Роль участковой медсестры в профилактике вирусных инфекций

Обновлено: 28.03.2024

1. Байбусинова А.Ж., Мусаханова А.К., Шалгумбаева Г.М. Отношение, барьеры и проблемы вакцинопрофилактики в современном мире: обзор литературы. Наука и Здравоохранение 2016; (3): 123-134.

3. Княгина О.Н., Шарабакина М.А., Цветкова Н.А. Европейская неделя иммунизации: итоги и проблемы. Медицинский альманах 2012; (3): 161-165.

4. Озерецковский Н.А., Затолочина К.Э., Алексина С.Г. Национальный календарь профилактических прививок - основа системы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Эпидемиология и вакцинопрофилактика 2013; 71 (4): 82-88.

5. Онищенко Г.Г., Ежова Е.Б., Мельникова А.А. Актуальные проблемы вакцинопрофилактики в Российской Федерации. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии 2014; (1): 9-19.

6. Тимченко В.Н., Александрова Е.А., Леванович В.В. Профилактические прививки детям: детские врачи и родители – "ЗА"! Кто "против"? Санкт-Петербург: СпецЛит; 2014. 183 с.

Актуальность:

Так как становления здоровья ребенка закладывается именно в годы его пребывания в дошкольных учреждениях и важно, чтобы в дошкольном учреждении ребенок не только сохранил свое здоровье, но и укрепил его [2,7].

Сейчас в детских садах улучшены условия пребывания ребенка, однако в современный мир не безопасен в инфекционном плане.

Инфекционным заболеваниям наиболее подвержены дети из-за не сформировавшегося иммунитета. Ежегодно в стране фиксируется около 3-3,5 млн случаев инфекционных заболеваний у детей, из которых около 2 млн случаев ОРЗ и гриппа, в настоящее время большой процент занимает и заболеваемость коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV), хотя точное влияние на иммунитет и как протекает данное инфекционное заболевание в действительности до конца не изучено [2,3,4].

В последние годы отмечается рост отказов от прививок, вследствие чего происходит рост инфекционных заболеваемости у детей, поэтому учитывая данную проблему необходимо вести просветительскую работу по противодействию антивакцинальной пропаганде. В свою очередь необходимо, чтобы медицинская сестра проводила санитарно- просветительную работу в ДОУ, потому что отказ от прививок вновь может привести к развитию эпидемий и даже пандемий детских инфекций [1,5,6].

Цель:

Методы исследования:

аналитический - теоретический анализ и обобщение имеющихся научных данных по изучаемому вопросу в общей и специальной литературе

эмпирический - проведение бесед, наблюдений, констатирующего и контрольного анкетирования

Анкетирование проводилось анонимно с использованием анкеты, которая состояла: для родителей – 19 вопросов, для воспитателей – 12 вопросов. На основании вопросов была составлена шкала для оценки эффективности работы медсестры и уровня информированности родителей касательно профилактики инфекционных заболеваний.

Ежемесячно заведующим МБДОУ, врачом-педиатром, медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения.

Анализ заболеваемости показал, снижение заболеваемости у детей дошкольного учреждения, за счет простудных заболеваний (вакцинация сыграла большую роль), пневмонии и ангин.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2018 год составила 146,7 на 1000, ангина – 10 на 1000, ветряная оспа – 29,4 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2019 год составила 129,3 на 1000, ангина – 113,7 на 1000, ветряная оспа – 26,9 на 1000 детей.

· Заболеваемость ОРВИ, грипп за 2020 год составила 530,3 на 1000, ангина – 36,3 на 1000.

Заболеваемость воспитанников острыми респираторными вирусными инфекциями увеличилась на 4,3%. Количество детей часто длительно болеющих увеличилось на 4 ребенка – 8,3%. Переведены из II группы здоровья в I – 5 детей.

Следует отметить, что наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.

Но в детском саду много режимных моментов, где без систематического контроля не обойтись. Организация закаливающих процедур, сна, проведения прогулок, рационального питания, санитарно-гигиеническое состояние помещений – задачи, решаемые медицинской сестрой в детском саду.

В период вакцинации ведется разъяснительная работа с родителями: подробно рассказывается об инфекции, вакцине, специфике прививки и особенностях течения поствакцинального процесса.

Дети, посещающие детский сад, относятся к группе риска по заболеваниям, передаваемым воздушно-капельным путем, в том числе гриппом. Вакцинация проводится ежегодно в преддверии осенне-зимнего сезона. В первый год иммунизация проводится двукратно с интервалом 30 дней. Последующие годы однократно. Прививка от гриппа помогает не только снизить риск заболевания ребенка, облегчить течение заболевания, но и препятствует распространению инфекции в организованном коллективе.

Оценка полноты охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний в дошкольном учреждении показала, что большинство воспитателей считают, что мероприятия обладают достаточным охватом – 21 человек (70%), 9 (30%) воспитателей ответили, что не достаточно (рисунок 1).


При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенный персонал ответил следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%)(рисунок 2).

Рисунок 1 – Полнота охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний


Рисунок 2 –Мероприятия, которые могут усовершенствовать профилактику инфекционных заболеваний у детей

Заключение

Роль медсестры в профилактике инфекционных заболеваний заключается в: информировании родителей по вопросам профилактики (80%), проведение закаливания (71,5%), организация и проведение оздоровительных мероприятий по профилактике ИБ (90%), проведение скрининг-обследования детей (86,6%), организация утреннего фильтра воспитанников (100%), проведение гигиенического воспитания и обучения (93,3%),контроль за своевременным прохождением сотрудниками ДОУ периодических медосмотр и диспансеризации (100%). Анализ уровня информированности показал, что большинство родителей имеют отличный уровень осведомлённости – 51,4%, 28,5% родителей имеют хороший уровень, удовлетворительный уровень у 20,1% родителей. Однако настораживает тот факт, что родители с недоверием относятся к вакцинации детей, в то время как вакцинация является основным способом предотвращения множества инфекционных заболеваний. 47,5% отмечают одним из факторов отказа от прививок – страх осложнений, а 29,3% родителей много прочли недостоверных отзывов о вреде прививок. Анализ эффективности показал хорошую эффективность работы медсестры– 65%, 35% имеют отличный уровень. При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенные персонал ответит следующим образом: большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе (20%), так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы, усовершенствовать оборудование (6,6%), организовать профилактику заболеваний у лиц, с которыми дети контактируют вне детского учреждения (30%), больше уделять время закаливанию (10,1%), вести профилактические беседы с родителями на тему своевременной вакцинации детей (33,3%).

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА У ДЕТЕЙ

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ 6

1.1. Определение гриппа 6

1.2. Этиология и патогенез гриппа 6

1.3. Эпидемиология гриппа 7

1.4. Классификация гриппа 7

1.5. Клиническая картина гриппа 8

1.6. Диагностика и лечение гриппа 9

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей 11

Вывод по 1 главе 12

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ 14

2.1. Характеристика базы исследования 14

Вывод по 2 главе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список сокращений 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Глоссарий 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Памятка по профилактике гриппа и ОРВИ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вакцинопрофилактика 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Памятка по предупреждению заболевания гриппа 34

Актуальность. С наступлением холодного времени года, становится актуальным вопрос о профилактике инфекций дыхательных путей. Самое первое знакомство человека с воздушно-капельными инфекциями происходит в раннем детском возрасте, а затем довольно таки чаще при поступлении в организованный коллектив. Так дети, которые ходят в садик или же школу, болеют воздушно-капельными инфекциями намного чаще, чем неорганизованные.

Среди данных заболеваний наиболее актуальными считаются ОРВИ. Грипп и другие виды ОРВИ занимают первое место в мире по количеству случаев и частоте заболевания. На их долю приходится около 95% всех инфекционных патологий. [2, c .169]

В Российской Федерации ежегодно регистрируются от 27,5 до 41,3 миллиона заболевших гриппом и другими ОРВИ. Высокие показатели по данной патологии обнаруживаются из-за скопления населения в общественных местах (при проведении массовых мероприятий, в организованных детских коллективах, в общественном транспорте), большой мобильности населения, неполноценного питания, а также низкой гигиенической культуры населения. Заражение осуществляется при близком контакте с больным человеком, а также при нахождении с ним в одном помещении, так как при разговоре, кашле и чихании у больного выделяются микрочастицы секрета, содержащие вирусы.

Таким образом, актуальность проблемы определяется:

- увеличением частоты заболеваемости гриппа у детей;

- особенностями клинического течения гриппа у детей;

- совершенствованием методов диагностики и принципов лечения гриппа у детей;

- особенностями профилактической деятельности по заболеваемости гриппа среди детского населения.

Изложенное свидетельствует о высокой актуальности и своевременности темы и определяет необходимость настоящего исследования.

Цель исследования – изучить деятельность медицинской сестры по профилактике гриппа у детей.

Предмет исследования – профилактическая деятельность медицинской сестры.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику заболевания гриппа у детей.

Методы исследования:

- общетеоретический анализ литературных источников;

- технологическая методика и техника сбора научных данных и их обработка.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и источников, приложений.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГРИППЕ У ДЕТЕЙ

1.1. Определение гриппа

Грипп (от фр. Grippe – охватить, схватить; от лат. Influenze - вторгаться) – острое респираторное вирусное заболевание, которое характеризуется симптомами общей интоксикации и лихорадкой, доминирующие над умеренным катаральным синдромом в верхних отделах респираторного тракта. [10, c .304]

1.2. Этиология и патогенез гриппа

Этиология. Грипп вызывается РНК-содержащими вирусами, которые относятся к семейству Orthomyxoviridae, род Influenzavirus, включающий вирусы гриппа типов A, B и C.

Патогенез гриппа обусловлен комплексом процессов, которые развиваются на всех этапах репродукции возбудителей и их последующего распространения по организму, в том числе, и при взаимоотношении вируса с защитными системами хозяина. [16]

Стадии патогенеза:

1. Адсорбция и эндоцитоз (внедрение) возбудителя в эпителиальные клетки респираторного тракта.

2. Проникновение патогенов, разрушенных эпителиальных клеток и продуктов окислительно-метаболических процессов в русло крови.

3. Процесс формирования воспалительного очага с доминирующего его локализацией в органах верхних или нижних отделов респираторного тракта.

4. Исход заболевания (развитие осложнений, выздоровление, смерть). [17]

1.3. Эпидемиология гриппа

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек.

Восприимчивость – всеобщая.

Источник инфекции – больные люди в остром периоде заболевания (в том числе с бессимптомной или легкой формой). Реже – реконвалесценты, которые выделяют вирус в течение 2х недель от момента заболевания.

Возможно инфицирование людей вирусами гриппа птиц или животных.

Путь передачи заболевания – воздушно-капельный.

Сезонность заболевания – наиболее часто зимой и весной. [18]

1.4. Классификация гриппа

Классификация гриппа:

1. По степени тяжести: легкая, среднетяжелая, тяжелая.

2. По типу возбудителя: грипп А, грипп В, грипп С.

3. По характеру симптомов: атипичный, типичный.

4. По характеру течения: осложненное, неосложненное.

5. По топическим признакам (локализация поражения): острый ринит, острый трахеит, острый фарингит, острый бронхит, острый ларингит, сочетанные локализации (ринофарингит).

Кодирование гриппа по МКБ-10:

Грипп, вызванный идентифицированным вирусом гриппа (J10):

J10.0 – Грипп с пневмонией;

J10.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J10.8 – Грипп с другими проявлениями.

Грипп, вирус не идентифицирован (J11):

J11.0 – Грипп с пневмонией;

J11.1 – Грипп с другими респираторными проявлениями;

J11.8 – Грипп с другими проявлениями. [17]

1.5. Клиническая картина гриппа

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления. Если к вирусу гриппа присоединяется бактериальная флора, то имеется шанс развития пневмонии. Даже в головном мозге могут наблюдаться микроциркуляторные гемодинамические нарушения, которые образуются из-за повышения проницаемости капилляров. [14]

Грипп А. Инкубационный период до 2 суток.

Грипп В. Инкубационный период – 3-4 дня.

Заболевание начинается остро, у ребенка может повышаться температура тела до 39-40оС. Признаки общей слабости, озноб, отмечаются суставные и мышечные боли. Под конец первого дня заболевания достигается максимум лихорадки (крайне редко в начале вторых суток). В данный период симптоматика наиболее выражена. Ребенок жалуется на головную боль, пропадет сон, снижается аппетит. Может наблюдаться тошнота, а также рвота. Более тяжелые случаи характеризуются галлюцинациями и бредом.

У ребенка заложен нос, покашливание, слизистые выделения скудные. Отмечается боль в горле, которая усиливается при глотании. В тяжелых случаях отмечаются кровотечения из носа, менингеальные симптомы, судороги, кратковременные обмороки. [10, c .304]

При обследовании можно обнаружить легкую отечность дужек и небных миндалин, гиперемию лица. Отмечается бледность кожных покровов, повышенная потливость. Может отмечаться боль в животе. Типичное проявление гриппа – сегментарный отек легких. Он может никак клинически себя не проявлять, но будет виден на рентгеновском снимке. Если же случай несложный, то очаг поражения может рассосаться через 3-5 дней.

Острое течение гриппа. Длительность лихорадочного периода составляет 3-5 дней. После того, как у ребенка уменьшиться температура тела, его общее состояние улучшится. Если же лихорадка повторно проявляется, то это значит, что к данному заболеванию присоединилась бактериальная инфекция, или же развивается другое ОРВИ. Болезнь длится 7-10 дней, если нет никаких осложнений. Однако, на протяжении 2-3 недель может отмечаться общая слабость, бессонница, головные боли, а также другие явления постинфекционной астении. [5, c .591]

1.6. Диагностика и лечение гриппа

Если у больного ребенка типичная форма заболевания, то грипп обнаруживают при клинической диагностике. Также лабораторная диагностика может проводиться экспресс-методом, который основан на реакции иммунофлюоресценции. Как правило, результаты подобного теста становятся доступными на протяжении трех часов.

Серологическая диагностика основана на обнаружении возрастания титра антител больше 4 раз и выше в парных сыворотках, которые были взяты в самом начале заболевания и в период реконвалесценции. На практике часто применяют методы РТГА и РСК. В последние годы стали часты случаи применения ИФА с раздельным определением специфических антител классов IgG и IgM. [1, c .100]

Молекулярно-генетические методы специфичны и наиболее чувствительны. При возникновении вспышки гриппа или новой эпидемии проводят вирусологическое исследование с выделением и идентификацией ви­руса. Для того, чтобы выделить вирус используют куриные эмбрионы, а также культуры клеток эмбриона человека. [10, c .304]

Лечение. Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста. [11]

К эпидемиологическим показаниям относят нахождение ребенка в коллективе, где он непосредственно подвергает опасности заражения других членов семьи (пребывание ребенка в доме ребенка, детском доме, детском лагере).

Социальные показания:

1) отсутствие возможности оказывать лечение в амбулаторных условиях по каким-то причинам;

2) отсутствие лечения в домашних условиях;

3) если ребенок является безнадзорным (беспризорным);

4) асоциальная семья.

Принципы лечения больных гриппом:

1. Лечебно-охранительный режим (в самом начале заболевания – постельный, далее – полупостельный).

2. Молочно-растительная диета, богатая витаминами.

3. Обильное питье (рекомендовано: морсы – клюквенный или брусничный, горячий чай, минеральные щелочные воды).

4. Противовоспалительные и жаропонижающие средства (препараты на основе парацетамола, парацетамол – при температуре свыше 38оС).

7. Патогенетическая терапия (эреспал сироп 2 мл на 1 кг тела ребенка в сутки).

8. Муколитические препараты (бромгексин, амброксол).

9. Местная терапия (сосудосуживающие препараты и раствор NaCl, раствор серебра протеината, пастилки и таблетки для рассасывания, паровые ингаляции на основе трав – если ребенок старше двух лет).

10. Запрещено использовать ацетилсалициловую кислоту.

11. Витамины группы В, поливитамины, аскорбиновая кислота.

12. Антигистаминные препараты.

13. Этиотропная противовирусная терапия. [12, c .287]

При подозрении на бактериальную флору воспаления дыхательных путей проводится антибиотикотерапия.

Показания для антибиотикотерапии: подозрение на бактериальную флору, бактериальные осложнения, клинические признаки иммунодефицита, грипп в тяжелых формах и при его осложнениях, хронические очаги бактериальной инфекции и их обострение. [10, c .304]

1.7. Роль сестринского персонала в профилактике гриппа у детей

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

Медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании.

Необходимо избегать контакта с больными людьми, не подходить к больному ближе, чем на 1 метр. При контакте с больными людьми необходимо одевать маску, мыть руки с антибактериальными средствами или мылом для предотвращения распространения инфекции. Во время чихания и кашля необходимо закрывать рот и нос одноразовыми носовыми платками, регулярно проветривать помещение, избегать огромного скопления людей, сбалансировано питаться (пища должна быть богата витаминами), полноценный и здоровый сон. [3, c .592; 6, c .240]

Вывод по 1 главе

Заболевание гриппа протекает в виде пандемий, эпидемий, спорадических заболеваний и локальных вспышек. Восприимчивость к вирусу гриппа – всеобщая. Источником инфекции являются больные люди и крайне редко реконвалесценты. Также возможно инфицирование населения вирусами гриппа животных или птиц.

В первую очередь, при гриппе поражаются гортань, трахея, крупные бронхи. В плевре могут наблюдаться мелкие кровоизлияния, а также нарушения кровообращения происходят и в легочной ткани. Чем младше ребенок, тем больше вероятности того, что в легких сформируются очаги серозного воспаления.

Детей, у которых диагностировался грипп, обычно лечат в домашних условиях. Однако, если имеются социальные, эпидемиологические и клинические показания, то ребенка необходимо госпитализировать. К клиническим показаниям относят тяжелые формы гриппа и осложнения болезни.

Госпитализация при гриппе обязательна для новорожденных детей, а также крайне рекомендована для детей грудного возраста.

Особое внимание нужно уделять профилактике гриппа. Для этого, медицинская сестра проводит профилактические беседы о здоровом образе жизни, правильном питании, гигиене, мерах безопасности и осторожности среди больного вирусом гриппа.

Медицинская сестра должна мотивировать пациента, а также его родителей на необходимость проведения вакцинопрофилактики. Нужно объяснять пациентам и его родственникам, что нужно укреплять защитные свойства организма регулярно в течение всего года, при этом уделять особое внимание оздоровительным мероприятиям перед наступлением осенне-зимнего периода времени.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

2.1. Характеристика базы исследования

1) АПП (амбулаторно-поликлиническое подразделение);

3) городская больница (стационар);

5) 3 амбулатории;

6) 2 участковых больницы.

Основные задачи деятельности учреждения:

1) противоэпидемические мероприятия (повышение уровня здоровья населения, санитарно-просветительская работа среди прикрепленного детского населения);

2) организация и проведение комплекса лечебных, консультативных, профилактических мероприятий в условиях поликлиники, стационара, в организованных образовательных учреждениях, на дому.

АПП расположено по адресу: г. Мариинск, ул. Ленина 1. Здание имеет 3 этажа.

В состав АПП входят:

1) отделение скорой помощи;

2) терапевтическое отделение;

3) стоматологическое отделение;

4) гинекологическое отделение;

5) детское отделение (3 этаж, правое крыло здания);

6) физиотерапевтическое отделение;

7) травматологическое отделение.

Детское отделение поликлиники размещено на 3 этаже правого крыла здания и имеет 2 отдельных входа. По территориальному принципу обслуживается детское население. Также участковыми педиатрами обслуживаются подростки до 18 лет.

Режим работы поликлиники: с 7:30 до 18:00 (пятидневная рабочая неделя с 1 рабочей субботой для каждого сотрудника).

Скользящий график работы участковых педиатров позволяет распределить равномерно в течение недели у каждого врача утренний, дневной и вечерний приемы.

Время работы каждого педиатра:

1. На дому – 3 часа.

2. На приеме – 3 часа.

3. Работа с документацией – 1,5 часа.

Таблица 1 – График работы участковых педиатров и фельдшеров на врачебном приеме

Аннотация: в представленных тезисах дипломной работы описываются результаты исследования востребованности пациентов в профилактике Гриппа и ОРВИ, проведенного среди пациентов кардиологического отделения. В работе делается акцент на обучение пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях и основам ухода. Автор пришел к выводу о заинтересованности пациентов в обучении с использованием наглядной памятки, где отражены основные моменты профилактики.

Ключевые слова: пациент, респираторная инфекция, профилактика, противоэпидемические мероприятия.

В своей повседневной практике медицинскому работнику приходится сталкиваться с различными инфекционными заболеваниями дыхательной системы. Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) - один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей.

В наибольшей степени подвержены сезонной заболеваемости лица из так называемых групп риска: дети, пожилые, больные с различными видами иммунодефицитов, бронхолегочными заболеваниями, болезнями почек, сахарным диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями. ОРВИ и грипп постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему человека. Эпидемиологические исследования продемонстрировали связь между сердечнососудистой смертностью и эпидемиями гриппа, а также показали снижение сердечнососудистой смертности после вакцинации от гриппа.

Целью данной работы является определение роли медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания.

Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи :

1) дать краткую характеристику респираторным заболеваниям органов дыхания;

2) определить роль медицинской сестры в профилактике респираторных заболеваний органов дыхания;

3) разработать памятку для пациентов и его окружения по профилактике гриппа и ОРВИ.

Объект исследования : терапевтическое отделение ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.

Предмет исследования : пациенты, имеющие сердечно – сосудистую патологию.

Методы исследования : анализ статистических данных, анкетирование пациентов.

Анкетирование было анонимное и включало вопросы о профилактике респираторных инфекций. В анкету включены возрастно – половые вопросы, профессиональная занятость больных, наличие вредных привычек, вопросы о распространении гриппа и ОРВИ, частота заболевания гриппом и ОРВИ за год, вопросы о профилактике гриппа и ОРВИ, вопросы о медицинской помощи в период болезни.

Всего было опрошено 50 больных, из них 27 женщин и 23 мужчины.


Диаграмма № 2: Распределение больных по полу.

Возраст респондентов распределился следующим образом: от 16 до 30 лет – 3 больных, от 31 до 40 лет – 9 больных, от 41 до 55 лет – 12 больных, старше 56 лет – 26 больных.


Диаграмма № 3: Распределение больных по возрасту.

На вопрос знают, что такое профилактика ОРВИ респонденты ответили: да – 10 больных, нет 15 больных, и имеют частичное представление – 23 больных.



Диаграмма № 4: Распределение по распространению гриппа и ОРВИ.

Ответы на вопрос, о мерах профилактики распределились следующим образом: посещение врача – 16 больных, приём лекарств – 20 больных, занятие спортом - 18 больных, свой вариант - больных


Диаграмма № 5: Меры профилактики гриппа и ОРВИ.

На вопрос о самостоятельном приеме лекарственных препаратов при заболевании и профилактике ОРВИ, утвердительно ответили 34 больных, и нет – 16 больных.


Диаграмма № 7: Самостоятельный прием лекарственных препаратов при заболевании и для профилактики гриппа и ОРВИ.

В работе особое внимание уделялось неспецифической профилактике и составлению памятки для пациента и лиц, ухаживающих за ним.

На заметку! Больному:

  • изолируйте больного от остальных членов семьи;
  • воздержитесь от приема посетителей. Помните, что звонок по телефону безопаснее, чем визит;
  • прикрывайте рот при кашле;
  • чаще мойте руки водой с мылом или протирайте их спиртосодержащей жидкостью для очистки рук, особенно после кашля или чихания;
  • используйте бумажные одноразовые полотенца и платки. Например, у всех членов семьи полотенца могут быть разного цвета.

На заметку! Лицам, ухаживающим за пациентом:

  • По возможности, только один взрослый в доме должен осуществлять уход за больным.
  • Избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина.
  • Все члены семьи должны часто мыть руки водой с мылом или протирать их спиртосодержащей жидкостью для рук, в частности, после каждого контакта с больным, после посещения комнаты, в которой находится больной.
  • По возможности, поддерживайте надлежащий режим вентиляции в помещениях общего пользования
  • Поддерживайте чистоту поверхностей, протирая их с использованием хозяйственных дезинфектантов согласно инструкциям на этикетке продукта.
  • Нельзя использовать другим лицам предметы после больного без предварительной обработки (стирка, мытье).
  • Стирайте постельное белье отдельно от остального белья, собирая белье в мешок. Мойте руки водой с мылом или протирайте спиртосодержащей жидкостью для рук сразу после того, как Вы соприкасались с грязным бельем.

Столовую посуду следует мыть либо в посудомоечной машине, либо вручную с использованием воды с мылом.

Если вы ухаживаете за пациентом:

  • Избегайте того, чтобы Ваше лицо находилось напротив лица больного.
  • Если Вы держите на руках больного маленького ребенка, положите его подбородок себе на плечо, чтобы он не кашлял Вам в лицо.
  • Ухаживающий за больным, должен носить маску, когда он покидает дом, чтобы не распространять грипп в случае, если он находится на ранней стадии инфекции.
  • Наблюдайте за собой и за членами семьи на предмет появления симптомов гриппа, в случае появления этих симптомов сразу обратитесь к врачу.
  • Для профилактики гриппа можно использовать противовирусные препараты, после консультации с врачом.
  1. Медицинская сестра должна знать что, в комплексе противоэпидемических мероприятий против гриппа и респираторных инфекций используются два основных способа, предупреждающих вирусные заболевания: специфическая профилактика (вакцинопрофилактика), и не специфическая защита.
  2. Медицинская сестра должна активно участвовать в неспецифической профилактике воздушно – капельных инфекциях.
  3. Медицинская сестра обучает пациента и его родственников противоэпидемическим мероприятиям при респираторных инфекциях, основам ухода за пациентом при температуре.
  4. Медицинская сестра проводит санпросвет работу с населением о вреде курения и о здоровом образе жизни (закаливание, физическая нагрузка).

Список использованной литературы

1. Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р., Маркова Т.П. Бактериальные иммунокорректоры в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей и уха у часто болеющих детей. Consilium medicum.–Педиатрия (приложение), 2002, т.4, N 3, с. 7–14.

2. Ершов Ф.И., Чижов Н.П. Химиопрепараты против наиболее распространенных вирусных инфекций. Materiamed., Фармарус, 1996, N 2(10), с. 15–27.

3. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации. Руководство для врачей. М., 2011.

4. Маркова Т.П., Чувиров Д.Г., Гаращенко Т.И. Механизм действия и эффективность Бронхо–мунала в группе длительно и часто болеющих детей. Иммунология, 2009, N 6, с. 49–52.

5. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. ГЭОТАР–МЕД, 2011, 399с.

6.A.M.Palach, I.A. de Bruijn, J. Nauta. Influenza immunization .J.ofClin. Research., 1999, v.2, р. 111–139.

7. Таточенко В.К., Дорохова Н.Ф., Шмаков С.Г. Экологические факторы и болезни органов дыхания у детей. В кн. Экология и здоровье детей, под ред. Студеникина М.Я., Ефимовой А.А. М., Медицина, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Роль медицинской сестры в профилактике гестозов

Гестозы представляют собой осложнение физиологически протекающей беременности, связанное с нарушением процесса адаптации организма матери к беременности и характеризующееся напряжением компенсаторных .


Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.

Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м.


Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия"

Статья " Роль медицинской сестры в профилактике плоскостопия" из опыта работы.

Презентация "РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ"

Рассмотрены пути инфицирования вирусными гепатитами (механизм, способы передачи). Учитывая опасность, которую несёт вирусное поражение печени, особую важность приобретает роль медсестры в профила.


Роль медицинской сестры в профилактике абортов.

В настоящее время аборт продолжает оставаться серьезной проблемой охраны репродуктивного здоровья российских женщин. Распространенность и динамика абортов - это один из немногих показателей, по которы.


Роль медицинской сестры в профилактике негативного влияния вредных привычек на репродуктивную систему женщины.

Репродуктивный возраст - период в жизни женщины, в течение которого она способна к вынашиванию и рождению ребёнка. В среднем репродуктивный возраст женщины составляет 15 - 44 года.


РОЛЬ ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В СОБЛЮДЕНИИ МЕР ПОВЫШЕННОГО ИНФЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профилактика инфекций и борьба с ними являются критически важными действиями, влияющими на качество медицинских услуг.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), представляют собой реальную и серьезную угрозу как для пациентов, так и для медицинских работников. Обычные патогены могут легко передаваться через руки медицинских работников, оборудование, предметы снабжения и антисанитарные методы. Соблюдение рекомендаций по профилактике инфекций и контролю за ними имеет решающее значение для повышения качества стационарной помощи, поскольку они эффективны в снижении частоты инфекций, которые ухудшают результаты лечения пациентов [1].

Профилактика инфекций и борьба с ними в медицинских учреждениях сталкиваются с множеством проблем. Об этом свидетельствовало различие в знаниях, отношении, практике и соблюдении со стороны медицинских работников [2, 5].

Инфекционный контроль за счет эффективного использования инструментов контроля инфекционного контроля может помочь предотвратить распространение заболеваний среди пациентов и персонала и обеспечить безопасность медицинских учреждений.

Особый интерес представляет проблема, связанная с обеспечением безопасности пациентов. Профилактика ИСМП стала ключевым направлением в сфере безопасности пациентов. Специалисты по профилактике инфекций обычно предоставляют различные услуги медицинским организациям; однако именно главная медицинская сестра может напрямую влиять на профилактику инфекции, что приводит к положительным результатам для пациентов и всего медицинского персонала. Действия главной медицинской сестры и других медицинских работников напрямую влияют на заболеваемость и смертность пациентов.

Роль главной медицинской сестры в предотвращении ИСМП очень велика. Индикаторы, чувствительные к сестринскому делу – это действия и вмешательства, выполняемые главной медицинской сестрой в рамках сестринской практики.

Главная медицинская сестра является членом медицинской бригады, которая руководит остальной частью бригады, применяя стратегии профилактики для защиты пациента и всего медицинского персонала от инфекции [5]. Некоторые из самых основных стратегий, приводящих к положительным результатам для пациентов, включают:

- практика и пропаганда гигиены рук

- последовательное использование асептических методов

- методы очистки и дезинфекции

- использование стандартных мер предосторожности

- оценка пациента и дополнительные меры предосторожности

- использование предохранительных устройств

- удаление ненужных инвазивных устройств

- использование комплексных стратегий для профилактики инфекций

Практика и пропаганда гигиены рук

Гигиена рук - самый эффективный способ предотвратить передачу инфекции. Руки медицинских работников являются наиболее распространенным средством передачи патогенов, связанных с оказанием медицинской помощи, от пациента к пациенту и в окружающей среде здравоохранения. Гигиена рук является ведущей мерой по предотвращению распространения устойчивости к противомикробным препаратам и сокращению ИСМП, но соблюдение медицинскими работниками оптимальных методов в большинстве случаев остается низким.

Результаты исследований продемонстрировали, что почти все в медицинских организациях – от поверхностей до рук медицинских работников и медицинского оборудования – может служить резервуаром и переносчиком условно-патогенных микроорганизмов. Некоторые бактерии и вирусы могут жить на неодушевленных предметах и поверхностях в течение недель или даже месяцев.

Важно выработать привычку регулярно соблюдать гигиену рук при выполнении задач и процедур по уходу за пациентом или при обращении с медицинскими приборами.

Последовательное использование асептической техники

Асептическая техника - это набор специальных практик и процедур, выполняемых в тщательно контролируемых условиях с целью минимизировать заражение патогенами. Он используется для максимизации и поддержания асептики - отсутствия патогенных организмов - в клинических условиях. Техника асептики защищает пациента от инфекции и предотвращает распространение болезнетворных микроорганизмов.

Практика очистки и дезинфекции

Медсестры и другие медицинские работники часто используют медицинские устройства более чем для одного пациента. Есть исследования, свидетельствующие о том, что стойкие патогены остаются в течение нескольких недель на поверхностях окружающей среды в медицинских учреждениях. Иногда обслуживающий персонал избегает прикосновения к такому оборудованию, опасаясь причинения вреда; поэтому патогены и пыль собираются, становясь потенциальным вектором передачи инфекции.

Информирование служб охраны окружающей среды об ожиданиях в отношении очистки и дезинфекции сложного оборудования и компьютеров для мониторинга пациентов жизненно важно для обеспечения регулярной очистки и дезинфекции. Часто методов очистки (удаления грязи и других загрязнений), дезинфекции (уменьшения количества микроорганизмов до безопасного уровня) или дезинфекции (удаления большинства микроорганизмов, но не особо устойчивых) недостаточно для предотвращения инфекции [3].

Использование стандартных мер предосторожности

Стандартные меры предосторожности - это самый базовый уровень инфекционного контроля и профилактики, который следует использовать постоянно при оказании помощи пациенту на любом уровне.

Эта стратегия применяется к крови и всем биологическим жидкостям, секретам и выделениям (кроме пота), независимо от того, содержат они видимую кровь или нет. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ), таких как непромокаемые защитные халаты, одноразовые перчатки, маски и средства защиты глаз (в случае брызг), обеспечивает безопасность медсестры, осуществляющей уход. Своевременное и правильное снятие СИЗ с последующим соблюдением гигиены рук - лучший способ избежать передачи инфекции другим пациентам и персоналу [4].

Медицинские организации несут ответственность за обеспечение и предоставление этой защиты всем медицинским работникам бесплатно.

Знание правильной гигиены рук является обязательным, особенно для медицинских работников. Регулярный мониторинг практики гигиены рук посредством внутренних аудитов может помочь гарантировать соблюдение надлежащей гигиены рук.

Медицинские работники должны хорошо разбираться в использовании аппаратов ИВЛ и другого больничного оборудования. Необходимо постоянно поддерживать надлежащую дезинфекцию инструментов и оборудования, а также чистоту в медицинском учреждении.

Медицинская практика

Правильное введение и обслуживание катетеров, практика инъекций и другие медицинские услуги должны выполняться в соответствии с протоколами инфекционного контроля в учреждении.

Исследования показали, что плохая дезинфекция инструментов и неэффективные методы профилактики и контроля инфекций часто приводили к вспышкам внутрибольничных инфекций [6, 7]. Таким образом, исследование было важно установить, были ли какие-либо пробелы в соблюдении мер профилактики инфекций, чтобы предпринять корректирующие меры со стороны администрации больницы.

Список использованной литературы

1. Бедойя, Г., Долингер, А. Наблюдения за профилактикой инфекции и практикой контроля. // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. – 2019. - № 95. – С. 503-516.

2. Энгеда, E.H. Соблюдение стандартных мер предосторожности и связанных с ними факторов среди работников здравоохранения. // Информационный журнал по охране окружающей среды и общественного здравоохранения. – 2020. - № 65. – С. 189-196.

3. Мирзабаева, С.А., Жанибеков Ж.Ж., Дадабаева Н.А. Роль главных и старших медсестер в здравоохранении. // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (68). — С. 60-62.

4. Кудрявцева Л. Как подготовить сестринскую службу к новому эпидсезону с учетом второй волны COVID-19: чек-лист от Роспотребнадзора и наработки практиков. // Главная медицинская сестра. – 2020. - №8.

5. Чупахин Н.Н. Роль главной медицинской сестры в организации работы среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. – 2018 - №11. – С. 45-48.

7. Бахтина Л.К. Работа главной медсестры больницы в современных условиях. // Медицинская помощь. – 2020. - №6. – С.37-39.

Читайте также: