Роль медицинской сестры в профилактике гриппа у детей

Обновлено: 05.05.2024

Аннотация: в представленных тезисах дипломной работы описываются результаты исследования востребованности пациентов в профилактике Гриппа и ОРВИ, проведенного среди пациентов кардиологического отделения. В работе делается акцент на обучение пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях и основам ухода. Автор пришел к выводу о заинтересованности пациентов в обучении с использованием наглядной памятки, где отражены основные моменты профилактики.

Ключевые слова: пациент, респираторная инфекция, профилактика, противоэпидемические мероприятия.

В своей повседневной практике медицинскому работнику приходится сталкиваться с различными инфекционными заболеваниями дыхательной системы. Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) - один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей.

В наибольшей степени подвержены сезонной заболеваемости лица из так называемых групп риска: дети, пожилые, больные с различными видами иммунодефицитов, бронхолегочными заболеваниями, болезнями почек, сахарным диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями. ОРВИ и грипп постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему человека. Эпидемиологические исследования продемонстрировали связь между сердечнососудистой смертностью и эпидемиями гриппа, а также показали снижение сердечнососудистой смертности после вакцинации от гриппа.

Целью данной работы является определение роли медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания.

Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи :

1) дать краткую характеристику респираторным заболеваниям органов дыхания;

2) определить роль медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания;

3) разработать памятку для пациентов и его окружения по профилактике гриппа и ОРВИ.

Объект исследования : терапевтическое отделение ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.

Предмет исследования : пациенты, имеющие сердечно – сосудистую патологию.

Методы исследования : анализ статистических данных, анкетирование пациентов.

Анкетирование было анонимное и включало вопросы о профилактике респираторных инфекций. В анкету включены возрастно – половые вопросы, профессиональная занятость больных, наличие вредных привычек, вопросы о распространении гриппа и ОРВИ, частота заболевания гриппом и ОРВИ за год, вопросы о профилактике гриппа и ОРВИ, вопросы о медицинской помощи в период болезни.

Всего было опрошено 50 больных, из них 27 женщин и 23 мужчины.


Диаграмма № 2: Распределение больных по полу.

Возраст респондентов распределился следующим образом: от 16 до 30 лет – 3 больных, от 31 до 40 лет – 9 больных, от 41 до 55 лет – 12 больных, старше 56 лет – 26 больных.


Диаграмма № 3: Распределение больных по возрасту.

На вопрос знают, что такое профилактика ОРВИ респонденты ответили: да – 10 больных, нет 15 больных, и имеют частичное представление – 23 больных.



Диаграмма № 4: Распределение по распространению гриппа и ОРВИ.

Ответы на вопрос, о мерах профилактики распределились следующим образом: посещение врача – 16 больных, приём лекарств – 20 больных, занятие спортом - 18 больных, свой вариант - больных


Диаграмма № 5: Меры профилактики гриппа и ОРВИ.

На вопрос о самостоятельном приеме лекарственных препаратов при заболевании и профилактике ОРВИ, утвердительно ответили 34 больных, и нет – 16 больных.


Диаграмма № 7: Самостоятельный прием лекарственных препаратов при заболевании и для профилактики гриппа и ОРВИ.

В работе особое внимание уделялось неспецифической профилактике и составлению памятки для пациента и лиц, ухаживающих за ним.

На заметку! Больному:

  • изолируйте больного от остальных членов семьи;
  • воздержитесь от приема посетителей. Помните, что звонок по телефону безопаснее, чем визит;
  • прикрывайте рот при кашле;
  • чаще мойте руки водой с мылом или протирайте их спиртосодержащей жидкостью для очистки рук, особенно после кашля или чихания;
  • используйте бумажные одноразовые полотенца и платки. Например, у всех членов семьи полотенца могут быть разного цвета.

На заметку! Лицам, ухаживающим за пациентом:

  • По возможности, только один взрослый в доме должен осуществлять уход за больным.
  • Избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина.
  • Все члены семьи должны часто мыть руки водой с мылом или протирать их спиртосодержащей жидкостью для рук, в частности, после каждого контакта с больным, после посещения комнаты, в которой находится больной.
  • По возможности, поддерживайте надлежащий режим вентиляции в помещениях общего пользования
  • Поддерживайте чистоту поверхностей, протирая их с использованием хозяйственных дезинфектантов согласно инструкциям на этикетке продукта.
  • Нельзя использовать другим лицам предметы после больного без предварительной обработки (стирка, мытье).
  • Стирайте постельное белье отдельно от остального белья, собирая белье в мешок. Мойте руки водой с мылом или протирайте спиртосодержащей жидкостью для рук сразу после того, как Вы соприкасались с грязным бельем.

Столовую посуду следует мыть либо в посудомоечной машине, либо вручную с использованием воды с мылом.

Если вы ухаживаете за пациентом:

  • Избегайте того, чтобы Ваше лицо находилось напротив лица больного.
  • Если Вы держите на руках больного маленького ребенка, положите его подбородок себе на плечо, чтобы он не кашлял Вам в лицо.
  • Ухаживающий за больным, должен носить маску, когда он покидает дом, чтобы не распространять грипп в случае, если он находится на ранней стадии инфекции.
  • Наблюдайте за собой и за членами семьи на предмет появления симптомов гриппа, в случае появления этих симптомов сразу обратитесь к врачу.
  • Для профилактики гриппа можно использовать противовирусные препараты, после консультации с врачом.
  1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против гриппа и респираторных инфекций используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и не специфическая защита.
  2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно – капельных инфекциях.
  3. Медицинская сестра обучает пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях, основам ухода за пациентом при температуре.
  4. Медицинская сестра проводит санпросвет работу с населением о вреде курения и о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

Список использованной литературы

1. Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р., Маркова Т.П. Бактериальные иммунокорректоры в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей и уха у часто болеющих детей. Consilium medicum.–Педиатрия (приложение), 2002, т.4, N 3, с. 7–14.

2. Ершов Ф.И., Чижов Н.П. Химиопрепараты против наиболее распространенных вирусных инфекций. Materiamed., Фармарус, 1996, N 2(10), с. 15–27.

3. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации. Руководство для врачей. М., 2011.

4. Маркова Т.П., Чувиров Д.Г., Гаращенко Т.И. Механизм действия и эффективность Бронхо–мунала в группе длительно и часто болеющих детей. Иммунология, 2009, N 6, с. 49–52.

5. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. ГЭОТАР–МЕД, 2011, 399с.

6.A.M.Palach, I.A. de Bruijn, J. Nauta. Influenza immunization .J.ofClin. Research., 1999, v.2, р. 111–139.

7. Таточенко В.К., Дорохова Н.Ф., Шмаков С.Г. Экологические факторы и болезни органов дыхания у детей. В кн. Экология и здоровье детей, под ред. Студеникина М.Я., Ефимовой А.А. М., Медицина, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Роль медицинской сестры в профилактике гестозов

Гестозы представляют собой осложнение физиологически протекающей беременности, связанное с нарушением процесса адаптации организма матери к беременности и характеризующееся напряжением компенсаторных .


Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.

Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м.


Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия"

Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия" из опыта работы.

Презентация "РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ"

Рассмотрены пути инфицирования вирусными гепатитами (механизм, способы передачи). Учитывая опасность, которую несёт вирусное поражение печени, особую важность приобретает роль медсестры в профила.


Роль медицинской сестры в профилактике абортов.

В настоящее время аборт продолжает оставаться серьезной проблемой охраны репродуктивного здоровья российских женщин. Распространенность и динамика абортов - это один из немногих показателей, по которы.


Роль медицинской сестры в профилактике негативного влияния вредных привычек на репродуктивную систему женщины.

Репродуктивный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребёнка. В среднем репродуктивный возраст женщины составляет 15 - 44 года.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА У ДЕТЕЙ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ 6

1.1. Определение гриппа 6

1.2. Этиология и патогенез гриппа 6

1.3. Эпидемиология гриппа 7

1.4. Классификация гриппа 7

1.5. Клиническая картина гриппа 8

1.6. Диагностика и лечение гриппа 9

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей 11

Вывод по 1 главе 12

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ 14

2.1. Характеристика базы исследования 14

Вывод по 2 главе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список сокращений 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Глоссарий 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Памятка по профилактике гриппа и ОРВИ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вакцинопрофилактика 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Памятка по предупреждению заболевания гриппа 34

Актуальность. С наступлением холодного времени года, становится актуальным вопрос о профилактике инфекций дыхательных путей. Самое первое знакомство человека с воздушно-капельными инфекциями происходит в раннем детском возрасте, а затем довольно таки чаще при поступлении в организованный коллектив. Так дети, которые ходят в садик или же школу, болеют воздушно-капельными инфекциями намного чаще, чем неорганизованные.

Среди данных заболеваний наиболее актуальными считаются ОРВИ. Грипп и другие виды ОРВИ занимают первое место в мире по количеству случаев и частоте заболевания. На их долю приходится около 95% всех инфекционных патологий. [2, c .169]

В Российской Федерации ежегодно регистрируются от 27,5 до 41,3 миллиона заболевших гриппом и другими ОРВИ. Высокие показатели по данной патологии обнаруживаются из-за скопления населения в общественных местах (при проведении массовых мероприятий, в организованных детских коллективах, в общественном транспорте), большой мобильности населения, неполноценного питания, а также низкой гигиенической культуры населения. Заражение осуществляется при близком контакте с больным человеком, а также при нахождении с ним в одном помещении, так как при разговоре, кашле и чихании у больного выделяются микрочастицы секрета, содержащие вирусы.

Таким образом, актуальность проблемы определяется:

- увеличением частоты заболеваемости гриппа у детей;

- особенностями клинического течения гриппа у детей;

- совершенствованием методов диагностики и принципов лечения гриппа у детей;

- особенностями профилактической деятельности по заболеваемости гриппа среди детского населения.

Изложенное свидетельствует о высокой актуальности и своевременности темы и определяет необходимость настоящего исследования.

Цель исследования – изучить деятельность медицинской сестры по профилактике гриппа у детей.

Предмет исследования – профилактическая деятельность медицинской сестры.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику заболевания гриппа у детей.

Методы исследования:

- общетеоретический анализ литературных источников;

- технологическая методика и техника сбора научных данных и их обработка.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и источников, приложений.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ

1.1. Определение гриппа

Грипп (от фр. Grippe – охватить, схватить; от лат. Influenze - вторгаться) – острое респираторное вирусное заболевание, которое характеризуется симптомами общей интоксикации и лихорадкой, доминирующие над умеренным катаральным синдромом в верхних отделах респираторного тракта. [10, c .304]

1.2. Этиология и патогенез гриппа

Этиология. Грипп вызывается РНК-содержащими вирусами, которые относятся к семейству Orthomyxoviridae, род Influenzavirus, включающий вирусы гриппа типов A, B и C.

Патогенез гриппа обусловлен комплексом процессов, которые развиваются на всех этапах репродукции возбудителей и их последующего распространения по организму, в том числе, и при взаимоотношении вируса с защитными системами хозяина. [16]

Стадии патогенеза:

1. Адсорбция и эндоцитоз (внедрение) возбудителя в эпителиальные клетки респираторного тракта.

2. Проникновение патогенов, разрушенных эпителиальных клеток и продуктов окислительно-метаболических процессов в русло крови.

3. Процесс формирования воспалительного очага с доминирующего его локализацией в органах верхних или нижних отделов респираторного тракта.

4. Исход заболевания (развитие осложнений, выздоровление, смерть). [17]

1.3. Эпидемиология гриппа

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек.

Восприимчивость – всеобщая.

Источник инфекции – больные люди в остром периоде заболевания (в том числе с бессимптомной или легкой формой). Реже – реконвалесценты, которые выделяют вирус в течение 2х недель от момента заболевания.

Возможно инфицирование людей вирусами гриппа птиц или животных.

Путь передачи заболевания – воздушно-капельный.

Сезонность заболевания – наиболее часто зимой и весной. [18]

1.4. Классификация гриппа

Классификация гриппа:

1. По степени тяжести: легкая, среднетяжелая, тяжелая.

2. По типу возбудителя: грипп А, грипп В, грипп С.

3. По характеру симптомов: атипичный, типичный.

4. По характеру течения: осложненное, неосложненное.

5. По топическим признакам (локализация поражения): острый ринит, острый трахеит, острый фарингит, острый бронхит, острый ларингит, сочетанные локализации (ринофарингит).

Кодирование гриппа по МКБ-10:

Грипп, вызванный идентифицированным вирусом гриппа (J10):

J10.0 – Грипп с пневмонией;

J10.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J10.8 – Грипп с другими проявлениями.

Грипп, вирус не идентифицирован (J11):

J11.0 – Грипп с пневмонией;

J11.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J11.8 – Грипп с другими проявлениями. [17]

1.5. Клиническая картина гриппа

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления. Если к вирусу гриппа присоединяется бактериальная флора, то имеется шанс развития пневмонии. Даже в головном мозге могут наблюдаться микроциркуляторные гемодинамические нарушения, которые образуются из-за повышения проницаемости капилляров. [14]

Грипп А. Инкубационный период до 2 суток.

Грипп В. Инкубационный период – 3-4 дня.

Заболевание начинается остро, у ребенка может повышаться температура тела до 39-40оС. Признаки общей слабости, озноб, отмечаются суставные и мышечные боли. Под конец первого дня заболевания достигается максимум лихорадки (крайне редко в начале вторых суток). В данный период симптоматика наиболее выражена. Ребенок жалуется на головную боль, пропадет сон, снижается аппетит. Может наблюдаться тошнота, а также рвота. Более тяжелые случаи характеризуются галлюцинациями и бредом.

У ребенка заложен нос, покашливание, слизистые выделения скудные. Отмечается боль в горле, которая усиливается при глотании. В тяжелых случаях отмечаются кровотечения из носа, менингеальные симптомы, судороги, кратковременные обмороки. [10, c .304]

При обследовании можно обнаружить легкую отечность дужек и небных миндалин, гиперемию лица. Отмечается бледность кожных покровов, повышенная потливость. Может отмечаться боль в животе. Типичное проявление гриппа – сегментарный отек легких. Он может никак клинически себя не проявлять, но будет виден на рентгеновском снимке. Если же случай несложный, то очаг поражения может рассосаться через 3-5 дней.

Острое течение гриппа. Длительность лихорадочного периода составляет 3-5 дней. После того, как у ребенка уменьшиться температура тела, его общее состояние улучшится. Если же лихорадка повторно проявляется, то это значит, что к данному заболеванию присоединилась бактериальная инфекция, или же развивается другое ОРВИ. Болезнь длится 7-10 дней, если нет никаких осложнений. Однако, на протяжении 2-3 недель может отмечаться общая слабость, бессонница, головные боли, а также другие явления постинфекционной астении. [5, c .591]

1.6. Диагностика и лечение гриппа

Если у больного ребенка типичная форма заболевания, то грипп обнаруживают при клинической диагностике. Также лабораторная диагностика может проводиться экспресс-методом, который основан на реакции иммунофлюоресценции. Как правило, результаты подобного теста становятся доступными на протяжении трех часов.

Серологическая диагностика основана на обнаружении возрастания титра антител больше 4 раз и выше в парных сыворотках, которые были взяты в самом начале заболевания и в период реконвалесценции. На практике часто применяют методы РТГА и РСК. В последние годы стали часты случаи применения ИФА с раздельным определением специфических антител классов IgG и IgM. [1, c .100]

Молекулярно-генетические методы специфичны и наиболее чувствительны. При возникновении вспышки гриппа или новой эпидемии проводят вирусологическое исследование с выделением и идентификацией ви­руса. Для того, чтобы выделить вирус используют куриные эмбрионы, а также культуры клеток эмбриона человека. [10, c .304]

Лечение. Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста. [11]

К эпидемиологическим показаниям относят нахождение ребенка в коллективе, где он непосредственно подвергает опасности заражения других членов семьи (пребывание ребенка в доме ребенка, детском доме, детском лагере).

Социальные показания:

1) отсутствие возможности оказывать лечение в амбулаторных условиях по каким-то причинам;

2) отсутствие лечения в домашних условиях;

3) если ребенок является безнадзорным (беспризорным);

4) асоциальная семья.

Принципы лечения больных гриппом:

1. Лечебно-охранительный режим (в самом начале заболевания – постельный, далее – полупостельный).

2. Молочно-растительная диета, богатая витаминами.

3. Обильное питье (рекомендовано: морсы – клюквенный или брусничный, горячий чай, минеральные щелочные воды).

4. Противовоспалительные и жаропонижающие средства (препараты на основе парацетамола, парацетамол – при температуре свыше 38оС).

7. Патогенетическая терапия (эреспал сироп 2 мл на 1 кг тела ребенка в сутки).

8. Муколитические препараты (бромгексин, амброксол).

9. Местная терапия (сосудосуживающие препараты и раствор NaCl, раствор серебра протеината, пастилки и таблетки для рассасывания, паровые ингаляции на основе трав – если ребенок старше двух лет).

10. Запрещено использовать ацетилсалициловую кислоту.

11. Витамины группы В, поливитамины, аскорбиновая кислота.

12. Антигистаминные препараты.

13. Этиотропная противовирусная терапия. [12, c .287]

При подозрении на бактериальную флору воспаления дыхательных путей проводится антибиотикотерапия.

Показания для антибиотикотерапии: подозрение на бактериальную флору, бактериальные осложнения, клинические признаки иммунодефицита, грипп в тяжелых формах и при его осложнениях, хронические очаги бактериальной инфекции и их обострение. [10, c .304]

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

Медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании.

Необходимо избегать контакта с больными людьми, не подходить к больному ближе, чем на 1 метр. При контакте с больными людьми необходимо одевать маску, мыть руки с антибактериальными средствами или мылом для предотвращения распространения инфекции. Во время чихания и кашля необходимо закрывать рот и нос одноразовыми носовыми платками, регулярно проветривать помещение, избегать огромного скопления людей, сбалансировано питаться (пища должна быть богата витаминами), полноценный и здоровый сон. [3, c .592; 6, c .240]

Вывод по 1 главе

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек. Восприимчивость к вирусу гриппа – всеобщая. Источником инфекции являются больные люди и крайне редко реконвалесценты. Также возможно инфицирование населения вирусами гриппа животных или птиц.

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления.

Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста.

Особое внимание нужно уделять профилактике гриппа. Для этого, медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, гигиене, мерах безопасности и осторожности среди больного вирусом гриппа.

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

2.1. Характеристика базы исследования

1) АПП (амбулаторно-поликлиническое подразделение);

3) городская больница (стационар);

5) 3 амбулатории;

6) 2 участковых больницы.

Основные задачи деятельности учреждения:

1) противоэпидемические мероприятия (повышение уровня здоровья населения, санитарно-просветительская работа среди прикрепленного детского населения);

2) организация и проведение комплекса лечебных, консультативных, профилактических мероприятий в условиях поликлиники, стационара, в организованных образовательных учреждениях, на дому.

АПП расположено по адресу: г. Мариинск, ул. Ленина 1. Здание имеет 3 этажа.

В состав АПП входят:

1) отделение скорой помощи;

2) терапевтическое отделение;

3) стоматологическое отделение;

4) гинекологическое отделение;

5) детское отделение (3 этаж, правое крыло здания);

6) физиотерапевтическое отделение;

7) травматологическое отделение.

Детское отделение поликлиники размещено на 3 этаже правого крыла здания и имеет 2 отдельных входа. По территориальному принципу обслуживается детское население. Также участковыми педиатрами обслуживаются подростки до 18 лет.

Режим работы поликлиники: с 7:30 до 18:00 (пятидневная рабочая неделя с 1 рабочей субботой для каждого сотрудника).

Скользящий график работы участковых педиатров позволяет распределить равномерно в течение недели у каждого врача утренний, дневной и вечерний приемы.

Время работы каждого педиатра:

1. На дому – 3 часа.

2. На приеме – 3 часа.

3. Работа с документацией – 1,5 часа.

Таблица 1 – График работы участковых педиатров и фельдшеров на врачебном приеме

1. Байбусинова А.Ж., Мусаханова А.К., Шалгумбаева Г.М. Отношение, барьеры и проблемы вакцинопрофилактики в современном мире: обзор литературы. Наука и Здравоохранение 2016; (3): 123-134.

3. Княгина О.Н., Шарабакина М.А., Цветкова Н.А. Европейская неделя иммунизации: итоги и проблемы. Медицинский альманах 2012; (3): 161-165.

4. Озерецковский Н.А., Затолочина К.Э., Алексина С.Г. Национальный календарь профилактических прививок - основа системы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Эпидемиология и вакцинопрофилактика 2013; 71 (4): 82-88.

5. Онищенко Г.Г., Ежова Е.Б., Мельникова А.А. Актуальные проблемы вакцинопрофилактики в Российской Федерации. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии 2014; (1): 9-19.

6. Тимченко В.Н., Александрова Е.А., Леванович В.В. Профилактические прививки детям: детские врачи и родители – "ЗА"! Кто "против"? Санкт-Петербург: СпецЛит; 2014. 183 с.

Актуальность:

Так как становления здоровья ребенка закладывается именно в годы его пребывания в дошкольных учреждениях и важно, чтобы в дошкольном учреждении ребенок не только сохранил свое здоровье, но и укрепил его [2,7].

Сейчас в детских садах улучшены условия пребывания ребенка, однако в современный мир не безопасен в инфекционном плане.

Инфекционным заболеваниям наиболее подвержены дети из-за не сформировавшегося иммунитета. Ежегодно в стране фиксируется около 3-3,5 млн случаев инфекционных заболеваний у детей, из которых около 2 млн случаев ОРЗ и гриппа, в настоящее время большой процент занимает и заболеваемость коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV), хотя точное влияние на иммунитет и как протекает данное инфекционное заболевание в действительности до конца не изучено [2,3,4].

В последние годы отмечается рост отказов от прививок, вследствие чего происходит рост инфекционных заболеваемости у детей, поэтому учитывая данную проблему необходимо вести просветительскую работу по противодействию антивакцинальной пропаганде. В свою очередь необходимо, чтобы медицинская сестра проводила санитарно- просветительную работу в ДОУ, потому что отказ от прививок вновь может привести к развитию эпидемий и даже пандемий детских инфекций [1,5,6].

Цель:

Методы исследования:

аналитический - теоретический анализ и обобщение имеющихся научных данных по изучаемому вопросу в общей и специальной литературе

эмпирический - проведение бесед, наблюдений, констатирующего и контрольного анкетирования

Анкетирование проводилось анонимно с использованием анкеты, которая состояла: для родителей – 19 вопросов, для воспитателей – 12 вопросов. На основании вопросов была составлена шкала для оценки эффективности работы медсестры и уровня информированности родителей касательно профилактики инфекционных заболеваний.

Ежемесячно заведующим МБДОУ, врачом-педиатром, медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения.

Анализ заболеваемости показал, снижение заболеваемости у детей дошкольного учреждения, за счет простудных заболеваний (вакцинация сыграла большую роль), пневмонии и ангин.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2018 год составила 146,7 на 1000, ангина – 10 на 1000, ветряная оспа – 29,4 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2019 год составила 129,3 на 1000, ангина – 113,7 на 1000, ветряная оспа – 26,9 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2020 год составила 530,3 на 1000, ангина – 36,3 на 1000.

Заболеваемость воспитанников острыми респираторными вирусными инфекциями увеличилась на 4,3%. Количество детей часто длительно болеющих увеличилось на 4 ребенка – 8,3%. Переведены из II группы здоровья в I – 5 детей.

Следует отметить, что наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.

Но в детском саду много режимных моментов, где без систематического контроля не обойтись. Организация закаливающих процедур, сна, проведения прогулок, рационального питания, санитарно-гигиеническое состояние помещений – задачи, решаемые медицинской сестрой в детском саду.

В период вакцинации ведется разъяснительная работа с родителями: подробно рассказывается об инфекции, вакцине, специфике прививки и особенностях течения поствакцинального процесса.

Дети, посещающие детский сад, относятся к группе риска по заболеваниям, передаваемым воздушно-капельным путем, в том числе гриппом. Вакцинация проводится ежегодно в преддверии осенне-зимнего сезона. В первый год иммунизация проводится двукратно с интервалом 30 дней. Последующие годы однократно. Прививка от гриппа помогает не только снизить риск заболевания ребенка, облегчить течение заболевания, но и препятствует распространению инфекции в организованном коллективе.

Оценка полноты охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний в дошкольном учреждении показала, что большинство воспитателей считают, что мероприятия обладают достаточным охватом – 21 человек (70%), 9 (30%) воспитателей ответили, что не достаточно (рисунок 1).


При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенный персонал ответил следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%)(рисунок 2).

Рисунок 1 – Полнота охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний


Рисунок 2 –Мероприятия, которые могут усовершенствовать профилактику инфекционных заболеваний у детей

Заключение

Роль медсестры в профилактике инфекционных заболеваний заключается в: информировании родителей по вопросам профилактики (80%), проведение закаливания (71,5%), организация и проведение оздоровительных мероприятий по профилактике ИБ (90%), проведение скрининг-обследования детей (86,6%), организация утреннего фильтра воспитанников (100%), проведение гигиенического воспитания и обучения (93,3%),контроль за своевременным прохождением сотрудниками ДОУ периодических медосмотр и диспансеризации (100%). Анализ уровня информированности показал, что большинство родителей имеют отличный уровень осведомлённости – 51,4%, 28,5% родителей имеют хороший уровень, удовлетворительный уровень у 20,1% родителей. Однако настораживает тот факт, что родители с недоверием относятся к вакцинации детей, в то время как вакцинация является основным способом предотвращения множества инфекционных заболеваний. 47,5% отмечают одним из факторов отказа от прививок – страх осложнений, а 29,3% родителей много прочли недостоверных отзывов о вреде прививок. Анализ эффективности показал хорошую эффективность работы медсестры– 65%, 35% имеют отличный уровень. При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенные персонал ответит следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%).


Светлана отвечу вам так: препараты, тем или иным способом нарушающие один из этапов жизненного цикла вируса. Действие их весьма различно: активные ингредиенты "Тамифлю" и "Релезны" (осельтамивир и занамивир) нарушают формирование оболочки вирусов гриппа типа А и Б; "Ремантадин" блокирует переход генома вируса в клетку хозяина. Некоторые эти средства известны десятки лет, прошли через строгие клинические испытания и признаны врачами всего мира. К сожалению, сегодня, в начале XXI века, с противо

Если вы не больны, нет необходимости надевать маску. Если вы ухаживаете за больным человеком, вы должны надевать маску при близких контактах с ним. После таких контактов необходимо незамедлительно утилизировать маску: завернуть в пакет, выбросить, после этого тщательно вымыть руки. Вирусы по своему размеру значительно меньше пор маски, поэтому здоровый человек может заразиться, даже если он носит маску. Более того, в маске не так-то легко дышать. Вследствие этого человек обычно начинает дышать

Спасибо за интересную и важную статью. Грипп очень опасное и частое заболевание. Ежегодно, приводя к эпидемии и карантинам, грипп может на достаточно долгое время ограничить или даже остановить деятельность тех или иных организаций. хотелось бы узнать у автора его мнение. Может ли активная неспецифическая профилактика заменить специфическую?

Анна, активная неспецифическая профилактика никак не заменит специфическую.Она снизит риск заболеваемости но к сожалению не заменит ее.

Анна в таких случаях иммунолог составляет индивидуальный план вакцинации. Стоит помнить, что формирование иммунитета к большинству опасных заболеваний невозможно без вакцинации, так как организм просто не будет знаком с возбудителем. А значит и не сможет распознать и обезвредить его своевременно. Также необходимы в данном случае проводить неспецифическую профилактику.

Спасибо за очень интересную статью! Авторы демонстрируют высокий уровень знаний в области профилактики гриппа у населения. Представленная тема очень актуальна, т.к. данное заболевание может спровоцировать серьезные осложнения, вплоть до летального исхода. Несомненно, именно медицинская сестра является главным звеном в обучении профилактики гриппа, именно от качества преподнесения ее информации о профилактике, зависит распространенность заболевания. Как Вы считаете, какие физические нагрузки, либ

Добрый вечер! Актуальность данной статьи на сегодняшний день очень высока. Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. Наибольшему риску заболеть в сезон гриппа подвержены врачи и медицинские сестры, так как они находятся в постоянном контакте с больными гриппа. В статье автор рассматривает патогенез, этиологию, методы профилактики и медикаментозного лечения гриппа. Как вы считаете, актуально ли на данный момент лечен

Здравствуйте, коллеги! Спасибо большое за статью! Автор в своей работе дает подробный анализ проблеме гриппа и средствах его профилактики. Освещена роль медицинской сестры в профилактической работе с населением. Статья очень актуальна поскольку есть подтип гриппа, который включен в список особо опасных инфекций, а значит все не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Средства массовой информации способствуют информированию населения о том или ином заболевании в разных регионах не только наш

Добрый день! Статья очень интересная и актуальная. Грипп каждый год затрагивает большое количество людей. И работу по просвещению населения о профилактических мерах, мне кажется надо вести не только в период эпидемий, а круглогодично. В связи с этим я хотела бы спросить, возможно ли открытие при поликлинниках " Школ профилактики гриппа и ОРВИ" по примеру кабинетов "Диабетической стопы" и т.д.?

Добрый вечер. Спасибо за столь интересную статью и актуальную, особенно в этом году, так как именно в этом году была официально объявлена эпидемия по гриппу. На медсестру возложена не меньшая роль, постараться убедить население в профилактике настоятельно рекомендовать вакцинацию, особенно детям! Знаю это не понаслышке, так как сама работаю в детском отделении поликлиники, пришлось столкнуться с обратным результатом, когда родители были наотрез против вакцинации своего ребенка. С этим у меня во

Добрый вечер, коллеги! Автор данной статьи акцентирует внимание на актуальной проблеме. Ежегодно, осенью, в нашем госпитале проводится вакцинация сотрудников от гриппа, но, к сожалению, процент привитых небольшой. В соответствии с приказом начальника госпиталя, обязательной вакцинации подлежат сотрудники инфекционного и приемного отделений. Как Вы думаете, введение карантина в лечебных и образовательных учреждениях, снижает процент заболеваемости гриппом? Самохина Ольга

Добрый вечер ! Спасибо Вам большое за такую интересную статью.Выбранная Вами тема для статью считается очень обсуждаемой не только в стране но и в мире, так как грипп и орви занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляет более 80% всех инфекционных заболеваний . Ни для кого не секрет, что предупреждение заболевания гораздо лучше его лечения. Тем более такого заболевания, как грипп, методов профилактики которого разработано огромное количество.И необходимо постоянно про

Здравствуйте коллеги! Данная тема актуальна каждый год. Смертность от осложнений данного заболевания очень высока. Эффективная борьба с гриппом, являются профилактические мероприятия. Одно из самых эффективных является во время поставленная прививка. Но известно, что ее эффективность достигается только в том случае, если она сделана до начала эпид. сезона. Но именно в это время нет эффективной агитационной работы. Какие меры можно предпринять для наиболее продуктивной профилактики гриппа на данн

Здравствуйте! Очень интересная статья! Автор в своей статье дает подробную информацию о гриппе и его профилактике. Прошедший сезон эпидемии, на моей памяти, был самый опасный, множество заболевших и летальных исходов. Мы со своей семьей для профилактики пили витамин С, закаляемся круглый год и занимаемся спортом. Вы какие меры профилактики используете для себя и своей семьи?

Добрый день, коллеги. Мне очень понравилась статья, спасибо автору за нее. Грипп является самым распространенным инфекционным заболеванием с высокой смертностью, важную роль играет профилактика. Но может нужно вести непрерывное информирование населения о факторах риска, их значимости и возможности коррекции, посредством введения ЗОЖ? Ведь в настоящее время доказано, что хорошо спланированные профилактические программы могут существенно повлиять на образ жизни и распространенность факторов риска

Здравствуйте, Степанида. Затронутая Вами в статье проблема достаточно актуальна, так как эпидемии гриппа возникают ежегодно и охватывают до 15% населения Земного шара. Меня очень интересует тема Вашей работы. В первую очередь, как старшую медицинскую сестру отделения профилактики городской поликлиники для взрослого населения. Очень важно, что вы обратили внимание на то, что именно дети начинают подъем заболеваемости по гриппу. Так как я собираю ежедневно данные о заболеваемости гриппом по взросл

Здравствуйте! Ваша статья актуальна и интересна для исследования. Автор демонстрирует высокий уровень знаний по данной теме. Медицинская сестра занимает немало важную роль в профилактике гриппа. Я работаю в поликлинике участковой медицинской сестрой. По моим наблюдениям прививку от гриппа в основном делают пациенты в возрасте от 40 лет и выше. Вопрос:как привлечь на вакцинопрофилактику более молодое поколение?

Здравствуйте! Данная статья для меня очень актуальна и полезна, так как грипп является самым распространенным инфекционным заболеванием с высокой смертностью, важную роль играет профилактика. Медицинские сестры зачастую проводят с пациентом на много больше времени, чем лечащий врач и должны заниматься санпросвет работой с пациентами. Хотелось бы выразить автору благодарность, за то что он описывает деятельность медицинской сестры для профилактики гриппа, так и особенности ухода за пациентами с т

Тема профилактики гриппа в настоящее время очень актуально, в связи с массовыми заболеваниями людей этим вирусом. В статье очень хорошо подробно автор описывает клиническую картину заболевания, мероприятия специфической и неспецифической профилактики гриппа, дает классификацию групп лиц подверженных данной патологии, раскрывает особенности постконтактной экстренной и сезонной профилактики. На мой взгляд, тема статьи не раскрыта. Прочитав тринадцать листов текста я так и не нашла ответ на вопрос

Здравствуйте! Важным в статье является рассмотрение профилактика гриппа у населения. Роль медицинского персонала в профилактике инфлюэнцы (гриппа) очень велика. Медицинские работники должны рассказывать пациентам о гриппе, как о серьезном заболевании с осложнениями на различные внутренние органы, о группах риска и о пользе вакцинации. Существуют различные вакцины и все они эффективны, разница только в цене. Так же в статье рассмотрены различные виды профилактики и закаливающие процедуры. Возможн

Спасибо автору за статью. Достаточно подробно автором представлена тема гриппа. Она актуальна, интересна и обсуждаема всеми. Существует множество споров, стоит ли вообще прививаться или нет. И каждый прав по-своему. В связи с этим у меня возник вопрос. А прививаться необходимо до начала эпидемии или можно и во время нее?

Здравствуйте! Предметом настоящего рассмотрения является различные способы профилактики гриппа. В последнее время крайне важен и особенно актуален настоящий вопрос. Автор данной статьи акцентирует внимание на том, что важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучени

Здравствуйте! Тема очень актуальна во все времена. Профилактика гриппа – одно из важнейший мероприятий. Почти каждый человек прививался от гриппа. Но все же, есть группы людей, которые категорически не признают вакцинацию и наотрез отказываются от нее. Эти люди занимаются спортом, употребляют фрукты, закаляются. Как вы считаете, можно ли обойтись без вакцинации? Будет ли этого достаточно для профилактики гриппа?

Здравствуйте. Профилактика гриппа с каждым годом становится все актуальнее. В последнюю эпидемию погибло много людей от осложнений. Одна из причин - это самолечение и позднее обращение за квалифицированной помощью. К сожалению, с населением проводят недостаточную просветительную работу по профилактике гриппа. Скажите какие лекции, беседы, либо агитации по профилактике гриппа проводят в вашем учреждении?

Очень заинтересовала ваша статья. С гриппом сталкивался наверно каждый из нас, ежегодно возникают вспышки и эпидемии. Особенно подвержены гриппу маленькие дети. Как снизить заболеваемость у новорожденных детей до 6 месяцев, ведь вакцинация гриппозными вакцинами малоэффективна из-за незрелости иммунной системы?

Здравствуйте, коллеги! Тема статьи достаточно интересна, а проблема актуальна, так как распространенность гриппа и других вирусных инфекций все увеличивается. Причин этому много, в том числе отказы от иммунопрофилактики, мутация вирусов и увеличение количества не привитых и не обследованных мигрантов. В статье достаточно подробно описываются необходимые профилактические мероприятия и возможные осложнения. Поэтому данный материал будет полезен в первую очередь молодым сестрам, работающим с пациен

Добрый вечер. Ваша статья будет актуальной пока существует грипп. К сожалению, много людей погибают от гриппа и от его осложнений. В этом году Москва прочувствовала это на себе. Я не сторонник вакцинопрофилактики, хотя я медицинский работник и не должна этого писать. Я за более естественную профилактику (свежий воздух, мытье рук и носа, витамины, чеснок и т.д.)Как Вы считаете, какая должна быть пропаганда вакцинации гриппа, для таких сторонников как я?

Добрый вечер! Вы рассмотрели очень актуальную тему. Каждый год в стране возникают эпидемии гриппа, и люди поддаются панике, начинают скупать медицинские маски, противовирусные препараты и т.д. Но ведь маски необходимо менять каждые 2 часа, да и они не защитят здорового человека. А Вы как относитесь к ношению медицинских масок?

Здравствуйте коллеги! Хочется отметить, что данная статья демонстрирует высокую степень актуальности рассмотренной проблематики, учитывая ежегодные сезонные эпидемии. Достаточно подробно авторами изучены методы профилактики заболеваний гриппом, в частности, особое внимание уделено деятельности медицинских сестёр. Я бы хотела задать следующий вопрос. Как Вы считаете, имеет ли смысл изучать и следить за модификациями и мутациями различных вирусов гриппа, с целью корректировки набора профилактическ

Добрый день!Спасибо за такую подробную информацию о гриппе,тема актуальна в наше время в любых странах. Но сейчас появилось очень много противников вакцинации. Их исследования говорят о том, что вакцинация, в частности, от гриппа, наоборот, подрывает свой иммунитет. Я сама столкнулась именно с этим несколько лет назад. Прививая своих малолетних детей вакцинами от гриппа, отечественными и зарубежными, по всем правилам и соблюдая все нормы, дети потом, тем не менее, сильно и долго болели ОРВИ. Кон

Здравствуйте! С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались все. И это неудивительно, ведь грипп – одно из самых распространённых инфекционных заболеваний, способное приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям почти ежегодно. Именно поэтому автор в данной статье значительное внимание уделяет вопросам профилактики, особенно вакцинации. Как Вы считаете, является ли вакцинация эффективной мерой профилактики гриппа, ведь вирус гриппа крайне изменчив и всегда существует вероятность новой мутац

Добрый вечер! Спасибо за интересное раскрытие темы, несомненно актуальной на данный момент! В данной статье подробным образом описывается насколько важно информировать население медицинским персоналом по таким вопросам как: укрепление защитных свойств иммунитета, своевременная вакцинация, проведение оздоровительных мероприятий в течение всего года и особенно в осенне-зимний и весенний периоды, когда наибольшая вероятность заболевания гриппом и ОРВИ. Если человек считает для себя необходимым носи

Добрый вечер. Авторы раскрыл тему и актуализировал события, происходящее в настоящее время. В последнее время из-за нестабильной погоды часто наблюдался рост гриппа разных штампов. Особенно это было заметно прошлой зимой, когда из аптечных полок сметали противогрипповые препараты. Главной задачей сейчас является - не допустить повторения такого сценария в дальнейшем. Стоит ли запостись лекарствам до сезона гриппа?

Здравствуйте! Тема, раскрытая в статье, несомненно, очень актуальна. Каждый год мы сталкиваемся с эпидемией гриппа, уносящей, к сожалению, человеческие жизни. Как известно, погибают люди не от самого вируса, а от осложнений, наступивших в результате неадекватного отношения к этому заболеванию, либо от запоздалого обращения к врачу или несвоевременно начатого лечения. Как Вы считаете, почему люди, несмотря на ежегодную печальную статистику, продолжают легкомысленно относится к этому коварному заб


Студенческий научный форум - 2016
VIII Международная студенческая научная конференция

Читайте также: