митоз

8 Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

9.Известно, синегнойная палочка – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

(1)Синегнойная палочка - бактерия с закругленными концами, размером от 0,5 до 1 мкм . (2) Подвижна, плотной капсулы не имеет, спор не образует. (3) Размножается при доступе кислорода, повышенной влажности (4) Оптимальная температура роста - 37°С. (5) Часто встречается при воспалительных процессах (гнойные раны, абсцессы), нередко вызывает инфекции мочевыводящих путей и кишечника (6)Обладает высокой устойчивостью к антибиотикам.

10 Установите соответствие между строением и функцией клетки и органоидом, для которого они характерны : СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ А) расщепляют органические вещества до мономеров Б) окисляют органические вещества до СО 2 и Н 2 О В) отграничены от цитоплазмы одной мембраной Г) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами Д) содержат кристы Е) не содержат крист Органоиды : 1) лизосомы 2) митохондрии

11 Установите последовательность размещения зон корня покрытосеменных растений, начиная от его окончания. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зона проведения 2) зона деления 3) зона роста 4) зона всасывания 5) корневой чехлик

12 В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

hello_html_7ebd56ba.jpg

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) цветоножка 2) гаметофит 3) плодовое тело 4) заросток

13. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у – интенсивность обмена веществ (в кВт) На какой дистанции интенсивность обмена веществ легкоатлета составит 10 кВт? 1) 500 м 2) 200 м 3) 800 м 4) 400 м

14. На каком рисунке изображена рибосома?

15. К двухмембранным органоидам клетки относят: 1) митохондрии и пластиды 2) рибосомы и клеточный центр 3) лизосомы и вакуоли 4) ЭПС и аппарат Гольджи

16. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, их которых они образовались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) головной мозг 1) эктодерма

Б) печень 2) энтодерма

В) кровь 3) мезодерма

Г) кости Д) поджелудочная железа Е) кожа

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

17. Установите последовательность стадий индивидуального развития человека, начиная от зиготы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формирование мезодермы 2) образование двухслойного зародыша 3) формирование нервной системы 4) образование бластомеров 5) формирование четырехкамерного сердца

18 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида норки американской. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Норка американская – источник ценного меха. (2) Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15– 25 см, масса тела – 1,5 кг. (3) Морда относительно длинная, заглазная область вытянутая, гребни хорошо развиты. (4) Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. (5) На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. (6) Спина тёмно-коричневая, нижняя челюсть животного белая.

19.Установите соответствие между признаком животного и типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО ТИП

А) кровеносная система замкнутая 1) кольчатые черви

Б) есть сердце, разделённое на отделы 2) моллюски

В) имеется мантия Г) нервная система — брюшная нервная цепочка с узлами в сегментах тела Д) тело сегментировано

20.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Позвоночным животным свойственны следующие признаки

1) дыхание с помощью легких 2) незамкнутая кровеносная система 3) ЦНС расположена на спинной стороне 4) позвоночник костный или хрящевой 5) сердце располагается на брюшной стороне тела 6) размножаются бесполым путём

21.Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) форма тела постоянная 1) эвглена 2)амёба

Б) передвигается при помощи образования ложноножек В) поедает бактерии Г) наличие хлоропластов в цитоплазме Д) образует на свету органические вещества из неорганических

22.Установите последовательность этапов биосинтеза белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) отделение молекулы белка от рибосомы 2) нахождение стартового кодона и инициация синтеза 3) транскрипция 4) удлинение полипептидной цепи 5) выход мРНК из ядра в цитоплазму

2 вариант 11 класс.

1. Рассмотрите предложенную схему.Запишите в ответе пропущенный термин

2.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рибосома состоит из: 1)гигантской субъединицы2) малой субъединицы 3)верхней субъединицы 4)большой субъединицы 5)нижней субъединицы

3 В РНК на долю нуклеотидов с урацилом и аденином приходится по 10%. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином входящих в состав комплементарной, двуспиральной цепи ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

5 Установите соответствие между видом клетки и способом её образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИД КЛЕТКИ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ

1) митоз 2) мейоз

Б) сперматозоид мха

В) сперматозоид обезьяны

Г) яйцеклетка подсолнечника Д) микроспоры мака Е) клетка архегония папоротника

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6 Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании.

Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

8.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вирусы: 1) не обладают собственным обменом веществ 2) являются внутриклеточными паразитами 3) способны размножаться только внутри животных клеток 4) не содержат нуклеиновых кислот 5) могут быть уничтожены применением антибиотиков 6) не способны к самостоятельному синтезу белка

9 Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Злаковые 2) Розоцветные

А) бамбук Б) груша

В) рожь Г) земляника

Д) персик Е) овес

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

10 Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Отряд Двукрылые 2) Тип Членистоногие 3) Род Мухи 4) Царство Животные 5) Вид Комнатная муха 6) Класс Насекомые

11. . Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и её видом

А) имеет форму клеверного листа Б) состоит из двух спирально закрученных цепей В) доставляет аминокислоты к рибосоме Г) является хранителем наследственной информации Д) в длину достигает несколько сотен тысяч нанометров Е) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ: 1) ДНК 2) тРНК

12. Изучите график зависимости возрастного снижения выработки фермента лактозы у людей (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у – – выработка фермента организмом (в %)).

hello_html_74300c59.jpg

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость для людей в возрасте от 9 до 27 лет? 1) остаётся постоянно высоким 2) резко снижается с увеличением возраста 3) немного растёт, а потом резко снижается 4) плавно снижается с увеличением возраста

13. Установите соответствие между заболеванием и системой органов, для которой это заболевание характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЗАБОЛЕВАНИЕ А) Плеврит Б) Туберкулез В) Гипертония Г) Варикоз Д) Астма Е) Миокардит СИСТЕМА ОРГАНОВ 1) Сердечно-сосудистая 2) Дыхательная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

14 Процесс удвоения молекул ДНК называется: А.репликацией Б комплементарностью В-транскрипцией Г-трансляцией

15 Прочитайте текст. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три предложения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра (2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту. (3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями. (4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рожает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длинной, который хватается за шерсть матери, заползает в сумку. (5) В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота. (6) Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

16. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К абиотическим относятся факторы:

1) Сезонная миграция птиц 2) Извержение вулкана 3) Появление торнадо 4) Строительство бобрами платины 5) Образование озона во время грозы 6) Вырубка лесов

17 Расположите растения в последовательности, отражающей усложнение их организации в процессе эволюции систематических групп, к которых они принадлежат. 1) Хламидомонада 2) Псилофит 3) Сосна обыкновенная 4) Папоротник орляк 5) Ромашка лекарственная 6) Ламинария

Работа сердца человека .

Камера сердца Кровь Направление _________________(А) Венозная Легочные артерии. Левый желудочек _________________(Б) Аорта. Правое предсердие .

Список терминов: 1) Артериальная 2) Верхняя полая вена 3) Смешанная 4) Левое предсердие 5) Сонная артерия 6) Правый желудочек 7) Нижняя полая вена

19. Укажите на рисунке изображение вторичной структуры молекулы белка

20. Установите, в какой последовательности происходят фазы митоза: А) расхождение сестринских хроматид Б) удвоение молекулы ДНК В) образование метафазной пластинки Г) деление цитоплазмы

21. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются: 1)молекулы глюкозы до пировиноградной кислоты 2) белка до аминокислот 3)крахмала до глюкозы 4)пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

22. Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций: 1) является внутренней средой клетки 2) осуществляет связь между ядром и органоид 3) выполняет роль матрицы для синтеза углеводов 4) служит местом расположения ядра ,органоидов 5) осуществляет передачу наследственной информации 6) служит местом расположения хромосом в клетках эукариот

3) фотосинтез 4) дыхание
4.Какой из приведенных фактов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
1) сходство химического состава живых и неживых тел природы 2) универсальность генетического кода 3) наличие ископаемых форм растений и животных 4) сходство в строении между животными и человеком
5.
Именем какого ученого назван один из органоидов клетки?
1) М. Шлейдена 2) Р. Вирхова 3) К. Гольджи 4) Р. Гука
6.
Генами одного родителя обладает организм, развивающийся из
1) соматической клетки 2) споры 3) семени 4) зиготы
7.
Создатели клеточной теории — Т. Шванн, М. Шлейден
1) открыли клеточное строение организмов 2) доказали единство живой и неживой природы 3) описали строение органоидов клетки 4) обобщили данные о клеточном строении организмов


sovagolova

1. Куда должны поступить аминокислоты, чтобы из них синтезировались белки организма?: [4] на рибосомы в клетках (рибосома - немембранный органоид клетки, который осуществляет синтез белка из аминокислот)

2. Проявляет свойства живых систем только в чужом организме: [3] вирус оспы (вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты, не проявляющие никаких свойств живой природы до попадания в клетку-жертву)

3. Какая функция, из перечисленных, характерна для изображенного фрагмента клеточной структуры?: [1] транспорт веществ (на рисунке изображена клеточная мембрана, которая благодаря двойному слою липидов и полым белкам может транспортировать вещества)

4. Какой из приведенных фактов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?: [2] универсальность генетического кода (все организмы имеют единый генетический код)

5. Именем какого ученого назван один из органоидов клетки?: [3] К. Гольджи (Камилло Гольджи был врачом-физиологом, изучающий нервную систему, в честь него назвали Аппарат Гольджи)

6. 1. Куда должны поступить аминокислоты, чтобы из них синтезировались белки организма?: [4] на рибосомы в клетках (рибосома - немембранный органоид клетки, который осуществляет синтез белка из аминокислот)

7. Создатели клеточной теории — Т. Шванн, М. Шлейден: [4] обобщили данные о клеточном строении организма (Теодор Шванн и Маттиас Шлейден вынесли главные положения о клеточном строении организмов и обобщили это в клеточную теорию)

Новые вопросы в Биология

Заполните таблицу допишите и характеристики тканей тканей гласная мышечное строение расположение располагается в стенках функция внутренних органов по … перечно-полосатая мышечная обеспечивает сокращение внутренних органов​

найдите по рисунку рецепторы кожи: терморецепторы, механорецепторы и ноцицепторыОбозначив их цифрами1.терморецепторы-2.механорецепторы-3.ноцицепторы-​

Поместили в пробирку с водой побег растения и налили туда немного растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла (без растен … ия) оставили для контроля. Уже на следующий день уровень воды в пробирке с растением значительно понизился, А уровень воды в контрольной пробирке остался прежним. 1.Какой вывод можно сделать на основании провëденного опыта?​Ответ:Побеги растений испаряютМасло мешает испарению водыРастение поглощают водуРастения не нужна вода2.С какой целью налили масло в пробирки при проведёнии этого опыта? Ответ:Чтобы в воду не поступал кислородЧтобы вода и пробирок испарялась быстрееЧтобы из пробирок не испарялась водаЧтобы из воды не выделялся кислород.

Кукушкин лён – _________ растение. Его коричневато-зеленые ________ иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими ________ листьями. __ … _____ у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются _______. Ризоиды всасывают ______ и __________ из почвы. срочно пожалуйста​

помогите пожалуйста!! 1) рассмотри рисунок растительной клетки. какая структура клетки обозначена на рисунке Б?1. жилка2. устьице3. кожица4. зеленые к … летки2) каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?1. обеспечивает опору и транспорт веществ2. защищает внутренние части листа3. регулирует испарение воды4. осуществляет фотосинтез3) на рисунке - кожица листа традесканции под микроскопом. что изображено на рисунке под цифрой 3?1. цитоплазма2. устьичная щель3. хлоропласты4. замыкающие клетки4) на рисунке показаны клетки покровной/механической/основной ткани.

(25) помогите пожалуйста!! Выбери из предложенного списка и вставь в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Строение цв … етка. Центральной частью цветка является цветоложе. Оно представляет собой продолжение ___(А). На цветоложе располагаются все части цветка: околоцветник, тычинки и пестик. Околоцветник может быть ___(Б) и простым. Двойной околоцветник состоит из чашечки и ___(В). В простом околоцветнике все его листочки одинаковые. Список слов: 1) венчик; 2) стебель; 3) цветоножка; 4) бутон; 5) двойной; 6) одинарный.

❗Срочно даю 30 баллов, пожалуйста до 8:00 часов утра 14.03 числа❗1) Сравнить хламидомонаду с растениями и животными, указать черты сходства, объяснить … , почему ее относят к растениям.2) Указать особенности строения мхов, связанные с жизнью на суше.3*) Придумать и написать сценарий для ролика youtube по теме "Систематика растений" (это задание будет оцениваться отдельной отметкой)

Что такое ветряная оспа (ветрянка)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Александрова Павла Андреевича, инфекциониста со стажем в 14 лет.

Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Елена Бережная , научный редактор Сергей Федосов

Александров Павел Андреевич, инфекционист, гепатолог, паразитолог, детский инфекционист - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Ветряная оспа (Chickenpox) — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом ветряной оспы, поражающим кожные покровы и нервную систему.

Симптомы ветрянки: умеренно выраженная общая интоксикация и везикулёзная экзантема. При длительной персистенцией вируса в виде латентной инфекции, при активизации которой (чаще после 60 лет) протекает в форме опоясывающего лишая. Течение доброкачественное при отсутствии осложнений.

Этиология

Возбудитель принадлежит к семейству Herpesviridae (от греч. herpes — ползучая), роду Varicellavirus. Вирус герпеса 3 типа — Varicella zoster. ДНК-содержащий, покрыт липидной оболочкой. Антигенная структура вируса устойчива, и не было выявлено измененных вариантов возбудителя. Крайне неустойчив во внешней среде, солнечная радиация, свежий воздух при проветривании, дезинфицирующие средства убивают вирус почти мгновенно. [1] [3] [5]

Эпидемиология

Антропоноз. Источник инфекции — больной человек (ветряной оспой и опоясывающим лишаём) независимо от степени тяжести и клинических проявлений. Больной заражает неболевших восприимчивых людей (восприимчивость 100%) с последних 48 часов инкубационного периода и до 5 суток с момента появления последнего свежего элемента сыпи.

Пути заражения

Механизм передачи воздушно-капельный (пути — аэрозольный, контактно-бытовой). Заболевание очень контагиозно, но для реализации заражения необходим тесный контакт больного и восприимчивого организма.

До 50% заболеваний приходится на возраст 5-9 лет, к 15 годам остается неиммунной прослойка не более 10% населения. Заболеваемость повышается в холодное время года.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы ветряной оспы

Сколько длится ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период длится от 10 до 21 дня. В типичных случаях (у детей и подростков) заболевание начинается остро. В среднем ветряной оспой болеют 7-10 дней.

Симптомы ветряной оспы у взрослых и детей

Ветрянка у взрослых из-за утраты лабильности иммунной системы проявляется подострым и постепенным началом (т. е. основной синдром появляется на 2-3 и более поздние дни от начала заболевания). Дети, как правило, заболевание переносят легче.

Симптомы ветрянки у детей и взрослых:

  • общая инфекционная интоксикация (СОИИ);
  • везикулёзная экзантема;
  • везикулёзная энантема (афты);
  • лимфаденопатия (ЛАП);
  • лихорадка постоянного типа.

В типичных случаях разгару заболевания предшествует продромальный период длительностью до одних суток, маловыраженный, сопровождающийся небольшой слабостью, субфебриллитетом, редко мелкопятнистой rash-сыпью.

Очень характерна динамика высыпаний: вначале появляется округлое красноватое пятно размерами 5-10 мм, далее в центре образуется папула, далее — везикула (пузырёк) с прозрачным содержимым до 10 мм (однокамерная и спадающаяся при проколе). Далее при присоединении вторичной флоры возможно её нагноение, после — подсыхание и образование корочек, отпадение которых происходит через 6-8 дней, обычно без последующих дефектов. В редких случаях (выраженное нагноение, расчесывание) могут образовываться рубчики.

Одновременно с высыпаниями на кожных покровах на слизистой оболочке рта образуются нежные везикулы, которые, быстро вскрываясь, образуют афты (эрозии) и могут вызывать чувство дискомфорта, жжения во рту.

Ветряная оспа у новорождённых

Грудные дети ветряной оспой болеют редко, так как большинство из них защищены материнскими антителами. Если ребёнку от матери передались антитела против вируса, то болезнь может протекать стёрто в лёгкой форме. Если защитных материнских антител нет, то ветрянка протекает бурно: выражены симптомы интоксикации, возможны судороги, нарушается сознание, возникают осложнения со стороны внутренних органов и нервной системы.

Ветряная оспа у беременных

Виду широкого распространения заболевания преимущественно в детском и подростковом возрасте к моменту наступления беременности женщины оказываются в большинстве случаев иммунны к вирусу ветряной оспы (т. е. если ветрянка была перенесена до беременности, риска повторного заболевания и угрозы для ребёнка нет, соответственно, нет рисков при контакте беременной с больным ветряной оспой или опоясывающим лишаём). В редких случаях, когда беременная не имеет титра протективных антител и вступает в контакт с больным человеком, возможны различные исходы, зависящие от срока беременности. Значительную опасность представляет острое заболевание ветряной оспой для самой беременной (о чём зачастую забывает как сама женщина, так и врач, диагностировавший заболевание).

Патогенез ветряной оспы

Распространение вируса ветряной оспы в организме

Классификация и стадии развития ветряной оспы

1. По клинической форме:

  • рудиментарная (отсутствует синдром общей инфекционной интоксикации, из сыпи — розеолы);
  • пустулёзная (присоединение вторичной — бактериальной флоры, нагноение и выраженное усиление интоксикации, частое образование рубчиков);
  • буллёзная (выраженные проявления интоксикации, образование пузырей с жидкостью до 3 см);
  • геморрагическая (геморрагическое пропитывание содержимого пузырьков, нейротоксикоз);
  • гангренозная (образование язв, нейротоксикоз, развитие сепсиса);
  • генерализованная (врожденная у детей, прогноз неблагоприятен);
  • абортивная (быстрое обратное развитие сыпи).

2. По степени тяжести:

  • легкая (умеренный СОИИ, повышение температуры тела до 38°С, необильные высыпания);
  • средняя (выраженный СОИИ, повышение температуры тела до 39°С, обильные высыпания);
  • тяжелая (резко выраженный СОИИ, повышение температуры тела свыше 39°С, гиперинтенсивные высыпания, сопровождающиеся образованием язв, геморрагиями). [1][2][3]

Стадии заболевания

Осложнения ветряной оспы

Осложнения ветрянки у детей и взрослых

Ветряная оспа у детей и взрослых протекает схоже, но у взрослых осложнения развиваются чаще.

Специфические осложнения:

  • стенозирующий ларинготрахеит;
  • неврологические осложнения — менингит, энцефалит, миелит;
  • кератит;
  • геморрагический нефрит.

Неспецифические осложнения:

  • абсцессы;
  • флегмоны;
  • отит;
  • пневмония;
  • сепсис.

Осложнения ветрянки у беременных

По разным данным, развитие пневмонии у беременных при ветрянке достигает в среднем 22% от общего числа заболевших, а из них 42% случаев заканчивается летально. Вирус проникает через плацентарный барьер и может поражать ребёнка, выраженность проявлений зависит от сроков беременности. Так, при заражении в 1 триместре абортов не отмечается, но риск развития пороков развития достигает 5%, смертность от которых у новорожденных доходит до 34%. Во 2-3 триместрах тяжесть поражения возрастает, однако частота заражения ребёнка резко падает. Наибольший риск для ребёнка представляет заболевание матери за 5 дней до родов и 5 дней после них (риск врожденной инфекции до 20% и смертность до 30%), поэтому при развитии заболевания в предродовом периоде вариантом спасения может быть задержка родов на 5-7 дней (при возможности) и введение специфического иммуноглобулина. [1] [4] [5]

Что такое ветряночная пневмония

Ветряночная пневмония — это опасное осложнение, которое в основном возникает у беременных. Для заболевания характерно двустороннее воспаление лёгких, в тяжёлых случаях приводящее к их отёку и дыхательной недостаточности.

Диагностика ветряной оспы

При каких симптомах нужно обратиться к врачу

В каких случаях проводят анализ крови на ветряную оспу

В общей практике лабораторная диагностика ветряной оспы проводится редко. При необходимости в сомнительных или сложных случаях могут использоваться:

  • клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой (лейкопения и нормоцитоз, лимфо- и моноцитоз, при наслоении бактериальных осложнений — нейрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, т. е. изменения, свойственные большинству вирусных инфекций);
  • общий анализ мочи (изменения редки, указывают на степень интоксикации);
  • биохимические анализы крови (иногда повышение АЛТ как проявление герпетического гепатита, креатинина при поражениях почек);
  • серологические реакции (возможна ретроспективная диагностика методами РСК, РА, ИФА классов IgM и G наиболее широко применяемый метод, позволяет провести дифференциальную диагностику между острой инфекцией и более старым инфекционным процессом, что наиболее важно при беременности. Достаточно информативен метод ПЦР).

Специальная подготовка для сдачи анализов не требуется. Расшифровкой анализов занимается врач.

При риске или произошедшем развитии осложнений производятся соответствующие лабораторные и инструментальные исследования (люмбальная пункция, рентген придаточных пазух носа, органов грудной клетки, КТ, МРТ и др.). [2] [4]

Как отличить ветрянку от других заболеваний

Заболевания, которые следует отличать от ветряной оспы

Лечение ветряной оспы

Ввиду всеобщей заболеваемости и в большей степени наличия форм лёгкой и средней тяжести заболевания больные ветряной оспой проходят лечение дома, в случае тяжелого заболевания (с риском развития и развившимися осложнениями), лица, проживающие в организованных коллективах, беременные должны проходить терапию в условия инфекционного стационара (до нормализации процесса и появлении тенденций к выздоровлению).

Самолечение ветряной оспы недопустимо. При появлении первых признаков нужно обратиться к терапевту или педиатру. Далеьнейшим ведением пациента занимается инфекционист.

Больной должен быть изолирован от окружающих (неболевших) людей до 5 дня со времени появления последнего свежего элемента сыпи.

Режим дня

Желателен постельный режим, строгое соблюдение санитарных норм (чистое бельё, коротко остриженные ногти, интимная гигиена).

Питание

Пища должна быть разнообразная, механически и химически щадящая, богатая витаминами, показаны мясные нежирные бульоны, обильное питьё до 3 л/сут. (теплая кипяченая вода, чай, морсы).

Медикаментозная терапия

Лечение ветрянки включает в себя этиотропную (т. е. воздействующую на возбудителя заболевания), патогенетическую (дезинтоксикация) и симптоматическую (облегчающую состояние больного путем уменьшения беспокоящих симптомов) терапию.

Этиотропная терапия назначается лишь при заболеваниях тяжелой степени тяжести и риске развития осложнений. Отдельно стоит указать на желательность данного вида лечения ветрянки и у взрослых больных, т. к. именно у них есть повышенный риск развития осложнений.

В качестве патогенетической и симптоматической терапии могут быть использованы препараты следующих групп:

Особенности ухода и лечения детей с ветрянкой

Ветряную оспу у детей и взрослых лечат схоже. Жаропонижающие детям следует давать при температуре свыше 38,5℃ (взрослым от 39,5℃). При уходе за ребёнком с ветрянкой важно не допускать расчёсывания кожи и срывания корочек.

Признаки выздоровления

К критериям выписки пациента, переболевшего ветрянкой, относятся:

  • с момента появления последнего свежего элемента сыпи прошло не менее пяти дней;
  • нормализация температуры тела;
  • отсутствие изменений лабораторных показателей (при тяжёлом течении);
  • отсутствие осложнений.

Ввиду нестойкости вируса в окружающей среде заключительную дезинфекцию в очаге заболевания не проводят (достаточно проветривания). [1] [2] [4]

Прогноз. Профилактика

  • ведущую роль в профилактике распространения ветряной оспы играет изоляционное разобщение больных и здоровых (детей до 7 лет, не болевших, разобщают с 9 по 21 день с момента контакта с больным);
  • мытьё рук и лица с мылом после общения с больными;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • здоровое питание, поливитамины;
  • частое проветривание помещения.

Вакцинация. Стоит ли делать прививку от ветрянки взрослым

Вакцинация в раннем возрасте предотвращает в 99 % развитие заболевания у детей, при контакте в подавляющем большинстве случаев — в первые 72 часа, предотвращает развитие тяжёлых форм и патологий плода у беременных. Однако есть ряд ограничений, существенно препятствующих распространению вакцинации в нашей стране — высокая стоимость вакцины, отсутствие массового вакцинирования (по данным ВОЗ, для реализации коллективного иммунитета необходимо привить не менее 90% детского населения, иначе возрастает риск заболевания неболевших и непривитых лиц взрослого состава). [1] [5]

  • небеременным женщинам детородного возраста;
  • медицинским работникам;
  • людям с ослабленным иммунитетом и родственникам, проживающим с ними;
  • учителям и воспитателям;
  • персоналу домов престарелых и людям, проживающих в них;
  • международным путешественникам [6] .

Можно ли второй раз заболеть ветрянкой

Иммунитет после болезни стойкий, повторные заболевания возможны у лиц с иммунодефицитом, врожденным дефицитом иммуноглобулина А. [1] [2] [5]

К заражению устойчивы:

  • люди, переболевшие ветряной оспой;
  • новорождённые с защитными антителами, которые передались им от матери;
  • вакцинированные пациенты.

Постконтактная профилактика

Предотвратить развитие инфекции или ослабить её течение поможет внутримышечное введение иммуноглобулина к вирусу ветряной оспы (VariZIG).

Профилактика после контакта с заболевшим показана:

  • пациентам с лейкемией, иммунодефицитом или другими тяжёлыми заболеваниями;
  • беременным женщинам, не имеющим антител к вирусу;
  • новорождённым, чьи матери были инфицированы ветряной оспой за пять дней до родов или через два дня после них;
  • новорождённые младше 28 недель, контактировавшие с возбудителем не через мать, даже если у неё есть специфический иммунитет [7] .

Профилактика рубцов и шрамов

Как правило, изменения кожи при ветряной оспе полностью исчезают после выздоровления. Важно лишь не расчёсывать кожу, не срывать корочки и ограничить применение косметических средств.

Натуральная оспа (variola vera) — особо опасная вирусная инфекция, проявляющаяся интоксикацией, лихорадкой и пустулёзно-папулёзной сыпью.

Оспа одна из древнейших инфекционных болезней человека. Первые упоминания об натуральной оспе относятся к 3730-3710 гг. до н.э. (папирус Аменофиса I). В Европу возбудитель проник в VI веке, в Россию был занесён в XV-XVI веках, в Америку — в XVI веке.

До открытия Дженнером метода вакцинации европейские врачи были бессильны перед натуральной оспой. В отдельные годы смертность от оспы достигала 1,5 млн человек.

Возбудитель оспы — самый крупный вирус (220x300 нм), имеет кирпичеобразную форму с закруглёнными углами.

Натуральная оспа. Вирус натуральной оспы. Свойства вируса натуральной оспы

В состав вируса натуральной оспы входят 30 белков, более 10 из них — ферменты, катализирующие синтез нуклеиновых кислот. Вирус натуральной оспы проявляет гемагглютинирующие свойства; гемагглютинин состоит из трёх гликопротеинов.

Важнейшие Аг вируса оспы — нуклеопротеид NP (общий для всего семейства), термостабильный и термолабильный Аг, а также группа растворимых Аг. Размеры вирионов позволяют обнаружить их световой микроскопией в форме телец включений.

Внутриклеточные (точнее околоядерные) включения в клетках роговицы заражённого кролика впервые обнаружил итальянский патолог Д. Гварнери (1892). ЭТ возбудителя натуральной оспы в отделяемом везикул открыл немецкий бактериолог Э. Пашен (1906). Позднее было установлено наличие двух штаммов вируса натуральной оспы.

Первый вызывает классическую оспу (variola major) с летальностью, превышающей 50%, второй — алястрим (variola minor) с более лёгким течением и летальностью, не превышающей 1%. Возбудители идентичны по основным свойствам. Отличительные особенности — способность вируса алястрима размножаться в куриных эмбрионах при более низкой температуре (37,5 °С), образовывать бляшки и проявлять цитопатичес-кий эффект в культуре куриных фибробластов при температуре 37 °С.

К вирусу натуральной оспы чувствителен человек и приматы; экспериментальное внутримозговое заражение новорождённых мышат приводит к развитию генерализованной инфекции. Взрослые мыши нечувствительны к вирусу.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: