Рисование чума в подготовительной группе

Обновлено: 28.03.2024

Цель. Уточнить представление детей о жилище оленеводов- чуме. Рассказать и показать,как оленеводы ставят чум. Закреплять умение работать с разным материалом (тканью, счетными палочками, пластилином). Упражнять в изготовлении крепления для шестов из пластилина. Учить вырезать из ткани нужный по величине кусок прямоугольной формы (покрытие для чума).Активизировать словарь (основные шесты,циновки, макод,сымзы, нюк, тюмю,дымовое отверстие).

Материал. Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума и дома. Ткань, счетные палочки, пластилин.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла. (Чум)

Что такое чум? (Дом оленеводов.)Верно, чум — жилище оленеводов.

(Выставляет макет чума.) Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.) Скажите, чум ставят, делают или строят (Ставят.)Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины.

Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего оленеводы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума (показывает на схеме,куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер,а зимой устанавливают железную печку -тюмю. Вокруг листа (показывает на схеме) укладывают по две — три доски - это пол. Затем на землю кладут циновки, которые оленеводы плетут из веток ивы.

Почему они держат сто друзей?Потому что на них вкруговую ставят остальные шесты,и этих шестов очень много,чтобы чум получился большой,просторный. Затем устанавливают еще один шест -сымзы -приспособление для подвешивания котла над костром или печкой (показывает на схеме).Как вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей.)Когда все шесты установлены,женщины начинают натягивать нюк - покрытие для чума. Нюк для зимнего чума сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А нюк для летнего чума сшивается из полос бересты конопляными нитками. Почему шьются разные нюки? (Ответы детей)

После того как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На ивовые циновки кладут циновки из соломы, а на них — оленьи шкуры. Одеялами служат так же оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить.

Играющие распределяются на пары,образуя два круга, -внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и выполняет действия в соответствии с текстом стихотворения В. Ледакова.

Ставит чум моя семья -

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают стихотворение В. Берестова и выполняют движения.

Чум, чум,круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний — в другую.)

Гости явятся едва -

(Останавливаются. Дети из внутреннего круга поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.)

В печку прыгают дрова.

(Дети из внешнего круга проходят в ворота,собираются в центре.)

Печка жарко топится,

(Дети из центра прыжками продвигаются к своей паре.)

(Остальные хлопают в ладоши.)

(Дети из центра, допрыгав до своей пары,хлопают в ладоши.)

Воспитатель (показывает иллюстрации с изображением чума и дома). Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома?

Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие дома, как у нас? (Ответы детей.)

Сейчас попробуем сами установить чум.

Конспект занятия Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков в средней группе. Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию Цель: Формирование у детей чувства эмпатии, обучение умению вежливо общаться друг с другом, мотивировать детей на совершение добрых дел.

-способствовать формированию представления о народах, населяющих Северное побережье России;

- обобщить и расширить представления детей о жилищах народов Севера;

- обобщить представления детей о кочующих народах населяющих наш округ;

- развивать у обучающихся навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи.

- развивать глазомер, мелкую моторику рук;

- воспитывать у обучающихся уважение к другим национальностям;

- воспитывать умение слушать, работать в группе.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Егоровна, и я к вам в гости пришла из школы искусств со своей подругой Матреной. Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками. Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы , ненцы , энцы , лопари, эвенки , манси , ханты , северные якуты , ороки , нганасаны , тувинцы , тоджинцы , эскимосы , чукчи , коряки , юкагиры и многие другие , посмотрите , сколько разных народностей на севере и все они дружно живут . ( Показывает фотографии северных народностей ).

Первый слайд: Первое жилище , с которым я хочу вас познакомить это - иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола , сложенное из снежных глыб . Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра.

Второй слайд: Следующее жилище – яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом , сооруженным из шестов . Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

(физминутка) (Фоном играет тихая этническая музыка)

Ну что ж, пришла пора отдохнуть, и мы с вами посоревнуемся, кто же быстрее соорудит чум? Разделимся на пары. Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. ( ребята собирают чум из шпажек за 3-4 мин.) Молодцы ребята. Вот мы немного и отдохнули. Так как занятие у нас посвящено Дню округа, мы с вами сегодня нарисуем волшебными материалами чум. Для этого нам понадобится альбомный лист, акварельные краски, масляная пастель, кусочек свечи, непроливайка, кисти, салфетка.

Сначала мы берем альбомный лист ложим его перед собой. Теперь масляной пастелью нарисуем снег, на нем мы рисуем чум, можно добавить по желанию деревья. Возьмем кусочек свечи и на рисунок ставим много, много точек по всему рисунку. Волшебную кисточку смачиваем в воде, набираем голубую акварельную краску и заполняем рисунок. Краску можно набрать один раз, а потом просто смочить кисть в воде и продолжать заливать фон. Вот наш рисунок готов. Давайте представим рисунки на выставке, посмотрите, какое большое стойбище у нас получилось!

Так как у нас приближается День округа и День района, Мы с Матреной вас всех поздравляем с наступающим праздником, желаем вам всем здоровья, радости. счастья и мира. А теперь Матренин сюрприз, ей очень вы понравились и она приготовила вам гостинцы.(Преподаватель угощает детей). Спасибо ребята, до свидания!

Ув. коллеги, представляю Вашему вниманию конспект занятия и презентацию по декоративно-прикладному искусству коренных народов Югры.

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Педагог дополнительного образования

Первая квалификационная категория

Цель: Расширить представления детей о быте, традициях, культуре и жизни народов ханты и манси посредством изобразительного искусства.

-Формировать связную речь;

- Обобщить знания детей о быте, традициях, и культуре народов ханты и манси;

-Вызвать интерес к рисованию хантыйского орнамента;

-Учить детей составлять хантыйские узоры на рукавице.

- Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум и др.

-Развивать чувство цвета, творческое воображение и эстетический вкус;

- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

-Воспитывать аккуратность при рисовании;

Материал: образцы орнаментов, тонированные листы , простой карандаш, фломастеры или гуашевые краски, неразливайки, интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация.

Методы и приёмы:

- Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, поощрение, одобрение;
- Наглядный метод: рассматривание узоров, слайдовая презентация, сюрпризный момент;

- Практический метод: упражнение-имитация (рисование в воздухе), физкультминутка, применение практических умений и навыков при рисовании орнаментов.

Оборудование: кукла в национальном костюме, сувениры детям. ТСО: магнитофон, аудиокассеты с записями музыкальных произведений.

Рисование хантыйских узоров я надеюсь, помогут развить у детей чувства ритма, цвета и заинтересует детей, так как наибольший процент составления узоров связан с животным миром: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки и т.д. Подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее, ярче.

Педагог. Я очень рада видеть вас сегодня в таком дружном коллективе. Ребята, а я сегодня с самого утра улыбаюсь. А знаете почему? Да потому, что у меня хорошее настроение. А хотите, я вам подарю хорошее настроение?

Полине в кармашек, Роме в ладошки, а Маше - прямо на бантик.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Предлагаю вам сделать наши добрые - солнышки (в ладошках) и подарить друг другу.

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое,

-Здравствуй, быстрый ручеек,

- Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю.

Очень сильно Вас люблю.

Педагог. Ребята, а как называется территория, где мы с вами живем.

Вы на карту посмотрите,
И Юганскую найдите.
Потому что здесь наш дом,
В ХМАО с вами мы живем!
Слайд №1 ( показ карты - территории ХМАО).
Педагог. Мы побываем в гостях у народов ханты и манси и увидим, где и как они живут, чем занимаются.

(Сюрпризный момент). Стук дверь. Вносится кукла, одетая в национальную одежду.
Педагог. Ребята, к нам в гости пришла бабушка Айого.

Бабушка Айого. Здравствуйте, ребята.

Дети : Рассматривают куклу и здороваются.

Бабушка Айого. Мне хотелось бы вам рассказать о традициях нашего народа.

Мы ханты – кочевники, переезжаем с одного места жительства в другое, ищем новые пастбища для оленей.

А как вы думаете, где мы будем жить на новом месте? ( ответы детей).

Бабушка Айого . Хотите, я вам покажу ( показывает иллюстрации с изображением чума) - правильно, в чуме. А может, вы знаете, из чего мы делаем свое жилище ?

Дети: ответы детей.

Бабушка Айого . Правильно в чуме - легком, разборном, сооруженном из жердей, покрытых зимой оленьими шкурами, а летом – иногда берестой. Он очень прочен и в дождь, и в пургу. Скажите мне, пожалуйста, на что похож чум, какая у него форма? (ответы детей: на треугольник, конус).
Педагог. Ребятам предлагают закрыть глаза и представить себя в гостях на стойбище.
Нарисовать в воздухе форму чума (треугольник, конус) - ( Дети выполняют ).

Обратить внимание, что издавна треугольник служил символом единства мира: воздух – земля – вода.

Бабушка Айого. Посмотрела бы как вы ловко отвечаете, на сложные вопросы.

Педагог предлагает отдохнуть выполнить –

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том!


^ Дети движутся по кругу

Гости явятся едва-


останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится


Хлопают в ладоши

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки!

Бабушка Айого. Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок.

Кто занимается хозяйством в чуме? (ответы детей).

Бабушка Айого. Что она делает, ребята?
Дети . Хозяйка варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием.

Бабушка Айого. Посмотрите на мою одежду, обувь. Хозяйки шьют одежду для мужчин – малицу, для женщин – ягушку, на ноги – длинные сапоги из оленьего меха – кисы. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает (показ).

Слайд №3 .
Педагог . Чем отличается ягушка от малицы?
Дети . Ягушка – женская одежда, у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается на пальто.
Педагог. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха. Если у мужчин гордость – пояс, то у женщин – сумочка (показ).

Слайд № 4.
Всю одежду женщины-мастерицы украшают орнаментами из сукна, металлическими бляшками, монетами и бисером (показ).
Дети рассматривают орнаменты узоров, которые расположены на одежде и называют их: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки.

Бабушка Айого. ( хвалит детей). Очень мне с вами было интересно общаться, но мне пора возвращаться. Одену я варежки – на улице мороз. Ой, а где же моя варежка? Что делать?

Педагог. А мы ребята, можем помочь, бабушке? Как?

Дети предлагают варианты – связать, слепить, сшить. Размышляют… Выясняется, что у нас нет ткани, шерсти. И решают нарисовать красивые рукавички с хантыйскими узорами и подарить бабушке на память.

Дети приступают к рисованию.

Если трудно составить узор самим для рукавицы, то можно воспользоваться одним из образцов.

Анализ детских работ . Бабушка восхищается и благодарит детей.

Бабушка Айого . Спасибо вам дети за гостеприимство, а мне пора спешить домой .
На память о нашей встрече я хочу подарить вам оберег, который сделали ребята из стойбища . Пусть он напоминает вам о нашей встрече ( Дарит детям обереги).

Рефлексия. Ребята, кто к нам приходил в гости. Какой национальности? Какие у народов ханты традиции? Вам понравилась наша гостья?



Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования по рисованию.
Место работы: МБДОУ №202 Детский сад общеразвивающего вида "Сказка".
Описание: данный мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, а также учителям начальных классов. Опираясь на мастер-класс, дети могут и самостоятельно выполнить этот рисунок.
Назначение: данный рисунок можетбыть учебной,выставочной или конкурсной работой.
Необходимые инструменты и материалы:
- акварель;
- фломастеры;
- кисть № 3;
- альбомный лист;
- прямоугольник 8x16.
Цель: расширение знаний детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию человека без предварительного карандашного наброска.
Задачи:
- познакомить с жизнью народов Крайнего Севера;
- продолжать учить изображать сюжетные картинки;
- продолжать учить рисовать человека в движении;
- продолжать учить правильно работать акварелью: брать больше воды, закрашивать в одно касание, промывать кисть после каждого цвета;
- продолжать учить наносить симметричный узор, украшая чум и одежду;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, при выполнении мелких узоров;
- воспитывать интерес к рисованию, через нетрадиционные техники: рисование акварелью с фломастерами и внесение элементов аппликации.
Предварительная работа:знакомство с жизнью Народов Крайнего Севера, рассказ, беседа, рассмотрение иллюстраций.
Краткая информация:Наша Земля разнообразна своей природой. Леса, степи, пустыни, жаркие страны, северные побережья. Везде своя природа: растения, животные и люди, проживающие в этих местах. Давайте познакомимся поближе с холодными, северными побережьями.
Бескрайние просторы тундры – Родина, дом для сильных и выносливых народов Севера. Живут там ненцы, нанайцы, эскимосы и чукчи. Они приспособились жить в суровых условиях. Их дома отличаются от наших. Народы часто переезжают с места на место, поэтому им нужен теплый дом, который легко собрать и разобрать. Их дом называется чум. Для строительства чума используют длинные еловые шесты и шкуры оленей. Шесты устанавливают в форме конуса, а потом сверху покрывают шкурами. Чум сохраняет тепло даже в самые лютые морозы, а коническая форма придаёт ему устойчивость при ветрах и буранах. Одежду народы Севера также шьют из оленьих шкур, в ней очень тепло. Свою одежду они украшают вышивкой, бисером, меховой мозаикой. Из контрастного по цвету меха вырезают кусочки разных геометрических форм: квадраты, полоски, круги, треугольники, потом аккуратно сшивают и получается красивая одежда.
Конечно же использование геометрических узоров при выполнении мозаики или вышивки не случайно, каждая форма несёт свой смысл:
Круг – солнце, земля;
Крест – огонь, очаг.
На колыбели девочки изображали крест внутри круга – девочка всегда будет дома у очага, на колыбели мальчика крест, выходящий за круг – будущий мужчина, добытчик, уйдёт из родного дома.
Волна – река;
Ряд треугольников – образ чума.
Конечно же, у народов Крайнего севера есть помощники животные – это олени и собаки, которые верно служат им. Природа Севера своеобразна, сурова и, по своему красива. Северное сияние озаряет небо необыкновенным свечением.
Давайте мы с вами передадим в рисунке своеобразие жизни народов Крайнего Севера.
1.Набираем на кисть синюю краску и проводим линию горизонта, чуть выше середины листа.







6.Разворачиваем и каждую сторону сгибаем к получившейся линии сгиба на угол – получается треугольник – чум.




7.Украшаем наш чум. Узор будем рисовать симметрично, одинаково с двух сторон. Посередине рисуем солнце.






10.Теперь нарисуем северных жителей. Рисуем круг – голову, глаза-щёлочки, маленький носик и улыбку ротик. А вокруг делаем ещё один круг волнистой линией или зигзагом, передавая так мех от шапки вокруг лица.



11.Под мехом скрывается шея, поэтому сразу рисуем шубку. Шубка по форме похожа на трапецию. Потом добавляем рукава. По краю рукава рисуем мех. Теперь наносим узор по краю рукава, используем красный и черный цвета. И наносим геометрический узор по середине и краю шубки теми же цветами. Закрашиваем шубку коричневым цветом.





12.Рисуем рядом по тому же принципу ещё одного человечка, но уже с поднятой рукой, как будто они играют в снежки.






Вот теперь рисунок действительно готов. Он полностью передаёт особенности жизни народов крайнего севера.

Цель: формирование у детей умения рисовать ветки вербы, передавая форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя в работе всю площадь листа бумаги.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить и расширить знания детей о вербе.
• способствовать аккуратности при работе с красками;
• обучать умению действовать согласно речевой инструкции воспитателя и по образцу, опираясь на пошаговую схему рисования;
• сформировать у детей умение рисовать ветки вербы.
Развивающие:
• развивать речь, расширять и активизировать словарь;
• развивать художественный вкус;
• развивать у детей внимание, память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к рисованию и народным праздникам.
• воспитывать наблюдательность.
• вызвать положительные эмоции.
Предварительная работа: беседа о символах и традициях Пасхи, о празднике Вербное Воскресение. Рассматривание веточки вербы.
Методы и приемы: практический, наглядный, словесный, вопросы, поощрения, объяснения.
Материалы: альбомные листы А4, гуашь, кисти, палитры, салфетки, стаканчики с водой, веточки вербы, пошаговая схема рисования вербы.
Словарная работа: вербное воскресенье, почки деревьев, композиция, границы цвета.


1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, кто подскажет какое сейчас время года? Правильно весна. Её ждут все: и люди, и звери, и птицы. Зима у нас была снежная, морозная и долгая. Всем нам хочется тепла. Предлагаю вам отгадать загадку:
У неё цветочки–Пушистые комочки.
По весне она цветёт,
Праздник пасхи к нам зовёт.

Воспитатель: Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех.

Воспитатель: Теперь рассмотрим последовательность выполнения работы.

Воспитатель пошагово объясняет детям ход работы.

Шаг 1. Чтобы наш рисунок получился по настоящему праздничным, мы с вами выполним композицию из солнца с вербовыми веточками. Нарисуем сначала солнце. Ведь солнце это символ жизни - тепла, света, пробуждения природы. Начинаем рисовать с центра листа, гуашью светло-желтого цвета. Затем набираем на кисть гуашь ярко-желтого цвета и продолжаем рисовать. Далее смешиваем желтую и красную гуашь (получаем оранжевый цвет) и продолжаем рисовать круг. И завершаем гуашью красного цвета. Границы между цветами чтобы они не были резкими можно размыть мокрой кисточкой. Солнышко готово.



Шаг 2. Заполняем оставшуюся часть листа гуашью голубого цвета, для этого на палитре смешиваем синюю и белую гуашь.



Шаг 3. Гуашью коричневого цвета рисуем веточки. Нам понадобиться тоненькая кисточка и гуашь коричневого цвета. Одним движением кисти, снизу вверх рисуем тоненькие полосочки.


Шаг 4. Следующим шагом рисуем пушиночки. Для этого набираем на кисточку густо белой краски и примакиваем к листу поочередно с каждой стороны веточки. Затем берем опять тоненькую кисточку, набираем густо коричневую краску и у основания каждой почки ставим небольшие точки.

Воспитатель: Приступаем к рисованию.
Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель подсказывает детям, у которых возникли затруднения.

После выполнения детьми части работы, проводится физминутка.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, продолжаем рисовать.

Наш рисунок готов.

3. Заключительная часть
После того, как дети закончили рисовать, предложить оставить работы на столе для высыхания. Рассмотреть и проанализировать готовые рисунки. Обратить внимание детей на то, что получилось удачнее всего и то, над чем стоить ещё поработать, что помогло выполнить задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Какие красивые веточки получились у нас! Вы все сегодня постарались, молодцы!

Читайте также: