Психосоматика вирусных заболеваний у детей

Обновлено: 25.04.2024

Так что даже если ребенок часто болеет ОРВИ (и при этом каждый раз полностью выздоравливает), это еще не повод говорить о слабом иммунитете. Однако нужно насторожиться, если у него постоянно возникают бактериальные или грибковые инфекции, которые удается контролировать только с помощью антимикробной терапии (антибиотики, антимикотики).

Если ребенок часто болеет и не имеет рецидивирущих гнойных (отиты, синуситы, пневмонии, абсцессы кожи) и грибковых инфекций, задержки роста и развития, необходиости в длительном приминении антибиотиков, аутоиммунных заболеваний, то не нужно бежать к иммунологу в поисках иммунодефицита. Дети в раннем возрасте должны часто болеть ОРВИ, именно так они укрепляют свой иммунитет.

Иногда недомогание может иметь психологическую подоплеку. Причем научно доказано, что в этом случае процессы адаптации к внешнему воздействию на организм затруднены. А значит, длительные перегрузки, эмоциональное напряжение, дискомфорт и стресс могут стать причиной отклонений в работе организма. Это особенно справедливо для детей, ведь у них адаптационные механизмы еще несовершенны в силу своей незрелости. Например, физическое недомогание у ребенка нередко проявляется в виде психологических симптомов: при высокой температуре он становится капризным и раздражительным или, наоборот, вялым и апатичным.

Бывает и обратная ситуация, когда негативные переживания ухудшают состояние ребенка на физиологическом уровне. Допустим, если он волнуется перед посещением мест, где ему некомфортно (детский сад, школа, кабинет зубного врача), то могут появиться спазмы и боль в животе, понос или тошнота. Причем такие симптомы проходят так же внезапно, как и появились, если ситуация изменилась (мама приняла решение остаться дома). В этом случае можно говорить о психосоматической реакции ребенка на внешние факторы.

Иногда даже воспоминание о плохом событии из прошлого может ухудшить не только настроение, но и самочувствие ребенка. Ведь детские эмоции, в отличие от эмоций взрослых, бывают особенно интенсивными, и часто их сила несоизмерима с силой психотравмирующей ситуации.

Например, ребенок старался над творческим заданием, и оно, на его собственный взгляд, получилось особенным. С гордостью и надеждой на похвалу он несет работу в класс или группу, а учитель отреагировал нейтрально: не выделил среди работ других детей, но и критику не выразил. В результате из-за неоправданных ожиданий и переживаний к вечеру у ребенка может разболеться голова, исчезнуть аппетит, ему будет трудно заснуть.


Триггеры для физического недомогания — внезапные и вялотекущие

Причиной для психосоматических проявлений может стать любой стрессогенный фактор. Чаще всего организм остро реагирует на неожиданные психотравмирующие события, например:

  1. внезапное изменение условий жизни ребенка (переезд, смена класса, школы или детского сада);
  1. разлука с родителями или другими значимыми взрослыми (развод, командировка, госпитализация или смерть);
  1. теракт, ДТП, природная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация, свидетелем которой стал ребенок;
  1. физическое или психологическое насилие по отношению к нему самому;
  1. ситуация неуспеха в том, что для него важно, особенно на глазах у сверстников.

Например, ребенок проиграл на соревнованиях, его отругал тренер. На следующий день перед тренировкой у ребенка упадок сил, боли в мышцах, и родители вынуждены отменить занятия спортом.

Или другой пример: девочка-подросток занималась фигурным катанием в школе олимпийского резерва, и в какой-то момент набрала вес — это абсолютно нормально в подростковом возрасте. Ее за это ругали тренеры и родители, из-за переживаний у нее поднялась температура. На фоне болезни родители оставляли ее дома, и ей становилось лучше, а затем все повторялось. В этой ситуации ей помогли психологи.

Когда ребенок долго находится под действием отрицательных эмоций, физическое недомогание может возникнуть как реакция на хронический стресс: конфликтные отношения со сверстниками, эмоциональное отвержение в семье, слишком высокая учебная/эмоциональная нагрузка, завышенные требования со стороны педагогов и родителей.

В таких ситуациях психосоматический ответ возникает как будто без повода, однако здесь имеет место эффект накопления негативных эмоций, с которыми ребенок больше не может справляться. Например, малышу изо дня в день некомфортно в детском саду: воспитатель слишком строгий, с другими детьми не получается наладить контакт, родители забирают его самым последним, на занятиях многое не получается. Длительные по времени переживания приводят к ослаблению защитных свойств организма, и ребенок становится чрезмерно подвержен простудным заболеваниям.

Самая распространенная причина психосоматических расстройств у дошкольников и младших школьников — неблагоприятная семейная обстановка и высокая учебная нагрузка. Более остро на внешние факторы реагируют психологически незрелые и чувствительные дети — даже незначительный стресс ухудшает их эмоциональное состояние и самочувствие.

Тревожные дети склонны воспринимать все новое как потенциально опасное, излишне переживать за предстоящие события, а ранимым детям трудно переносить критику в свой адрес, для них это источник стресса. У внушаемых детей чувство недомогания возникает при излишнем внимании к их самочувствию — по принципу самосбывающегося пророчества.

Какие недомогания могут быть вызваны психосоматическими причинами

Со стороны ЖКТ психосоматические проявления могут возникать в виде тошноты, ребенок может жаловаться на боли в животе. Сбои в работе выделительной системы могут проявляться как частые позывы к мочеиспусканию и дефекации. Может возникнуть кожный ответ в виде покраснения щек, красных пятен на шее. Ребенок может жаловаться на головную боль, у него может подниматься температура тела.


Как правило, высокая температура без очага инфекции чаще встречается у подростков. Все анализы при этом находятся в пределах нормы, а обследования не выявляют явных патологий.

Иногда у подростков периодически поднималась высокая температура, причем без явных причин. В таких случаях педиатры направляли их к детскому психологу. Только в результате своевременной оценки клинического и психологического состояния удается привести в норму работу организма и вернуть ребенка к обычной жизни.

Помимо повышенной температуры, есть и другие психосоматические симптомы, например, нарушение походки. Например, сравнительно недавняя ситуация: у мальчика трудности с социальной адаптацией к школе, отсутствует взаимопонимание в классе. Во время пандемии от COVID-19 у него умерли два пожилых родственника. Это стало ухудшения эмоционального состояния ребенка, появления навязчивого сухого кашля, который можно рассматривать как своего рода просьбу о помощи, попытку привлечь внимание родителей к своим переживаниям или способ сокращения контактов со сверстниками и снижения степени эмоционального напряжения. Словом, и триггеры, и реакции могут быть самыми разными.

Если врачи исключили причины недомогания, необходима помощь психолога

В случае недомогания вначале нужно посетить профильных врачей, чтобы разобраться в физиологических причинах. Или, наоборот, исключить их и после этого начать работать с психологом. Он поможет определить и устранить социальные и психологические факторы, ставшие причиной недомогания, разобраться в особенностях психики ребенка, чтобы скорректировать стиль общения и взаимодействия с ним.

Также психолог научит ребенка управлять негативными эмоциями и рационально их выражать, справляться со стрессом, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Если не обращаться к психологу и пустить ситуацию на самотек, это может привести к психофизическому истощению, частым простудам и снижению устойчивости к другим болезням. Поэтому главное — не пугаться, получив направление к психологу, и не путать этого специалиста с психиатром. Психологическая помощь нужна многим вне зависимости от возраста, и она действительно приносит результаты, которых не всегда удается добиться другим специалистам.

В последние десятилетия специалисты начали уделять особое внимание психосоматике. Предполагается, что многие телесные болезни имеют преимущественно психогенное происхождение. Особенно это актуально в педиатрии, поскольку детская психика подвержена воздействию разнообразных негативных факторов. Психосоматика у детей может быть связана с особенностями воспитания и межличностных взаимодействий. Обнаружение психологических факторов развития недугов важно для подбора эффективного лечения.

Основные сведения

Психосоматика изучает влияние психологических факторов на развитие соматических (телесных) заболеваний. Также этот раздел науки изучает ложные соматические проявления психических заболеваний. Психосоматическая теория стала особенно популярной в последние десятилетия, поскольку современная наука не может объяснить механизм формирования всех патологий. Новые открытия в психологии, психиатрии и нейрофизиологии дали специалистам возможность связать многие этиологические факторы с психологической сферой. Теперь врачи могут применять более эффективные методы лечения. Также изучение психосоматики помогает улучшать профилактику и реабилитацию.

Детская психосоматика является еще более перспективным научным направлением, поскольку психика человека проходит через основные этапы развития до 16-18 лет. В этот период нормализуются основные функции нервной системы, и закладываются стойкие психологические установки, влияющие в дальнейшем на социализацию и личность пациента. При этом в детском возрасте человек более восприимчив к воздействию психологических факторов, поскольку механизмы защиты и адаптации еще только формируются. Часто возникают симптомы заболеваний, не связанных с органическими нарушениями. Изучение психосоматики у детей важно не только для успешного лечения заболеваний, но и для улучшения качества жизни пациентов в будущем.

Более специализированным направлением является изучение психосоматических проявлений патологий психики. Дело в том, что психические болезни могут обуславливать возникновение псевдосоматической симптоматики, вроде болевого синдрома. Врачи с помощью инструментальных и лабораторных обследований зачастую не могут найти обоснование тех или иных симптомов, поэтому на определенном этапе диагностики подозрение падает на психогенную этиологию. Очень важно исключить психосоматику как можно раньше для эффективной коррекции таких недугов.

Нервные и психические процессы

Очень важно рассмотреть взаимодействие нервных и психических функций человеческого организма. Так, центральная нервная система отвечает за высшую регуляцию организма, включая контроль деятельности внутренних органов и сознание. В головном мозге расположены главные отделы регуляции, образованные скоплением клеток (нейронов) и их отростков. Клеточные отростки образуют нервы, по которым импульсы распространяются в соседние и отдаленные ткани. Распространение импульсов по нервам позволяет контролировать мышечную активность, работу органов, а также получать информацию о внешнем мире. Спинной мозг активно взаимодействует с головным мозгом и образует собственные нервные волокна.

С точки зрения психосоматики деятельность центральной нервной системы можно условно разделить на сознательную и бессознательную. Например, управление работой внутренних органов происходит в автоматическом режиме, то есть человек не контролирует сосудистый тонус и частоту сердцебиения. Лишь небольшой участок головного мозга, образованный корой больших полушарий, отвечает за сознательные функции, включая абстрактное мышление, память и двигательную активность. Человек может посылать сигнал (импульс) к мышцам для смены положения тела в пространстве, однако вегетативные функции остаются недоступными. Граница сознательных и бессознательных нервных процессов является зоной формирования психосоматических факторов.

Ученым давно стало известно, что психическая деятельность опосредственно влияет на состояние органов и тканей. Сильный испуг сопровождается учащением сердцебиения, а активная интеллектуальная деятельность временно усиливает кровоснабжение головного мозга. Все это объяснимые адаптационные механизмы. В меньшей степени изучено долговременное влияние психических процессов на состояние организма. Специалисты не сомневаются, что многие психопатологические факторы могут обуславливать развитие телесных патологий. Современные исследования позволили обнаружить психосоматические причины и факторы риска некоторых недугов.

Этапы взросления

Психосоматика болезней ребенка отображает общее развитие организма. Основные этапы формирования нервной системы приходятся на внутриутробное развитие, однако после рождения созревание головного и спинного мозга не заканчивается. Начинается постепенная адаптация ЦНС к внешним влияниям, включая социальную жизнь человека. Постепенно закрепляются новые рефлексы. Дети не сразу умеют сидеть и ходить, а более сложные нервные процессы могут формироваться в течение многих лет. От воспитания и межличностных взаимодействий может зависеть соматическое состояние пациента.

Развитие вегетативного и сознательного контроля происходит параллельно. Нервная система у детей сразу после рождения начинает адаптировать организм к внешним изменениям. Хорошим примером является контроль физиологических оправлений. Новорожденный не может управлять сфинктером мочевого пузыря, поэтому мочеиспускание возникает непроизвольно. К трем годам образуется рефлекс, позволяющий легко контролировать расслабление и сокращение мышечных сфинктеров. С этого момента большинство детей перестает мочиться в постель. В то же время развитие психических процессов может нарушить закрепление этого рефлекса. Любой психотравмирующий фактор обуславливает возникновение энуреза.

Психологические причины

Психосоматика заболеваний у детей очень разнообразна. Врачам известно большое количество негативных психологических факторов, обуславливающих развитие телесных патологий. Это внешние и внутренние неблагоприятные воздействия. Внешнее влияние отображает взаимодействие детей с окружающим миром, включая социум. Внутреннее — отображает деятельность нервной системы. В большинстве случаев психосоматические патологии имеют комплексную этиологию, поэтому психотерапевты рекомендуют не фокусироваться на отдельных причинах.

Хронический стресс

Наиболее распространенный неблагоприятный фактор, связывающий психологические процессы с работой внутренних органов. Стресс является специфическим способом адаптации организма к окружающему миру. Если стрессовые условия сохраняются в течение длительного периода времени, защитные ресурсы психики истощаются. Возникают телесные проявления стресса, вроде головной боли, слабости и бессонницы. Нередко формируются хронические заболевания.


Психологическая травма

Речь идет о последствиях любого события с яркой негативной окраской, вроде смерти близкого человека или физического насилия. У детей защитные механизмы психики полностью не сформированы, поэтому для появления тяжелой травмы достаточно незначительного происшествия. Часто психологическая травма обусловлена насилием в семье или в образовательных учреждениях. Последствия такой травматизации влияют на качество всей последующей жизни человека, поэтому лечение необходимо проводить как можно раньше.

Этот термин обозначает неустойчивость психических процессов и сниженную адаптивную способность организма. Дети со слабой психикой страдают от сниженной самооценки, постоянного беспокойства и ночных кошмаров. Повышен риск возникновения психологической травмы. Считается, что такая личностная особенность обусловлена врожденным состоянием центральной нервной системы и воспитанием. Например, нарушение биохимии головного мозга у детей, связанное с недостатком серотонина, снижает эффективность адаптации к неблагоприятным воздействиям.

Таким образом, многие болезни детей отражают состояние высших отделов нервной системы. Патологии психосоматической природы чаще возникают в случае, если адаптация организма снижена. Психически здоровые дети, воспитанные в благоприятных условиях, легче переносят любые психотравмирующие воздействия.

Факторы риска

Психологам также известны менее очевидные предпосылки к развитию телесных заболеваний. Речь идет о специфических особенностях личности, воспитания и социальных взаимодействий.

Психологический климат в семье

Частые семейные ссоры представляют собой наиболее существенный фактор риска формирования психосоматических недугов у детей. Некоторые дети склонны винить себя в напряженных семейных отношениях. Более тяжелые последствия могут быть у семейного насилия. Дети становятся беспокойными, зажатыми и молчаливым. Усиливаются проявления уже имеющихся соматических болезней. Важно понимать, что здоровье ребенка во многом зависит от родителей.

Несколько детей в семье

Рождение второго или третьего ребенка сложно назвать негативным событием, однако с точки зрения психологии возникают новые риски. Во-первых, это конкуренция детей за родительское внимание. Нередко старшие дети получают меньше внимания после появления еще одного члена семьи. На более взрослых детей иногда возлагаются новые обязанности. Во-вторых, это формирование отношений между детьми. Конкуренция за родительское внимание может стать причиной конфликтов.

Чрезмерная материнская забота

Речь опять же идет о вполне естественном явлении, поскольку материнская опека представляет собой неотъемлемую часть полноценного воспитания. В то же время гиперопека может повлиять на дальнейшую жизнь пациента и спровоцировать развитие психосоматики. Нарушается созревание адаптационных механизмов психики. Пациент становится чрезмерно зависимым от родителей. Нередко гиперопека становятся своеобразным проводником, передающим негативные личностные черты матери детям.

Социальные проблемы, не связанные с семейными отношениями

Например, нарушение адаптации в новом коллективе сильно влияет на психику. Первые друзья в детском саду или школе являются важным элементом социализации. Если ребенок предпочитает молчать и проводить время в одиночестве, стремление к социальной изоляции сохраняется в дальнейшей жизни. Повышается уровень повседневного стресса, поскольку пациент не способен делиться своими переживаниями с другими людьми. Часто болеющий ребенок подчас еще больше стремится к изоляции, поэтому возникает взаимное влияние разных неблагоприятных факторов на социальную сферу и здоровье человека.

Психосоматика болезней детей всегда связана с конкретными жизненными обстоятельствами, поэтому фокус диагностики не должен ограничиваться поиском депрессии или тревоги.

Психосоматические заболевания

Многие патологические состояния у врачей ассоциируются одновременно с соматическими нарушениями и психосоматикой. Психогенная природа болезней у детей зачастую является серьезной проблемой, поскольку назначенное специалистом лечение не помогает. В связи с этим необходимо знать особенности возникновения конкретных недугов.

Основные заболевания с психосоматикой в роли этиологии:

Респираторное заболевание воспалительной природы, проявляющееся приступами нарушения дыхания (удушья). Первые признаки патологии часто появляются в возрасте 3-5 лет. Органической причиной развития бронхиальной астмы является нарушение работы иммунитета, при котором бронхи сужаются и повреждаются. В то же время психосоматика болезни может быть связана с хроническим стрессом и травмирующими воздействиями. Негативные внешние воздействия увеличивают частоту появления приступов.

Проявляется вздутием живота, усиленным газообразованием в кишечнике, запорами, диареей и абдоминальной болью. Часто диагностируется у детей. Это патологическое состояние обычно обусловлено воспалительными процессами в кишечнике. Тем не менее пациенты со слабой психикой в большей степени подвержены такой болезни, поскольку нарушается нервная регуляция деятельности желудочно-кишечного тракта.

Непроизвольное мочеиспускание в дневное или ночное время. Нередко сопровождается недержанием кала. Нарушение сознательного контроля физиологический отправлений, пожалуй, является классическим проявлением психосоматики. У пациентов, подверженных хроническому стрессу и другим неблагоприятным факторам, рефлекс сознательного контроля сфинктера закрепляется слишком поздно.

Более подробно о психосоматике энуреза у детей можно прочитать в нашей отдельной статье по ссылке.

Это атопический дерматит, псориаз и другие заболевания. На кожном покрове периодически появляются высыпания. Дерматиты и псориаз также зачастую имеют психогенную этиологию. Считается, что такие патологии возникают из-за нарушения работы иммунитета. При этом поддержание психологического благополучия является частью профилактики недугов, поскольку хронический стресс усугубляет симптоматику.

Это может быть избыточное или недостаточное образование гормонов органа. Эндокринная деятельность организма контролируется нервной системой. Нарушение психики может повлиять на деятельность щитовидной железы и других органов.

Уточнение этиологии этих и других недугов поможет родителям лучше понять, почему болеют дети. В то же время не стоит зацикливаться на психологических аспектах развития заболеваний, поскольку органические нарушения во многих случаях более вероятны.

Диагностика

При появлении признаков соматического заболевания у ребенка первым звеном диагностики является педиатрическое обследование. Врач уточняет жалобы пациента, расспрашивает родителей о выявленных симптомах и изучает анамнез. Проводится первичный осмотр для оценки состояния больного. Назначаются инструментальные обследования. Если в ходе диагностики выявляются психосоматические факторы, ребенка направляют на консультацию к психологу или психотерапевту. Необходимо оценить, какую роль в развитии болезни сыграли личностные особенности.

Консультация у детского психотерапевта также начинается с расспроса. Специалист беседует с пациентом и родителями. Иногда требуются раздельные консультации для построения более спокойных и доверительных отношений между врачом и пациентом. Психотерапевт интересуется семейной обстановкой, отношениями со сверстниками и переживаниями больного. Часто на этом этапе выявляются признаки тревожного и фобического поведения. Это ночные кошмары, повышенная тревожность и закрытость. Дети, страдающие от психосоматических болезней, обычно менее откровенны во время консультации, поэтому психотерапевту приходится идти на ухищрения.

Последним этапом диагностики является прохождение специальных тестов и опросов. Врачу необходимо оценить уровень тревоги и депрессии у больного. Также на этом этапе исключается наличие психопатологических состояний, вроде депрессии, шизофрении, обсессивно-компульсивного синдрома и других расстройств. Следует учитывать, что психосоматика детских болезней может быть осложнением уже имеющихся патологий психики. В случае возникновения диагностической ошибки эффективность дальнейшего лечения снижается.

Как лечить психосоматику у детей

После постановки диагноза психотерапевт подбирает наиболее безопасный и эффективный метод лечения болезни с психосоматической этиологией. В большинстве случаев достаточно проведения психологической коррекции и купирования неприятных симптомов. Назначается курс психотерапии, направленной на устранение негативных психологических факторов. Специалист может применять разные техники в зависимости от состояния пациента. Наибольшей популярностью пользуется когнитивно-поведенческая терапия, обучающая пациента отвлекаться от негативных мыслей.

Дополнительные методы психотерапии:

  • Семейное консультирование. Одновременная работа психотерапевта с пациентом и членами его семьи. Врач старается наладить семейные отношения. Важно сглаживание любых конфликтов, способных повлиять на состояние пациента. Качественная терапия улучшает взаимопонимание между членами семьи.
  • Групповая терапия. Психологическое консультирование нескольких пациентов одновременно. Главным основанием для применения такого метода является нарушение социальной адаптации ребенка. Сначала врач работает с ним отдельно и старается снизить уровень беспокойства. Позже, когда пациент становится менее напряженным, проводятся групповые сеансы. Такой способ лечения является эффективным инструментом социализации.

Иногда при психосоматических болезнях требуется медикаментозное лечение, направленное на купирование выраженных симптомов, вроде тревоги, снижения настроения, панических атак и боли. Если врач понимает, что без облегчения симптоматики невозможна качественная психотерапия, подбираются безопасные медикаменты. Обычно для устранения тревоги и улучшения настроения используются анксиолитики и антидепрессанты. Изменение диеты и добавление в рацион минеральных веществ также помогает улучшить состояние пациента.

Одна из самых серьезных диагностических проблем - психосоматические заболевания. Их выявлению и лечению у детей был посвящен мастер-класс Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной неврологической конференции. Мы задали спикерам ряд вопросов.

Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.

В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.

Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений – крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.

Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).

Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.

ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?

ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?

Леонид Семенович Чутко

Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания – бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.

ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?

На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.

ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?

Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.

Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет— в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.

ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?

У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.

ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?

Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.

Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.

При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий – это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.

К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.

ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?

Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.

ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?

Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.

ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?

Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.

ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?

Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.

ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?

Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.

Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.

Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.

ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?

Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.

ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?

Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.

Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).

Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.

Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата – 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.

Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.

ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?

Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.

Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).

Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).

Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).

ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?

В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.

Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?

Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Еще несколько лет назад традиционная медицина отрицала существование психосоматики, но сейчас ученые интересуются данным направлением.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Российский врач Наталья Волкова уверена, что более 85% заболеваний напрямую связаны с состоянием психического здоровья. Еще несколько лет назад традиционная медицина отрицала существование психосоматики, но сейчас ученые интересуются данным направлением.

Психосоматика: определение, суть, особенности формирования

Психосоматика – это направление в психологии и медицине, изучающее воздействие психологических факторов на появление и протекание соматических болезней. Одним из таких недугов является расстройство аутического спектра.

Многие родители делают большую ошибку, когда наказывают ребенка за его поведение. Не всегда поведенческие решение и какие-либо действия говорят о невоспитанности малыша, иногда эти проявления могут свидетельствовать о наличии нарушения развития и прочих психических заболеваний.

Из-за постоянных наказаний и недовольства родителей ребенок думает, что проявлять эмоции и вести себя, как ему хочется, — это плохо. Он решает слушаться слов мамы и папы, ущемляя свои желания, иногда даже потребности. Такая позиция родителей становится причиной появления проблем с поведением и психикой. Ученые уверены, что подавление эмоций может вылиться в физическую болезнь.

Психосоматика и аутизм

Эмоциональное напряжение — причина многих заболеваний

Психосоматические проблемы появляются, когда малыш не может удовлетворять свои потребности. В этом случае создается негативное эмоциональное перевозбуждение. На него ребенок может реагировать разными способами: перестанет воспринимать тактильные прикосновения, отстраняется от окружающего мира, могут возникнуть патологические процессы. Первые два признака являются симптомами аутизма.

Эмоциональное напряжение ребенка может влиять на его самочувствие следующим образом:

  • повышается артериальное давление;
  • учащается дыхание;
  • изменяется тонус мочевого пузыря;
  • возникает напряжение в скелетной мускулатуре;
  • увеличивается свертываемость крови;
  • изменяются поведенческие решения, моторика.

Психосоматика аутизма у детей довольно сложная: может возникнуть жар, тяжесть в желудке, тошнота, лоб может покрыться потом. Иногда у аутичных детей наблюдается дрожь рук. Ученые отмечают, что такие проявления свидетельствуют о постоянном волнении и страхе. Если ребенок видит постоянные ссоры родителей, то негативного эмоционального фона не получится избежать. Накопленный негатив вызывает болезни, поскольку внутренние переживания не получается высвободить другим образом.

В каком возрасте возникают психосоматические болезни?

  • аутизм;
  • бронхиальная астма;
  • заболевания ЖКТ;
  • анемия;
  • энурез и другие.

Ученые отметили, что расстройство аутического спектра — психосоматическое, так как малышу гораздо проще жить в выдуманном мире, поэтому он погружается в себя, убегает от реальности.

Психосоматика и аутизм

Ученые убеждены, что нежеланные дети рождаются с нарушением развития и прочими психическими заболеваниями. Согласно исследованиям такие болезни формируются у плода во время нахождения в утробе матери. Чтобы эмбрион развивался нормально, очень важно эмоциональное состояние женщины. Обиды, ревность, стрессы и депрессии могут стать причиной патологического развития органов и систем плода.

Психосоматика аутизма и других болезней является методом привлечения внимания к нерешенной проблеме. Исследователи отметили, что причинами психосоматических недугов являются:

  • недостаток ласки, тепла, заботы, понимания;
  • ревность к братьям и сестрам;
  • пренебрежение интересами и потребностями малыша;
  • неправильный режим дня;
  • сверхзабота.

Психосоматика аутизма по Лиз Бурбо

77-летняя автор Лиз Бурбо объясняет психосоматику аутизма блокировками:

  • физической;
  • эмоциональной;
  • ментальной.

Исследования психосоматики нарушения речи и развития говорят о том, что причину недуга нужно искать в младенчестве (от 1 до 8 месяцев).

Лиз Бурбо говорит, что у аутиста сильная кармическая связь с мамой. Действия и поведение малыша свидетельствуют о сильной обиде на нее, он не воспринимает воплощение.

Избавиться от ментального блока сможет ребенок, если поймет необходимость извлечения из каждого дня нового опыта, навыков. Особенный человек должен поверить, что у него есть цель, ему нужно развиваться духовно. Мама и папа не должны обвинять свое чадо в том, что у него нарушение развития, поскольку вины его в этом нет. Бурбо убеждена, что аутичный ребенок может сам принять решение о возвращении к нормальной жизнедеятельности.

Ученые говорят, что психосоматика РАС связана с защитной реакцией, которая возникла у человека из-за скандалов, криков, побоев и оскорблений в семье. Если ребенок испытал моральное или физическое насилие в возрасте 7-12 месяцев, то могут возникнуть симптомы аутизма. Врожденный синдром врачи связывают с мутацией генов. Они могут мутировать, если во время вынашивания ребенка женщина волновалась, боялась, была в депрессивном состоянии.

Отзывы пользователей о связи психосоматики с возникновением РАС

Родители делятся своим мнением о связи психического влияния и возникновения аутизма.

Вывод

Самые частые психосоматические заболевания у детей

Спектр психосоматических болезней широк. К ним относятся: бронхиальная астма, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункция щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемия

Психосоматическую природу имеют сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания. Поговорим о том, как эти заболевания проявляются и о чем говорит наличие той или иной патологии.

Как же объясняются проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики?

  • Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям;
  • Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе);
  • Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест;
  • Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого;
  • Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения;
  • Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом;
  • Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека;
  • Нейродермит — раздражительность, высокая способность к переживаниям, ощущение зависимости от более сильных личностей;
  • Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей;
  • Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье;
  • Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Несомненно, что все описанное – общая тенденция и в каждом конкретном случае нужно изучать все подробности жизни ребенка, и только после этого делать выводы и назначать какое-либо лечение.

Методы и принципы лечения

Запись на прием к врачу детскому психотерапевту

Читайте также: