Пять остяков в одном чуме живут

Обновлено: 23.04.2024

Цель: Формировать нравственные ценности - любовь и уважение к малой Родине, символики, к народным традициям, к людям разных национальностей, проживающих на территории Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

1. Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.

2. Знакомить с геральдикой ЯНАО (герб, флаг, о географическом положении, достопримечательностях города, коренном населении, природе, полезных ископаемых, профессиях.

3. Вызвать интерес и систематизировать знания о родном городе, ЯМАЛЕ в целом.

4. Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям.

Интеграция образовательных областей:

o Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города.

Ход занятия

Ямал - это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал - это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине.

Начинаем викторину!

Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Первый блок викторины, посвящён нашему округу.

1. Назовите полное название нашего округа. (ЯНАО)

2. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)

3. Столица Ямала? (г. Салехард)

4. Народы, каких северных национальностей живут в нашем округе?

(ханты, ненцы, коми, манси)

5. Что изображено на гербе округа?

6. Что изображено на флаге округа?

Второй блок викторины, посвящён нашему городу Салехарду.

1. Какой город, единственный в мире, находится на полярном круге? (Если посмотреть на карту и проследить за пунктиром Северного Полярного круга, то лишь однажды пунктир пересчёт населённый пункт. Это наш город Салехард).

3. Как раньше назывался наш город? (Обдорск).

Третий блок викторины, посвящён коренным народам севера.

1. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)

2. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)

3. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)

4. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы)

5. Скажите название жилища? (чум)

6. Чем покрывают чум зимой?

Четвертый блок викторины, посвящён природе ЯМАЛА.

1. Главное животное тундры?

2. Чем питается олень?

3. Назвать 3-4 вида животных тундры?

4. Лиственница – это дерево хвойное или лиственное?

5. Назвать 3-4 растения Ямала?

6. Назовите 3-4 вида ягод?

7. Назовите 3-4 вида грибов?

Пятый блок викторины загадки.

1. Днем спит, ночью мышей ловит? (сова).

2. Лежат на кочках кусочки янтаря, в рот положишь – тут же растает? (морошка).

3. В ночь безлунную до чума кто добраться вам поможет? (звезда полярная).

4. Пять остяков в одном чуме живут? (перчатка).

Подведение итого викторины (совещание жюри).

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.

Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста Сентябрь Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь.

Сказочная викторина для детей среднего дошкольного возраста Сказочная викторина для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Закрепить и расширить знания детей о прочитанных.

Представьте себе, что Ямал есть огромный чум под куполом звёздного неба и северного сияния. В этом чуме живут люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы и приезжие геологи. В этом чуме водятся: олени, рыба, ягода морошка, строятся дороги и города… Но, если мы все живём в одном чуме то понятно, что в этом чуме надо ежедневно наводить порядок, следить за чистотой.

Ю. Афанасьев, писатель.

Программные задачи:

Цель: продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны; формировать у детей осознанное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания о жизни коренного населения; растительном и животном мире Ямала; формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе; формировать у детей элементы экологической культуры.

Развивающие: развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира (родного края); развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, воображение.

Воспитательные: формировать навыки работы в команде; воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть и воспринимать красоту и многообразие природы Ямала.

Ход викторины:

В качестве табло можно использовать интерактивную доску; магнитную доску и крупные цветные магниты; большие пирамидки (в разобранном виде; за каждый правильный ответ на пирамидку одевается колечко (побеждает та команда, на пирамидке которой будет больше колец).

Ведущий объявляет название команд. Объясняет правила викторины: задания будут предлагаться по очереди каждой команде. В случае, если одна из команд не дает правильного ответа, то на вопрос предлагается ответить другой команде. Если команда отвечает правильно, получает очко за правильный ответ. За выкрики очко команде не присуждается, право хода передается другой команде.

Ведущий.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Будем думать, отвечать,

В игры разные играть.

Речь поведем о природе Ямала

И знаете вы о ней точно не мало.

Итак - на старт! Итак – вперед!

Нас впереди разминка ждёт!

Автор: И. Кугаевская

Дальше детям обеих команд предлагаются вопросы для разминки. Ответы в разминке не оцениваются. Отвечают дети из обеих команд.

Вопросы для разминки:

- назовите столицу Ямала (Салехард);

- как называется ближайший к Салехарду город? (Лабытнанги);

- назовите известные вам улицы Салехарда (улицы - Чкалова, Республики, Губкина, Подшибякина, Мира, Ямальская и другие);

- назовите города Ямала? (Надым, Новый Уренгой, Губкинсий, Тарко – Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко);

- назовите реки Ямала (Надым, Обь, Пур, Таз – большие реки; малые реки – Собь, Полуй, Юрибей, Сыня, Щучья, Толька, Гыда, Ныда);

- назовите птиц Ямала (воробей, ворона, гусь – гуменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие).

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Вот и первое задание:

Задание 1. Продолжи пословицу о природе:

Каждой команде (по очереди) предлагается продолжить пословицу (например, по три пословицы).

- дерево живет корнями, а человек друзьями;

- мороз не велик, а стоять не велит;

- береги нос в большой мороз;

- что летом родится – зимой пригодится;

- много снега – много хлеба;

- при солнышке тепло, при матери тепло.

Если команды закончили все предложенные пословицы, они получают по два очка. Если одна из команд или обе команды не закончили пословицу, дается одно очко.

Задание 2.

- назовите ягоду, которая не растет на Ямале (примерный ответ детей: клубника).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных (белый медведь, морж, олень, овцебык, обезьяна)

- назовите животного, которое не обитает на территории Ямала (примерный ответ детей: обезьяна).

За правильный ответ команда получает очко.

- назовите ядовитый гриб (примерный ответ детей: бледная поганка).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением растений (береза, ель, сосна, рябина, пальма)

- назовите дерево, не растущее на территории Ямала (примерный ответ детей: пальма).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 3.

Ведущий.

Не зря эта книга красного цвета,

В опасности, значит, наша планета.

Помни об этом, маленький друг –

Надо беречь все живое вокруг!

Автор: И. Кугаевская

На интерактивную доску выводится слайд с изображением Красной книги Ямала.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Разминка (проводится для обеих команд, одновременно)

Ведущий.

Пора отдохнуть нам, размяться пора.

Выходим на круг, в хоровод, детвора!

А теперь, друзья, внимание,

На каждое слово будет задание:

Автор: И. Кугаевская

(Дети выполняют движения согласно заданным словам: лиса – бегут по кругу друг за другом; медведь – ходьба вразвалочку; зайчата – прыжки на двух ногах с продвижением вперед; сова – бег по кругу, размахивая руками, словно, крыльями).

Задание 4.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 5. Задание для капитанов команд.

От каждой команды приглашается по игроку, которые по команде подбирают хвосты к животным (заяц, лиса, белка, волк). Игроки выполняют задание, стоя спиной друг к другу.

Игрок, который быстрее справится с заданием, получает два очка для своей команды. Другая команда получает одно очко.

Задание 7. На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных, занесенных (белый медведь, морж, рысь) и незанесенных в Красную книгу Ямала. Командам предлагается назвать животных, не занесенных в Красную книгу Ямала (заяц, белка, лось, лиса, лемминги, волки). Команды называют животных по очереди.

Загадаю вам, друзья, несколько загадок я.

Ямальские загадки! – жду от вас отгадки!

Команды по очереди отгадывают загадки:

- великан полгода спит (медведь);

- их не сосчитать (звёзды);

- в своем железном домике голый остяк пляшет (огонь);

- пять остяков в одном чуме живут (рукавица);

- на место укочевавших другие прикочуют (рога);

- голова - костяная, хвост – железный (нож);

- лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);

- по речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может (лодка);

- цветная занавеска ночное небо скрывает, а в тундре от нее светлее становится (полярное сияние);

- с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит (весна);

- на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце);

- она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра).

Ведущий. Молодцы!

На интерактивную доску выводится слайд с изображением птиц, обитающих на Ямале (воробей, лебедь, сова, филин, сорока, ворона, гусь, утка, журавль, чайки и другие).

Ведущий. У лесных ненцев есть традиционный весенний праздник. В честь какой птицы отмечается этот праздник? Очко зарабатывает та команда, которая быстрее даст ответ (примерный ответ детей: в честь вороны).

Ведущий.

Вы – большие молодцы!

О природе знаете не мало.

Будем вместе охранять, беречь

Хрупкую природу нашего Ямала.

Автор: И. Кугаевская

Литература:

- Кугаевская И. Ф. Авторские разработки: разминка; стихотворные тексты для ведущего.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004663

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Представьте себе, что Ямал есть огромный чум под куполом звёздного неба и северного сияния. В этом чуме живут люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы и приезжие геологи. В этом чуме водятся: олени, рыба, ягода морошка, строятся дороги и города… Но, если мы все живём в одном чуме то понятно, что в этом чуме надо ежедневно наводить порядок, следить за чистотой.

Ю. Афанасьев, писатель.

Программные задачи:

Цель: продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны; формировать у детей осознанное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания о жизни коренного населения; растительном и животном мире Ямала; формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе; формировать у детей элементы экологической культуры.

Развивающие: развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира (родного края); развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, воображение.

Воспитательные: формировать навыки работы в команде; воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть и воспринимать красоту и многообразие природы Ямала.

Ход викторины:

В качестве табло можно использовать интерактивную доску; магнитную доску и крупные цветные магниты; большие пирамидки (в разобранном виде; за каждый правильный ответ на пирамидку одевается колечко (побеждает та команда, на пирамидке которой будет больше колец).

Ведущий объявляет название команд. Объясняет правила викторины: задания будут предлагаться по очереди каждой команде. В случае, если одна из команд не дает правильного ответа, то на вопрос предлагается ответить другой команде. Если команда отвечает правильно, получает очко за правильный ответ. За выкрики очко команде не присуждается, право хода передается другой команде.

Ведущий.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Будем думать, отвечать,

В игры разные играть.

Речь поведем о природе Ямала

И знаете вы о ней точно не мало.

Итак - на старт! Итак – вперед!

Нас впереди разминка ждёт!

Автор: И. Кугаевская

Дальше детям обеих команд предлагаются вопросы для разминки. Ответы в разминке не оцениваются. Отвечают дети из обеих команд.

Вопросы для разминки:

- назовите столицу Ямала (Салехард);

- как называется ближайший к Салехарду город? (Лабытнанги);

- назовите известные вам улицы Салехарда (улицы - Чкалова, Республики, Губкина, Подшибякина, Мира, Ямальская и другие);

- назовите города Ямала? (Надым, Новый Уренгой, Губкинсий, Тарко – Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко);

- назовите реки Ямала (Надым, Обь, Пур, Таз – большие реки; малые реки – Собь, Полуй, Юрибей, Сыня, Щучья, Толька, Гыда, Ныда);

- назовите птиц Ямала (воробей, ворона, гусь – гуменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие).

Ведущий.

А теперь, друзья, внимание!

Вот и первое задание:

Задание 1. Продолжи пословицу о природе:

Каждой команде (по очереди) предлагается продолжить пословицу (например, по три пословицы).

- дерево живет корнями, а человек друзьями;

- мороз не велик, а стоять не велит;

- береги нос в большой мороз;

- что летом родится – зимой пригодится;

- много снега – много хлеба;

- при солнышке тепло, при матери тепло.

Если команды закончили все предложенные пословицы, они получают по два очка. Если одна из команд или обе команды не закончили пословицу, дается одно очко.

Задание 2.

- назовите ягоду, которая не растет на Ямале (примерный ответ детей: клубника).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных (белый медведь, морж, олень, овцебык, обезьяна)

- назовите животного, которое не обитает на территории Ямала (примерный ответ детей: обезьяна).

За правильный ответ команда получает очко.

- назовите ядовитый гриб (примерный ответ детей: бледная поганка).

На интерактивную доску выводится слайд с изображением растений (береза, ель, сосна, рябина, пальма)

- назовите дерево, не растущее на территории Ямала (примерный ответ детей: пальма).

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 3.

Ведущий.

Не зря эта книга красного цвета,

В опасности, значит, наша планета.

Помни об этом, маленький друг –

Надо беречь все живое вокруг!

Автор: И. Кугаевская

На интерактивную доску выводится слайд с изображением Красной книги Ямала.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Разминка (проводится для обеих команд, одновременно)

Ведущий.

Пора отдохнуть нам, размяться пора.

Выходим на круг, в хоровод, детвора!

А теперь, друзья, внимание,

На каждое слово будет задание:

Автор: И. Кугаевская

(Дети выполняют движения согласно заданным словам: лиса – бегут по кругу друг за другом; медведь – ходьба вразвалочку; зайчата – прыжки на двух ногах с продвижением вперед; сова – бег по кругу, размахивая руками, словно, крыльями).

Задание 4.

За правильный ответ команда получает очко.

За правильный ответ команда получает очко.

Задание 5. Задание для капитанов команд.

От каждой команды приглашается по игроку, которые по команде подбирают хвосты к животным (заяц, лиса, белка, волк). Игроки выполняют задание, стоя спиной друг к другу.

Игрок, который быстрее справится с заданием, получает два очка для своей команды. Другая команда получает одно очко.

Задание 7. На интерактивную доску выводится слайд с изображением животных, занесенных (белый медведь, морж, рысь) и незанесенных в Красную книгу Ямала. Командам предлагается назвать животных, не занесенных в Красную книгу Ямала (заяц, белка, лось, лиса, лемминги, волки). Команды называют животных по очереди.

Загадаю вам, друзья, несколько загадок я.

Ямальские загадки! – жду от вас отгадки!

Команды по очереди отгадывают загадки:

- великан полгода спит (медведь);

- их не сосчитать (звёзды);

- в своем железном домике голый остяк пляшет (огонь);

- пять остяков в одном чуме живут (рукавица);

- на место укочевавших другие прикочуют (рога);

- голова - костяная, хвост – железный (нож);

- лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);

- по речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может (лодка);

- цветная занавеска ночное небо скрывает, а в тундре от нее светлее становится (полярное сияние);

- с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит (весна);

- на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце);

- она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра).

Ведущий. Молодцы!

На интерактивную доску выводится слайд с изображением птиц, обитающих на Ямале (воробей, лебедь, сова, филин, сорока, ворона, гусь, утка, журавль, чайки и другие).

Ведущий. У лесных ненцев есть традиционный весенний праздник. В честь какой птицы отмечается этот праздник? Очко зарабатывает та команда, которая быстрее даст ответ (примерный ответ детей: в честь вороны).

Ведущий.

Вы – большие молодцы!

О природе знаете не мало.

Будем вместе охранять, беречь

Хрупкую природу нашего Ямала.

Автор: И. Кугаевская

Литература:

- Кугаевская И. Ф. Авторские разработки: разминка; стихотворные тексты для ведущего.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004663

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт.

Носит она саблю в шерстяных ножнах.

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется.

Полгода стоит на одной ножке.

На просторах тундры без корня растёт.

Один мужчина уснул на берегу.

Черные мужчины по двое сидят.

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут.

Трое сошлись в одном стойбище.

Бежит, бежит, но не вытечет.

В огне не горит и в воде не тонет.

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут.

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет.

Хоть и идёт, следа её не видно (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт (Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет (Снег).


Вторая порция загадок:

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится.

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится.

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Олень от них убегает, а они не отстают.

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит.

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел.

Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а все охотнику расскажут.

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает.

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает.

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит.

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.(Снег)

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится. (Северное сияние)

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.(Туман)

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.(Летнее солнце)

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.(Оленье стадо)

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит. (Собака)

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…(Огонь очага)

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает. (Заяц)

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.(Гнездо)

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает. (Снег)

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит. (Весна в тундре)

Я чучмек - мне не отгадать!

Уважаемый Григорий, есть отгадки))).

Надо тундру любить, а я люблю море!

У нас Ледовитый океан. Морей много, Баренцево например. И тундра, и море в великом соседстве.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: